Форекс

Что мы посылаем во внешний мир, то к нам и притягивается. Всё зависит от нашего отношения к этому

Юношеская газета

«Человек создан для счастья, как птица для полета», — помните эти строки из известного произведения В.Г. Короленко «Парадокс»? Интересно, так ли это…

Вокруг там много людей, порой, мне кажется, они сами не понимают, зачем родились и для чего живут. Постоянно жалуются, плачут, придумывают о себе что-то этакое. Они самодовольны, думают, что знают все, а на самом деле глупы, безнравственны. Неужели думают, что жизнь вертится около них, а счастья в ней и вовсе нет? Если это так, то только по их вине. Сделаешь пару шагов, посмотришь по сторонам, авось и найдешь, что осчастливит.

Это может оказаться чем угодно: цветами, снегом, родной землей, улыбкой любимого человека. И ты уже счастлив. А если у тебя все возможности для этого, почему бы не попробовать?! Человек рожден для счастья: прыжков с парашютом, американских горок, гонок на спортивных машинах. Не стоит быть букой: «Вот не раскроется парашют и упадешь, разобьешься, так и не поймешь, зачем живешь». Смешно, но если так произойдет, я буду довольна, я смогу насладиться всем, что окружает, почувствовать риск всем телом. И да, этот самый бука вряд ли счастлив, например, деньги 0 это прекрасно, но зачем что-либо постоянно считать, заниматься и заниматься?! Они нужны для путешествий, самообразования, развития личности, наконец, для удовлетворения своих потребностей.

Порой человек не заслуживает счастья, потому что он настолько примитивен! Может быть, это взгляд самодура, апатичного человека и даже немного безрассудного, но все же, это моей мнение. Человек сам выбирает путь, ничто и никогда его не держит, держит только страх и малоумие, пожалуй. С ними люди словно птицы, не умеющие летать.

В произведении знаменитого автора описана та ситуация, в которой больной человек радуется жизни гораздо больше других, ему от этого как-то неловко, ведь всем кажется, что он из другого мира, он волшебник, не такой… А он просто живет для себя, наслаждается каждый моментом, пытается показать это другим людям. Его брат, здоровый и крепкий, даже не пытается взглянуть куда-то далеко, где видны все прелести нашего существования. Где есть смех, радость, все счастливы — утопия, казалось бы… Однако, это может быть только в наших мыслях. Тем более, зачем же себя ограничивать?!

В жизни нет точных закономерностей, даже в физике есть исключения, поэтому нужно взглянуть на мир по-своему: с радостью (взгляни на появляющуюся травку под твоим окном или понюхай ароматный цветок в гостиной), с лаской (обними того, кого любишь), с чуткостью (слушай окружающих, иногда они говорят больше, чем думают). И конечно, с желанием, желанием жить…

А если найдутся те, которым повезло сейчас ощутить счастье, то спросите их об этом через некоторое время. Или, лучше не спрашивайте, чтобы не огорчать их своим вопросом, ибо нет в мире постоянно счастливых людей. Кстати, а что такое счастье? Многие скажут, что это исполнение всех желаний, которые есть у человека.

Сейчас стало модным моделирование различных ситуаций, чтобы без лишнего риска получить максимально приближенный результат и оценить шансы на успех . Давайте представим себе, что весь мир согласился проделать эксперимент: сделать полностью счастливым хотя бы одного человека на планете. При наших экономических ресурсах, достижениях науки и техники эта задача не должна быть сложной.

И вот, наш будущий счастливчик получает все, что только приходит ему в голову, включая в качестве невесты какую-нибудь "мисс вселенную". Более того, мир гарантирует ему полное обеспечение и безбедное существование до конца жизни.

Человек счастлив и настоящим, и будущим. Но однажды утром, выглянув из окна своего роскошного особняка, увидит счастливчик, что кто-то проехал на машине, лучше, чем у него. И вдобавок к этому рядом с ним сидит девушка, рядом с которой его "мисс вселенная" выглядит просто поблеклой звездой...

Куда денется все блаженное состояние нашего подопытного счастливчика? Как досадно, что мы не внесли ограничения на желания, выходящие за рамки заповедей "не убий, не возжелай жены ближнего своего" и тому подобное. Придется исправить. Но тогда нечего и моделировать, если не будет выдержано стартовое условие эксперимента – исполнить все желания.

"Задача, сделать человека счастливым, не входила в план сотворения мира", - сказал однажды Зигмунд Фрейд. Может, он был прав? Ведь кто лучше признанного ученого-психолога может знать о пороках человеческого "Я"? Мнение, совершенно противоположное высказыванию ученого, мы находим в Книге Зоар.

Никогда не оставит человечество мечту о счастье, даже если привести ему тысячи доказательств, что это невозможно, говориться в ней. И дело вовсе не в упрямстве или глупости, - стремление к счастью заложено в природе человека. Синонимом слову "счастье" будет "наслаждение". Это понятие ближе нашей природе, потому что суть человеческой природы - желание наслаждаться. А ощущение счастья нам может дать только непрерывное, ничем не нарушаемое наслаждение.

