Банки

Расхождения в объеме и весе при поставках нерудных материалов. Как перевести тн угля в гкал, определение потребности топлива

Типовые задания транспортных задач для решения калькулятором .
12.1. В пунктах А и В находятся соответственно 150 т. и 90 т. горючего. Пунктам 1, 2, 3 требуется соответственно 60, 70, 110 т. Горючего. Стоимость перевозки 1т. Горючего из пункта А в пункты 1, 2, 3 равна 60, 10, 40 тыс. руб. за 1 т. соответственно, а из пункта В в пункты 1, 2, 3 – 120, 20, 80 тыс. руб. за 1 т. соответственно. Составьте план перевозок горючего, минимизирующий общую сумму транспортных расходов.
12.2. В угольном бассейне добывается уголь, который хранится на трех складах в количестве 120, 60, 100 ед. соответственно. Добытый уголь доставляется четырем энергетическим установкам в количестве 70, 90, 50, и 70 ед. Стоимость доставки 1 ед. угля из каждого склада соответствующим энергетическим установкам задана матрицей . Определить оптимальный план доставки угля энергетическим установкам, обеспечивающий суммарные минимальные затраты.
12.3. Три завода выпускают комбайны, которые отправляются потребителям. Первый завод поставляет 50 комбайнов, второй – 40 комбайнов, третий – 70 комбайнов. Каждому из потребителей требуется соответственно 30, 50, 40 и 40 комбайнов. Стоимость перевозки одной единицы техники от поставщика потребителю задана матрицей стоимостей . Составьте оптимальный план, обеспечивающий общую минимальную стоимость перевозки комбайнов.
12.4. На двух складах А и В находится по 90 т. горючего. Перевозка одной тонны горючего со склада А в пункты 1, 2, 3 соответственно стоит 1, 3 и 5 д.е., а перевозка одной тонны со склада В в те же пункты – соответственно 2, 5 и 4 д.е. В каждый пункт надо доставить по одинаковому количеству тонн горючего. Составить такой план перевозки горючего, при котором транспортные расходы будут наименьшими.
12.5. В резерве трех железнодорожных станций А, В, С находятся соответственно 60, 80, 100 вагонов. Составить оптимальный план перегона этих вагонов к четырем пунктам погрузки хлеба, если пункту 1 необходимо 40 вагонов, пункту 2 – 60 вагонов, пункту 3 – 80 вагонов и пункту 4 – 60 вагонов. Стоимости перегонов одного вагона со станции А в указанные пункты соответственно равны 1, 2, 3, 4 д.е., со станции В – 4, 3, 2 и 1 д.е., со станции С – 1, 2, 2, 1 д.е.
12.6. Завод имеет три цеха А, В, С и четыре склада.1, 2, 3, и 4. Цех А производит 30 тыс. шт. изделий, цех В – 40 тыс. шт., цех С – 20 тыс. шт. Пропускная способность складов за то же время характеризуется следующими показателями: склад 1 – 20 тыс. шт., склад 2 – 30 тыс. шт., склад 3 – 30 тыс. шт., склад 4 – 10 тыс. шт. Стоимости перевозки 1 тыс. шт. изделий из цеха А в склады 1, 2, 3, 4 соответственно равны 2, 3, 2, 4 д.е., из цеха В – 3, 2, 5, 1 д.е., из цеха С – 4, 3, 2, 6 д.е. Составить такой план перевозки изделий, при котором расходы на перевозку 90 тыс. шт. изделий были бы минимальными.
12.7. На трех автобазах имеются автобусы в количестве 35, 45, 50 шт. соответственно для обслуживания четырех маршрутов. Для перевозки пассажиров каждому из маршрутов требуется автобусов в количестве 40,25, 35 и 30 шт. соответственно. Расходы по эксплуатации каждой транспортной единицы заданы матрицей . Распределить имеющиеся транспортные средства (автобусы) по маршрутам таким образом, чтобы общие расходы были минимальными.
12.8. Три завода выпускают грузовые автомобили, которые отправляются четырем потребителям. Первый завод поставляет 90 платформ грузовиков, второй – 30 платформ, третий – 40 платформ. Требуется поставить платформы следующим потребителям: первому – 70 шт., второму – 30 шт., третьему – 20 шт., четвертому – 40 шт. Стоимость перевозки одной платформы от поставщика до потребителя указана в следующей таблице (д.е.):


Поставщики

Потребители

I

II

III

IV

1
2
3

18
10
16

20
20
22

14
40
10

10
30
20

Составьте оптимальный план доставки грузовых автомобилей, обеспечивающий минимальные расходы.
12.9. На складах А, В, С находится сортовое зерно 100, 150, 250 т., которое нужно доставить в четыре пункта. Пункту 1 необходимо поставить 50 т., пункту 2 – 100 т., пункту 3 – 200 т., пункту 4 – 150 т. сортового зерна. Стоимость доставки 1 т. зерна со склада А в указанные пункты соответственно равна (д. е.) 80, 30, 50, 20; со склада В – 40, 10, 60, 70; со склада С – 10, 90, 40, 30. Составьте оптимальный план перевозки зерна из условия минимума стоимости перевозки.
12.10. Груз, находящийся на трех складах и требующий для перевозки 60, 80, 106 автомашин соответственно, необходимо перевезти в четыре магазина, Первому магазину требуется 44 машины груза, второму – 70, третьему- 50 и четвертому – 82 машины. Стоимость пробега одной автомашины за 1 км составляет 10 д.е. Расстояния от складов до магазинов указаны в таблице:

Склады

Машины

1

2

3

4

1
2
3

18
2
12

17
7
18

6
10
2

8
41
22

Составьте оптимальный по стоимости план перевозки груза от складов до магазинов.

12.11. Имеются два хранилища с однородным продуктом, в которых сосредоточено 200 и 120 т. продукта соответственно. Продукты необходимо перевезти трем потребителям соответственно в количестве 80, 100 и 120 т. Расстояния (в км) от хранилищ до потребителей заданы в таблице:


Хранилище

Потребители

1

2

3

1
2

20
60

30
20

50
40

Затраты на перевозку 1 т. продукта на 1 км постоянны и равны 5 д.е. Определите план перевозок продукта от хранилищ до потребителей из условия минимизации транспортных расходов.
Примечание: предварительно необходимо умножить данные таблицы на 5 . Далее решается стандартно через сервис.

12.12. На трех складах оптовой базы находится товар в количествах, равных соответственно 140, 300 и 180 т. Этот товар необходимо завезти в пять магазинов, каждый из которых должен получить соответственно 90, 120, 230, 180 и 60 т. С первого склада товар не предоставляется возможным перевозить во второй и пятый магазины, а из второго склада в третий магазин было завезено 100 т. товара. Зная стоимости перевозки 1 т. товара с каждого из складов в соответствующие магазины, которые определяются матрицей , составьте план перевозок, обеспечивающий минимальную общую стоимость перевозок.

12.13. Строительный песок добывается в трех карьерах и доставляется на четыре строительные площадки. Производительность карьеров за день составляет соответственно 45 т, 35 т, 40 т., Потребности в песке строительных площадок составляют соответственно 30 т, 40 т, 50 т. Транспортные расходы определены матрицей . Определить план закрепления строительных площадок за карьерами. Обеспечивающий минимальные расходы.

12.14. Продукция выпускается на трех заводах в количестве 340, 300, 460. Спрос на эту продукцию определяется соответственно в количестве 350, 200, 450 и 100. Транспортные расходы на доставку 1 ед. продукции с i-го завода (i = 1, 2, 3) k-му потребителю (k = 1, 2, 3, 4) определены матрицей . Определить оптимальный план прикрепления потребителей к заводам из условия минимизации затрат на транспортировку.

12.15. На трех железнодорожных станциях А, В, С скопилось 120, 110 и 130 незагруженных вагонов. Эти вагоны необходимо перегнать на железнодорожные станции 1, 2, 3, 4 и 5. На каждой из этих станций потребность в вагонах равна соответственно 80, 60, 70, 100 и 50. Учитывая, что с железнодорожной станции В не предоставляется возможным перегнать вагоны на станции 2 и 4, и зная, что тарифы перегонки одного вагона определяются матрицей , составьте такой план перегонов вагонов, чтобы общая стоимость была минимальной.

