Контроль денег

Протокол по оценке коррупционных рисков. Оценка коррупционных рисков деятельности

Доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные,

на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие

или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон,

и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются следующими средствами: объяснениями сторон

и третьих лиц, показаниями свидетелей, письменными доказательствами, вещественными

доказательствами и заключениями экспертов.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической

силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Комментарий к статье 49

1. В ст.49 содержится норма-дефиниция, определяющая понятие доказательств

в гражданском процессе и предмета доказывания.

Доказательствами являются "фактические данные", под которыми следует

понимать не факты, а сведения о фактах. На основе этих сведений суд устанавливает

наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для дела.

Процессуальный закон регламентирует форму, в которой могут быть получены

фактические данные: в форме объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей,

письменных доказательств, вещественных доказательств, заключений экспертов.

Судебная практика свидетельствует о том, что в современных условиях перечисленных

форм получения фактических данных недостаточно. Поэтому Пленум Верховного

законодательства при осуществлении правосудия по гражданским делам" дал следующее

разъяснение: "В случае необходимости судом могут быть приняты в качестве письменных

доказательств документы, полученные с помощью электронно-вычислительной техники.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд может также исследовать представленные

звуко-, видеозаписи. Эти материалы оцениваются в совокупности с другими доказательствами"

(Бюл. ВС СССР, 1987, N 4).

2. Среди перечисленных в ч.2 ст.49 средств доказывания не упоминаются

заключения специалистов, объяснения законных представителей. В то же время

суды привлекают специалистов для дачи разъяснений по вопросам, не требующим

экспертизы, например педагогов при допросе несовершеннолетних свидетелей,

товароведов, технического инспектора профсоюзов и др.

Правовое положение специалистов не урегулировано процессуальным законом.

Поэтому некоторые суды допрашивают их как свидетелей, другие - как экспертов.

В ст.79 проекта нового ГПК предусмотрено привлечение специалиста для получения

консультаций (Юридический вестник, 1995, N 20-21).

Законные представители осуществляют все процессуальные права представляемого.

Они вступают за представляемого в материально-правовые отношения, поэтому

осведомлены о фактических обстоятельствах дела. Нет никаких правовых препятствий

к тому, чтобы объяснения законных представителей рассматривать в качестве

средств доказывания.

3. По источнику доказательства делятся на личные (объяснения сторон и

третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов) и предметные (письменные

и вещественные доказательства). В личных доказательствах источником получения

сведений о фактах является физическое лицо (стороны, третьи лица, свидетели,

эксперты). В предметных доказательствах носители информации - материальные

объекты, которые условными обозначениями (буквами, цифрами и т.д.) либо внешними

признаками и свойствами передают сведения об обстоятельствах, имеющих значение

для дела.

В зависимости от способа формирования (образования) доказательства могут

быть первоначальными и производными. Доказательство считается первоначальным,

если сведения о фактах получены из первоисточника. К числу таких доказательств

относятся, например, показания свидетеля - очевидца события.

Для первоначального доказательства характерно то, что между ним и фактом,

о котором оно свидетельствует, нет промежуточного звена (другого доказательства).

Это доказательство создается под непосредственным воздействием факта, подлежащего

доказыванию. Производное же доказательство воплощает содержание первоначального

и может появиться только при его наличии.

Между производным доказательством и фактом, о котором оно свидетельствует,

всегда есть одно или несколько промежуточных звеньев. В связи с этим возможны

случаи искажения или утраты информации при передаче ее от первоначального

доказательства к производному. В судебной практике по гражданским делам производные

доказательства чаще всего используются для обнаружения первоначальных, а также

для их проверки.

По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению,

доказательства подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые связаны с доказываемым фактом однозначной связью, что позволяет

сделать единственный вывод о существовании или отсутствии данного факта. Например,

заемная расписка может являться таким прямым доказательством.

Косвенные доказательства (в отличие от прямых) носят характер большей

или меньшей вероятности. Например, квитанция о почтовом переводе является

косвенным доказательством наличия между сторонами договора займа.

