Форекс

Как завязать самый красивый морской узел схема. Основные морские узлы в рыболовстве: как вязать

История применения узлов насчитывает уже многие тысячелетия. По словам ученых, еще пещерные люди использовали простые узлы в своем быту. Родоначальниками сложных типов узлов являются моряки. С появлением парусных судов возникла необходимость в удобных и надежных узлах, чтобы закрепить мачту, паруса и другие снасти. От качества узла зависела не только скорость корабля, но и жизнь всей команды. Поэтому морские узлы сильно отличаются от обычных. Они не только надежны, их легко завязывать и так же легко развязывать, чего нельзя сделать с обычными узлами.

Классификация узлов пришла к нам из Англии. Обычно англичане делят морские узлы на 3 типа:

  1. Knot – нужны для увеличения диаметра веревки или переплетения чего-либо.
  2. Hitch – крепят веревку к различным предметам (мачтам, реям, якорям).
  3. Bend – соединяют разные по диаметру веревки в одну.

Существует около пятисот описаний морских узлов, но в настоящее время используются лишь несколько десятков, так как моторные корабли вытесняют парусные. Умение вязать морские узлы пригодится не только яхтсменам, но также туристам и рыболовам. Поэтапно осваивая приведенные ниже схемы с картинками, вы быстро научитесь это делать.

Прямой узел

Хоть этот узел и является одним из самых древних, но надежностью он не отличается. Его недостатки – частые смещения на веревке, его непросто развязать после больших нагрузок и намокания, а также с таким узлом уменьшается прочность веревки. Применяется для легкого прихвата на несильных тягах и сращивания двух концов троса. На его основе вяжутся более сложные узлы. Несмотря на то что узел очень простой, у него есть свои нюансы. Свободные концы должны находиться по одну сторону веревки. Если они будут располагаться с разных сторон, то такой узел считается неправильным и называется не простым, а воровским.

Как вязать прямой узел:

  1. Завязывается обычный узел.
  2. Из одного неподвижного конца веревки конца делаем петлю (конец веревки, сложенный вдвое)
  3. Свободным концом обносим снаружи петли и заводим внутрь.
  4. Затягиваем. Получается правильный узел. Для большей надежности сверху завязывается еще один обычный узел.

Беседочный узел (Булинь)

В яхтенном спорте этот узел используется чаще других. Изначально он применялся для обвязывания беседки – приспособления, с помощью которого моряки забирались на мачту корабля. За это он и получил свое название. Этот узел не имеет недостатков, его просто связать и развязать. Им можно связывать веревки разных диаметров, материалов и не бояться того, что он развяжется. Чаще всего он используется при швартовке судна или в тех случаях, когда нужно сделать петлю или обвязать что-либо.

Как вязать беседочный узел:

  1. Делаем обычную петлю.
  2. Внутрь петли просовываем свободный конец веревки и по диагонали оплетаем его вокруг неподвижного конца.
  3. Пропускаем обратно внутрь петли.
  4. Стягиваем концы веревки. Чтобы узел был крепким, очень важно сильно стянуть концы.

Узел восьмерка

По внешнему виду похож на цифру 8, поэтому название говорит само за себя. Узел простой, но очень важный. На его основе вяжутся более сложные узлы. Преимущество узла восьмерки в том, что он никогда не сместится и не распустится при нагрузке. Также при намокании троса он легко завязывается и развязывается. Используется как стопор на конце троса и как закрепляющий узел. С его помощью можно сделать ручки для деревянного ведра или закрепить струны на музыкальных инструментах.

Как вязать восьмерку:

  1. Делаем обычную петлю.
  2. Проворачиваем нашу петлю на 360 градусов и продеваем свободный конец веревки внутрь петли.
  3. Затягиваем.

Как вязать петлю-восьмерку:

  1. Складываем свободный конец веревки вдвое, чтобы получилась петля.
  2. Делаем вторую петлю возле сдвоенного конца.
  3. Поворачиваем вторую петлю на 360 градусов.
  4. Первую петлю продеваем внутрь второй.
  5. Затягиваем.

Узел удавка

Этот узел представляет собой самозатягивающуюся петлю. Его преимущества – простота и быстрота вязки, надежность и легкое развязывание. Подходит для привязывания к предметам с ровной поверхностью.

Как вязать удавку:

  1. На конце веревки делаем петлю.
  2. Делаем вторую петлю, чтобы получился бантик.
  3. Свободный конец веревки обматываем 3-4 раза вокруг.
  4. Конец просовываем с тыльной стороны во вторую петлю.
  5. Затягиваем.

Кровавый узел

В далекие времена такие узлы вязали на кошке – плети с девятью и более концами. Кошка применялась как орудие пытки и поддержки дисциплины на корабле – удар был очень болезненным, рваные раны долго не заживали. За это узел и получил свое кровавое название.

Как вязать кровавый узел:

  1. Свободный конец веревки дважды обхватывается вокруг неподвижного.
  2. Затягиваем.

Плоский узел

Используется тогда, когда нужно связать концы веревки разного диаметра или из разного материала. Хорошо выдерживает большие нагрузки и намокание. Но это не самый простой узел, его легко связать неправильно. Важнейший нюанс при вязании плоского узла – концы веревок должны быть параллельны друг другу.

Как вязать плоский узел:

  1. Из толстого конца веревки делаем петлю.
  2. Тонкий конец заводится внутрь толстого.
  3. Делается два оборота поверх толстого конца.
  4. Затягиваем.

Выбленочный узел

Изначально этот узел использовался для крепления выбленок – тонких веревок, из которых делали лестницы для вант. Является одним из самых надежных затягивающихся креплений. Его особенность – большая надежность возможна только под нагрузкой. Также на его надежность влияет поверхность, на которой он завязывается. Большой плюс выбленочного узла – возможность завязать его одной рукой. Используется для крепления веревки к предметам с гладкой и ровной поверхностью – бревнам, мачтам. На предметах с гранями выбленочный узел будет не так эффективен.

Как вязать выбленочный узел:

  1. Свободный конец веревки обносят вокруг предмета.
  2. Делается перехлест.
  3. Продеваем конец в образовавшуюся петлю.
  4. Затягиваем.

Второй способ (вязка полуштыками):

  1. Делаем петлю. Длинный конец веревки находится сверху.
  2. Накидываем петлю на предмет.
  3. На нижнем конце веревки делаем петлю и накидываем ее сверху на предмет.
  4. Затягиваем.