12.16. Груз доставляется в пункты 1, 2, 3, и 4 в количестве 30, 40, 50 и 60 единиц со складов А, В, С и Е, в которых находился данный груз в количестве 20, 40, 50 и 70 единиц. Стоимость перевозки единицы груза от каждого поставщика каждому потребителю задана матрицей . Требуется составить такой план перевозок, при котором общая стоимость перевозки груза минимальна.

12.17. Имеются четыре хранилища с однородным продуктом, в которых сосредоточено 200 т, 120 т, 150 т, 130 т продукта соответственно Продукты необходимо перевезти трем потребителям соответственно в количестве 200 т, 250 т, 150 т. Расстояния от хранилищ до потребителей (в км) заданы в таблице:


Хранилище

Потребители

1

2

3

1
2
3
4

20
50
60
30

30
20
40
30

50
40
30
60

Затраты на перевозку 1 т продукта на 1 км постоянны и равны 5 д.е. Определить план перевозок продукта от хранилищ до потребителей из условия минимизации транспортных расходов.

12.18. промышленный концерн имеет два завода и пять складов в различных регионах страны. Каждый месяц первый завод производит 40 ед. продукции, а второй – 70 ед. продукции. Вся продукция, произведенная заводами, должна быть направлена на склады. Вместимость первого склада равна 20 ед. продукции, второго – 30, третьего – 15, четвертого – 27, пятого – 28 ед. продукции. Издержки транспортировки продукции от завода до склада заданы матрицей . Распределите план перевозок из условия минимизации ежемесячных расходов на транспортировку.

12.19. Три нефтеперерабатывающих завода с суточной производительностью 10, 8, 7 млн галлонов бензина снабжают четыре бензохранилища, спрос которых составляет 6, 7, 8 и 5 млн галлонов. Бензин транспортируется в бензохранилища по трубопроводу. Стоимость перекачки бензина на 1 км составляет 5 д.е. на 100 галлонов. Завод 1 не связан с хранилищем 3. Расстояние от заводов до бензохранилищ заданы матрицей . Распределите план перевозок из условия минимизации транспортных затрат.

12.20. На четырех складах находится соответственно 150, 100, 90 и 110 т горючего. Пунктам 1, 2, 3 требуется соответственно 160, 110, 180 т горючего. Стоимость перевозки 1 т горючего с i-го склада (i = 1, 2, 3, 4) в k-й пункт (k = 1, 2, 3) задана матрицей стоимостей . Составьте план перевозок горючего, минимизирующий общую стоимость транспортных расходов.

12.21. Автомобили перевозятся на трайлерах из трех центров четырем продавцам в количестве 50, 60, 80 и 50 шт. соответственно. В каждом из трех центров находилось соответственно 90, 100 и 50 шт. автомобилей. Стоимость перевозки одной единицы транспортного средства задана матрицей . Найдите минимальные суммарные затраты на перевозку автомобилей.

12.22. Овощи, хранящиеся на четырех складах в количестве 50, 60, 45 и 65 т соответственно, необходимо вывезти трем магазинам. Каждый магазин должен получить овощи в количестве 100, 80 и 40 т соответственно. Со второго склада овощи не вывозятся в третий магазин, а с четвертого склада – во второй. Стоимость перевозки 1т овощей с каждого из складов в соответствующие магазины задана матрицей . Составьте план перевозок, обеспечивающий минимальную общую стоимость перевозок.

12.23. В резерве трех железнодорожных станций А, В, С находятся соответственно 100, 80, 120 вагонов. Составить оптимальный план перегона этих вагонов к четырем пунктам погрузки товара, если пункту 1 необходимо 90 вагонов, пункту 2 – 80 вагонов, пункту 3 – 70 вагонов и пункту 4 – 60 вагонов. Стоимости перегонов одного вагона со станции А в указанные пункты соответственно равны 4, 5, 3, 4 д.е., со станции В – 1, 3, 5 и 1 д.е., со станции С – 6, 2, 7, 1 д.е.

12.24. В угольном бассейне добывается уголь трех сортов в относительных долях 20%, 60%, 15%. Добытый уголь доставляется четырем энергетическим установкам. Заданы теплотворные способности каждого из сортов топлива (в ккал/кг): 2800; 3000; 3500, потребности установок (в млн. ккал): 10; 25; 15; 30 и затраты по добыче 1 т. каждого сорта (в руб.): 8, 10, 15. Определить требуемый объем добычи и распределение разных сортов угля между энергетическими установками из условия минимизации суммарных затрат.

12.25. На строительном полигоне имеются два кирпичных завода, объем производства которых в сутки равен 600 и 700 т. Заводы удовлетворяют потребности пяти строительных объектов соответственно в количестве 250, 300, 150, 200 и 400 т. Кирпич на строительные объекты доставляется автотранспортом. Стоимость перевозки 1 т. кирпича с каждого из заводов соответствующим строительным полигонам указана в матрице стоимостей . Определить план перевозки кирпича строительным полигонам, обеспечивающий минимальную стоимость перевозки.

12.26. На трех складах оптовой базы сосредоточен однородный груз в количествах 90, 60 и 150 ед. Этот груз необходимо перевезти в четыре магазина. Каждый из магазинов должен получить соответственно 120, 40, 60 и 80 ед. груза. Тарифы перевозок единицы груза из каждого из складов во все магазины задаются матрицей .
Составить такой план перевозок, при котором общая стоимость является минимальной.

12.27. Производственное объединение имеет в своем составе три филиала, которые производят однородную продукцию соответственно в количествах, равных 50, 30 и 10 ед. Эту продукцию получают четыре потребителя, расположенные в разных местах. Их потребности соответственно равны 30, 30, 10 и 20 ед. Тарифы перевозок единицы продукции от каждого из филиалов соответствующим потребителям задаются матрицей .
Составить такой план прикрепления получателей продукции к ее поставщикам, при котором общая стоимость перевозок является минимальной.

12.28. Три предприятия данного экономического района могут производить некоторую однородную продукцию в количествах, соответственно равных 180, 350 и 20 ед. Эта продукция должна быть поставлена пяти потребителям в количествах, соответственно равных 110, 90, 120, 80 и 150 ед. Затраты, связанные с производством и доставкой единицы продукции, задаются матрицей .
Составить такой план прикрепления потребителей к поставщикам, при котором общие затраты являются минимальными.

12.29. На трех хлебокомбинатах ежедневно производится 110, 190 и 90 т муки. Эта мука потребляется четырьмя хлебозаводами, ежедневные потребности которых равны соответственно 80, 60, 170 и 80 т. Тарифы перевозок 1 т муки с хлебокомбинатов к каждому из хлебозаводов задаются матрицей .
Составить такой план доставки муки, при котором общая стоимость перевозок является минимальной.

12.30. В трех хранилищах горючего ежедневно хранится 175, 125 и 140 т бензина. Этот бензин ежедневно получают четыре заправочные станции в количествах, равных соответственно 180, 110, 90 и 40 т. Тарифы перевозок 1 т бензина с хранилищ к заправочным станциям задаются матрицей .
Составит такой план перевозок бензина, при котором общая стоимость перевозок является минимальной.

РАСХОЖДЕНИЯ В ОБЪЕМЕ ПРИ ПОСТАВКАХ ПЕСКА И ЩЕБНЯ.

При поставках нерудных материалов (песка, щебня) используются две единицы измерения: куб.м и тонны. Причем в тоннах материалы измеряют значительно реже, т.к. для этого необходимо наличие весов, которые есть не у каждого карьера, и тем более не у каждого потребителя нерудных материалов.

Рассмотрим учет материалов в зависимости от единицы измерения.

1. УЧЕТ В КУБ.М.

Если учет песка или щебня осуществляют в куб.м, то на загрузке (в карьере) и на выгрузке (например, на стройплощадке) такой учет осуществляется по-разному:

1)на загрузке объем отпускаемого материала измеряют ковшами погрузчика или экскаватора. Например, в карьере необходимо загрузить 30 куб.м песка. Погрузку осуществляет погрузчик с объемом ковша 3 куб.м. Оператор погрузчика засыпает в кузов самосвала 10 ковшей песка. При этом количество ковшей должен считать не только оператор погрузчика, но и водитель самосвала. Кроме того, необходимо контролировать полноту заполнения ковшей.

