Развитие бизнеса

Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов. Полное опробование автотормозов осмотрщиком-ремонтником в одно лицо Осмотрщик ремонтник вагонов 5 разряда

Осмотрщик-ремонтник вагонов обязан:

  • перед началом работы ознакомиться с поступившими приказами и указаниями по кругу своих обязанностей, проверить наличие и исправность инструмента, средств измерений, предусмотренного комплекта сигнальных принадлежностей, необходимых вагонных деталей и материалов на стеллажах и ремонтных установках, а также исправность спецодежды и обуви;
  • осуществить технический осмотр вагонов, подаваемых под погрузку, а также в прибывающих, формируемых и отправляемых поездах; в процессе осмотра должен выявить неисправности в вагонах и устранить их; по окончании технического обслуживания уведомить оператора или руководителя смены ПТО о готовности вагонов к погрузке или следованию в поезде;
  • по окончании ремонта вагонов стирать с вагонов нанесенные на них ранее меловые надписи о технических неисправностях вагонов;
  • выполнять требования правил и инструкций по технике безопасности;
  • осуществлять контроль за сохранностью вагонов при производстве с ними работ на станции, подъездных путях и при возврате их с подъездных путей, не допускать со станции отправления поврежденных вагонов; на поврежденные вагоны составлять акт о повреждении вагонов формы ВУ-25 на основании уведомления формы ВУ-23М и сопроводительные листки Формы ВУ-26М, если отправляются поврежденные вагоны в ремонт.
Осмотрщик-ремонтник должен знать:
  1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
  2. Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
  3. Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
  4. Инструкцию осмотрщика вагонов ПВ-ЦЛ-408.
  5. Инструкцию по ремонту и обслуживанию автоснепного устройства подвижного состава железных дорог Российской Федерации № 494.
  6. Инструкцию по ремонту тормозного оборудования вагонов Nv 495.
  7. Инструкцию но эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог №2.
  8. Инструкцию по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных нар 3429.
  9. Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками 3ЦBPK.
  10. Типовую инструкцию по охране труда осмотрщика вагонов и слесаря подвижного состава.
  11. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации.
  12. Соответствующие разделы о положении технологических процессов станции, пункта технической передачи вагонов, а также технико-распорядительного акта станции.
  13. Приказы и указания, относящиеся к техническому обслуживанию вагонов и работе постов безопасности.
  14. Устройство, назначение, технологию ремонта отдельных вагонных деталей и узлов вагонов различных модификаций.
  15. Устройство и действие применяемых при обслуживании вагонов машин, механизмов и средств измерений.
  16. Технические условия на грузовые и пассажирские вагоны.
После окончания подготовки и сдачи экзаменов по теории и практике осмотрщику-ремонтнику вагонов выдается свидетельство формы КУ-147 на право выполнения технического осмотра и текущего ремонта вагонов.

Организация работы смены

Работа смен на ПТО организуется на основе составления плана обработки вагонов и поездов, своевременной подготовки инструмента, приспособлений, механизмов и запасных частей, правильной расстановки людей в бригадах и группах, выполнения осмотра и ремонта вагонов с использованием прогрессивных методов груда, осуществления тщательного контроля за качеством работы.

Работа смены организуется, как правило, по 12-часовому графику с отдыхом после дневной смены одни сутки, после ночной — двое суток.

Осмотрщики-ремонтники вагонов проверяют в парке на своих участках наличие запасных частей и материалов на стеллажах, состояние и размещение механизмов и приспособлений; о результатах проверки докладывают старшему осмотрщику-ремонтнику вагонов, который принимает меры к устранению недостатков.

Ознакомившись с положением дел на станции и выяснив очередность отправления поездов, старший осмотрщик-ремонтник вагонов намечает последовательность обработки составов и групп вагонов. В течение рабочей смены старший осмотрщик-ремонтник вагонов постоянно поддерживает связь с работниками станции и оперативно корректирует намеченный ранее план.

Потребность в материалах и запасных частях определяется на основании норм расхода, фактической потребности. Перечень и объем не снижаемого запаса материалов и запасных частей для каждого ППВ и ПТО устанавливаются в технологическом процессе этих пунктов (Приказ 28 Ц).

К окончанию смены рабочие места в парках должны быть подготовлены к сдаче. Снятые при ремонте негодные летали вагонов убирают на определенные места. инструмент и приспособления общего пользования убирают. Личный инструмент сдают в раздаточную кладовую.

Старший осмотрщик-ремонтник вагонов или мастер ПТО подводит итоги работы смены, указывая на допущенные недостатки при обработке поездов. На таких коротких (10—15 мин) совещаниях работники вносят предложения по ликвидации недостатков, ускорению обработки поездов и повышению качества работы.

