Бизнес

Беседа: «Что я знаю о Кубани. Сценарии проведения кубанских праздников

Конспект развлечения «Моя малая Родина»

в рамках воспитательно-образовательной деятельности в разновозрастной группекомбинированной направленности для детей от5 до 7 лет.


Цель: формирование устойчивогоинтереса к истории своего народа, любвиксвоей малой Родиневпроцессе интеграции различных видов деятельности дошкольников .

Задачи:

· Формировать познавательный интерес посредством знакомствадетейс историей,бытом икультуройКубанскихказаков;

· Развивать творческую активность в процессе художественно-эстетической деятельности, знакомить с промыслами своего народа;

· воспитывать любовь к малой Родине, чувство гордости за свой родной край, район, станицу;

· Расширить словарный запас следующими словами: кубанка, казачьи промыслы, жестянщик, чеканка,символика, ландшафт, герб и др.

· Побуждать к участию в социально-культурнойдеятельности своей семьи, детского сада, родной станицы.

Предварительная работа: Чтение, слушаниеи обсуждение фольклорных и художественных произведений кубанских авторов, рассматривание старинных фотографий, альбомов.

Оборудование: кубанский костюм для воспитателя;вышитый рушник;каравай (или хлеб); музыкальное сопровождение «Кубанские песни»; флаги России,Краснодарского края, Тихорецкого района, станицы Юго-Северной; оборудование для детского творчества (фольга, стеки по количеству детей, соленое тесто, доски для лепки, блюдо для вареников); икона, бутафория в виде домашних предметов быта, атрибуты кказачьим подвижным играм, иллюстративный материал (рисунки, фотоальбом, картины, карты).

Ход.
(Звучат кубанские народные песни, фонограммы. Воспитательв национальном костюмевстречает детей.)
Воспитатель: Знаете ли вы, дети, где мы живем? Обратите внимание, какая прекрасная задушевнаямузыказвучит. А знаете ли вы чьи это песни?

Дети: Казачьи.

Воспитатель: А кто их исполняет?

Дети: Кубанский казачий хор.

Воспитатель: А кто еще поет кубанские песни?

Дети: Народ.

Воспитатель: Любят в народе не только кубанскую песню, но и веселый, задорный перепляс.

Веселил нас много раз

Наш кубанский перепляс.

Исегодня не скучаем,

В хоровод всех приглашаем.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам построиться по кругу.

Мы с вами выполним разминку «Карусель»

Топающий шаг по кругу

Ходьба, руки на поясе, с приподниманием плеч на каждый шаг

Выставление ноги на каблук, с раскрытием рук в сторону

Шаг с притопом вперед и назад

Бег на месте с выбросом ног назад

Топающий шаг вокруг себя

Воспитатель: На Кубани очень любят петь и танцевать, а вам нравиться петь и танцевать? Ответы детей (да, очень нравится) А когда вы это делаете? Ответы детей (на праздниках, дома с бабушкой, мамами). Как говорят у нас в народе «человек, не имеющий своей песни, не имеет своего дома». Послушайте песню и скажите, как она называется? Звучит песня «Люблю я казаченку». А какая по характеру эта песня? ответы детей (плясовая, веселая). Правильно плясовая, под неё хочется двигаться, улыбаться, радоваться. Давайте потанцуем под эту веселую песню.

Воспитатель:

Мы кубанский танец спляшем

Нету танца веселей

Каблучками тук да тук

Завертелось все вокруг

(Дети пляшут под веселую кубанскую песню, используя знакомые танцевальные движения: шаг с притопом, вертушка, веревочка, козлик, сужение и расширение круга)
Воспитатель: За пляску удалую угощенье вам, ребятушки.

