Развитие бизнеса

Почему научиться выступать публично нужно каждому. Как научиться выступать перед публикой, если вы интроверт

Как смотреть этот тренинг? Старайтесь смотреть по 1 уроку в неделю. Обязательно найдите 1 повод в неделю выступить перед публикой и использовать тот инструмент, который предлагался в просмотренном уроке. Возможно, вам захочется посмотреть весь фильм от начала до конца. Сделайте это, но потом вернитесь в начало и посмотрите по урокам - 1 урок в неделю.

Урок 1. Страх публичного выступления.
Что нам мешает выступать перед публикой? - Отсутствие навыков и знаний о том, как это делать, об этом нас в институте не обучали. Но в наибольшей степени нам мешает страх.
Страх публичного выступления находится на 2 месте по классификации уровня страха у людей, перед этим на первом месте находится страх смерти.
А теперь попробуйте представить себе: что может произойти самого страшного, если вы выступите плохо? Убьют - нет, забросают помидорами - смешно, уволят - возможно, но бояться по сути нечего.

Страх - это биохимическая реакция вашего организма, в результате которого у вас становится слишком много адреналина в крови. Именно этот факт объясняет дрожь в ногах и трясучесть в руках, - таким образом, организм выжигает излишки адреналина.
Чтобы этого не было, предлагаем вам поприседать, помахать руками, только помните, вас не должны видеть люди в зале. Нужно просто дать мышцам физическую нагрузку, - это поможет избавиться от излишнего адреналина. Только не делайте этого непосредственно перед публичным выступлением, так как вам нужно ещё восстановить дыхание.
Есть ещё один способ: подвигайте челюстью взад и вперёд. Для подготовки вашего лица перед выступлением можно немного погримассить лицо, - это своеобразная гимнастика лицевых мышц. Ваша мимика станет гораздо живее, эластичнее и естественнее.

Некоторые компании предлагают своим сотрудникам прийти в людное место и сделать то, что они боятся больше всего, например: спеть песню, станцевать, обвешаться смешными значками. Радислав не сторонник этого метода, но говорит, что в этом есть некий полезный смысл и он не лишён того, чтобы кто-то это делал.
Не бойтесь быть смешным. Тот, кто боится - не может вызвать уважение и доверие к той информации, которую сообщает.

Небольшая ремарка первого урока:
Осознайте свой страх.
Методы преодоления:
- физическая нагрузка
- подвигайте челюсть,
- вообразите шинель,
- гимнастика для лица.
Идите на страх.
Не бойтесь быть смешным.

Урок 2. Цель выступления
Цель любой деятельности находится за пределами этой деятельности. Научиться выступать перед аудиторией - это не цель, это задача. Попробуйте чётко сформулировать свою цель. Цель должна быть чёткой, и она должна иметь драйв, должна увлекать.
Точно также, как вы сформулируете цель для вас на ближайшее время, так же формулируйте цели каждого предстоящего публичного выступления.
Старайтесь как можно больше выступать публично: если проводится собрание - взять слово, совещание у шефа - выступить и там, вы на свадьбе - скажите минимум 2 тоста (один на трезвую аудиторию, а следующие - потом). Вам нужно научиться получать удовольствие от публичного выступления.

Урок 3. Самонастройка.
Необходимо настраивать себя на успешное выступление. Проговорите словами внутри себя то, как успешно сейчас вы выступите, как хорошо вас встретит зал, как хорошо вы подготовились к выступлению. За сутки до речи разговаривайте сами с собой, предвкушая успешное выступление. Разрабатывайте этот навык постоянно.
Всякий раз, когда вы выступаете перед публикой, задавайте себе вопрос: я сейчас пытаюсь выступать перед аудиторией, или я достигаю поставленной цели.

Урок 4. Захват аудитории.
Выступая перед зрителями, оратор всегда выступает в роли мужчины, а аудитория - в роли женщины, независимо от гендерных признаков. Что в разговоре с женщиной самое главное - это разговор о ней самой. Так и при выступлении заостряйте внимание на аудитории, говорите о том, почему ваша тема выступления так важна им самим. Это помогает сделать аудиторию вашим союзником, и акцентировать всё внимание на вас и вашей речи.

Урок 5. Композиция.
Вступительная часть - 20% вашего выступления, это разогрев аудитории, создание нужного эмоционального фона.
Основная часть - 60% выступления. Начинаете о проблемах, решение которых вы предложите в кульминации вашего выступления.
Заключительная часть - 20% вашего выступления.

Человек – существо стадное. Нуждается в уважении окружающих, хочет возвыситься в их глазах, желает восхищения, высокой оценки, похвалы. Как вариант повышения самооценки, пользы обществу, удовольствия от жизни учимся выступать публично.

Главное в учёбе

Желание. Человек может добиться всего, что хочет, если серьёзно возьмётся за дело. Главное – развить стремление! Найдите для себя причины, зачем вы учитесь выступать публично. Вот варианты:

  • влиять на людей, подталкивая их к принятию выгодного вам решения;
  • прославится как оратор;
  • карьерный рост;
  • помощь людям;
  • оставить след в истории;
  • куча других.

Включите фантазию! Помечтайте. Представьте себе себя знаменитым оратором, толпы внемлющих людей, восхищение окружающих. Грезы перейдут в мечты, те – в планы, а там и до реализации рукой подать.

