Кодексы РФ

Урок. Пути получения профессии

Классный час в рамках профориентации

«Пути получения профессии»

Цель : представить вниманию учащихся пути получения профессий.

Задачи :

1. Рассмотреть параметры выбора профессий: предмет труда, вид деятельности.

2. Познакомить учащихся с путями получения профессии.

3. Рассказать о двух системах высшего профессионального образования РФ.

4. Познакомить с понятиями «специалист», «бакалавр», «магистр», «классификатор специальностей», « систематизированный перечень».

5. Представить учащимся формы обучения.

Ресурсы :

1. Анкета профессионального выбора.

2. Матрица профессионального выбора.

3. Презентация

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Мотивация

Образование - это то, что
большинство получает,
многие передают
и лишь немногие имеют.

    Ребят как Вы понимаете данное высказывание Карла Крауса, австрийский писатель, поэт-сатирик, литературный и художественный критика, фельетониста и публициста.

    Все правильно. И сегодня мы с вами поговорим о выборе способа и путях получения профессии. В первую очередь это зависит от характера самой профессии.

    А кто из вас хотел бы попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированном архитектором-недоучкой?

    Верно, никто! Но как, ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной.

    Итак, сегодня нам предстоит рассмотреть 3 вопроса:

    • Выбор направления обучения (профессия/специальность)

      Выбор учебного заведения

      Выбор формы обучения

    Предлагаю начать работу.

Слушают учителя, отвечают и рассуждают.

    Вопрос 1. Выбор направления обучения. Анкетирование.

    Перед вами, на партах, лежит анкета «Мои профессиональные предпочтения», которая поможет нам уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию.

    Итак, внимательно рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя галочкой (1-2 варианта).

    Вижу, что все справились. Предлагаю теперь внимательно рассмотреть таблицу «Матрицу профессионального выбора», которая тоже лежит у вас на партах. В ее клетках на пересечении предмета труда и вида деятельности указаны направления и специализация высшего профессионального образования. Пользуясь этой Матрицей профессионального выбора, выпишите названия направлений и специальностей, которые считаете самыми подходящими для вас.

    Ребята, а у Вас ни возник вопрос, почему бы не указать просто профессии? Ведь с ними все намного проще и понятнее?

    Вы совершенно правы. Перечисление всех профессий заняло бы несколько томов. Поиск профессии по направлениям сужает поле выбора. Направления можно сравнить с ветвями, на которых висят грозди ягод - группы профессий.

Во-вторых, ваши знания о будущей профессии пока умозрительны, то есть оторваны от жизни. Даже если родители или знакомые много рассказывают вам о своей профессии, вы не можете «влезть в их шкуру», почувствовать профессию изнутри. Знакомство с направлениями профессиональной деятельности дает возможность увидеть сходство и различие профессий одной группы, понять, что вам ближе.

В-третьих, в учебных заведениях принято готовить специалистов не по конкретной профессии, а по направлению или специализации.

    А кто может объяснить, чем отличается профессия от специальности?

    Все верно. Например, вы хотите быть врачом. Профессия одна, а специальностей много - терапевт, хирург, рентгенолог, врач скорой помощи, нарколог, кардиолог и др., - вспомните таблички на дверях кабинетов в поликлинике. Или еще один пример: Школьный учитель - профессия. Учитель русского языка, математики, физики, истории, информатики - это специальность. Всех этих специалистов могут готовить в одном институте, но на разных факультетах.

Работают с анкетой «Мои профессиональные предпочтения». (Приложение 1).

Работа с таблицей «Матрица профессионального выбора» (Приложение 2)

предполагают, высказываются, делятся мнениями.

Отвечают на вопрос.

    Вопрос 2. Выбор учебного заведения

    Зная направление обучения, можно переходить к следующему этапу работы - выбору учебного заведения, где готовят специалистов этого профиля.

    Лиза и Саша подготовили для нас сообщения из которых Вы узнаете что, после окончания школы можно получить среднее специальное образование в техникуме или училище, а можно получить высшее образование в институте или университете.

    Итак, теперь мы с Вами знаем, чем отличаются техникум от училища, а институт от университета.

