Бизнес

андрей калиновский: «с ркк «энергия» согласована двухпусковая схема лунной экспедиции. Известия

Интересная тенденция появилась в отечественной космонавтике. Привычные нам ракеты-носители начинают облегчать, убирая одну из ступеней. Тяжелый «Протон» уже совсем скоро обзаведется средней и легкой версией, а недавно появилась новость, что и у «Союза» появится новый легкий вариант. Как и зачем «худеют» ракеты?

«Протон-Лайт»

Новости об этом проекте появились еще летом. У «Протона-М», который в исходном виде имеет, фактически, четыре ступени (три ступени ракеты-носителя и разгонный блок), предложили убрать вторую ступень. При этом масса ракеты уменьшилась бы на 168 тонн или, примерно, 20%. Но часть топлива хотят вернуть, удлинив первую и третью (стала второй) ступени. В еще более легкой версии «Протона» собираются убрать два двигателя с боковыми блоками, в которых хранится топливо. Поскольку в центральном блоке первой ступени находится только окислитель, придется добавить небольшой бак с топливом.

Получившиеся в результате ракеты проще и дешевле, но их грузоподъемности хватит для стандартных спутников на геостационарную орбиту. Именно там обитает большинство коммерческих телекоммуникационных спутников, которые приносят прибыль своим производителям и создателям ракет, которые их выводят.

В некоторых источниках пишут также про снятие разгонного блока «Бриз-М» с выведением спутников двумя включениями второй (бывшей третьей) ступени и про идею мягкой посадки первой ступени, но, наверняка, эта информация не соответствует действительности. Оба варианта очень серьезно бы снизили грузоподъемность, чего мы не наблюдаем.

Обратите внимание на то, что на картинке в принципе не указана грузоподъемность на низкую околоземную орбиту. Дело в том, что на нее «Протон» последний раз выводил модули МКС в 1998-2000 годах, а с тех пор работал исключительно для более высоких орбит.

Обозначения ГПО 1800 и 1500 на рисунке - это геопереходная орбита, с которой спутник уже сам будет выходить на геостационарную орбиту своими двигателями. В мире есть два стандарта, сложившихся исторически - ГПО, с которой надо разогнаться на 1800 м/с, ее, как правило, используют американцы, китайцы и японцы, и ГПО, с которой надо разогнаться на 1500 м/с, привычная европейцам. «Протон» же, стартующий с Байконура, может выйти на орбиты с другими параметрами, но с которых дорога до геостационарной орбиты займет те же 1500 или 1800 м/с, на которые рассчитан спутник, то есть, конкурировать со всеми странами. Компания ILS, продающая пусковые услуги «Протонов», опубликовала документ с подробными характеристиками грузоподъемности разных вариантов «Протона» в зависимости от параметров орбиты и того, насколько нужно разогнаться до геостационарной орбиты. Вот, например, таблица для «Протона Среднего»:

Публикация подробных характеристик для потенциальных клиентов говорит о том, что проект успешно реализуется, и первые облегченные «Протоны» имеют реальные шансы полететь в 2018 (средний) и 2019 (легкий), как это запланировано. Более того, на «Протон Средний» уже заключен первый контракт - по официальной информации ILS в 2019-2020 должен состояться запуск «Протона Среднего» с неназванным спутником в интересах Eutelsat Communications, одного из самых крупных провайдеров спутниковой связи.

Причина появления средней и легкой версий «Протона» проста - конкуренция на рынке пусковых услуг. Точная стоимость контрактов на выведение спутников является закрытой коммерческой информацией. Стоимость выведения спутников тяжелым «Протоном» различные эксперты оценивают в районе $60-65 миллионов, что сравнимо с оценочной стоимостью пусковых услуг компании SpaceX Илона Маска. Раньше ILS имел преимущество в том, что пуск не задерживался и проходил по плану, но в последние годы у «Протона» по разным причинам происходило примерно по аварии в год. На расследование причин аварии и их устранение уходили месяцы, и пуски задерживались. По мнению генерального конструктора «Роскосмоса» по ракетным комплексам Александра Медведева, легкий «Протон» будет на четверть дешевле, что даст возможность успешно конкурировать с Falcon 9 от SpaceX.

