Наемные работники в Великобритании имеют определенные права и защиту в области трудового права, включая право подать жалобу работодателю в досудебном порядке и право не быть несправедливо уволенным. Жалоба может касаться любой проблемы, любого вопроса, которые работник может обсудить с работодателем, и может относиться к различным сторонам трудовой деятельности.
С момента, когда работник обратился с жалобой, работодатель обязан провести внутреннее расследование, а также встретиться с работником для более подробного обсуждения вопроса. Затем работодатель должен сообщить о своем решении в отношении жалобы, в том числе, при необходимости, указать подробные сведения о мерах, которые он намерен предпринять для решения вопроса. Если сотрудник не удовлетворен итогами рассмотрения своей жалобы, он может обжаловать принятое работодателем решение в письменном виде.
Не так давно было рассмотрено дело, в ходе которого выяснилось, что жалоба работника не была рассмотрена надлежащим образом. Светлана Лохова обратилась с иском о дискриминации по половому признаку к своему бывшему работодателю, лондонскому офису одного из крупнейших российских банков.
Г-жа Лохова выиграла иск в Трибунале по трудовым спорам после того, как Трибунал услышал, что ее бывшие коллеги называли ее сумасшедшей, кокаинщицей и награждали иными нелицеприятными прозвищами. Трибунал также признал, что непосредственный начальник г-жи Лоховой должен был быть уволен банком за грубые нарушения, в связи с тем, что он делал оскорбительные и унизительные комментарии личного характера за ее спиной.
Трибунал по трудовым спорам также установил, что глава лондонского офиса не справился с разрешением внутреннего трудового конфликта и не расследовал надлежащим образом жалобы г-жи Лоховой. В своем решении Трибунал установил, что плачевное бездействие руководителя лондонского офиса нанесло ущерб истице и приравнивается к гонениям. Трибунал посчитал, что глава офиса должен был отстранить от работы непосредственного начальника г-жи Лоховой и убедиться в том, что на него было наложено надлежащее дисциплинарное взыскание.
Бывшая выпускница Кембриджа сказала в то время, что она совершенно разбита и измучена кампанией, которую развернули против нее ответчики, что она пережила шесть месяцев травли на работе, и это глубоко отразилось на всех аспектах ее жизни.
В хорошо оплачиваемых отраслях, таких как финансы, право или медицина, сумма, присуждаемая Трибуналом по трудовым спорам в делах о дискриминации или в делах об информировании о нарушениях, может быть огромной, поскольку, в отличие от дел о несправедливом увольнении, нет верхней границы компенсации, которая может быть получена работником.
В иске о компенсации г-жа Лохова заявила о взыскании милионов фунтов, указав в качестве основания утрату заработка, моральный вред и ущерб здоровью, полученные в результате дискриминации. Это дело, похоже, на тот случай, когда высшее руководство предпочитает занять позицию страуса, прячущего голову в песок, и это довольно распространенная ситуация. Формально работодатели имеют правила, регулирующие порядок рассмотрения жалоб работников, однако, зачастую эти правила пылятся в ящиках стола или на полке и не используются менеджерами, которые обязаны использовать их при рассмотрении трудовых споров в досудебном порядке. Если бы жалобы г-жи Лоховой были рассмотрены банком надлежащим образом, банк мог бы избежать критику в свой адрес со стороны Трибунала по трудовым спорам. Другая возможность защитить свои права – обратиться в суд с иском о несправедливом увольнении.
Г-жа Лохова не подавала жалобу на несправедливое увольнение, но у нее была бы такая возможность, если бы она проработала в банке по крайней мере два года, и если бы банк не смог доказать, что причина ее увольнения является потенциально справедливой и что банк действовал разумно во всех обстоятельствах.
Потенциально справедливые причины увольнения включают в себя поведение работника, его соответствие должностным обязанностям или исполняемой должности, сокращение штатов, нарушение законодательства или «иную существенную причину».
Если сотрудник считает, что не было справедливой причины для увольнения и/или что была нарушена процедура увольнения, иск о несправедливом увольнении должен быть подан в Трибунал по трудовым спорам в течение трех месяцев с даты увольнения (хотя дополнительное время будет добавлено для ранних примирительных процедур, которые проводит структура, именумая ACAS).
Если Трибунал по трудовым спорам придет к выводу, что работник был несправедливо уволен, он может обязать работодателя восстановить работника в должности, или предоставить ему иную должность, сравнимую с ранее занимаемой, или – чаще всего именно это и происходит – выплатить работнику денежную компенсацию.
Уровень компенсации определяется Трибуналом по трудовым спорам, который принимает во внимание любые финансовые потери, проистекающие из увольнения, но до установленного законодательством максимального уровня (с апреля 2015 года это 78 335 фунтов) или 52-хнедельной заработной платы работника до уплаты налогов. Эта сумма может включать потерю заработка работника за то время, что он ищет новую работу; потерю различных выгод и преференций, включая пенсию; любые расходы, связанные с поиском новой работы; и любую разницу в зарплате и преференциях после того, как работник начнет новую работу.
Сотрудники, постоянно работающие за рубежом, могут подать иск о несправедливом увольнении в исключительных обстоятельствах, например, если существует сушественная связь с британским трудовым законодательством. Однако, обстоятельства каждого дела зависят от конкретных фактов.
Ноэл Динс и Алис Боукет являются сотрудниками отдела по трудовым спорам юридической фирмы Bivonas Law (
В 1973 г. на тех же основах была реализована новая систематизация трудового законодательства. Кодекс труда имеет следующую структуру. Он подразделен на три главные части: 1) законы, т.е. акты парламента; 2) постановления, принимаемые правительством с учетом мнения Государственного совета; 3) простые декреты, принимаемые правительством. В качестве приложения приведены некоторые правовые акты, оставшиеся вне кодификации 1 .
Законы определяют фундаментальные принципы трудового права. Постановления являются актами применения законов, дополняющими их. Декреты уточняют и детализируют положения, имеющиеся в названных актах.
Каждая часть Кодекса труда состоит из девяти книг: договоры о труде; регламентация труда; трудоустройство и занятость; профессиональные объединения, представительство, участие в управлении работников, формы их заинтересованности в деятельности предприятий; трудовые конфликты; контроль за применением законодательства о труде; особые положения, относящиеся к отдельным профессиям (шахтерам, работникам транспорта, строительным рабочим, надомникам, домашним работникам, торговым агентам, журналистам, артистам, манекенщикам, консьержкам); особые положения, относящиеся к заморским департаментам; непрерывная профессиональная подготовка в рамках постоянного образования. Книга подразделяется на титулы, главы и статьи. В конце большинства книг имеется специальный титул, содержащий указания об ответственности за нарушение трудовых норм.
В Канаде с 1972 г. действует федеральный Трудовой кодекс, распространяющийся на предприятия федерального значения, т.е. входящие в сферу действия федеральных законов. Кодекс представляет собой инкорпорацию и частичную консолидацию трудового законодательства.
" Предусмотрено, что в Кодекс ежегодно вносятся необходимые дополнения и изменения с учетом вновь принятых законов. Вместе с тем некоторые важные законы не включены в Кодекс труда.