    Существует такое понятие - «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» - от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше - поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он - специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования - начальном или среднем профессиональном образовании.

    Государственный образовательный стандарт РФ предусматривает две системы высшего профессионального образования - подготовка специалистов и подготовка бакалавров . Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей, а для подготовки бакалавров - систематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний.

    Обе системы равноправны, но между ними есть ряд различий. Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5–5,5 лет.

Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации и относится ко второму образовательному уровню, срок обучения на котором - 4 года. Чтобы завершить образование третьим итоговым уровнем, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и получить квалификацию магистра.

Доклад с презентацией Лизы и Саши.

Слушают по ходу задают вопросы или отвечают на заданные вопросы

    Вопрос 3. Выбор формы обучения

    А теперь разберемся с третьим вопросом сегодняшней темы и рассмотрим какие формы обучения существуют. Сейчас Маша познакомит вас с такими формами обучения как очная, заочная, дистанционная и экстернат.

Доклад с презентацией Маши.

Слушают по ходу задают вопросы

    Стоит отметить что, спрос на профессии постоянно меняется, его трудно прогнозировать. Век некоторых профессий недолог – 5-15 лет. Затем они умирают или изменяются. Поэтому ценность специалиста возрастает, если он владеет несколькими смежными профессиями. Работодатели отдают предпочтение человеку, прошедшему несколько ступеней карьерной лестницы, имеющему не только знания, но и практические навыки, которые можно получить только в работе.

    Поэтому важно помнить, что качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.

    Желаем Вам успехов при выборе пути получения профессии. И предлагаем вам дома выполнить следующее задание: Найдите в справочниках учебные заведения, в которых готовят специалистов по выбранным вами направлениям обучения и запишите данные, которые помогут вам выбрать подходящий вариант.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета. «Мой профессиональный выбор».

Рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1-2 варианта).

1. Какой предмет труда тебя привлекает?

    Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)

    Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

    Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

    Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)

    Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

    Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)

    Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.)

    Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.)

2. Какой вид деятельности тебя привлекает?

    Управление (руководство чьей-то деятельностью)

    Обслуживание (оказание различных услуг)

    Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

    Оздоровление (профилактика и лечение)

    Конструирование (проектирование деталей и объектов)

    Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

    Защита (охрана от враждебных действий)

    Контроль (проверка и наблюдение)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Среднее специальное образование

Профессиональное обучение дают не только училища и техникумы, но и курсы, студии, центры. Они обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочем месте также позволяет получить профессию и трудоустроиться. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, повторение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятка два предметов, а также курсовые работы, зачеты и экзамены. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями.

Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От учащихся техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Высшее образование

Получить высшее образование в России стало намного легче, чем несколько лет назад. В настоящее время в России существует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов. Правда, уровень обучения в них не всегда соответствует громким названиям.

И все-таки наша государственная система образования остается самой эффективной в мире. Это хорошо понимают за рубежом, поэтому иностранные фирмы устроили настоящую «охоту за головами» лучших студентов. Сейчас в США 50% физиков и химиков и 30% математиков - выходцы из России.

Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения - институты, университеты, академии.

Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, менеджеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предполагает, что специалист способен решать сложные задачи самостоятельно, то есть думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Высшее образование позволяет самостоятельно отбирать необходимую информацию, создавать новые технологии, генерировать нестандартные идеи.

    углубленное общее образование, включающее известные школьные предметы, «основы наук» (математика, физика, химия, графика, технология, литература);

    общекультурное образование (история культуры, философия, социология, педагогика, информатика);

    специальное образование (конструирование автомобилей, кардиология, поэзия эпохи Возрождения).

Понятно, что набор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особенностями специализации. По многим учебным дисциплинам студенты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследовательские работы, проходят практику.

Объем и интенсивность самостоятельной работы студента растут от семестра к семестру. Осваивать чужое знание, перерабатывать его, рационально использовать - здесь одного запоминания, выучивания, повторения недостаточно. Необходимо управлять своим образованием.

Завершается высшее образование созданием интеллектуального продукта - дипломных работ или проектов, высокое качество которых наилучшим образом характеризует профессиональную квалификацию. Умный работодатель обязательно спросит о теме дипломной работы.

Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет отличия. Во-первых, студент с младших курсов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор. Выпускник университета - универсальный специалист.

Творческие вузы (художественные, театральные, литературные, кинематографические, музыкальные) готовят уникальных специалистов, которыми могут стать далеко не все - нужен талант. Еще до вступительных экзаменов нужно выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, сочинить, прочитать. Подготовиться к такому конкурсу можно в системе дополнительного образования и самообразования (секции, студии, клубы, центры детского творчества).

Качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.

Государственный образовательный стандарт РФ предусматривает две системы высшего профессионального образования - подготовка специалистов и подготовка бакалавров . Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей; для подготовки бакалавров - систематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний.

Обе системы равноправны, но между ними есть ряд различий. Специалист получает конкретную квалификацию (учитель, ученый агроном, экономист, инженер и т.п.) и учится 5–5,5 лет. Подготовка бакалавров обеспечивает выпускнику более широкую область профессионального применения, но не дает конкретной квалификации и относится ко второму образовательному уровню, срок обучения на котором - 4 года. Чтобы завершить образование третьим итоговым уровнем, бакалавру необходимо проучиться еще не менее двух лет и получить квалификацию магистра.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Формы обучения:

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существуют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп получения информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

    работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,

    общение с преподавателем через электронные средства связи,

    отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественно-научных дисциплин.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

Экстернат в высшем учебном заведении представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответствии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.

Правильный выбор профессии – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной карьеры. Следующее условие – выбор пути получения профессии.Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, верстальщик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует нескольких лет – врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой?

Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»?

  • сначала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда, более половины выпускников вузов не может найти работу по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное.
  • поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей тебя специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз - филиал или отделение, то он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала.
  • ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата, - вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог её подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончанию срока обучения получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны.
  • убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников.

Существует такое понятие – «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» – от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше – поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он – специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде, чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования – начальном или среднем профессиональном образовании.

Среднее специальное образование можно получить не только вучилищах и техникумах, но и курсах, дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятки два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

  1. работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,
  2. общение с преподавателем через электронные средства связи,
  3. отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответвии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.

«Человек в мире профессий» - От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Дело есть – работай. Придумать профессии и специальности, начинающиеся со следующих букв: К Р Ф П. Профессиональная пригодность. Игровая разминка «Придумай профессию». Профессии и специальности.

«Основные профессии» - Объем внимания. Специальности, родственные профессии Ветеринары могут специализироваться на лечении домашних животных. Я – дизайнер… После 9 класса поступить в БЭМТ на «финансы и кредит». Юля Л.- журналистика, сфера обслуживания, общественная деятельность. Наблюдательность, хорошая память, внимательность.

«Классификация профессий» - В наше время чаще всего используется классификация Е.А.Климова по предмету труда: Цели: Используемые материалы. Художественный образ. Назовите исчезнувшие и только недавно возникшие профессии. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами.

«Профессия и специальность» - Профессия. Специальность. Профессия, специальность, должность. Положение, которое человек занимает в коллективе. Должность. Если посмотреть в словарь, слово “профессия” означает “говорить публично”. Например, профессия - врач. Упражнение. Авторы: группа учащихся 8-9 классов МОУ школы №88 г. Тольятти.

«Профессии в школе» - Наверное, потому что люблю детей. Но если бы мне пришлось делать выбор в современных условиях, учителем я бы не стала. 11 класс. Другая учительница, соседка по квартире, давала проверять тетради начальной школы. Педагогический совет "Роль моего предмета в жизни ученика". Почему я в профессии?

«Профессиональный путь» - « У меня растут года, будет и семнадцать. Как я получаю и перерабатываю информацию? ПРОФЕССИО- ВЕДЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Изучение мира труда и профессий. О с н о в н ы е задачи курса. Компенсировать и уменьшать действие своих слабых сторон. Спокойно и внимательно подумай. Кафедра Медико-Психического и Физического Здоровья П Р Е Д С Т А В Л Я Е Т.

