Бухучет и налоги

Сценарий развлечения «Гжельские узоры. Внеклассное мероприятие для младших школьников «Народные промыслы России Марье синяя роза очень понравилась и она сказала

Татьяна Бандоля
Сценарий мероприятия «Народные промыслы глазами детей» (гжель и хохлома)

Цель занятия :

1. Учить детей демонстрировать продукт своей деятельности (товар для ярмарки, посредством ведения беседы;

2. Развивать умения подбирать эпитеты-прилагательные, описывая изделия (хохломская роза , завитки, лепестки, сеточка, мазки, спиралька);

3. Продолжать совершенствовать технические навыки хохломской и гжельской росписи ;

4. Упражнять детей в названии отличительных особенностей каждой из росписи;

5. Воспитывать уважение к труду народных умельцев , через знакомства с различными видами прикладного искусства;

6. Доставить детям радость от взаимодействия друг с другом, и гостями ярмарки.

Предварительная работа :

1. Роспись силуэтов посуды из тонированной бумаги;

2. Изготовление альбома «Народные промыслы России » ;

3. Выставка рисунков по Хохломе и Гжели ;

4. Рассматривание узоров и их элементов;

5. Заучивание стихов, потешек, загадок, частушек о русском народном промысле ;

6. Заучивание слов в хороводе «По малину в сад пойдем» ;

7. Рассматривание костюмов в стиле Хохлома и Гжель ;

8. Чтение книг о народных умельцах ;

9. Просматривание слайдов о ремеслах;

10. Дидактическая игра «Собери посуду из частей» , «Найди нужное перо для Жар-птицы» ;

Материалы :

1. Выставка детских работ по народно -прикладному искусству;

2. Игрушки и посуда хохломская и гжельская ;

4. Силуэты Жар-птицы;

5. Костюмы : мухи-цокотухи, хохломские безрукавки и гжельские сарафаны ;

6. Карусель;

7. Самовар;

8. Угощение – блины, варенье.

Ход занятия.

Звучит ярморочная музыка, шум, гул, смех. Вбегает мальчик :

Эй, народ честной , здравствуйте! (кланяется)

Всех на праздник – ярмарку приглашаю

Веселья и хорошего настроения желаю

В городе мастеров наш праздник открывается,

Потому что мастера здесь лучшие собираются!

Если вы приглядитесь, то сами убедитесь!

(Играет музыка) Входят дети.

Воспитатель :Ну - ка, дети, проходите,

На убранство поглядите!

Ярмарка у нас большая,

Да красивая какая!

Проходите, посмотрите,

Да про все нам расскажите…

(проходят, останавливаются, оглядываются.)

Звучит музыка, вбегает Муха-цокотуха.

Воспитатель : Муха, муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо

Муха пополю пошла

Муха денежку нашла

Пошла муха на базар

Покупать себе товар

Нынче муха – цокотуха – именинница!

Муха : У меня сегодня именины. Ко мне на праздник прилетели эти чудо – птицы небывалой красоты, только они, только они (плачет) растеряли все свои хвосты. Дорогие дети, помогите, хвостики вы им найдите.

Воспитатель : Не плач муха, наши дети сейчас вмиг тебе помогут (дети подбирают птицам хвосты, прикрепляют на мольберте)

Птицы расписные

Крыльями махали

Крыльями махали

Злато рассыпали

Да с землицы русской,

Травы собирали,

Чаши украшали.

Мастерство с любовью

Нам передавали.

Муха : Спасибо ребята. А ещё, ребята, мне нужна красивая посуда, чтобы встретить гостей, только не знаю где её взять?

Воспитатель : Муха, а давай наши ребята тебе распишут посуду красивой росписью.

Муха : А ребята справятся?

(воспитатель приглашает детей к рабочим столам .) Дети рисуют один элемент в центре рисунка. Закройте глаза и представьте себе узор – розочку, которую вы бы хотели нарисовать. Разомните ладони, пальцы. А помогут нам волшебные слова :

«Кисти, кисти, помогите

Роспись рисовать начните»

Самостоятельная работа детей .

После работы дети выставляют свои работы на подставки.

Муха : Что я вижу! Это диво!

Сколько радости вокруг.

Вся посуда так красива

Аж захватывает дух!

Воспитатель : Ну, Муха, выбирай!

«Мастера и мастерицы

Добры молодцы, девицы,

Уменье свое покажите

Товар свой расхвалите!»

Муха подходит к столу с гжелью :

«Сине- белая посуда,

Расскажи – ка ты, откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми – синими,

Нежными, красивыми.

Ребенок : В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит

Вдоль этой речки

Деревенька стоит

Заросли ивы,

Вдоль речки бегут,

Умельцы в этой деревеньке живут

Расписную посуду они мастерят

Синим по белому чуду творят!

Муха : Я хочу купить эту посуду, но прежде расскажите, как вы расписывали этот чайник? (ребенок описывает свою работу.)

«Поглядите на мой чайник, в середине я нарисовала большую розу, а в серединке розочки сеточкой, сине – голубым цветом, с завитками и листочками, тоже голубыми. Вверху и внизу бордюрчик. В росписи используются только два цвета : белый и синий. Я люблю рисовать гжельскую роспись . Гжельская посуда очень хрупкая, нежная и красивая».