ЗАВТРАК

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ «СИМВОЛЫ СТРАНЫ, КРАЯ, РАЙОНА, СТАНИЦЫ»

Воспитатель: Ребята, я хочу с вами поиграть. Садитесь по кругу. Я вам сейчас достану из волшебной коробки, а что догадайтесь сами. Как вы думаете, что у меня в руках? Ответы детей (флаг). Правильно! А какой страны этот флаг? Ответы детей (Российский флаг). А какие цвета на нем присутствуют? ответы детей: верхняя - белого цвета, средняя - синего цвета, нижняя – красного. А кто мне скажет, какие цвета присутствую на Кубанском флаге? Ответы детей: малиновый, синий, зеленый. А вы знаете что они означают? Ответы детей (Малиновый - означает благополучие, радость, синий – цвет мира, зеленый цвет лесов и полей Кубани). А о какихфлагах мы с вами можем еще поговорить? Конечноэто флаг Тихорецкого района и флаг станицы Юго-Северной. (Воспитатель поочередно демонстрирует флаги района и станицы )

Кто мне назовет основные цвета флага Тихорецкогорайона? (Ответы детей). Верно. Жёлтый цвет поля флага показывает уникальную кубанскую природу, неисчерпаемое богатство полей района. Зелёный цвет - символ надежды, изобилия и здоровья. В центре флага Тихорецкогорайона мы видим фигуру всадника на чёрном коне.

А вот флаг нашей станицы. Вы все его видели у здания администрации станицы?(Ответы детей). Волнистая синяя линия показывает реку Платаву, которая разделяет сельское поселение на две части. Серебряное поле символизирует прежде всего северную часть сельского поселения (как бы холодную), а также вид деятельности - молочное животноводство.
Золотое поле символизирует южную часть сельского поселения (как бы тёплую, солнечную), а также вид деятельности - выращивание зерновых.

Сейчас мы с вами отправимся на прогулку по центральной улице нашей родной станицы,чтобы поближе познакомимся с достопримечательностями нашей родной станицы.

ЦЕЛЕВАЯПРОГУЛКА

(Первая остановка)

Воспитатель: Ребята, Родину называют матерью, потому что она кормит своим хлебом, поит своими водами, дарует нам свои природные богатства.

Наш Краснодарский край славится, кубанским хлебом. Но прежде чем хлеб попадет к нам на стол, необходимо хорошо потрудиться. А трудятся у нас казаки с казачками в ЗАО «Родник», где выращивают хлеб, ячмень, свеклу, кукурузу. Еще в «Роднике» занимаются животноводством. Мы с вами видим на доске почета лучших работников нашей станицы. Теперь вы знаете, что этими трудолюбивыми людьми мы можем гордиться!

(Вторая остановка)

У каждого человека есть своя малая родина, где он родился, играл со своими друзьями, учился, взрослел. Ребята, а кто мне скажет, как называется наша малая родина? (Ответы детей). Правильно Кубань, Краснодарский край. А это значит, что мы с вами можем назвать себя казачатами, так в старину называли молодых дворовых ребят, одеваемых подобно казакам! Посмотрите на памятник возле Дома Культуры. Что вы видите? (Ответы детей.) Верно, это нас встречают скульптура казака и казачки. А во что они одеты? Верно, в кубанскую традиционную одежду. Как называется головной убор у казака? (Ответы детей). Верно, «кубанка».

Создавая эту скульптурную группу, художник хотелсказать, что казаки – гостеприимный народ, доброжелательный. Встречать гостей хлебом, солью – это одна из кубанских традиций. А какие еще традиции, напримертрадиции вашей семьи, вы можете назвать? (Ответы детей).

Воспитатель: А мне хочется сейчас вместе с вами поиграть в наши традиционные кубанские игры, первая играназывается «Кубанка».

«КУБАНКА»

(Кубанская подвижная игра)

Цель: развитие быстроты реакции.

Описание. Все сидят (или стоят) по кругу, кубанка надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.

Воспитатель: Закончить нашу сегодняшнюю прогулку я вам предлагаюкубанской игрой, которая называется «Плетень». А плестись наш плетень будетв сторонудетского сада.

«ПЛЕТЕНЬ»

(Кубанская подвижная игра)

Цель игры: развитие быстроты реакции, ловкости. Описание. Участники игры встают друг за другом в длинный ряд, берутся за руки. Все играющие, идут за ведущим и произносят слова:

Вокруг березоньки идём,

Кругом нас всё плетнём

Плеть-плеть плетена,

Кругом ствола обведена.

Вьется плетень, плетётся,

В поле, в лес волочётся.

Расплетайся плетень, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьет плетень».

Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд - из ста ребят,

Все в один ряд, вместе связаны стоят.

Плетень, расплетайся,

На березоньку завивайся.