Всего в теме 22 презентации

Занятие

Дата Класс 8

Всего обучающихся -9 Присутствовало - __9__

Предмет Технология Учитель Свищенкова Е.Г.

Тема занятия:

Цель занятия: Формирование первоначальных знаний о роли профессии в жизни человека и о возможностях получения профессионального образования различных уровней.

Задачи.

Образовательные:

Формирование знаний у учащихся по планированию профессионального пути и представления о мире профессий.

Развивающие:

Развитие у учащихся первоначальных знаний о будущей профессии.

Воспитательные:

Воспитание позитивного отношения к различного рода профессиональной деятельности и планирование рационального пути продолжения образования.

Воспитание способности к межличностному взаимоотношению в процессе выполнения заданий; развивать речь, память, навыки публичного выступления.

Оборудование: компьютер, презентация, магнитная доска, рабочие листы, учебное пособие, клей, магниты, фломастеры.

Тип занятия: изучение нового материала.

Данный урок изучается в теме «Современное производство и профессиональное образование».

Смысловой блок

(содержание)

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

    Организационный этап

1мин

словесный

Учитель настраивает учащихся на работу. Создаёт определённый психологический настрой и атмосферу занятия; приглашает учащихся к сотрудничеству. Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

(Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья – то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.)

Приветствуют учителя, готовы к занятию.

Личностные : умение соблюдать дисциплину на занятии; уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД : умение организовать выполнение заданий в процессе работы.

2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся

2мин

подводящий диалог

Подведение к теме и цели занятия. Давайте определим тему и цель занятия.

Столько есть профессий разных,
Все их нам не перечесть:
(СЛАЙД 2)

Вопрос: Представители каких профессий изображены на слайде?

Значит о чем пойдет речь на нашем занятии?

Действительно, сегодня мы с вами на занятии познакомимся с системой профессионального образования РФ.

Отработав по материалу слайда, учащиеся формулируют тему занятия.

Регулятивные УУД:

целеполагание,

познавательная инициатива, планирование, прогнозирование

Познавательные УУД: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о путях получения профессии.

Коммуникативные УУД:

выступать перед аудиторией; умение слушать и слышать; аргументировать, доказывать.

3.Актуализация знаний

2мин

- Что необходимо прежде всего, для того чтобы получить профессию?

Что такое профессиональное образование?

Чем же мы с вами сегодня будем заниматься?

(ответы учащихся).

Вывод на экран цели занятия.

Раздать рабочие и оценочные листы.

парная работа.

Устные комментарии.

Мы должны познакомиться с системой профессионального образования.

Познавательные УУД:

Личностные : умение соблюдать дисциплину на занятии; уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы учителя, вопросы одноклассников; выслушивать ответы других, высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

4.Первичное усвоение новых знаний

5.Физминутка

6. Первичная проверка понимания

7.Первичное закрепление

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9. Рефлексия.

10-13мин

1 мин.

3мин

3мин

1 мин

1мин

2мин

Пути получения профессионального образования.

Основные термины и понятия: (С-6) 1.профессиональный план, 2.профессиональный рост, 3.профессиональное самоопределение, 4.реорганизация, 5.выбор пути профессионального образования, 6.система профессионального образования РФ.

Словесные : рассказ с элементами беседы, проблемное изложение; наглядные :

Использование ИКТ – презентация « Пути получения профессионального образования.

».

опрос

Учитель выводит на экран слайды презентации.

Работа над основными терминами и понятиями (С-7; рабочий лист 1 + таблица + клей, текст параграфа)

Работа по таблице 10 , стр.145.С-8.

Проблема: «Определить уровни профессиональной подготовки и возможное место её получения в нашем городе»

Все подняли руки – раз!

На носках стоит весь,

Два – присели, руки вниз

На соседа посмотри – это три,

А теперь вставай

И работу продолжай.

Координация деятельности учащихся

С- 9 Возможные пути получения профессионального образования

С-10 Учебные заведения

Тестирование

Просмотрите дома список топ-профессий актуальных на период до 2020г.

1) Что вы узнали нового на занятии?

2)Какое чувство возникает у вас при словах «будущая профессия»?