Усложните себе отступление

Человек - лентяй по жизни. Кто больше, кто меньше, это нормально. Сожгите за спиной мосты, заставляя себя заниматься, даже если «не хочется». Подсказки:

  1. Похвастайтесь знакомым. В том числе и вам неприятным. Боязнь насмешки, нежелание показаться «слабаком» поможет не бросать занятия на первых порах;
  2. Тренируйтесь. Пообещайте прочесть лекцию в школе, «толкнуть речь» на мероприятии, произнести тост на празднике.
  3. Заплатите за курсы. Много и надолго. Пусть жадность сработает на вас.
  4. Попросите домашних контролировать занятия. Например, объявите: «Каждый день 10 минут перед зеркалом произношу речь. Любую, или заказанную с утра. Или её же полчаса печатаю, в определённое время. Если пропущу – не ужинаю».
  5. Ставьте будильник. Сигнал снимает отговорку «забыл» и подталкивает к занятиям.
  6. Поставьте на компе бегущую строчку: «пора заниматься».
  7. Повесьте плакат или приклейте такую же записку на холодильнике, телевизоре, зеркале.

Такие «подпорки» помогут продержаться первое время. Учимся выступать публично неохотно только до появления первых успехов. Дальше – труд превратится в удовольствие.

Как преодолеть боязнь выступления

Мы склонны преувеличивать сложность неосвоенного нами дела. Это нормально! Даже волки не забегают за флажки, хотя чем может грозить лоскут ткани? Включается фантазия, и непонятное становиться страшным.

И человек сам себя пугает. «Как выступать публично, если я раньше этого не делал» – звучит в мозгу. «А вдруг не поймут, не оценят, засмеют, не то скажу, что-то забуду» – и так далее и тому подобное… Совсем скоро вы будете смеяться над своими выдуманными страхами, а пока – тренируйтесь! Боязнь пройдет сама.

Демокрит, с детства косноязычный, выходил на берег моря и говорил под шум волн, представляя гул толпы. Уверенность в своих силах приходит с опытом. Некоторым помогает «накрутка» себя перед выступлением, что-то вроде аутотренинга с ведущей мыслю: «Сейчас я покажу класс!».

Прорепетируйте перед домашними. Или перед зеркалом. Вы же можете рассказать что-то одному человеку? А толпа – обычная сумма Иван Ивановичей. Хорошо прочитанная отражению речь оставляет отметку в мозгу: «У меня получилось. Теперь надо просто повторить».

Отдельно – о химии. Успокаивающее перед выступлением снизит боязнь. Снятая эмоциональность сделает любую речь скучной для людей. И сами удовольствия не получите.

Технические изыски, нюансы, особенности, приёмы

Невозможно придумать метод, одинаково пригодный для всех и всегда. А вот приемы, помогающие сделать выступление интересным, существуют. И их много:

  1. Прежде всего: тема должна быть интересна слушателям. Даже если рассказываете о жизни пингвинов, свяжите рассказ с тем, что понятно людям. Сравните размеры с известными животными, найдите общее и различное с утками и коровами.
  2. По любой теме соберите информации больше (и намного!), чем намерены использовать. Это придаст уверенность. Главное: всё несказанное вами слушатели всё равно ощутят. И речь будет успешной.
  3. . Выше, ниже, быстрее, медленнее. Важные моменты выделяйте паузами. Монотонная речь – хорошее снотворное, в остальных отношениях она плохая.
  4. Учимся выступать публично, тренируясь при каждой возможности. Берем слово на собрании. На родительском совете. На митинге. За праздничным столом. Практика – вот главное!
  5. Осторожнее с числительными. «1,47 квадратного километра» – в памяти не остаются. Их нельзя представить. А если сравнить с озером за селом или размерами стадиона, то отложится в памяти людей.
  6. Будьте естественны. Попытка выступить «как кто-то» не удастся. Пусть даже этот «кто-то» постоянно срывает аплодисменты, переходящие в овации. Найдите свой стиль.
  7. Важные моменты повторяйте другими словами.
  8. Концовка – самая важная часть речи. Не объявляете: «На этом, пожалуй, и закончу». Окончание надо дать почувствовать, а не объявить.
  9. Несложный и результативный приём – в конце кратко подвести итоги. Резюме, итог, вывод, мораль, заключение. Повторяем, о чем была речь и к чему пришли.
  10. Уберите движущиеся предметы (тела, изображения) на сцене. Если показывают слайды, и прошла кошка или человек в президиуме почесался – всё внимание туда. Даже мелкая жужжащая муха – громадный для вас конкурент.
  11. Симпатия или антипатия у людей к вам появляется до того, как вы откроете рот. Поэтому выход – важная часть выступления. Настройтесь: вы несёте радость зрителям, собираетесь осчастливить публику информацией!
  12. Не читайте по бумажке! Это отличное средство угробить выступление.
  13. Говорите образно. Придумывайте свои, емкие, неожиданные сравнения. Неплохо срабатывает нежданное окончание в знакомой поговорке. Например: «Сколько волка ни корми, а он всё равно плохо доиться. А яиц – вообще не несёт!».
  14. Шутки и смешные истории. Очень опасный приём. Ввернуть в выступление юморной рассказ редко у кого получается естественно. Если относитесь к таким уникумам – отлично. Ежели не уверены – воздержитесь. Короткую, в предложение, шутку или намёк, возможно, стоит вставить. Если сумеете.
  15. Специальные термины и незнакомые аудитории слова объясняйте. И их не должно быть много!

