Развитие бизнеса

Случай в Черном море: "Беззаветный" идет на таран! Империя наносит последний удар Крейсер беззаветный таранит американский корабль.

В феврале 1988 года военное руководство США дало команду двум своим кораблям войти в территориальные воды СССР в районе главной военно-морской базы ЧФ города Севастополя.

Эта миссия была возложена на ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», которые неоднократно ранее заходили в акваторию Черного моря и прекрасно знали здешний морской театр действий.

Корабли углубились в территориальные воды СССР на целых шесть миль. При этом их радары, включая средства радиотехнической разведки, работали на всю свою мощность. То есть корабли находились в полной боеготовности, что являлось откровенным вызовом.

«Беззаветный » и «Йорктаун »

Начальник штаба ЧФ вице-адмирал Валентин Селиванов (командующий в тот день находился в Москве), доложив «наверх» об инциденте, дал команду на пресечение провокации. На перехват американцев вышли сторожевые корабли «Беззаветный» (проект 1135) и СКР-6 (проект 35). Намеренно акцентируем внимание на проектах наших кораблей, которые были в трое («Беззаветный» в сравнении с «Йорктауном») и почти в девять раз (СКР-6 с «Кэроном») меньше по водоизмещению американских нарушителей границы.

Когда эсминец уклонился от столкновения с СКР-6 и продолжил идти вглубь акватории СССР, командиры обоих сторожевиков начали сближение. Как вспоминает сегодня командир «Беззаветного» контр-адмирал в отставке Владимир Богдашин, наблюдая за маневром, американские моряки, столпившись на верхней палубе, смеясь и показывая неприличные жесты, активно фотографировались на фоне «сумасшедших Иванов».

Зная о разных габаритах (в свою пользу) кораблей, они не сомневались: русские ни за что не пойдут на прямой контакт.

Встреча в Черном море

Но едва только «Беззаветный» с раздирающим душу скрежетом навалился на левый борт американского крейсера, всех весельчаков и фотографов, как ветром сдуло. Примерно в то же время СКР-6 ткнул правой «скулой» своего форштевня в левый борт кормовой части «Кэрона».

«Первый навал был легким, - говорит Богдашин, - как бы вскользь. Мы потерлись бортами, снесли на «Йорктауне» трап и все. Тем не менее, это произвело шок на командиров обоих американских кораблей, которые тут же сыграли у себя боевую тревогу. Они не ожидали от нас таких действий. После первого удара мы получили команду отойти и не вступать в контакт, но было уже поздно. Крейсер по своим размерам был вдвое больше «Беззаветного», и от удара корма моего корабля пошла резко влево, от чего мы стали сближаться кормовыми частями. Это было очень опасно как для них, так и для нас».

По словам Богдашина, четырехтрубный торпедный аппарат «Беззаветного» с правого борта находился в полной боевой готовности. У американца восемь ракетных установок «Гарпун» тоже наверняка были заряжены «под завязку».

«Если бы корабли коснулись кормовыми частями и мои торпедные аппараты вошли под его ракетные направляющие, вряд ли бы мы сегодня с вами разговаривали. Мне оставалось только дать самый полный вперед с резким поворотом вправо, чтобы отбросить корму в сторону. В результате, мы своим форштевнем буквально залезли на левый шкафут «Йорктауна», почти полностью снеся левую часть вертолетной площадки их корабля и сокрушив все, что было на пути. А поскольку перед этим я дал команду приспустить правый якорь, он сыграл роль снаряда, выпущенного из пращи. Войдя в борт крейсера, якорь пролетел над его палубой, оборвал несколько метров цепи и ушел вместе с ней на дно. Эта была единственная жертва в той стычке».

СКР-6 вторая попытка навала даже не понадобилась. Американцы решили свою судьбу больше не испытывать. Они совершили маневр, который на флоте называется «все вдруг - на обратный курс», и пошли на выход из территориальных вод СССР.

Возмущенный Госдеп

Самое поразительное, что возмущенный Госдеп, спустя всего несколько часов после случившегося, направил ноту протеста в МИД СССР. Но не с извинениями, а с претензиями, что, мол, Советский Союз провоцирует военный конфликт с США.

