Форекс

Купи «Роснефть»: как готовилась приватизация крупнейшей нефтяной компании. Приватизация "Роснефти": стратегическая операция

Ответ на этот вопрос прост и лежит на поверхности. Вернее, ответа два.

Во-первых, никакой приватизации нет. Приватизация это процесс передачи собственности на активы от государства частному инвестору. Эта передача может быть продажей за деньги, а может быть и безвозмездной передачей (вспомните ту модель российской приватизации, когда контрольные пакеты крупнейших предприятий передавались бесплатно трудовым коллективам, или массированная приватизация жилья в начале 90-х годов за номинальные 15 рублей, которые брались за оформление прав собственности). Частным инвестором может быть отдельный гражданин, получивший квартиру или ваучер, а может быть крупнейшая международная компания. Но, при всем многообразии форм и методов приватизации, главное в ней то, что основные права собственности, включая управление, если речь идет о компании, переходят от государства к негосударственным игрокам.

В этом смысле никакой приватизации «Роснефти» нет. До продажи 19,5%-ного пакета в собственности у российского государства было 69,5% акций, после этой сделки останется 50% плюс 3 акции, т.е. абсолютное большинство голосов на акционерном собрании, где именно простым большинством голосов решаются наиболее важные вопросы по управлению компанией, а именно избрание Совета директоров (процедура голосования, на самом деле, немного более сложная, чем простое голосование, но контроль за большинством голосов на собрании гарантирует получение большинства в Совете директоров, независимо от поведения других акционеров) и генерального директора компании (как б его должность не называлась).

В акционерном законодательстве есть нормы, которые дают дополнительные права владельцам 75% акций, но, поскольку такого количества голосов в капитале «Роснефти» у государства давно уже не было, принципиальной разницы с точки зрения управления компанией между 69%-ми голосов и 50%+1 голосом нет никакой. Как говорится в российском бизнес-сообществе «51% = 100, а 49% = 0».

Единственная разница между 69% и 50% голосов состоит в том, что на 69% акций их владелец получает 69% дивидендов, а на 50% - естественно, 50% (если в уставе компании нет никаких дополнительных правил в этом отношении; но у «Роснефти» их нет). И здесь я подхожу ко второй части ответа на поставленный вопрос.

Годовая прибыль компании «Роснефть» в последние 4 года составляла от 300 до 500 млрд.рублей. При соблюдении нового правила о выплате в качестве дивидендов 35% годовой прибыли это означает, что всем акционерам причиталось бы от 105 до 175 млрд.рублей в год. Давайте для простоты предположим, что в следующие 10 лет среднегодовая прибыль «Роснефти» окажется в два раза больше и на дивиденды будет выплачиваться в среднем 300 млрд.рублей в год. Тогда на проданный пакет акций будет приходиться 58,5 млрд.рублей в год, и получается, что российское государство продало дивиденды, которые оно могло бы получить за последующие 12 лет.

Но это не совсем так. Владельцем и продавцом акций юридически является не Российская Федерация, а компания «Роснефтегаз», принадлежащая государству на 100%; и всем, кто следит за этим сюжетом, хорошо известно, что дивиденды от «Роснефти» «Роснефтегаз» регулярно получает, однако, государству их отдавал далеко не в полном объеме (то же самое происходило и с 10% акций «Газпрома», которые тоже принадлежат не государству, а «Роснефтегазу»). То есть Российская Федерация заключила очень даже неплохую сделку – государство, по сути дела, забрало у «Роснефтегаза» те дивиденды, которые он мог бы получать и не отдавать государству, вообще.

А деньги российскому бюджету сейчас очень как нужны: экономика не растет, нефтяные цены упорно держатся у отметки 50 долларов за баррель, дефицит бюджета составляет примерно 20% от его расходов, а западные санкции не дают возможности профинансировать его (дефицит) за счет заимствований на рынке. В результате, практически, весь дефицит финансируется за счет использования средств Резервного фонда, что, в принципе, нормально и не создает проблем, за исключением одной – остатки средств этого фонда стремительно уменьшаются, и скоро их не останется совсем. А еще через пару лет после этого и вторая кубышка, Фонд национального благосостояния, может полностью исчерпаться. Вот для того, чтобы оттянуть этот момент – полного исчерпания финансовой подушки безопасности – правительство и пошло на продажу маленького пакета акций «Роснефти». Что, подчеркну еще раз, никак не повлияло на возможность правительства, вернее Кремля, осуществлять полный контроль и единоличное управление деятельностью этой компании.

Несколько недель заграничных командировок руководителя «Роснефти» Игоря Сечина привели к неожиданному результату: 19,5% акций нефтяной компании Glencore и Катарскому инвестфонду. Но в объявленной вчера вечером сделке слишком много неизвестных, а расходящиеся «показания» сторон все еще больше запутывают. Непонятно, кто именно купил и в какой пропорции: Сечин сообщил Владимиру Путину, что распределение долей в консорциуме между Glencore и катарцами будет 50 на 50, в то время как Glencore утверждает, что в его непрямом владении окажется в итоге лишь 0,54% акций «Роснефти». Непонятно, сколько заплатили: €10,5 млрд по версии Кремля против €10,2 млрд по версии самого Glencore . Непонятно, кто был продавцом: государственный «Роснефтегаз» или сама «Роснефть» через промежуточный выкуп пакета у акционера, Игорь Сечин - главное действующее лицо в обеих компаниях.

