Кодексы РФ

Порядок создания совместного предприятия. Учредительные документы совместного предприятия

Совместное предприятие (СП) - это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юриди­ческих и физических лиц, объединивших усилия с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса. Учреждение совместной фирмы основано на договоре, определяющем права и обязанности партнеров по отношению друг к другу и перед третьими лицами. СП также могут создаваться только национальными компаниями, а также только ино­странными.

Международным совместным предприятием является фирма, нахо­дящаяся в совместной собственности двух или более владельцев (юри­дических и физических лиц) из разных стран. Именно такие предпри­ятия были распространены в России в начале 1990-х гг. Тогда встре­чались и терминологические ошибки, т.к. нередко считалось, что СП - это организационно-правовая форма ведения бизнеса. А ведь совместное предпринимательство - только отражение сути операций международного бизнеса, в то время как организационно-правовая форма может быть любой (общество с ограниченной ответственно­стью, акционерное общество и т. п.).

Важный признак СП - совместная собственность партнеров на ко­нечный продукт. По этому признаку отличают совместное предприя­тие от организационного оформления других операций международ­ного бизнеса. Этот признак определяет порядок расчетов между парт­нерами.

СП - единственно возможная форма совместной собственности на средства производства; такие предприятия по сути ориентированы на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному сотрудничеству. Любые другие опе­рации в сфере международного бизнеса (импортно-экспортные кон­тракты, кооперационные соглашения, аренда оборудования за рубе­жом, торговля лицензиями, франчайзинг) ориентированы на опреде­ленные сроки действия, порой сравнительно короткие. Создание СП связано с решением многих проблем, связанных со стандартизацией и сертификацией производства, материально-техническим обеспечени­ем, преодолением существующих во многих странах экспортных огра­ничений.

Важными побудительными мотивами создания СП служат трудно­сти самостоятельного вхождения компаний на внешние рынки, недо­статочное знание зарубежной хозяйственной среды и необходимость объединить усилия партнеров в условиях растущей экономической неопределенности. Иностранные компании, привлекая при учрежде­нии нового предприятия на территории другой страны местный капи­тал и стремясь установить хорошие отношения с местными властями, подыгрывают национальным чувствам и снижают остроту критики в свой адрес. Это помогает им уменьшить опасность национализации или экспроприации, а также получить возможность контроля над про­дажами на местном рынке. При создании СП риск иностранного инве­стора значительно ниже, чем при покупке зарубежной фирмы или со­здании филиала (представительства).

Перечисленные выше факторы очень важны, но главное основание совместного владения собственностью за границей кроется все-таки в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т. е. взаимо­дополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, находящихся в разных странах. Совокупный результат в данном слу­чае намного превышает сумму результатов отдельных действий пред­приятий.

В ряде случаев компании объединяют ресурсы для борьбы с более крупными и мощными конкурентами. Порой для сокращения из­держек, неизбежных при открытии новых предприятий, группы ино­странных инвесторов создают совместные компании в третьих стра­нах. Например, Ford (США) и Volkswagen (Германия) создали в Бразилии совместное предприятие Autolatina по сборке автомобилей.

Создание СП нередко связано с длительными поисками подходя­щего партнера, сложными расчетами эффективности проекта, согла­сованием выработанных совместно с иностранным партнером вариан­тов решений и технической политики.

Цели совместного предпринимательства могут быть различны. Ос­новными из них являются:

♦ получение современных зарубежных технологий, преодоление ба­рьеров протекционизма в международной передаче технологий;

♦ повышение конкурентоспособности продукции и расширение ее экспорта, а также выход на внешний рынок за счет изучения спе­цифических потребностей зарубежных рынков, проведения ком­плекса мероприятий по маркетингу, организации производства продукции в соответствии с характерными для мирового рынка параметрами качества или в соответствии с нормами, принятыми в странах, где планируется осуществлять ее сбыт, а также выход на рынки стран, применяющих жесткий торговый протекционизм и ограничения на иностранные инвестиции без участия ме­стных предприятий и фирм;

♦ привлечение дополнительных финансовых и материальных ре­сурсов, возможность использовать ресурсы одного из учредите­лей СП по сравнительно низким ценам;

♦ снижение издержек благодаря использованию трансфертного (внутрифирменного) ценообразования, экономия издержек сбыта;

♦ улучшение материально-технического обеспечения за счет полу­чения от зарубежного партнера дефицитных материальных ре­сурсов, полуфабрикатов, комплектующих.