На основе Инструкции в структурных подразделениях вагонного хозяйства ОАО "РЖД" должна быть разработана инструкция по охране труда для осмотрщика, осмотрщика-ремонтника и слесаря с учетом местных условий и специфики деятельности

Обозначение: ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-014-2013
Название рус.: Инструкция по охране труда для осмотрщика вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД"
Статус: действует
Заменяет собой: «Инструкция по охране труда для осмотрщика вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД"»
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 12.02.2016
Дата введения в действие: 15.02.2014
Утвержден: 09.01.2014 ОАО РЖД (4р)

Распоряжение ОАО «РЖД» от 9 января 2014 г. № 4р
«Об утверждении инструкций по охране труда по вагонному хозяйству»

1. Утвердить и ввести в действие с 15 февраля 2014 г. следующие нормативные акты, содержащие требования охраны труда:

Инструкцию по охране труда для осмотрщика вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном хозяйстве ОАО «РЖД» ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-014-2013;

Инструкцию по охране труда для промывальщика-пропарщика цистерн и слесаря по ремонту подвижного состава, занятого заправкой и ремонтом клапанов сливных приборов цистерн в вагонном хозяйстве ОАО «РЖД» ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-015-2013 ;

Инструкцию по охране труда для оператора по обслуживанию и ремонту вагонов ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-016-2013 ;

Инструкцию по охране труда для приемщика грузовых вагонов ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-017-2013 ;

Инструкцию по охране труда для электрогазосварщика при выполнении работ по ремонту грузовых вагонов на пунктах подготовки вагонов и участках текущего отцепочного ремонта ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-018-2013 .

2. Директору проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства Иванову А.О. обеспечить ответственное хранение подлинников, тиражирование и рассылку инструкций по охране труда в службы вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры.

3. Начальникам дирекций инфраструктуры:

а) довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников структурных подразделений дирекций инфраструктуры;

б) организовать изучение инструкций по охране труда причастными руководителями и специалистами;

в) внести необходимые изменения и дополнения в действующие рабочие документы по охране труда в структурных подразделениях.

распоряжение ОАО «РЖД» от 24 марта 2005 г. № 407р «Об утверждении Инструкции по охране труда для промывалыщика-пропарщика цистерн и слесаря по ремонту подвижного состава, занятого заправкой и ремонтом клапанов сливных приборов цистерн в вагонном хозяйстве железных дорог открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

Инструкцию по охране труда для осмотрщика вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном хозяйстве ОАО «РЖД», утвержденную ОАО «РЖД» 5 июля 2004 г. № ВС-6242.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Центральной дирекции инфраструктуры Конышева С.С.

Инструкция ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-014-2013
по охране труда для осмотрщика вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном хозяйстве ОАО «РЖД»
(утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 9 января 2014 г. № 4р)

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для осмотрщика вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном хозяйстве разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации , Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов ПОТ РЖД-4100612-ЦВ-016-2012, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 17 января 2013 г. № 57р, Правил по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2012 г. № 2665р, других нормативных актов по вопросам охраны труда, и устанавливает основные требования охраны труда для осмотрщика вагонов (далее - осмотрщик), осмотрщика-ремонтника вагонов (далее - осмотрщик-ремонтник) и слесаря по ремонту подвижного состава (далее - слесарь), занятых на работах по техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов на пунктах технического обслуживания грузовых вагонов (далее - ПТО), контрольных постах, пунктах перестановки вагонов и в эксплуатационных вагонных депо (далее - депо) ОАО «РЖД».

На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях вагонного хозяйства ОАО «РЖД» должна быть разработана инструкция по охране труда для осмотрщика, осмотрщика-ремонтника и слесаря с учетом местных условий и специфики деятельности.

1.2. К работе осмотрщиком допускаются мужчины и женщины, а осмотрщиком-ремонтником и слесарем допускаются лица мужского пола, достигшие возраста 18 лет, прошедшие обучение и проверку знаний по специальности и охране труда, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи по охране труда на рабочем месте, противопожарный инструктаж, стажировку и первичную проверку знаний требований охраны труда.

При вводном инструктаже по охране труда осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны быть ознакомлены с Положением о порядке применения предупредительных талонов по охране труда в ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 2 августа 2011 г. № 1697р с маршрутами служебных проходов согласно «Правилам по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2012 г. № 2665р и мерам безопасности при нахождении на железнодорожных путях.

1.3. В процессе работы осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры, повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца, а также внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, обучение по охране труда, периодическую проверку знаний требований охраны труда - не реже 1 раза в 3 года, внеочередную проверку знаний требований охраны труда в соответствии с действующими в ОАО «РЖД» нормативными актами и повторный инструктаж по пожарной безопасности не реже 1 раза в 6 месяцев.

1.4. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны проходить периодическое, не реже 1 раза в год, обучение оказанию первой помощи пострадавшим.

Вновь принимаемые на работу проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее 1 месяца после приема на работу.

1.5. К работе на передвижных ремонтных машинах и установках допускаются лица, достигшие возраста 18 лет, прошедшие обучение данным видам работ, сдавшие экзамен на право управления этими установками и машинами и имеющие соответствующее удостоверение на право работы.

1.6. К работе на высоте, связанной с осмотром нефтеналивных емкостей, подвижного состава на пунктах технической передачи вагонов на предмет его сохранности, допускаются лица, достигшие возраста 18 лет, прошедшие обучение данным видам работ, проверку знаний на данный вид работ и обязательный предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр для лиц, работающих на высоте. В процессе работы указанные работники должны проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры для лиц, работающих на высоте.

1.7. К техническому обслуживанию специализированных вагонов для перевозок опасных грузов допускаются лица, достигшие возраста двадцати одного года, прошедшие обязательный предварительный при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, обученные по соответствующей программе, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания специализированных вагонов.

1.8. Допуск работников к самостоятельному обслуживанию специализированных вагонов для перевозки опасных грузов должен оформляться приказом по депо.

1.9. Для выполнения дополнительных обязанностей (обслуживание вагоноремонтных машин и ремонтных установок, дефектоскопии деталей и узлов грузовых вагонов, выполнение сварочных, строповочных, погрузоразгрузочных и других работ), возложенных приказом начальника структурного подразделения, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны пройти теоретическое и практическое обучение, сдать экзамен и получить соответствующее удостоверение на право производства этих работы.