Тем не менее кое-что уже можно утверждать с уверенностью. Во-первых, Владимиру Путину все же решительно не понравилась идея владения «Роснефтью» своими акциями, в результате чего было-таки принято решение искать стороннего инвестора. Имиджевые издержки от «директорской приватизации» (вызывающей прямые аналогии с началом 1990-х, когда директора бывших советских предприятий на какие только ухищрения ни пускались, чтобы по итогам приватизации заполучить их в собственность) перевесили аппаратные возможности Игоря Сечина. В каком-то смысле можно утверждать, что экс-министр экономики Алексей Улюкаев, пытавшийся обременить «Роснефть» обязательствами по дальнейшей перепродаже этого пакета сторонним инвесторам и встречавший на этом пути сопротивление, пострадал зря . На этом фоне прежняя информация о попытках Путина лично найти сторонних покупателей в лице, скажем, главы «Лукойла» Вагита Алекперова выглядит логичной.

Во-вторых, в итоге найдена все же промежуточная схема: говоря откровенно, Glencore не является для «Роснефти» таким уж «посторонним». Компании тесно связывают давние крупномасштабные контрактные и финансовые отношения, «Роснефть» в 2013-2015 годах набрала предоплат у Glencore в счет будущих поставок на сумму до $5 млрд. Кстати, этот фактор сразу связали и с продажей 19,5% акций «Роснефти», и с состоявшимся на днях таинственным и сверхзакрытым размещением «Роснефтью» облигаций на 600 млрд рублей: одна из версий состоит в том, что «Роснефть» путем передачи своих акций зачтет долги перед Glencore по предоплате, а привлеченные через облигации средства пойдут в бюджет.

То есть, откровенно говоря, так или иначе на покупку пакета сработали все те же российские деньги, и «нахождение крупного иностранного инвестора» - преувеличение.

В обмен на новую сделку Glencore получила от «Роснефти» 5-летний offtake-контракт на поставку нефти - по сообщению компании, объемом 220 000 баррелей в день, что неплохо поправит ее портфель. Ну а Катарский инвестфонд, в свою очередь, является крупнейшим акционером Glencore (владеет долей порядка 9%) и сильно пострадал в последние годы от неудачных инвестиций и высоких долгов международного трейдера. Катарским инвесторам явно пойдет на пользу рост котировок акций Glencore, которого можно ожидать по итогам этой сделки.

То есть, по сути, можно говорить о том, что вместо реальных стратегических инвесторов «Роснефть» нашла для своих акций комфортного портфельного инвестора, который не имеет никаких целей, связанных с получением доступа к российским запасам, разработкой месторождений и т. д., и пошел на сделку из-за ряда выгодных тактических условий (в том числе и бонусов, предложенных самой «Роснефтью», таких как упомянутый offtake-контракт).

В-третьих, как уже говорилось ранее , реального стратегического инвестора на госпакет «Роснефти» так и не удалось найти. Ни китайские, ни другие азиатские нефтегазовые компании, как и предсказывалось, на это предложение не клюнули - по ссылке выше подробно объяснены причины этого, но главное, что в российских условиях миноритарные пакеты акций не дают реальных прав на управление, особенно в стратегических госпредприятиях.

В результате власти были вынуждены продать пакет связанному трейдеру, пообещав ему за это какие-то бонусы и притянув к делу его главного акционера, Катарский инвестфонд, который явно тяготился падением стоимости акций и долговыми проблемами Glencore и, конечно, теперь рад поучаствовать в спасении этого вложения. В покупке этих акций есть плюсы: «Роснефть» в последнее время наращивала дивидендные выплаты, но тут есть еще куда стремиться - дивиденды сильно отстают от уровня частных компаний в расчете на баррель добычи. Так что Glencore и катарцев ждет неплохой дивидендный поток от этого пакета (вероятно, в районе $400 млн в год или даже выше). ВР, владеющая 19,75% акций «Роснефти», дивидендами в последнее время была весьма довольна, они неплохо помогали ей улучшить свои финансовые показатели.

Но есть и большой минус: как показало отсутствие интереса стратегических инвесторов к «Роснефти», продаваемый пакет неликвиден. Продать его будет практически невозможно - и, кстати, с точки зрения стратегических инвесторов история о том, что акции «Роснефти» в итоге продали связанному трейдеру за русские же деньги, не слишком имиджево привлекательна и еще раз подчеркивает, что в России вместо полноценных прав собственности мы часто имеем дело с фасадом различных схем, призванных прикрыть реальный контроль со стороны государственных игроков. Кстати, обратите внимание на то, как Glencore поспешил уверить инвесторов, что будет владеть всего лишь небольшим пакетом в 0,54% акций «Роснефти»: на самом деле политика трейдера, обремененного долгами, в последнее время была направлена как раз на распродажу активов , а не на покупку новых дорогостоящих неликвидов.

Многие комментаторы объясняют вхождение Катарского инвестфонда в сделку неким стратегическим интересом Катара к российским нефтегазовым проектам, однако это объяснение кажется преувеличением. Катар до сих пор отказывался входить в российские проекты и не проявлял к ним практического интереса, невзирая на то что многие российские чиновники и предприниматели годами пытались катарцев уговорить.