Союз-2ЛК

Более свежая новость - на основе ракеты-носителя «Союз-2» предлагают сделать легкую модификацию «Союз-2ЛК», убрав третью ступень. Вместо нее будет разгонный блок «Фрегат», который в некоторых модификациях «Союза» ставится четвертой ступенью.

Получившаяся ракета будет иметь грузоподъемность 2-3,85 тонны на солнечно-синхронную орбиту. Эта орбита часто используется спутниками дистанционного зондирования Земли, метеорологии и картографии, потому что на ней спутник пролетает над разными участками планеты в одно и то же местное время. Разгонный блок «Фрегат» может запускать двигатель несколько раз и поэтому сможет разводить несколько спутников на разные орбиты. А без третьей ступени, на которой стоит современный (и более дорогой) двигатель, стоимость, как ожидается , сократится на 25-40%. В мире сейчас есть уже четыре стартовых комплекса для РН «Союз» (Байконур, Плесецк, Куру, Восточный), и новая ракета совместима с ними. Правда, в Куру «Союз-2ЛК» европейцы вряд ли купят, у них уже есть более легкая, но своя «Вега».

Также любопытно, что у «Союза» уже есть летавшая два раза легкая модификация - , в которой убрана первая ступень, обновлен двигатель второй ступени, а так же добавлен новый блок выведения «Волга».

Но «Союз-2.1в» имеет в два с лишним раза меньшую грузоподъемность на солнечно-синхронную орбиту, чем «Союз-2ЛК». Теоретически, они могут решать разные задачи, вариант 2.1в будет выводить единичные спутники для Роскосмоса/Минобороны, а ЛК - несколько коммерческих спутников сразу. Работы по проекту пока не начались, но, если финансирование начнет поступать сейчас, то «Союз-2ЛК» сможет впервые полететь в 2019-2020.

Заключение



Слева Р-7, из которой выросло все семейство, включая «Союз-2» справа УР-500, двухступенчатый отец «Протона»

Забавно, но обе ракеты, которые сейчас «худеют», начинали свою долгую и славную карьеру, будучи двухступенчатыми. Уже потом количество ступеней выросло сначала до трех, потом аж до четырех. И в том, что в 21 веке они из прагматичных соображений получают более легкие варианты, становясь похожими на своих предков, есть своеобразная ракетная диалектика. Ну и, если совсем простыми словами, хорошо, что наши ракетостроители не почивают на лаврах и не потеряли возможности делать новую технику, а стараются ответить на вызовы сегодняшнего дня.

0:42 30/12/2016

👁 847

Стоимость запуска “Протон Лайт” оценивается примерно в $50-55 млн, что ниже стоимости ракеты частной американской компании SpaceX . Об этом сообщил гендиректор НПО “Техномаш” (головное предприятие Роскосмоса) Дмитрий Панов.

“Было принято решение делать и выпускать на рынок облегченную версию, предназначенную для коммерческого использования – “Протон Лайт”. Отличие ее в том, что ступеней будет не четыре, как у тяжелой версии, а три. Топлива во вторую ступень будет входить больше. Двигательная установка теперь может включаться много раз. Выводимая на масса благодаря этому возрастает до 5 тонн, а стартовая снижается на 100 тонн.

“Цену всей этой красоты прикидывают в районе 50-55 млн. долларов”, – написал он на своей странице в Facebook:

“Наш ответ не Чемберлену, а Илону Маску”.

Начну издалека. Илон Маск и его SpaceX сделали и вывели на рынок ракету-носитель “Falcon 9”. Стоимость ее эксперты оценивают примерно в 60-65 млн долларов, а полезная нагрузка последних модификаций достигает 5,5 тонн при возможности мягкого возврата первой ступени. Это, конечно, был такой серьезный “нож в спину” нам, потому что у нас выводом на орбиту занимается тяжелый , у которого и задачи, и мощности, и цена совсем другие. Ну и про проблемы с “Протонами” в последнее время писали немало.