3)Как вы считаете, вам пригодятся знания, полученные на занятии в вашей жизни?

Индивидуальная работа учащихся, +парная работа проводят исследования согласно рабочим листам. Взаимоконтроль +работа с «Ключом»

Работа с учебником и рабочим листом А-3 №2.

Работа в группе.

Выполняют физические упражнения

Самопрезентация рабочего листа №2;

Самооценка Оценочный лист

Выполнение теста

Взаимопроверка

Работа по итогам оценочного листа.

Высказывания учащихся

Познавательные УУД:

структурирование знаний

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

анализ, синтез, сравнение, обобщение,

Личностные УУД:

Умение вести диалог на основе равноправного отношения и взаимного уважения.

Регулятивные УУД:

- планировать пути достижения цели;

адекватно оценивать правильность своих действий и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Познавательные УУД:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

Регулятивные УУД:

саморегуляция

Коммуникативные УУД:

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Личностные УУД: осознание ценности здорового образа жизни

Познавательные УУД:

умение структурировать знания

Коммуникативные УУД:

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Личностные УУД: самоконтроля, смыслообразования.

Познавательные УУД:

общеучебные.

Регулятивные УУД:

планирование, прогнозирование

Личностные УУД: самоконтроля.

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и

результатов деятельности

Регулятивные УУД:

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

формулирование и аргументация своего мнения

планирование учебного сотрудничества

Личностные УУД:

внутренняя позиция школьника

самооценка на основе критерия успешности

ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Коми республиканский центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения»

Пути получения образования после 11 класса

(беседа для учащихся 11-классов общеобразовательных учреждений по материалам Республиканской комплексной программы «Контингент – прогноз»)

Цель: сформировать у выпускников 11-классов общеобразовательных учреждений Республики Коми представление о системе учреждений профессионального образования , оказать содействие в составлении профессионального плана.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с основными уровнями профессионального образования.

2. Рассмотреть систему учреждений профессионального образования.

3. Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в системе профессионального образования Республики Коми.

5. Оказать практическую помощь учащимся в составлении профессионального плана.

Оборудование: схема «Образовательная карта РК».

Ход беседы:

Вступление.

В жизни каждого человека есть события, которые определяют в дальнейшем весь его жизненный путь. К ним относится и выбор будущей профессиональной деятельности . В этом году вы заканчиваете 11-й класс, и перед вами возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, вы должны определиться в таком важном вопросе.


Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. О профессиональном самоопределении вы уже задумывались, когда оканчивали 9-й класс. Теперь вы в 11-м классе, и иметь свой четко определенный профессиональный план вам просто необходимо.

Сегодня в процессе беседы вы познакомитесь с этапами планированием своего профессионального пути, с возможностями получения профессионального образования после окончания 11-го класса.

Вы узнаете об основных уровнях профессионального образования, образовательных учреждениях профессионального образования. Кроме того, узнаете о наиболее выбираемых профессиях и учреждениях профессионального образования выпускниками 11-х классов учебного года.

Эти знания помогут вам внести коррективы в ваши профессиональные планы.

Основная часть.

Давайте вспомним определение, что такое профессиональный план.

Профессиональный план – это представление о своем профессиональном будущем.

Структура плана профессионального пути может включать следующие пункты:

Смысл и цель жизни;

Планируемая профессия (основной и запасной вариант);

Предполагаемое образование (содержание и уровень);

Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);

Предполагаемые должность, пост;

Место проживания, жилищные условия.

На пороге окончания общеобразовательного учреждения ваша главная задача – определиться с профессией и путями ее получения.

В начале 11-го класса вы принимали участие в социологическом исследовании , проведенном в рамках программы «Контингент-прогноз». Это исследование было направлено на изучение ваших профессиональных планов и путей их реализации. Полученные данные помогут выпускникам скорректировать профессиональные планы и избежать ошибок при выборе профессии.

По результатам прогнозов на трудоустройство и продолжение образования выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений Республики Коми 87,7% опрошенных ориентируются на продолжение образования.

Основной контингент опрошенных выпускников 11-х классов (72,2%) ориентирован на получение высшего профессионального образования.

10,1% опрошенных - на получение среднего профессионального образования в техникумах и колледжах .