Что-либо комментировать в этой ситуации, тем более спустя три десятилетия, нет смысла. Особенно сегодня, когда очень похожие реакции из-за океана мы наблюдаем в ответ на любые действия российских воинских подразделений.

Даже учения, проводимые на своей территории, тут же объявляются актом агрессии со стороны России. При этом все полеты, «заплывы» и продвижения боевых единиц НАТО в восточном направлении они называют практической отработкой навыков своих военных.

Пусть говорят все, что хотят. Только пусть помнят: никто не давал права нашим американским «партнерам» (ни тогда и ни теперь) вести себя с Россией с позиции сильного. Тем более, что никогда таковыми они не были. Кто сомневается, пусть вспомнит этот малюсенький инцидент в Черном море.

И - еще один факт, от которого отмахнуться нельзя. За свою более, чем 240-летнюю историю, спровоцировав и развязав за пределами своей страны свыше двухсот войн и военных конфликтов, американские янки не победили ни в одном открытом противостоянии.

Сказ о том, как много лет назад кораблики одной державы бодались с корабликами другой державы =)
А если серьезно, то в следующем году будет 30 лет с того дня, когда корабли КЧФ СССР вытолкали из территориальных вод Союза корабли ВМС США. Вы скажите, что об этом писано-переписано и будете правы. Однако хотел бы и новую нотку внести в историю этого заметного события - 12 февраля 1988 года.

Рисунок с http://artyushenkooleg.ru

2. 13 марта 1986 года американские крейсер “Йорктаун” и эсминец “Кэрон” провокационно зашли на 6 миль в наши территориальные воды на Черном море в районе южного побережья Крыма. При этом на кораблях работали все радиотехнические средства ведения разведки. Долгие проволочки в военных кругах не позволили дать отпор "разведчикам"



USS Yorktown и USS Caron. Фото с www.navsource.org и www.gettyimages.com

3.Вернутся они с такими же намерениями в 12 февраля 1988 года

Карикатура в газете "ПРАВДА

5. День "Ч" настал. USS Yorktown и USS Caron пройдя проливы Дарданеллы и Босфор, вошли в Черное море. Об этом заходе заранее знало командование ВМФ, поэтому главком ВМФ Чернавин В.Н. отдал командующему Черноморским флотом адмиралу Хронопуло М.Н. приказ действовать в соответствии с ранее полученной директивой.

6. Вести сопровождение кораблей американского флота приказали сторожевым кораблям "Беззаветный" (пр.1135) и "СКР-6" (пр.35).


Фото с информационного ресурса www.kcrf.ru

7. Не во всех ресурсах упоминают, что в операции вытеснения кораблей американского флота из территориальных вод СССР участвовали и другая пара кораблей: СКР "Измаил" (пр. 1124П; на фото корабль аналоничного проекта ) и разведывательный корабль "Ямал" (пр.596П)


Фото www.pogranichnik.ru и www.niskgd.ru

8. Начиная с 9:45 советские корабли регулярно передавали сигналы о нарушении территориальных вод СССР. Американцы либо не реагировали, либо отвечали, что ничего не нарушают и действуют согласно международным правилам. По приказу адмирала Хронопуло американским эсминцам было передано предупреждении о вытеснении из тервод вплоть до навала.

9. Для выполнения навала идеально подходил поисково-спасательный (разведывательный) "Ямал", обладавший толстой обшивкой и ледовым форштевнем. Но скорость его полного хода была не более 15 узлов - он просто не смог бы догнать эсминцы США, не говоря уже о навале. Около 11 часов утра СКР "Беззаветный" и СКР-6 получили приказы о вытеснении эсминцев, превышавших размеры советских кораблей в 2 раза, навалом на борт. Американцы курс менять не собирались
СКР-6 догнав USS Caron, уклонившийся от от первой попытки навала путем усокорения, со второго захода навалился эсминцу на левый борт.

9.1

9.2 Американские матросы воспринимали это как реалистичное шоу или шутку моряков ВМФ СССР, беззаботно фотографируя. Ну, до тех пор пока не случилось "хрясь, трах, бах.." =) (

Фото с http://www.svvmiu.ru

9.2 Советский маленький "сторожевик" снес большому эсминцу шлюпку и шлюп-балку, отделавшись слегка помятым бортом и погнутыми леерами. Видео прилагается)

10. В это же время СКР "Беззаветный" догоняет USS Yorktown и в 11:02 наваливается на левый борт крейсера.