2)на выгрузке объем поставляемого материала принимают по геометрии кузова самосвала. Для этого приемщик в месте выгрузки измеряет объем целого кузова самосвала (по борта) и дополнительно оценивает либо недостающий до целого кузова объем материала, либо объем «горки» (сколько насыпано выше бортов). Если кузов самосвала типовой, его могут не обмеривать а принимать по данным завода-изготовителя (по тех. паспорту).

2. УЧЕТ В ТОННАХ.

Если учет песка или щебня осуществляют в тоннах, т.е. путем взвешивания на весах, то это происходит следующим образом:

1)на загрузке пустой самосвал взвешивается на весах, определяется вес т.н. тары. После чего самосвал направляется в место загрузки. Груженый самосвал снова проходит взвешивание на весах, определяется вес брутто. Вес нетто материала рассчитывается как разница между весом брутто и весом тары (самосвала).

2)на выгрузке все происходит в обратном порядке. Сначала взвешивается груженый самосвал, определяется вес брутто. Далее, после выгрузки, определяется вес пустого самосвала (вес тары), после чего рассчитывается вес нетто материала.

На практике также встречаются ситуация, когда максимально допустимый вес, предусмотренный весами, меньше, чем вес груженого самосвала. В таких случаях приемку материала осуществляют по геометрии кузова самосвала.

ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ОБЪЕМЕ ПОСТАВЛЯЕМОГО МАТЕРИАЛА.

1. Учет на загрузке и выгрузке осуществляют в куб.м.

· фактический объем загрузки материалом на карьере меньше, чем указано в выписанных расходных документах на погрузку по причине действия человеческого фактора (погрузчик грузит не полный ковш; фактический объем ковша меньше декларируемого карьером; сговор между карьером и водителем и т.д.);

· фактический объем загрузки материалом на карьере больше, чем указано в выписанных расходных документах на погрузку (погрузчик перегружает ковш; фактический объем ковша больше декларируемого карьером; сговор между оператором погрузчика и поставщиком и т.д.);

· фактический объем принятого на приемке материала больше, чем фактический объем привезенного материала (ошибки при обмере кузова; сговор между поставщиком и приемщиком на выгрузке и т.д.);

· фактический объем принятого на приемке материала меньше, чем фактический объем привезенного материала (утряска материала при транспортировке; ошибки при обмере кузова; прямое занижение объема привезенного материала приемщиком в своих личных интересах или в интересах компании-потребителя; сговор между водителем и компанией-потребителем и т.д.).

2. Учет на загрузке и выгрузке осуществляют в тоннах.

В данном случае отклонения могут возникнуть по следующим основным причинам:

· погрешность весов на загрузке и выгрузке существенно отличается;

· потеря воды в материале при его транспортировке (для мытого песка);

· обман и сговор на погрузке (выгрузке) при взвешивании материала.

3. Учет на загрузке и выгрузке осуществляют в разных единицах измерения.

Например, на карьере установлены весы и отпуск материала осуществляется в тоннах, а на приемке материал учитывают в куб.м. В таких случаях, для перехода из тонн в куб.м необходимо использовать коэффициент насыпной плотности материала. Такой коэффициент определяет, сколько весит 1 куб.м используемого материала. Например, средняя насыпная плотность песка карьерного составляет 1,55 тонн/куб.м, щебня известнякового - 1,3 тонн/куб.м, т.е. 1 куб.м песка весит 1,55 тонн, 1 куб.м известняка - 1,3 тонн.

Значит, чтобы вес материал перевести в куб.м, необходимо количество тонн разделить на коэффициент насыпной плотности. И наоборот, чтобы узнать вес материала, измеренного в куб.м, необходимо количество куб.м умножить на коэффициент насыпной плотности такого материала.

Тогда возникает вопрос: откуда же берутся отклонения в объеме поставляемого материала, если для перехода из одной единицы измерения в другую необходимо всего лишь выполнить простую арифметическую операцию?

РАССМОТРИМ ДВЕ СИТУАЦИИ:

1) учет на погрузке осуществляется в тоннах, учет на приемке - в куб.м.

Предположим, что весы на карьере настроены с минимальной погрешностью взвешивания, а на приемке объем материала измерен максимально точно. Также предположим, что объем материала в процессе перевозки в кузове не изменился.

Допустим, что на карьере был загружен песок строительный, вес нетто которого составил 45 тонн. Согласно паспорта на данный песок, выданного карьером, коэффициент насыпной плотности песка строительного - 1,6 тонн/куб.м. Погрузчик с объемом ковша 3 куб.м загрузил 10 ковшей (30 куб.м). Расчетный объем песка составил 28,1 куб.м (45:1,6). На приемке был принят объем песка 30 куб.м.

Таким образом, фактический объем загруженного песка оказался выше расчетного на 1,9 куб.м. Искажение в объеме стало следствием применения неактуального коэффициента насыпной плотности песка. Реальный коэффициент оказался равным 1,5 тонн/куб.м, т.е. фактически, песок оказался легче, чем было указано в паспорте. Это могло быть вызвано выветриванием влаги в песке, либо изменением физических свойств или состава песка. У поставщика песка при этом образуется «воздушный» доход - 1,9 куб.м, компания-потребитель ничего не приобретает и ничего не теряет.

Кто теряет в такой ситуации? Очевидно, карьер. Если в конусе лежало 3000 куб.м песка весом 4800 тонн (К=1,6 тонн/куб.м), а после месячной жары содержание влаги в песке уменьшилось и вес песка составил 4500 тонны (К=1,5 тонн/куб.м), потеря в весе песка - 300 тонн.

Теперь немного поменяем условия. Коэффициент насыпной плотности, указанный в паспорте на песок, был рассчитан после засушливого лета и составил 1,4 тонн/куб.м. Вес загруженного песка составил 48 тонн, объем - все те же 30 куб.м. Тогда расчетный объем загруженного на карьере песка составил 34,3 куб.м (48:1,4). На приемке был принят объем песка - 30 куб.м.

В данном случае в дополнительной выгоде на 4,3 куб.м оказался карьер, а поставщик вынужден переплачивать карьеру «воздушные» кубы. Компания-потребитель ничего не приобретает и ничего не теряет.

На практике встречаются ситуации, когда при приемке материала компанией-потребителем руководствуются учетными данными карьера (весом загруженного материала), а также коэффициентом насыпной плотности, указанного в паспорте на материал. Тогда поставщик материала, в зависимости от описанных выше ситуаций, перекладывает на компанию-потребителя материала как дополнительные доходы, так и дополнительные расходы на поставляемый материал.

2) учет на погрузке осуществляется в куб.м, учет на приемке - в тоннах.

Предположим, что весы на выгрузке настроены с минимальной погрешностью взвешивания, а на карьере объем материала измерен максимально точно. «Утряска» материала в процессе перевозки в кузове в данном случае значения не имеет.

Предположим, что на карьере был загружен песок строительный, объем которого составил 30 куб.м. Согласно паспорта на данный песок, выданного карьером, коэффициент насыпной плотности песка строительного - 1,6 тонн/куб.м. Расчетный вес песка составил 48 тонн (30х1,6). На приемке был принят песок весом 45 тонн.

Таким образом, фактический вес выгруженного песка оказался ниже расчетного на 3 тонны. Искажение в весе стало также следствием применения неактуального коэффициента насыпной плотности песка. Реальный коэффициент оказался равным 1,5 тонн/куб.м.

У поставщика песка при этом образуется потери - 3 тонны, компания-потребитель получает бесплатно «воздушные» кубы. Карьер остается в нейтральной ситуации, т.к. отпускная цена у него установлена за 1 куб.м, а объем добываемого песка не зависит от коэффициента насыпной плотности.

Если в паспорте на песок коэффициент насыпной плотности - 1,4 тонн/куб.м, объем загруженного на карьере песка - 30 куб.м., тогда расчетный вес загруженного песка - 42 тонны (30 х 1,4). На приемке после взвешивания был принят песок - 48 тонн.

У поставщика песка при этом образуется дополнительная выгода - 6 тонн, а компания-потребитель несет потери. Карьер также остается в нейтральной ситуации.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в поставке материала участвуют, как минимум, 3 стороны: карьер, поставщик и потребитель материалов. И каждая сторона стремится соблюсти свои интересы.