Затем ведущий бегом (или быстрым шагом) увлекает хоровод в «поле», петляет, делает крутые повороты, кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

(Играя в игру «Плетень» воспитатель приводит играющих к детскому саду.) После целевой прогулки переходим к играм на участке.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ «УЗОР НА ФОЛЬГЕ»

Воспитатель: Ребята, давайтемы сегодня с вами вернемся в старое доброе время, когда на Кубани поселились люди вольнолюбивые, гордые, независимые. Понравилась им земля Кубанская да её просторы и сталиказаки заниматься разными ремеслами. А какие ремесла вы можете назвать? (ответы детей: ткали, вышивали, резали по дереву, чеканили по металлу, плели из соломки и прутьев ивы.)

Воспитатель: Верно, а сейчас вообразим себя мастерами. Ребята из подготовительной группы будутчеканщиками. Проходите за столы.

(Воспитатель предлагает детямвыполнить декоративныйузор на фольге. Уточняет способы выполнения узора, напоминает, что сначала нужно выполнить эскиз на бумаге, а потом выдавить копию на фольге.)

Воспитательположительно оцениваетвсе работы мастеров по металлу ребят подготовительной подгруппы привлекая внимания дошкольников старшей подгруппы.

ЛЕПКА «ВАРЕНИКИ»

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие замечательные работы получились у наших мастеров по металлу, но язнаю, что у вас тоже руки золотые без дела не останетесь! Давайте налепим вареников к обеду. Дети, а с чем на Кубаниделают вареники? Ответы детей: с картошкой, творогом, вишней.

Воспитатель: А, бывают вареники с сюрпризом, чтобы повеселиться. Предлагаю слепить вареники с сюрпризом из соленого теста.

(Воспитатель напоминает и показывает детям способы лепки вареников.)

Вылепленные вареники дети складывают в специальную посуду для высушивания. Воспитательположительно оцениваетработы всех детей и спрашивает: Какие блюда кубанской кухни вы ещё знаете? (Ответы детей: борщ, пампушки с чесноком, пирожки с капустой, каша с тыквой, компот –

по-кубански - узвар.)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я приглашаю васобедать!

ОБЕД

2-Я ПРОГУЛКА ВИКТОРИНА «МОЙ КРАЙ»

(Участвуют 2 команды. Команда «Желто-зеленых» и команда «Сине-зелено-розовых»

Можно родителей пригласить в качестве болельщиков)

Воспитатель: А сейчас вас - жителей нашего чудесного края Кубани прошу занять свои места и приготовиться отвечать на вопросы, что же наши дети знают о Краснодарском крае.

1.Какие реки Краснодарского края вы знаете? (Ответы детей)

2.Дети, назовите города и станицы нашего края.

(Ответы детей)

3.Какие моря омывают границы Кубани? (Ответы детей)

А теперь отправимся с вами в лес. А зачем люди ходят в лес? (ответы детей)

Правильно молодцы!

Воспитатель по очереди спрашивает у команд названия деревьев. За правильный ответ команде выдаётся фант. В этом конкурсе выигрывает та из команд, которая назовет больше деревьев? Следующие задания обыгрываются по подобию этого.

4. Игра «Чудесный мешочек» угадать «С какой ветки детка»

5.Назовите птиц живущих на Кубани (ответы детей)

6.А какие птицы живут у воды? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас давайте немного подвигаемся и поиграем в кубанскую игру «Карусель»

«КАРУСЕЛЬ»

Цель: учить двигаться по кругу друг за другом, меняя направление движения по сигналу; продолжать воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе, желание действовать сообща.

Описание. Все играющие стоят по кругу. Воспитатель или водящий в центре с кольцом (центр «Карусели»), к которому прикреплены по одному концу от разноцветных лент.За второй конец от разноцветных лент берутсяиграющие дети. Дети держат ленты, правой рукой и двигаются под музыку по кругу в одном направлении. По сигналу «КАРУСЕЛЬ» меняет направление движения, играющие должны быстро взять ленту левой рукой и повернуться кругом .

Воспитатель: Ребята - лес, что же это такое?

Это дом животных и птиц, там они живут и питаются. И если мы приходим в лес то как мы себя должны вести там?

Лес - полон сказок и чудес вот и послушайте загадки лесные!