Муха : Красивая ваша посуда, а из чего же её делают?

(ответы детей ) Очень интересно было бы посмотреть, как делают гжель . Просмотр слайда о гжели .

Воспитатель : Поверить трудно, неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса.

Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Ребенок : Ставьте ушки на макушки

Мы про гжель споем частушки .

1. По полю гуляла я

Три цветочка нашла

Белый, синий, голубой –

Я любуюсь красотой.

2. Мыла гжельскую посуду

Разлетелись брызги всюду,

Брызги вытру – не беда,

Ох, посуда, хороша!

3. Дома краски я нашла,

Синим глазки подвела ,

Щечки подрумянила…

Мама, не ругай меня.

4. Юбку белую надела

Синю ленту заплела

Вот такая стала я

Полюбуйтесь на меня.

5. Голубые облака

Синяя водица

Художницей стану я

Только б научиться!

6. Я в окошечко смотрю,

На березку и на ель

Приглашу с собой Матвея

На экскурсию я в Гжель !

Муха : За соседним столом вижу роспись тоже чудесную, пойду погляжу, а потом уж куплю.

Воспитатель : Славный молодец скажи

Чем товар ваш славится,

Чем от других отличается?

Откуда посуда?

Ребенок : Роспись хохломская ,

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома !

Воспитатель : Ребята, вы посмотрели фильм «Как делают Гжель » . А сейчас я вам расскажу откуда к нам пришла Хохлома . Искусство Хохлома – это гордость нашей культуры. Золотые узоры хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Хохломская роспись радует нас яркими красками и сиянием золота. Своей красотой, хохломские изделия , могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя и сделаны они из очень доступного материала – дерево липы. Много лет назад возник хохломской промысел . Золотой краской расписывали деревянную посуду, покрывали ее льняным маслом, прогревали в печи и масляная пленка превращалась в золотой лак. Отвозили эту посуду в большое село под названием Хохлома на продажу , по названию этого села стали называть посуду хохломской . Ну до чего же красивая и яркая эта Хохлома .

Муха : Ох, я ведь привередница какая, меня одним красивым словом товар купить не заставишь. Вы расскажите мне, чем ваш товар от других отличается?

Ребенок описывает свою работу : «Моя вазочка расписана под хохлому . На черном фоне я нарисовал красивую ягодку – малинку. Я старался украсить свою вазочку желтыми листочками, завитками, чтобы получилось ярко, вверху кайма желтая. Если внимательно посмотреть, то, кажется, золото блестит на черном фоне».

Муха : Ты говоришь, малинку нарисовал. Хороша малинка, я ее тоже очень люблю.

Воспитатель : А ты, муха, становись с нами в хоровод, мы споем тебе про вкусную ягодку – малинку.

Хоровод. «По малинку в сад пойдем»

Муха : Хороший ваш товар.

Ребенок : Посуда наша,

Для щей и каши

Не бьется, не ломается,

И порче не подвергается.

Посуду выбирайте

Да с радостью покупайте!

Муха : Что я вижу? Ложечка точеная, ручка золоченая. Какая красивая!

Ребенок : Расписная ложка,

Лаковая ножка

Красной ягоды глазок ,

Золотистый завиток.

Теперь время настало плясать

Да на ложечках играть.

Игра на ложках.

Муха : Все – то вы знаете, да умеете. Молодцы какие.

Воспитатель : Время бежит все скорее вперед,

В гости к себе игра нас зовет!

Всех приглашаю я поиграть.

А как мы будем играть, я Вам сейчас объясню.

Как начнет музыка играть,

Надо ленточку на ложку намотать,

А как закончит музыка играть,

Значит хватит Вам и ленточку мотать.

Понятно ли такое задание,

Тогда начинаем соревнование.

(Игра с ложками и лентами) .

Воспитатель : Играми да плясками сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством , щедростью, радушием. «Мир вам гости долгожданные, что пришли к нам в добрый час» . Муха, а у меня для тебя тоже есть сюрприз (звучит музыка, выходит ребенок с самоваром, танцует, дети с угощеньем) .

Муха : Чай горячий на столе,

Блины да варенье

Приглашаю вас отведать

Занятие по декоративно-прикладному творчеству. Гжель

Цель: актуализировать знания учащихся о росписи «Гжель»; научить рисовать элементы росписи «Гжель», формировать понятия об орнаменте.
Задачи:
обучающие
1. Познакомить детей с росписью «Гжель»
2. Познакомить детей с наследием русского народного искусства и его традициям.
3. Учить детей составлять план действий, правильно распределять время для работы.

Развивающие
1. Развивать у детей кругозор и формировать представления о роли искусства в жизни общества.
2. Развивать у детей образное мышления, творческую фантазию и воображение.