На практике количество сторон может увеличиваться, например, возможны следующие участники поставки материала: карьер, оператор погрузчика, компания-перевозчик, водитель самосвала, компания-поставщик, компания-потребитель материала, приемщик на выгрузке. И каждый из этих участников желает соблюсти именно свои интересы.

Как перевести тн угля в Гкал? Перевести тн угля в Гкал не сложно, но для этого давайте сначала определимся с тем, для каких целей нам это необходимо. Существуют как минимум три варианта необходимости в расчете перевода имеющихся запасов угля в Гкал, это:


В любом случае, кроме исследовательских целей, где необходимо знать точную калорийность угля, достаточно знать, что при сгорании 1 кг угля со средней теплотворной способностью выделяется примерно 7000 ккал. Для исследовательских целей необходимо знать ещё и откуда, или из какого месторождения, нами получен уголь.
Следовательно, сожгли 1 тн угля или 1000 кг получили 1000х7000=7 000 000 ккал или 7 Гкал.

Калорийность марок каменных углей.

Для справки: калорийность каменных углей колеблется в пределах 6600-8750 калорий. У Антрацита она достигает 8650 калорий, а вот калорийность бурых углей колеблется от 2000 до 6200 калорий, при этом бурые угли содержат до 40% несгораемого остатка – шлама. При этом антрацит плохо разгорается и горит только при наличии сильной тяги, а вот бурый уголь напротив, хорошо разгорается, но дает мало тепла и быстро прогорает.

Но здесь, и в любом из последующих расчетов, не забывайте, что это тепло выделяемое при сгорании угля. А при отоплении дома, в зависимости от того, где у нас сжигается уголь в печи или котле, тепла вы получить меньше, за счет так называемого КПД (коэффициента полезного действия) отопительного устройства (читайте котла или печи).

Для обычной печи этот коэффициент не более 60%, как говорят, тепло улетает в трубу. Если у вас котел и водяное отопление в доме, КПД может достигать у крутых импортных, читайте современных котлов 92%, обычно для отечественных котлов, работающих на угле, КПД не более 70-75%. Следовательно, загляните в паспорт котла и умножьте полученные 7 Гкал на КПД, как раз и получите искомую величину – сколько Гкал вы получите, израсходовав на отопление 1 тн угля или что тоже самое как перевести тн угля в Гкал.

Израсходовав 1 т угля на отопление дома с импортным котлом, мы получим приблизительно 6,3 Гкал, а вот с обычной печью всего 4,2 Гкал. Пишу с обычной печью, потому, что существует много конструкций экономных печей, с повышенной теплоотдачей или высоким КПД, но, как правило, они имеют большие размеры и не каждый мастер берется за их кладку. Причина в том, что при неправильной кладке или даже при небольшой неисправности экономной печи, в определенных условиях возможно ухудшение или полное отсутствие тяги. В лучшем случае это приведет к плачу печи, ее стены будут сырые от конденсата, в худшем отсутствие тяги может привести к угоранию хозяев от угарного газа.

Какой запас угля необходимо сделать на зиму?

Теперь остановимся на том, что мы все эти расчеты делаем для того, чтобы знать, какой запас угля необходимо сделать на зиму. В любой литературе, кстати, и у нас на сайте, вы можете прочитать, что например, для отопления дома площадью 60 квадратных метров, вам потребуется приблизительно 6 кВт тепла в час. Переведя кВт в Гкал получим 6х0,86 = 5,16 ккал/час, откуда мы взяли 0,86 .

Теперь, казалось бы, все просто, зная количество тепла, необходимое на отопление в час, умножаем его на 24 часа и количество отопительных дней. Желающие проверить расчет получат, казалось бы, неправдоподобную цифру. На 6 месячное отопление довольно небольшого домика в 60 квадратных метров нам необходимо потратить 22291,2 Гкал тепла или запасти 22291,2/7000/0,7=3,98 тонны угля. С учетом наличие несгораемого остатка в угле эту цифру необходимо увеличить на процент примесей, в среднем это 0,85 (15% примесей) для каменных углей и 0,6 для бурых. 3,98/0,85=4,68 т каменного угля. Для бурого эта цифра вообще будет астрономической, поскольку тепла он дает почти в 3 раза меньше и содержит очень много негорючей породы.

В чем же ошибка, да в том, что 1 квт тепла на 10 м квадратных площади дома мы тратим только в морозы, для Ростовской области, например это -22 градуса, Москвы -30 градусов. На эти морозы и рассчитывается толщина стен жилых домов, а, сколько дней у нас в году бывают такие морозы? Правильно, максимум 15 дней. Как же быть, для упрощенного расчета, собственных целей, Вы можете просто умножить полученное значение на 0,75.

Коэффициент 0,75 выведен на основании усреднения более точных расчетов, применяемых при определении потребность в условном топливе для получения лимитов на это самое топливо в органах власти промышленными предприятиями (горгазы, регионгазы и т.д.) и естественно официально ни где, кроме собственных расчетов использовать нельзя. Но приведенная выше методика перевода тн угля в Гкал, а затем определения потребности угля для собственных нужд довольно точна.

Конечно, можно привести и полную методику определения потребности в условном топливе , но выполнить такой расчет без ошибок довольно сложно, и в любом случае официальные органы его примут только от организации имеющей разрешение и аттестованных специалистов на выполнение данных расчетов. Да и простому обыватели он кроме потери времени ни чего не даст.

Точный расчет потребности в угле для отопления жилого дома Вы можете сделать в соответствии с приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 11.11.2005 г. № 301 «Методика определения норм выдачи бесплатного пайкового угля для бытовых нужд пенсионерам и другим категориям лиц, проживающим в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением и имеющим право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации». Пример такого расчета с формулами приведен на .

Для специалистов предприятий интересующихся в расчете годовой потребности в тепле и топливе, самостоятельно можете изучить следующие документы:

— Методика определения потребности в топливе Москва, 2003г, Госстрой 12.08.03

— МДК 4-05.2004 «Методика определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения» (Госстрой РФ 2004 год) или добро пожаловать к нам, расчет недорогой, выполним быстро и точно. Все вопросу по телефону 8-918-581-1861 (Юрий Олегович) или по электронной почте указанной на страничке .

Тема: Экономическая и социальная география России и Ближнего Зарубежья
Тест №2. "Отрасли Хозяйства"

1. Из приведенного списка продукции укажите, на производство 1т какой
из них тратится наибольшее количество воды?
а) 1т нефти,
б) 1т стали,
в) 1т алюминия,
г) 1т льняных тканей,
д) 1т синтетических волокон.

2. Подчеркните в следующем перечне городов правильно названный
центр тракторостроения:
1.Воронеж 2.Смоленск З.Владимир 4.Курск
5.Оренбург 6. Барнаул 7.Новосибирск
8.Ростов-на-Дону 9. Нижний Новгород 10.Красноярск.

3. Подчеркните в нижеприведенном перечне месторождение железных
руд Кольского полуострова:
1.Качарское 2.Качканарское З.Костомукшское 4.Ковдорское
5.Медвежье б.Каратау 7.Коршуновское 8.Пашня 9.Вуктыл
10.Уренгой

4. Среди перечисленных ниже отраслей пищевой промышленности назо-
вите ту, предприятия которой тяготеют прежде всего к сырьевой базе:
1.сахарорафинадная 2.хлебопекарная 3.пивоваренная
4.мукомольная 5.молочная б.макаронная 7,крахмало-паточная
8.кондитерская 9.табачная 10.мясная.

5. Чем объяснить размещение выплавки алюминия, например, в Волго-
граде, Красноярске, Волхове, Братске? (подчеркните правильный вари-
ант ответа).
1.наличие высококвалифицированных кадров
2.тяготением к ГЭС
3.удобством ЭГП
4. близостью к месторождениям бокситов
5.тяготением к потребителю

6. Известно, что медеплавильные мощности Урала превышают возмож-
ности местных месторождений (на территории района) в обеспечении
его сырьем. Предложите возможного поставщика концентратов мед-
ных руд из других районов России или стран СНГ:
1.Бурятия 2.Долгано-Ненецкий АО З.Алтай
4. Центральный Казахстан 5. Украина.