Если бы мы могли довольствоваться тем, что имеем, не сгорая от зависти к тем, кто имеет больше нас, наше наслаждение было бы близко к состоянию счастья, но, увы, мы сделаны иначе. Мы не можем вынести чужого счастья до такой степени, что готовы иногда покончить с собой, лишь бы не чувствовать себя обделенными. Иными словами, мы счастливы только на фоне чужого несчастья.

Осознание ущербности своей природы рано или поздно придет к каждому из нас. И это необходимо, но не для самобичевания, а чтобы мы могли уцепиться за спасательный круг. Для этого достаточно будет вспомнить, что в нашей природе, кроме ненависти, заложено ощущение любви к близким, детям , родственникам. Это единственные люди, кроме нас самих, за которых мы волнуемся и переживаем, успехи которых не делают нас несчастными. Отсюда следует простой, но нереальный, на первый взгляд, вывод: если бы все люди земли ощущались нами, как самые близкие родственники, не было бы границ нашему всеобщему счастью.

Ощутить весь мир в родстве невозможно, ведь мы признаем только клановое, семейное и кровное родство. А здесь речь идет о семи миллиардах людей разных рас и национальностей.

Есть еще один вид родства, о котором часто упоминают люди, - родство по духу, подразумевая под этим общность интересов, желаний. Книга Зоар объясняет, что родство по духу существует, но родством духа она называет особую связь между людьми, которая вызывает ощущение принадлежности к единому источнику жизни. Вследствие ощущения духовного родства обязательно возникает между нами чувство любви.

Однако немного найдется в мире желающих ощутить духовное родство со всем человечеством. Для чего, чтобы взвалить на себя бремя заботы и волнения о семи миллиардах новоявленных родственников?

Дилемма. Но альтернативы стать счастливым всему человечеству, кроме как породниться духом, предложить никто не может. А между тем, методика приобретения чувства духовного родства давно описана в Книге Зоар, и только ждет своего часа, чтобы раскрыться всему человечеству.

Сентенция взята из рассказа «Парадокс» (1894). Место действия рассказа – уездный город на Украине, среди жителей которого немало поляков. Детство самого Короленко прошло в Житомире Волынской губернии; его отец был русским, а мать полькой, и в детстве польский язык был для него родным.

Главный персонаж «Парадокса» – «феномен, или, другими словами, чудо натуры, шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский». «Феномен» безрук от рождения и зарабатывает на жизнь, демонстрируя свои поразительные способности перед случайной публикой. К своей разноязычной аудитории он обращается по-русски:

«– А теперь, – сказал он, насмешливо поворачивая голову, – кому угодно получить афоризм!?.. Поучительный афоризм <…>».

После чего что-то пишет ногой на листке бумаги. Написанное читает вслух отец мальчика, от лица которого ведется рассказ:

«– Человек рожден для счастья, как птица для полета».

Отец рассказчика со смехом замечает:

«– …Только, кажется, это скорее парадокс, чем поучительный афоризм, который вы нам обещали.

Счастливая мысль, – насмешливо подхватил феномен. – Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена… Ха-ха! Это правда… Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета…

Он остановился, в глазах его мелькнуло что-то странное, – они как будто затуманились…

– И для счастья тоже… – прибавил он тише, как будто про себя».

«Парадокс» – едва ли не самое сумрачное произведение Короленко. За год до публикации рассказа умерла в младенчестве его дочь Леля. В сентябре 1894 года Короленко прокомментировал «поучительный афоризм» в письме к сестре своей жены, П.С. Ивановской:

«…Смерть моей Лели так меня пришибла, что я никогда, в самые тяжелые минуты моей жизни, не чувствовал себя до такой степени изломанным, разбитым и ничтожным. <…> И потому эта, сама по себе простая и не пессимистическая мысль оказалась как-то непроизвольно с такими пессимистическими придатками, что в общем выводе рождает недоумение и вопрос».

Разумеется, в качестве темы для школьных сочинений сентенция «феномена» никаких недоумений и вопросов не вызывала. Трагическая по замыслу фраза стала лозунгом дежурного советского оптимизма.

Заметим еще, что по-настоящему оценить «поучительный афоризм» могла лишь польская аудитория «феномена», знакомая с изречением «Człowiek urodzony jest do pracy, jak ptak do latania» – «Человек рожден для труда, как птица для полета». Оно восходит к польскому переводу Библии.

В латинском тексте Библии сказано: «…Homo ad laborem nascitur et avis ad volatum», что можно перевести двояко: «Человек рождается для страдания, а птица для полета», или же: «Человек рождается для (тяжкого) труда, а птица для полета». Однако в Книге Иова речь идет как раз о страдании; не случайно этому стиху предшествует стих: «Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда».

В синодальном переводе нет ни «птицы», ни «полета». Там сказано: «…Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх». Гораздо ближе к латинскому тексту церковно-славянский перевод: «…Человек рождается на труд, птенцы же суповы [т.е. коршуна] высоко парят» . «Искры» и «птицы» – различные толкования многозначного древнееврейского оригинала.