Сначала одна команда отгадывает, потом другая

1. Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками (еж)

2.Кто позабыв тревоги

Спит в своей берлоге?(медведь)

3.Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко (лось)

4.В лесу живет, желуди жует (кабан)

5.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы (заяц)

6. В дупле живет, орешки грызет (белка)

7. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)

8. Кто на своей голове рога носит (олень)

9. Рыбу ловит и ныряет, жить на берегу желает (ондатра)

10. Кто зимой холодной, ходит злой голодный (волк)

(Подсчитываются фанты, заработанные командами, подводится итог викторины)

Воспитатель: Ребята вот и подошла кконцу наша викторина. А победила у нас сегодня ДРУЖБА. Вы все отвечали на вопросы и продемонстрировали свои знания о природе нашего края, что говорит нам о том, что вы любитенаш Краснодарскийкрай, Тихорецкий район и станицу Юго-Северную. Участникам викторины вручаются памятные призы (тематические раскраски оптицах, рыбах, животных, растениях и т.п.)

Зал оформлен рушниками в кубанском стиле, два плетня. Звучит весёлая Кубанская музыка (грамзапись), дети заходят, передавая в движении игровой сюжет. Ведущая:
Посмотрите вокруг: зачарует краса, Нет края прекрасного нашего! Золотится хлеба, зеленеют леса, Даль морская лазурью окрашена. А какие сады на Кубани у нас! А какие девчата – красавицы! Кубань- это житница нашей страны.
Вы посмотрите как веселятся наши кубанские ребята, увидите, что они знают о родном крае! Издавна у нас на Кубани после трудового дня с наступлением вечера собирались хлопцы и девчата у плетня, чтобы отдохнуть. По Кубанскому обычаю, как водится вечера без игр, танцев не обходится. Прежде чем начать игру. Напоминаем старинное казачье поверье.
Мальчик: На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет. Игра «Передай подкову. Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в
круг и танцует. Ведущая: - Ребята, понравилось вам играть? Дети: Да. Ведущая: -Кубань очень богата красивой природой, животным миром, плодородными землями. А знаете ли вы, какие овощи и фрукты растут на Кубани? (Дети отвечают). Ведущая: -Знаете? Тогда вам будет легко разгадать загадки, которые для вас приготовила. Слушайте внимательно! (После каждой отгадки ведущая достаёт овощи муляжи и показывает ребятам).
Сидит красная девица в темнице, Прежде чем мы его мы съели, А коса на улице.(Морковь) Все наплакаться успели. (Лук)
И зелен, и густ, Над землёй трава На грядке вырос куст. Под землёй алая голова.(Свекла) Подкопай его немножко: Под кустом лежит...(Картошка)
Маленький горький, Луку брат.(Чеснок) Ведущая: -Молодцы ребята! Все загадки разгадали. Посмотрите, пожалуйста, и скажите какое жидкое горячее блюдо, хозяйки на Кубани могут приготовить из этих овощей? Дети: Борщ. Ведущая: И сейчас мы посмотрим, какие наши девочки хозяюшки? Я приглашаю сюда две команды девочек. Проходит игра «Кубанский борщ». (Участвуют две команды. На два стола ставят по одной чугунке или кастрюле. Рядом кладут наборы овощей и фруктов(муляжи). По сигналу девочки за время музыкальной композиции, должны подбежать к столу и положить в кастрюлю те овощи, из которых готовят борщ). Ведущая: -Молодцы девчонки! Вы - настоящие хозяюшки! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Ведущая: А теперь, я хочу спросить у мальчиков, знаете ли вы, кто был верным помощником казака? На ком выезжали казаки в караул и на сражения? (Ответы детей). –Правильно: это конь, лошадь! Ведущая: -И следующий наш конкурс будет называется «Джигитовка». –Джигитовка, ребята, - это умение управлять лошадью и на скаку, мастерски владеть саблей или шашкой. –Это старая казачья игра, приглашаю принять в ней участие две команды мальчишек. Проводится игра «Джигитовка». (Команды выстраиваются в две шеренги у стартовой черты. Первому игроку даётся палка с головой лошади. Напротив, на расстоянии 4-5м ставятся ориентиры. По команде ведущего нужно «сесть на коня», проскакать до ориентира, вернуться обратно и передать эстафету). Ведущая: - Какие вы молодцы – настоящие казачата! Не зря говорили в старину: «Казак без коня, что солдат без ружья». Ведущая: - Ребята, наши предки казаки любили красиво одеваться, были не только отличными наездниками и воинами, они были ещё и очень весёлыми, любили петь и плясать. Ведущая: - А вы любите петь и плясать? (Ответы детей). - Отлично! Тогда я приглашаю вас на казачий перепляс! (Девочкам раздаются платочки «Плясовая). Ведущая: – Ай да молодцы, славные казачата! Ведущая: Вот и закрываются наши посиделки. Приглашаем всех гостей выпить чай из самовара с сушками, ватрушками, да пирогами вкусными.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Воспитатель:
Чефранова О.Н.