7. Выберите единственное правильное сочетание реки, расположенной на
ней ГЭС и экономического района России или государства ближнего
зарубежья, в котором они находятся:
1.Днепр - Каневская ГЭС - Белоруссия
2. Волга - Угличская ГЭС - Северо-Западный район
3.Иртыш - Бухтарминская ГЭС - Киргизия
4.Енисей - Мамаканская ГЭС - Восточная Сибирь
5.Ангара - Усть-Илимская ГЭС - Западная Сибирь
6.Нарын - Токтогульская ГЭС - Киргизия

8. Несмотря на огромное богатство минеральными ресурсами Восточной
зоны России, в ней практически не разрабатываются некоторые виды
полезных ископаемых (подчеркните правильный ответ):
1. полиметаллы 2.уголь 3.никелевые руды 4.бокситы 5.олово

9. Из предложенных вариантов выберите единственный, в котором пра-
вильно сочетаются название республики, название месторождения на
ее территории и вид ресурса, который там добывается:
1. Армения - Кафан - газ
2.Эстония - Кохтла-Ярве - фосфориты
3. Туркмения - Гаурдак - сера
4. Украина - Старый Оскол - железная руда
5.Казахстан - Тенгиз - медная руда

10. Отметьте экономический район Европейской части России, где элек-
троэнергия вырабатывается в основном на тепловых и гидроэлектро-
станциях (при отсутствии АЭС):
1.Северный 2.Северо-Западный З.ЦЧР 4.Волго-Вятский 5.ЦЭР
6.Поволжье

11. Из ниженазванных республик подчеркните ту, на территории которой
не выращивают хлопчатник:
1.Грузия 2.Азербайджан З.Туркменистан 4. Узбекистан
5.Таджикистан 6. Казахстан 7.Киргизия

12. Из нижеприведенного перечня подчеркните субъект РФ, имеющий
наибольшее производство сахарной свеклы:
1.Адыгея 2.Башкирия 3.Читинская область 4.Калмыкия
5.Бурятия 6.Коми 7.Дагестан 8.Саха 9.Тува

13. Подчеркните в данном перечне важнейшую сельскохозяйственную
культуру в специализации Нижнего Поволжья:
1.рожь 2.овес З.просо 4.чай 5.ячмень
6.соя 7.табак 8.хлопчатник 9.лен

14. Из многих зерновых культур, выращиваемых в России, наиболее важ-
ное продовольственное значение, наряду с пшеницей, имеет
(подчеркните эту культуру):
1.рис 2.кукуруза 3.ячмень 4. просо 5. сорго 6. овес
7.рожь 8.чумиза 9.картофель 10.подсолнечник

15. Самый широкий ареал выращивания в растениеводстве России имеет
(подчеркните один ответ):
1.яровая пшеница 2.ячмень З.рожъ 4.люцерна 5.хлопчатник б.чай
7.озимая пшеница 8.кукуруза 9.хмель 10.овес

16. Доля сельскохозяйственных угодий в лесостепной зоне России дости-
гает (подчеркнуть один ответ):
1) 10% 2) 20-30% 3) 30-40% 4) 40-30%
5) 50-60% 6) 60-70% 7) более 70%

17. Из нижеследующего перечня подчеркните название субъекта РФ,
специализирующегося на овцеводстве:
1.Татарстан 2.Башкирия З.Коми
4. Марийская республика 5.Адыгея б.Дагестан

18. Подчеркните название экономического района России, где наиболее
значительна площадь орошаемых земель:
1.Центрально-Черноземный 2.Волго-Вятский 3.Поволжский
4.Дальневосточный 5.Северо-Западный 6.Центральный 7.Уральский

19. Какая территории России наиболее благоприятна по сочетанию при-
родных и социально-экономических факторов для выращивания риса?
1.Коми 2.Саха 3.Краснодарский край
4.Воронежская область 5.Оренбургская область

20. Подчеркните название территории, где животноводство специализи-
руется на молочном и молочно-мясном направлении:
1.Белгородская область 2.Оренбургская область
3.Красноярский край 4.Дагестан
5.Архангельская область 6.Камчатская область

21. Наиболее вероятна передача нефти из районов добычи в России на
Украину по следующему нефтепроводу:
1.Оренбург - Волгоград - Ростов-на-Дону - Мариуполь
2.Альметьевское - Самара - Воронеж - Киев -Донецк
3. Сургут - Пермь - Самара - Лисичанск
4.Йошкар-Ола - Чебоксары - Нижний Новгород -Харьков
5. Уренгой - Нижняя Тура - Пермь - Самара - Кременчуг

22. Подчеркните город, не расположенный на Транссибирской железно-
дорожной магистрали:
1.Курган 2.Петропавловск З.Новосибирск 4.Томск З.Иркутск
6.Чита 7.Хабаровск 8.Владивосток 9.Канск 10.Улан-Удэ

23. Подчеркните вид транспорта, на который приходится наибольший
объем перевозок грузов в России:
1.железнодорожный 2.морской 3.авиационный
4.автомобильный 5.речной 6.трубопроводный

24. В структуре перевозимых речным транспортом грузов преобладает:
1.чаи 2.нефть 3.древесина
4.минерально-строительные материалы
5.железная руда 6.природный газ
7.товары народного потребления
8.мебель 9.зерно 10.бахчевые

25. Подчеркните крупнейший порт России, специализирующийся на экс-
порте древесины:
1.Находка 2.Владивосток З.Мурманск
4.Санкт-Петербург З.Архангельск
6.Дудинка 7.Оренбург 8.Туапсе
9.Махачкала 10.Новороссийск

26. Путешествуя по Транссибирской магистрали, можно увидеть (найдите
единственную ошибку в описании):
1.Красноярск - крупный центр машиностроения, алюминиевой и
лесоперерабатывающей промышленности
2. Горы Забайкалья со степными участками в межгорных котловинах
3. Район производства зерновых и сои в Амурской области
4. Вилюйскую ГЭС в Якутии
5. Реку Амур, которую Транссиб пересекает в районе Хабаровска

27. Какой из названных речных портов в России имеет наибольший гру-
зооборот:
1.Нижний Новгород 2.Пенза З.Новгород
4.Ярославль 5.Воронеж б.Пермь
7.Рязань 8.Тюмень 9.Благовещенск
10.Комсомольск-на-Амуре

28. Большой каботаж - это (найдите правильный вариант ответа):
1.Перевозка грузов железнодорожным транспортом на большие
расстояния
2.Перевозка грузов речным транспортом
3. Перевозка грузов железнодорожным транспортом за рубеж.
4. Перевозка грузов морским транспортом между портами разных
морей одного государства
5.Перевозка грузов по Северному морскому пути.

29. Выберите вариант, в котором названы только российские порты Азо-
во-Черноморского бассейна:
1.Новороссийск, Херсон, Николаев, Находка
2.Сочи, Батуми, Поти, Мариуппь
3.Таганрог, Махачкала, Керчь, Илъичевск
4.Новороссийск, Таганрог, Туапсе, Сочи
5.Керчь, Туапсе, Николаев, Ильичевск

30. Подчеркните маршрут, соединяющий порты в малокаботажных пере-
возках:
1.Калининград - Рига
2. Новороссийск- Таганрог
3.Махачкала- Баку
4.Архангельск-Кандалакша
5. Владивосток-Магадан

Предварительный просмотр:

Северо-Западный район и Калининградская область

I вариант

1. Субъект Российской Федерации, который вхо дит в состав Северо-Западного района, - это:

1) Республика Карелия, З) Калининградская область,

2) Новгородская область, 4) Вологодская область.

2. Укажите количество зарубежных государств, с которыми граничит Северо-Западный район:

1) одно, 2) два, 3) три, 4)четыре.

3. Найдите ошибку в перечне минеральных ресур сов, добываемых в Северо-Западном районе:

I) апатиты, 3) горючие сланцы,

2) фосфориты, 4) бокситы.

4. Отличительная особенность населения Севе ро-Западного района по сравнению с другими экономическими районами России:

5. Современное население Калининградской об ласти начало формироваться после:

1)1703 г., 3) 1945г.,

2) 1917 г., 4) 1991 г.

6. Главная отрасль специализации промышлен ности Северо-Западного района:

1) черная металлургия,

2) цветная металлургия,

3) лесная и деревообрабатывающая промышлен ность,

У 4) машиностроение.