Во избежание ошибок, связанных с применением косвенных доказательств,

в гражданском процессе выработаны следующие правила пользования ими: а) использовать

такие доказательства можно только в совокупности; б) достоверность каждого

косвенного доказательства не должна вызывать сомнений; в) все они должны подтверждать

и дополнять друг друга; г) в совокупности косвенные доказательства должны

выявить их однозначную связь с доказываемым фактом.

4. Как разъяснил Пленум Верховного Суда СССР в постановлении N 7 от 9

июля 1982 г. "О судебном решении", суд не должен ограничиваться "перечислением

в решении доказательств, которыми подтверждаются те или иные имеющие значение

для дела обстоятельства, а обязан изложить содержание этих доказательств"

(Сборник постановлений Пленумов по гражданским делам, "Спарк", с.91-92).

В соответствии со ст.49 предметом доказывания по гражданскому делу

являются обстоятельства, обосновывающие требования и возражения сторон, и

иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Под

обстоятельствами, обосновывающими требования и возражения сторон, понимаются

юридические факты предмета доказывания в делах искового производства, а также

факты, составляющие основание заявления в делах особого производства и жалобы

в делах, вытекающих из административно-правовых отношений.

Предмет доказывания в делах искового производства имеет два источника

формирования: основание иска и возражение против иска: гипотезу и диспозицию

нормы материального права, подлежащей применению по конкретному делу. Определяющее

значение для точного вывода о предмете доказывания имеют иск и его основание.

Согласно ст.49, суд на основе фактических данных устанавливает наличие

или отсутствие "иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения

дела". Сюда входят доказательственные факты; факты, имеющие значение для движения

процесса и совершения отдельных процессуальных действий; факты, установление

которых суду необходимо для выполнения воспитательных и предупредительных

задач правосудия.

Доказательственными фактами называются такие обстоятельства, которые,

будучи установленными в суде, позволяют прийти к выводу о наличии или отсутствии

юридически значимых фактов. Например, по делу о признании отцовства недействительным

истец может ссылаться на доказательственный факт длительного отсутствия его

в месте проживания ответчицы (алиби), что исключает вывод об отцовстве.

Фактами, имеющими значение для движения процесса и совершения отдельных

процессуальных действий, являются такие обстоятельства, с которыми связано

право на предъявление иска (например, факт выполнения внесудебного порядка

разрешения спора), приостановление производства по делу, принятие мер обеспечения

иска и т.д.

6. Суд, определяя предмет доказывания по конкретному делу, не связан

обстоятельствами, указанными сторонами. Если истец и ответчик в обоснование

своих требований или возражений ссылаются на факты, не имеющие юридического

значения для рассмотрения дела, суд не включает их в предмет доказывания по

В ходе рассмотрения дела предмет доказывания может изменяться и дополняться:

одни юридические факты могут быть включены в предмет доказывания, другие -

исключены из него.

Правильное определение предмета доказывания по каждому гражданскому делу

имеет важное практическое значение. Если необходимые для разрешения дела юридические

факты не включены в предмет доказывания, это влечет за собой вынесение судом

незаконного и необоснованного решения. С другой стороны, включение в предмет

доказывания юридических фактов, не относящихся к делу, ведет к загромождению

процесса ненужными материалами, напрасной трате времени, сил и средств суда

и лиц, участвующих в деле.

7. Суд не должен ограничиваться перечислением в решении доказательств.

Он обязан изложить их содержание (п.4 постановления Пленума Верховного Суда

по гражданским делам, "Спарк", с.91-92).

8. Требования, предъявляемые к подлинным документам и оформлению реквизита,

придающим юридическую силу документам, создаваемым средствами вычислительной

техники, изложены в методических указаниях по внедрению и применению ГОСТ

6.10-84 "УСД. Придание юридической силы документам на машинном носителе и

машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники". Основные положения

(РД-50-613-86) утверждены постановлением Государственного комитета СССР по

9. Статья 49 ГПК 1964 г. не дополнялась и не изменялась с момента принятия

этого Кодекса. Однако в настоящее время она дополнена третьей частью. Эта

часть по существу воспроизводит конституционную норму, закрепленную в п.2

ст.50 Конституции РФ: "При осуществлении правосудия не допускается использование

доказательств, полученных с нарушением федерального закона".