В процессе работы осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны проходить в установленном порядке повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, обучение охране труда, периодическую и внеочередную проверку знаний требований охраны труда по дополнительным обязанностям.

1.10. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь обязаны:

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;

уметь оказывать первую помощь при травмах, пользоваться аптечкой первой помощи;

соблюдать производственную, технологическую и трудовую дисциплину труда, правила внутреннего трудового распорядка и установленный график работы;

не появляться на рабочем месте и не употреблять в течение рабочего дня (смены) алкогольные, наркотические, токсичные и другие опьяняющие вещества;

выполнять только входящую в их обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;

выполнять требования режимов рабочего времени и времени отдыха, не допускать самовольных случаев подмены другого работника без достаточного времени на отдых и восстановление организма, работа в течение двух смен подряд запрещается;

соблюдать меры пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;

при работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения переохлаждения и обморожения использовать предусмотренные перерывы в работе для обогревания в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра;

при выявлении неисправности оборудования, приспособлений и рабочего инструмента немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя, до замены организовать работу с предельной осторожностью, а в случае, когда неисправность угрожает жизни и здоровью, работы временно приостановить;

внимательно следить за сигналами светофоров, звуковыми сигналами локомотивов, распоряжениями, подаваемыми дежурным по станции (или оператором ПТО) по станционной громкоговорящей связи (или по радиосвязи), точно выполнять команды руководителя работ (мастера, бригадира);

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов, подаваемых водителями транспортных средств и крановщиками кранов;

быть предельно внимательными в местах движения подвижного состава и автотранспорта;

проходить по территории депо и железнодорожной станции (далее - станции) по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;

соблюдать меры безопасности при переходе железнодорожных путей и на технологических маршрутах при техническом обслуживании вагонов.

1.11. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь, выполняющие техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов, должны знать:

технологию обслуживания и ремонта грузовых вагонов;

порядок ограждения составов и отдельных групп грузовых вагонов, установленный техническо-распорядительным актом (далее - ТРА) станции, технологическим процессом работы ПТО, инструкцией по производству маневровой работы, разработанными с учетом местных условий;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, способы защиты и правила оказания первой помощи;

вредное воздействие нефтепродуктов и основных химических грузов на организм человека, а также признаки отравления;

безопасные способы определения рода остатков ранее перевозившегося груза по внешним признакам и свойствам (цвет, вязкость, запах);

требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;

правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности;

места расположения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;

требования настоящей Инструкции.

Работники, выполняющие техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов с опасными грузами, должны знать знаки опасности опасных грузов, места их нанесения и соблюдать требования безопасности в зависимости от класса опасности груза.

1.12. При техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов на осмотрщика, осмотрщика-ремонтника и слесаря могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), транспортные средства, машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенная или пониженная влажность воздуха;

повышенная или пониженная подвижность воздуха;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

недостаточная освещенность рабочей зоны и недостаток естественного света при работе внутри котла вагона-цистерны (далее - цистерна);

повышенная яркость света при сварочных работах;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

химические опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на организм человека через дыхательные пути, пищеварительную систему и кожный покров (работа со сварочными аэрозолями и другими вредными химическими веществами);

психофизиологические - связанные с физическими (статические и динамические), нервно-психическими нагрузками (интеллектуальные, эмоциональные) и монотонностью труда.

1.13. В соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. № 582н, должны обеспечиваться следующими специальной одеждой (далее - спецодежда), специальной обувью (далее - спецобувь) и другими СИЗ:

Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник:

костюмом «Механик-Л»;

плащом для защиты от воды;

сапогами или ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве;

головным убором сигнальным;

жилетом сигнальным 2 класса защиты;

очками защитными открытыми;

каской защитной.

При выполнении работ на пунктах погрузки соли дополнительно должны выдаваться сапоги из поливинилхлоридного пластиката.

При выполнении работ по осмотру грузовых вагонов на нефтеналивных и промывочно-пропарочных станциях и пунктах дополнительно должен выдаваться костюм для защиты от механических воздействий, воды и щелочей и сапоги из поливинилхлоридного пластиката.

Зимой дополнительно должны выдаваться:

комплект для защиты от пониженных температур «Осмотрщик» (по поясам);

белье нательное утепленное в III, IV и особом поясах к комплекту для защиты от пониженных температур;

подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску), шапка трикотажная;

рукавицы утепленные, или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

сапоги юфтевые, утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;

сапоги кожаные утепленные «СЕВЕР ЖД» в III, IV и особом поясах или валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;

галоши на валенки (сапоги валяные);

Во II, III, IV и особом поясах дополнительно: полушубок или полупальто на меховой подкладке или куртка на меховой подкладке (по поясам).

Слесарь по ремонту подвижного состава, занятый на ремонте грузовых вагонов, изотермического подвижного состава в депо, на ПТО и пунктах перестановки вагонов:

костюмом «Механик-Л»;

ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве с металлическим подноском или полуботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве с металлическим подноском;

головным убором сигнальным;

перчатками комбинированными или перчатками с полимерным покрытием;

очками защитными открытыми;

каской защитной;

перчатками диэлектрическими;

плащом для защиты от воды;

сапогами резиновыми;

жилетом сигнальным 2 класса защиты.

При выполнении кровельных работ дополнительно:

наколенниками брезентовыми (на вате), поясом предохранительным.