В таких странах, как США, Великобритания, Италия, Япония, Бельгия, Нидерланды, вопрос о кодификации трудового законодательства в целом вообще не ставился ни в теоретическом, ни в практическом плане, а в ФРГ попытка создать трудовой кодекс не увенчалась успехом.
В Испании поручение правительству разработать Кодекс труда, содержащееся в Законе от 10 марта 1980 г., до сих пор не выполнено.
Итак, в странах Запада крупномасштабная кодификация трудового законодательства, как правило, не осуществлена.
Отсутствие такой кодификации усиливает гибкость и лабильность трудового права, его динамизм и реакцию на нужды и требования производства, что отвечает интересам экономической рентабельности, большей эффективности предпринимательства. Вместе с тем это ослабляет защищенность наемных работников, усложняет восприятие трудового законодательства, затрудняет для индивидуальных работников, не знакомых с тонкостями юриспруденции, возможность применять трудовые нормы в целях защиты своих интересов.
Кодификация трудового законодательства - традиционное требование профсоюзов, политических сил левого спектра. Но оно в полном объеме на Западе в настоящее время не реализовано. Вместе с тем в последнее время (главным образом в 90-е годы) некоторые страны приняли консолидированные акты, систематизировавшие основные законы, составляющие коллективное, а в ряде случаев индивидуальное трудовое право. Например, в Великобритании в 1992 г. принят Консолидированный закон о профсоюзах и трудовых отношениях - акт кодификационного типа, представляющий собой систематизацию норм, относящихся к профсоюзам, организациям предпринимателей, коллективным договорам, забастовкам, административным учреждениям, действующим в сфере коллективных трудовых отношений. В 1996 г. был принят еще один консолидированный акт - Закон о правах в области занятости. В 1980 г. частичная кодификация трудового законодательства была осуществлена в Испании в виде Статута трудящихся.
В Новой Зеландии в 1991 г. принят Закон относительно договоров о труде. Основные разделы этого обширного законодательного акта кодификационного характера: свобода ассоциаций, коллективный договор и индивидуальный трудовой контракт, индивидуальные трудовые споры, забастовки и локауты, деятельность суда по вопросам занятости.
Таким образом, в ряде стран проявляются тенденции к частичной кодификации трудового законодательства, большей частью в своеобразной форме консолидированных актов.
Основные нормативные акты по труду отдельных стран. Источники трудового права различных стран имеют значительную национальную специфику, что делает необходимым освещение нормативных актов каждой страны в отдельности.
США. Источники трудового права: Конституция, федеральные законы, законы штатов, коллективные договоры, решения судебных органов, правила внутреннего трудового распорядка, ратифицированные конвенции МОТ.
Конституция США, принятая в 1787 г., не содержит положений, прямо относящихся к труду. Однако в соответствии с традиционным толкованием она считается исходной правовой основой регулирования труда. Издание федеральных законов о труде опирается на ст. 1 раздела VIII Конституции, предоставляющую Конгрессу право "регулировать торговлю с иностранными нациями, между отдельными штатами и с индейскими племенами".
В Конституции США провозглашены основополагающие гражданские права. В числе прочего первая поправка к Конституции запрещает Конгрессу издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, право собраний. Тринадцатая поправка запрещает рабство или подневольное услужение. Эти положения косвенно относятся и к сфере трудовых отношений.
Федеральное трудовое законодательство регламентирует главным образом отношения между предпринимателями и профсоюзами, определяет правовое положение профсоюзов, коллективных договоров, регулирует забастовки, пикеты, устанавливает минимум заработной платы, содержит нормы, касающиеся продолжительности рабочего времени, охраны труда, в частности, подростков и молодежи. Некоторые федеральные законы регламентируют труд отдельных категорий государственных служащих (например, Закон Ллойда-Ла Фоллета о труде федеральных почтовых служащих).
К важнейшим федеральным законам о труде относятся: Закон о регулировании отношений труда и менеджмента 1947 г. (Закон Тафта-Хартли); Закон о предоставлении отчетов и сведений о трудовых отношениях 1959 г. (Закон Лэндрама-Гриф-фина); Закон против судебных приказов, касающихся профсоюзов, 1932 г. (Закон Норриса-Ла Гардиа); Закон о справедливых условиях труда 1938 г. (Закон Блэка-Коннэри); Закон о труде
на железнодорожном транспорте 1926 г.; Закон о равной оплате труда мужчин и женщин 1963 г.; Закон о гражданских правах 1964 г. в редакции 1991 г. (титул 7); Закон о запрете дискриминации в трудовых отношениях по возрасту 1967 г.; Закон о безопасности труда и об охране здоровья на производстве 1970 г. (Закон Уильямса-Штайгера); Закон о профессиональном обучении 1984 г. (Закон Перкинса); Закон о правах инвалидов 1990 г.; Закон об отпуске по уходу за больными членами семьи 1993 г.
Согласно Конституции США полномочия по изданию законов о труде имеют штаты. Их законы распространяются на внут-риштатную экономику, т.е. на мелкие предприятия местного значения.
По содержанию законы о труде штатов, как правило, совпадают с федеральным трудовыми законодательством. Федеральным законам соответствуют аналогичные законы штатов. Во многих из них изданы "малые законы" Тафта-Хартли, Лэндра-ма-Гриффина и т.п. В большинстве штатов действуют также законы, устанавливающие минимальную заработную плату и максимальную продолжительность рабочего времени для женщин, а в некоторых штатах - и для взрослых рабочих. В отдельных случаях имеются нормы, отсутствующие в федеральном трудовом законодательстве (например, о продолжительности обеденных перерывов). Однако в большинстве штатов законы о труде регламентируют меньший круг вопросов, чем федеральное законодательство.
Важнейшим источником трудового права США являются коллективные договоры. Особое их значение объясняется тем, что трудовое законодательство определяет в основном лишь правила борьбы за установление условий труда. Сами же условия труда регламентируются в коллективных договорах. Там же содержится большая часть норм, относящихся к индивидуальному найму.
В США весьма велика роль так называемого общего права, которое развилось из судебных решений. Особенно большое значение имеют решения Верховного суда, определяющие судебную политику в отношении положения профсоюзов, коллективных договоров, забастовок.
Большинство американских законов о труде предусматривает образование специальных административных органов, призванных обеспечивать осуществление этих законов. К ним относятся, например, Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), созданное на основании Закона Вагнера и сохранившееся в несколько измененном виде в соответствии с Законом Таф-
та-Хартли; Управление по заработной плате и рабочему времени, предусмотренное Законом о справедливых условиях труда; Национальное управление посредничества и Национальное управление по регулированию трудовых споров на железнодорожном транспорте, образованные на основании Закона о труде на железнодорожном транспорте.
Названные органы, формируемые президентом США по совету и с согласия Сената, осуществляют толкование соответствующих законов, рассматривают трудовые споры, связанные с их применением. Суд придает решениям этих органов обязательную силу и вправе их пересмотреть, хотя вопросы фактов, подтвержденных доказательствами и зафиксированных в решениях административных органов, не подлежат судебному пересмотру. В американской литературе административные органы типа НУТО именуются квазисудебными. Их решения, подтвержденные судами, как и издаваемые ими административные акты, считаются источниками трудового права.