7. Санкт-Петербург является главным в России центром отраслей машиностроения:

2) судостроения и энергетического машиностро ения,

8. Найдите ошибку в перечне характеристик Ка лининградской области:

1) развиты рыбная промышленность и транспорт ное машиностроение,

2) на ее территории расположена главная база Балтийского военно-морского флота,

3)морские порты являются замерзающими,

4) имеются ресурсы для курортного хозяйства.

II вариант

1.Укажите пару регионов, входящих в состав Се веро-Западного района:

2.Укажите наиболее важное преимущество эко номико-географического положения Северо-Запад ного района, способствовавшее его экономическому развитию:

3) расположение на важных торговых путях -водных и морских,

3. Уникальный минеральный ресурс, добывае мый в Калининградской области:

1) изумруды, З)янтарь,

2) мрамор, 4) асбест.

4. Самый древний по времени возникновения го род Северо-Западного района:

1) Шлиссельбург, 3) Псков,

2) Новгород, 4) Петродворец.

5. Найдите ошибку в перечне отраслей специали зации промышленности Северо-Западного района:

1) машиностроение,

3) легкая промышленность

4) черная металлургия.

6. Главная техническая культура в южной части Северо-Западного района:

1) хмель, 3) лен-долгунец,

2)картофель, 4)сахарная свекла.

7. Главная отрасль специализации хозяйства Ка лининградской области:

1) рыбная промышленность,

3) черная металлургия,

8. Вид деятельности, с которым связаны перс пективы развития Северо-Западного района:

2) переработка лесных ресурсов,

3) развитие портового хозяйства,

Предварительный просмотр:

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Центральный район

/ вариант

1) Тверская, Рязанская, Новгородская,

2) Брянская, Владимирская, Костромская,

3) Тульская, Тамбовская, Смоленская,

4) Ивановская, Курская, Калужская.

2. Центральный район:

1) не граничит с зарубежными государствами,

2) граничит с одним зарубежным государством,

3) граничит с двумя зарубежными государствами,

4) граничит с тремя зарубежными государствами.

3. В Центральном районе имеются запасы:

1) каменного угля,

2) нефти,

3) алюминиевых руд,

4) фосфоритов.

4. Города науки Центрального района, появив шиеся в советское время:

1) Муром и Ростов,

2) Дубна и Обнинск,

4) Иваново и Орехово-Зуево.

5. Найдите ошибку в перечне отраслей специали зации промышленности Центрального района:

1) машиностроение,

2) химическая промышленность,

3) легкая промышленность,

6. Наибольшее развитие в Центральном райо не получило производство промышленной продук ции:

1) металлоемкой и трудоемкой,

2)трудоемкой и наукоемкой,

3) наукоемкой и энергоемкой,

4) энергоемкой и металлоемкой.

7. Важный промышленный узел Центрально го района, специализирующийся на железнодо рожном машиностроении, производстве химических волокон, хлопчатобумажной промышленности, - это:

1) Калуга,

2) Тверь,

3) Смоленск,

4) Владимир.

8. Отрасль экономики, с которой связаны основ ные перспективы развития Центрального района:

1) сельское хозяйство,

2) промышленность,

3) рекреация,

4) научные исследования.

9 . В состав Волго-Вятского района входят:

1) Ульяновская и Кировская области,

2) Кировская область и Республика Чувашия,

3) республики Чувашия и Татарстан,

4) Республика Татарстан и Ульяновская область.

10. Характерная особенность географического по ложения Волго-Вятского района, отличающая его от всех остальных экономических районов России:

1) не имеет выхода к Мировому океану,

2) не имеет границ с другими районами России,

3)не имеет границ с зарубежными государствам

4) расположен сразу в двух частях света - в Евро пе и Азии.

11. Установите соответствие между народами Вол го-Вятского района, языковыми группами, к кото рым они относятся, и религией, которой в основном эти народы придерживаются.

Народ: Языковая группа, религия:

А. Русские. 1) тюркская, православие,

Б. Чуваши. 2) тюркская, ислам,

В. Марийцы. 3) славянская, православие,

Г. Мордва. 4) финно-угорская, православие.

12. Найдите ошибку в перечне отраслей специали зации Волго-Вятского района:

1) легкая промышленность,

2) машиностроение,

4) лесная и деревообрабатывающая промышлен ность.

13. Главный центр автомобилестроения в Волго-Вятском районе:

1) Павлово,

2) Тольятти,

3) Нижний Новгород,

4) Киров.

14. Лесозаготовки в Волго-Вятском районе ведутся:

1) в основном вдоль Волги,

2) в основном в северной части района - в За волжье,

3) в основном в южной части района - в Правобе режье,

4) равномерно по всей территории района.

15. Регион, входящий в состав Центрально-Черно земного района:

1) Республика Татарстан,

2) Брянская область,

3) Липецкая область,

4) Тульская область.

16. Найдите ошибку в перечне соседей Централь но-Черноземного района:

1) Украина,

2) Центральный район,

3) Волго-Вятский район,

4) Северо-Кавказский район.

17. Месторождения железной руды в Центрально-Черноземном районе расположены в областях:

1) Курской и Воронежской,

2) Воронежской и Липецкой,

3) Липецкой и Белгородской,

4) Белгородской и Курской.

18. В XX в. для Центрально-Черноземного района был характерен:

1)постоянный отток населения, в том числе и в последние годы,

2) постоянный отток населения, но в последние годы - приток,

3) постоянный приток населения, но в последние годы - отток,

4) постоянный приток населения, в том числе и в последние годы.

19.Найдите ошибку в перечне отраслей специали зации сельского хозяйства Центрально-Черноземно го района:

1) выращивание подсолнечника,

2) выращивание зерновых,

3) овцеводство,

4) свекловодство.

20. Центрами черной металлургии в Центрально-Черноземном районе являются города:

1) Курск и Воронеж,

2) Воронеж и Липецк,

3) Липецк и Старый Оскол,

4) Старый Оскол и Курск.

21. Тип электростанций, который дает основную часть энергии в Центрально-Черноземном районе:

1) тепловые, 3) атомные,

2) гидравлические, 4) геотермальные.

22. Главные железнодорожные магистрали пере секают территорию Центрально-Черноземного рай она:

1) вдоль течения Дона,

2) с запада на восток,

3) с севера на юг,

4) и с запада на восток, и с севера на юг, образуя рисунок в виде решетки.

23. Укажите отрасль экономики, с которой связа ны перспективы развития Центрально-Черноземно го района:

1) сельское хозяйство,

2) лесная и деревообрабатывающая промышлен ность,

3) легкая промышленность,

4) наука и высшее образование.

24 . Найдите ошибку в перечне минеральных ресур сов, добываемых в Северо-Западном районе:

I) апатиты, 3) горючие сланцы,

2) фосфориты, 4) бокситы.

25. Отличительная особенность населения Севе ро-Западного района по сравнению с другими эконо мическими районами России:

3) отсутствие городов-миллионеров,

4) самый сложный национальный состав.

26. Современное население Калининградской об ласти начало формироваться после:

1)1703 г., 3)1945 г.,

2) 1917 г., 4) 1991 г.

27. Санкт-Петербург является главным в России центром отраслей машиностроения:

1) автомобилестроения и судостроения,

2)судостроения и энергетического машиностро ения,

3) энергетического и сельскохозяйственного ма шиностроения,

4) сельскохозяйственного машиностроения и ав томобилестроения.

28.Найдите ошибку в перечне характеристик Ка лининградской области:

1)развиты рыбная промышленность и транспорт ное машиностроение,

2)на ее территории расположена главная база Балтийского военно-морского флота,

3) морские порты являются замерзающими,

4) имеются ресурсы для курортного хозяйства

II вариант

1. В состав Центрального района входят области:

1) Рязанская, Смоленская, Кировская,

2) Брянская, Владимирская, Курская,

3) Тульская, Вологодская, Ярославская,

4) Ивановская, Калужская, Костромская.

2. Главным преимуществом экономико-геогра фического положения Центрального района, кото рое способствовало его развитию, является:

1) богатство природными ресурсами,

2) наличие выхода к Мировому океану,

3) соседство с высокоразвитыми странами,

4) пересечение транспортных путей - сначала водных, а впоследствии железнодорожных и дру гих.

3. Одними из самых старых городов Центрального района являются:

1) Муром и Ростов,

2) Дубна и Обнинск,

3) Электросталь и Новомосковск,

4) Иваново и Орехово-Зуево.