Воспитывающие
1. Воспитывать творческую личность, духовно богатую, внутренне свободную, способную строить жизнь, достойную человека, умеющего в этом мире быть счастливым;
2. Воспитывать такие качества личности как доброту, отзывчивость, трудолюбие, любовь к родному краю.
3. Воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира
Оборудование: слайды, посуда и статуэтки с росписью «Гжель», схемы орнаментов, на доске слова «гончар», «фарфор», «кобальт», «палитра», «эскиз».

I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

II. Вводная часть
Учитель:
- Отгадайте загадки:
1.Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит-плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это-…(птица)
2.Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё-беда:
Она их главная еда. (цветы, трава).
Учитель: Правильно, ребята! Птицы, травка, цветы, завитки-главные элементы росписи, о которой мы сегодня узнаем на занятии.

III. Основная часть.
- Сегодня мы с вами познакомимся c русским народным творчеством и называется оно ГЖЕЛЬ.
В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.
Учитель: -Кто такие гончары?
(мастера, которые изготавливают изделия из глины)
Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины подвергались обжигу в печи при высокой температуре.
И вот собрались однажды они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке- курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная сахарница получилась.
Стали думать да гадать как бы такую красоту украсить?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое небо с белыми облаками, вдали синий лес, синяя гладь рек и озёр, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава…
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали её ласково называть «Нежно-голубое чудо-сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду (показ посуды с росписью «гжель») Физминутка
Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули.
Два-три – нагнулись, пол достали
А четыре – прямо встали.
Воздух сильно мы вдыхаем,
При наклонах выдыхаем.
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики,
Девочки и мальчики
Сегодня объединение «Гжель»- современное предприятие, в состав которого входит 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.
Гжель-это вазы, статуэтки, игрушки камины, люстры и многие другие фарфоровые изделия. Продукты «Гжели» пользуются огромной популярностью в России и за её пределами.
Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чаши цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне- исключительно гжельская традиция, которой не найдёшь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного тёмно-синего цвета. Но оттенки появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-чёрным.
Давайте попробуем на нашей палитре получить как можно больше оттенков синего цвета.
(пользуемся синей краской только одного цвета)
Так как гжельские мастера расписывали свои изделия цветами, листьями, завитками, птицами
Давайте попробуем также красиво нанести свой узор (эскиз) на бумагу. Сначала вы подумайте, что изобразите на своих изделиях.
(Учитель показывает на доске приёмы и технику мазков, работу кистью) Дети пробуют сделать свои эскизы


Физминутка:
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена...
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко... ровно... глубоко...
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

А сейчас, когда вы продумали, какой узор будете наносить на свои изделия, можете приступать к работе. Не торопитесь, работайте спокойно.
(Звучит спокойная музыка.)



IV. Заключительная часть. (выставка работ)


Ребята, понравилось ли вам наше занятие?
- Что нового вы узнали?
- Возникли ли у вас трудности?
- Спасибо за работу.

Форма проведения:литературно-музыкальная композиция

Участники: воспитанники 1 – 7 классов ЦЕЛЬ:

  • воспитывать интерес к народному искусству, любовь к Родине, её истории и культуре, расширять кругозор детей на основе знакомства с удивительным миром русской культуры;
  • формировать у детей нравственно-этическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве, развивать фантазию, творчество, воображение;
  • закреплять знания детей по декоративно-прикладному искусству через обзор промыслов Хохломы и Гжели.

— развивать творческие способности детей, навыки коммуникативного общения; — учить детей выразительно исполнять плясовые движения, передавать веселый, радостный характер песен; — развивать умения работать коллективно в группах; — воспитывать чувство сплоченности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

— компьютер, мультимедийный проектор; — русские народные костюмы; — музыкальное сопровождение; — чай, пироги.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:

— предметы декоративно-прикладного искусства; — плакаты, пособия, книги; — рисунки и поделки учеников.

ПРОГРАММА КЛУБНОГО ЧАСА

Творения русских умельцев дороже

Душе моей всяких иных.

И чем-то особым и звонким похожи

На тех, кто задумывал их.

I. Творенья русских умельцев

II. Незабудковая Гжель: а) хоровод с деревом; б) видеопрезентация; в) частушки; г) Гжель в рисунках.

III. Сказочная Хохлома: а) хоровод с деревом; б) частушки; в) сказка о Хохломе; г) игра на ложках.

IV. Звезда России Ученик 1. Хохлома – это лето и осень, Россыпь ягод и лист золотой. Гжель – январская дивная просинь Над снегами морозной зимой. Завиток к завитку – ярко-красным, Чтобы стало душе веселей, Хохлома – это радость и праздник, Это щедрость России моей! Чистота и изысканность линий – Холодна бледноликая Гжель – Это синий безудержный ливень, Голубая шальная метель. Красота и тиха, и печальна, Недоступна, как дамский каприз. Вот она – нераскрытая тайна – Для Снегурочки чайный сервиз. У природы заимствуя краски, Бесконечно талантлив народ, И поскольку Россия контрастна, Хохлома рядом с Гжелью живет. ХОРОВОД с деревом Ведущая 1. Садитесь скорее, да послушайте О чуде каком я расскажу. Все вокруг белым-бело, Будто снегу намело. А по белому – цветы, Как лазурь небес, чисты. Голубые, как ручей. Это «Гжель»!