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой и традициями родного края, с
историей казачества; воспитывать любовь к малой Родине.
Кропоткин, 2017г.
Предварительная работа: слушание казачьих песен, частушек, заучивание стихов;
просмотр презентации «Одежда и музыка кубанских казаков», рассматривание
предметов быта народов Кубани.
Звучит Гимн Кубанских казаков «Ты Кубань, ты наша Родина» ­ 1 куплет.
Ведущий:
Даль степей сквозная, гор размах орлиный –
Сторона родная. Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Цветами щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен – край наш Краснодарский!
Ребята, мы сегодня отмечаем 80­летие любимого края, родного уголка нашей
великой Родины. И, конечно же, как водится, праздник без гостей не обходится.
Встречайте наших гостей.
Звучит фонограмма музыки «Казачья полька», на конях выезжают двое казачат под
руку с казачкой, объезжают круг, встают в центре, за ними выходит группа детей ­
«гости» (Катя, Ксюша Пан., Ксюша Пох., Саша, Богдан, Милана ­ на девочках венки
и платки).
ПЕСНЯ «Слава Кубани»
Славься хорошие гости,
В доме на крепком помосте,
Гости родимой Кубани
Щедры всегда пирогами!
Славься хозяин хороший!
В доме на крепком помосте.
Хлеб твой и соль величаем.
Долгие лета желаем.
Слава Кубани, Слава Кубани, Слава!

Казачата вместе:
Здравствуйте, хозяева дорогие!
И постарше, и молодые!
Поздравляем всех с Днем рождения Краснодарского края!
1 казачёк (Лёша):
О казачестве всегда
Слава по Руси плыла.
На Дону и на Кубани
Казаков поныне славят!
2 казачёк (Максим П.):
А когда мы подрастем,
Не покинем край родной!
Будем строить, хлеб растить,
Чтоб достойной сменой быть.
Казачка (Вика):
Ты цвети, моя Кубань,
Становись все краше!
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!
1. Ребенок (Саша):
Звени, ты песня звонкая,
Звени, не умолкай!
Про наше детство светлое,
Про наш кубанский край!
Песня «Эх, казачата!»
I. Приуныли казаки, пыльная дорога
Не ведёт их в дальний путь, не звенят клинки.
Позабыты дни былые, будни боевые.
Ратный дух угас и вот заснули казаки.
Припев
Эх, казачата, ребята удалые,
Подхватите песню дедов и отцов.
Путь они припомнят годы боевые –
Будут новые ряды славных казаков!
II. И пускай пока немного велика папаха,

Но в седле казачьем старом я уже держусь.
Подрастают казачата, песня раздаётся.
Скажет атаман довольно: «Сменой я горжусь!»
Припев.
III. И опять казачья песня над рекою льётся.
Закурился дым над люлькой, вспыхнули костры.
Вам лихие казачата песня достаётся.
Вместе с шашкой передали вам её отцы.
Припев – 2 раза.
Ведущий:
Ай, да казачата, славные ребята!
Молодцы и девицы все прямо на подбор!
Хороша повадка, хороша посадка. А играть вы любите?
Вот мы сейчас и проверим вашу ловкость. На Кубани всегда очень любили играть в
народные игры. Быстро за руки берись, в круг веселый становись!
Дети /хлопают в ладоши со словами/: Раз­два! Раз­два! Начинается игра!
1. ИГРА «СОБЕРИ ПЛАТОЧКИ».
2. ИГРА
Девочки с платочками в правой руке становятся в круг. Под песню «Скакал
казак» два мальчика выезжают на конях с разных сторон, объезжают круг. Когда
музыка останавливается, мальчикам нужно быстро собрать платочки у девочек.
Казачки садятся «на коня» за тем мальчиком, который забрал их платочек,
вместе катаются по залу. Игра повторяется 3 раза.