При выполнении котельных и клепальных работ дополнительно:

перчатками комбинированными или перчатками кожаными.

При выполнении работ по разборке, ремонту и монтажу роликовых букс колесных пар вагонов дополнительно:

фартуком из прорезиненной ткани, перчатками с полимерным покрытием, нарукавниками прорезиненными или из полимерных материалов.

При выполнении работ виброинструментом дополнительно:

перчатками виброзащитными.

Зимой дополнительно:

комплектом для защиты от пониженных температур «Осмотрщик»;

бельем нательным утепленным в III, IV и особом поясах к комплекту «Осмотрщик»;

шапкой-ушанкой со звукопроводными вставками или подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску), шапкой трикотажной;

рукавицами утепленными, или перчатками утепленными, или перчатками утепленными с защитным покрытием, нефтеморозостойкими;

сапогами юфтевыми утепленными на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;

сапогами кожаными утепленными «СЕВЕР ЖД» в III, IV и особом поясах или валенками (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;

галошами на валенки (сапоги валяные);

В IV и особом поясах дополнительно: полушубок.

При необходимости, по условиям выполнения отдельных видов работ, осмотрщику, осмотрщику-ремонтнику и слесарю должны дополнительно выдаваться соответствующие средства защиты (респиратор, шланговый дыхательный прибор, противогаз, другие СИЗ).

1.14. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны знать правила пользования и способы проверки исправности СИЗ. Перед каждым применением средства защиты работник обязан проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнения, проверить по штампу срок годности.

Пользоваться неисправными или с истекшими сроками годности средствами защиты запрещается.

Спецодежду и спецобувь осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь не должны снимать в течение всего рабочего времени.

Закрепленные за ними СИЗ должны быть подобраны по размеру и росту.

1.15. Личную одежду и спецодежду следует хранить отдельно в шкафчиках гардеробной, шкафчики содержать в чистоте и порядке.

Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку, химчистку и ремонт. Выносить СИЗ за пределы предприятия запрещается.

При выдаче таких СИЗ, как респираторы, противогазы, защитные каски, предохранительные пояса и некоторые другие СИЗ, осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны пройти инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению.

1.16. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с нормами бесплатной выдачи работникам ОАО «РЖД» смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 17 декабря 2012 г. № 2587р.

При сильных морозах перед выходом на открытый воздух необходимо смазать открытые части тела кремом от обморожения на безводной основе.

При сильных морозах, во избежание обморожения, не следует прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (рельсам, скреплениям, инструменту).

1.17. При выполнении работ на высоте, в зоне работы грузоподъемных механизмов, при выполнении погрузо-разгрузочных работ и при выполнении работ под вагонами, вывешенными на домкратах, работники обязаны носить защитные каски.

1.18. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны соблюдать требования пожарной безопасности:

не подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам, легковоспламеняющимся жидкостям, материалам и окрасочным камерам;

не прикасаться к кислородным баллонам руками, загрязненными маслом;

курить в отведенных для этой цели местах, имеющих надпись «Место для курения», обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком;

не применять для освещения открытый огонь (факелы, свечи, керосиновые лампы);

не применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами без подставок из негорючих материалов;

не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;

при проведении технического ремонта цистерн, груженных нефтеналивными горючими жидкостями, применять искронеобразующий инструмент.

1.19. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны:

следить за исправностью и целостностью заземления (зануления) корпусов электроприборов, электрических машин и оборудования;

1.20. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь, пользующиеся в процессе работы ручным электрифицированным инструментом (далее - электроинструмент), выполняющие текущий ремонт грузовых вагонов с использованием передвижных ремонтных машин и установок, механизмов с электрическим приводом, переносного электроинструмента должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.

Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны проходить периодическую проверку знаний норм и правил работы в электроустановках не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.21. При нахождении на железнодорожных путях осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны соблюдать требования Правил по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2012 г. № 2665р:

применять сигнальные жилеты со световозвращающими полосами, оранжевого цвета страфаретом, указывающим принадлежность работника к соответствующему структурному подразделению ОАО «РЖД»;

знать схему маршрута служебного и технологического прохода, основные виды знаков безопасности и сигнальной разметки, которые используются на территории железнодорожных станций и перегонов;

не пользоваться личными портативными мультимедийными устройствами (мобильные телефоны, аудио и видеоплееры);

выходя на железнодорожный путь из помещения обогрева, а также из-за зданий, ухудшающих видимость железнодорожного пути, осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте;

к месту работы и с работы проходить только специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам;

при следовании по железнодорожным путям соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, следить за передвижением подвижного состава и слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения;

при проходе вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных железнодорожных путях, смотреть под ноги, чтоб не споткнуться о напольные сооружения средств сигнализации и блокировки, заземлители опор контактной сети, предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов;

перед подъемом и при спуске с переходной площадки предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки, в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых локомотивом перед отправлением состава;

при подъеме на переходную площадку и сходе с нее держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов;

перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе и убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

подниматься в локомотив и сходить с него после полной остановки;

при сходе с локомотива держаться за поручни и располагаться лицом к локомотиву, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами, специальным самоходным подвижным составом (ССПС) строго посередине разрыва, при расстоянии между их автосцепками не менее 10 м;

обходить подвижной состав, стоящий на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки.