Но у России всегда находится возможность ответить, слава богу. Было принято решение делать и выпускать на рынок облегченную версию, предназначенную для коммерческого использования – “Протон Лайт”. Отличие ее в том, что ступеней будет не четыре, как у тяжелой версии, а три. Топлива во вторую ступень будет входить больше. Двигательная установка теперь может включаться много раз. Выводимая на орбиту масса благодаря этому возрастает до 5 тонн, а стартовая снижается на 100 тонн. Цену всей этой красоты прикидывают в районе 50-55 млн. долларов. То есть в общем и целом уважаемый мистер Маск должен теперь крепко чесать в затылке.

На днях Госкорпорация “Роскосмос” провела научно-технический совет по вопросу защиты эскизного проекта на коммерческую модель ракеты-носителя “Протон Лайт”. От нас просили мнение по проекту и, самое главное, заключение, что технологическая подготовка производства “Протона Лайт” на предприятиях ракетно-космической промышленности России будет выполнена в полном объеме.
Что мы с уверенностью и сделали.”

В то же время стоимость американской ракеты “Falcon 9” оценивается в $62 млн, она может выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) примерно 22,8 тонны, на геосинхронную – 8,3 тонны [имеется ввиду геопереходная орбита – ред.].

В декабре 2015 года SpaceX впервые удалось успешно вернуть на первую ступень ракеты, а в апреле 2016-го – на плавучую платформу. В компании рассчитывают, что повторное использование первой ступени позволит значительно снизить стоимость запусков (от $37 до 48 млн).

В сентябре “Falcon 9” с израильским “Amos-6” взорвалась на . Следующий после этой аварии пуск планируется провести не раньше января 2017 года. Также в 2017 году SpaceX планирует провести первый запуск тяжелой ракеты “Falcon Heavy”, которая сможет выводить на НОО 54,4 тонны и 22,2 тонны – на геосинхронную [геопереходную – ред.].

Российский Центр имени Хруничева в этом году представил две новые модификации ракеты “Протон” – “среднюю” и “легкую”. “Средняя” версия состоит из первой и третьей ступеней базового “Протона”, ее первый запуск должен пройти в 2018 году. “Легкая” также состоит из первой и третьей ступеней, но из шести двигателей первой ступени оставлены только четыре. Ее планируется впервые запустить в 2019 году.

По материалам

После того, как в 1995 году в США была зарегистрирована компания International Launch Services (ILS), продающая запуски спутников на ракетах-носителях Центра им. Хруничева, ракеты «Протон-М» стали одним из основных средств выведения коммерческих космических аппаратов на высокие орбиты Земли. Фактически в 2000-х годах рынок был разделен между ними и французской Arianespace, предлагавшей запуски на более дорогих, но способных выводить два спутника сразу ракетах «Ариан 5» (Ariane 5). Время от времени коммерческие запуски производила также американская компания ULA на ракетах-носителях семейства «Атлас 5» (Atlas V). К 2012-2014 годам пуск одного «Протона» обходился заказчику приблизительно в 100 млн долларов, «Ариан 5» стоил более 200 млн, а «Атлас» – от 130-160 до 200 млн в зависимости от модификации.

Несколько лет назад на коммерческом рынке космических запусков появился новый игрок – американская компания SpaceX Илона Маска, которая начала заключать контракты на выведение спутников на геопереходную орбиту. Первый запуск состоялся 3 декабря 2013 года, когда на ракете-носителе Falcon 9 был запущен телекоммуникационный спутник SES-8. До этого голландско-люксембургская компания SES пользовалась услугами ILS и, реже, Arianespace.

SES стала первым, но не единственным крупным клиентом SpaceX. Позднее к ней присоединилась французская компания Eutelsat, таиландская Thaicom, гонконгский AsiaSat и другие. SpaceX изначально предлагала цены значительно ниже, чем у конкурентов, и, хотя в настоящее временя цена Falcon 9 выросла до 62 млн, она все равно остается крайне привлекательной. От появления SpaceX понесли убытки все существующие операторы, но основным пострадавшим стал Центр им. Хруничева. Дополнительный урон нанесли аварии «Протонов», случавшиеся регулярно с 2010 по 2015 год. Каждое неудачное выведение приводило к заморозке пусков на время работы аварийной комиссии, и, таким образом, «Протоны» теряли свое главное конкурентное преимущество – соблюдение заявленных сроков выведения.