Дети образуют круг. Один казачок встает в середину круга с платком на сабле,
два других за кругом – они соревнуются между собой. Казачата должны
обскакать круг в разные стороны и снять платок с сабли. Побеждает тот, кто
первым коснулся платка. Затем передают «коней»
другим игрокам. Игра проводится 2­3 раза.
«ДОСТАНЬ ПЛАТОК»

.
2. Ребенок (Арсений В.):
Ты был на Кубани?
А ты побывай!
Отличные люди,
Прославленный край!
Веселые песни летят в поднебесье,
Открытая высь, глубина.

Все дети:
И нету красивее края в России,
Чем наша родная Кубань!
Ведущий:
Хороши кубанские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Все дети: Край казачий – родина моя!
Ведущий:
По кубанскому обычаю, как водится, вечера без игр не обходятся.
Будем мы сейчас играть – и казачку наряжать.
3. ИГРА: «НАРЯДИ КАЗАЧКУ».
Выходят 2 казака и 2 казачки. На середине зала стоит стол, на нем лежат по 2 пары:
бусы, венок, платок. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая
препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку.
Ведущий:
Нет красивей родины на свете!
Люди здесь прекрасные живут.
И об этом вам расскажут дети –
Поиграют, спляшут и споют!
ПРОВОДИТСЯ ИГРА " ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН"
Дети стоят в кругу, передают бубен со словами:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот отгадку скажет нам.
1. Как называется край, в котором мы живём? / Краснодарский край /
2. Назовите главный город Краснодарского края. / Краснодар /
3.Назовите главную реку нашего края. / Кубань /
4. Как называется город, в котором мы живём? / Кропоткин /

4. ИГРА – ЭСТАФЕТА
Дети делятся на 2 команды. У каждой ­ «конь», папаха, сабля. Впереди каждой
команды стоит девочка с саблей, на которой надета папаха. Игрок команды должен
«УДАЛЫЕ КАЗАКИ»

Гриневич Татьяна Александровна

МБДОУ №1

Зал украшен колосками, подсолнухами. У центральной стены стоит плетень, на котором развешаны крынки. Сбоку стоит лавочка для посиделок. Занавес украшен прикрепленными березками, вверху – багряное солнце. Гости в зале сидят за сервированными к чаепитию столиками. Столы сервированы в традиционном русском стиле: бублики, баранки, пироги, красивая расписная посуда, вышитые салфетки.

Ведущая (в русском сарафане обращается к родителям). Еще в средней группе, с раннего возраста, мы начинаем воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному языку. Помогают нам в этом все сотрудники детского сада. В свою работу мы включаем потешки, небылицы, сказки, загадки, прибаутки, пословицы и поговорки, народные игры, распевки, песни, кубанские сказки. Детям очень нравится обыгрывать народных героев: веселых и сварливых, задорных и игривых. Мы сейчас представим вашему вниманию небольшой концерт – результат нашего обучения и совместного творчества с педагогами и детьми и даже предоставим вам возможность поучаствовать.

Под веселую музыку выбегают скоморохи Фома и Ерема.

Мы пришли к вам оба!

Фома да Ерема!

Низко поклонились –

Колпаки свалились!

Фома. Колпак одеваем –

Ерема. Снова начинаем!

Вместе. Здравствуйте, честной народ!

Мы пришли к вам оба!

Фома да Ерема!

Фома. Людей посмотреть.

Ерема. Себя показать!

Вместе. Да небылицы вам рассказать!

Ерема. Стучит, бренчит по улице

(поет) Фома едет на курице!

А лошадь на тележке

Щелкает орешки!

Фома. Шутку любишь над Фомой,

Так люби и над собой!

Ерему поднимали –

Животы надорвали!

Вместе. А теперь сядем рядком,

Да поговорим ладком!

Садятся на скамейку у центральной стены, достают балалайки.

Фома. Я буду играть!

Ерема. Нет! Я буду играть! Эх, Фома!

Фома. Эх, Ерема!

Вместе. Сидел бы ты дома!

Фома. Ерема играет!

Ерема. Фома подпевает!

Выходят дети в русских костюмах, с ложками и трещотками – исполняют небылицы.

Фома. Про Алешку говорят,

Башмаки на нем горят.

Целый день за ним хожу

За ботинками слежу.

Но ботинки целые,

Вовсе не горелые.