Как известно, Иов – едва ли не самый трагический персонаж Ветхого Завета; он наказан Богом жестоко и, по видимости, беспричинно. То же самое можно сказать о «феномене» из рассказа Короленко. В его сентенции, «переворачивающей» стих из книги Иова, проглядывает трагическая ирония.

Различные смыслы этой сентенции удивительным образом обозначены в рассказе Виктории Токаревой «Самый счастливый день» (1980), хотя едва ли Токарева думала о связи сентенции с Книгой Иова:

«А иногда мне становится все неинтересно, и я спрашиваю у мамы:

– А зачем люди живут?

Она говорит:

– Для страданий. Страдания – это норма.

А папа говорит:

– Это норма для дураков. Человек создан для счастья.

Мама говорит:

– Ты забыл добавить – как птица для полета. И еще можешь сказать – жалость унижает человека».

Напомню, что «Жалость унижает человека» – еще одна тема советских школьных сочинений, взятая из Горького.

« Человек создан для счастья, как птица для полета»

Очерк «Парадокс»- это произведение, над которым можно долго размышлять, философствовать и увлечься до такой степени, что попытаться узнать, для чего создан человек…
А, правда, для чего? Чтобы действовать, бороться, совершать открытия… подвиги, покорять вершины ради спокойствия и благополучия близких … Тогда человек должен смело бросаться навстречу неприятностям, взвешенно подходить к решению самых запутанных вопросов. А если понадобится, то, сжав волю в кулак и превозмогая боль, добиться желаемого успеха не ради себя, а для других. Всё это, возможно, и есть счастье?…
Счастье… А счастье может быть большим и маленьким, долгим и мимолетным, невероятно радостным и небольшим, не особо значимым, но каждый из нас ощущает его - …счастье.
Так и герои произведения, мальчики, будучи маленькими, видели огромное счастье в простой бочке, наполненной загнившей водой; они видели бескрайнее море, бездонный и таинственный океан и верили, что в этом пруду (бочке) есть огромная рыба, которая принесет им бесконечное счастье. Ребята тогда и не знали жизни, не знали ее бед, ее вкуса и просто не задумывались, что их море - это всего лишь яма с мусором, наполненная водой, а дно - это доски, накиданные в пруд.
Мы видим уютный зелёный дворик с каретой в центре. В ней сидят два улыбающихся ребёнка. Их лица выражают безмятежность, а позы – движения кареты.
А далее обращаем внимание на то, как на мальчиков смотрит Павел, работник. Он насмешливо рассказывает нам о том, чем дети занимались. Герой – взрослый человек, но актёр: он жестами и мимикой описывает детали рыбной ловли в бочке с загнившей водой. Для Павла это всё жестоко смешно. Иллюзия безмятежности для него сталкивается с реальностью бытия.
Здесь мы и начинаем понимать, что должно возникнуть столкновение иллюзий детей с действительностью в лице Павла. Он-то и приводит мальчиков на представление, которое даёт феномен.
Действие происходило в полдень. Дети увидели перед крыльцом дома всех жильцов, образовавших толпу, в центре которой находилось странное существо, какое-то паукообразное чудовище. Калека Ян Криштоф Залусский от рождения не имел рук; у него большая голова, бледное лицо с подвижными острыми чертами и проницательными глазами; туловище было очень маленьким, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой с сильной проседью бороды; ноги были длинными и тонкими, с их помощью «феномен», а именно так называл его сопровождающий, или «долгоусый», снимает с головы картуз, расчесывает волосы, крестится и пишет афоризмы.
Кульминацией очерка является сцена с афоризмом. Нельзя без сострадания относиться к тому, что происходило во время представления. Спокойно смотреть на мучения человека, который, ужасая публику своим уродством, зарабатывает этим на пропитание. Ян Залусский, этот уродец, записывает на листке слова, ставшие парадоксом: « Человек создан для счастья, как птица для полета» … Позже добавляет: « Человек создан для счастья, только не каждое счастье создано для него»…
Своему сопровождающему он говорит, что у того есть голова, но толку от нее нет, она - тыква, а про себя говорит, что у него нет рук, но может - это его счастье …
У детей исчезла вся заманчивая таинственность игры. И мы понимаем, что взрослые убили их детскую мечту, надежду, счастье, которое было так огромно, и вера, которая была так сильна, что они не замечали ужасного запаха, исходящего от бочки.
Странно слышать жизнеутверждающие слова из уст калеки.
Разве мало инвалидов в нашей современной жизни? Они занимаются альпинизмом, путешествуют, участвуют в Олимпийских играх, изучают иностранные языки. Получают по несколько высших образований, пишут картины и, наконец, занимаются бизнесом и достигают больших успехов (ещё один парадокс!). И они счастливы!
Для каждого человека в мире найдется свое счастье, главное - подождать и уметь радоваться за чужое счастье. На примере «феномена» Короленко хотел показать, что жизнь не так уж и плоха, если верить и радоваться тому, что у тебя есть!