Выступление перед школьниками и перед пенсионерами должны быть разными. Даже если тема – одна.
Есть и другие методы влиять на людей, мы только вскользь упомянули о некоторых важных. Все их пересказать не представляется возможным. Совет: почитайте книги для рекламщиков. Там не пишут, как выступать публично, но расписана уйма приёмов, как влиять на людей. Довести свою точку зрения… Неважно, по поводу кандидата в президенты, нового утюга или сотворения мира. Приёмы воздействия схожие.

В действительности мы учимся выступать публично, влиять на других людей, отстаивать свое мнение на протяжении всей жизни. Просто специальные занятия или тренинги поднимают это умение на качественно другой уровень.

Умение выступать публично необходимо сегодня практически каждому работающему человеку, особенно актуально это для руководителей разного уровня. Психологи отмечают: людей, в принципе не способных к публичным выступлениям, практически нет. Основная причина ораторских провалов – это внутренний страх, который надо перебороть.

Уверенность в деловой жизни напрямую зависит от способности человека ясно выразить свои желания и убеждения.

И практика публичных выступлений помогает приобрести эту уверенность.

Мощное напряжение, возникающее у подавляющего большинства людей перед публичным выступлением, связано в первую очередь с неуверенностью в себе и внутренней закомплексованностью. Человек, привыкший общаться в режиме диалога с одним лицом или в небольшой компании с несколькими людьми, внезапно оказывается перед большой и непонятной для него аудиторией, от общения с которой можно получить все, что угодно.

Главный совет, который дают практически все психологи: постарайтесь воспринимать своих будущих слушателей не как враждебную силу, а как друзей, которые всегда помогут вам. К выступлению надо начинать готовиться заранее.

Осознание страха.

Выступать перед большой аудиторией боится каждый. Побудьте внутри воображаемой ситуации выступления одну-две минуты, а потом спросите себя, что вы чувствуете - радость от того, что вам предоставили трибуну, безразличие или напряжение, граничащее со страхом. Если вы будете честны с самим собой, то обнаружите, что ваше тело слегка напряжено, что вы чувствуете дискомфорт и мышечные зажимы в каких-либо группах мышц и телесных зонах, а ваше дыхание значительно участилось. Отсутствие этих и других подобных же признаков скоре всего означает, что вам не удалось глубоко войти в такую воображаемую ситуацию. Постарайтесь не просто осознать наличие страха, но и увидеть его мышечный «рисунок».

К свободе через расслабление.

Тренируйтесь в умении быстро и легко расслаблять все участки своего тела, включая и те его зоны, которые регулярно напрягаются при одной только мысленной картине публичного выступления. Существует масса методов релаксации, описанных во многих книгах по аутогенной тренировке и психотренингу, которыми вполне можно овладеть самостоятельно. Добившись полного расслабления с помощью мысленного психотренинга, перенесите этот образ в картинку своего публичного выступления. Попытайтесь представить и реально почувствовать, что вы совершенно свободны от сковывающего вас страха и напряжения.

Позитивное направление мысли.

Научитесь думать о предстоящем публичном выступлении с удовольствием, осознавая, что вы побеждаете сами себя и преодолеваете внутренний барьер. Сделайте удовольствие не просто умственной установкой, но реальным живым переживанием, энергия которого ощутима во всем вашем существе, включая тело.

Идеальный оратор.

Мысленно войдите в образ яркого блестящего оратора, речь которого льется абсолютно свободно. Конечно, это не должно быть пустой болтовней без участия души и сердца. Запомните ощущение свободы и наслаждения, которую вам дает эта фантазия, после чего попытайтесь вносить этот умственный образ в свое реальное поведение и речь.

Тренинг красноречия в жизненных ситуациях.

Начните тренировать свое искусство публичного выступления с отрабатывания новой роли и образа в малых группах, среди друзей и знакомых, учась рассказывать интересные истории и приковывать к себе внимание слушателей как можно дольше, все время подбрасывая в него, словно дрова в костер, новую информацию и энергию вашего интереса к слушающим.

Работа над интонацией.

Старайтесь сделать более богатой и эмоционально-насыщенной вашу интонацию - ведь она индикатор вашего подлинного отношения к тому, о чем вы только что говорили. Если вы говорите, что вас нечто очень интересует, но при этом ваша интонация скучна и невыразительна, никто из слушателей вам просто не поверит.

Послушное тело.

Сознательно работайте над вашим телом в процессе общения. Наблюдайте, как вы двигаетесь, какие позы чаще всего принимаете в общении, как реагируют на них ваши партнеры по общению, какие движения и жесты вы любите делать. Вырабатывайте собственный репертуар поз, движений и жестов, которые вам позволят во время публичного выступления успешно балансировать между обаянием и защищенностью.

Упругость в общении.

Помните одно из правил жизни, которое установил себе Лев Толстой в молодости: не пропускать ни одного оскорбления или колкости в свой адрес без того, чтобы немедленно не ответить на него вдвойне колко и решительно. Попробуйте представить, что слово, особенно острое и колкое - это своего рода мячик, который нужно уметь эффективно и точно бросать и ловить. Учитесь делать это с упругим изяществом в самом обычном общении, и это поможет вам в общении экстремальном, к которому в какой-то степени можно отнести публичное выступление.