СП различаются по видам в зависимости от того, где, с кем, с какой долей участия партнеров, с какой целью они создаются и как управля­ются. Соответственно можно выделить пять основных признаков, ха­рактеризующих СП.

1. Местонахождение СП и его учредителей. СП создаются компа­ниями как одной страны (национальным капиталом), так разных стран. По признаку принадлежности учредителей СП к различ­ным странам можно выделить следующие комбинации: промышленно развитые страны - промышленно развитые страны, промышленно развитые страны - развивающиеся страны, развива­ющиеся страны - развивающиеся страны.

2. Форма собственности СП. Можно выделить СП с участием лишь частного капитала, с участием частных фирм и государственных предприятий или организаций, а также с участием национальных и международных организаций.

3. Доля участия партнеров в капитале СП. СП могут создаваться на паритетных началах (равная доля участия партнеров в капитале предприятия), с преобладающим участием иностранного капита­ла и с меньшей долей участия иностранного партнера. До недав­него времени налоговые льготы СП предоставлялись\ в зависи­мости от доли иностранного капитала в уставном фонде СП.

4. Вид деятельности. В зависимости от целевых установок партне­ров можно говорить об СП научно-исследовательского характе­ра, СП производственного характера, закупочных СП, сбытовых СП, комплексных СП.

5. Характер участия партнеров в управлении СП. В одних случаях партнеры активно участвуют в управлении, сообща формируют рыночную стратегию и решают технические вопросы. В других СП роль партнеров (за исключением чаще всего представителей

принимающей страны) сводится к пассивному участию в финан­сировании капитальных вложений, приобретению крупных па­кетов акций, но без какого-либо участия в оперативном управ­лении.

Совместное предпринимательство, получившее широкое распро­странение в сфере международного бизнеса, обладает важными пре­имуществами:

♦ ориентация на долгосрочное сотрудничество сторон в определен­ных сферах хозяйственной деятельности;

♦ объединение собственности партнеров (денежных средств, зда­ний и сооружений, машин и оборудования, прав интеллектуаль­ной собственности и т. п.) для достижения общей цели; совмест­ное формирование уставного капитала;

♦ возможность комплексного использования усилий партнеров по взаимодействию в предпроизводственной, производственной и сбытовой сферах, объединение взаимодополняющих элементов производительных сил, принадлежащих партнерам, а также до­стижение синергетического эффекта;

♦ невысокая потребность в наличных деньгах при осуществлении капиталовложений - зачастую более существенным вкладом в уставный капитал СП являются лицензии на технологии и т. п.;

♦ участие в прибылях СП, полученных благодаря использованию новых технологий, производству продукции, работ, услуг (рас­пределение прибыли СП между учредителями, как правило, про­порциональны их вкладу в уставный капитал);

♦ снижение затрат на производство продукции, поступающей от СП иностранной фирме-партнеру по кооперационным связям;

♦ формирование органов управления СП (Совета директоров, прав­ления), независимых от органов управления предприятий-учре­дителей СП;

♦ относительная экономия на административных, управленческих и сбытовых расходах по сравнению с соответствующими расхо­дами при открытии за рубежом предприятий, полностью принад­лежащих иностранным инвесторам, а также представительств и филиалов иностранных юридических лиц;

♦ восполнение недостающих производственных мощностей за счет предприятий партнера;

♦ совместное бремя риска и совместная ограниченная ответствен­ность партнеров.

Для совместного предпринимательства также характерны опреде­ленные недостатки. Самые сложные проблемы - это проблемы взаи­моотношений партнеров. Как показывает практика, они появляются в большинстве как вновь создаваемых, так и давно функционирующих СП. Непосредственное руководство хозяйственной деятельностью, решение проблем стратегии и тактики могут осуществляться только с учетом мнений всех партнеров. Нередко необходимы длительные со­гласования при разработке совместной концепции. Конфликты меж­ду партнерами связаны, как правило, с распределением прибыли, не­одинаковой активностью партнеров, стремлением одного из партнеров к более активному участию в управлении предприятием.