10.1 Навал "Беззаветного" повреждает леера и пусковую установку "Гарпун"

Фото с http://www.kchf.ru

11. Веселые кинооператоры и фотографы быстро впадают в панику "What"s going on??!?!"

1988 soviet ramming USS Yorktown CG 48 in black sea

12. В 11:40 сторожевикам "Беззаветный" и СКР-6 было приказано отойди от кораблей США и передать требование покинуть воды СССР. При необходимости быть готовыми к повторному навалу, однако это не потребовалось. Крейсера легли на обратный курс. Так закончилась история навала в Черном море, но не закончилась история кораблей, участвовавших непосредственно в навале.

Схема навала из статьи КП "Империя наносит последний удар"

13. СКР "Беззаветный" летом 1997 года был расформирован и передан ВМСУ с последующим переименованием в "Днiпропетровськ" (U134). В конце этого же года был поставлен в ремонт на Севастопольском морском заводе.

14. Так и не вступив в в состав действующих кораблей военно-морских сил Украины, в 2003 году сторожевой корабль передали "Укрспецмашу" как "техническое имущество" и после приказа о демилитаризации (2004 г.) в 2005 году корабль разобрали. 26 марта 2005 года опустошенный корабль утащили на буксире в сторону Турции.

15. Не дойдя до Турции затонул (или затопили), о чем свидетельствуют сканы с факса турков.
Есть еще и романтическая версия о том, "Он шел на буксире, с заглушенными котлами, обесточенный.... Мертвый.......
И вдруг у мертвого корабля САМИ открылись кингстоны.... И он начал уходить. Молча. С дифферентом на нос... И только когда мостик почти скрылся под водой, над Черным морем раздался гудок. При заглушенных котлах.... Он прощался...... Он не хотел быть распиленным. Боевой корабль сам выбрал себе смерть, как и подобает офицеру.
Некоторые говорят, что его затопили специально, ради страховки..... Я в это не верю.
Вечная тебе память, СКР "Беззаветный"! И я хочу, чтобы в возрожденном Черноморском флоте какой-нибудь корабль носил имя: "Память Беззаветного"........." Автор пользователь Миклухо-Махлай, www.sevpolitforum.info

17. Что же до USS Yorktown..он еще не продан, не распилен, не разделан. Даже заходил в Североморск в 1992 году вместе с USS O"BANNON


Фото с немецкой википедии

18. 03 декабря 2004 года USS Yorktown был и поставлен в базу технического обслуживания кораблей резерва (NISMF) ВМС США в Филадельфии. Как база NISMF выглядела в 2011 году, можно у коллеги samsebeskazal


Фото samsebeskazal , 2011 год

19. Под данным описи военно-морского имущества в Филадельфии за 2016 год, USS Yorktown до сих пор находится на этой базе в отстое. При желании любой корабль с этой базы можно выкупить и создать.. что пожелаете. Например, музей.

19. Сторожевой корабль "СКР-6" 19.04.1990 г. был исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 01.08.1990 г. расформирован и позже разделан на металл в Севастополе.
Эсминец USS Caron был в октябре 2001 года. Затонул 04 декабря 2002 года неподалеку от военно-морской базы "Roosevelt Roads Naval Station" (Пуэрто-Рико) в ходе подрывных испытаний корпуса корабля.

19.1 Корабль должен был выдержать подрывы корпуса, но второй "залп" привел к затоплению эсминца


Фото с

Историю, случившуюся 12 февраля 1988 года в районе главной базы Черноморского флота в Севастополе, моряки ВМС США до сих пор вспоминают с содроганием и подробно изучают в военно-морских учебных заведениях.


Тогда, словно почуяв близкую кончину Советского Союза, американский крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» по-хамски нарушили границу СССР, вторгшись на 7 миль в наши территориальные воды. За что и поплатились: сторожевые корабли Черноморского флота «Беззаветный» и СКР-6 пошли на таран нарушителей. Малоизвестные подробности того громкого инцидента рассказал «Комсомолке» Владимир БОГДАШИН, в феврале ­1988-го стоявший на командирском мостике «Беззаветного».