Якорный узел или рыбацкий штык

Уже не одно тысячелетие он используется для крепления веревки к якорю. Также этим узлом привязываются концы троса к любому крепежному отверстию. Является надежным и легко развязываемым узлом.

Как вязать якорный узел:

  1. Пропускаем конец веревки два раза через петлю якоря или другого крепежного отверстия.
  2. Свободный конец веревки перекидываем через неподвижный конец и пропускаем через образовавшуюся петлю.
  3. Стягиваем обе петли.
  4. Сверху делаем обычный узел для надежности.

Стопорный узел

Используется в тех случаях, когда нужно увеличить диаметр троса.

Как вязать стопорный узел:

  1. Стопорную веревку складываем вдвое.
  2. Прикладываем ее к основной веревке.
  3. Свободным концом стопорной веревки обматываем основную веревку и второй конец стопорной веревки 5-7 раз.
  4. Неподвижный конец, который мы обматывали, возвращаем в петлю стопорной веревки.
  5. Затягиваем оба конца стопорной веревки.

К атегория:

Строповка грузов

Типы узлов и их применение


При выполнении ремонтных и монтажных работ металлургического оборудования, а также при выполнении разовых подъемов и перемещений отдельных грузов изготовление специальных сложных приспособлений дорого, трудоемко и занимает значительное время.

При выполнении таких работ стропальщик, как правило, пользуется отрезками канатов или универсальными стропами, применяя для строповки груза различные узлы и петли.



Прямой узел употребляют при подъеме груза и для связывания концов строповых канатов одинаковой толщины. Для его увязки концы канатов обносят один вокруг другого, загибают в обратных направлениях и снова обносят тем же способом. Следует обращать внимание на правильность вязки узла: у правильно завязанного узла ходовой и коренной концы каждого каната должны находиться на одной стороне. Часто встречающейся ошибкой при вязке этого узла является неправильное направление второго обноса ходовых концов, в результате чего ходовые и коренные концы располагаются по разные стороны петель. Необходимо иметь в виду, что прямой узел при большом натяжении сильно затягивается и развязать его очень трудно. Для предохранения каната от резких перегибов и для удобства развязывания между петлями узла закладывают обрезок трубы или деревянный брусок. Нагруженные концы канатов при натяжении должны находиться на одной прямой, чтобы узел сращенных стальных канатов под нагрузкой самопроизвольно не развязывался, свободные концы крепят к коренным зажимам или привязывают проволокой:

Рифовый узел является разновидностью прямого. Он предназначен для вязки пеньковых канатов, веревок и шнуров, когда требуется быстрое его развязывание. При подъеме тяжелых грузов этот узел не применяют. Такой узел завязывают так же, как и прямой, но при этом один из свободных кондов каната вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое, что позволяет выдергиванием одного конца быстро развязать узел. При вязке рифового узла следует обращать внимание на правильное положение концов в петлях.

Рис. 1. Узлы обвязки грузов: а - прямой; б - рифовый; в - простой штыковый; г-штыковый с двумя шлангами; д - штыковый с обносом; е - штыковый с двумя шлагами и обносом; ж-морской (незатягивающаяся петля); з - плотничий узел (удавка); и - мертвая петля; к - плоский узел; л - укорачивающие петли для уменьшения длины стропов; (/-IV-последовательность позиций вязки узла)

Штыковый узел применяют при вязке стальных канатов, для привязывания растительных и стальных канатов к различным предметам, грузам, имеющим рымы, обухи, цапфы, стойки и др., когда не может быть применен прямой узел. Свободный конец каната крепят к коренному зажимами или проволокой. Простой штык вяжут следующим образом; ходовой конец, заведенный за рым или обведенный вокруг стойки, обносят вокруг коренной части каната и пропускают в образовавшуюся петлю. При этом образуется полуштык. Такую операцию повторяют 1-2 раза, а ходовой конец прочно прикрепляют к коренному мягкой проволокой. Штык с двумя шлагами применяют для крепления стальных канатов к другим предметам и в случаях, когда канат подвергается сильному натяжению. При завязывании узла свободный ходовой конец обносят вокруг предмета два раза и далее вяжут как простой штык, с креплением свободного конца к коренному. Штык с обносом используют в тех же случаях, что и штык с двумя шлагами. Однако для привязывания стальных канатов использовать его не следует из-за сильного излома в обносной петле.

Морской узел употребляют для образования временных незатягивающихся петель при подъеме, подвешивании на крюк, подтаскивания грузов, при закреплении канатов к деталям большого размера. Узел хорошо держит груз, легко и просто развязывается, свободный конец не требует специального крепления.

Плотничий узел - удавку - используют для вязки концов пеньковых канатов при подъеме легких грузов. Он крепко затягивается, хорошо держит, удобен при подъеме гладких предметов. Для его завязывания конец каната обносят вокруг предмета, огибают коренную часть (!) и, несколько раз оборачивая вокруг наложенного на предмет шлака, образуют узел (III ).

Для увеличения прочности узла его можно дополнить отдельным шлаком (IV). В этом случае узел именуют удавкой со шлагом.

Мертвую петлю используют при строповке различных тяжелых и легких грузов, малогабаритных и громоздких конструкций универсальными и облегченными стропами для подъема и перемещения. Мертвая петля крепко зажимает предмет, легко его поднимает, легко развязывается. Для подвешивания каната к крюку крана такую петлю не применяют, так как возможно ее самопроизвольное отцепление. При применении мертвой петли для строповки груза на одном конце каната петли его надо укладывать вплотную, оставляя свободный конец длиной не менее 20 диаметров каната.

Плоский узел служит для связывания канатов различной толщины (при соотношении диаметров 1:2), а также для связывания стальных канатов, так как в этом случае канат подвергается меньшим пережатиям’ и изломам, чем при других узлах. Завязывать этот узел удобнее, разложив концы канатов на ровной поверхности. Конец более толстого троса укладывают в виде петли, а более тонкого - подкладывают под петлю и последовательно проводят сверху коренного конца под ходовой конец толстого каната. Затем тонкий канат проводят сверху петли толстого каната, но под своей коренной частью. После этого ходовые концы канатов завязывают полуштыками (петлями вокруг коренных частей) и закрепляют тонкими линем или мягкой проволокой в случае стальных канатов.

Узел для уменьшения длины стропа. Вяжут узел следующим образом. Укорачиваемый строп укладывают на ровной поверхности и делают две петли (I), затем одну петлю обносят вокруг другой (II) и обе петли накладывают на крюк (III ). После этого строп оказывается укороченным на длину одной петли (IV). Узел развязывается сам после снятия петель с крюка.