За рубежом СП создаются на паях двумя или несколькими нацио­нальными фирмами (хотя среди них могут быть и иностранные) обыч­но на короткий срок для производства какой-либо продукции. Для этих компаний характерен узкий ассортимент продукции, короткий срок существования, а иностранное участие не обязательно.

Структура экономики, т. е. количественное и качественное соотно­шение предприятий и организаций разного типа и назначения, очень важно для ее эффективного функционирования и развития. Под вли­янием изменений в мировой практике появляются новые формы ин­теграции организаций, что повышает их конкурентоспособность. Фор­мирование и усиление корпоративных структур - одна из важнейших тенденций развития экономики. Продолжают свое развитие финансо­во-промышленные группы и предпринимательские союзы.

Общей стратегической линии. Необходимо, чтобы выработали общее направление, в котором будут двигаться вместе. Также необходимо выделить общую цель, к которой они будут стремиться как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде времени.

Создайте рабочие группы проекта. Эти рабочие группы должны будут нести ответственность за планирование и осуществление совместной деятельности. Они будут отвечать за разделение полномочий, контроль и за деятельностью совместного предприятия. Необходим равновесный состав от каждой участвующей компании, иначе велика вероятность несогласованных действий.

Чтобы избежать несогласованных действий, необходимо обеспечить полную прозрачность действий, которые совершаются в рамках реализации проекта. Введите форму , которая должна быть использована каждым сотрудником и ознакомления с ними для руководителя. В этом случае участники будут четко понимать, что именно делается в данный момент и в какой находится прогресс.

Обязательно разработайте стратегии выхода из совместного предприятия. Конечно, это нежелательный вариант, но если начинает приносить , чем раньше партнеры расторгнут соглашение, тем лучше, иначе они оба будут нести убытки и дальше.

Видео по теме

Совет 2: Что такое совместное предприятие с точки зрения инвестиций

Совместное предприятие (СП) – это объединение нескольких сторон с целью реализации общего проекта. Оно основано на вложении в него равных инвестиций, с точки зрения которых можно рассмотреть сущность и экономические основы СП.

Сущность СП

Совместным предприятием считается объединение нескольких сторон с целью реализации проекта. Оно основано на вложении равных инвестиций. Совместное предприятие является специфическим видом собственности, который возникает в ходе развития экономического международного сотрудничества. Благодаря тому, что все стороны осуществляют равные вложения, производимые услуги и товары находятся в общей собственности иностранного и отечественного партнеров. Реализация продукции происходит как за рубежом, так и в стране базирования СП.

По сути, совместное предприятие можно охарактеризовать как объединение инвестиций, которые принадлежат нескольким юридическим или физическим лицам. При этом должно быть соблюдено важно условие – одна из сторон должна быть иностранной.
Цели совместного предпринимательства полностью основаны на инвестициях. Так, вложения иностранной стороны гарантируют, что будут получены современные зарубежные технологии, что позволит повысить конкурентоспособность продукта и расширить его экспорт. Кроме того, за счет получения материальных ресурсов, комплектующих узлов и других резервов от зарубежного партнера, появляется возможность улучшить материально-техническое обеспечение продукции.

Экономические основы СП

Так как совместное предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, у него есть уставный фонд, образующийся за счет как первоначальных, так и дополнительных взносов, которые делают участники данного вида предпринимательства. Вклад осуществляется не только в виде денежных средств, но и в форме сооружений, знаний, оборудования и других материальных ценностей.

Обычно инвестиции зарубежного участника предстают в виде лицензий, оборудования и так далее, а оценивается и в российской, и в иностранной валюте. Вклад российского участника осуществляется в форме природных ресурсов, сооружений и земли и оценивается так же, как и вклад иностранного партнера.

У совместных предприятий есть самостоятельный баланс. Их функционирование происходит на фоне самоокупаемости, самофинансирования и коммерческого расчета. Программы производственной деятельности разрабатываются и осуществляются участниками СП, государство не несет никакой ответственности за результаты деятельности. Несмотря на это, имущество охраняется законодательством и подлежит обязательному страхованию. Кроме того, имущество не может быть отчуждено за плату в принудительном порядке или временно изъято государством. Все это возможно благодаря системе инвестирования.

Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями регулируется "Методическими рекомендациями налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций" от 28.03.2003г. №БГ-3-23/150 в соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ (I часть), а также в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Вышеуказанные методические рекомендации не являются нормативным правовым актом и изданы в целях обеспечения единообразного применения налоговыми органами положений главы 25 Кодекса и международных договоров об избежание двойного налогообложения, а также осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. В связи с введением в действие с 1 января 2002 г. главы 25 Кодекса инструкция Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".

Налог на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство. В соответствии со статьей 246 Кодекса иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, являются плательщиками налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) в той ее части, которая относится к постоянному представительству. Прибыль иностранной организации определяется как доходы, полученные через постоянное представительство, уменьшенные на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

В области налогообложения для коммерческих организаций с ино­странными инвестициями (КОИИ) и других форм прямых инвестиций в РФ установлен национальный режим, означающий, что они уплачивают налоги, установленные действующим на территории РФ законодатель­ством для национальных предприятий. Кроме того, на совместные пред­приятия с иностранным капиталом распространяется общий правовой режим льготного налогообложения, как и для российских предприятий.

Основополагающими понятиями налогообложения являются нало­говая база и налоговая ставка. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта нало­гообложения. Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики - коммер­ческие организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого на­логового периода на основе данных регистра бухгалтерского учета и (или) на основе других документально подтвержденных данных об объек­тах, подлежащих налогообложению.

Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность введения спе­циального налогового режима, который представляет собой особый по­рядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в соответствии с федеральными зако­нами. К специальным налоговым режимам относятся:

    упрощенная система налогообложения субъектов малого пред­принимательства;

    система налогообложения в особых экономических зонах;

    система налогообложения в закрытых административно-террито­риальных образованиях;

    система налогообложения при выполнении договоров концессии;

    система налогообложения при заключении соглашений о разде­ле продукции.

Действующие в России налоговые льготы для предприятий, в том числе для КОИИ, принимают в основном следующие формы:

    двухлетние налоговые каникулы для отдельных типов капитало­вложений;

    льготный режим налогообложения, сходный по структуре с ре­жимом для российского малого бизнеса;

    инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором КОИИ мо­жет в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных на эту сумму процентов. Такой кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Его срок - от одного до пяти лет.

Определенные налоговые льготы иностранным инвесторам могут предоставлять региональные и местные власти.

В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у РФ существует действующее соглашение об избежание двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

По признанию специалистов, действующая в России налоговая си­стема пока слабо способствует стимулированию инвестиционной ак­тивности как российских, так и иностранных инвесторов, поскольку носит преимущественно репрессивный характер.

Хотя в России предпринимаются меры по предоставлению налого­вых льгот иностранным инвесторам, их эффект пока в целом незначителен, что, очевидно, требует системного подхода к созданию благо­приятного инвестиционного климата в стране на основе координации законодательной, налоговой, таможенной и др. направлений политики.

Список использованной литературы

1 Л.А. Зубченко. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. - М.: ООО «Книгодел», 2006.

2 В.М. Серов. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3 И.Т. Балабанов. Новые формы организации предприятий. – СПб, 1998.

4 С.В. Беляева, Д.С. Шихалиева. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. – М.: Успехи современного естествознания, 2010.

5 Материалы сайта http://www.consultant.ru/ .

Под созданием СП понимается совокупность взаимосвязанных стадий (этапов), включающая в себя:

  • · подготовку проекта СП (коммерческого предложения или технико-экономического обоснования СП - ТЭО СП), поиск заинтересованных иностранных партнеров и направление им соответствующего предложения;
  • · проведение переговоров с потенциальным иностранным инвестором и составление протокола намерений;
  • · подготовку, согласование и подписание учредительных документов СП;
  • · государственную регистрацию СП, открытие счетов и начало производственной деятельности Бородачев В.В., Ершова Е.В. Технология подготовки российских предприятий к совместному бизнесу с иностранными партнерами // Приволжский научный журнал. - 2007. - № 3. - С. 123..

Подготовка предложений об учреждении СП и поиск иностранного партнера.

Подготовка к созданию СП должна начаться с решения вопроса о его специализации. Определяя предмет деятельности будущего СП, его учредители должны провести маркетинговое исследование избранного рынка, поручив его специализированной фирме. Для этого можно обратиться в специализированные организации - Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ, Центр международной торговли и т.п.