Странными выглядят и попытки увязать участие Катара в «Роснефти» с реализацией соглашения с ОПЕК о снижении нефтедобычи - тут вообще нет никакой прямой связи, соглашение с ОПЕК либо будет выполнено, либо нет, наличие миноритарного пакета акций в одной из российских нефтедобывающих компаний вообще никак на это не влияет. Да и у Катарского инвестфонда в принципе другие задачи, в его портфеле основные инвестиции не имеют отношения к нефти и газу - как раз наоборот, нефтегазовые доходы вкладываются в другие, часто более высокотехнологичные, сферы. Так что, скорее всего, все довольно банально: Катару через нынешнюю сделку просто выгодно улучшить качество своих проблемных вложений в Glencore.

Приватизация с экономической точки зрения абсолютно неэффективный инструмент и, по сути, является видом диверсии.

Россия собирается избавиться чуть ли не ото всех предприятий и АО, где доля (России) в их собственности не слишком велика, но позволяет России контролировать их. Теперь же после приватизации частный капитал на таких предприятиях сможет работать абсолютно бесконтрольно – производить, что хочет и как хочет, или вообще ничего не производить, и никто ему будет не указ.

Во-вторых, приватизация почти не ограничена, любое предприятие из несырьевого сектора государство отдаст частникам.

Всего планируется приватизировать 530 федеральных УП и 943 АО с участием государства. Это составит 30 и 40% от общего числа ФГУПов и АО с госучастием соответственно. Но стоит учесть, что список постоянно растет – достаточно сравнить прошлые версии плана (см. по ссылке) – число ФГУПов и АО с госучастием, которые надо приватизировать с каждым новым изменением плана постоянно растет.

Приватизировать будут и стратегические предприятия. Например, Роснефть. Кроме того, приватизации подвергнутся «Башнефть», «Аэрофлот», «Совкомфлот», РЖД, «АЛРОСА» и банк ВТБ.

ЧТО ДАСТ ПРИВАТИЗАЦИЯ

Очень многие эксперты и экономисты считают неподходящим этот год для приватизации, ведь стоимость активов рос компаний упала в несколько раз – индекс РТС сейчас находится на уровне 2003 года

К примеру, капитализация той же Роснефти упала с 96 млрд. долларов до 35, т.е почти в 3 раза

По факту, предприятия будут закупаться по дешевке, что, безусловно, окажет отрицательное влияние на »положительный» экономический эффект от приватизации. Глава Минфина Силуанов полагает, что выручка от приватизации в 2016-м году составит 1 трлн. рублей

Много это или мало?

Бюджет на 2016 год был сформирован исходя из цены нефти в 50 долларов за баррель. Оценка доходов составляет 13.251 трлн рублей, расходов - 15.417 трлн рублей. Дефицит составит 3% ВВП, или 2.165 трлн рублей. Однако сейчас цена на нефть не превышает и 30 долларов за »бочку» В таком случае дефицит бюджета составит порядка 6%, впрочем. тот же Улюкаев ожидает дефицита в 5% (исходя из цены барреля в 40 долларов) Таким образом, доходы от приватизации покроют едва ли пятую часть дефицита бюджета. Но даже такие цифры оптимистичны – по данным Счетной палаты за 2010-2014 гг. от приватизации, государство недополучило почти 80% планируемой выручки. Вероятнее всего, »выигрыш» от приватизации 2014-2016 составит 0.2% ВВП – аккурат уровень »залоговых аукционов» середины 90-х

Оценить »обильность» будущей выручки можно и по-другому. Возьмем отчет компании Роснефть за 2014 год, которая попадает под приватизацию:

  • Доказанные запасы нефти, газового конденсата и жидких углеводородов (по классификации SEC), млн тонн 3 432
  • Доказанные запасы газа (по классификации SEC)6 , млрд м3 1 414
  • Добыча нефти и газового конденсата, млн тонн 204,9
  • Добыча газа, млрд м3 56,7
  • Добыча углеводородов, млн барр. н.э. 1 864
  • Переработка нефти, млн тонн 99,8
  • Производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, млн тонн 97,1
  • Активы на конец года, млрд рублей 8 736
  • Выручка от реализации и доход от ассоциированных и совместных предприятий, млрд рублей 5 503
  • Собственный капитал, млрд рублей 2 881
  • Долгосрочные и краткосрочные обязательства, млрд рублей 5 855

Таким образом, в 2014-м году компания принесла гос-ву 5.5 трлн. рублей (вернее, не все 5.5 трлн. рублей, все-таки часть акций принадлежит не государству, но по большей части, компания государственная на данный момент) Повторим, планируемая выручка от приватизации в 2016-м году – 1 трлн. рублей. Конечно, в 2016-м году государство не потеряет все 5 трлн. от Роснефти, ведь собираются продать не все акции, принадлежащие государству. Но очевидно, значительная часть доходов будет потеряна, и она вполне может превзойти доходы от приватизации. И это только от одной компании.

ТАК ЗАЧЕМ НУЖНА ПРИВАТИЗАЦИЯ?

Таким образом, с экономической точки зрения, даже если смотреть исходя из позиции рыночников, приватизация бессмысленна. Она никоим образом »не сбалансирует» бюджет (ибо дефицит слишком большой, а уровень предполагаемой выручки слишком маленький), зато большое число предприятий, приносящих большую прибыль, за бесценок уйдет от государства. Кроме того, даже если бы цена продаваемых предприятий была бы установлена справедливо, все равно, приватизация – это чистый экономический убыток (опыт богатых западных стран это отлично показывает) О социальной составляющей и говорить нечего

Так зачем же Правительство вдруг решило в разгар кризиса, когда госпредприятия стоят наиболее дешево, распродать все и вся?