1.22. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

находиться на междупутье при следовании поездов по смежным путям, а также в местах, отмеченных знаками «Негабаритное место»;

наступать на электроприводы, путевые коробки, устройства заземления и другие напольные (наземные) устройства;

производить контроль технического состояния и ремонт грузовых вагонов на огражденном составе или отдельной группе вагонов при ширине междупутья менее 4800 мм, если по соседнему железнодорожному пути движется поезд, локомотив или другая подвижная единица;

переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом (локомотивом, мотовозом, дрезиной и другими подвижными единицами) или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;

пролезать под стоящими вагонами, а также протаскивать под ними инструмент, приборы и материалы;

садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения, залезать на автосцепки или под них;

находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов, ставить ноги между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, а также в желоб;

при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;

садиться для отдыха на рельсы, электроприводы, дроссель-трансформаторы, путевые ящики и другие напольные устройства;

находиться под поднятым или перемещаемым грузом.

1.23. На электрифицированных участках железных дорог осмотрщику, осмотрщику-ремонтнику и слесарю запрещается:

наступать на электрические провода и кабели;

приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

подниматься на цистерну, полувагон или крышу грузового крытого вагона для осмотра или ремонта до снятия напряжения в контактной сети и получения разрешения руководителя работ и представителя дистанции электроснабжения. Контактная сеть и связанные с нею устройства должны быть заземлены на весь период производства работ;

производить на открытых площадках осмотр и ремонт кровли, другие работы на крышах грузовых вагонов во время грозы, густого тумана, сильного снегопада или ливня, при скорости ветра 12 м/с и выше;

прикасаться к легко доступным токоведущим частям, к оборванным проводам воздушных линий, проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.

1.24. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь, обнаружившие обрыв проводов или других элементов воздушных линий или контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязаны немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю.

До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

1.25. В случае попадания в зону «шаговых напряжений» необходимо ее покинуть на расстояние не менее 8 м. Выходить из зоны «шагового напряжения» необходимо соединив ступни ног вместе, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, таким образом, чтобы пятка одной ноги перекрывалась носком другой, не отрывая ног от земли и избегая касания земли в двух или более точках опоры.

1.26. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны знать и соблюдать правила личной гигиены.

1.27. Принимать пищу следует в столовых и буфетах или в специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование. Хранить и принимать пищу на рабочих местах не допускается.

Воду пить следует только кипяченую, хранящуюся в специальных закрытых бачках с надписью «Питьевая вода», защищенных от попадания пыли и других вредных веществ, или бутилированную, поставляемую централизованно. Запрещается пить воду из емкостей, не имеющих трафарета «Питьевая вода». Допускается использование некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии разрешения Территориального управления Роспотребнадзора на железнодорожном транспорте.

Перед едой необходимо тщательно мыть руки водой с мылом.

1.28. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны уметь оказать первую помощь пострадавшему при несчастном случае.

1.29. В зимний период года работы на открытой территории следует проводить с перерывами для обогревания в специально предназначенных для этого помещениях (санитарно-бытовые помещения, модульные пункты обогрева, технологические пункты осмотрщика вагонов). Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Микроклиматические параметры, при которых наружные работы следует прекратить, устанавливают местные органы власти.

1.30. При подъеме и перемещении тяжестей вручную допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) для мужчин 30 кг, для женщин 10 кг.

Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величин, указанных выше.

1.31. При обнаружении нарушений требований настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты и пожарной безопасности, осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю и далее выполнять его указания.

1.32. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь, не выполняющие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны надеть полагающиеся им исправную спецодежду и спецобувь, привести их в порядок:

застегнуть на пуговицы обшлага рукавов;

заправить свободные концы одежды так, чтобы она не свисала.

Не допускается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами.

2.2. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь перед началом работы должны ознакомиться с поступившими приказами и указаниями по кругу своих обязанностей, проверить наличие и исправность инструмента, средств измерений, предусмотренного комплекта сигнальных принадлежностей, наличие и исправность переносной радиосвязи, а также наличие на стеллажах и ремонтных установках запасных частей и материалов.

2.3. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь, выполняющие работы непосредственно на железнодорожных путях и вблизи поездов, перед началом смены должны получить в установленном порядке целевой инструктаж по охране труда.

2.4. При отсутствии централизованного ограждения осмотрщик, осмотрщик- ремонтник ограждают грузовые вагоны, ремонтируемые на станционных железнодорожных путях и вагоны с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами), стоящие на отдельных железнодорожных путях, переносными сигналами (днем - прямоугольными щитами, окрашенными в красный цвет, а ночью - сигнальными фонарями с огнем того же цвета, устанавливаемыми на оси железнодорожного пути на расстоянии не менее 50 м от ограждаемых вагонов (на сквозных железнодорожных путях - с обеих сторон, а на тупиковых железнодорожных путях - со стороны стрелочного перевода).

Если при этом крайний вагон находится от предельного столбика менее чем на 50 м, то переносной красный сигнал с этой стороны работник устанавливает на оси железнодорожного пути против предельного столбика.

Ограждение места работ переносным красным сигналом производится на весь период их выполнения и снимается после окончания работ. Снятие переносных сигналов ограждения производится по указанию ответственного лица, на которое эти обязанности возложены руководителем работ.

2.5. К месту технического обслуживания грузовых вагонов осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны следовать:

при организации работы по технологии в составе группы;

при единой технологии по одному человеку;

при новой технологии в группе по два человека в составе группы, обслуживающей свою зону обслуживания;

2.6. Работники, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов для перевозки опасных грузов, должны проверить:

наличие клейм и знаков маркировки на узлах и деталях вагонов для перевозки опасных грузов. При всех видах ремонта вагонов для перевозки опасных грузов запрещается обезличивание тележек;

наличие ограждения и закрепления вагонов для перевозки опасных грузов на станционных и погрузочно-разгрузочных железнодорожных путях.