После того, как будет выбран предмет уставной деятельности СП, рекомендуется приступить к поиску иностранного партнера-инвестора. Основная проблема, с которой сталкиваются здесь российские предприниматели - затруднения в получении необходимой коммерческой информации об иностранных фирмах, поскольку многие сведения представляют предпринимательскую тайну инофирм. Велик риск, получив недостаточно верную информацию, связаться с ненадежным партнером. Можно рекомендовать при выборе партнера и проработке ТЭО СП обращаться к независимым аудиторским фирмам, знающим положение ведущих фирм на планируемом рынке сбыте продукции СП, либо к банкам, которые могут провести экспертизу проектов СП и дать заключения о финансовой надежности тех или иных претендентов. Не последнее место занимают также собственная интуиция, знание рынка Вол С.В. Какие предприятия открывать в регионах? - Посчитаем! Методические вопросы обоснования рационального размещения совместных предприятий // Российское предпринимательство. - 2009. - № 5-2. - С. 146..

Источниками информации об иностранных фирмах - потенциальных партнерах являются такие данные:

Сведения, которые может представить сама фирма:

  • · удостоверенные копии учредительных документов;
  • · публикуемые фирмой проспекты и каталоги, рекламные материалы;
  • · балансы, финансовые отчеты Лисица В.Н. Указ. статья. - С. 68..

Конфиденциальная информация кредитных контор, полученная ими через свою агентуру.

Информация коммерческих банков. Это наиболее надежный, но и труднодоступный и дорогостоящий источник: наблюдая финансовое положение своих клиентов в течение длительного времени, банки могут прогнозировать тенденции развития фирмы, предвидя рост ее доходов или даже банкротство.

Отобрав возможные кандидатуры, можно приступать к рассылке стандартных писем с предложением сотрудничества, указав свои основные условия и запросы об условиях участия в проекте инофирмы (коммерческое предложение). Направляя коммерческие предложения, следует учитывать, что начало совместного предпринимательства в ряде случаев сопряжено с экспертизой проектов СП. Так, в некоторых случаях при создании ПИИ требуется получение заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведение экологической экспертизы. На основе положительного заключения экспертной комиссии компетентного органа выдается разрешение о возможности создания СП. Это разрешение целесообразно иметь до того, как будут разосланы предложения о сотрудничестве конкретным иностранным партнерам.

Составление протокола о намерениях.

Получив положительный ответ на коммерческое предложение, можно приступать к переговорам, итогом которых должна стать документальная (в протоколе о намерениях) фиксация обоюдного желания партнеров создать СП в избранной ими сфере деятельности; основных положений содержания ТЭО СП, учредительного договора и устава СП; согласования времени и места подписания учредительных документов, т.е. готовности СП к государственной регистрации.

Протокол о намерениях составляется в произвольной форме, в него по усмотрению партнеров включаются главные финансово-экономические параметры СП. В протоколе также надо четко закрепить предмет предполагаемой уставной деятельности СП, чтобы на стадии обсуждения учредительных документов не возникло недоразумений по данному вопросу Лисица В.Н. Указ. статья. - С. 68..

Нередко иностранный учредитель СП настаивает на том, чтобы итоги переговоров были зафиксированы не в протоколе о намерениях, а в предварительном договоре об учреждении предприятия с долевым участием иностранных инвестиций.

Предварительный договор имеет иную юридическую природу, чем протокол о намерениях, поскольку с момента заключения он создает для сторон, его подписавших, юридические обязанности и предоставляет им права. Поэтому если учредители СП заключат предварительный договор, они уже не смогут в одностороннем порядке уклониться от заключения учредительного договора СП.

Обговорив основное содержание ТЭО СП и учредительных документов, условившись, кто будет составлять их в окончательной редакции, где и когда состоится следующая встреча партнеров, документально закрепив это в протоколе. Можно переходить к следующей стадии.