Исполняется песня о Гжели Снова в зимний вечер радуемся встрече, Голубая сказка Гжели к нам пришла. Из времен далеких, старины глубокой К нам свое тепло и ласку донесла. Ах ты, гжель родная, сказка голубая, Где взяла ты столько нежной красоты? В стороне родимой, От земли любимой, Где сейчас, малыш мой, Подрастаешь ты. От березок белых, да еще от снега Заискрился белым цветом мой фарфор. Голубые розы, русские морозы, Нежно кистью рисовали мой узор. Ах ты, Гжель родная. Сказка голубая, Не теряешь ты с годами красоты. В стороне родимой, Родине любимой От души тепло и ласку даришь ты! Ученик 2. Сине-голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись… (Гжель). Ученик 3. Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели? Ученик 4. В тихом Подмосковье река Гжелка бежит. Вдоль этой речушки деревенька стоит. Резные оконца, на крыше конек. Из чистого колодца водицы глоток. Заросли ивы вдоль речки бегут, Умельцы в той деревеньке живут. Расписную посуду они мастерят, Синим по белому чудо творят. Ученик 1. Голубизну небесную, Что сердцу так мила, Кисть мастера на чашечку Легко перенесла. Ученик 2. Вот сине-белая посуда, Расскажи-ка, ты откуда? Видно издали пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими. Нежными, красивыми. Ученик 3. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой, Не встретите на свете вы Красоты такой!

Презентация по слайдам (12 первых слайдов) Ученик 1. Синие птицы по синему небу, море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых! Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель. Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая Гжель! Ученик 2. За столом сидели, Бабушка и дед, Пили чай из Гжели Часто, много лет. Чайник, чашки, кружки Согревали нас, Милые зверюшки Радовали глаз. Но пришел с подружкой Внук к себе домой. Ходики с кукушкой, Скатерть с бахромой, Может и дичают Где-то там вдали, Только в Гжель он чаю Для нее налил. Сколько б ни летели Миллионы дней, Мы без нашей Гжели Словно без корней. Белизны и сини Нежные цветы, Это все Россия – Мама, папа, ты.

Продолжение презентации Ученик 3. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!

(Слайды 13 – 18) Ведущая 1: Разные элементы росписи в работе используют мастера: линии и точки, бордюры, капельки.

(Слайды 19-20) Но, пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

(Слайды 21-22) Иногда изображают сказочных животных и птиц.

(Слайд 23) На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

(Слайды 24-25) Ученик 4. Какие розы и пионы На чашках пишут мастера. И сине-белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера!

(Слайды 26-28) Ученик 5. Синее на белом, тонкий контур цветов Видим мы на узорах наших веселых лугов. Темно-синее чудо, соловьиная трель. Всем ты в душу запала, Наша русская Гжель.

Ученик 6. У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая Ее трава шелковая, ее цветы весенние И мастерство волшебное, достойно восхищения! Ученик 7. Что может быть прекрасней Гжели? Ее фарфоровых изделий И чайников, и самоваров, И блюд, забавнейших игрушек? Лепных поделок расписных Горшочков, чашечек чудных? Гжельские поделки: Кошки, мышки, белки… Под кисточкой волшебной наших мастериц Оживают стайки разноцветных птиц. Машут лепестками волшебные цветы, Гжельские картины чудесной красоты!

Ведущая 1: Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по-прежнему остается могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. История Гжели уходит вглубь веков, и ее народному искусству суждена долгая жизнь. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

Частушки Ставьте ушки на макушки, Мы про Гжель споем частушки. Синее синего узор, Белее белого фарфор. Гжельские изделия – Просто загляденье! Синенький цветочек, Синенький листочек, Это роза гжельская, А не василечек. Как с бордюра я начну, На решетку скакану, Не подумайте плохого – Это я узор тяну. Юбку белую надела, Синю ленту заплела, Вот какая стала я – Полюбуйтесь на меня! На окошке два цветочка Синенький да беленький. Когда, мама, подрасту, Подарю их миленькой! Я в окошко смотрю На березку и ель Приглашу с собой Кирилла На экскурсию в Гжель. Мыла гжельскую посуду, Разлетелись брызги всюду. Брызги вытру – не беда! Ох, посуда хороша! Какое рукоделие Гжельские изделия! Мы не просто детвора, Мы по Гжели мастера! Подмосковны мастера Традиции хранили. Уже семь веков прошло А Гжель не позабыли.

Ведущая 1. В жизни вряд ли где найдете, Чтоб вокруг цвели цветы Небывалой красоты. Пауза, ученик подходит к гостям.

Ученик 1. Вижу, есть тут мастерицы. Нарисуют нам узор – Голубых небес простор. Мы попросим вас, девицы, Рукодельницы-сестрицы, Нам узор нарисовать, Нашей Гжели показать. Дано задание гостям нарисовать посуду, расписанную под гжель. Звучит песня «Незабудковая гжель». В это время на экране идет слайдовая презентация гжели.

Ведущая собирает работы гостей.