4. Одна из отраслей специализации промышленности Центрального района:

1) черная металлургия,

2) химическая промышленность,

3) пищевая промышленность,

4) лесная и деревообрабатывающая промышленность.

5. Найдите ошибку в перечне отраслей, по развитию которых Центральный район занимает первое место среди других экономических районов России

1) научные исследования,

2) банковское и финансовое обслуживание,

3)высшее образование,

4) цветная металлургия.

6. В состав Волго-Вятского района входят:

1) республики Марий Эл и Мордовия,

2) Республика Мордовия и Пензенская область,

3) Пензенская и Ульяновская области,

4) Ульяновская область и Республика Марий Эл.

7. В Волго-Вятском районе имеются запасы:

1) угля, 3) медной руды,

2) железной руды, 4) фосфоритов.

4. Установите соответствие между крупными го родами Волго-Вятского района и регионами, в кото рых они расположены.

Город: Регион:

А. Саранск. 1) Нижегородская область,

Б. Дзержинск. 2) Республика Мордовия,

В. Новочебоксарск. 3) Республика Марий Эл,

Г. Йошкар-Ола. 4) Республика Чувашия.

8. Найдите ошибку в перечне отраслей специали зации Волго-Вятского района:

1) химическая промышленность,

2) машиностроение,

3) черная металлургия,

4) лесная и деревообрабатывающая промышлен ность.

9. Главный центр судостроения в Волго-Вятском районе:

1) Ярославль,

2) Северодвинск,

3) Нижний Новгород,

4) Чебоксары.

10. Главные железнодорожные магистрали пересе кают территорию Волго-Вятского района:

1) вдоль течения Волги,

2) с запада на восток,

3) с севера на юг,

4) и с запада на восток, и с севера на юг, образуя рисунок в виде решетки.

11. Найдите ошибку в перечне регионов, входящих в состав Центрально-Черноземного района:

1) Курская область, 3) Липецкая область,

2) Тамбовская область, 4) Ростовская область.

12. Вид природных ресурсов, запасы которого в Центрально-Черноземном районе незначительны:

1) почвенные, 3) железные руды,

2) агроклиматические, 4) водные.

13. Самый древний город Центрально-Чернозем ного района, упоминаемый в летописях еще в XI в.:

1) Курск, 3) Белгород,

2) Воронеж, 4) Липецк.

14. Отличительная особенность населения Цент рально-Черноземного района по сравнению с други ми экономическими районами России:

3) самое большое количество городов-миллионе ров,

15. Найдите ошибку в перечне отраслей специали зации промышленности Центрально-Черноземного района:

1) черная металлургия,

2) машиностроение,

3) химическая промышленность,

4) цветная металлургия.

16. Центр энергетического машиностроения и це ментной промышленности в Центрально-Чернозем ном районе:

1) Воронеж, 3) Белгород,

2) Липецк, 4) Курск.

17. Укажите пару областей Центрально-Чернозем ного района, в которых действуют атомные электро станции:

1) Курская и Воронежская,

2) Воронежская и Липецкая,

3) Липецкая и Белгородская,

4) Белгородская и Курская.

18. Главная техническая культура Центрально-Черноземного района, по выращиванию которой он занимает первое место среди районов России:

1) гречиха, 3) лен-долгунец,

2) подсолнечник, 4) сахарная свекла.

19. Одна из главных проблем Центрально-Черно земного района,

усугубляемая развитием черной ме таллургии в последние десятилетия:

1) нехватка трудовых ресурсов,

2) эрозия и истощение почв,

3) загрязнение поверхностных вод,

4) нехватка железной руды.

20. Укажите пару регионов, входящих в состав Се веро-Западного района:

1) Псковская и Новгородская области,

2) Новгородская и Вологодская области,

3) Вологодская и Калининградская области,

4) Калининградская и Псковская области.

21.Укажите наиболее важное преимущество эко номико-географического положения Северо-Запад ного района, способствовавшее его экономическому развитию:

1) богатство минеральными ресурсами,

2) благоприятные природные условия,

3) расположение на важных торговых путях - водных и морских,

4) соседство с высокоразвитыми государствами.

22. Уникальный минеральный ресурс, добывае мый в Калининградской области:

1) изумруды, 3) янтарь,

2) мрамор, 4) асбест.

23.Самый древний по времени возникновения го род Северо-Западного района:

1) Шлиссельбург,

2) Новгород,

3) Псков,

4) Петродворец.

24. Найдите ошибку в перечне отраслей специали зации промышленности Северо-Западного района:

1) машиностроение,

2) химическая промышленность,

3) легкая промышленность,

4) черная металлургия.

25.Укажите химическое производство, хорошо развитое в Северо-Западном районе:

1) химических волокон,

2) глинозема,

З) минеральных удобрений,

4) синтетического каучука.

26. Главная техническая культура в южной части Северо-Западного района:

1) хмель, 3) лен-долгунец,

2) картофель, 4) сахарная свекла.

27. Главная отрасль специализации хозяйства Ка лининградской области:

1) рыбная промышленность,

2) нефтеперерабатывающая промышленность,

3) черная металлургия,

4) выращивание подсолнечника.

28.Вид деятельности, с которым связаны перс пективы развития Северо-Западного района:

1) освоение новых месторождений минеральных ресурсов,

2) переработка лесных ресурсов, (3) развитие портового хозяйства,

4) развитие металлоемкого тяжелого и энергети ческого машиностроения.


Для учета поставляемых нерудных материалов (песка, щебня и др.) используются две единицы измерения: куб.м и тонна. При ж/д поставках нерудных материалов учет всегда осуществляется в тоннах. При поставках песка и щебня самосвалами учет чаще всего осуществляется в кубах, т.к. не у каждого карьера и, тем более, не у каждого покупателя песка и щебня имеются весы для взвешивания груженого самосвала.

РАССМОТРИМ БАЗОВЫЕ ВАРИАНТЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ.

1. Учет нерудных материалов в куб.м.

Если учет песка или щебня осуществляют в куб.м, то на загрузке (в карьере) и на выгрузке (например, на стройплощадке) такой учет осуществляется по-разному:

1) на загрузке объем отпускаемого материала измеряют, как правило, ковшами погрузчика или экскаватора. Например, в самосвал необходимо загрузить 30 куб.м песка. Погрузку осуществляет погрузчик с объемом ковша 3 куб.м. Оператор погрузчика загружает в кузов самосвала 10 ковшей песка. При этом количество ковшей необходимо считать не только оператору погрузчика (чтобы не загрузить лишнего), но и водителю самосвала (чтобы не было недогруза). Кроме того, водителю самосвала необходимо также контролировать полноту заполнения ковшей и качество материала.

2) на выгрузке объем привезенного материала принимают с помощью измерения объема этого материала. Для этого приемщик с помощью, например, рулетки определяет внутренний объем кузова самосвала (по борта), а также измеряет либо количество материала, недостающего до объема целого кузова самосвала, либо объем «горки» (сколько загружено выше бортов самосвала). Если кузов самосвала типовой, его могут не обмеривать вручную, а принимать по данным завода-изготовителя (по тех. паспорту).

Смотрите также информацию о для определения объема материала в кузове.

2. Учет нерудных материалов в тоннах.

Если учет песка или щебня осуществляют в тоннах, т.е. путем взвешивания на весах, то это происходит следующим образом:

1) на загрузке пустой самосвал взвешивается на весах, т.е. определяется вес так называемой тары. После чего самосвал направляется в место загрузки. Груженый самосвал снова проходит взвешивание на весах, определяется вес брутто. Вес нетто (вес самого материала) рассчитывается как разница между весом брутто и весом тары (самосвала).

2) на выгрузке все происходит в обратном порядке. Сначала взвешивается груженый самосвал, определяется вес брутто. Далее, после выгрузки, определяется вес пустого самосвала (вес тары), после чего рассчитывается вес нетто (вес материала).

На практике также встречаются ситуация, когда максимально допустимый вес, предусмотренный весами, меньше, чем вес груженого самосвала. В таких случаях приемку материала осуществляют по геометрии кузова самосвала.

ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ОБЪЕМЕ (ИЛИ ВЕСЕ) ПРИ ПОСТАВКЕ МАТЕРИАЛОВ.

1. Учет материала на загрузке и на выгрузке осуществляют в куб.м.