Источником американского трудового права являются правила внутреннего трудового распорядка, принимаемые большей частью единолично предпринимателем. Они включают нормы, касающиеся поведения работников на предприятии, регламентируют режим рабочего времени, устанавливают санкции за нарушение дисциплины. В коллективных договорах обычно предусмотрена обязанность предпринимателя информировать работников о содержании правил внутреннего трудового распорядка (вывешивать для всеобщего обозрения, распространять их копии и т.п.).
На начало 1998 г. США ратифицировали 12 конвенций МОТ.
Великобритания. Источники трудового права: законы о труде (статутное право), подзаконные акты, решения судов (общее право), коллективные договоры, акты предпринимателей (акты хозяйской власти), обычаи, ратифицированные конвенции МОТ.
Английские законы о труде 1 регламентируют положение профсоюзов и забастовки, охрану труда и технику безопасности, про-
1 К основным законодательным актам по труду относятся: Закон о заговоре и защите собственности 1875 г., Закон о защите занятости 1975 г., Консолидированный закон о защите занятости 1978 г., Законы о занятости 1980, 1982, 1988, 1990 гг., Закон о равной заработной плате мужчин и женщин 1970 г., Закон о дискриминации по признаку пола 1975 г., Закон о расовых отношениях 1976 г., Закон о технике безопасности и производственной санитарии 1974 г., Закон о профессиональном обучении 1982 г., Консолидированный закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 г., Закон о реформе профсоюзов и трудовых правах 1993 г., Закон о правах в области занятости 1996 г.
должительность рабочего времени подростков, порядок выплаты заработной платы, некоторые аспекты трудового договора.
В Великобритании действует несколько сот подзаконных актов по труду, изданных исполнительными органами государственной власти. Они касаются разнообразных вопросов труда, в том числе регламентируют детский труд, налог на профессиональное обучение, выдачу лицензий на деятельность бирж труда, определяют процедуры деятельности промышленных судов или затрагивают отдельные отрасли. Министр по делам государственной службы определяет условия труда чиновников центральных государственных органов.
Специфическим источником британского трудового права являются кодексы практики (codes of practice), которые хотя и не считаются обязательными (их нарушение не влечет судебного разбирательства), но учитываются судами и другими государственными органами и ставят целью давать разъяснения по поводу применения тех или иных положений законодательства, ориентировать практику. Кодексы издаются различными органами (Государственным секретариатом по вопросам занятости, Консультативной службой по примирению и арбитражу, Комиссией по обеспечению расового равенства, Комиссией по равным возможностям в области занятости, Комиссией по технике безопасности и производственной санитарии) по специальному указанию законов и подлежат утверждению обеими палатами парламента.
В настоящее время действуют кодексы практики, регулирующие пикетирование, предоставление профсоюзам информации, необходимой для коллективных переговоров, право профсоюзных работников использовать рабочее время для исполнения их обязанностей, дисциплинарную практику и процедуру, меры против дискриминации по признаку расы и пола, порядок образования комитетов по технике безопасности и функции профсоюзных инспекторов по труду, порядок проведения голосования в связи с забастовкой.
Источником трудового права являются акты предпринимателей, в частности издаваемые ими единолично правила внутреннего трудового распорядка.
Большое значение имеет судебная практика (общее право). Великобритания - страна прецедентного права, и там применяется принцип stare decis, который обязывает судей низших судов следовать правилам, вытекающим из решений по аналогичным делам, ранее вынесенных судьями высших судов. Если суд принимает решение по какому-либо вопросу, то суды рав-
ной и низшей инстанций обязаны руководствоваться основаниями вынесенного решения при рассмотрении аналогичных дел.
Общее право (case law) регламентирует многие аспекты трудового договора, договора ученичества и в определенной мере положение профсоюзов, забастовки.
Особенность британского трудового права состоит в том, что в результате вековой борьбы рабочий класс добился принятия парламентом законодательных актов, отменивших некоторые положения общего права, которое в целом враждебно работникам. Например, легализация профсоюзов и забастовок произошла в результате принятия законов, отменивших или ограничивших применение против профсоюзов и их деятельности доктрин общего права, судебных прецедентов, направленных против права на объединение и коллективные действия.
Коллективные договоры - своеобразный источник британского трудового права, имеющий большую специфику по сравнению с другими странами. По своей юридической природе это своего рода джентльменские соглашения, имеющие моральную силу, а не юридический контракт. Их принудительное исполнение с помощью обычной судебной процедуры невозможно. Таким образом, реализация коллективных договоров не обеспечена правовыми санкциями. По юридическим характеристикам близки к коллективным договорам резолюции так называемых комитетов Уитли - совместных органов работников и администрации в государственной службе.
Обычаи как источник трудового права играют заметную, хотя и вспомогательную роль. Это неформальные правила, действующие по традиции во многих отраслях и фиксируемые зачастую в коллективных договорах. Они могут касаться таких вопросов, как число учеников производственного ученичества, классификация работников, режим рабочего времени, регламентация сверхурочных работ, отношения профсоюзов и их членов.
На начало 1998 г. Великобритания ратифицировала 80 конвенций МОТ.
Франция. Источники трудового права: Конституция, Кодекс труда, законы, декреты-законы, ордонансы, постановления правительства и Министерства труда, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, судебная практика, обычаи, ратифицированные конвенции МОТ.
В тексте действующей Конституции Французской Республики 1958 г. не провозглашены права и свободы граждан. Лишь в
преамбуле к Конституции указывается на приверженность французского народа правам человека, как они были определены Декларацией прав и свобод человека и гражданина 1789 г., подтвержденной и дополненной в преамбуле к Конституции 1946 г. Это дает основание считать, что Конституция 1958 г. оставила в силе преамбулу к Конституции 1946 г., в которой были провозглашены важнейшие социально-экономические права: право на труд ("каждый обязан работать и имеет право на получение должности") 1 , равенство всех граждан в области труда ("никто не может в своем труде и в своей должности быть притесняем по причине своего происхождения"), равенство женщин и мужчин ("закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной"), право на объединение в профсоюз ("каждый человек может защищать свои права и свои интересы через профсоюзную организацию и принадлежать к профсоюзу по своему выбору"), право на стачку ("право стачек осуществляется в рамках законов, которые его регламентируют"), право трудящихся на коллективные договоры и на участие в управлении предприятием ("каждый трудящийся через посредство своих делегатов принимает участие в коллективном определении условий работы, так же как и в руководстве предприятием").