Нельзя использовать в качестве доказательств информацию, полученную с

помощью пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство

обращения. Никто не может быть без добровольного согласия подвержен медицинским,

научным или иным опытам (п.2 ст.21 Конституции РФ) с целью получения доказательств.

Запрещается также собирать, хранить, использовать и распространять информацию

о частной жизни лица без его согласия (п.1 ст.24 Конституции РФ).

Статья 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности",

предусматривает получение информации в результате проведения оперативно-розыскных

мероприятий, но только при наличии оснований для проведения оперативно-розыскных

мероприятий (ст.7 указанного закона).

10. Процессуальный закон регламентирует определенный порядок получения

сведений о фактах по гражданским делам. Если фактические данные получены с

нарушением порядка их вовлечения в процесс и исследования, они не могут быть

положены судом в обоснование решения как доказательства.

Например, ст.153 ГПК предусматривает удаление свидетеля из зала судебного

заседания до получения объяснений сторон; ст.169 ГПК обязывает суд предупреждать

свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также

за дачу заведомо ложных показаний.

Реферат – это краткое изложение содержания оригинального текста, включающее фактические сведения и выводы, значимые с точки зрения целесообразности обращения к первоисточнику.

Из определения ясно, что реферат имеет информационное назначение , а требование целесообразности предполагает передачу существенной информации. В таком случае возникает вопрос: какая информация относится к несущественной? Таковой считается избыточная, а именно ранее известная, уже опубликованная во многих источниках информация. Подчеркнем, что содержание реферата отражает сам документ и носит объективный характер. В нем нет развернутых доказательств, сравнений, пространных рассуждений, свойственных первичным жанрам: статье, монографии, даже курсовой работе, которые призваны убеждать и устанавливать истинность. Поэтому не следует забывать о том, что реферат – это вторичный жанр, который не повторяет и не заменяет первоисточника, а лишь выделяет интересную, новую, может быть, актуальную с точки зрения определенной темы информацию.

Пожалуй, именно в принципе отбора информации состоит главное отличие реферата от конспекта илисложного плана, которые мы уже анализировали.

В основе классификации рефератов лежат те же признаки, по которым различаются виды конспектов: 1) по степени обобщенности и полноты информации; 2) по количеству используемых источников.

1) По степени обобщенности рефераты делятся на информативные рефераты-конспекты и индикативные рефераты-резюме , в которых выносятся некоторые положения в зависимости от темы.

2) По количеству используемых источников различаются рефераты монографические и обзорные.

Но в отличие от конспекта реферат может рассматриваться как вид научной работы и имеет свои ГОСТы (ГОСТ 7.9 – 77/ 7р-84). По этому признаку рефераты делятся на общие , т.е. не связанные с конкретной деятельностью, и специальные , которые соотносятся с определенным видом работы.

Так, одним из специальных видов реферата считается самостоятельная учебная письменная работа, которая имеет свои особенности и правила построения.

По характеру содержания и объему информации можно выделить 3 типа учебных рефератов :

1. Реферат-обзор представляет собой рассуждение на определенную тему на основе анализа нескольких источников информации в виде доказательства или опровержения какого-то положения. Причем информация источников используется именно в качестве аргументации или иллюстрации. Объем – 10-15 страниц.

2. Реферат-резюме – это краткое изложение содержания научной статьи, книги, ее части, которое включает основные положения, аргументацию, сведения о методе исследования и выводы. Такие рефераты носят профессиональный характер, расцениваются как научная работа и публикуются в реферативных журналах. Объем – 1-2 страницы. Этот тип реферата используется студентами-старшекурсниками, магистрами и аспирантами в ходе их научно-исследовательской деятельности.

3. Реферат-аннотация представляет собой сжатое описание содержания курсовой работы, выпускной работы бакалавра или дипломной работы магистра, является их
составной частью, предваряющей весь текст работы. Объем – не более 10-12 строк.

В качестве примера рассмотрим особенности, правила составления и оформления реферата-обзора , который является наиболее распространенной письменной самостоятельной работой при обучении в вузе.