Гачные узлы служат для присоединения свободного конца каната к крюку. Ходовой конец обводят вокруг спинки крюка, закладывают в зев и накрывают коренной частью каната (рис. 2, а). Оба конца каната скрепляют под крюком мягкой проволокой. Для лучшего удержания каната при вязке узла ходовой конец обносят вокруг спинки крюка дважды (рис. 2, б), а также заводят в зев крюка и накрывают коренной частью каната. Узел, завязанный таким образом, именуют гачным узлом со шлагом. После завязывания узлов обоими способами обязательно следует проверить положение коренной части каната, которая должна прижимать ходовой конец к крюку в его зеве.

Рис. 2. Гачные (крюковые) узлы: а - простой; б - крюковый с нахлесткой; в -- без петель с нахлесткой; г - без петель: д - двойной; е - без петель с простой накладкой на двурогий крюк; ж - то же, с перекрестной накладкой; з - без петель с перекрестной накладкой за веретено двурогого крюка; и-то же, с простой накладкой; к - без петель перекрестной накладкой с нахлесткой на двурогий крюк; л - без петель накладка ценных стропов на двурогий крюк (/ - до; // - после затяжки)

Крановые гачные узлы употребляют при надевании стропов на двурогие крюки кранов. Существует три способа завязывания узла. Во всех случаях стропы следует выравнивать при малых напряжениях. При простой накладке стропов на рога крюков (рис. 2, в-е) стропы под крюком для укорачивания и повышения безопасности проведения работ схватываются стопоркой, изготовленной из стального каната сплесниванием в форме кольца. Длина стопорки должна быть такой, чтобы при натянутых стропах она удерживала их и в то же время не могла быть оборвана при натяжении стропов. При перекрестной накладке (рис. 2, ж) стропы ложатся на противоположные рога крюка, при этом один из стропов прижимает другой.

Накладка на два рога крюка (рис. 2, з) наиболее надежна. Ее применяют в том случае, если возможно раскачивание груза. Стропы при этом заводят так, чтобы каждый из них охватывал веретено крюка и лежал на его обоих рогах При заводке стропы схватываются под крюком стопоркой.

Туристические узлы . Балабанов И.В.

Узлы — это способы соединения веревок , лент , рыболовных лесок , различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам . Кроме того , узлом называется само соединение веревок .

Узлов существует достаточно много . Как пишет Л.Н. Скрягин вкниге «Морские узлы », американец К. Ашлей собрал и описал около 700 их видов . Очевидно , что знать и уметь вязать такое количество узлов просто невозможно , да и нет необходимости .

К туристическим узлам предъявляются определенные требования , продиктованные практикой их применения . Туристические узлы должны : завязываться просто (легко запоминаться ); не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или после её снятия ; не «ползти » при ; не затягиваться «намертво » без необходимости ; соответствовать своему назначению . Кроме того , если есть сомнения в правильности вязания узла , лучше от него отказаться и использовать другой узел , хорошо вам известный .

Каждая веревка, канат, шнур и т.п. имеют свою прочностную характеристику. Правда, когда мы привязываем оттяжку палатки к дереву, то вряд ли думаем о прочности веревки, используемой для этих целей. Совсем другое дело, когда речь идет о веревке, которой связываются, скажем, альпинисты во время восхождений и которая используется для страховки. В этом случае ее прочностные характеристики имеют важное значение. Поэтому нелишне будет сказать, что все узлы значительно ослабляют прочность веревки. Например, узел «восьмерка» — на 25%, узел «булинь» — на 30%, ткацкий — на 35%. Другие узлы уменьшают прочность веревки примерно в таких же пределах. Кроме того важно знать , что мокрая веревка снижает свою прочность на 10%, почти на 30% снижается прочность веревок при температурах, близких к 30° мороза. Наполовину уменьшается прочность веревок грязных, старых, сушившихся на солнце и с нарушенной внешней оплеткой.

Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Есть очень удачные узлы, но трудные для запоминания. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза.

Прямой узел
Самопроизвольно развязывается ("ползёт"), поэтому использование без контрольных узлов допустимо только в бытовых целях.

Рифовый узел
Вариант прямого узла с петлёй, облегчающей развязывание. Используется как вспомогательный, не работающий под нагрузкой. Вариант с двумя петлями на ходовых концах известен каждому с детства под названием "бантик ".

Ткацкий узел.

Встречный узел.
Не ползёт, под нагрузкой сильно затягивается, используется для связывания верёвок любого диаметра и сочетаний лента-верёвка.

Встречная восьмёрка
Характеристики аналогичны встречному узлу.

Шкотовый (а-в) и брамшкотовый (г) узлы
Под нагрузкой не затягиваются, но "ползут" при переменных нагрузках.
Шкотовый узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра,
брамшкотовый - для верёвок как одинакового, так и разного диаметров. Обязательны контрольные узлы.
В левой части рисунка "г" авторы перепутали коренной и ходовой конец верёвки.

Узел "грейпвайн"
Надёжный и красивый. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания верёвок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок.

Привязочные узлы

Узел "удава"
Быстро и сильно затягивается (при сильных нагрузках - "намертво"), не "ползёт".
Для облегчения развязывания вяжется петля со длинным свободным концом (г).

Двойной узел "удава"
Затягивается ещё сильней.

Рыбацкий штык (а), простой штык со шлагом (б), штык с обносом (в)
Штык с обносом в отличие от узла "простой штык" (у которого отсутствует второй оборот верёвки вокруг опоры) при маятниковых нагрузках не скользит вдоль предмета, вокруг которого завязан.

Петли

Проводник (I - петлёй, II - одним концом)
Вяжется как на конце верёвки, так и в середине. Поз нагрузкой сильно затягивается, "ползёт", особенно на жёсткой верёвке, необходим контрольный узел. Не рекомендуется использовать при больших нагрузках - очень сильно снижает прочность верёвки.

Восьмёрка (I - петлёй, II - одним концом)
Под нагрузкой сильно не затягивается, не "ползёт", прочность верёвки снижает меньше, чем проводник.
Примечания Аналитика: 1) На этом эскизе правый нижний рисунок не соответствует левому верхнему. 2) После завязывания "восьмёрки" петлёй рисунок узла получается несколько неправильным и требует корректировки. Объяснить, какой именно, словами проблематично, будете вязать - догадаетесь сами.