В последние годы заключение новых контрактов на запуски на «Протоне» стало редкостью. Ситуацию немного исправило падение российского рубля, которое позволило снизить оптовую цену на российские ракеты до 60-65 млн. При этом себестоимость одного пуска составляет менее 45 млн, но дальнейшее снижение цен ограничено тяжелым финансовым положением Центра им. Хруничева.

Современный «Протон-М» – это четырехступенчатая ракета, способная выводить спутники массой до 6,35 т на геопереходную или 3,7 т на геостационарную орбиту при использовании в качестве четвертой ступени разгонного блока «Бриз-М». «Протон-М» никогда не использовался в трехступенчатом варианте, а предыдущая модификация ракеты, «Протон-К», в последний раз выводила космический аппарат без разгонного блока в 2000 году.

Развитие электродвигательных систем в последние годы и появление Falcon 9 привело к тому, что в конструкциях платформ космических аппаратов произошли изменения. Сейчас производители чаще используют спутниковые платформы с возможностью самостоятельного довыведения с геопереходной на геостационарную орбиту. Такие спутники можно выводить на двухступенчатых ракетах с повторным включением второй ступени, из-за чего возможность «Протона» запускать космические аппараты напрямую на геостационарную орбиту потеряла актуальность.

В этих условиях, чтобы сохранить имеющуюся или даже вернуть утерянную долю рынка, Центр им. Хруничева решил создать новую – более дешевую и более легкую – модификацию «Протона», которая получила название «Протон Лайт». В настоящее время проектирование уже завершено и разрабатывается конструкторская документация на эту ракету.

В облегченной версии «Протона» будет изъята вторая ступень, а заправка топливом третьей ступени (которая теперь станет второй) увеличится. Двигательная установка этой ступени будет модернизирована для того, чтобы она могла обеспечить многократное включение. В результате выводимая на ГПО масса составит 4,5-5 т. В таком виде «Протон» лишь немного будет уступать по грузоподъемности Falcon 9 последней модификации, которая должна быть введена в эксплуатацию к концу этого года. Новый Falcon будет способен выводить на ГПО до 5,5 т с возможностью мягкого возврата первой ступени. Стартовая масса «Протон Лайт» составит около 600 т (на 100 т меньше «Протон-М»). Для запусков будет использоваться та же площадка на Байконуре, что и для обычных «Протонов-М». Эксплуатация новой модификации «Протона» продлится как минимум до 2025 года.

Проект «Протон Лайт» является полностью коммерческим и финансируется на заемные (хоть и полученные у государства) средства. Руководство Центра им. Хруничева считает, что себестоимость ракеты удастся снизить на 25% по сравнению с «Протоном-М», что позволит установить коммерческую стоимость на уровне 50-55 млн долларов и, таким образом, обойти Falcon 9. В целом стратегия предприятия выглядит верной, но существуют факторы, которые могут помешать успеху ракеты.

Во-первых, в Центре им. Хруничева до сих пор остаются проблемы с контролем качества продукции. Если надежность «Протона-Лайт» будет так же низка, как и у обычного «Протона», покупателей низкая цена может и не привлечь. Во-вторых, производительность труда на предприятии очень низкая. Конкурентоспособную цену на «Протон-М» удалось установить исключительно благодаря падению курса рубля, но разрыв курсов валют не сможет сохраняться вечно. Постепенно он начнет стягиваться за счет инфляции, и себестоимость производства «Протонов» в ближайшие годы будет достаточно быстро расти. В-третьих, SpaceX тоже может снизить стоимость своих услуг. Согласно мнению некоторых аналитиков , себестоимость Falcon 9 составляет менее 40 млн, т. е. у компании имеется большое пространство для демпинга. Кроме того, если эксперименты с многоразовым использованием первых ступеней окажутся успешными, уже через несколько лет цена Falcon 9 может снизиться сразу на 20-30%. Наконец, в-четвертых, хотя это и маловероятно, в случае дальнейшего охлаждения отношений между Россией и США, американский Госдепартамент может еще сильнее ужесточить ограничения на экспорт американской электроники в Россию, в результате чего запуск геостационарных спутников – а фактически все они используют американские комплектующие – на российских ракетах станет невозможен.