А американский психолог, Специалист по имиджу, Лилиан Браун дает интересные рекомендации:

«Перед выступлением полезно составить некий контрольный список, похожий на те, которыми пользуются пилоты авиалайнеров, отмечая важные пункты перед вылетом".

Ваш личный список может содержать примерно следующее:

    моя внешность в полном порядке, волосы, грим (если нужно) и одежда соответствуют случаю; я могу смотреть в глаза своим слушателям; у меня правильная осанка, я свободен и могу расслабиться; выражение моего лица и мои жесты выражают дружелюбие; моя речь - одна из лучших, не могу дождаться момента, когда можно будет произнести ее перед моими слушателями; я хорошо знаю свою речь; я знаю, что хочу сказать; мои заметки хорошо организованны; мне легко пользоваться ими; мои слушатели просто великолепны; я нравлюсь моим слушателям; я хочу выступать перед ними; мне нравится выступать перед ними, и они это чувствуют; знаю, как можно расслабиться во время выступления; я распространяю атмосферу уверенности и дружелюбия; мое ораторское искусство находится на высоком уровне; я знаю, что когда моя речь закончится, я буду доволен проделанной работой; они наверняка захотят, чтобы я продолжил свое выступление, но я закончу свою речь раньше; надеюсь, что мне еще предстоит выступать с речами и докладами. когда мое выступление закончится, я испытаю чувство удовлетворения от аплодисментов и от доброжелательных комментариев.

А самый известный специалист по вопросам публичных выступлений Дейл Карнеги в своей книге «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» обучает приемам эффективных выступлений. Согласно экспериментам, проведенным Институтом технологии Карнеги, личность человека играет значительно большую роль в его деловых успехах, чем глубокие знания. Эта истина так же верна и в области ораторского искусства. Однако личность является столь неуловимой, неосязаемой и таинственной, что почти невозможно дать указания относительно ее развития. Тем не менее, следующие рекомендации, по мнению автора, обязательно помогут оратору добиться наилучших успехов.

1. Не выступайте, когда вы утомлены. Отдохните, восстановите свои силы, накопите в себе резерв энергии.

2. Ешьте умеренно перед выступлением.

3. Не делайте ничего, что могло бы подавить вашу энергию. Она обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы.

4. Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе. Если у оратора мешковатые брюки, нечищенные ботинки, непричесанные волосы, если из его нагрудного кармана торчат авторучка и карандаши или если у женщины безвкусная, переполненная чем-то сумка, то слушатели, видимо, будут чувствовать к оратору столь же малое уважение, как он, наверное, испытывает к самому себе.

5. Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними. Профессор Оверстрит говорит: "Подобное рождает подобное". "Если мы заинтересованы в наших слушателях, то есть основания полагать, что они также занитересуются нами... Очень часто еще до того, как мы начали говорить, нас порицают или одобряют. Поэтому есть все основания считать, что своим поведением мы стремимся вызвать положительную реакцию".

6. Соберите слушателей вместе. Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам. В качестве участника компактной аудитории человек будет смеяться, аплодировать и одобрять то, что вызвало бы у него сомнения или возражения, если бы он находился в одиночестве или являлся одним из группы слушателей, разбросанных в большом зале.

7. Если вы выступаете перед небольшой группой слушателей, то соберите их в небольшом помещении. Не стойте на возвышении, а спуститесь на один уровень с ними. Сделайте ваше выступление интимным, неформальным, превратите его в беседу.

8. Позаботьтесь о том, чтобы воздух в зале был свежим.

9. Максимально осветите помещение. Стойте так, чтобы свет падал вам прямо в лицо и чтобы слушатели могли ясно видеть все его черты.

10.Не становитесь за какими-либо предметами мебели. Сдвиньте столы и стулья в одну сторону. Уберите все уродливые предметы и хлам, которые часто заполняют сцену.

11. Если на сцене сидят приглашенные гости, то они наверняка будут время от времени двигаться, и каждый раз, когда они будут делать малейшее движение, они обязательно привлекут внимание ваших слушателей. Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека. Поэтому зачем вам создавать трудности и конкуренцию для самого себя?

Практику, приобретённую в процессе выступлений, можно использовать в повседневной деятельности: обладание ораторским искусством поможет лучше убеждать руководство и коллег, доказывать свою точку зрения. Поэтому тот, кто хочет перестать бояться, должен начать выступать. По мнению специалистов, трудно только первые пять раз. А если не преодолеть себя, то бояться придется всю жизнь. Конечно, волнение будет присутствовать всегда, и это хорошо, ведь волнение тонизирует, а вот страх уйдет. И на его место придет успех!

Блестящее владение риторикой еще с античности признак культурного, развитого человека. С этим никто не спорит. Однако часто слышу мнения вроде: "А зачем терять время на то, чтобы учиться выступать? Я не политик и не менеджер по продажам. Выступаю, может, раз в месяц, а то и реже. По бумажке прочитаю - и никаких проблем".

Глубоко неправильная позиция.

Умение говорить публично необходимо каждому человеку, чья деятельность так или иначе связана со взаимодействием с людьми.