— Владимир Иванович, зачем американцам это было нужно?

— Это была демонстрация силы. Показать, что круче их никого нет. Эти же корабли ВМС США за два года до этого, в 86-м, тем же маршрутом прошли. И тогда наши ничего не сделали: только подняли флаги протеста, предупреждая, что проход запрещен. А накануне еще и обидный случай с Матиасом Рустом произошел… Понятно было: если еще такое допустим, никто с нами считаться больше не будет. И Горбачевым была поставлена задача: жестко реагировать на такие случаи.ВМФ СССР два года трудился над этой задачей. Была продумана вся система срывов таких входов. Но деятельность СКР* «Беззаветный» в этих планах не планировалась!

— Как это?

— Когда наши узнали, что «Йорктаун» и «Кэрон» снова заходят, началась подготовка к их встрече. А я только что вернулся из Средиземного моря, выгрузил ракеты, отпустил часть экипажа в отпуск… И тут на связь вышел командир дивизии: у «БПК* «Красный Кавказ» (это его готовили к встрече с американцами) технические проблемы, поэтому завтра в 6 утра снимаешься и выходишь на слежение…

— Вооружение было боевое?

— Да, единственное — вместо четырех крылатых ракет у меня было две. У СКР-6 тоже все было боевое. Он к нам в районе Босфора присоединился.

— От Турции их вели?

— Да. Пришли к вечеру, а на другой день американцы должны были пройти пролив Босфор и выйти в Черное море. Обнаружить и вывести нас на контакт должны были два разведывательных самолета.

— То есть нужно было пристроиться и сопровождать?

— Но сначала — обнаружить, а с этим возникли проблемы. Американцы шли в полном радиомолчании, и вычислить, где они в этом большом потоке кораблей, который проходит Босфор, не получалось, на локаторе все суда выглядят одинаково. Плюс полный туман. Тогда я и связался с нашим паромом «Герои Шипки», который входил в Босфор. И попросил: при визуальном обнаружении наших гостей сообщить нам. Вскоре он их увидел и дал сигнал с координатами.

— Они догадались об этом?

— Похоже. Долго метались по турецким территориальным водам, но потом взяли курс на Севастополь в нашем сопровождении.

— Вы не пытались предупредить их заранее?

— Еще как! У нас с ними постоянная связь была.

— «Мы ничего не нарушаем». На то время они находились в открытом море и действительно ничего не нарушали. Мы шли с «Йорктауном» рядом, примерно в 10 метрах, у них на палубе было процентов 80 экипажа. Все фотографировали, показывали неприличные жесты. И, когда их корабли пересекли границу, поступил приказ навалиться… На сближение с «Кэроном» пошел СКР-6. Я пошел на «Йорктаун». Первый навал был легкий, вскользь. Потерлись бортами, снесли ему трап, да и все.

— А второй навал как же?

— После первого удара мы получили команду отойти и не вступать в контакт. Но у меня была сложная ситуация:

«Йорктаун» по своему водоизмещению в три раза больше «Беззаветного», а по размерам — вдвое больше. И, когда я бил ему первый раз в левый борт, от удара носовая часть моего ­корабля пошла резко влево, корма, наоборот, — вправо. И мы стали сближаться кормовыми частями. Это было очень опасно и для них, и для нас: на «Беззаветном» было два четырехтрубных торпедных аппарата с каждого борта, ­приготовленных к бою. Торпеды от удара могли воспламениться. У американца на корме — восемь ракетных установок «Гарпун». И если бы мы коснулись кормовыми частями, мои торпедные аппараты вошли бы под его ракетные трубы… Ничего не оставалось делать, как дать самый полный ход, повернуть резко вправо, на него, и тем самым отбросить корму в сторону. Наш нос пошел на скорости на него, мы залезли на ­«Йорктаун» с креном где-то 13 — 14 градусов на левый борт. Полностью снесли левую часть вертолетной площадки и дальше по борту стали крушить все подряд. А перед этим был приспущен правый якорь. От удара он вошел им в борт, пролетел пулей над их палубой, оборвал цепь и упал в море.

— Сколько он весит?

— 3 тонны… Жаль: потеря якоря считается на флоте позором. И тот, кто его теряет, считается плохим командиром, не рассчитавшим ­подводные препятствия. Но у меня была другая ситуация.