Отчего же говорят:

«Башмаки на нем горят».

Ведущая. Ну-ка, гости, не сидите, разобраться помогите!

Игра с родителями «Назови одним словом» (Фразеологизмы).

Для игры берутся карточки из игры «Не тяни кота за хвост».

Ведущая. Интересно в старину говаривали, да так, что и нам запомнилось!

Скоморошки выходите.

Пословицы с гостями соберите!

Игра с кубиками «Собери пословицу».

Скоморохи выкатывают большие кубики, на которых изображены картинки к пословицам: на одном кубике – начало, на другом – конец. Родителям предлагают вместе с детьми собрать пословицы. По окончании игры дети озвучивают пословицы самостоятельно.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Хорошо медведя в окно дразнить.

Кто пораньше встает, тот грибки соберет,

А сонливым, да ленивым, достается лишь крапива!

Красна птица перьем, а человек – ученьем.

Семеро одного не ждут.

Ведущая. Спасибо вам гости! Молодцы ребята!

Ерема. Ух! Ух! Ух! Ух!

Попляши Фома за двух!

Танец с ложками.

Исполняют мальчики в казачьих шапках.

Ведущая. А еще в старину, собирались на лугу.

Потешками говорили,

Прибаутками срамили.

Но никто не обижался:

Друг над другом потешался.

Инсценировка сценки «Старушки – веселушки».

Ведущая. Так проходили на Кубани дни – денешеньки. А когда солнце клонилось к закату, собирались казаки на лугу, поджидали своих подружек, да водили с ними хороводы у костра.

Танец у костра «Выйду на улицу, гляну на село».

Свет в зале гаснет, горят только лучины – свечи. Ведущая под тихую музыку читает отрывок из стихотворения кубанского поэта В. Нестеренко. Дети стоят полукругом у центральной стены.

Конспект развлечения по физической культуре

в старшей группе

«Нет милее края, чем Кубань родная»

Цель : Формировать нравственно-патриотические чувства и интерес к историческому прошлому родного края.

Задачи:

Образовательные: расширять кругозор детей

Развивающие: Закрепить навыки игры в кубанские казачьи подвижные игры. Развивать быстроту, ловкость, умение действовать по сигналу воспитателя;

Воспитательные: Воспитывать любовь к Малой Родине, доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива. Воспитывать выдержку и интерес к кубанским казачьим играм.

Интеграция областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие; речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Предварительная работа:

1.Беседа на тему: «Почему Краснодарский край называют Кубанью»;

2.Разучивание считалок;

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Жизнь кубанских казаков»,

4. Разучивание новых кубанских игр и слов к ним.

Обогащение и активизация словаря : курень, плетень, подкова, кут, папаха, шашка.

Ведущая : У Кубани – Матушки реки, собрались кубанские казаки…

Дети, мы собрались сегодня в этом зале, чтобы побольше узнать об истории нашего Краснодарского края, нашей Кубани. Наш край славится теплым, благодатным климатом, плодородными землями, трудолюбивыми людьми, добрыми традициями и обычаями. Традиции эти идут с момента заселения Кубани казаками. Казаки не только несли ратную службу по защите наших южных границ. Свободное время они с удовольствием посвящали играм, забавам.

Стихи о Кубани.

1 ребёнок

Ты цвети, моя Кубань,

Становись все краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше.

2 ребёнок

Мы растем стране на славу

Под кубанским небом.

Будем славить край кубанский

Богатырским хлебом!

3 ребёнок

Лучше нет Кубани нашей,

Нет богаче края

Ты всегда любимой будешь,

Сторона родная!

4 ребёнок

Ты красив и весел,

Щедр ты по – кубански,

Край хлебов и песен,

Край наш Краснодарский

Песня «У Кубани матушки-реки»

Ведущая: Дети, а вы знаете почему наш Краснодарский край называют Кубанью? (ответы детей). Правильно, потому что по территории нашего края протекает красавица-Кубань, в исторической литературе Кубанью принято называть территорию, расположенную в бассейне реки Кубань и омываемую водами Чёрного и Азовского морей. Давайте, все вместе отправимся на прогулку, в лодке, по реке Кубань.

Разминка «На лодке по реке Кубань».