Ученик 2. Незатейливый узор Из оттенков краски, Глина белая, фарфор – Атрибуты сказки! Словно детская рука На кусочках глины Рисовала в три мазка Синие картины. Чашек круглые бока Расписав в колечки, В лепестки и облака – Изразцы для печки. Голубые кружева, Кобальтовый иней, Будто вьюга намела Завитушки линий. Налепила для игры Синие фигурки, Для забавы детворы, Зайцев и свистульки. Скрыта в легкости мазка Тайна чудо-глины. На Руси живет века Промысел старинный. Поколения мастеров Бело-синей Гжели. Чародеи двух цветов, Наши Боттичелли!

Ученик 3. Играет нежная свирель, И замирает в восхищеньи. Жемчужина России – Гжель, Где поселилось вдохновение. Здесь каждый – мастер и творец. Один расписывает вазу, Другой, искусный, взяв резец, Узор наносит тайной вязью. Славянский бог, прекрасный Лель, Воспевший красоту земную, Убрал цветами колыбель, Вдохнув в них жизнь совсем иную. Переплетение листьев, трав, Цветочек, веточка, каемка. Во всем я вижу русский нрав. И душу светлую ребенка. Такое чудо сотворить Мог мастер, любящий природу. Его призвание – дарить Минуты радости народу. Вот симпатичный башмачок Лазурью весело сияет, На нем уставший мужичок Прилег удобно, отдыхает. Изящно ящерка стоит, Взобравшись на шкатулку ловко. Спина на солнышке горит И гордо поднята головка. В красивом синем обрамлении Часы тихонечко идут. Проходят годы и мгновенья. А гжель жива, цветы цветут! Узор на долгие года. Останется призванием гжельцев. И не иссякнет никогда Плеяда мастеров умельцев!

Перед второй частью идет показ видеотанца о Гжели, звучит песня в исполнении М. Пахоменко «Хохлома».

Ведущая 2. В деревне Семеново – В русском краю. Стояли избушки Там в бытность свою… И пели там птицы, Кормила земля. И желтая ржица Ласкала поля. Леса там родили Рябину, цветы. И люди там жили, Лелея мечты. Чтоб жизнь была краше Для жителей тех- Писали на чашах Узор для потех. Писали узоры Их руки, души. Молились в соборах, Чтоб не было суши. А в этих узорах Рябиновых лоз. Царили Соборы, Леса и покос. Там музу вершил Кистью русский народ. И сказку творил, Нежно вписанный плод. Там сказка вплеталась В ковши и дома. Вот так зарождалась У нас Хохлома! Хоровод вокруг дерева

Ведущая 2. Резные ложки и ковши Ты разгляди – но не спеши, Там травка вьется и цветы Удивительной красы. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, Здесь же всякий золотой, Красоту такую люди Называют Хохломой! Ученик 1. Как волшебница жар-птица, Не выходит из ума, Чародейка-мастерица, Золотая хохлома! И богата, и красива, Гостю рада от души. Кубки, чашки и ковши, И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного цвета, И ромашки луговин. Зорь червонные лучи, И узорчатый орнамент Древне-суздальской парчи! Ученик 2. Кубки, чашки, ложки, Русские матрешки, Вся посуда расписная И почти как золотая! Знает это целый мир: Это – русский сувенир. Вся – старинного письма – Золотая хохлома!

Ученик 3. Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым.

Ученик 4. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома! Дети садятся, ведущая остается

Ведущая 2. Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра. Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера! Ученик 1 задает вопрос, Ученик 2 отвечает.

  • У меня вопросы к мастеру Хохломы. Откуда произошло название Хохлома? (Ещё в 17-м веке в торговом селе Хохлома предшественники семёновских мастеров продавали расписную посуду с удивительным названием, которое пошло то ли от огненной птицы с высокими перьями на голове, то ли от высоких трав, золотых от заката)
  • Насколько древний этот промысел? (Ему уже 700 лет)
  • Посуда у вас деревянная, а выглядит как золотая. Как это у вас получается? (У хохломских мастеров свой способ «золочения». Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь нее, становилось похожим на золото)
  • В хохломской росписи я вижу только три цвета. Используют ли мастера другие цвета? (Хохломские мастера используют четыре цвета: красный, черный, золотой и иногда зеленый. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор.
  • Хохлома очень похожа на Городецкую роспись. Как их отличить? (На изделиях из Хохломы можно увидеть только травяной или цветочные узоры из четырех цветов, а на Городецкой росписи встречаются люди, животные, птицы, используются синий и желтый цвета, но вот этого особого хохломского золотистого цвета нет.)
  • А известна ли Хохлома в других странах?(Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей).

Частушки Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют Хохломой! Бабка деда до обеда Заставляла рисовать – Ведь в красивую посуду Щи приятно наливать! Хохлома да Хохлома – Разукрашу все дома, А потом всю улицу, Петуха да курицу! Надою я молока И налью котенку, Разрисую Хохломой Милую Буренку! Некрасивый мой котенок, Вот такие вести, Хохломой разрисовала, Стал на первом месте. Я вчера такое видел – Не расскажешь никому: Сидит заяц на березе И рисует Хохлому! Я бегу, устали ноги. Чем бы можно дух поднять? Хорошо бы вдоль дороги Хохлому нарисовать! Я все небо разрисую, Разрисую хохломой, Пусть все летчики летают Под такою красотой. Ой, доли, выгдадоли, выгдадоли, ду-ля-ля, Раз- доли, выгдадоли, выгдадоли, ду-ля-ля!