· фактический объем загруженного в карьере материала меньше, чем указано в выписанных карьером расходных документах на погрузку по причине действия человеческого фактора (погрузчик грузит не полный ковш), фактический объем ковша меньше декларируемого карьером и др.;

· фактический объем загруженного в карьере материала больше, чем указано в выписанных карьером расходных документах на погрузку (погрузчик перегружает ковш; фактический объем ковша больше декларируемого карьером; сговор между оператором погрузчика и поставщиком и т.д.);

· фактический объем принятого приемщиком материала больше, чем фактический объем привезенного материала (ошибки при обмере кузова; сговор между водителем и приемщиком на выгрузке и т.д.);

· фактический объем принятого на приемке материала меньше, чем фактический объем привезенного материала (утряска материала при транспортировке; ошибки при обмере кузова; прямое занижение объема привезенного материала приемщиком в своих личных интересах или в интересах компании-потребителя материала и т.д.).

2. Учет на загрузке и выгрузке осуществляют в тоннах.

В данном случае отклонения могут возникнуть по следующим основным причинам:

· погрешность весов на загрузке и выгрузке существенно отличается;

· потеря воды в материале при его транспортировке (например, для мытого песка);

· обман и сговор на погрузке (выгрузке) при взвешивании материала.

3. Учет на загрузке и выгрузке осуществляют в разных единицах измерения.

Например, на карьере установлены весы и отпуск материала осуществляется в тоннах, а на приемке материал учитывают в куб.м (по геометрии кузова). В таких случаях, для сравнения объема (или веса) на загрузке и на выгрузке необходимо использовать коэффициент насыпной плотности материала. Такой коэффициент определяет, сколько весит 1 куб.м поставляемого материала. Например, средняя насыпная плотность песка карьерного составляет 1,55 т/куб.м, щебня известнякового – 1,3 т/куб.м, т.е. 1 куб.м песка весит 1,55 тонн, 1 куб.м известняка – 1,3 тонн.

Значит, чтобы вес материал перевести в куб.м, необходимо количество тонн разделить на коэффициент насыпной плотности. И наоборот, чтобы узнать вес материала, измеренного в куб.м, необходимо количество куб.м умножить на коэффициент насыпной плотности такого материала.

Тогда возникает вопрос: откуда же берутся отклонения в объеме поставляемого материала, если для перехода из одной единицы измерения в другую необходимо всего лишь выполнить простую арифметическую операцию?

Рассмотрим 2 возможные на практике ситуации:

1) учет и расчеты на погрузке осуществляются в тоннах, на приемке – в куб.м.

Предположим, что весы на карьере настроены с минимальной погрешностью взвешивания. Также предположим, что объем и вес материала в процессе перевозки в кузове не изменился.

Допустим, что на карьере был загружен песок строительный. Согласно паспорта на данный песок, выданного карьером неделю назад, коэффициент насыпной плотности песка – 1,6 тонн/куб.м. Погрузчик с объемом ковша 3 куб.м загрузил 10 ковшей (30 куб.м). Весы показали вес нетто - 45 т (т.е. фактический коэффициент насыпной плотности песка составил 1,5 тонн/м3). Это могло быть вызвано выветриванием влаги в песке с момента измерения данного коэффициента, либо изменением физических свойств или состава вновь добытого и отгруженного песка. На карьере было оплачено за песок 9000 руб. (45 тонн х 200 руб/т). Согласно коэффициента, указанного в паспорте, неделю назад за 9000 руб. на карьере можно было приобрести 28,1 куб.м песка (9000: 200: 1,6), т.е. на 1,9 м3 меньше.

Если расчеты с карьером по договору осуществляются в тоннах, тогда покупателю выгоднее загружаться песком с минимальным фактическим коэффициентом насыпной плотности, т.к. в этом случае он получает максимальный объем песка на определенное количество денежных средств, оплаченных на карьере.

Теперь рассмотрим 2 варианта определения объема песка на приемке:

- по геометрии кузова

Предположим, что на приемке с помощью измерения кузова самосвала был принят такой же объем песка 30 куб.м. В данной ситуации в бух. учете будет оприходовано 45 тонн песка (или согласно паспорта карьера - 28,1 м3). Реализовано песка - 30 м3. В бух. учете возникает дополнительный "бумажный" доход по причине отклонения объемов приобретенного и реализованного песка - 1,9 м3.

Расчетный объем загруженного песка на основании паспорта составил 28,1 куб.м (45 т: 1,6), что ниже фактического на 1,9 куб.м. Реальный коэффициент оказался равным 1,5 тонн/куб.м (45 т: 30 куб.м), т.е. фактически песок оказался легче, чем было указано карьером в паспорте.

Таким образом, согласно данным бухгалтерского учета, поставщик приобрел и реализовал 28,1 м3 песка, хотя фактический объем песка составил 30 м3. При этом, поставщик фактически недополучает доход от продажи 1,9 куб.м песка, а компания-потребитель экономит расходы на приобретение 1,9 куб.м песка.

Теперь немного поменяем условия.

Коэффициент насыпной плотности, указанный в паспорте на песок, был рассчитан во время засушливых дней и составил 1,5 тонн/куб.м, после чего прошли дожди и коэффициент изменился. На карьере погрузчик с объемом ковша 3 куб.м загрузил те же 10 ковшей (30 куб.м) фактическим весом 48 тонн. Вес песка, рассчитанный на основании указанного коэффициента составил 45 тонн (30 куб.м х 1,5).

Рассмотрим также 2 варианта определения объема песка на приемке:

- по геометрии кузова

Предположим, что на приемке с помощью измерения кузова самосвала был принят такой же объем песка 30 куб.м. В данной ситуации в бух. учете будет оприходовано 48 тонн песка (или согласно паспорта карьера - 32 м3 (48: 1,5)). Реализовано песка - 30 м3. В бух. учете возникает "бумажный" расход по причине отклонения объемов приобретенного и реализованного песка - 2 м3.

- расчетным путем с помощью веса песка , указанного в накладной и коэффициента насыпной плотности, указанного в паспорте на песок

Расчетный объем загруженного песка на основании паспорта составил 32 куб.м (48 т: 1,5), что выше фактического на 2 куб.м. Реальный коэффициент оказался равным 1,6 тонн/куб.м (48 т: 30 куб.м), т.е. фактически песок оказался тяжелее, чем было указано карьером в паспорте.

Таким образом, согласно бух. учета, поставщик приобрел и реализовал 32 м3 песка, хотя фактический объем составил 30 м3. При этом, поставщик фактически получает дополнительный доход от продажи "бумажных" 2 куб.м песка, а компания-потребитель несет дополнительные расходы на приобретение таких же "бумажных" 2 куб.м песка.

2) учет и расчеты на погрузке осуществляются в куб.м, на приемке – в тоннах.

Предположим, что весы на приемке настроены с минимальной погрешностью взвешивания. Также предположим, что объем и вес материала в процессе перевозки в кузове не изменился.

Допустим, что на карьере был загружен песок строительный. Согласно паспорта на данный песок, выданного карьером неделю назад, коэффициент насыпной плотности песка – 1,6 тонн/куб.м. Погрузчик с объемом ковша 3 куб.м загрузил 10 ковшей (30 куб.м). На карьере было оплачено за песок 9000 руб. (30 куб.м х 300 руб/куб.м).

Предположим далее, что на приемке определен вес нетто материала - 45 тонн. Т.е. фактический коэффициент составляет 1,5 тонн/куб.м. Вес материала, рассчитанный на основе загруженного объема и указанного в паспорте коэффициента насыпной плотности, - 48 тонн (30 х 1,6). В данной ситуации в бух. учете будет оприходовано 48 тонн песка, а реализовано - 45 тонн песка. В бух. учете возникает дополнительный "бумажный" расход по причине отклонения веса приобретенного и реализованного песка - 3 тонны. Фактически, ни поставщик, ни покупатель песка ничего не теряют и ничего не приобретают от разницы фактического коэффициента и коэффициента, указанного в паспорте карьера.

Если расчеты с карьером по договору осуществляются в кубах, тогда покупателю выгоднее загружаться песком с максимальным фактическим коэффициентом насыпной плотности, т.к. в этом случае он получает максимальный вес песка на определенное количество денежных средств, оплаченных на карьере.