Таким образом, «Протон Лайт», несомненно, является шагом в верном направлении и имеет неплохие коммерческие перспективы. Однако связывать с ним излишне оптимистичные ожидания и считать этот проект ответом на все проблемы Центра им. Хруничева было бы ошибкой.

Космическая лента

Proton-Light proposed

Looking to expand payload capabilities of the Proton rocket downwards, its developer proposed smaller, cheaper version of Russia"s commercial space workhorse. If ever built, the Proton-Light variant is expected to have the industrial designation 8K82KL.

Upgrades envisioned for (center) and Proton-Light rockets (right) as of 2016.

From the publisher: Pace of our development depends primarily on the level of support from our readers!

Proton "light" concept

In 2016, Russian space officials announced plans to develop a smaller version of the nation"s venerable Proton launch vehicle . The head of Roskosmos Igor Komarov, speaking to the radio station Ekho Moskvy on June 18 said that the Proton-Light variant would be narrowly aimed at particular demands of the commercial market. According to Komarov, an extra variant would make the Proton family more effective and reduce per-kilogram cost of payload delivered into orbit.

Komarov stressed that the Proton would remain in operation for at least seven or nine years, before being replaced with the Angara

On June 23, the head of GKNPTs Khrunichev Andrei Kalinovsky announced that the company had been preparing a new addition to the Proton family for a different type of commercial spacecraft, allowing various Proton variants to have their own individual price offers on the market. Kalinovsky did not provide technical details on the new Proton variant, but mentioned that it would not be a drastically new vehicle.

The original concept of the Proton-Light vehicle.

Around the same time, various industry sources revealed the most likely architecture of the Proton-Light rocket. The key change included the removal of the second stage from the standard rocket. Instead, the traditional third stage of the Proton-M would be "stretched" to accommodate more propellant and used as the second stage on the Proton-Light. According to some reports, the propulsion system on the second stage could be modified to re-start its engine and boost its payload from an initial parking orbit to a geostationary transfer orbit, GTO. Some estimates showed that under such a scenario, the vehicle could deliver up to five tons of cargo to the GTO after launch from Baikonur .

Another configuration could use a Briz-M space tug as the third stage of the rocket.

It appears that within weeks after the Proton-Light concept first surfaced, the newly proposed architecture of the rocket had to be revised. As it transpired, it would not be enough to compensate for the removal of the second stage by simply stretching the third stage. In addition, the first stage of the rocket, including its core tank and six strap-on tanks, would have to be extended as well, making this "downgrade" more complicated.

In its new configuration, Proton-Light could fill the gap in the payload range left by the Zenit rocket , which itself fell victim to Russia"s conflict with Ukraine. The new Proton variant would also be well positioned on the international market, which saw more competition with the arrival of the American Falcon-9 rocket.

However given the extended length of time required for even less radical upgrades of Proton and the official Russian strategy to phase out the vehicle in favor of Angara-5 , it is unclear whether it would be possible to justify the Proton-Light development effort. A number of previous proposals to change the shape and size of the Proton-M rocket were deemed too expensive more than a decade earlier in the rocket"s operational career.

On July 8, 2016, Kalinovsky told the TASS news agency that he had hoped to have Proton-Light ready for launch as soon as 2018, even though he admitted that the project had been in a "decision stage" and the exact specifications of the rocket had still being worked out. Kalinovsky stressed that the proposal had had a purely commercial nature and was aimed to beat market prices offered by SpaceX.

Proton family to expand further

On Sept. 13, 2016, GKNPTs Khrunichev officially confirmed its plans to expand the Proton family and announced the coming of its additional members.