Положения преамбулы Конституции считаются нормами, имеющими прямую силу и составляющими неотъемлемую часть правовой системы Франции. Согласно Конституции законы могут определять лишь фундаментальные принципы трудового права. Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке (ст. 34, 37). Таким образом, Конституция оставляет парламенту право разрабатывать лишь общие принципы законодательства. Реализация же принципов передана правительству. Законы, одобренные до вступления в силу Конституции, могут быть изменены с помощью правительственных декретов (ст. 37). Конституция не допускает принятие парламентских предложений, вызывающих увеличение бюджетных расходов (ст. 40). Правительство может получить от парламента
1 Провозглашение в ряде западных конституций, принятых непосредственно после второй мировой войны, права на труд и обязанности трудиться отразило влияние социалистической идеологии, опыта СССР. Однако на Западе в понятие права на труд и обязанность трудиться изначально вкладывался иной смысл, чем в нашей стране. Под трудом понималась любая профессиональная деятельность, в том числе предпринимателей, независимых работников, и самое главное - отмеченные понятия полностью исключали внеэкономическое принуждение. Акцент делался на праве на свободный труд.
полномочия издавать путем ордонансов нормы, которые обычно являются предметом законодательства (ст. 38).
В Кодексе труда осуществлена систематизация важнейших законодательных актов по труду 1 .
В числе новейших законодательных актов, не включенных в Кодекс труда, Закон о молодежи от 16 октября 1997 г., Закон о мерах против нелегальных форм занятости от 11 марта 1997 г.
Некоторые нормы в области труда содержатся в специализированных кодексах (в Сельском кодексе, в Кодексе регулирования труда моряков торгового флота, в Кодексе регулирования труда на заморских территориях). Ряд вопросов трудового права регламентируется в Гражданском кодексе (его нормы, в частности, широко применяются к трудовому договору).
Большое место в трудовом законодательстве Франции занимают акты, изданные правительством по делегированию парламента. Это декреты-законы (в период Третьей и Четвертой республик) и ордонансы (в период Пятой республики).
В качестве источника трудового права важную роль играют постановления правительства, министров, префектов. Декреты министров, а также префектов определяют правила применения законов к конкретным отраслям либо регионам. Большое значение имеют декреты министра труда, распространяющие действие коллективных договоров. Главным образом в декретах закреплены правила по технике безопасности и производственной санитарии.
Коллективные договоры заключаются в отраслевом масштабе или в рамках предприятий. Имеются также коллективные договоры, действующие в масштабах всей промышленности (общенациональные межконфедеральные соглашения) и регулирующие такие вопросы, как выходное пособие, пособие по безработице, профессиональное обучение, коллективные увольнения, отпуска, пособие по беременности и родам.
Таким образом, коллективные договоры подразделяются на общенациональные, отраслевые, региональные и коллективные договоры предприятий. Они содержат положения, относящиеся ко всем категориям работников. Специальные дополнения касаются рабочих, мастеров, инженеров и др.
Правила внутреннего трудового распорядка включают нормы о дисциплине работников, режиме рабочего времени, технике безопасности и производственной санитарии, найме и увольнении и должны обязательно приниматься на промыш-
1 О французском Кодексе труда см. с. 38-39.
ленных предприятиях, насчитывающих, по крайней мере, 20 работников. Эти правила разрабатываются руководителем предприятия. Последний обязан лишь проинформировать об их содержании комитет предприятия и делегатов персонала, выслушав их мнение, которое может и не принять. Правила должны быть вывешены для всеобщего обозрения. Один их экземпляр передается на хранение в суд по трудовым делам.
К числу важнейших источников трудового права относятся решения суда высшей инстанции - Кассационного суда, а также решения Конституционного совета, определяющего, какие вопросы относятся к фундаментальным принципам трудового права и являются тем самым прерогативой парламента. Конституционный совет проверяет соответствие принятых парламентом актов Конституции. Специфический источник трудового права - решения органов административной юстиции, и прежде всего ее высшего органа - Государственного совета.
Применение арбитража в области трудового права во Франции сравнительно редко. По юридической силе решения арбитражных органов приравниваются к коллективным договорам.
Обычай как источник трудового права играет вспомогательную роль. В ряде случаев сам закон отсылает к обычаю (например, в отношении срока предупреждения об увольнении); обычай применяется также тогда, когда тот или иной вопрос не регламентирован в законе (например, испытательный срок при приеме на работу). Обязательная сила обычая основывается на воле сторон, которые придерживаются данного обычая более или менее продолжительное время.
Роль международных конвенций в качестве источника трудового права определена ст. 55 Конституции, которая признает за международными договорами приоритет перед внутренними законами, если эти договоры должным образом ратифицированы и применяются другой стороной. На начало 1998 г. Франция ратифицировала 115 конвенций МОТ.
ФРГ. Источники трудового права: Конституция ФРГ и конституции отдельных земель, кодификационные акты, законы, постановления правительства и других государственных органов, коллективные договоры, заводские соглашения, правила внутреннего трудового распорядка, судебная практика, обычаи, ратифицированные международные конвенции по труду.
В Конституции (Основном законе ФРГ 1949 г.) почти полностью отсутствуют статьи, провозглашающие социально-экономические права, которые считаются производными от деклари-
руемых в общей форме гражданских свобод. Так, юридическим обоснованием свободы профсоюзов служит право на объединение, относящееся не только к профсоюзам, но и к организации предпринимателей. Право на забастовку базируется на конституционном праве на объединение (ст. 9) и свободное развитие личности (ст. 2).
Конституции земель ФРГ содержат специальные статьи, относящиеся к трудовым правам граждан. В них провозглашаются право на труд (наряду с обязанностью трудиться), право на справедливую и равную заработную плату, право на забастовку. Эти нормы в большинстве случаев включены в конституции, принятые непосредственно после краха фашизма. Они отразили усилившиеся в тот период позиции рабочего класса, профсоюзов, левых сил.
Конституция наделила правом издания законов о труде как парламент ФРГ, так и парламенты земель. Однако, согласно Конституции, "земли обладают правом законодательства лишь тогда и постольку, когда и поскольку федерация не использует своих прав законодательства". Практически почти все законы о труде приняты федеральным парламентом. Законы земель, противоречащие федеральному законодательству о труде, признаются недействительными (ст. 31).
Источником трудового права ФРГ являются кодификационные акты: Германское гражданское уложение, Торговый кодекс, Промышленный устав, Прусский общий горный закон.
Нормы Германского гражданского уложения применяются главным образом к трудовому договору. В частности, на трудовые договоры распространяются общий принцип, согласно которому признаются недействительными юридические акты, противоречащие "добрым нравам" (ст. 138); положение о том, что договоры должны толковаться на основе принципа добропорядочности, с учетом обычаев (ст. 157), а также многочисленные нормы, касающиеся договоров найма услуг (ст. 619-630). Торговый кодекс регулирует трудовые договоры работников торговли, торговых представителей (ст. 59-83). Ряд норм Промышленного устава (ст. 105-139) регламентирует трудовые договоры рабочих промышленности и охрану их труда, а также договор производственного ученичества. Прусский общий горный закон (действует на всей территории ФРГ) содержит нормы, относящиеся к трудовому договору и охране труда рабочих-шахтеров.