Сказка о хохломе

Ученик 1. Давным-давно, лет 300 назад, В заволжском селе небольшом Жили крестьяне, трудом богатые (Об этом скажу я потом). Из древа «сырое белье» вырезали. Сушили и глиною – павом обмазывали. Шкурили (всю лишнюю глину снимали) И маслом кипящим растительным смазывали – Олифили значит. И снова сушили Потом серебром-порошком натирали- Лудили. И вновь в печь горячую ставили. И уж по сухому писали цветами. Цветами писали. Травинкою. Капелькой. И стебель – криуль по узору пускали. Листы зеленые большие и маленькие И ягоды – чудо по полю бросали: Малина, смородина, вишня, клубника – Все алого цвета по фону златому. Оживка. Просушка. Закрепок – Подарок готов уж прекрасный для дома любого. Да, вышел подарок. Иль к ярмарке людной Хороший товар – хохломская посуда. Пошла-полетела по миру отсюда. Пошла-полетела. И ныне мы с вами Все знаем красавицу-Хохлому. И ложки с подносами. И чашки. И доски – Сказку-природу, где все наяву. (Одновременно со сказкой показывается мультфильм про хохлому). Ученик 2. Ложки и те у меня хохломские К ним у меня постоянное чувство. С детства они мне родные, родные! Я разложу их, и люди довольны, И никаких замечаний и жалоб, Слышно одно в разговоре застольном: — Щец бы горячих, борща не мешало б! Кисть хохломская, большое спасибо Сказывай сказку для радости жизни. Ты как душа у народа, красива, Ты как и люди, служишь Отчизне! Ученик 3. Если только заскучаю, Стоит мне на них сыграть, Сразу станет веселее, Ножкам хочется плясать.

Игра на ложках. Ученик 1. Хохломская роспись, Алых ягод россыпь, Отголоски лета в зелени травы. Рощи-перелески, шелковые всплески Солнечно-медовой золотой листвы. У красы точенной – сарафан парчовый, По волнам узоров яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный праздничный наряд. Роспись хохломская, словно колдовская. В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий – Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Дети исполняют итоговую песню «Звезда России» (одновременно на экране транслируются фотографии Гжели и Хохломы).

Ведущая 1. Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Ведущая 2. Наши русские творенья,

Не стареют сотни лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет!

Ведущая 1.Доброй славой пользовались в народе умельцы и за работу ладную, да складную награды получали

Ведущая 2. И мы вас одарим, чаем с пирогами угостим! Выносят самовар, пироги.

  • познакомить детей с народными промыслами, традициями русских народных праздников;
  • воспитание уважения к истории своего народа, патриотизма;
  • развитие творческих способностей детей.

Оформление: класс украшен работами детей, выполненными на уроках рисования (в технике гжельской, хохломской, городецкой росписи, дымковские игрушки), панно "Русская деревня", "Ярмарка", а также различные предметы народных промыслов, принесенные учениками из дома. Все дети одеты в русские народные костюмы.

Ход праздника

1. Ведущие - два скомороха.

1) На ярмарку! На ярмарку!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!

2) Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
Я - скоморох Трошка.

1) А я - Федул-скоморошка!
Пожалуйте к нам, гости дорогие!
Не скучайте, веселитесь!

2) На Руси промыслов разных много,
Тех, что глаз радуют и пользу приносят.

2. Рассказ о народных промыслах.

1) Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!

2) Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от города Вятки. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием Свистунья. Почему Свистунья? Да потому, что на этом народном празднике на разные голоса звенел веселый пересвист дымковских свистулек.

3) О древней дымковской игрушке
Мы споем сейчас частушки!
Наши руки крендельком,
Щеки, будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни
Всех на свете краше.
А гусары-баловни
Кавалеры наши.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.

4) Кружева в стрекозиных крыльях
И в летящих сквозных облаках.
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной,
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава
Кружева:кружева:кружева.

5) Ритмы сине-белых чудных красок
Неба синь и белая метель
Подмосковье - ты всегда прекрасно,
Это наша сказочная гжель.
Гжель, гжель, сказочная гжель.
Песня задушевная, песня хорошая.
Словно белая метель синие цветы запорошила.

6) А мы все идем, вновь вперед и вперед,
Дорога нас в Павлов Посад приведет.
Что за чудо-узор, что за краски вокруг
Это поле, цветы, словно солнечный луг!
Эту русскую сказку каждый видеть тут рад.
Эта сказка с названием Павлов Посад!

7) Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди служишь Отчизне!
Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

8) Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

9) "Матрешки" (под музыку). Исполняют девочки в костюмах матрешек.