Порядок закрепления должен соответствовать требованиям ТРА станции.

2.7. Осмотрщик, принимающий поезд «сходу», должен проверить исправность ограждающей стойки рабочего места, средств связи и электрического освещения.

2.8. Перед началом работ с ручными электрическими машинами, электроинструментом и переносными светильниками следует:

проверить комплектность и надежность крепления деталей;

убедиться внешним осмотром в отсутствии механических повреждений, исправности штепсельной вилки, целости изоляции кабеля (шнура), изоляционных деталей корпуса, рукоятки и крышек щеткодержателей, защитных кожухов;

проверить четкость работы выключателя;

проверить работу электроинструмента или электрической машины на холостом ходу;

проверить у электрической машины 1 класса защиты исправность цепи заземления (корпус машины - заземляющий контакт штепсельной вилки).

2.9. До начала ремонта грузовых вагонов с помощью передвижных ремонтных машин (установок) следует проверить действие звуковых и световых сигналов, исправность работы всех узлов и механизмов, действие рабочих тормозов.

2.10. При обледенении верхних площадок передвижных ремонтных машин и установок их следует очистить от снега и льда.

2.11. В случае необходимости работы с приставной лестницей необходимо проверить:

срок очередного испытания лестницы (на лестнице должен быть инвентарный номер и указана дата следующего испытания);

наличие на нижних концах приставных лестниц и стремянок оковок с острыми наконечниками для установки на земле, а при использовании приставных лестниц и стремянок на гладкой поверхности (бетон, плитка, металл) - башмаков из резины или другого нескользящего материала.

2.12. Обо всех обнаруженных неисправностях и недостатках сообщить мастеру (бригадиру) и не приступать к работе до их устранения.

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - полное или базовое общее среднее образование. Профессионально-техническое образование. Повышение квалификации. Стаж работы по профессии осмотрщика-ремонтника вагонов 4 разряда не менее 1 года.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- строение вагонов и контейнеров;
- нормы износа и допусков деталей и узлов;
- сроки плановых видов ремонта;
- правила технического осмотра;
- перевозки и хранения грузов;
- правила и технологию безотцепочного ремонта вагонов;
- передовые методы выполнения слесарных, плотницких и кровельных работ;
- измерительные приборы, инструменты и приспособления, которые применяются во время осмотра и ремонта вагонов, контейнеров и правила пользования ими;
- характеристики грузов;
- порядок отправки по железной дороге пустых контейнеров;
- строение самоходных машин и универсальных установок, причины неисправностей и способы их предотвращения и устранения;
- правила ограждения поезда во время ремонта.

1.4. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Осуществляет технический осмотр для выявления и устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов и безотцепочный ремонт кузовов, ответственных узлов рамы, ходовых частей, автосцепных устройств, тормозов и рычажных передач с авторегуляторами, буксовых узлов с подшипниками качения и скольжения, редукторно-электро-карданных приводов, холодильных моторвентиляционных установок и систем, приборов отопления вагонов, полов, крыш, крытых и изотермических вагонов (в случае технического осмотра и безотцепочного ремонта вагонов, подготовки вагонов к перевозкам на пунктах технического обслуживания, расположенных на станциях погрузки и выгрузки вагонов, участковых и промежуточных станциях).

2.2. Обслуживает сложные универсальные установки или самоходные машины, которые предназначены для ремонта грузовых вагонов всех типов.

2.3. Поддерживает в исправном состоянии и ремонтирует электродвигатели электрического, гидравлического, пневматического и подъемного оборудования машин и установок.

2.4. Обеспечивает сохранность грузовых вагонов, предотвращает повреждением их во время маневровых работ и погрузочно-разгрузочных операций.

2.5. Оформляет техническую документацию на поврежденные вагоны.

2.6. Информирует причастных работников о технической готовности поезда и отдельных вагонов.

2.7. Принимает участие в техническом осмотре, ремонте контейнеров и определяет их герметичность, которая обеспечивает сохранность грузов.

2.8. Оформляет на контейнеры наряды, формы сведения.

2.9. Ведет учет неисправных вагонов и контейнеров.

2.10. Определяет и выполняет объем ремонтных работ на вагонах и контейнерах.

2.11. Организовывает и руководит работой бригад.

2.12. Составляет технические акты на поврежденные и исключены из инвентаря вагоны и контейнеры.

2.13. Ограждает поезда во время ремонта.

2.14. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.15. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Осмотрщик-ремонтник вагонов 5-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

5. Специализация

5.1. Старший осмотрщик-ремонтник вагонов тарифицируется на один разряд выше осмотрщиков-ремонтников вагонов, которыми он руководит.

Каждый, кто когда-либо путешествовал на поезде, точно помнит тех людей, которые в униформе железнодорожника и ярких жилетах, осматривали вагоны и выполняли текущий ремонт прямо пока состав стоит на перроне, а пассажиры снуют по нему в поисках вкусностей. Так вот, специалист этот называется осмотрщик-ремонтник вагонов. Профессия довольно не новая, но в отрасли по-прежнему необходимая и важная.