К главным действующим законам по труду относятся: Закон о коллективных договорах 1949 г. в редакции 1969 г., Закон о переуступке работников 1972 г., Закон о содействии в обеспече-
4 Киселев И. Я 49
ний работы 1969 г., Закон о профессиональном обучении 1969 г., Закон о конституции предприятия 1972 г., Закон о минимальных оплачиваемых отпусках 1963 г., Закон о надомном труде 1951 г., Закон об охране труда молодежи 1976 г., Закон о защите прав работников при увольнениях 1951 г., в редакции 1959 г., Закон о соучастии работников в управлении предприятием 1976 г., Закон об охране труда инвалидов 1986 г., Закон о трудовой юстиции 1953 г. с поправками 1979 г., Закон об установлении минимальных условий труда 1952 г., Закон о поощрении занятости 1985 г., Закон о продолжительности рабочего времени 1994 г., Закон о защите работников от сексуальных приставаний на рабочих местах 1994 г., Закон о борьбе с черным рынком труда 1995 г.
Постановления по вопросам труда, издаваемые федеральным правительством или отдельными министрами, касаются обычно применения законов.
Законы о труде, принятые в землях, посвящены главным образом регламентации ежегодных оплачиваемых отпусков, а федеральные административные регламенты - технике безопасности и производственной санитарии.
Важность коллективных договоров как источника германского трудового права обусловлена значительным развитием коллективно-договорного регулирования труда, широтой содержания коллективных договоров, регламентирующих большинство условий труда. По своей юридической природе различаются обычные коллективные договоры, распространяющиеся на членов организации, их заключивших, и договоры, получившие общеобязательную силу декретами министра труда.
В ФРГ действуют различные виды коллективных договоров (отдельно для рабочих и для служащих), распространяющихся на отрасли (подотрасли) промышленности обычно в пределах земли. Различаются основные коллективные договоры, содержащие нормы о рабочем времени, об оплате сверхурочных, отпусках и т.д.; соглашения о классификации работ и сдельной работе; соглашения о тарифных ставках рабочих; соглашения об окладах служащих.
Получили распространение заводские соглашения между администрацией предприятия и производственными советами. Они регламентируют порядок заключения и расторжения индивидуальных трудовых договоров, содержат нормы по технике безопасности и производственной санитарии, о режиме труда и отдыха.
К заводским соглашениям близки правила внутреннего трудового распорядка, которые заключаются администрацией и
производственными советами и включают нормы о режиме рабочего времени, сроках и месте выплаты заработной платы, дисциплинарные правила, а также устанавливают график предоставления отпусков.
Значительная роль в правовом регулировании труда в ФРГ принадлежит руководящим решениям Федерального суда по трудовым делам. Они не только ориентируют судебную практику, но и дополняют действующее право и даже вносят в него изменения. Так, многие общие положения, определяющие права и обязанности сторон трудового договора, конкретизируются в решениях судов. Это же относится к регулированию коллективных трудовых конфликтов, забастовочной борьбы.
На начало 1998 г. ФРГ ратифицировала 75 конвенций МОТ.
Италия. Источники трудового права: Конституция, законы, законодательные декреты, декреты-законы, постановления правительства и Министерства труда, коллективные договоры фашистского периода, современные коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, обычаи, ратифицированные конвенции МОТ.
Законодательство в защиту рабочих первоначально возникло в Англии (" мастерской мира "). Уже в 1802 г. английский парламент принял закон (" Акт о здоровье и морали учеников", который провел крупный фабрикант Роберт Пиль), явившийся первым проявлением регулирующей роли государства.
Этот закон запрещал на прядильных фабриках ночной труд детей (с 8,5 вечера до 5,5 утра) и ограничивал их рабочий день 12 часами в сутки, включая время на обязательное, за счет фабрикантов, обучение детей грамоте
В 1833 г. законом в текстильной промышленности продолжительность рабочего дня для малолетних (до 13 лет) была уменьшена до 9 часов, для подростков (от 13 до 16 лет) остался прежний 12-часовой рабочий день, малолетние должны были посещать школу не менее как на 2 часа, плата за обучение вычиталась из их заработка. Закон учредил институт фабричных инспекторов, пользующихся правом входа в фабрики во всякое время и возбуждения преследования за все нарушения фабричного законодательства, караемые исключительно по суду, довольно крупными денежными взысканиями (штрафами) - преследование обычным порядком в качестве обвинителей и свидетелей перед мировым судьей, либо судить самим
лично, последнее право инспекторов было отменено в 1844 Г.
Упорное противодействие закону 1833 г. со стороны фабрикантов, предсказывавших гибель отечественной промышленности в пользу иностранной конкуренции, на первых порах привело к изгнанию малолетних с текстильных фабрик. число малолетних сократилось наполовину; фабриканты предпочитали вовсе не держать малолетних, чем исполнять новые, казавшиеся сложными и страшно дорогими, правила закона.
В 1847 г. законом устанавливается 10-часовой рабочий день (с 6 часов утра до 6 часов вечера) для женщин и детей в текстильной промышленности.
В этой отрасли преобладал женский и детский труд, из 545 тыс. рабочих отрасли - 364 тыс. составляли в 1847 г. подростки и женщины.
Последующими законами 1860-х - 1870-х годов все правила действовавших фабричных законов были распространены на другие отрасли промышленности. Но эти законы по ограничению рабочего дня женщин и подростков не касались взрослых рабочих-мужчин, ибо считалось " взрослые мужчины могут и сами позаботиться о себе ", собственными силами без государственного вмешательства могут обеспечить свои интересы. Однако под давлением рабочих союзов законодательное ограничение на практике привело к общему сокращению рабочего дня для всех рабочих, но это было достигнуто путем соглашения на предприятии, но не законодательно.
С 1878 г. действовал " Акт о фабричных мастерских ". образовавшийся из слияния многочисленных предшествовавших ему актов, регулирующий не только работу детей (малолетних с 12 лет, подростки с 14 лет) и женщин, но и условия труда для всех рабочих с точки зрения техники безопасности производства (санитарные правила по устройству, вентиляции, содержанию рабочих помещений, правила для ограждения рабочих от несчастных случаев). Накопление новых законов привело к изданию нового " Акта о фабриках и мастерских " 1901 г.
По этому акту на всех фабриках и мастерских работа малолетних моложе 12 - летнего возраста не допускалась, с 14 лет малолетние переходят в разряд подростков, с 18 лет рабочие мужского пола выходят из-под действия закона и контроля инспекции, тогда как работа женщин подчиняется, за немногими исключениями, тем же правилам, что и работа подростков. Несовершеннолетние до 16 лет должны пройти медицинское освидетельствование, не могут поступать на фабрику, не предоставив удостоверения о способности по состоянию его здоровья к работе, на которую он предполагает наняться.
Продолжительность рабочего дня для женщин и подростков - 10 часов в текстильной промышленности и 10,5 часов - в других отраслях, в субботу продолжительность рабочего дня сокращается наполовину. Для женщин и подростков продолжительность рабочей недели в текстильной промышленности не более 55 1/ 2 часов, на других предприятиях - 60 часов. Ночная работа между 9 часами вечера и 6 часами утра для малолетних и женщин запрещена безусловно. Министр внутренних дел имеет право объявлять то или другое производство вредным для здоровья и издавать для -таких производств особые правила по технике безопасности.
Вследствие общей стачки в горной промышленности в 1912 г. парламент законом установил 8-часовой рабочий день для всех работников (включая и мужчин) в горной промышленности и о минимуме зарплаты.