One new version of the launcher now identified as Proton-Light would be formed by the removal of two out of six strap-on tanks and their respective engines on the first stage and by the addition of an auxiliary fuel tank at the top of its main body. (Due to the smaller amount of fuel on that version, the standard oxidizer tank would have to be left only partially filled.) The fuel from the add-on tank would flow via four pipelines to four strap-on tanks, before reaching its respective engines. Since none of the tanks separate in flight, the new arrangement will require a relatively simple design.

The company promised to introduce that latest configuration of the vehicle in 2019, or one year after the "initial" Proton-Light architecture, which was now renamed . The new "flavors" of the Proton will be launched from Pad 24 at Site 81 in Baikonur and will still use the standard Briz-M space tug as their third stage.

The lightest version of the Proton rocket could deliver from 3.6 to 4.2 tons of payload to the geostationary transfer orbit, GTO, depending on the additional kick provided by the satellite itself, and insert 1.45 tons of payload directly into the geostationary orbit. The Proton-Medium could deliver from 5.0 to 5.7 tons to GTO and 2.4 tons into the proper geostationary orbit.

Rocket (left) shown to the same scale with the proposed (center) and Proton-Light variants.

Credit: ILS

Official payload capabilities of the proposed Proton variants:

-
Geostationary orbit, GSO
Geostationary orbit, GTO with delta V of 1,500 meters per second
Geostationary orbit, GTO with delta V of 1,800 meters per second

(To be continued)

Fairings proposed in 2016 for future upgrades of the Proton family.

Possible specifications of the Proton-Light (8K82KL) rocket (as of 2016):

Liftoff mass
Total height
Payload mass to LEO
Payload mass to GTO

5.0 - 5.7 tons (?)

Oxidizer

Nitrogen Tetroxide (N2O4)

Fuel

12.07.2016 12:45

ИЗВЕСТИЯ. АНДРЕЙ КАЛИНОВСКИЙ: «С РКК «ЭНЕРГИЯ» СОГЛАСОВАНА ДВУХПУСКОВАЯ СХЕМА ЛУННОЙ ЭКСПЕДИЦИИ»

Глава Центра Хруничева Андрей КАЛИНОВСКИЙ — о создании новых ракет и модернизации существующих

Глава Центра Хруничева Андрей КАЛИНОВСКИЙ решает сразу несколько интересных задач: снижает аварийность полетов ракет «Протон», одновременно продвигает на рынке новую модификацию этого носителя — «Протон-Лайт» и параллельно планирует производство новых ракет семейства «Ангара», которые заменят «Протоны» через десять лет. О совокупности и последовательности задач, стоящих перед Центром им.Хруничева, с Андреем КАЛИНОВСКИМ поговорил корреспондент «Известий» Иван ЧЕБЕРКО.

— Какая запланирована мощность завода в Омске, который будет серийно выпускать ракеты «Ангара» с 2020 года?

— Сто универсальных ракетных модулей (УРМ) в год, если работать в три смены. Сто УРМ — это, если считать в носителях «Ангара-А5», двадцать таких ракет в год. Конечно, будут делаться не только этого класса носители, но и «Ангара 1.2».

— А до 2020 года вы сколько ракет «Ангара» планируете выпустить?

— У нас есть утвержденная программа летных испытаний. В соответствии с ней мы до 2020 года будем производить ежегодно по 11 УРМ, то есть по две тяжелые ракеты «Ангара-А5» и по одной легкой в год.

— Вы сейчас готовите к выходу на рынок новую модификацию «Протона» — так называемый «Протон-Лайт» — уменьшенную версию ракеты. Сколько прежних тяжелых «Протонов-М» и новых «Протонов-Лайт» вы планируете выпускать в ближайшие годы?

— В совокупности мы планируем осуществлять по семь коммерческих пусков «Протонов» в год — компоновка ракеты будет зависеть от заказчика.

— Проект ракеты «Ангара-А5В» вам предстоит утверждать у президента страны. Когда это произойдет?

— Сейчас наши основные усилия направлены на работу по проекту «Ангары-А5П» — пилотируемого варианта ракеты, которой предстоит впервые стартовать с космодрома «Восточный» уже в 2021 году. С космонавтами на борту «Ангара-А5П» полетит в 2023 году. После завершения работы с этим проектом мы сразу переключаемся на «Ангару-А5В», которая должна стартовать в 2025 году.