Мы обсудили широкий спектр российско-американских экономических отношений – и торговых отношений, и финансовых отношений. Встреча в основном носила информационный характер. Я дал объяснения по большому количеству вопросов, которые интересуют наших американских коллег, начиная от перспектив экономического развития России, возможностей американских компаний участвовать в приватизации, ее общих параметров. Мне кажется, у нас был деловой, конструктивный разговор и мы внесли посильный вклад в решение тех проблем, которые, может быть, препятствуют оптимальному, энергичному развитию наших отношений.
Я считаю принципиально правильным, чтобы процедура приватизации была максимально прозрачной, максимально понятной для любого инвестора. И в этой связи участие квалифицированных консультантов международных очень важно. Именно эту мысль я пытался донести до моего американского коллеги. Мне показалось, что он меня понял

Итак, что мы видим?

Глава Минэкономразвития обсуждает с послом страны вероятного противника (вернее, не »вероятного», а вполне открытого и очевидного противника) перспективы участия бизнес-структур этой страны в приватизации российских активов. Стоит отметить, что посол иностранного государства – не какой-нибудь собуыльник дядя Васи с третьего подъезда, встречи на государственном уровне, подобные встрече Улюкаева с Теффтом, готовятся заранее. Таким образом, идеи продажи лакомых кусков российской экономики странам Запада (в особенности США) витали во властных российских кругах уже давно. Несмотря на »бескомпромиссную» борьбу с »проклятой НАТОй» на международной арене. И в этом плане интересна смена вектора внешнего руководства по отношению к участии в приватизации иностранцев.

Сравните

«Новые владельцы приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции»

«Мы заинтересованы в иностранных инвесторах, и мы будем рады видеть их интерес к приобретению тех активов, которые выносятся на торги»

Мило, не правда ли? Кроме того, весьма интересен и выбор переговорщика с российской стороны. Вспомним биографию Улюкаева:

  • В 1988-1991 годах занимал должности консультанта, заведующего отделом редакции журнала «Коммунист», политического обозревателя газеты «Московские новости».
  • С 1991 по 1992 год - экономический советник правительства России.
  • С 1992 по 1993 год - руководитель группы советников председателя правительства России.
  • С 1993 по 1994 год - помощник первого заместителя председателя правительства России.
  • В 1994-1996 годах и в 1998 2000 годах занимал должность заместителя директора Института экономических проблем переходного периода (ныне Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара).

Обратите внимание, господин Улюкаев выходец из той же группы экономистов-»ленинцев» из »коммунистов», которые в начале 90-х вмиг перекрасились в демократов-рыночников, чьим лидером был небезызвестный Гайдар. Собственно Алексей Валентинович и был »правой» рукой Егора Тимуровича. На мой взгляд, одно нахождение гражданина в одной команде с »гайдарышами» является если и не поводом для немедленного ареста, то,по крайней мере, это требует того, чтобы фигуранта не подпускали и на пушечный выстрел к госуправлению. Но увы, в нынешней России все не так. Однако, исходя из интересов американцев, Улюкаев – фигура наиболее удобная для контактов, ведь всегда лучше оказывать воздействие на правящую верхушку через своих агентов влияния (а то, что »гайдаровцы» все поголовно ими являются это не секрет.)

Кроме того, господин Улюкаев сообщил

ряд глобальных банков выразили готовность к продвижению приватизационных проектов

Впоследствии »оговорочка по Фрейду» подтвердилась:

Заявки на участие в приватизации российских госкомпаний, по информации «Известий», подали два американских и шесть европейских банков. Это J.P.Morgan, Citi, Barclays, Deutsche Bank, Raiffeisen, Credit Suisse, UBS, Unicredit.

«Примерно пять иностранных банков» подали заявки на приватизацию российских госкомпаний, - заявил на этой неделе замминистра экономического развития Николай Подгузов.

Ранее сообщалось, что большинство американских и европейских банков откажутся от участия в российской приватизации, чтобы их не заподозрили в нарушении санкций. Однако, западные капиталисты, видимо, решили, что пока есть возможность по бросовой цене прикупить части стратегических российских компаний, ей стоит воспользоваться, тем более, что стоимость росактивов упала практически до максимально возможного минимума. Но в дело вступают не только банки. Роснефтью заинтересовалисьтакие громады как ExxonMobil, BP Royal Dutch Shell, Chevron, Total. Кстати говоря, Роснефть ранее только на покупку активов ТНК-ВР потратила 55 млрд. долларов.

КИТАЙ ВСТУПАЕТ В ИГРУ?

Однако скупать русскую экономику собрались не только западные джентельмены.

В январе Россия и Гонконг подписали соглашение об избежании двойного налогообложения. Оно устраняет обязанность удерживать в России целый ряд налогов с выплат российскими компаниями «пассивных» доходов гонконгским инвесторам».