Сокращение рабочего, времени толковалось как вытекающее из исключительных условий существования данной группы рабочих 8-часовой рабочий день не был распространен на другие категории рабочих
Закон 1837 г.. со значительными изменениями 1896 г., запретил уплату заработка какими бы то ни было предметами вместо наличных денег. Закон строго регламентировал вычеты из зарплаты рабочего (штрафы). Закон не ставил цифрового предела вычетов, но требовал, чтобы размер штрафных взысканий был точно указан и соответствовал проступку (порче материалов, небрежной работе).
Большое внимание закон уделял рабочим союзам и регулированию конфликтов. В 1799 г. парламент законом запретил общества и союзы рабочих, имеющие целью добиться повышения зарплаты, сокращения рабочего дня.
Нарушение закона влекло за собой применение уголовных наказаний (3-х месячное заключение в тюрьме), которые налагались судьей единолично, без участия присяжных Это запрещение привело к образованию множества тайных обществ, которые прибегали к угрозам и насилию, что не обеспечивало спокойствия и порядка.
В 1824 г. парламент признал за рабочими право на свободное образование союзов, которые ставили своей целью повышение зарплаты, сокращение рабочего дня. Закон запрещал агитацию и склонение других рабочих к участию в стачке. Общества (тред - юнионы) только терпели, но они не пользовались защитой закона. Суды преследовали участников стачек (по доктрине общего права " стеснения промысла ").
Законы "о рабочих союзах " 1871 г. и 1876 г. признали за рабочими союзами право законного существования. Рабочие союзы объединяют рабочих одной или родственных профессий для улучшения их труда, направляют свою деятельность на материальную поддержку своих членов, вступивших в стачку или ищущих работу, оказывают помощь при заболевании, несчастных случаях, неспособности к труду от старости. Все вступительные и повременные взносы образуют фонд, из которого выдаются пособия по мере надобности и наличности средств. Союзы могут быть зарегистрированы, регистрируется их устав и они получают права юридического лица, право владения недвижимой собственностью, освобождения от подоходного налога страховых пособий. Союзы обязаны ежегодно посылать денежный отчет Главному регистратору
В 1900 г в Англии было 1272 рабочих союза с 1 млн. 905 тыс членов, из них зарегистрировано было только 690, но наиболее крупных, с 1 млн. 499 тыс членов. Из четырех промышленных рабочих один состоял членом какого - либо союза.
Законом 1875 г. " о заговорах и защите собственности " была признана ненаказуемость стачек, когда они не сопровождаются насилиями. По закону о трудовых конфликтах 1906 г. подстрекательство к стачкам, организация пикетирования (чтобы воспрепятствовать не членам союза продолжать работу), а равно стачки -важных предприятиях (газо и водоснабжение городов) объявлялись уголовно в общественно наказуемым деянием.
До 1880 г. рабочий, пострадавший от несчастного случая на производстве, мог предъявить иск к своему предпринимателю только в случае, если он в состоянии был доказать, что вред причинен по вине предпринимателя. В конце XIX - начале XX века (1880 г., 1897 г., 1900 г., 1906 г.) принимаются законы о вознаграждении потерпевших от несчастных случаев: рабочий - временно или постоянно потерявший способность к труду вследствие несчастного случая во время исполнения своих служебных обязанностей или в результате профессионального заболевания, - должен получать средства от предпринимателя, независимо от того, явился ли несчастный случай результатом небрежности предпринимателя.
В 1908 г. закон предусматривал выдачу пенсии за счет государства (без предварительных взносов со стороны рабочих) по старости старикам,
достигшим 70-летнего возраста.
В 1911 г. закон установил обязательное и основанное на предварительных взносах страхование по болезни и от безработницы (в 4 отраслях экономики: строительной, машиностроительной, судостроительной и вагоностроительной). Взносы производятся предпринимателями, рабочими и государством.
История трудового и социального законодательства Германии
В Германии императорская власть пыталась сочетать преследование социалистов (закон против социалистов с 1878 по 1890 г. , который запрещал деятельность социал - демократической партии Германии) с проведением социальных реформ в пользу рабочих с целью улучшения их материального положения.
Либералами XVIII - начала XIX веков государство мыслилось в виде " государства - ночного сторожа ", " минимального государства ", единственной целью которого была защита правопорядка, слагавшегося из политических свобод и имущественных прав собственников.
В консервативной Германии сложилось более широкое представление о государстве как о " социальной монархии ", которая должна была заботиться о социально - экономических правах граждан. Стало формироваться государство всеобщего социального обеспечения. Канцлер Германии О. фон Бисмарк писал: " Активность государственных органов - вот единственное средство нейтрализации социалистического движения. Мы сами должны сделать то, что в программе у социалистов выглядит оправданным и выполнимым в рамках существующего государственного и общественного устройства ".
В 1869 г. по образовании Северогерманского союза был принят общий промышленный устав, который с образованием Германской империи в 1871-1873 гг. распространялся на другие германские государства. Законом 1891 г. в устав были введены изменения.
По этому уставу малолетние моложе 13 лет на работу в промышленных предприятиях не допускались, а в возрасте старше 13 лет допускались лишь в том случае, если не обязаны уже более посещать школу. С 13 до 14 лет малолетние могли работать не более 6 часов, а подростки до 16 лет - не более 10 часов в сутки, для женщин старше 16 лет работа допускалась до 11 часов в сутки, по субботам и накануне праздников - не более 10 часов.
Работа взрослых мужчин вообще не ограничивалась и продолжительность ее предоставлялась соглашению работодателей с рабочими, но закон давал союзному совету право определять продолжительность работы в тех производствах, где чрезмерно продолжительная работа признается вредной для здоровья рабочих. Например, в булочных смена должна быть не более 12 часов. Всех нерабочих дней в Германии насчитывалось около 65.
Промышленный устав 1869 г. содержал общие требования к технике безопасности. Союзный совет (бундесрат) обладал правом издавать детальные правила по технике безопасности на предприятиях в определенных отраслях промышленности.
Например, в 1888 г. было издано распоряжение бундесрата о технике безопасности на сигарных фабриках. Устав также регулировал важнейшие условия трудового договора, порядок увольнения рабочих, отмечалось, что зарплата должна выдаваться исключительно наличными деньгами.
В 1867 г. северогерманский рейхстаг принял закон о свободе деятельности рабочих союзов. Промышленный устав 1869 г. отменил уголовное наказание за участие в стачках, но устанавливал правила об охране лиц, желающих работать, о запрете пикетирования.
Рейхстаг в 80-е годы XIX века принял законы (закон о больничных кассах 1883г., закон 1884 г. о страховании от несчастных случаев, закон 1889 г. о страховании на случай старости и инвалидности), устанавливающие обязательное страхование на случай болезни, на случай несчастных происшествий на производстве и на случай неспособности к труду. При страховании против заболеваний 2/ 3 взносов несли рабочие, а 1/ 3 -наниматели, против несчастных случаев, прошедших в связи с профессиональной работой, страховали одни предприниматели, при достижении 70-летнего возраста или утраты способности к труду выдавалась пенсия из фонда, составленного из разных взносов, со стороны предпринимателей и рабочих с приплатой от казны.