Подготовка ТЭО СП. Подготовка ТЭО наряду с разработкой учредительных документов СП представляется необходимой, т.к. его целью является просчет экономической целесообразности будущего СП. ТЭО даст ответ на вопросы, жизненно важные для партнеров: что каждый будет иметь в результате объединения своих капиталов и усилий и что нужно для этого сделать. ТЭО СП - примерный финансовый расчет рентабельности СП, полномасштабное исследование трех важнейших вопросов:

  • · каков внешний и внутренний рынок предполагаемой к выпуску продукции (услуг), какова его наполняемость;
  • · каковы цены на планируемую продукцию и какова их тенденция;
  • · каковы издержки производства этой продукции (услуг).

ТЭО СП составляется в произвольной форме. Всякий раз его необходимо разрабатывать индивидуально, но главный вопрос ТЭО СП - целесообразность совместного предпринимательства с участием данных партнеров в конкретном регионе.

Иностранные инвесторы обычно хотят получить обоснования по вопросам:

  • · какова действующая на территории государства-реципиента система налогообложения и финансирования совместного предпринимательства;
  • · каковы перспективы использования местной рабочей силы;
  • · какова обеспеченность сырьевыми и энергоресурсами;
  • · наличие у местных партнеров свободно конвертируемой валюты Лисица В.Н. Указ. статья. - С. 68..

Подписание учредительных документов.

Обычно проекты ТЭО СП, договора о совместной хозяйственной деятельности и создании предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (учредительного договора) и устава СП составляет заинтересованная сторона. Согласовав указанные документы, можно приступить к их подписанию. Если в договоре прямо не сказано, с какой даты он начинает свое действие, он вступает в силу с момента его подписания либо с какой-то другой даты, о которой можно получить представление из содержания договора. Т.е. договор может вступить в действие до государственной регистрации СП. И если при регистрации СП выяснится необходимость включения поправок, изменений в текст договора, сторонам придется снова проводить переговоры, согласовывая эти поправки. Чтобы избежать подобного, до регистрации СП следует произвести парафирование договора (проставление инициалов сторон на каждой странице текста договора, что свяжет их обязательствами), а устав и договор подписать непосредственно перед регистрацией СП, когда устранены все замечания по их проектам.

Государственная регистрация СП.

Подписав или парафировав учредительные документы СП, учредители могут приступать к его государственной регистрации. В настоящее время порядок образования СП в РФ стал регистрационным, т.е. вопрос о создании СП решается только его учредителями, и никто не вправе запретить им организовать СП. Государство же только регистрирует этот новый субъект.

Для регистрации СП учредители представляют:

  • · письменное заявление с просьбой произвести регистрацию предприятия, с указанием названия предприятия, включающее организационно-правовую форму. Наименование российских и иностранных соучредителей. Обычно такое заявление пишется на бланке одного из учредителей и подписывается всеми либо одним учредителем. На каждую подпись ставится соответствующая печать;
  • · нотариально заверенные копии учредительных документов участников СП (юридических лиц) в двух экземплярах;
  • · положительные заключения соответствующих экспертиз. Чаще всего требуется экологическая экспертиза;
  • · для российских юридических лиц необходимы нотариально заверенные копии трех документов для каждого учредителя СП: свидетельство, подтверждающее существование юридического лица, т.е. свидетельство о регистрации; учредительный документ, устав; решение уполномоченного органа о создании СП и о передаче в его уставный фонд части собственности;
  • · для иностранных юридических лиц необходимо представить два документа: свидетельство о том, что юридическое лицо действительно существует, т.е. оно зарегистрировано за границей в соответствии с местными законами и в соответствующем местному законодательству органе, и документ о платежеспособности иностранного юридического лица, т.е. банковскую справку. Оба документа должны иметь заверенный перевод на русский язык и пройти процедуру консульской легализации документов. Процедура консульской легализации предусматривает обращение в консульства России для подтверждения страны происхождения представляемого документа, осуществления его перевода на русский язык и заверения подписью Генерального консула РФ или другого уполномоченного лица, а также гербовой печатью;
  • · для российских физических лиц необходимо указать их паспортные данные (приложить ксерокопию паспорта);
  • · для иностранных физических лиц необходимо представить их паспортные данные (приложить ксерокопию паспорта), разрешение на хозяйственную деятельность, если это требуется в соответствии с законодательством страны проживания, либо, если такое разрешение не требуется, - соответствующую справку из посольства в России (на русском языке).

Отказ в регистрации СП возможен только при нарушениях установленного порядка образования СП на территории РФ и несоответствии законодательству необходимых для регистрации документов. В остальных случаях отказ незаконен. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде по иску заинтересованного участника СП.