Шли подружки по дорожке
Было их немножечко
Две матрены, три матрешки
И одна матрешечка.
Ой, да мы матрешки, мы матрешки!
Хоть и неуклюжие немножко
На празднике на нашем
Обязательно попляшем!
Ой да все мы, все мы круглолицы,
Очень знаменитые сестрицы.
Мы умеем раскрываться,
Друг из друга выниматься.
Ой да балалайка, балалайка,
Ну-ка, веселее заиграй-ка!
Поиграй-ка, не ломайся,
Для матрешек постарайся!

3. Вот сколько в России разных народных промыслов. А создавали все это "золотые руки" русских умельцев.

Дети исполняют песню "Русские умельцы" (В.Темнов, С.Абрамов)

Маленькие русские селенья,
Славные большие города
Часто вызывают удивленье
Красотою древнего труда.

Припев.
Ласковыми ситцами славится Иваново,
Тула - самоварами, звонкими баянами,
Оренбург - пуховыми славится платками,
Покоряет Вологда чудо-кружевами.

Словно в шали Кострома, Гусь Хрустальный, Хохлома,
Палех тоже славится, всем на свете нравится.
Никакого чуда в этом нету.
Тем Россия издавна живет.
Внук, увидев дедовы секреты,
Сыновьям своим передает.

На платках, на дереве, на ситцах
Каждый нашу землю узнает.
Как же нам Россией не гордиться
Мудрыми умельцами её!

4 Скоморохи.

Скоморохи загадывают старинные русские загадки. Ребята и гости отгадывают.

Скоморохи играют с ребятами в русскую народную игру "Царь и работники". Ребята объединяются по 2-3 человека, подходят к царю и пантомимой показывают, какую работу они умеют выполнять. Если царь угадывает, то он берет их в работники. Если - нет, то работники уходят, а все хором говорят: "Не догадался, без работников остался!"

5. На нашей ярмарке можно и корову купить и поторговаться.

Инсценировка стихотворения С.Михалкова "Как старик корову продавал".

6. Скоморохи рассказывают докучные сказки и потешки.

Гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать.

1) - Федул! Что губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) - Трошка! Что из леса не идешь?

Медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет!

Сам иди!

Да он не пускает!

3) - Сынок, сходи за водицей на речку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть!

Ну, раз мать велит, надо идти.

7. - На ярмарке и музыку можно послушать.

Ребята играют на музыкальных инструментах. Исполняют народные песни.

8. - Какая же ярмарка без частушек!

Девочки исполняют частушки

1. Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

2. А у нас во дворе
Квакали лягушки.
Я с печи босиком,
Думала - подружки.

3. Про меня говорят:
"Не умеет хлеба печь!"
Ну, диковина какая -
На лопату, да и в печь!

4. У меня, у боевой
Ухажеров - ой-ёй-ёй!
Гриша, Миша, Сенечка
Не хватает времечка.

5. Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.

6. Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.
Ну кому какое дело
Куда брызги полетят.

7. Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Поведу свою хорошую
Всем людям напоказ!

8. Под горой стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.

9. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.

10. Мы с мальчишками плясали
Сапоги резиновы.
Вся деревня засмотрелась
Только рты разинули.

11. У меня в кармане роза,
Розочка пахучая.
А характер у меня
Как крапива жгучая.

12. У меня миленка нет,
А у подружки семеро.
Я спросила: "Где нашла их?"
"В огороде сеяла!"

13. По деревне я шла
И Петрушу видела.
Под плетнем сидел и плакал
Курица обидела.

14. Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.

15. Хиханьки да хаханьки
Наши парни махоньки.
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.

16. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.

9. Танец "Колечко".

Сначала танцуют ребята (4 пары). Потом каждый танцор приглашает гостя. Танец исполняется снова (8 пар).

10. Играет плясовая музыка. Желающие танцуют. На ярмарке столы с угощением.

Цель: познакомить детей с народным промыслом: гжельским, дымковским хохломским искусством, особенностями того искусства, с технологией производства предметов искусства; развивать психические процессы: память, внимание, воображение, логическое мышление; связную, разговорную речь; эмоциональную отзывчивость; воспитывать любовь к Родине, людям: уважение к труду мастеров-умельцев, ремесленников, художников; эстетический вкус.

Оборудование : в центре передней стены стоит бутафорский русский терем, перед ним скамейка (или завалинка); справа еще одна скамейка, слева березка; справа, недалеко от скамейки, мольберт с иллюстрациями предметов гжельской, хохломской, дымковской росписи (по типу перекидного календаря); магнитофон с записями русских народных мелодий.

Ход утренника

Звучит русская народная музыка, на площадку выходит мальчик Фома и обращается к залу.

Фома.

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Музыка замолкает, Фома поворачивается боком к терему и говорит.

Фома.

Стою я, Фома, посреди двора,

Супротив терема широкого,

Супротив крыльца высокого.

Не тесан, терем, не тесан.

Только хорошо раскрашен.

Начинает играть на балалайке (звучит тихая фонограмма балалайки).

Фома.

Заиграй-ка, балалайка,

Заиграй-ка, звончата.

Дома ли девчата?

Стучит в окно терема.