История трудового и социального законодательства Франции
Трудовое законодательство Франции было менее развито, чем в Англии и Германии. Законом 1841 г. был запрещен труд детей до 9 лет и ночной труд детей до 13 лет на промышленных предприятиях. Для детей до 12 лет был установлен 8-часовой рабочий день. В 1848 г. был установлен 12-часовой рабочий день для всех промышленных рабочих. Но до 1874 г. эти законы оставались мертвой буквой, ибо только законом 1874 г. была учреждена фабричная инспекция, которая должна была наблюдать за использованием законов о труде. Инспекторы труда назначались министерством труда, в основном составляли доклады об общем состоянии техники безопасности.
В 1892 г. был принят закон о работе малолетних, подростков и женщин на промышленных предприятиях: дети моложе 13 лет (до этого 12 лет) не допускались на работу в промышленных предприятиях, работа малолетних до 16 лет была ограничена 10 часами, работа подростков от 16 до 18 лет и женщин - 11 часами в день между 5 часами утра и до 9 часов вечера. Ночная работа для детей и женщин (с 9 часов вечера и до 5 часов утра) запрещалась.
Закон 1900 г. ограничил рабочий день до 10 часов, распространил свое действие также на взрослых мужчин, работающих в помещениях, где работают женщины и дети. В 1893 г. был принят закон об устройстве и содержании промышленных заведений в отношении гигиены и безопасности работ.
По закону 1898 г. о несчастных случаях лечение пострадавшего оплачивалось со дня несчастного случая до выздоровления тем предприятием, на котором пострадавший работал. Неосторожность рабочего не лишает его вознаграждения, но дает право суду право уменьшать его. За все время нетрудоспособности потерпевшего предприниматель уплачивал ему до 2/3 заработка (две трети - при полной потере трудоспособности навсегда). Закон Ле- Шапелье 1791 г. запрещал объединения рабочих, стачки. В 1864 г. при Наполеоне 3 разрешались стачки, создание рабочих союзов.
Как только контракт на работу человека классифицируется, суды имеют конкретные правила для определения вне установленной законом минимальной хартии прав, каковы его условия. Аналогичные правила для включения терминов и терминов импликации существуют, как в обычном договоре. Однако, в Gisda CYF об Барраттах, Лорд Керр подчеркнул, что, если она затрагивает законные права, процесс строительства является один, который должен быть «интеллектуально сегрегацией» от общего договорного права, из — за отношения зависимости служащего. В этом случае г-же Барратт сообщили, что ее занятие было прекращено в письме, которое она открыла через 3 дня после его прибытия. Когда, через 3 месяца и 2 дня после прибытия, она подала несправедливое заявление об увольнении, работодатель утверждал, что наступил срок, на основании которого в обычном договоре одно связано уведомлением, когда разумный человек прочитал бы сообщение. Верховный суд постановил, что г-жа Барратт успела подать иск, потому что она была связана только уведомлением, когда она действительно прочитала его. Применительно к трудоустройству было другое, учитывая цель трудового законодательства для защиты сотрудника. От образования до прекращения трудовые договоры должны толковаться в контексте законодательной защиты зависимых работников.
Каждый работник имеет право на основании письменного заявления их трудового договора, , которые, как правило, включать рабочее место коллективного договора, и должны следовать, или быть лучше, чем минимальные установленные законом права.
Условия работы — это все, что обещали работнику, когда начинается работа, если они не противоречат установленным законом минимальным правам. Кроме того, термины могут быть включены путем разумного уведомления, например, если обратиться к руководству по персоналу в письменном трудовом соглашении или даже в документе в шкафу для подачи документов рядом с пособием персонала. Хотя без выраженной формулировки они считаются не имеющими обязательной силы между профсоюзом и работодателем коллективное соглашение может порождать индивидуальные права. Испытание, применяемое судами, заключается в том, чтобы свободно спрашивать, являются ли его условия «склонными» к включению, а не заявлениями «политики» или «стремления». В тех случаях, когда слова коллективного договора ясны, правило «последнее в первом» было проведено в одном случае, чтобы потенциально квалифицироваться, но в другом случае статья, претендующая на осуждение принудительных увольнений, считалась обязательной только «в чести».
В дополнение к уставным правам, явно согласованным условиям и включенным терминам, договорным отличием трудового отношения является серия стандартизированных подразумеваемых условий (или терминов, подразумеваемых в законодательстве), которые сопровождают его. Прежде всего, и в дополнении к индивидуализированным УСЛОВИЯМ, что суды толкуют отражать разумные ожидания сторон, суды уже давно считали, что сотрудники задолжали дополнительные и выгодные обязательства, такие как безопасная система работы, [ 60] и выплаты заработной платы, даже если у работодателя нет работы. . Отражая более поздние приоритеты, Палата лордов, занимающая работодателей, обязана информировать своих сотрудников о своей пенсии на рабочем местеправ , хотя нижестоящий суд прекратил требовать от работодателей давать рекомендации относительно получения пособий по инвалидности на рабочем месте. Ключевым подразумеваемым термином является долг добросовестности или « взаимное доверие и доверие ». Это гибкая концепция, применяемая в самых разных обстоятельствах, приводящих к возмещению ущерба или предписания. Примеры включают требование о том, чтобы работодатели не действовали авторитарно, не называли имена сотрудников за спиной, не относились к работникам неравномерно при повышении заработной платы , не управляя компанией как фронт для международных преступность, или не проявляйте осторожности, чтобы приумножить бонус. Было высказано несогласие между судьями относительно того, в какой степени ядро подразумевает термин взаимного доверия и доверия, может быть «заключен из договора», а Палата лордов считает, что стороны могут, когда они «свободны» делать поэтому, в то время как другие подходят к вопросу как к вопросу о строительстве соглашения, которое в пределах исключительной судебной компетенции определяет.
Второй и более старый отличительный признак трудового договора заключается в том, что сотрудники обязаны следовать инструкциям своих работодателей во время работы, если это не противоречит закону или их согласованным условиям. Каждое трудовое отношение оставляет работодателя с остатком по усмотрению, исторически выраженным как отношения «хозяин-слуга». Сегодня на практике это оставляет работодателю возможность изменять способ работы в соответствии с потребностями бизнеса. Суды разрешили это продолжить, если это не противоречит срочным условиям договора, которые всегда требуют согласия работника или пересмотра коллективного договора. Статус «положений о гибкости», предполагающий, что работодатели могут по своему усмотрению изменять любой контрактный срок, оспаривается, поскольку он часто будет допускать злоупотребление властью, которое контролирует общее право. Пределы толерантности судов к такой практике очевидны, если они касаются процедур доступа к правосудию или потенциально, если они будут противоречить обязанности взаимного доверия и доверия.