По мнению бывшего председателя Государственного совета России по управлению государственным имуществом, Владимира Полеванова, это соглашение приведет к уводу капитала из России в иностранные банки через гонконгскую »прокладку»

Сегодня Гонконг фактически исполняет обязанности Швейцарии. Но если Швейцарию теперь заставили открыть банковскую тайну, то Гонконг эту тайну хранит. Таким образом, деньги можно перебросить в Гонконг (он сохранит тайну вклада), и потом уже эти деньги направить в любой другой банк. Некоторые люди смогут сформировать не подлежащую аресту финансовую базу на случай своего бегства из России. На мой взгляд, это единственное объяснение срочности, с которой хотят провести приватизацию

Конспирология? Однако недавно прошла такая новость

Китайцы войдут в «Роснефть». Главными покупателями приватизируемого пакета акций «Роснефти» могут стать китайцы. О своем интересе к доле в российском нефтяном гиганте заявила Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC). «Да, интерес к участию (в приватизации) у нас есть», – сообщил журналистам первый вице-президент CNPC Ван Чжунцай. Он также подтвердил, что в корпорации уже сформирована рабочая группа по изучению параметров приватизации «Роснефти», передает «Прайм». Чжунцай при этом уточнил, что объем пакета акций, который может купить компания, пока не определен, поскольку многое «будет зависеть от того, сколько будет в итоге предложено»

Вполне вероятно, что Китай все же приобритет часть Роснефти, ведь самой Роснефти в условиях санкций и огромных долгов лишние деньги не помешают, а Китай вполне может их дать

CNPC рассматривает возможность своего участия в шельфовых проектах «Роснефти», в частности – в геологоразведке. Кроме того Чжунцай сообщил, что уже в мае Китай может выдать кредит на проект «Ямал СПГ» в объеме более $10 млрд.

Очевидно, что »морковка» в виде минимум 10 млрд. долларов может быть получена в случае уступок части Роснефти китайцам.

Впрочем, надо диверсифицировать своих покупателей. Ведь тогда появится возможность играть на противоречиях двух хозяев, что выгодно для элиты России, которую один, западный, хозяин стал слишком сильно бить.

Возможно, восточный дракон вступится при определенных уступках. Но вот позволят ли это сделать дяди с Запада, большой вопрос.

12 Комментарий для

    Приватизация – это преступление против народа, тем более когда закономерно общественное правление. Нужна не приватизация, а национализация. Причем в первую очередь недр, ресурсов и стратегически важных предприятий для государства, включая центральные банки

    Что-то я в толк не возьму. Зачем, зачем приватизировать? Что за вопросы и намеки?
    Ежу понятно – чтобы эффективные собственники могли купить в убыток себе самые плохие и захиревшие в государственном управлении предприятия, вложить в них свои средства и помощь от иностранных друзей, модернизировать устаревшие технологии, заполнить опустевшие недра нефтью, газом, никелем, кадмием…., восстановить рельсы и аэродромы и т.д. и т.п.. А потом, когда все хорошие задумки выполнятся, олигархи вернут цветущие предприятия и возрожденные недра государству для всенародного пользования, которое, будем надеяться, к тому времени легализуется в конституции России.
    Алексей, Вы зря считаете приватизацию преступлением против народа. У народа сейчас приватизацией ничего не отнимают. По конституции в России у народа ничего нет, кроме личной собственности и цепей. Личная собственность мешает освободиться от цепей. Поэтому президент и правительство решили народу помочь в освобождении, потихоньку уменьшая личную собственность у народа, одновременно наращивая собственность эффективных представителей рода человеческого.
    Или я неправа?

    Чему радуется президент и его прихвостень Сечин, торгуют тем что им никогда не принадлежало и без нашего согласия. А ведь наверное считают себя исполнителями воли народа избравшего их.И вообще это распродажа краденного у народа, а не благо для оного. Странные вещи происходят всё это время и всё с такой помпой объяснениями об огромной пользе для нас как будто то это улучшить наше благосостояние и страны России, а в результате пшик и банальное воровство.

    Пошла Россия с молотка. Кровососам стало мало денег. Кризис, доходы упали а у них запросы только увеличиваются. А деньги им нужны сейчас а не завтра. Чую, пиждец нам скоро, и ни кто нам не поможет. Некому помогать. Все кто нам якобы друзья, первыми нас и предадут. Так как западнюки им пообещают какой нить сладкий кусочек от нас отщепить.

    Денис, поддерживаю Вас полностью. Очень тревожно на душе. За будущее наших детей тревожно… И невозможно понять, почему горстка абсолютно случайных людей решает, как поступать с собственностью всего российского народа, (если верить первым строчках Конституции). Кто им вообще дал такое право? И как остановить этот беспредел???

    Никогда не понимал смысла приватизации для самого государства.
    Под рекламой и благом, всем бесплатно раздали и продолжают раздавать в руки жильё. Для закрытия глаз и одевания розовых очков.
    Что такое приватизация на самом деле?
    Это обыкновенная распродажа задарма Госсобственности. Просто под красивым названием. А пока продолжается приватизация жилья для физлиц, то никто ничего и не поймёт – достаточно как сейчас, преподнести распродажу Госдоли как Подвиг. И все как мантру повторяют – приватизация – это благао, это деньги, бюджет пополнили (только это,блин… 1 раз а что дальше будет – следующее продавать?).
    Ясно всё и понятно. Как замечено раньше – если «Мы» чего-то «ИЗ-ВНЕ» добились… – ЗНАЧИТ ВНУТРи мы чего-то лишимся. Перевожу.
    Договор недавний все помнят о сокращении нефте-добычи.
    Так вот и расплата – это цена договора. Преподнесённая, как в былые времена с нашими землями(отданные китайцам как болота в наших СМИ, в дальнейшем где те нашли немало что хорошего) и нейтральными водами (эпопея с Нордами нашего «Изумруда» в нейтральных водах, громких жёстких заявлениях… после чего, через некоторое время молча, эти нейтральные воды вдруг оказались уже у наших берегов