Суть работы осмотрщика-ремонтника вагонов

Мастер по осмотру и ремонту вагонов встречает составы на станциях и в точках техобслуживания поездов, метким глазом определяет, в какой части его есть проблемы и насколько они сложные, простукивает определенные участки. После чего, если требуется, ремонтирует без отцепления сами вагоны и различные конструктивы поезда, в том числе ходовую и сцепление, элементы тормозной системы, буксовых узлов и роликовых подшипников, редукторно-карданных приводов, электрорадиооборудования, охлаждающие и отопительные системы составов, а также полы, кровли и обшивку вагонов – в общем, полностью весь состав по перевозке грузов.

Что обязан выполнять осмотрщик-ремонтник вагонов

Однако на диагностике неисправности и её устранении работа мастера не заканчивается. Также он обязан:

    обслуживать, ремонтировать и поддерживать в рабочем состоянии технику и оборудование, которые используется при починке самих вагонов и контейнеров, например, самоходные машины;

    проводить техосмотр вагонов и контейнеров на предмет их целостности, герметичности, определения их безопасности для грузов;

    оформлять и вести необходимую документацию (ведомости, акты, графики, выписки и прочие документы), определять объем необходимых работ;

    вовремя уведомлять начальство о необходимом восстановлении объекта и о завершении всех необходимых процедур;

    вести учет неисправных элементов состава поезда;

    организовывать соответствующее ограждение поезда при наладке его (или его части);

    управлять бригадой коллег-работников.

Из вышесказанного понятно, что работа эта не женская. Но отметим, что готов на нее и не каждый мужчина. Ведь главные черты мастера, который ответственен за состояние вагонов и контейнеров для перевозок:

    внимательность, наблюдательность;

    хорошая память;

    отличное зрение;

    идеальный слух;

    соответствующая физическая сила.

Где учат на осмотрщика-ремонтника вагонов

На специалиста такой узкой рабочей профессии обучают в средних специальных учебных заведениях, на курсах при вагонных депо и профильных колледжах. Программой предусмотрено прохождение теории и практики. Форма обучения возможна как очная, так и дистанционная. В период обучения кандидат в осмотрщики-ремонтники вагонов изучит устройство емкостей и составов для перевозки грузов, их проблемные зоны, механизмы, методы устранения неисправностей, нормы износа и допусков деталей и узлов; образцы грузов, варианты ограждения поезда при проведении каких-либо действий и, конечно, документооборот.

По окончании обучения новоиспеченному железнодорожнику-вагонщику присваивается квалификационный уровень в соответствии с выбранной специализацией, о чем выдается соответствующее удостоверение.

Квалификационные ступени осмотрщика-ремонтника вагонов

В специальности выделяются с 4-го по 7-ой квалификационные разряды.

Начальный 4 разряд присваивается специалисту, который проводит технический осмотр и работы по устранению дефектов без отцепления вагонов, размещенных на точках их техобслуживания на пересадочных станциях магистрального жд- транспорта и подъездных путях промышленных компаний; а также техосмотр и починку контейнеров на контейнерных площадках.

Мастер 5 разряда выполняет эксплуатационный ремонт необходимого участка поезда без отцепления вагонов, размещенных в местах, где состав готовят к перевозкам, в пунктах техобслуживания.

Ту же функцию, но на точках подготовки составов к перевозкам, в местах сервисного обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой загрузки и выгрузки, сортировочных, участковых внеклассных станциях, станциях 1 и 2 классов выполняет специалист 6 разряда ;

Самый высокий 7 разряд присваивается профессионалу, который помимо техосмотра вагонов и контейнеров, устраняет вагонные проблемы перед погрузкой и при проверке систем разгрузки и крепления грузов вагонов типа хоппер (оборудованный разгрузочно-дозировочными устройствами вагон), составов для перевозки овощей или зерна и др. Этот мастер может ремонтировать поврежденный транспорт практически на любых точках размещения составов.

У руководителя бригады осмотрщиков-ремонтников разряд должен быть на один выше, чем у его подчиненных.

Средняя зарплата осмотрщика-ремонтника вагонов в России

Если полистать страницы разных российских сайтов с вакансиями, то можно выяснить, что осмотрщик-ремонтник вагонов может зарабатывать от 25 тысяч рублей. А самая высокая зарплата, предлагаемая этому специалисту обычно в Москве, доходит до 45 тысяч рублей.

Работодатели предполагают, что кандидат будет обладать не только профессиональными знаниями и необходимыми «корочками», но и не менее года опыта работы в железнодорожной сфере или сфере обслуживания промышленного оборудования.

Взамен работнику предлагается оформление согласно трудовому кодексу РФ со всеми отпусками и больничными, дневной, посменный график работы или вахтовый вариант. Некоторые работодатели также обещают медицинское обслуживание, санаторно-курортное обеспечение, комфортные условия для приема пищи во время обеденного перерыва.

Плюсы и минусы профессии

К плюсам профессии ремонтника вагонов можно отнести:

    Востребованность профессии;

    Официальное трудоустройство с полным соцпакетом;

    Медицинский осмотр за счет работодателя;

    Предоставление униформы работодателем;

    Хорошая заработная плата.

Отрицательные стороны :

  • Производственные риски;
  • Физическая работа на открытом воздухе;

    Есть противопоказания (аллергия, болезни органов дыхания, заболевания опорно-двигательного аппарата и т.д.).

1.2 Работа в парках прибытия

В парках прибытия поезда обрабатываются двумя бригадами в каждой бригаде по три технологические группы, каждая технологическая группа состоит из двух осмотрщиков. Руководит работой бригад старший осмотрщик вагонов.

