Развитие бизнеса

Страны таможенного союза. Сотрудничество с интеграционными объединениями

ТАСС-ДОСЬЕ. Евразийский экономический союз - международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Союз начал работу 1 января 2015 г.; заменил собой Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, действовало в 2000-2014 гг.).

Создание ЕАЭС

ЕАЭС образован на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана (до 2015 г. действовали в рамках ЕврАзЭС). Впервые о создании Евразийского экономического союза было заявлено президентами РФ Дмитрием Медведевым, Белоруссии Александром Лукашенко и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Декларации о Евразийской экономической интеграции, подписанной 18 ноября 2011 г. на встрече в Москве.

29 мая 2014 г. в Астане главы России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Россией 3 октября, Казахстаном и Белоруссией 9 октября 2014 г.).

В 2011 г. о намерении вступить в ЕАЭС заявила Киргизия, в 2013 г. - Армения. Договор о присоединении к союзу Армении был подписан 10 октября 2014 г. в Минске (фактически республика стала членом ЕАЭС с 1 января 2015 г.). 23 декабря того же года в Москве аналогичный договор заключила и Киргизия. 8 мая 2015 г. в Москве члены организации подписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС. 20 мая договор был ратифицирован парламентом республики, 21 мая подписан президентом. К 6 августа 2015 г. завершены ратификационные процедуры по присоединению Киргизии к ЕАЭС; 12 августа 2015 г. Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС вступил в силу.

Цели организации

Согласно документу, целями ЕАЭС являются экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности этих государств на мировом рынке. При подписании договора стороны обязались координировать экономическую политику и гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики (энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт).

Структура и органы управления

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят президенты государств-членов союза. Его заседания проводятся не реже раза в год. Первое с момента начала работы ЕАЭС состоялось 8 мая 2015 г. в Кремле.

Главы правительств государств-участников входят в Евразийский межправительственный экономический совет. Он обеспечивает реализацию и контроль за исполнением решений Высшего совета на уровне президентов, дает поручения Евразийской экономической комиссии, а также осуществляет иные полномочия. Заседания проводятся не реже двух раз в год. Первое состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства.

Постоянно действующим регулирующим органом союза является Евразийская экономическая комиссия. Среди ее задач: обеспечение условий функционирования и развития союза, а также разработка предложений по экономическим вопросам сотрудничества.

В 2015 г. председательство в ЕАЭС осуществляла Белоруссия. С 1 февраля 2016 г. председательство перешло к Казахстану.

Статистика

В настоящее время ЕАЭС (с учетом Киргизии) занимает территорию более 20 млн кв. км с населением 182,7 млн человек (на 1 января 2016 г.). Согласно данным Евразийской экономической комиссии, совокупный валовой внутренний продукт стран-членов ЕАЭС в январе-сентябре 2015 г. составил 1,1 трлн долларов США, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 3%. Объем промышленного производства в 2015 г. уменьшился на 3,4% (907,1 млрд долларов). По итогам 2015 г. объем взаимной торговли государств–членов ЕАЭС составил 45,4 млрд долларов, что на 25,8% меньше чем в 2014 г. Объем внешней торговли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 33,6% - до 579,5 млрд долларов, в том числе экспорт товаров - 374,1 млрд долларов, импорт - 205,4 млрд. По данным официального сайта организации, страны ЕАЭС добывают 607,5 млн т нефти в год (или 14,6% от мировой доли), а также 682,6 млрд куб. м газа (18,4%).

22 мая 2015 г. в ходе VIII Астанинского экономического форума было подписано соглашение о создании Делового совета ЕАЭС, учредителями которого выступили Национальная палата предпринимателей Казахстана "Атамекен", Российский союз промышленников и предпринимателей, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Киргизский Союз промышленников и предпринимателей. Работа Совета позволит наладить диалог между деловыми кругами стран - членов ЕАЭС, а также обеспечить их согласованное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и руководством государств.

Создание зон свободной торговли

29 мая 2015 г. в Казахстане после заседания Евразийского межправительственного экономического совета было подписано соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом, которое стало первым международным документом о ЗСТ между ЕАЭС и третьей стороной. Соглашением предусмотрены, в частности, условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами Союза и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на значительную группу товаров. Документ вступит в силу через 60 дней после того, как во всех странах ЕАЭС и во Вьетнаме он будет ратифицирован в соответствии с национальным законодательством.

16 октября 2015 г. в казахстанском пос. Бурабай на заседание Высшего Евразийского экономического совета было принято решение о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли с Израилем. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры на уровне рабочих групп о возможности заключения аналогичных соглашений с Ираном, Индией и Египтом. С инициативой начать переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС выступили Иордания и Таиланд.