И всего 2,9% опрошенных - на получение начального профессионального образования в профессиональных училищах и профессиональных лицеях.

Сразу после окончания общеобразовательного учреждения пожелали трудоустроиться 25 человек (0,6%) опрошенных.

Итак, большинство выпускников республики после 11-го класса решили продолжить образование. И это правильно.

Наличие профессионального образования позволяет человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих возможностях, обеспечить достойную жизнь себе и своей семье.

Какое образование можно получить после окончания 11-го класса общеобразовательного учреждения? Какие бывают уровни профессионального образования?

Для начала рассмотрим, какие существуют уровни профессионального образования.


Профессиональное образование в России имеет три уровня – начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное. Все эти ступени призваны решить одну главную задачу – дать человеку профессию.

Разные учреждения профессионального образования дают возможность получить разные уровни профессионального образования. То есть для того, чтобы приобрести какую-нибудь профессию, можно воспользоваться услугами различных учреждений профессионального образования (профессиональное училище, профессиональный лицей, колледж, техникум, институт, университет, академия).

В настоящее время в систему профессионального образования Республики Коми входят:

17 учреждений начального профессионального образования (НПО);

31 учреждение среднего профессионального образования (СПО);

27 учреждений высшего профессионального образования (ВПО).

Первый путь – обучение в учреждениях высшего профессионального образования.

Из профессий, которые ведут подготовку на базе 11-х классов в учреждениях СПО, наиболее привлекательными являются следующие: фельдшер, медицинская сестра, бухгалтер, менеджер, учитель начальных классов , милиционер, техник, маркетолог, коммерсант, товаровед.

Необходимо отметить, что для выпускников сельских общеобразовательных учреждений получение среднего профессионального образования является наиболее привлекательным. Больше всех планируют поступать в УСПО выпускники Усть-Цилемского, Троицко-Печорского, Удорского, Ижемского районов.

Третий путь продолжения образования для выпускников 11-х классов обучение в учреждениях начального профессионального образования.

В настоящее время в систему профессионального образования Республики Коми входят 17 учреждений начального профессионального образования. К учреждениям начального профессионального образования относятся профессиональные училища (ПУ) и профессиональные лицеи (ПЛ). Учреждения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих. Всего в рамках УНПО Республики Коми осуществляется обучение по 72 профессиям.

Учреждения начального профессионального образования ведут подготовку по самым востребованным профессиям на рынке труда – профессиям сферы материального производства (автомеханик, помощник бурильщика, мастер общестроительных работ, мастер сухого строительства и др.).

Как видим, учреждения начального профессионального образования именно для юношей предлагают большой перечень различных профессий, поэтому основной контингент, планирующий поступление в УНПО – юноши.

Девушки планируют обучение в УНПО по следующим профессиям: продавец, парикмахер, повар-кондитер, секретарь-машинистка, оператор ЭВМ, проводник железнодорожного транспорта, оператор по добыче нефти и газа, коммерсант и др.

Несмотря на то, что число опрошенных, планирующих обучеиие в учреждениях начального профессионального образования невелико, всего 2,9%, фактически продолжает обучение в них гораздо большее число выпускников.

Срок обучения в учреждениях начального профессионального образования после 11-го класса составляет один год. Поэтому те из вас, кто не поступит в вузы, смогут подать документы в профессиональные училища и профессиональные лицеи и получить востребованную на рынке труда профессию.

Выпускники 11-классов 2008/2009 учебного года Республики Коми отдают предпочтение следующим учреждениям начального профессионального образования: ПЛ№34 (г. Сыктывкар), ПУ№20 (г. Сыктывкар), ПУ№30 (г. Ухта), ПЛ№3 (г. Воркута), ПЛ№13 (г. Инта).

Прием в учреждения начального профессионального образования проводится по личному заявлению граждан.

При поступлении в учреждения начального профессионального образования экзамены сдавать не надо. Прием в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основе конкурса аттестатов.

В настоящее время в Республике Коми происходит процесс реорганизации сети образовательных учреждений профессионального образования. Учреждения начального профессионального образования объединяются, изменяют статус.