Нет, конечно, если вы никогда не выходите из дома или руководите бизнесом через бригаду секретарей, то насчет умения выступать можно не очень волноваться. Остальным - советую обратить на риторику самое пристально внимание.

Вот только некоторые перспективы личного продвижения, которые сулит владение искусством выступать.

Где-то глубоко-глубоко у всех нас сидит инстинктивное желание признать того, кто стоит на трибуне лидером, гуру, боссом. Если качество выступления достаточно высоко, то аудитория готова приписать оратору множество достоинств. Готова признать его превосходство и пойти за ним... если и не на край света, то далеко.

2. Возможность влиять на повседневные дела, улаживать в свою пользу конфликты.

Знаете, где древние римляне оттачивали навыки риторики? Везде! При каждом удобном случае, в любом месте.

Умение выступать может повернуть в вашу сторону спор на совещании, помочь отстоять свою точку зрения, уговорить начальника и коллег, что повышение (отпуск/прибавку к зарплате/новый компьютер) следует дать именно вам.

3. И, наконец, самое важное.

Постигая искусство выступать, вы учитесь не только складно говорить.


Вы учитесь понимать, чувствовать других людей. Хорошее выступление невозможно без глубокого контакта между оратором и аудиторией. Регулярно выступая, вы начинаете замечать огромное количество психологических тонкостей, которые даже и не связаны с техникой выступления.

Приходит умение видеть желания и устремления человека, быстро схватывать его отношение к себе и окружающим, тщательно скрываемые слабости и чувствительные струнки.

Вы таже учитесь видеть себя глазами других. Понимать свои слабости и силы. Анализировать успехи и неудачи.

Последнее умение (анализировать себя) - базовое. Оно исключительно важно для любого человека, который хочет чего-то добиться. Владея этим искусством вы будите радоваться даже ошибкам - потому что каждая из них научит вас очень многому.

Учимся выступать!

Выходим победителем из ежедневных коллизий!

Постигаем тонкости человеческой души!

И добиваемся успеха в жизни!

"Налоговый учет для бухгалтера", 2013, N 10

Главный бухгалтер должен уметь работать с аудиторией - сделать доклад, выступить на конференции, произнести речь на корпоративном празднике. Для этого нужно, во-первых, обрести уверенность, во-вторых, правильно говорить, чтобы речь была четкой и выразительной, а в-третьих, владеть специальными приемами, чтобы управлять вниманием слушателей.

В любой профессии, в любом виде деятельности есть универсальный набор навыков, без которых никуда. Например , в современном мире трудно обойтись без компьютера, им пользуются все - от секретаря до квалифицированного рабочего. Исключение составляют, пожалуй, представители малоквалифицированных профессий - грузчики, разнорабочие, хотя и они все чаще используют различные электронные устройства, необходимые в работе. Таким образом, умение работать на компьютере - универсальная компетенция.

К наиболее важным универсальным компетенциям можно отнести и умение выступать публично. Сотруднику бухгалтерии этот навык необходим, поскольку ему приходится общаться с руководством. Отчеты, совещания, собрания - все это формы делового общения, где нужно уметь установить контакт с группой людей, выступать, излагать мысли. Но у кого-то это получается лучше, а у кого-то хуже.

Бывает, что в одной компании работают два специалиста одной квалификации. Но один вдруг делает головокружительную карьеру, а другой всю жизнь сидит на должности, на которую когда-то устраивался. Объясняется это просто. "Карьерист" выступает на каждом совещании, на каждом корпоративном мероприятии поздравляет всех "от лица компании", да и вообще всегда готов поддержать непринужденную беседу с кем-то из руководства. А тот, который никак не может продвинуться, сидит тише воды, ниже травы; делает доклад - краснеет, вызывают на совещание - бледнеет. И вроде хочется ему выделиться и заявить о себе, но как-то неудобно да и не получается. В общем, без умения выступать публично никуда, и этому нужно учиться.

Чему будем учиться?

В публичном выступлении много составляющих - правильное звукопроизношение, план выступления, язык тела, специальные приемы, позволяющие направлять внимание аудитории. Ораторское искусство - это отдельная профессия, специальность. Но для обычного офисного сотрудника особых изысков не нужно - достаточно уметь донести свою мысль до слушателей и самое главное - "не мешать" этому процессу своим поведением, т.е. не краснеть, не бледнеть, не падать в обморок, не смеяться невпопад и не хихикать смущенно.

Многие бизнес-тренеры, занимающиеся тренингами публичного выступления и ораторского искусства, грубо делят аудиторию на две категории:

  • "зажатые" - настолько испуганные, что им страшно раскрыть рот;
  • косноязычные - эти могут говорить долго и уверенно, но их речь бессодержательна и неинтересна.

Начнем с "зажатых". Воспитание большинства советских людей было пронизано коллективистскими ценностями, приоритет всегда был за отрядом, бригадой, рабочим коллективом. Умение выступать публично - это искусство, которое немножко поднимает человека над толпой, а для тогдашних идеологов это был атрибут эгоистического капиталистического общества. Поэтому семьи не поощряли детей учиться говорить публично. Зачем это делать, если есть партия, которая скажет, как и о чем нужно думать и о чем мечтать? Появились целые поколения людей, считающих себя недостойными учить других, "вести за собой" и открыто выражать свои эмоции. Это не то чтобы плохо, но никак не помогает делать карьеру и самоутверждаться на профессиональном поприще.