В 2016 г. страны Союза планируют согласовать и подписать с Китаем дорожную карту сопряжения проектов ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. В настоящее время завершается подготовка документов по этому вопросу.

Сотрудничество с интеграционными объединениями

3 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному собранию, выступил за проработку вопроса о создании масштабного экономического партнерства между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Заседания руководящих органов

С момента начала работы ЕАЭС состоялось три заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕАЭС).

Первое прошло 8 мая 2015 г. в Кремле. По его окончании президенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении подписали протокол о внесении изменений в правоустанавливающие документы ЕАЭС в связи с присоединением к организации Киргизии. Также были подписаны договоры о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и др. Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин по итогам двусторонних переговоров на полях саммита приняли совместное заявление по сопряжению создания ЕАЭС с китайским проектом "Экономический пояс "Шелкового пути".

16 октября 2015 г. в заседании совета в казахстанском пос. Бурабай впервые в качестве полноправного члена участвовал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. По итогам саммита лидеры стран ЕАЭС приняли решение о начале переговоров с Израилем по созданию зоны свободной торговли. Кроме того, был рассмотрен порядок принятия новых членов в организацию, некоторые аспекты присоединения Казахстана к ВТО, сотрудничество с Китаем и др. Были утверждены Основные направления международной деятельности союза на 2015-2016 гг.

21 декабря 2015 г. в Москве на заседании ВЕАЭС было принято решение о переходе председательства в организации к Казахстану, определен персональный состав коллегии Евразийской экономической комиссии в связи с окончанием срока полномочий министров комиссии (назначаются каждые четыре года), принято решение о проведении переписей населения в странах союза в 2020 г., а также о начале разработки "дорожных карт" по сотрудничеству с Китаем. Стороны обсудили вопрос о вступлении в силу с 1 января 2016 г. соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС и риски, которые могут возникнуть в этой связи для экономик стран союза. В частности, лидеры стран ЕАЭС договорились об обмене информацией обо всех товарах, поступающих в государства союза и создании единой базы данных.

  • Заседания Евразийского межправительственного экономического совета

Первое заседание Евразийского межправительственного экономического совета состоялось 6 февраля 2015 г. в Горках, в подмосковной резиденции главы российского правительства. Встреча премьеров четырех государств-членов ЕАЭС прошла с участием главы правительства Киргизии. Обсуждались вопросы развития интеграции, функционирования ЕАЭС, развитие нормативно-правовой базы, а также предстоящее вхождение в союз Киргизии. По итогам заседания главы правительств распорядились разработать концепцию создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, обеспечить финансирование пилотного проекта по внедрению единой маркировки товаров на территории государств ЕАЭС и др.

29 мая 2015 г. в пос. Бурабай Акмолинской области Казахстана прошло заседание Евразийского межправительственного совета. По его завершении ЕАЭС и Вьетнам заключили Соглашение о зоне свободной торговли. Подписи под документом поставили премьер-министры стран Союза и Вьетнама. Соглашение закрепило взаимные обязательства участников упростить доступ товаров на рынки стран-участниц данного договора. Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% ставки будут снижены сразу же, еще не 29% - постепенно через 5-10 лет. Отдельным приложением к Соглашению Россия и Вьетнам договорились об упрощении доступа на рынок в сфере услуг, позднее по желанию к этому приложению могут присоединиться и другие страны ЕАЭС.

8 сентября 2015 г. в Гродно (Белоруссия) по итогам очередного заседания Евразийского межправительственного совета был подписан ряд документов, в том числе решение "Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза" и Договор о координации действий государств ЕАЭС по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

13 апреля 2016 г. в подмосковных Горках прошло очередное заседание Евразийского межправительственного совета. Обсуждались основные стратегические вопросы, связанные с развитием сотрудничества ЕАЭС с Евросоюзом и Китаем, а также промышленная политика Союза и деятельность ЕЭК.

В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

: Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.

Численность населения стран ЕАЭС на 1 января 2016 года — 182,7 миллиона человек (2,5% от мировой численности населения). Валовый внутренний продукт в странах ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 триллиона долларов (3,2% в структуре мирового ВВП). Объем промышленного производства достиг 1,3 триллиона долларов (3,7% мирового промышленного производства). Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составил 877,6 миллиардов долларов (3,7% мирового экспорта, 2,3% мирового импорта).

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

Бюджет ЕАЭС на 2016 год — 7 734 627,0 тысячи рублей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.

В рамках ЕАЭС:

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года - Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии.

В современном мире многие страны объединяются в союзы - политические, экономические, религиозные и другие. Одним из самых крупных таких союзов был Советский. Сейчас мы видим появление Европейского, Евразийского, а также Таможенного союзов.