— «Ангара-А5В» создается специально под лунную программу. РКК «Энергия» на МАКС-2015 представила четырехпусковую схему пилотируемой экспедиции к Луне, при которой сначала ракета выводит на орбиту лунный посадочный модуль, затем межорбитальный буксир, затем основной космический корабль и потом еще один межорбитальный буксир. Сколько стартовых столов нужно строить для полетов по такой схеме?

— На сегодня мы с «Энергией» согласовали двухпусковую схему, когда в результате каждого пуска на орбиту выводится по 35 т полезной нагрузки. В такой конфигурации сегодня прорабатывается возможность использования одного стартового стола.

— А когда планируете завершить проектные работы и определить дату начала строительства стартового комплекса для «Ангары» на Восточном?

— По утвержденному плану-графику разработка конструкторской документации должна завершиться к концу 2018 года. Когда начнется строительство стартового комплекса — это уже зона ответственности наших коллег из ЦЭНКИ. Насколько я понимаю, там уже сейчас ведется разработка проектной документации институтами.

— Ваше предприятие будет участвовать в создании новой ракеты в рамках ОКР «Феникс»?

— «Головниками» мы не будем, но готовы предложить свои наработки, которые нами реализованы в рамках проекта «Ангара».

— Ваше предприятие сейчас освобождает потенциально интересную для девелоперов землю в Филевской пойме. Ее планировалось передать в обеспечение кредита ВЭБу, но этот банк, испытывая сложности, программу кредитования «Хруничева» остановил. Следовательно, земля ВЭБу не достанется?

— Действительно, мы от ВЭБа получили только часть необходимых средств. Но благодаря госкорпорации «РОСКОСМОС» были найдены дополнительные источники кредитования в полном объеме. Поэтому земля по-прежнему является основной и единственной гарантией обеспечения возврата привлеченных средств.

— Когда завершится приватизация Центра Хруничева?

— До конца этого года.

— У вас есть план снизить себестоимость «Протона-М» до 1,381 млрд рублей. А сколько будет стоить «Ангара-А5» в серийном производстве?

— Мы ставим своей целью сделать «Ангару-А5» не дороже «Протона-М». Потому что именно этот носитель к концу 2020-х годов заменит «Протон». И если новая ракета будет дороже, это будет означать потерю рыночных позиций. Этого мы допустить не можем, поэтому программа по снижению себестоимости «Ангары-А5» — одна из самых приоритетных для нас.

— А сколько стоит «Ангара-А5» сейчас, когда это опытное изделие?

— «Ангара», которую мы сдали в 2014 году, стоила значительно дороже, но это естественно для первых опытных изделий.

— Какой объем выручки «Хруничев» планирует получить в этом году?

— 54 млрд рублей.

— Для стороннего наблюдателя успешность деятельности «Хруничева» скорее всего выражается в качестве полетов «Протонов», которые в последние годы часто заканчивались авариями. Что сделано для того, чтобы эти аварии больше не повторялись?

— Мы делаем все для того, чтобы минимизировать влияние человеческого фактора на производственный процесс. То есть мы внедряем современные средства контроля измерений, которые аппаратно фиксируют результаты замеров. Если раньше специалист проводил пневматические испытания, то он ставил штампик, расписывался — и все, мы ему верили. А сегодня рядом с этим специалистом стоит компьютер, который все действия фиксирует и подтверждает, что пневматические испытания проведены и отклонений нет. Мы сейчас таким образом выстраиваем все контрольные операции. К концу года мы планируем, что примерно 75% операций в цехе окончательной сборки «Протонов» должны проходить под аппаратным контролем. Набор таких простых мер дисциплинирует людей и исключает возможность ошибки. Систему аппаратного контроля мы начали с этапа сборки, в дальнейшем такая система будет внедряться и на этапе механической обработки изделий. То есть ничего оригинального мы не изобретаем в данном случае: обеспечиваем контроль и фиксацию максимального количества процессов.