Получив извещение о подходе поезда, осмотрщики хвостовой части, если они не заняты обработкой предыдущего поезда, выходят встречать поезд на установленные места пути приема. Осмотрщики хвостовой части, если они в момент предъявления производят осмотр текущего поезда, делают на концевой балке последнего осмотренного ими вагона разметку "стоп", дату и идут вдвоем к установленному месту для встречи предъявленного поезда с двух сторон. При встрече с ходу осмотрщики выявляют различные неисправности такие как, ползуны, навары, заклиненные колесные пары, волочащиеся детали, разрушенные буксовые узлы по характерным звукам, рессорное подвешивание тележек - по колебаниям и перемещениям кузова и т.д., а также выявляют внешние признаки, подтверждающие наличие скрытных неисправностей ходовых частей, автосцепного устройства и тормозного оборудования вагонов. При производстве маневров по соседним путям, встречу поездов с ходу производит один осмотрщик вагонов со стороны, где нет передвижений подвижного состава.

В случае обнаружения технических неисправностей осмотрщики вагонов записывают четыре последние цифры инвентарного номера вагона и примерное его расположение (голова, середина, хвост). После остановки поезда хвостовые осмотрщики вагонов передают по громкоговорящей связи оператору парка замеченные неисправности, осмотрщик вагонов головной части получает сведения от локомотивной бригады о работе тормозов, о замеченных в пути следования неисправностях вагонов, о последней станции, на которой поезд имел стоянку и продолжительность стоянки.

Полученные данные осмотрщик вагонов головной части передает оператору парка. Оператор парка, отмечает в настольном графике неисправности, выявленные с ходу, также получает информацию от оператора АСУ ПТО о вагонах, прибывших в составе этого поезда, подлежащих плановым видам ремонта (ДР, КР) и оператора АСК ПС о нахождении в составе поезда вагонов с повышенным нагревом роликовых букс и срабатывании системы УКСПС установленной на подъездных путях станции.

После отцепки локомотива от состава осмотрщик вагонов головной части докладывает оператору парка об отцепке локомотива.

Оператор парка ограждает состав с централизованного пульта, руководствуясь "Инструкцией по ограждению поездов".

Оператор парка объявляет по громкоговорящей связи о предъявлении поезда к техническому обслуживанию, указывая номер поезда, путь приема поезда, номера вагонов, с указанием стороны поезда (левая или правая) и порядкового номера оси, исчисляемых по ходу движения, имеющих показания аппаратуры ДИСК-Б или КТСМ и подлежащих плановым видам ремонта, а также неисправности выявленных при встрече с ходу. Временем прибытия поезда считается время остановки его в пределах пути, а временем начала осмотра время отцепки поездного локомотива и ограждения состава.

После ограждения поезда, обработка осмотрщиками в парке прибытия производится с пролазкой с целью выявления всех неисправностей, требующих текущего безотцепочного или отцепочного ремонтов.

Одновременно с техническим осмотром по прибытию осмотрщики вагонов производят осмотр на предмет дачи годности под погрузку порожних вагонов и груженых - под сдвоенные операции.

Осмотрщики делят состав на три части (в каждой части по два осмотрщика), двигаются в своей части вдоль вагонов, соблюдая параллельный осмотр (рисунок 1.4), и левый осмотрщик производит отпуск тормозов, путем выпуска воздуха через выпускной клапан.



Путь осмотрщиков вагонов;

1, 2, 3 – номера технологических групп.

Рисунок 1.4 – Схема обработки состава осмотрщиками в парке прибытия

Контроль технического состояния восьмиосного вагона производится с пролазкой, согласно типового технологического процесса ТК-234 – 96г., двумя осмотрщиками вагонов на 18 позициях (рисунок 1.5)

Осмотрщик-ремонтник левой стороны

Осмотрщик-ремонтник правой стороны

Рисунок 1.5 – Схема последовательности контроля технического

состояния восьмиосного вагона

На первой позиции осмотрщик вагонов осматривает котел, трафарет периодического ремонта, расцепной привод и центрирующий прибор автосцепки, корпус автосцепки, ударную розетку, концевую балку. Осмотрщик вагонов правой стороны проверяет действие механизма автосцепки на саморасцеп, расстояние от упора корпуса автосцепки до ударной розетки, разницу по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок, у свободной автосцепки производит замеры шаблоном № 873.

На второй позиции осмотрщик вагонов осматривает опору котла цистерны (листы, диафрагму) шкворневую и хребтовую балки с внутренней стороны, проверяет валик тягового хомута и его крепление, тяговый хомут, хвостовик корпуса автосцепки, поглощающий аппарат, задние и передние упоры, поддерживающую планку и состояние направляющего прибора автосцепки. Осматривает первое (правое по ходу) колесо с внутренней стороны, ступицу колеса, узел сопряжения оси со ступицей колеса, ось передней колесной пары по всей поверхности и внутреннюю сторону второго (левого) колеса, проверяет состояние надрессорной балки тележки, подпятника, концевого пятника соединительной балки и ее прилегающей части, триангель, башмаки, тормозные колодки и их подвеску на раме тележки

На третьей позиции осмотрщик-ремонтник осматривает колесо первой колесной пары с наружной стороны с проверкой толщины обода колеса, гребня, проката колеса, ползунов, выщербин, кольцевых выработок и других дефектов обода колеса, запорные механизмы, корпус буксы, проверяет ее нагрев, боковую раму тележки в зоне буксового проема, прилегающую часть боковой стены.