Основной целью создания СП (как и любого другого хозяйствующего субъекта) является получение максимальной прибыли и наибольшего эффекта от сотрудничества каждым из партнеров. Поэтому процесс образования данных предприятий требует четкого представления о каждом из его этапов с целью избежания целого ряда негативных моментов, которые могут быть связаны с отсутствием учета интересов сторон, недостаточностью проработки предложений, ошибками в предварительных расчетах и т.д.
Создание совместных предприятий осуществляется поэтапно (рис. 3.2).
Выбор вида деятельности. Выбор вида деятельности будущего предприятия предполагает проведение соответствующих маркетинговых исследований, сегментации рынка и т.д. на основе периодической печати, статистической и рекламной информации, фактических данных промышленных предприятий. При этом важно выбрать конкурентоспособный товар, учитывая его технологичность и возможное влияние выпуска предполагаемого количества на рыночную конъюнктуру и т.д.
Выбор иностранного партнера. Он основывается на общепризнанной в мировой практике системе:
  1. Определение перечня возможных партнеров, известных на мировом рынке.
  2. Направление отобранным кандидатам предложений о сотрудничестве с запросом об условиях их участия в будущем проекте. В данных предложениях целесообразно представить информацию о характере деятельности национального предприятия-учредителя и его инициативах по созданию СП.
  3. Сбор информации об иностранном партнере по следующим направлениям:
  • общие сведения (наименование и адрес регистрации, хозяйственно-правовая форма, имеющийся опыт участия в СП в собственной стране и за рубежом и т.д.);
  • финансовое положение (соотношение собственного и заемного капитала; динамика объема выпуска продукции по профилю СП; основные финансово-экономические показатели за последние три года; наименования и адреса банков, обслуживающих предприятие);
  • персонал (количество занятых работников, соотношение административного и технического персонала, информация о главных специалистах);
  • производственный опыт (страны, где созданы схожие СП, и их краткая характеристика).

Рис. 3.2. Этапы создания СП
Наиболее эффективным является выбор партнера на конкурсной основе в ходе международных тендерных торгов.
Международные тендерные торги - это конкурсная форма поиска деловых партнеров, при которой предприятие-инициатор путем публикации информации о предстоящих торгах привлекает к установленному сроку предложения (оферты) от заинтересованных сторон (оферентов).
Тендерное предложение (оферта) - письменное предложение участника конкурсных торгов (оферента), представленное на имя и по адресу, указанным в официальном запросе, с описанием предлагаемого вклада в СП и условий его внесения.
  1. Проведение переговоров с выбранным иностранным партнером. Здесь необходимо достичь договоренности по следующим вопросам:
  • масштаб проекта;
  • вид продукции и желательный объем выпуска;
  • количество продукции, предполагаемой для реализации на внутреннем и внешнем рынках;
  • сырье;
  • производственные площади, оборудование и инфраструктура;
  • персонал.
Подготовка проекта технико-экономического обоснования (ТЭО) создания СП. Конкретная форма и содержание ТЭО зависят от характера деятельности будущего СП. Однако в любом случае разрабатываемое ТЭО включает в себя целый ряд вопросов, связанных с обоснованием места расположения СП, изучением рынков сбыта, цен на производимую продукцию и тенденций их изменения; расчетом эффективности создания СП как самостоятельного хозяйствующего субъекта; определением возможностей его самоокупаемости; эффективности участия в СП каждого из партнеров.
Условно ТЭО можно разделить на 2 части-
  • обоснование проблемы, вызвавшей необходимость создания СП, и формулировка его цели;
  • обязательные условия деятельности будущего предприятия.
В первой части ТЭО рассматриваются следующие аспекты:
  1. общая характеристика основных рынков,
  2. описание производимой продукции с указанием общих особенностей, касающихся ее свойств;
  3. описание вспомогательных видов деятельности, которые могут быть разработаны как в целях удовлетворения потребностей в ресурсах, так и в целях сбыта или дальнейшей обработки продукции или побочных продуктов;
  4. общая характеристика применяемой технологии;
  5. сведения о партнерах и необходимом количестве персонала;
  6. общая финансово-экономическая оценка проекта.
Вторая часть ТЭО предусматривает проработку следующих
разделов:
  • капитальные вложения в создание СП (общий объем, структура и распределение капитальных вложений по годам реализации проекта; величина капитальных вложений, финансируемых партнерами за счет вкладов в уставный фонд и кредитов);
  • текущие затраты (затраты по всем элементам на производство единицы продукции и всего объема выпуска);
  • ресурсное обеспечение (обоснование необходимых объемов ресурсов, источников и условий их получения и использования в производстве);
  • результаты функционирования СП (расчет объемов производства и реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении, а также прибыли, получаемой СП в целом и партнерами, его создающими);
  • сбыт продукции (описание предлагаемых методов, средств и каналов реализации продукции в собственной стране и за рубежом);
  • условия развития СП (перечень формируемых предприятием фондов, обоснование их необходимых размеров и направлений использования).
Целесообразно разрабатывать несколько вариантов ТЭО создания СП, из которых затем выбирается оптимальный.
Таблица 3.2
Типичное распределение обязанностей между участниками СГІ