— И ракеты, говорят, снесли у американцев?

— Ну да, те самые «Гарпуны». Новое тогда тактическое оружие. Они же на корме и стояли. Четыре установки из восьми снесли. Поломанные головки болтались на проводах… Чернокожие матросы, прибежавшие устранять последствия, как увидели все это, тут же убежали. Еще вроде как на «Йорктауне» пожар под палубой возник: мы видели, что в районе их торпедных аппаратов работали аварийно-спасательные группы.

«Меня пытались зажать в клещи»

— Какие повреждения получил «Беззаветный»?

— Лопнул корпус в носовой части, где-то полтора метра трещина была. В носовой части дырка образовалась сантиметров в сорок, но она была выше ватерлинии, так что неопасно. Леера* снесло, якорь потеряли. При ремонте также выяснилось, что сантиметра на четыре выгнуты мощные болты, которыми крепились муфты двигателей. Уже в апреле обнаружили, что при ударе в клочья разорвалась титановая бульба, которая защищает гидроакустический комплекс в носовой части. Но ремонт все равно был небольшой.

— А что за история со взрывом?

— О нем пограничники на берег доложили. При первом ударе они видели искры и огромное облако дыма, посчитав это за взрыв. Чем ­дезинформировали командование. На самом деле так резко задымилась краска.

— А СКР-6?

— Он меньше «Кэрона» раза в четыре. Ткнулся носом в борт, отлетел, и все.

— После навала американцы сразу покинули территориальные воды СССР?

— Не совсем. «Кэрон» дал максимальный ход и пошел к нашему левому борту. Хотели взять нас в клещи! Я увеличил ход до самого полного и зашел с другого борта ­«Йорктауна». «Кэрон» успокоился и вместе с побитым «коллегой» вышел из наших вод. Столько сварки на борту было! Им же нужно было снова через Босфор проходить и не хотелось, видимо, туркам показывать, что им крепко досталось. Поэтому срезали все видимые факты увечий корабля: ракетные установки, ограждения вертолетной площадки — и за борт все. Потом нас сменили подошедшие из Севастополя четыре наших корабля, мы вернулись на базу.

— Как командование отреагировало?

— Позиция командования не была выработана. Командующий флотом отчитал меня за потерянный якорь. Наши международники вообще говорили, что мы — наглецы. Главный штурман флота вручил пачку документов: «На, ищи, где ты прав, а где неправ». А 13 февраля меня вызвали в Москву. Подумал: все, жизнь не удалась… В Генштабе захожу в лифт и встречаю замначальника Генштаба: «Ну спасибо, флот!» — пожал он руку. В этом же лифте ехали два генерала-летчика. Он повернулся к ним и продолжил: «А то у нас авиация на Красную площадь всяких пропускает…» Только потом узнал, что этот человек настаивал, чтобы меня серьезно наказали. Но Чебриков (на тот момент председатель КГБ. — Прим. ред.) доложил Горбачеву, что флот все сделал правильно. Горбачев согласился с ним. И все наконец вздохнули.

— Какие политические последствия имел навал?

— Для СССР очень даже неплохие. Командира «Йорктауна» сняли. Американский сенат на полгода заморозил финансирование всех разведпоходов 6-го флота США в районах Средиземного и Черного морей. После этого натовские корабли ближе, чем на 120 миль, к нашим берегам не подходили.

— Вас наградили за подвиг?

— Через год, когда я учился в Военно-морской академии, мне вручили орден Красной Звезды. «Мы знаем, за что, — сказал начальник факультета. — Но здесь написано «за освоение новой техники». Из экипажа никто не был награжден. А мои ребята этого заслуживали!

— Обидно не было?

— Знаете, я люблю руководителей, которые держат свое слово. Если ты поставил задачу дать жесткий отпор, то потом не переводи стрелки в угоду большой политике и уж тем более даже думать не смей о наказании за исполнение приказа!

— Как, кстати, наши моряки себя вели?

— Никто в отличие от американских не сдрейфил! Ни одного нарушения, все четко. Мичман у меня был Шморгунов — просто нечеловеческой силы! И, когда эти «Гарпуны» подходили к нашему борту, он стоял там с веревкой: «Еще бы немного, я бы их ракету зацепил и вытащил!» Я его знаю: он наши 120-килограммовые ракеты вручную грузил!