Текст реферата включает тему исследования, предмет исследования, цели, задачи иметоды , которые только называются, но не анализируются, конкретные результаты , выводы автора и область применения , при необходимости приводятся сведения об авторе .

Так как реферат– это всегда сокращенный текст, то при свертывании нередко возникают нарушения, которых следует избегать. Приведем примеры возможных нарушений:

1) неоправданная потеря информации;

2) ненужное дублирование, смысловые повторы;

3) искажение смысла, необоснованность оценок и выводов;

4) отсутствие логики или потеря логической связи;

5) несоответствие введения и/или заключения теме реферата;

6) несоблюдение языковых норм научного стиля;

7) нарушение оформления ссылок на источник информации.

Текст реферата представляет собой трехчастную структуру .

1.Введение. Здесь обосновывается выбор темы, излагаются, формулируются цели и задачи (обычно в форме перечисления), сообщается о предполагаемом результате, могут быть краткие сведения об авторе.

2. Основная часть имеет варианты подачи материала в зависимости от количества используемых источников и поставленных задач. Но, главное, отбирается и анализируется только та информация, которая непосредственно касается темы реферата.

3.Заключение содержит обоснованные выводы, итоги всей работы.

Текст реферата имеет свои языковые особенности , продиктованные принадлежностью к научному стилю речи. Язык реферата точный, лаконичный, обычно без сложных конструкций, но с использованием обособленных членов предложения. Отметим, что в произведениях научного стиля речи принято выражать свою точку зрения с помощью авторского «мы» и безличных конструкций (рассмотрим, можно сделать вывод, следует отметить и др.). Для выражения точки зрения автора необходимо использовать языковые средства реферативного изложения :

· проблема рассматривается, исследуется, анализируется;

· данной проблеме посвящена работа (кого?);

· в работе описан эксперимент, приведены данные, представлены доказательства.

В заключение перечислим известные правила составления и оформления реферата.

1. Вся информация должна быть представлена объективно, не допускается полемика с автором.

2. Реферат должен быть выдержан композиционно. Необходимо представить и рассмотреть все существенные положения, обеспечивающие передачу полноты информации.

3. Ранее известная информация может быть представлена, но в более сжатой форме, чем основная, более схематично. Ссылки на уже имеющиеся данные нередко необходимы для понимания главной информации.

4. Материал группируется на основе трех принципов: принцип соединения, принцип подчинения и принцип противопоставления.

Принцип соединения: один источник сообщает об одной особенности явления, второй – о другой … .

Принцип подчинения: в одном источнике дается общая информация, а в другом описывается частный случай или приводится пример.

Принцип противопоставления: два объяснения одного явления или два метода решения задачи.

5. Язык реферата должен соответствовать требованиям научного стиля речи.

6. В конце дается список использованной литературы с указанием выходных данных, а также Ф.И.О. референта-составиля.

Выводы . Итак, вышеизложенный анализ убедительно показывает, что составление и плана, и конспекта, и реферата тесно взаимосвязано и взаимообусловлено : умения, необходимые для одной работы, являются основой для выполнения другой, потому что конечной их целью является написание «вторичного» текста в учебных и научных целях. Конечно, тексты будут отличаться друг от друга содержательно и композиционно, причемдля каждого жанра можно выделить доминирующий признак, который делает этот жанр узнаваемым: для плана – перечень в сжатой форме структурно-содержательных компонентов первоисточника; для конспекта – сжатое, но дословное изложение текста-оригинала; для реферата – обобщенная переработка первоисточника.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы характерные особенности научного стиля? Что составляет его отличие от публицистического или разговорного стиля речи?

2. Какие подстили вы знаете? В чем их особенность?

3. Какой основной тип изложения представляют научные тексты и с чем это связано?

4. Чем отличаются жанры вторичных текстов от первичных?

5. Каковы основные виды конспекта? Охарактеризуйте каждый их них.

6. Каковы основные виды реферата? Назовите их отличительные черты.

7. Чем отличается реферат от конспекта? Каков порядок работы над рефератом и конспектом?