Дома ль Марья,

Дома ль Дарья,

Дома ль душенька Катюшенька?

Фома . Красны девицы, погулять вас прошу.

Девочки . Отчего ж не пойти?

Выходят 3 девочки, одетые в костюмы с гжельской, дымковской, хохломской росписью, под музыку. Проходят мимо Фомы, кланяются зрителям.

Гжель.

Уж присядем ль, мы, молоденьки, на кленову лавку.

На кленову лавку, да под белую березку.

Гжель, Хохлома садятся на лавочку.

Дымка.

А я прогуляюсь, позабавлюсь.

Людей посмотрю, себя покажу.

Гжель.

Что же ты людям покажешь?

Чем ты добрых уважишь?

Дымка.

А я себя покажу, все о себе расскажу.

Разве я не хороша, не румяна, весела?

Гжель, Хохлома, Фома. Хороша! Да, ты, Дымка, очень красивая.

Дымка. Чтобы я была такой, очень многие мастера приложили ко мне свои умелые руки. Дымковские мастера сначала замесят глину, вылепят из нее фигурки людей, животных (показывает иллюстрации на мольберте). Затем фигурки в песке подсушат. После побелят всю-всю, с ног до головы.

Фома. А потом?

Дымка. А затем за дело берутся мастера по росписи. Возьмут их умелые руки кисти и краски, и появятся на фигурках разные оборки, яркие кружева, узоры, бусы на шее, цветы на переднике. Ой!

Фома . Что случилось?

Дымка . Да вот (показывает на передник). Так спешила, что надела передник, который не до конца расписан.

Гжель . Не беда. Мы сейчас поможем расписать тебе передник. Тут всего-то нужно завершить рисунок, точно так же как и на другой половине передника. Кто хочет помочь?

Выходит заранее подготовленный ребенок и выкладывает рисунок на переднике. Гжель и Хохлома надевают передник на Дымку.

Дымка . Спасибо вам. Как красиво получилось.

Раздается русская народная мелодия.

Фома. Кто это там?

Дымка. Это мои родственники. Дымковские игрушки. Сюда, сюда. (Машет рукой.)

Под русскую народную мелодию входят дети в дымковских костюмах. Они танцуют и поют русскую народную песню «Светит месяц».

Фома. Ах, как весело! Что за чудо, эти дымковские игрушки. Милости просим быть у нас в гостях. Присаживайтесь.

Рассаживает их среди гостей в зале.

Хохлома . Что это ты такая грустная, Гжель?

Гжель. Как же мне не грустить. Мне тоже хочется, чтобы у меня был такой же яркий наряд, а то на моем наряде только синий да белый цвета.

Хохлома.

Что ты, милая подружка,

Ты ведь тоже хороша,

Моя добрая душа!

Гжель . Спасибо за добрые слова. Да меня тоже, как и тебя, Дымка, делают умелые руки мастера. Отольют мастера фигурки из стекла (показывает на плакате). Делают мастера чашки, блюдца, чайники-курганчики, подсвечники и даже часы с шахматами. Покроют эти предметы глазурью, а потом начнут расписывать красками. Меня расписывают синей, голубой краской. Вот и получается у меня сине-голубой наряд. (Кружится, демонстрируя свой костюм.)

Фома . Да. Всего три цвета: белый, синий, голубой, а какая красота получается. Глаз не оторвать. На такое способны только гжельские мастера.

Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла».

Гжель. А это мои сестрички.

Входят 3 девочки в костюмах с гжельской росписью и водят хоровод вокруг березки (1-2 куплета).

Фома . Просим и вас в гости. Присаживайтесь.

Провожает девочек к зрителям.

Хохлома. А теперь и мне пора себя показать, все о себе рассказать. Меня, в отличие от вас, мастера вырезают из дерева. Я Хохлома, - всегда молода и весела. Вырежут мастера из дерева тарелки, блюда, чашки, плошки, ложки. Глиной обмажут. Слой глины на дереве тонкий-тонкий. Затем такие заготовки в печку ставят, обжигают. Заготовки становятся золотистыми. Потом заготовки расписываются. Кисть в руки - и фантазируй. Вот какой наряд у меня получается.

Кружится, показывая свой костюм.

Фома . И вправду хороша! Яркая. Просто чудо!

Хохлома . Хорошо посидели да ноги отсидели. Не пора ли спеть да поплясать?

Гжель . Хорошо бы, Фома, частушки спеть.

Фома . Почему бы и нет. Хохломские, дымковские, гжельские мастера всегда за работой поют. И мы споем.

К действующим лицам присоединяются другие дети- игрушки и начинают петь частушки. Все дети в заключение поют вместе куплет:

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали.

Хохлома. Так же весело, как в старину, и сегодня, в наши дни мастера делали на радость всем дымковские игрушки, (кланяются дымковские дети и Дымка) гжельские (кланяются) и Хохломские (кланяются).

Фома.

Свечерело, потемнело.

И теперь, детвора,

По домам нам всем пора.

Говорим мы на прощание

Все вместе . До свидания!

Участники машут зрителям руками, зрители под музыку выходят из зала.