    и мы лишились сотни водных миль).
    Так же всё и сейчас с закулисной игрой в поддавки – на словах «мочить всех в сортире», а на деле – «эшелоны с деньгами из наших карманов».
    В общем, Путин долго сопротивлялся. Но Медведев со своим Чубайсом – главный лоббист приватизации-распродажи госсобственности России всё-же его достал и «обработал». Помнится, Дима-интернет первым делом сев в президентское кресло, распечатал список на приватизацию – на который даже Ельцын «Табу» ставил. Где фигурировало почти всё имущество России, Где даже был «Атомфлот» одним-из первых после Сбербанка, ВТБ, Роснефти…
    Жаль что идёт тонкая закулисная игра. На словах всегда всё красиво(а иначе и нельзя). А на деле… мало кто-что видит и это анализирует. А если и видит – то не понимает. Потому-как всё происходит как-бы между-прочим и сам-собой.
    Давно не писал везде уже боятся – игнор ставят.
    Самое интересное и ужасное Медведев со своим наивным выражением сказал в камеру:»нет никакой разницы кому продавать – кто быстрее деньги принёс – тому и продадим».
    Что значит Чубайсовская команда.

    Путин долго изображает сопротивление, а Медведеву какая разница что и кому продавать. Ведь не свое продает и даже не народное, а государственное. Между государственным и народным чубайсы воткнули приватизацию и теперь жируют. Не вырвав кол приватизации, с расхищением державного народного покончить невозможно. Ни какое сопротивление не поможет. Практика Путина это подтверждает.

    somnevay Поддерживаю. Извиняюсь, мне показалось что Вы поддерживаете приватизацию.
    Хотя под этим лейблом и лейблом «земля-народу» – распродали направо и налево ещё и чернозём и ухоженные поля. А многие только отмахиваются:»так хорошо-же когда землю продают». И после перекупа через несколько Рос.лиц, немалые территории находятся в руках нерезидентов. Взять даже эпопею с Минобороны. С ужасом наблюдал как выставлялись на продажу Земли и Строения ранее принадлежавшие Миноборны(до дела Сердюкова) открыто и нагло – прямо на сайтах риэлторов Миэль и т.п. Зато как потом Дима-твиттер покрывал Сердюкова: » за время нахождения на должности, он всегда добросовестно выполнял свои обязанности. Я доволен его работой (не дословно,как на ТВ но примерно так). И также с ужасом слушал вердикт обвинения Сердюкова – подозревается в продаже имущества мин.обороны ПО ЗАНИЖЕННЫМ ЦЕНАМ.
    То-есть, распродажа спланирована официально на высшем уровне, но по другим ценам.
    А уж как Монсанто у нас в Краснодарском крае обосновалось – об этом вообще никто и нигде не пишет. Хотя присутсятвуют открыто, достаточно в поисковиеке яндекса набрать. И всё большую территорию охватывают. Что в итоге сейчас на полях

Начнём с главного. Что такое власть? Это не пост, это не должность. Это не печать и подпись. Всё перечисленное есть лишь внешняя оболочка, некая упаковка. В которой власть может быть, но её может в этой упаковке не оказаться.

Власть – это возможность влиять на социальные процессы в обществе, опираясь на контроль над ресурсами. Есть у вас есть контроль над ресурсами, значит, вы можете влиять на социальные процессы, значит - у вас есть власть. Если ресурсы вы не контролируете, значит, их контролирует кто-то другой. Значит, он имеет возможность влиять на социальные процессы и, следовательно, власть находится у него.

По-другому в политике и экономике не бывает, как не бывает вакуума власти, который бы не заполнился очень быстро.

Что такое приватизация? Это когда государство отдаёт часть своего контроля над ресурсами в обмен на некую сумму денег. С каждой приватизацией у государства остается меньше власти, потому что оно контролирует все меньше ресурсов экономики.

Некоторое время назад 19,5% акций компании Роснефть были проданы (приватизированы) за 10,5 млрд €. В бюджет России будут добавлены от этой сделки примерно 720 млрд рублей. В средствах массовой информации эта сделка подавалась как большой успех и триумф.

Так ли это?

В подобных крупных сделки в столь деликатной сфере как добыча углеводородов и торговля ими экономика не может быть отделима от геополитики.

С точки зрения геополитики - крупный успех налицо. 19,5% Роснефти купили швейцарская компания Glencore и катарский суверенный фонд. Это показывает отсутствие изоляции, неэффективность и бессмысленность санкций.

С точки зрения финансово-ориентированной мировой экономики – это не просто успех, а самая настоящая крупная победа. Потому, что продать свой ресурс по хорошей цене, в условиях внешнего санкционного давления, во время мирового кризиса - это дорогого стоит.

Но, чтобы сделать правильные выводы о прошедшей приватизации Роснефти, дать верные оценки, мы должны представить себе следующую ситуацию. Водитель разогнался на своём автомобиле «Лада» до 250 км в час. Это успех? Безусловно – данный автомобиль не предназначен для езды на такой скорости, сделать это – значит добиться успеха. Так?

Почти. Тактический успех может привести к серьёзным стратегическим издержкам. Ведь вслед за разгоном авто и установлением рекорда могут наступить не очень приятные стратегические последствия. После такой гонки сразу будет нужен капитальный ремонт двигателя.