Таможенный союз позиционировался как форма торгово-экономической интеграции ряда стран, что предусматривает не только общую таможенную территорию для взаимовыгодной торговли с отсутствием пошлин и т. д., но и целого ряда моментов, регулирующих торговлю с третьими государствами. Данный договор был подписан 06.10.2007 в г. Душанбе, на момент его заключения в союз входили Российская Федерация, Казахстан и Беларусь.

Первая статья договора о перемещении товара в пределах этой территории говорит о следующем:

  • Таможенная пошлина не взимается. Причем не только на товары собственного производства, но и на груз из третьих стран.
  • Отсутствуют какие-либо экономические ограничения, кроме компенсационных, антидемпинговых.
  • Страны Таможенного союза применяют единый таможенный тариф.

Действующие страны и кандидаты

Существуют как постоянные страны-члены Таможенного союза, которые были его основателями или вступили позже, так и те, которые только изъявили желание присоединиться.

Участники:

  • Армения;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Россия;
  • Белоруссия.

Кандидаты на членство:

  • Тунис;
  • Сирия;
  • Таджикистан.

Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и (Республика Беларусь)).

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России - Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана - Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси - Сергей Сергеевич Сидорский.

Цель Таможенного союза

Страны Таможенного союза под основной целью создания единого регулирующего органа подразумевали формирование общей территории, в которую будут входить несколько государств, и на их территории отменяются все пошлины на продукцию.

Второй целью являлась защита собственных интересов и рынков, в первую очередь - от вредной, недоброкачественной, а также и конкурентоспособной продукции, что дает возможность сгладить все недочеты в торгово-экономической сфере. Это очень актуально, так как защита интересов собственных государств с учетом мнений участников союза является приоритетной для любой страны.

Выгоды и перспективы

В первую очередь выгода очевидна для тех предприятий, которые могут без проблем осуществлять закупки в соседних странах. Скорее всего, это будут только крупные корпорации и компании. Что касается перспектив на будущее, то вопреки некоторым прогнозам экономистов о том, что Таможенный союз повлечет за собой понижение уровня заработной платы в странах-участницах, на официальном уровне премьер-министр Казахстана заявил о повешении зарплат в государстве в 2015 году.

Именно поэтому мировой опыт таких больших экономических образований нельзя отнести к этому случаю. Страны, вошедшие в Таможенный союз, ожидает пусть не быстрый, но стабильный рост экономических связей.

Договор

Окончательный вариант Договора о Таможенном кодексе ТС был принят только на десятом заседании, 26.10.2009. В этом пакте говорилось о создании специальных групп, которые будут следить за мероприятиями по введению в действие уточненного проекта договора.

Страны Таможенного союза должны были до 01.07.2010 внести изменения в свои законодательства для устранения противоречий между данным Кодексом и Конституцией. Таким образом, была создана еще одна контактная группа для разрешения проблем, связанных с различиями между национальными законодательными системами.

Также были доработаны все нюансы, связанные с территориями ТС.

Территория Таможенного союза

Страны Таможенного союза имеют общую таможенную территорию, которая определяется рамками границ государств, заключивших договор и являющихся членами организации. Таможенный кодекс, помимо всего прочего, определяет и дату окончания действия комиссии, которая наступила еще 1 июля 2012 года. Таким образом, была создана более серьезная организация, которая имеет намного больше полномочий и, соответственно, больше людей в своем штате, чтобы полностью контролировать все процессы. 1 января 2012 года официально начала свою работу Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭС).

ЕАЭС

В состав Евразийского экономического союза входят страны-участники Таможенного союза: основатели - Россия, Белоруссия и Казахстан - и недавно вступившие государства, Киргизия и Армения.

Учреждение ЕАЭС подразумевает под собой более широкий спектр взаимоотношений в свободе передвижения рабочей силы, капитала, услуг и товаров. Также должна постоянно проводиться скоординированная экономическая политика всех стран, должен осуществиться переход к единому

Общий бюджет этого союза формируется исключительно в российских рублях, благодаря паевым взносам, которые делают все страны-участницы Таможенного союза. Их размер регламентирует высший совет, который состоит из глав этих государств.

Рабочим языком для регламента всех документов стал русский, а штаб-квартира располагаться будет в Москве. Финансовый регулятор ЕАЭС - в Алма-Ате, а суд - в столице Беларуси, Минске.

Органы Союза

Высшим регулирующим органом считается Высший совет, в который входят главы государств-участников.

Был создан и судебный орган, который отвечает за применение договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - регулирующий орган, который обеспечивает все условия развития и функционирования Союза, а также разработку новых предложений в экономической сфере относительно формата ЕАЭС. В ее состав входят Министры Комиссии (заместители премьер-министров государств-членов Союза) и Председатель.

Главные положения Договора о ЕАЭС

Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.

В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.

Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.

Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.

Согласованная предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.

Особенное место занимает труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.

Мнения экспертов

Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.

Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.