Упражнение 1. Разговор на улице. Для этого упражнения нужен партнер. Предложите поучаствовать в нем своему знакомому/знакомой, другу/подруге, коллеге по работе. Нужна оживленная городская улица. Встаньте на расстоянии 10-20 метров друг от друга в таком месте, чтобы между вами туда-сюда ходили прохожие. Начните разговаривать на любую тему. В принципе, не важно, о чем пойдет речь, главное, чтобы вы слышали друг друга. Говорите так, как вы говорили бы, просто прогуливаясь вместе. Упражнение нужно выполнять не менее десяти минут.

Результат упражнения имеет два важных эффекта: во-первых, вы перестаете стесняться окружающих, а во-вторых, начнут работать связки, легкие и речевой аппарат в целом. Люди стеснительные говорят тихо, как бы извиняясь за то, что они вообще смеют что-либо произносить. А для публичного выступления это крайне вредное свойство, ведь никому не интересно напрягаться, вслушиваясь в шепот неуверенного докладчика.

Если не получилось в первый раз, можно повторять упражнение до тех пор, пока вы не перестанете замечать окружающих и сможете получать удовольствие от разговора.

Упражнение 2. Подготовка номера и его презентация. Выучите какое-нибудь интересное стихотворение, песню или историю. Отрепетируйте ваш "номер" перед зеркалом. Подойдите к этому неформально, как настоящий актер: продумайте содержание "номера", выберите действительно интересную тему, проанализируйте и потренируйте позу, жесты, мимику, неспеша отрепетируйте. Возможно, на это уйдет немало времени. Но это и не важно, главное - включиться в процесс, почувствовать магию публичного выступления.

Затем начинайте и рассказывайте (или показывайте) там, где это будет к месту. Не стоит интересную, пикантную историю сообщать на ежегодном собрании акционеров, а разухабистую казацкую песню исполнять на утренней планерке. Все должно быть уместно и естественно. Да, нужно быть сразу готовым к тому, что постоять в свете софитов удается далеко не каждому, и это хорошо: нужно "набить шишки", увидеть свои сильные и слабые стороны. Главное - не останавливаться, постепенно преодолевая барьер неуверенности.

Пример 1 . Екатерина Г. была девушкой не очень общительной, но трудолюбивой и способной, что и позволило ей со временем занять должность заместителя главного бухгалтера большой компании. Но на этой должности от нее потребовалось представлять еженедельные отчеты для руководства, причем делать это нужно было так, чтобы речь звучала интересно и выступление было нескучным. "Сухой язык цифр" тут был неуместен. Но Екатерина навыков публичного выступления не имела и поэтому решила усовершенствовать свои ораторские умения.

Сначала она поупражнялась "кричать на улице", научившись не бояться людей (см. Упражнение 1). Затем выучила романс, который спела, аккомпанируя себе на фортепиано (она немного умела на нем играть) в новогодний праздник на работе. Освободившись от неуверенности, Екатерина начала чувствовать себя свободнее на еженедельных совещаниях, ее речь стала более громкой и выразительной.

Интересно, что и в повседневной жизни она изменилась, окружающие стали говорить, что она "стала проще". Она начала чаще встречаться с разными людьми, и даже пару раз во время отпусков поработала в качестве вожатой в детском лагере, просто чтобы приобрести новый опыт общения.

Карьера Екатерины пошла в гору, причем за довольно короткое время она заняла пост финансового директора, а потом устроилась работать в транснациональную компанию.

Тренируем речь

В процессе ежедневного общения мы не замечаем, что чуть ли не половину звуков мы произносим неправильно. Конечно, когда человек имеет выраженный недостаток звукопроизношения (картавит или шепелявит, и это бросается в глаза), нужно обратиться к специалистам. Заниматься такими вопросами должны медики и логопеды.

Но если понаблюдать за собой и окружающими, то можно услышать, что и обычные, здоровые люди часто плохо произносят звуки "ш" или "ж" (они похожи на "с" и "з"), многие плохо выговаривают "в", "ф" или "л". Гласные звуки тоже частенько звучат невыразительно. Благодаря особенностям нашего восприятия мы не замечаем этого. Человеческая речь понятна нам исходя из контекста разговора, даже если половина звуков не слышна. Большое значение имеют сопровождающая жестикуляция, интонация: они в значительной мере дополняют обычный, рутинный обмен репликами.

В повседневной жизни, в быту нам и не нужно как-то по-особенному произносить слова. А вот когда мы выступаем перед аудиторией, наш речевой аппарат должен работать иначе. Во время общения с группой людей нет активного диалога, когда можно переспросить собеседника. К тому же, расстояние между говорящим и слушающими больше, а значит, речь должна быть четкой и ясной. Как приобрести умение хорошо произносить звуки?

Упражнение 3. Тренировка звуков с помощью губ и языка. Встаньте перед зеркалом, вытяните губы вперед, вращайте ими 10 раз по часовой стрелке, 10 раз против часовой стрелки, вверх-вниз, вправо-влево. Почувствуйте, как ваши губы работают. Высуньте язык, повторите это упражнение так же, как и предыдущее, - по 10 раз вверх-вниз, вправо-влево. Почувствуйте, как работают ваши губы и язык при произнесении различных звуков. Это упражнение нужно делать 2-3 раза в неделю.