Все дело в том, какие цели себе ставит водитель. Если в итоге он получит приз, который втрое покроет будущий ремонт двигателя, то перед нами полностью оправдавшийся расчёт. Если же наградой за риск будет восхищенное похлопывание по плечу со стороны соседа, а стратегической издержкой - самостоятельная оплата капремонта движка, то такие действия мы никак не можем оценить как правильную и дальновидную политику.

Так и с оценкой приватизации 19,5% «Роснефти». Что российское государство получит от этого? Очевидно, что деньги. При этом надо напомнить, что идея продажи госимущества за деньги имеет математический конец. Он наступает очень быстро. Ведь продажа долей не должна приводить к потере контроля над собственностью. В Роснефти государству принадлежало 69,5% - продано 19,5% - осталось ровно 50%. Очевидно, что продолжение дальнейшей продажи ставит под угрозу контроль государства над компанией, что лишает государство основы власти.

Правильность или ошибочность любой стратегии всегда проверяется лишь временем. Успех или неуспех тех действий, которые применяет государство, неотделимы от того, какую стратегию считает верной его лидер. Судя по действиям с приватизацией Роснефти, становится очевидно, что Президент Путин решил по максимуму выжать из задыхающейся, астматической «лошадки» под названием мировая финансово-ориентированная экономика. Получить всё, что можно получить, и проехать на ней до самого финиша гонки, ожидая, когда «лошадь» падет уже за финишной прямой. Риск в данном случае именно в том, чтобы лошадь не пала куда раньше окончания скачки, и нам потом не пришлось бы идти к финишу гонки пешком, да ещё и тащить на себе весьма дорогое седло. Риск и в том, что, продолжая ехать на этой больной лошади, нам приходится поить её «своей кровью».

Продолжение соблюдения правил мировой финансовой системы, где одни создают деньги из воздуха и за эти ресурсы покупают природные богатства других, несёт для нас массу издержек. Играя по этим правилам, соглашаясь с тем, что деньги могут создавать только ОНИ, Россия оказывается в ситуации необходимости всё время что-то ценное продавать. Продолжение такой политики будет требовать необходимости для государства в очередной раз поступиться своей властью, снова продать ресурсы. Отдать их в обмен на возможность «подышать на 10,5 млрд». Экономика вздохнула, подышала, но этот финансовый кислород быстро кончится. И надо опять что-то продавать, чтобы получить очередную возможность для экономики «подышать на миллиарды». Очень скоро наступит ситуация, когда продавать больше будет уже нечего, чтобы не потерять реальный контроль над своей экономикой. Это очень плохой выбор: когда государству надо либо отказаться от власти (продать более 50%), либо, ради сохранения власти, отказаться от «лошадки» (перестать жить по правилам нынешней мировой финансовой системы) в ситуации полной неготовности к такой ситуации.

Готовимся ли мы к будущим ситуациям? Ведь новую лошадку надо объезжать уже сегодня. Мы должны начинать растить, закладывать фундамент того экономического базиса, который нам НЕИЗБЕЖНО понадобится, когда мировая финансово-ориентированная экономика неизбежно трансформируется в нечто новое. А произойдет такая трансформация неизбежно, потому что сегодняшняя система противоречит законам физики, создавая богатство из ничего.

С точки зрения использования имеющихся сегодня возможностей, в рамках сегодня существующей системы, российским руководством делается «на все сто», если не больше. С точки зрения закладки базиса того, как Россия будет существовать на следующий день после перехода мировой экономики в новое состояние, делается катастрофически мало.

В.В.Путин действует, исходя из двух вещей: из реально имеющихся у него возможностей, и из всей полноты имеющееся у него информации. Поэтому, вполне возможно, что его оценка того, насколько у «лошадки» мировой экономики много сил, отличается от нашей, именно из-за полноты информации. Мы готовы поверить ему, как до сих пор верили в других важных вопросах.

Но даже если расчет Президента окажется верным, то ведь за финишем всё равно должна стоять новая лошадь. Если мы выжимаем все соки из старой лошади, то новую готовить всё равно необходимо! Поэтому очень хочется увидеть шаги нашего президента, направленные именно на это.

Кадры решают всё. Если вы возьмете людей, мыслящих либеральными догмами, думающими в либеральной парадигме, то и результат их работы будет исключительно либеральным. Они способны причесать и украсить старую лошадь, но объехать и подготовить новую «лошадку» они не готовы - и даже не собираются.

Подготовка к созданию новой экономики должна начаться с кадровой политики. Единственными убежденными сторонниками развития суверенной российской экономики является часть общества, стоящая на патриотических позициях. И именно эта часть нашего общества, которая становится всё более массовой и широкой, есть естественный союзник президента на его пути к суверенизации экономики России.

Суверенизация экономики начинается с суверенизации кадров . А здесь мы не видим работы, не видим изменений. Мы видим, как на смену либералу Улюкаеву приходит точно такой же либерал, только почестнее. Но мыслящий также и собирающийся действовать в тех же самых либеральных правилах.

Подведём итог:

  • Продажа 19,5% «Роснефти» - это успех в рамках сегодняшней мировой экономики, частью которой является и экономика России, построенная на тех же самых либеральных правилах.
  • Проблема в том, что дни этой экономики, такого уклада, уже сочтены. Мир неизбежно перейдет к другой экономической системе. Но внутри нашей страны не ощущается подготовки к неизбежным изменениям, наблюдается следование старым правилам и уходящим в прошлое либеральным догмам.