Девятка
Имеет наибольшую прочность (70-74%) по сравнению со всеми остальными узлами серии "проводник" - снижает прочность верёвки даже меньше чем "восьмёрка".

Булинь (беседочный узел)
Был известен египтянам и финикийцам за 3000 лет до н. э.
Под нагрузкой сильно не затягивается, "ползёт" при переменных нагрузках, необходим контрольный узел.
Булинь, особенно незатянутый, чувствителен, к какому концу приложена основная нагрузка. Если тянуть за один конец, узел сильно (иногда даже чересчур) затягивается. Если же тянуть за другой - эта нагрузка способствует саморазвязыванию узла.
Кстати, в описание булиня сопровождается рисунком казачьего узла.

Двойной булинь
Позволяет делать петли как одной, так и разной длины.
Чтобы рисунок узла получился правильным, нужно петлю "А" полностью вытянуть в противоположном от петель "Б" направлении (1), после этого затянуть узел (2). Применяется в альпинизме для вязания беседки (каждая петля для одной ноги), в морской практике узел используется для страховки человека: в одной петле сидят, а другая охватывает тело под мышками.

Эскимосская петля (а-в)
Позволяет быстро регулировать размер петли в узле, удобен для вязания оттяжек. Под нагрузкой не затягивается, не "ползёт".
Рыбацкая петля (г)
Не "ползёт", под нагрузкой сильно затягивается.

Австрийский проводник , он же обратный проводник , он же ездовая петля ,
он же в просторечии "бабочка" или "пчёлка"

Позволяет сделать надёжную петлю в любом месте верёвки, ослабляя её прочность меньше, чем "проводник" и "восьмёрка". Может быть использован для вязания верёвочной лестницы (см. также "стремя").

Узел "заячьи ушки"
Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв. Не ползёт. Под нагрузкой сильно затягивается.

Казачий узел (а-в). Калмыцкий узел (г).
Надёжные узлы, не "ползут", под нагрузкой сильно не затягиваются, не требуют контрольного узла.
Для облегчения развязывания можно использовать вариант с петлёй (г).
На рисунке справа показан альтернативный вариант завязывания казачьего узла, а рисунок сопровождает почему-то описание булиня.
Для удобства запоминания и сравнения рисунки первоисточников были развёрнуты вокруг разных осей.

Вспомогательные узлы

Маркировочный узел
Позволяет держать верёвку в компактном состоянии при помощи марки (марка - несколько оборотов концом верёвки вокруг сложенных колец). Незаменим при транспортировке верёвки.

Верёвочная цепочка
Позволяет временно укоротить верёвку в 3-3,5 раза. При необходимости верёвка расправляется в считанные секунды.

Специальные узлы

Схватывающие узлы: а) Прусика (Prusik) б) Маршара (Marchard) в) Бахмана (Bachman) г) полусхватывающий

Узел Маршара держит гораздо лучше остальных, в том числе при неблагоприятных соотношениях диаметров основной верёвки (отмечена штриховкой) и репшнура, не допускает проскальзывания даже не будучи плотно затянутым перед нагружением.

Стремя
Петли узла используют в качестве опоры для ног при подъёме по закреплённой верёвке (самовылаз из трещин и т. п.).
Идентичен привязочному выбленочному узлу, который завязывается другим способом, и здесь не показан, так как менее эффективен, чем узел "удава". Показан перевёрнутым для удобства вязания.

Узлы для привязывания рыболовных крючков

Источники:http://spelestology.km.ua/news/uzly/2010-03-16-58 и http://www.phototerritory.ru/index/uzly/0-159

Если требуются еще изображения узлов для рассмотрения - изучения, посмотрите во вложении к данной статье книга Игоря Балабанова - , какие-то материалы можно найти на форуме нашего сайта в разделе "Штурмальп"

Там-же отличное видео на тему практического применения узлов: , особенно полезным в нем будет разбор узлов с помощью которых можно заменить специфическое альпинистское железо, которого может не оказаться с собою: жумар, восьмёрку, набор блоков для полиспаста...

Незатягивающиеся:

Простой полуштык

Простой полуштык - является самым простым из незатягивающихся узлов и находит широкое применение в морском деле. Простой полуштык служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесится вокруг предмета, к которому надо привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропускается в образовавшуюся петлю.

После этого ходовой конец троса крепится схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется.

Простой полуштык применяется для соединения двух тросов “чужими” и “своими” концами.

Простой штык


Простой штык - два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком.

На рисунке показан широко применяемый в морском деле незатягивающийся узел - один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы.

Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел, то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. б), ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел. Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе, и узел будет затягиваться. Основное применение простого штыка на флоте - это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.

Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.

Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней.

На берегу этот узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля.

Коечный штык


Коечный штык - на протяжении многих столетий постелью для матросов на кораблях служила парусиновая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. Завязывание узла для подвешивания койки - дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал.

Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользовались для подвешивания своих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.

Простой штык с двумя шлагами


Простой штык с двумя шлагами - фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла - дополнительный, третий шлаг.

Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг.

Крепление троса к гаку с применением этого узла - весьма надежный способ.

Штык с обносом


Штык с обносом - если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.

Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.

Рыбацкий штык


Рыбацкий штык - один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю.

За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий штык. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря.

Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет.

Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному - в этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит.

Применение: Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

Обратный штык


Обратный штык - при швартовке судов к пристаням и причалам нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под причал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, можно обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2-3 метра вдвое и, петлей вперед пропустить его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками.

Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку, у некоторых марок автомобилей

Мачтовый штык

Мачтовый штык - оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел.

Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел.

Чтобы мачтовый штык не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.

Буксирный узел

Буксирный узел - узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге.

Им можно задерживать или стравливать буксирный конец.

Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг.


Портовый узел


Портовый узел - задержать швартовный синтетический конец на парном кнехте - дело нехитрое, а как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона?

Для этой цели в морской практике есть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов.

Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт.

Этот узел не скользит и надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.

Самозатягивающийся узел


Самозатягивающийся узел - самый оригинальный из примитивных узлов. К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга - тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает.

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса.

Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.

Самозатягивающийся узел с полуштыком - добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полуштыка, получаем более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.

Коровий узел


Коровий узел - этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.

Издавна этот узел применяли на кораблях для крепления с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания.

На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.

Глухая петля


Глухая петля - если ходовой и коренной концы коровьего узла соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей.

Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.

Выбленочный узел


Выбленочный узел - название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки - поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.

Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.

Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен, второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета.

Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.

Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.

Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку. Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.

Задвижной штык

Задвижной штык - на парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну (рею, мачте и пр.) или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна. В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага: один с одной стороны коренного конца и два - с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет направлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить: с какой стороны тяга - там два шлага.

Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходилось вязать за их середину.

Им вязали концы горденей при подъеме на рои лисель-спиртов. Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту. Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижного штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязывались фалинями за банку тем же задвижным штыком.

Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под нагрузкой и не любит резких ослаблений.
Гафельный узел


Гафельный узел - название уже говорит о том, что он из семьи морских узлов.

В настоящее время он уже забыт, видимо, потому, что необходимость в нем отпала.

Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.


Дубовая петля


Дубовая петля - самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель.

Она вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Дубовая петля прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его.

В отличие от дубового узла, она может быть применена на синтетическом тросе.

Существенный ее недостаток состоит в том, что узел на конце троса сильно затягивается и петлю очень трудно развязать

Жилковая петля


Жилковая петля - если завязывая дубовую петлю, сложенным вдвое ходовым концом сделать дополнительный шлаг, то получится петля, которую развязать будет уже чуть-чуть легче (здесь и далее на схемах крестом обозначена рабочая петля).


Она применяется для тонких рыболовных лесок.

Рыбацкая петля


Рыбацкая петля - нередко ее называют английской петлей или рыбацким огоном.

Ее можно завязать как на конце, так и на середине троса.

При затягивании узлы нужно сблизить.

Эта петля широко применяется рыболовами. Моряки используют ее вместо фабричного огона при обрыве швартовного троса и в тех случаях, когда необходимо надежно закрепить трос за какой-либо предмет.

Беседочный узел


Беседочный узел - название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Второе его название - булинь .

Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полу-штыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается “намертво”, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.

Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Кроме того, из беседочного узла можно сделать надежную затягивающуюся петлю (см. рис. 85). Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку беседочный узел также можно без опасения применить для временного укорачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.

Представьте такую ситуацию: вы оказались за бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю под мышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

Двойной беседочный узел


Двойной беседочный узел - узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту, для подъема или опускания человека, потерявшего сознание, и в других случаях. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля обхватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, поднявшись на высоту, работать двумя руками.

В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Объясним наиболее постой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом. После ввода ходового конца (в виде петли) в малую петлю узла гот конец нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть за правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использованию.

Бегущий простой узел


Бегущий простой узел - самый простой узел, образующий затягивающуюся петлю.

При тяге за коренной конец петля затягивается, но ее можно увеличить в размере, потянув за ходовой конец в сторону от петли.

Узел можно завязать в любой части веревки. С его помощью можно затянуть мешок, связать тюк, прикрепить к чему-нибудь трос, зачалить лодку за сваю.


Скользящая восьмерка

Скользящая восьмерка - основан на принципе восьмерки.

Этот узел относится к разряду надежных, сильно затягивающихся петель.
Он обладает свойством плавно и равномерно затягиваться при тяге за коренной конец.

Скользящая глухая петля


Скользящая глухая петля - простой и прочный узел может служить в повседневной жизни для затягивания различных тюков и свертков при их упаковке.


Вязка узла предельно проста и не требует каких-либо комментариев.

Бегущий булинь

Бегущий булинь - это тот же беседочный узел с маленькой петлей, в которую пропущен коренной конец.

Он основан на принципе лассо - действует бегущий булинь безотказно.

В морском деле его применяют для вылавливания плавающих бревен и топляков, им ищут и поднимают оставленные на дне адмиралтейские якоря.

Затягивающаяся удавка


Затягивающаяся удавка - находит и другое применение в морском деле. Его используют при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на берегу. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом, как удавка с полуштыками, в том, что ходовой конец троса не может выскользнуть из петли, и потому затягивающаяся удавка считается надежнее.

На парусниках этим узлом крепили коренные концы марса-шкотов и марса-гитовых и других снастей в тех случаях, когда нужно было иметь эти концы готовыми к отдаче.

Чтобы завязать этот узел, трос укладывают в виде двух одинаковых по размеру петель. Обе петли обносят несколько раз ходовым концом троса, после чего этот конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и, вытягивая крайнюю петлю, зажимают в ней. Затягивающуюся удавку всегда можно без труда развязать, если потянуть за коренную часть троса.

Этот мрачный узел можно неплохо использовать в морском деле двояким образом. Во-первых, по схеме его вязки удобно хранить в виде компактной бухты трос. Сделав этот узел без петли на ходовом конце бросательного конца, вы получите отличную легкость. Если он вам покажется недостаточно тяжелым, перед применением опустите его в воду.

Развязывающийся простой узел


Развязывающийся простой узел - неплохо служит простейшим стопором, который можно быстро отдать даже под натяжением троса.

При рывке за ходовой конец он мгновенно развяжется.

Его можно применять во всех случаях, когда нужно что-нибудь временно закрепить с таким расчетом, чтобы в любую минуту можно было освободить веревку.

Развязывающаяся восьмерка


Развязывающаяся восьмерка - если обыкновенную восьмерку сделать с петлей, т. е. в последнюю ее петлю пропустить сложенный вдвое ходовой конец, то мы получим хороший быстроразвязывающийся стопор, который называется "Развязывающаяся восьмерка".


Развязывающийся бегущий простой узел - можно легко превратить в быстроразвязывающийся, не изменяя его функцию, т.е. пользуясь им как бегущим, а не как быстро развязывающимся узлом.

Для этого в его петлю нужно ввести ходовой конец, сложенный вдвое. В этом случае он будет обладать сразу двумя свойствами - затягиваться и быстро развязываться, если дернуть за ходовой конец, торчащий из петли.

С помощью этого узла можно зачалить лодку за береговой пал таким образом, что при необходимости фалинь можно будет отдать, не выходя из лодки, дернув за ходовой конец, оставленный достаточно длинным. Это очень распространенный узел. Во всяком случае, во всем мире именно им привязывают лошадей за уздечку к привязи. Чтобы узел случайно не развязался, конец уздечки просовывают в петлю.

Рифовый узел


Рифовый узел - название он получил от слова “риф-штерт” - небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым “брали рифы”, т. е. связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре c таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать или, как говорят моряки, “раздернуть”.

Для этой цели и применялся рифовый узел. Он очень схож с прямым узлом, при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.

Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; при наложении схваток на верхние шлаги швартовов, закрепленных на кнехтах; при закреплении ходовых концов тросов, связываемых штыками или другими узлами, и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.


Развязывающийся самозатягивающийся узел - если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сложенный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро развязан.

Для этого нужно лишь потянуть ходовой конец.

Шлюпочный узел


Шлюпочный узел - применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом - под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки.

Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке.

Мокрый полуштык


Мокрый полуштык - Многие узлы, после того, как они намокнут, трудно развязать. Нередко случается, что в буквальном смысле слова концы приходится рубить.

Именно для такой ситуации моряки и придумали yзел с названием “мокрый полуштык”.

Его применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги.

Он рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Как бы сильно узел ни затянулся и при этом намок, его всегда можно быстро отдать.
Ведерный узел


Ведерный узел - Представьте себе, что альпинисту нужно спуститься по веревке с высоты вниз. Он идет один, и у него всего одна веревка, которая ему еще потребуется.

Что сделать, чтобы, спустившись с высоты, унести с собой веревку?

Очень просто: веревку нужно закрепить ведерным узлом, спуститься по ее коренному концу и рывком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный наверху.

С помощью этого "дистанционно развязываемого” узла можно опустить из окна дома, например, ведро с водой, поставить его на землю и снова поднять веревку наверх.

Дубовый узел


Дубовый узел - моряки применяют его лишь в исключительных случаях, когда возникает необходимость очень быстро связать два троса. Хотя соединение растительных тросов дубовым узлом вполне надежно, оно имеет серьезный недостаток: сильно затянутый узел очень трудно потом развязать, особенно если он намок. Кроме того, завязанный таким узлом трос имеет меньшую прочность и при работе создает опасность за что-нибудь зацепиться при своем движении.

Единственные его положительные качества - это скорость, с которой его можно завязать, и надежность.

Чтобы соединить два троса, их концы нужно сложить вдоль вместе и, отступя 15-20 сантиметров от краев, завязать простым узлом оба конца как одно целое.

Не пытайтесь связывать этим узлом синтетические тросы и леску: на них он ползет.

Фламандский узел


Фламандский узел - один из древнейших морских узлов, который применяли на кораблях для соединения двух тросов как тонких, так и толстых. Фактически это та же восьмерка, завязанная двумя концами. Существует два способа вязки этого узла. Первый показан на схеме.

Сначала на конце одного из связываемых вместе тросов сделайте восьмерку, yавстречу выходу из нее ходового конца введите ходовой конец второго троса и повторите фигуру “8”, завязанную на первом тросе. После этого, ухватившись за каждые два конца, слева и справа, равномерно начинайте затягивать узел, стараясь сохранить его форму. Для окончательной затяжки узла тяните за коренные концы тросов.

Чтобы соединить два троса фламандским узлом вторым способом, ходовые концы связываемых тросов положите параллельно навстречу один другому так, чтобы они примерно по длине одного метра касались друг друга. На этом месте двумя сложенными вместе тросами завяжите восьмерку. При этом вам придется обносить вокруг и продевать в петлю вместе с коротким ходовым концом одного из тросов и длинный коренной. Именно в этом и состоит неудобство второго способа вязки фламандского узла.

Соединение двух тросов фламандским узлом считается очень прочным. Этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. Кроме того, он обладает превосходным качеством - не скользит и надежно держит на синтетической рыболовной леске.

Водяной узел


Водяной узел - Не менее прочным считается соединение двух тросов водяным узлом. Чтобы завязать его, положите связываемые тросы концами навстречу друг к другу так, чтобы их концы шли параллельно и касались один другого. Держа в одной руке ходовой и коренной концы двух разных тросов, начинайте вязать ими дубовый узел, но вместо одного обноса коренного конца сделайте два. Прежде чем окончательно затянуть узел, проверьте, чтобы одна пара концов выходила из петли сверху, а вторая - снизу, как это показано на схеме.

Водяной узел прост и надежен. На флоте он не нашел широкого применения, потому что при сильной тяге так затягивается, что развязать его очень трудно.

Плоский узел


Плоский узел - имея восемь переплетении, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.

Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилсй, на всльпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например, при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).

Кинжальный узел


Кинжальный узел - В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух растительных тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут.

Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде цифры “8” сверху коренного конца. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустив под среднее пересечение восьмерки, и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка на схеме рис. 30. Когда узел затянут. два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

Рыбацкий узел


Рыбацкий узел - представляет собой комбинацию двух простых узлов, завязываемых ходовыми концами вокруг чужих коренных концов. Чтобы связать два троса рыбацким узлом, нужно положить их навстречу друг другу и одним концом сделать простой узел, а второй конец пропустить через его петлю и вокруг коренного конца другого троса и тоже завязать простой узел. Потом нужно сдвинуть обе петли навстречу друг другу, чтобы они сошлись вместе, и затянуть узел. Рыбацкий узел, несмотря на его простоту, безбоязненно можно применять для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильной тяге он так крепко затягивается, что практически его уже не развязать.

Он широко применяется рыболовами для связывания лески (не синтетической) и для крепления к леске поводков.

Шкотовый узел


Шкотовый узел - Свое название он получил от слова “жний угол, если он косой, и одновременно за два, если он прямой и пошкота - снасть, которой управляют парусом, растягивая его за один нидвешен к рею. Шкоты носят названия того паруса, к которому они прикрепляются. В парусном флоте этот узел применялся тогда, когда надо было ввязать снасть в огон паруса серединой, как, например, марса-лисель-шкот.

Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение - надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса.

Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходят под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Этот узел вяжут почти так же, как и прямой, но его ходовой конец пропускают не рядом с коренным, а под него.

Шкотовый узел лучше всего применять для крепления троса к готовой петле, кренгельсу или коушу. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли. Для большей надежности шкотовый узел вяжут со шлагом. В этом случае он похож на брам-шкотовый узел; разница в том, что его шлаг делают выше петли на коренной части троса вокруг сплесня.

Докерский узел


Докерский узел - В морской практике нередко возникает необходимость прикрепить к толстому канату намного более тонкий по сравнению с ним трос. Такая необходимость всегда есть во время швартовки судна к причалу, когда с палубы нужно подать один или сразу несколько швартовных концов. Существует несколько способов крепления бросательного конца к швартову, у которого нет огона, но наиболее распространенный из них - применение докерского узла.