что система такого участия является атрибутом социального государства, и она не противоречит идее рыночной экономики. Однако правовое регулирование данных отношений - довольно сложная задача, так как предоставление тех или иных прав коллективу работников связано с ограничением прав работодателя, его предпринимательской свободы. Принимать сбалансированное законодательство в этой сфере удается в немногих странах с социально ориентированной рыночной экономикой. Безусловным лидером, по мнению авторов, является Германия. Эффективность немецкой системы во многом объясняется детальным правовым регулированием и возможностью замены соглашения по обязательным вопросам решением суда. Однако такой механизм работает при четком разграничении тех вопросов, по которым работодатель и трудовой коллектив имеют общие цели, и тех, по которым их интересы не совпадают.
Е.В. Алферова
2010.03.043. ЛЮТОВ Н.Л. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 232 с.
Правовой институт социального партнерства, или, согласно принятой на Западе терминологии, социального диалога, называемый также коллективным трудовым правом, в России и Великобритании имеет фундаментально отличающийся характер. В России важнейшей характеристикой общественных отношений в сфере труда можно назвать государственный патернализм и значительное вмешательство государства в трудовое право. Совершенно обратная ситуация сложилась в Великобритании, где установилась система, основанная на добровольном характере переговоров и существенной автономии переговаривающихся сторон с незначительным государственным вмешательством. Государственная политика и судебная практика в этой стране традиционно были направлены по большей части на ограничение профсоюзных прав. Соответственно, профсоюзы привыкли к недоверию в отношении государства, судей и законов. Развитие социального партнерства здесь в основном диктуется общественными движениями и судебной властью, а государственная политика отражает реакции на эти импульсы, пишет автор.
В современной Великобритании уже не ведется дискуссий по поводу права на участие в профсоюзах. Это право признается неотъемлемым элементом демократического общества. Тем не менее, несмотря на ратификацию международных актов, касающихся свободы объединения, внутреннее право Великобритании в течение долгого периода признавало возможность создания профсоюзов только в качестве «негативного» права, т.е. с помощью использования конструкции «иммунитета» от ответственности за участие в профсоюзах. Традиционно в общем праве этой страны признавалось, что само существование профессиональных союзов - это ограничение свободы договора между работником и работодателем, особенно когда речь заходила о проведении забастовок и установлении условия «закрытого цеха». В Великобритании принято выделять две модели «закрытого цеха»: так называемые довходной и послевходной закрытый цех. В первом (более редком) случае работника принимают на работу, если он на момент трудоустройства не состоит в соответствующем профсоюзе, во-втором - в качестве одного из условий в трудовой договор включается обязательство работника вступить в профсоюз. Последствием такой позиции было признание ничтожными договоров о членстве в профсоюзах. В соответствии с Консолидированным законом «О профессиональных союзах и трудовых отношениях» 1992 г. все работники, кроме полицейских и военнослужащих, могут организовывать и вступать в профсоюзы. К настоящему времени система «закрытого цеха» замещена соглашениями о едином профсоюзе, подразумевающими признание работодателем только одного профсоюза как агента по ведению коллективных переговоров. Современное британское законодательство также запрещает вычитать из заработной платы работников, не состоящих в профсоюзе, сумму, равную профсоюзным взносам. Анализ содержания права на объединение в Великобритании позволил автору выделить два интересных аспекта вопроса: отсутствие традиции закрепления этого права на законодательном уровне (оно появилось во внутреннем законодательстве лишь в 1998 г.) и, наоборот, - детальная регламентация антипрофессиональной дискриминации и санкций в отношении работодателя в случае установления факта ее наличия.
Для того чтобы эффективно представлять своих членов, профсоюз должен отвечать трем требованиям: во-первых, соответ-
ствовать законодательному определению профсоюза; во-вторых, быть независимым и, в-третьих, быть признан работодателем. Автор описывает типы профсоюзных организаций (открытые, закрытые), их правовой статус, процедуру признания профсоюзов для ведения коллективных переговоров. Он считает, что положения британского законодательства, касающиеся профсоюзной независимости, представляют интерес с точки зрения возможной импле-ментации в российское законодательство. Тем не менее очевидно, подчеркивает автор, что большая часть норм, касающихся деятельности британских профсоюзов, не подлежат заимствованию для России в силу совершенно разных традиций в области трудовых отношений.
Характерной чертой британского права, по мнению автора, является хаотичная и бессистемная структура уровней коллективных переговоров. Существенным отличием от мировой практики называется также отсутствие механизмов автоматического включения положений коллективных договоров в индивидуальные трудовые договоры. В правовых системах практически всех стран мира предусматривается, что ухудшение в индивидуальном порядке коллективно установленных условий труда недопустимо - так называемый принцип ad favorem (лат. - в пользу). В Великобритании невозможно принудительное распространение коллективного договора в отношении индивидуального работника даже в тех случаях, когда работодатель выступает в качестве непосредственной стороны этого договора.
Исследуя систему коллективного регулирования отношений между работниками и работодателем, автор отмечает, что в Великобритании появилась новая форма такого регулирования, дополняющая коллективные договоры. Эти акты называются соглашениями с персоналом (workforce agreements). Важной отличительной чертой таких соглашений является то, что представители работников, заключающие соглашения с персоналом, не обязаны отвечать критерию независимости, предъявляемому в качестве требования к подписывающим коллективные договоры профсоюзам.
В монографии раскрывается гибкий и неформальный подход к процедуре альтернативного разрешения трудовых споров в данной стране. Опыт работы специализированных органов трудовой юрисдикции (трудовых трибуналов), рассматривающих индивиду-
альные трудовые споры, представляется интересным и полезным для России. По мнению автора, возможность осуществления коллективных трудовых споров (и проведения забастовок) по поводу массовых увольнений работников, отсутствующая в нынешнем российском законодательстве, также должна быть воспринята в качестве хорошего образца.
Е.В. Алферова
2010.03.044. ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ / Авт. кол. Абрамова О.В., Занданов И.В., Коршунова Т.Ю. и др.; Отв. ред. Нурдинова А.Ф., Чиканова Л.А. - М.: Эксмо, 2009. - 301 с.
В монографии рассматриваются правовые аспекты деятельности работодателей по подбору и управлению персоналом, правовой статус и права при заключении и прекращении трудового договора, по организации и проведению аттестации, в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Исследуются вопросы реализации нормативной власти работодателя, порядка осуществления локального регулирования, социального партнерства, юридической защиты прав работодателей, в том числе в суде.
Как отмечает во введении доктор юридических наук А. Ф. Нурдинова, «в отличие от большинства работ по трудовому праву в этой книге избран несколько непривычный ракурс: акцент сделан не на правах работников и не на гарантиях их реализации, а на полномочиях работодателя». Такой подход она объясняет тем, что порой забывается, что функционирование установленной трудовым законодательством системы защиты работников невозможно без участия работодателя, который выступает ключевой фигурой в сфере организации трудового процесса и управления трудом. Практически для любого действия, связанного с осуществлением своего права, работник должен прибегнуть к помощи работодателя. Так, право на ежегодный отпуск реализуется в соответствии с графиком отпусков, утвержденным работодателем и на основе приказа о предоставлении отпуска; права на здоровые и безопасные условия труда обеспечиваются деятельностью работодателя; право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы не может быть реализовано без принятия работодателем соответст-