— А американцы?

— Они хороши как мореплаватели. Но психологически слабее. Погибать за родину в их планы не входит… Они были ошарашены: легенда о том, что они самые лучшие, разрушилась. Получили-то они от группы кораблей, которые меньше их. Они же, когда я им помощь предложил (так положено), по каютам сидели. Крейсер был словно мертвый — настолько в шоке они были…

— Какова судьба кораблей — участников конфликта?

— «Беззаветный» при разделе флота мы передали Украине, которая переименовала его в «Днепропетровск», а потом отправила на металлолом. Хотя он мог бы еще послужить. СКР-6 был старый, его тоже порезали.

— Когда вы с «Беззаветным» расстались?

— В том же 88-м. Потом два года отучился в Военно-морской академии имени Гречко. После нее меня назначили командиром противолодочного крейсера «Ленинград», потом — на противолодочный крейсер «Москва». А когда его списали, я по просьбе Лужкова пошел командиром нынешней «Москвы», флагмана Черноморского флота (тогда он назывался «Слава»). Этот крейсер был камнем преткновения при разделе Черноморского флота. Но это уже совсем другая история…

Вот видео того самого тарана. Съемка велась с борта американского корабля

Американские военные никогда не отличались особой «политкорректностью». Если была возможность устроить провокацию, они всегда шли на нее. Однако, более тридцати лет назад советские моряки отвадили нарушителей, протаранив сразу два корабля противника.


Радиомолчание в тумане

Перестройка, которая была объявлена в нашей стране в 1986 году, довольно быстро привела к смягчению нравов относительно нашего «потенциального противника», то есть американцев. Прекраснодушие Генерального секретаря ЦК КПСС не знало границ: вскоре с его легкой руки стали резать на куски боевые ракеты, переводить «на иголки» корабли, субмарины, танки и другую военную технику, причем не просто боеспособную, а совершенно новую. Руководство страны вдруг посчитало, что никакой угрозы для СССР со стороны заокеанских «партнеров» уже не существует.

В самих США, правда, не спешили расслабляться. Наоборот, во второй половине 1980-х в Черном море, например, было зафиксировано множество провокационных нарушений территориальных вод СССР кораблями противника. Чаще всего подобные визиты удавалось пресекать на корню: советские сторожевики просто становились по курсу нарушителя «живой стеной», преграждая таким образом путь в наши территориальные воды. Но удавалось это не всегда. И тогда корветы, эсминцы и крейсера ВМФ США не просто барражировали вдоль наших берегов, но и совершали боевые развороты, готовили к стрельбе установки с ракетами и глубинными бомбами. Словом, куражились, как могли, будто давая понять, кто здесь настоящий хозяин.

До поры, до времени это сходило им с рук – ведь у нас набирала обороты разрядка. А военно-морское начальство, получив от руководства страны соответствующие благостные наказы, не решалось нарушить приказ и вступить в открытую конфронтацию с провокаторами. Однако в 1988 году нашим морякам пришлось иметь дело со слишком уж наглым нарушителем. В феврале через Босфор и Дарданеллы проследовал эскорт американских кораблей, состоящий из крейсера «Йорктаун» и сопровождающего его эсминца «Кэрон». Причем, шли корабли при полном радиомолчании и, словно специально выбрав время, когда море накрыл густой туман. И хотя о непрошеном визите, благодаря разведке, было известно заранее, засечь эскорт при проходе проливов удалось только путем визуального наблюдения. Потому что локаторы фиксируют лишь точку, а что это – боевой корабль или гражданское судно – разобрать невозможно.


На снимке: крейсер США Йорктаун/ Фото: wikimedia

Неравные силы

Обнаружили американцев с нашего парома «Герои Шипки». Перехватив радиограмму с парома и поняв, что их раскрыли, командиры «Йорктауна» и «Кэрона» поначалу решили «отсидеться» у турецких берегов. Но в нейтральных водах американцев уже ждали два наших СКР (сторожевых корабля): «СКР-6» и «Беззаветный». Видимо, поэтому провокаторы и решили, уже не таясь, совершить то, что, собственно, они и задумывали с самого начала.