Так, ПУ№1 и ПЛ№35 были объединены и реорганизованы в Профессиональный лицей торговли и общественного питания, ПУ№2 и Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум - в Коми республиканский агропромышленный техникум, ПУ№6 и Сыктывкарский технологический колледж - в Сыктывкарский колледж сервиса и связи.

ПЛ№8 был реорганизован в Сыктывкарский индустриальный техникум, ПЛ №36 - в Усинский политехнический техникум, ПЛ №23 в Печорский промышленно-экономический техникум.

Важно отметить, что в процессе объединения учреждений начального профессионального образования (НПО) с учреждениями среднего профессионального образования (СПО), группы с получением начального профессионального образования во вновь образованных учебных заведениях сохраняются.

Четвертый путь трудоустройство выпускников 11-х классов.

Результаты социологического исследования показали, что 25 выпускников планируют трудоустроиться сразу после окончания 11-класса. Юноши чаще девушек рассматривают вариант трудоустройства как основной вариант профессионального плана. При этом необходимо отметить, что эта категория молодежи может претендовать только на неквалифицированный и чаще всего низкооплачиваемый труд.

В дальнейшем этим учащимся, рано или поздно придется задуматься о продолжении образования в учреждениях профессионального образования (НПО, СПО, ВПО), так как на рынке труда Республики Коми востребованы высококвалифицированные рабочие

Пятый путь - Если вы не смогли поступить ни в одно учреждение профессионального образования (вуз, техникум, колледж), вы можете обратиться за помощью в Центр занятости населения по месту жительства. Центр занятости населения направит вас по квоте учиться в учреждение начального профессионального образования по востребованной профессии на рынке труда.

Квота – это гарантия, которую дают Центры занятости населения незанятым выпускникам общеобразовательных учреждений.

Что поможет вам при составлении образовательного маршрута?

1. Итак, вы выбрали профессию. Для того, чтобы определиться с выбором учреждения профессионального образования, вам необходимо собрать всю имеющуюся информацию и проанализировть ее. Можно придерживаться такого плана действий:

Для начала изучите весь спектр учреждений профессионального образования РК: институты, университеты, профессиональные училища, профессиональные лицеи, колледжи и техникумы. Выясните, по каким профессиям они ведут подготовку. Кроме того, выясните, ведут ли они прием по интересующей Вас профессии на базе 11-х классов.

Посетите «Дни открытых дверей» в заинтересовавших вас учреждениях профессионального образования.

Определите перечень наиболее привлекательных для вас учреждений профессионального образования, в которых можно освоить интересующую вас профессию. Выберите наиболее значимый для вас критерий выбора учреждения профессионального образования: доступность поступления, близость к дому, престижность, наличие общежития, интересная культурная и спортивная жизнь. Соотнесите выбранный вами критерий с интересующими вас учреждениями профессионального образования.

Выясните, когда нужно подавать заявление, какие документы необходимо предоставить и, самое главное, какие вступительные испытания предусмотрены в учреждении профессионального образования.

Выясните, есть ли какие-то особенные требования к поступающим: ограничения по полу, состоянию здоровья и т. д. Какие условия предоставляет учебное заведение для обучения (помещение, оборудование, учебные материалы), есть ли база для прохождения практики.

Выясните, оказывает ли учреждение профессионального образования помощь в трудоустройстве выпускников.

Информацию об условиях приема в учебные заведения РК вы можете узнать на официальном сайте Министерства образования Республики Коми komiedu . ru , сайтах образовательных учреждений, в ГОУДПО Коми республиканский центр профориентации. Адрес Центра: 167981., .

Вы можете задать все интересующие вас вопросы о правилах приема и обучения в учреждения профессионального образования РК, написав письмо в Коми республиканский центр профориентации, вложив конверт с обратным адресом или направив запрос по электронной почте: *****@***ru .

2. Если вы до сих пор не определились с выбором профессии или выбором учреждения профессионального образования, обратитесь за помощью к классному руководителю , школьному психологу, поговорите с родителями.

Заключение. Надеемся, что беседа позволила вам сориентироваться в системе учреждений профессионального образования, а также составить профессиональный план.