Упражнение 4. Скороговорки с использованием мышц лица. Стоя перед зеркалом, произнесите несколько согласных звуков отдельно, но подчеркнуто артикулированно. Например , "р", "з", "с", "ф". Произнесите какую-нибудь скороговорку, например: "Шла Саша по шоссе и сосала сушку". Обратите внимание, как двигаются губы, мышцы лица. Нет ли каких-либо зажимов на лице? Если есть, то постарайтесь произнести скороговорку по-другому, например расслабив мышцы лица, или, наоборот, произнесите фразу более собранно, напрягая мышцы.

После тренировки речевого аппарата можно перейти к следующим упражнениям.

Упражнение 5. Использование интонации при чтении стихов. Выучите стихотворение наизусть. Затем сначала прочитайте его как обычно, потом медленно, затем быстро, очень быстро (не забывая четко произносить звуки!). Прочитайте стихотворение с разной интонацией: как будто читаете рэп, ругая нерадивого подчиненного; с возмущением, как будто вас хотят заставить работать полгода без выходных за ту же зарплату; с восхищением, жалостью и так далее. Пробуйте и экспериментируйте. Эти навыки позволят вам управлять своим речевым аппаратом, сделают речь более музыкальной, выразительной.

Язык тела

Чтобы успешно выступать, умения красиво говорить недостаточно.

Нужно владеть своим телом. Основные ошибки, которые допускают

ораторы, следующие:

  • отсутствие зрительного контакта с аудиторией (выступающий смотрит в пол, рассматривает свои ногти, чертит что-то на листке бумаги);
  • корпус тела развернут от аудитории (выступающий стоит спиной к слушателям);
  • оратор совершает движения синхронно с речью.

Начнем с первого. Контакт глазами должен быть всегда. Выступая перед небольшой группой людей, нужно смотреть в глаза поочередно каждому. Если приходится выступать перед большой массой народа, то заглянуть каждому в глаза, конечно, не получится, но глаза все равно должны смотреть в зал, на людей, а не на потолок, стены и пол.

Пример 2 . Некоторые актеры используют такой прием: они выбирают какого-нибудь зрителя в среднем ряду и свои монологи рассказывают как бы ему одному. Этот прием создает впечатление личного разговора, личного обращения к человеку.

Хотя заметим, что такой прием может быть далеко не всегда уместен в процессе обычного делового доклада.

Терять контакт глазами нельзя ни в коем случае! Если уж пришлось отвести глаза от аудитории, в этот момент нужно остановить и свой монолог. Иногда приходится видеть, как выступающий опускает глаза и начинает копаться в демонстрационной аппаратуре, продолжая рассказ. В такой момент речь звучит крайне невыразительно, к тому же это проявление неуважения к аудитории. Задача выступающего - овладеть вниманием слушающих, и это он делает, постоянно поддерживая зрительный контакт.

Когда на "сцене" двое выступающих, контакт глазами с аудиторией нужно продолжать поддерживать. Бывает, что два докладчика начинают спорить между собой и так увлекаются, что совершенно забывают про аудиторию. Поэтому если между ними разгорается полемика, то и тогда необходимо после каждой реплики смотреть на своих слушателей. Лучше всего этот прием можно почувствовать, посетив театральное представление. Актеры после каждой фразы обращают свои лица в зал, чтобы "не терять" зрителя.

Еще несколько слов стоит сказать о позе. К слушателю нельзя поворачиваться спиной или боком. Если приходится использовать демонстрационное оборудование, карты и так далее, то делать это следует таким образом, чтобы лицо и передняя часть тела были обращены к аудитории большую часть времени. Если нужно что-то показать указкой, например пик на графике, и при этом повернуться спиной, то действовать можно следующим образом. Начать с фразы: "Сейчас я продемонстрирую вам пиковый показатель по обороту в прошлом году" или: "Обратите внимание на динамику по обороту, особенно на пик в графике", молча разворачиваемся, показываем-обводим, разворачиваемся обратно и продолжаем выступление: "Как видим, он приходится на июль".

Другими словами, когда мы говорим, мы ничего не делаем, а когда что-то делаем, то молчим. Такой способ даже при чтении "по бумажке" позволяет "держать" аудиторию. Прочитали фразу - посмотрели на слушателей, установили контакт глазами - прочитали следующую фразу. Примерно так делают политики, телевизионные журналисты и другие публичные персоны.

Коммуникативная атака

В педагогической практике существует такой термин, как "коммуникативная атака". Это прием или серия приемов, позволяющих овладеть вниманием аудитории. Коммуникативная атака позволяет выступающему вывести слушателей из сонного состояния. Ею может стать, например, интересная история.

Пример 3 . На одном из рабочих совещаний руководства компании нужно было выступить главному бухгалтеру Динаре Викторовне. Речь шла о расширении штата бухгалтерии. Зная, что генеральный директор скептически относится к подобным инициативам и столь же скуп на повышение заработной платы, она начала издалека. Будучи женщиной много повидавшей, она рассказала о случае, который произошел в "лихие 90-е", когда с целью рейдерского захвата одна организованная преступная структура стала оказывать давление на коммерческую компанию, используя связи с проверяющими органами. Проверка следовала за проверкой, а удары приходились на бухгалтерию, потому что в то время были распространены различные "обналички", "черная бухгалтерия" и прочие атрибуты неспокойного времени. Но бухгалтерия устояла. Документы благодаря профессионализму бухгалтеров были в безупречном порядке, что и спасло компанию от рейдерского захвата. Кстати, генеральный директор, выслушав эту историю, "дал добро" на расширение штата.