Обязанности

Односторонние
Двухсторонние
Национальный участник
  • соблюдение конфиденциальности И др.
Иностранный участник

Приложением к договору и его неотъемлемой частью является устав, характеризующий юридические аспекты, связанные с создаваемым субъектом хозяйствования В нем обычно повторяются основные положения договора, носящие принципиальный характер (юридический статус СП, его местонахождение, наименование, срок деятельности, порядок формирования органов управления, уставного фонда, порядок ликвидации предприятия и т.д.).


Таблица 3.2
Типичное распределение обязанностей между участниками СП

Обязанности

Односторонние
Двухсторонние
Национальный участник
  • содействие выполнению таможенных формальностей при передаче неденежного вклада иностранного участника в уставный фонд СП
  • сбор заказов, продажа и реклама продукции на национальном рынке и др.
  • внесение вклада в уставный фонд СП
  • участие в управлении предприятием
  • оказание содействия во всех сферах деятельности предприятия
  • воздержание от действий, несущих ущерб СП
  • соблюдение конфиденциальности и др.
Иностранный участник
  • доукомплектование персонала предприятия
  • сбор заказов, продажа и реклама продукции на зарубежных рынках
  • помощь в организации производственно-хозяйственной деятельности СП, обучении персонала и др.

Приложением к договору и его неотъемлемой частью является устав, характеризующий юридические аспекты, связанные с создаваемым субъектом хозяйствования. В нем обычно повторяются основные положения договора, носящие принципиальный характер (юридический статус СП, его местонахождение, наименование, срок деятельности, порядок формирования органов управления, уставного фонда, порядок ликвидации предприятия и т.д.).
Кроме этого, нормативными актами предусмотрено, что устав может включать и другие положения, относящиеся к особенностям деятельности СП. Это, в частности, уступка долей участия, фонды предприятия, правление и его компетенция, ревизионная комиссия, основания ликвидации и т.д.
Регистрация СП. Государственную регистрацию совместных предприятий осуществляют Министерство финансов, Министерство иностранных дел или иной уполномоченный орган, которые обязаны в течение 21 дня с момента подачи заявления зарегистрировать предприятие или довести до заявителя мотивированный отказ. Деятельность незарегистрированных предприятий запрещается.
Зарегистрированное предприятие получает свидетельство о регистрации установленного образца и с этого момента приобретает статус юридического лица.
Сообщение о регистрации уполномоченный орган передает по месту нахождения предприятия и публикует в печати.
Для регистрации совместных предприятий необходимы следующие документы:
  • письменное заявление учредителей;
  • нотариально заверенные копии учредительных документов в двух экземплярах;
  • заключение экспертиз (при необходимости);
  • нотариально заверенная копия решения отечественного собственника имущества о создании предприятия или копия решения уполномоченного им органа, нотариально заверенные копии учредительных документов каждого участвующего в создании СП отечественного юридического лица;
  • документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком или иным кредитно-финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);
  • выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства.
В регистрации СП может быть отказано, если порядок образования юридического лица или его учредительные документы не
соответствуют закону Нецелесообразность создания юридического лица не является мотивом для отказа в регистрации. Отказ в регистрации можно обжаловать в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных совместных предприятий.