Чтобы завязать этот узел, ходовой конец толстого троса, к которому вы намерены прикрепить тонкий трос, нужно сложить вдвое. В образовавшуюся петлю снизу ввести тонкий трос, сделать им один обнос вокруг коренной части толстого троса, пропустить под тонкий, потом над ходовым концом толстого троса и, пропустив под тремя тросами, ввести в петлю. Докерский узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом вытянуть (или поднять на палубу с берега) тяжелый швартов, и быстро развязывается. Его лучше всего применять как временный узел.

Лиановый узел


Лиановый узел - хотя и не получил распространения на флоте, относится к числу оригинальных и надежных узлов для связывания тросов.

Лиановый узел уникален тем, что при очень простом переплетении каждого конца в отдельности крепко держит при очень сильной тяге и, более того, очень легко развязывается после снятия нагрузки на трос - достаточно сдвинуть любую из петель вдоль соответствующего коренного конца и узел тут же рассыпается.

Он не скользит на синтетической леске и может с успехом применяться рыболовами.

Простой узел


Простой узел - Это самый простой из всех известных узлов. Чтобы завязать его, надо ходовым концом троса сделать полуузел за его коренной конец. Его можно завязать на конце или на средней части троса. Для этого ходовой конец троса один раз обносят вокруг его коренной части и пропускают в образовавшуюся петлю.

В зависимости от того, как он завязан, простой узел может быть левым (рис. а) или правым (рис. б).

В наши дни "кровавый" узел утратил свое назначение и находит другое применение как в быту, так и в различных профессиях, например, в портняжном и в переплетном деле для утолщения конца нити.

"Кровавый" узел


"Кровавый" узел - от простого отличается тем, что его ходовой конец, будучи введен в петлю, еще один раз обносится вокруг коренной части троса. Это почти вдвое увеличивает размеры узла.

Существуют два способа вязки таких узлов. Если число шлагов не превышает трех, их делают ходовым концом троса внутрь петли (рис. а), а если оно больше, то шлаги делают вокруг коренной части троса и ходовой конец пропускают внутрь (рис. б).

Этот узел, как ни один другой, портит трос, так как сильно его изгибает. Если, например, для подъема тяжести использовать новый растительный (пеньковый, манильский или какой-либо другой) трос, на котором остался неразвязанный простой узел, то трос, хотя и рассчитанный для подъема данного груза, оборвется, причем в том месте, где завязан простой узел. У моряков принято считать, что прочность нового растительного троса, на котором при сильной тяге был затянут простой узел, который потом развязали, будет меньше в два раза, чем прочность такого же троса, на котором узла не было.

Узел восьмерка


Узел восьмерка - Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятков других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же.

В повседневной жизни восьмерка находит широкое применение. Прежде всего, она очень удобна для закрепления троса, когда он проходит сквозь отверстие в каком-нибудь предмете, например, в деревянной рукоятке веревочного стартера подвесного мотора.

Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар, мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Многократная восьмерка


Многократная восьмерка - Представьте себе, что вам необходимо обвязать веревкой большую картонную коробку, тюк или старый чемодан. Сделав это, вы обнаружили, что полтора метра веревки остались неиспользованными. Обвязав ходовой конец веревки вокруг той ее части, за которую вам предстоит нести этот груз, многократной восьмеркой вы не только укоротите веревку, но и сделаете удобную ручку для этой ноши. Узел "многократная восьмерка" может быть применен всех случаях, когда возникает необходимость временно укоротить трос или исключить ненадежную часть его длины из работы, если есть опасение, что он оборвется. Многократная восьмерка - неплохая ручка и для собачьего поводка и для веревки детских санок.

Чтобы узел получился ровным и тугим, по мере его завязывания утягивайте каждый шлаг, передвигая его к предыдущему. Если вам потребуется потом использовать всю длину веревки, многократную восьмерку нетрудно развязать. Как бы сильно она ни была затянута, веревку этот узел не портит.

Глухой узел

Глухой узел - Если на конце поводка сделана незатягивающаяся петля; самый простой и надежный способ прикрепить к ней рыболовный крючок - это продеть ее конец в ушко крючка и перекинуть через крючок, образовав глухую петлю. Этот способ хорош для хлопчатобумажных лесок и тонких из полиамидных смол.

Его можно применить и в том случае, если петля сделана из мягкой проволоки. Этим способом удобно привязывать к леске грузила.

Штыковой узел

Штыковой узел - является одним из наиболее простых способов привязывания рыболовного крючка к леске считается применение двух полуштыков, сделанных на цевье крючка.

На синтетической леске его применять не следует, так как он при сильной тяге скользит.

Канадская восьмерка

Канадская восьмерка - хорошо знакомая всем рыбакам восьмерка надежно служит для привязывания крючка.

Так называемая канадская восьмерка прочно держит на синтетической леске.
При желании этот узел можно легко развязать.
Рыбацкая восьмерка

Рыбацкая восьмерка - Это еще более надежный способ прикрепления лески к крючку с ушком.


Он дает полную гарантию, что крючок не отвяжется.

Черепаший узел


Черепаший узел - этот узел вяжется очень просто и хорош ля хлопчатобумажных лесок.

Завязанный же на скользкой синтетической леске - может и развязаться...

Ступенчатый узел

Ступенчатый узел - Многие рыболовы предпочитают пользоваться крючками без ушка ввиду того, что такие крючки, как правило, кованые и, по их мнению, более прочные, но крепить леску к такому крючку сложнее, чем к тому, у которого имеется ушко.

Наиболее надежен для этой цели ступенчатый узел.

Он чем-то напоминает затягивающуюся удавку.

Акулий узел

Акулий узел - При вязке этого узла, перед тем как ввести в петлю ходовой конец, нужно сблизить сделанные вокруг коренного и ходового концов шлаги и плотно затянуть их.

Этот сложный узел предназначен исключительно для синтетических лесок и отличается большой прочностью.

Тунцовый узел

Тунцовый узел - От прочих узлов он отличается тем, что ушко крючка обхватывают одновременно две петли (как у глухой петли).

Хотя вязка его сложна, он считается лучшим среди всех рыболовных узлов, предназначенных для синтетической лески.

Поводковый на основе простого узла - Умение быстро и надежно привязывать к леске поводки - дело немаловажное для каждого рыболова.

Ежедневно каждый из нас сталкивается с таким понятием, как узел. С этим словом связан процесс завязывания мужского галстука или женского платка, спортивных шнурков. В быту, на природе, на даче, а также во время охоты и рыбалки данное понятие просто незаменимо.