В качестве коммуникативной атаки можно использовать анекдот, заставить слушателей задуматься (например, предложить вспомнить, какой процент от прибыли был потрачен на уплату налогов, или что-то в этом роде), можно задать провокационный вопрос. Проще говоря, это любое оправданное нестандартное действие. При этом не стоит прибегать к экстравагантным формам поведения: они, конечно, приковывают внимание, но вызывают настолько сильное впечатление, что само выступление становится бледным и неинтересным.

И в заключение. Умение хорошо говорить, общаться с аудиторией легче осваивают люди, способные относиться к себе с некоторой долей юмора. Серьезный нахмуренный взгляд, сжатые челюсти и боязнь показаться глупым только мешают овладеть вниманием слушателей. Поэтому, как говорил герой фильма "Тот самый Мюнхгаузен", "улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"

Мнение. Лариса Лотош, кандидат психологических наук, преподаватель МФЮА

Для успеха публичного выступления нужно учесть многое. Для начала определимся с аудиторией и запомним, что чем она больше и неоднороднее, тем сложнее управлять ее вниманием. Беспроигрышным вариантом станет образная, наглядная, простая речь. Чтобы она была образной, используйте яркие сравнения, метафоры, юмор, опору на личный опыт, мнение. Прекрасно, если выступление сопровождается демонстрацией графиков, схем, таблиц. Это значительно облегчает восприятие.

Выступление, даже на узкопрофессиональные темы, не должно изобиловать терминами и цифрами. Конечно, зачастую без них не обойтись, однако вам может помочь такой прием: если в тексте выступления слишком много цифр и показателей, там, где это возможно и уместно, замените, например, словосочетание "семьдесят три целых, семь десятых процента" на "более семидесяти трех процентов" или "почти семьдесят четыре процента "; фразу "пятьдесят пять процентов" - на "чуть более половины". Слова всегда воспринимаются лучше, чем цифры.

Внимание аудитории легко рассеивается, если говорящий произносит свою речь слишком тихо или, наоборот, слишком громко. Тихая речь заставляет вслушиваться и дополнительно напрягаться, что приводит к раздражению. Громкая речь раздражает не меньше. Поэтому перед началом выступления обратите внимание на размер кабинета или зала, в котором придется выступать. Понятно, что чем больше помещение, тем громче должна быть речь. Ничего страшного не случится, если, начав выступление, вы спросите аудиторию, не слишком ли громко или тихо вы говорите.

Кроме того, речь не должна быть слишком быстрой или слишком медленной. Медленная речь производит на слушателей впечатление затянувшегося выступления, и они с нетерпением будут ждать, когда же вы закончите. Быстрая речь воспринимается с трудом. Поэтому, как советовал в одной из своих песен Андрей Макаревич, "давайте делать паузы в словах". Потому что говорить больше семи секунд без паузы, значит, говорить в пустоту.

Вообще неплохо заранее узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон. Кафедра, с одной стороны, помогает сконцентрировать внимание на выступающем, к тому же, на ней удобно разложить свои бумаги. С другой стороны, человек, стоящий за кафедрой, производит впечатление "говорящей головы", поэтому из-за кафедры лучше все-таки выйти и встать с краю. Но все время стоять на одном месте тоже не рекомендуется. Ваше выступление будет гораздо эффектнее, если вы будете немного прохаживаться перед аудиторией. В связи с этой рекомендацией вспомнился забавный случай. Однажды на собрании коллектива выступал преподаватель, рассказывая о новой обучающей программе. Выступление было интересным и полезным, но человек немного нервничал и, видимо, поэтому все время ходил взад-вперед перед демонстрационной доской. Слушатели постепенно сосредоточились не на содержании его речи, а на его хождении из угла в угол, что создало ненужный комичный эффект.

Отвлекает аудиторию от вашего выступления и чрезмерная жестикуляция. Конечно, жесты необходимы, особенно в те моменты, когда они привлекают внимание слушателей к чему-то самому важному в вашей речи. Однако не переусердствуйте и не разговаривайте руками. Есть одно простое правило: если не знаете, куда деть руки во время выступления, просто забудьте о них. Психологи утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т.е. тот, который органично сливается с содержанием речи.

Все эти советы легко воплощаются в жизнь, если вы прекрасно владеете темой выступления и говорите свободно, а потому своей речи, даже если вы заучили ее наизусть, нужно обязательно придать характер экспромта. Не надо читать по бумажке, ведь в этом случае вы озвучиваете письменную речь, которая тяжело воспринимается на слух. А ведь весь секрет успеха выступления заключается в том, чтобы говорить со слушателями, но не при них.

Ну и, наконец, завершение вашей речи. Ему заранее нужно уделить особое внимание. Никогда не заканчивайте выступление фразой типа "ну, у меня все!", не извиняйтесь, что заняли у присутствующих много времени, что были не подготовлены. Это самые неудачные варианты. Если уж вы низко оцениваете свое выступление, то как к нему должны отнестись остальные? В завершение нужно просто подвести итог и, если это необходимо, сделать краткие выводы.