Именно поэтому продажа 19,5% «Роснефти» приводит нас к тревожным размышлениям. Мы научились хорошо выжимать максимум из того, что имеется, но катастрофически мало готовимся к тому, что будет завтра.

P.S. Мой ответ на вопрос приватизации «Роснефти», который был задан 8 декабря на встрече с московскими читателями (полная видеоверсия встречи будет размещена в самое ближайшее время):

Продажа 19,5% акций "Роснефти" стала шоком для Запада и выразителей его интересов. Либеральные аналитики полагали, что антироссийские санкции обеспечат надежную кредитно-инвестиционную блокаду нашей страны, в результате чего "Роснефть" будет вынуждена выкупить свои акции сама.

Публиковались даже разнообразные расчеты, насколько ослабеет рубль в том случае, если "Роснефть" выкупит свои акции за счет займов (в том числе у государства), а федеральный бюджет направит полученные средства на пополнение Резервного фонда, купив валюту для этого на бирже.

Эти и многие другие спекуляции потерпели крах, и их авторы стараются не вспоминать их, потратив, как после победы Трампа, заметное время на стирание своих постов в соцсетях.

"Путин переиграл всех", - пишет выделяющаяся на фоне даже западных медиа своей жесткой антироссийской позицией Wall Street Journal. Названная президентом России "крупнейшей приватизационной сделкой в нефтегазовом секторе в мире за 2016 год", продажа 7 декабря 19,5% акций "Роснефти" стала прорывом санкционной блокады и принесла бюджету 10,5 миллиарда евро. При этом дивиденды "Роснефти" составят отныне 35%, и такое изменение дивидендной политики является частью интегральной приватизационной сделки.

Первоначально минимальная цена продажи пакета была установлена на уровне 500 миллиардов рублей. Согласно принятым в Госдуме и утверждённым президентом изменениям в закон "О федеральном бюджете" за 2016 год", от продажи акций "Роснефти" государство должно было получить 703,5 млрд. На деле бюджет получит 710,8 миллиардов; премия инвесторов от текущих биржевых котировок составила минимальные для подобных сделок 5%, что представляется выдающимся успехом менеджмента "Роснефти", искавшего инвесторов (сообщается о переговорах более чем с 30 потенциальными покупателями) и "утрамбовывавшего" их.

Принципиально важно, что сделка носит стратегический характер и повышает ценность компании, качественно расширяя и закрепляя ее возможности надежно связанными с нею партнерами.

С одной стороны, крупнейший сырьевой трейдер Glencore, около года назад преодолевший серьезные финансовые проблемы, в отличие от других потенциальных партнеров не ограничивает "Роснефть" конкретным регионом, а обеспечивает глобальный масштаб ее операций. Увеличение объема реализуемой через него нефти (более чем вдвое) дополняется весьма ценным для "Роснефти" согласованием позиций на рынке. А кредитование Glencore одним из крупнейших европейских банков опосредованно возвращает "Роснефть" на западные финансовые рынки.

Один из крупнейших в мире суверенных фондов Qatar Investment Authority проявляет интерес к проектам добычи нефти на территории России и вполне может по следовать примеру BP, которая, став крупнейшим миноритарным акционером "Роснефти", активно стала вкладываться в разработку ее сибирских месторождений. Принципиально важно, что примеру Катара могут последовать другие инвесторы из стран Персидского залива, весьма ревниво следящие за активностью друг друга.

Не менее важен и геополитический аспект операции: в ближневосточном кризисе власти Катара, ориентируясь на США, были традиционными оппонентами России и ее союзников, причем порой исключительно жесткими. Смена американской администрации лишила их, как и многих других сателлитов США по всему миру, глобального прикрытия и, возможно, заставила переосмыслить, пусть даже и частично, свою позицию. Приобретение пакета "Роснефти" объективно связывает катарские власти с Россией и, как минимум, даже при сохранении их прежних геополитических устремлений, весьма серьезно ограничивает их свободу рук. В целом же сотрудничество с Катаром может оказать влияние на всю его позицию как на Ближнем и Среднем Востоке, так и в Африке, где его экспансия является весьма ощутимым сдерживающим фактором для Китая.

Не случайно только в результате сообщения о сделке котировки "Роснефти" подскочили на 5%, поставив рекорд, а рыночная капитализация впервые превысила 4 триллиона рублей. При этом стоимость госпакета акций увеличилась на 1,3 миллиарда долларов, а совокупный эффект операции для государства (включая прямые поступления в бюджет от приватизации "Башнефти" 5,16 млрд долларов и пакета "Роснефти" 11,12 млрд долларов, а также докапитализации госпакета акций "Роснефти" за счет синергетического эффекта после объединения с "Башнефтью" 1,25 млрд долларов, докапитализации государственного пакета после объявления продажи акций "Роснефти" 1,33 млрд долларов и привлечения первоклассных мировых инвесторов) составил около 19 миллиардов долларов.Однако и с сугубо коммерческой точки зрения сделка представляется выгодной для России. Вероятное использование акций "Роснефти" в качестве обеспечения сделки объективно заинтересовывает обоих инвесторов в поддержании и наращивании котировок. При этом государство сохраняет контрольный пакет акций, а в целом структура акционерного капитала обеспечивает гармоничный баланс интересов.

В целом менеджмент "Роснефти" превратил приватизацию пакета ее акций из традиционной портфельной сделки в глубокую и многоуровневую стратегическую операцию, позитивные последствия которой для России будут проявляться еще долгое время, а порой и весьма неожиданным образом.