Дойдя до нашей границы, корабли, не сбавляя хода, ринулись в территориальные воды Советского Союза. С наших сторожевиков в адрес нарушителей полетела предупреждающая радиограмма, не возымевшая, впрочем, никакого результата: американцы уверенно направлялись к берегу. Тут надо заметить, что, по сравнению с «Беззаветным», «Йорктаун», например, имел втрое большее водоизмещение, а команда его в два раза превышала количество моряков на сторожевике. Он был на 50 метров длинней СКР, нес на борту вертолеты, 2 ракетных и 4 зенитных установок, два противолодочных и 8 противокорабельных комплексов (соответственно «Асрок» и «Гарпун»), не говоря уже о торпедах, орудиях, системе управления огнем «Иджис» и т. д.

«Беззаветный», в свою очередь, был вооружен двумя реактивными бомбометами РБУ-6000, четырьмя пусковыми установками ракетного комплекса УРПК-5 «Раструб», двумя зенитно-ракетными комплексами, торпедами и спаренными 76,2 мм артиллерийскими установками. Так что, учитывая разницу в вооружении, моряки приготовились к самому худшему, расчехлив бортовые орудия и подготовив их к стрельбе (ракеты-то применять – себе дороже).

В ответ на эти приготовления американцы решили поднять в воздух свои винтокрылые машины: на вертолетной площадке появились пилоты и обслуживающий персонал. Видя это, командир «Беззаветного» капитан второго ранга Владимир Богдашин приказал послать на «Йорктаун» радиограмму, в которой предупреждал американцев о том, что если они взлетят, то немедленно будут сбиты. Однако, нарушители не обратили на предупреждение никакого внимания.

Навал, еще навал

Именно в эту минуту Богдашин понял, что без решительных мер тут не обойтись, но применять было нельзя. И тогда он отдал отчаянный приказ - идти на таран. Так как «Беззаветный» шел буквально борт о борт с «Йорктауном», на расстоянии буквально десятка метров, СКР просто чуть-чуть изменил курс и сначала совершил лишь легкий навал на ракетный крейсер, снеся ему трап. Американские моряки, которые до этого, высыпав на палубу, легкомысленно посылали в адрес советских моряков неприличные жесты и фотографировали наш сторожевик, присмирели и попрятались в корабельные помещения. Вторым ударом СКР буквально «залез» на крейсер, «сбрив» вертолетную площадку нарушителя и повредив четыре противокорабельных комплекса «Гарпун» – настолько сильным был удар. А в торпедных аппаратах «Йорктауна» возник пожар.


На снимке: навал СКР «Беззаветный» на крейсер «Йорктаун»/ Фото: wikimedia

В это самое время «СКР-6» пошел на таран «Кэрона», хотя советский сторожевик и был в четыре раза меньше эсминца. Тем не менее, удар получился ощутимым. Тот, в свою очередь, решил не связываться с «СКР-6», а подойти к другому борту «Беззаветного», чтобы вместе с «Йорктауном» взять СКР в клещи. Однако, скорость у сторожевого корабля была выше, и он легко парировал этот маневр. Впрочем, команде крейсера было уже не до маневров и вообще не до чего – на нем полным ходом шла борьба за живучесть корабля. А после того, как команда отошла от шока, «Йорктаун» развернулся на 180 градусов и был таков. За ним последовал и «Кэрон». После этого случая американские корабли надолго исчезли из акватории наших черноморских территориальных вод.


На снимке: СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца «Кэрон»/ Фото wikipedia

Надо отдать должное командованию флота, которое поддержало моряков «Беззаветного» и отстояло их доброе имя перед руководством страны. А через год Владимиру Богдашину вручили орден Красной Звезды… за освоение новой техники. На тот момент он уже не был командиром сторожевика, а учился в Военно-морской академии имени Гречко. Впоследствии командовал флагманом Черноморского флота «Москва». Сейчас Владимир Иванович – контр-адмирал в отставке, является генеральным директором учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов.

После развала СССР при разделе флота «Беззаветный» отошел Украине и стал «Днепропетровском», а затем его и вовсе списали в металлолом. Пошел «на иголки» и «СКР-6». Так печально сложилась судьба сторожевиков, снискавших славу советскому военно-морскому флоту.