Ведущая: Казаки не только несли ратную службу по защите наших границ, но и с удовольствием посвящали свободное время играм, забавам и учили играть своих детей. Игры они придумывали сами, в них отражалась жизнь казаков, их занятия и дела. Раньше чтобы выявить водящего «канались» (делились) на палке. По очереди брались за палку, и чья рука была выше всех, тот становился водящим. И мы с вами сейчас будем играть в игры наших дедов и прадедов. Давайте канаться, чья рука окажется сверху, тому и игру начинать. Кананье.

Игра «КРИВОЙ ПЕТУХ»

Дети стоят по кругу. Один в центре (водящий с завязанными и закрытыми глазами)

Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: - Кто там?

Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз.

Идёт из центра с вытянутыми руками

Кого поймал, должен угадать.

Если угадал, пойманный становится водящим.

Ведущий: Чтобы отправится на лошади в поле, или по другим делам, нужно лошадь подковать, для этого нужна подкова. На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет».

Игра «ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ»

Звучит музыка, дети стоят в кругу и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот, у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.

Ведущий:

Два коня гулять ходили

Там до утренней зари,

Из Кубани воду пили

И топтали ковыли.

После долгой дороги коня нужно хорошенько напоить.

Ведущая: Как мы с вами говорили ранее, каждый казак был готов в любое время стать на защиту своей Родины, своей семьи и своего дома И мы с вами сейчас побудем в роли защитников своего дома – своего куреня.

Игра «ЗАЩИТИ КУРЕНЬ»

Подгруппа детей (8-10) стоят вокруг импровизированного куреня на расстоянии 1,5-2м. водящий в центре куреня, у него шашка. У каждого ребенка кольцо из полых резиновых трубок (или от кольцеброса). По команде воспитателя «В курень попади!» дети быстро поочередно бросают кольца, стараясь попасть в курень.

Ведущий: У хозяина с хозяйкой огород большой. Растёт в огороде и морковка, и свеколка, и репка жёлтенькая, да вот беда сорняки одолели. Давайте, дети поможем хозяину с хозяйкой с сорняками- бурьянами справиться.

Игра «Демьян, Демьян»

Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором:

Демьян, Демьян

Вырывай бурьян.

Чтоб росла морковка -

Большая, как мутовка,

Чтоб росла репка

Сладкая и крепкая.

Чтоб вырос бобок

С большой горшок

На первое слово, наклонившись, обеими руками вырывают воображаемый сорняк, на второе отбрасывают его в правую сторону от себя. На первое ударение на каждой строке правой рукой берут из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и водят хоровод.

Ведущая:

Где-то трубы заиграли

Среди шелеста полей.

Казаченьки оседлали

Вороных своих коней.

Эх, косматая папаха!

Чуб кудрявый, конь лихой

Шашка свистнула с размаха,

Возносясь над головой.

Игра «СБЕЙ ПАПАХУ»

Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом, с окончанием музыки должны быстро сбить папаху с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается. Тогда он приглашает любую девочку из круга на танец и они пляшут. Затем игра повторяется.

Ведущая: Дети, курень казака был ограждён плетёным из веток забором. Этот забор называется –плетень.

Игра «ПЛЕТЕНЬ»

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

Ведущая: Возвращаясь в родной курень, после долгой дороги, казак первым делом кормил и поил коня. Давайте и мы напоим коня!

Игра «НАПОИ КОНЯ»

Дети делятся на 2 команды, становятся за линию на расстоянии 2-3 м от лошадей. Воспитатель дает впереди стоящим, в руки по ведру. По сигналу(свистку) дети выбегают, подносят ведро к морде лошади и возвращаются в команду, передают ведро следующему игроку, становятся в конец строя. Побеждает команда, игроки которой быстрее напоят коня.

Ведущая : Ребята вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Я надеюсь, что вам понравилось наше занятие. Ведь сегодня мы играли в игры и забавы, в которые играли такие же мальчишки и девчонки только сто-двести лет назад. Мы должны хранить наши традиции и, наверное, через несколько лет, когда у вас будут свои семьи, вы научите играть в эти игры своих детей.

Мы на Кубани родились,

Где колос солнцем наливается.

Казачья песня льется ввысь,

Любовью сердце наполняется.

Кубань, Кубань, привольный край.

И конь несется, словно птица,

А на пригорке за рекой,

Поет, гуляет кубанская станица.

Список литературы:

  1. Муллаева Н.Б. Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – СПб., 2006.