Существует огромное множество видов и форм, как можно завязать узел, например на природе, соединяя бревна или при укреплении палатки. Все разновидности узлов имеют свои названия и свое практическое предназначение.

Важность при становлении морского флота приобрела техника вязания особых узлов, получивших наименование — морские узлы. В те времена, морской флот нуждался в крепких для работы, а также не сложных по изготовлению узлов, где полностью исключены громоздкие и не нужные детали и элементы.

Описание

Отличительная особенность морских узлов заключается в вязке и технических приемах стягивания веревки, в результате которых происходит увеличение натяжения троса, что придает надежность узловому креплению.

В состоянии покоя, а точнее при ослабленном положении троса, освобождается зажим петель морского узла. При таком подходе узел с легкостью можно развязать.

Можно смело заявлять, что самые хитроумные и прочные узлы изобрели именно моряки. Они достаточно часто прибегали к помощи веревок, поэтому в момент расцвета парусного флота можно было насчитать около 500 видов узлов.

Каждое название узлов было образовано от наименования снастей, где их использовали. Это четко просматривается на примерах — шлюпочный, бочечный, турецкий узел, а также ряд других вариантов.

Каждый узел включает несколько составляющих, а именно коренной и ходовой концы, при их наличии происходит вязка узла, петли (открытого или закрытого типа), обноса либо шлага.

Обнос представляет собой оборот конкретного предмета при исключении перекрещивания концов. Шлаг характеризуется, как полный обхват предмета, включающий перекрещивание противоположных концов.

Область применения и виды

Морские узлы широко используются в разных сферах деятельности. Они незаменимы для того, чтобы привязать лодки и легкие якоря, для поднятия груза, для крепежа тросов, для обвязок и беседок, а также для спускания с высоты различных предметов, для крепления нескольких шестов при строительстве шалаша или вигвама.

Указанный способ крепления востребован в путешествии, при проведении строительных мероприятий, рыбалке, туристическом походе и на флоте.

Как показывает практика, часто используют на рыбалке следующие виды морских узлов:

«Фламандская петля»

С помощью нее крепится воблер за кольцо на передней части лопатки и поводок борда.

«Глухая, двойная петля»

Данный тип узла предназначен для закрепления воблера на монолеске.

«Тещин»


Узел помогает закрепить карабины и вертлюга.

«Рыбацкая петля»

Формируется для поводка, когда необходимо соединить с главной леской. Распространенное название «петля в петлю»

Чтобы закрепить крючки, применяют следующие виды вязания креплений:

«Паломар»


Его прочность равна 92%. Подходит для крючков с кольцами.

«Накидная петля»


Прочность более 90%. Применяется для крючков с лопаточкой.

«Марка»


Прочность более 90%.

Морские узлы, задействованные в качестве соединительного элемента лески:

«Восьмерка»


Представляет собой петлю, при помощи которой происходит привязывание и крепится воблер.

«Двойной рыбацкий»


Используется в качестве соединения лесок неодинакового диаметра.

Морские узлы, используемые для оснастки:

«Двойная глухая петля»

Морские узлы (стопорные):

«Стопорный»


Узел предназначен для скользящего поплавка.

Узлы веревочные:

«Булинь»


Предназначен, чтобы завязывать не затягивающуюся петлю. Основное применение – якорная веревка.

«Швартовый»


Применяют во время остановки судна у причала.

Разновидность морских узлов

Прямой

Используется для крепления и соединения тросов равного диаметра. Когда задействованы достаточно сильные нагрузки на соединенные тросы, данный вид узла способен плотно стягиваться. Чтобы предотвратить подобное стягивание применяется деревянную планку.

Рифовый

Он необходим при креплении штертов чехлов судов , а также при соединении ходовых концов тросов.

Восьмерка


Используется на концах снастей , чтобы исключить выпадение их из блоков.

Плоский узел

Используют при соединении тросов разного диаметра.

Простой штык


Узел необходим для закрепления швартовных тросов к причалам.


Используется в ситуациях, когда необходимо связать тросы , где один из них содержит коуш.

Калмыцкий

Данный вид крепления широко применяется, когда требуется подать нужные инструменты , ведра и разные предметы на мачту, за борт, в момент проведения необходимых работ.


Данный способ используется, чтобы закрепить предохранительный трос , обхватив пояс человека, который выполняет работы на мачте или за бортом.

Как увеличить улов рыбы?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева . Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба» .
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов .

Как правильно вязать?

  1. Чтобы правильно завязать определенный узел, необходимо сначала изучить основные виды распространенных морских узлов.
  2. Ознакомиться с основными понятиями, такими как ходовой и коренной конец.
  3. Изучить схему завязывания определенного узла.
  4. Постоянная тренировка. Неопытные люди, которые редко завязывают узлы, часто забывают технику его выполнения, поэтому только на практике можно научиться формировать узел.
  5. Вязание узлов носит индивидуальный характер, потому что один и тот же узел может быть завязан разнообразными способами.

Чтобы правильно сделать узел, необходимо знать его и уметь быстро его вязать – два главных правила. Не играет никакой роли, каким способом был сформирован конкретный узел, самое главное — итог.

Рассмотрим поэтапное вязание стопорного узла, применяемого при ловле со скользящим поплавком:

  1. Выбираем нить, длина которой должна составлять не менее 25 см. Для рыбалки не рекомендуется использовать леску, лучше всего подойдет обыкновенная толстая нитка.
  2. Складываем нить вдвое и располагаем рядом с леской. Расстояние не должно быть равным. Обязательно, чтобы длина одной стороны не должна превышать 5 см.
  3. Затем обхватываем самым длинным концом нити вокруг лески и небольшого конца.
  4. Делаем до 5 оборотов, а потом продеваем длинный конец в получившуюся петлю.
  5. .Плавно, без резкого упора затягиваем нить и получаем узел. Перед тем, как окончательно затянуть узел, рекомендуется его намочить. Затем хорошенько затянуть. Совет: при создании подобного узла нельзя применять леску. Это приведет к повреждению второй лески.
  6. Как только вы закончили затягивать узел, удалите лишнюю часть нити, оставив несколько см запаса с каждых сторон.

Морские узлы имеют огромное практическое значение. С их помощью удается выполнить разнообразные действия, направленные на укрепление конструкций, появляется возможность соединить и связать несколько элементов, обеспечить и гарантировать надежность и безопасность при проведении различного рода работ.