Страхование

Fujifilm X-H1: первый взгляд. Обзор системной камеры Fuji Х-Т10 или беззеркалка в руках любителя

Здравствуйте, друзья!

Ко мне приехали вот такие симпатичные чёрные коробочки.

Я их вскрыл и обнаружил в них фотокамеру 0 и объектив Fujifilm XF 50mm f/2 R WR . Я подумал: «А почему бы не протестировать?» и потому ниже вы сможете ознакомиться с обзором этой связки камера + объектив и моими выводами относительно удобства, функционала и областей применения этой камеры.

Фотокамеры FUJIFILM

Чтобы понять что за камера у тебя в руках полезно бывает знать историю фирмы, которая её создала. От начала её возникновения и до сегодняшнего дня. Не волнуйтесь, я не буду сейчас рассказывать подробно всю историю фирмы FUJIFILM , а лишь отмечу её весомый вклад в малоформатную фототехнику и особенно в среднеформатную. Это компания, которая делает объективы для Hasselblad уже много десятилетий и по меньшей мере помогает делать сами камеры (а мне лично кажется это полностью продукт FUJIFILM ).

FUJIFILM X-T20

Я специально сфотографировал FUJIFILM X-T20 на фоне своей руки, чтобы вы могли визуально оценить какая это малышка.

Кстати, предлагаю ребус — как это сфотографировано (камера на фоне руки)? :) ваши предположения пишите в комментариях.

Технические характеристики

Fujifilm X-T20 Sony a6300 Fujifilm X-T2
Цена за камеру без объектива (body) 57990 руб. 73990 руб. 109990 руб.
Сенсор 24MP APS-C (6000 x 4000) 24MP APS-C (6000 x 4000) 24MP APS-C (6000 x 4000)
Цветные фильтры X-Trans CMOS III Bayer, Exmor CMOS X-Trans CMOS III
Байонет Fujifilm X Sony E Fujifilm X
Чувствительность 100-51200 100-51200 100-51200
Стабилизация изображения Только в объективе Только в объективе Только в объективе
Автофокус Гибридный (контрастный + фазовый на сенсоре) Гибридный (контрастный + фазовый на сенсоре)
Количество точек АФ 325 точек (169 фазовых) 425 точек фазового автофокуса (169 контрастных) 325 точек (169 фазовых)
Джойстик АФ нет нет есть
ЖК экран 3", 1 040 000 пикс, наклон, тач-скрин 3", 921 600 пикс, наклон, не сенсорный 3″, 1,040,000 пикс, наклон в двух плоскостях, не сенсорный
Видоискатель EVF (0.62x), 2 360 000 пикс EVF (0.7x), 2 359 296 пикс EVF (0.77x), 2 360 000 пикс
Затвор 30-1/4000 сек механический, 1/32000 с электронным затвором 30-1/4000 сек механический 30-1/8000 сек механический, 1/32000 с электронным затвором
Встроенная вспышка Да Да Нет
Выдержка синхронизации со вспышкой 1/180 сек 1/160 сек 1/250 сек
Скорость серийной съемки 8 к/сек 11 к/сек До 14 к/с с электронным затвором и до 11 к/с с механическим затвором при наличии бат.ручки
UHD 4K @ 30p UHD 4K @ 30p UHD 4K @ 30p
Беспроводная связь Wi-Fi Wi-Fi w/NFC Wi-Fi
Влагозащита нет Да Да
Карта памяти один слот, SD, UHS-I один слот, SD, UHS-I два слота SD/SDHC/SDXC (UHS II)
Интерфейс USB 2.0 USB 2.0 USB 3.0 (5 GBit/sec)
Время работы от одной батареи 350 снимков 400 снимков 350 снимков
Возможность использовать батарейный блок нет нет да
Размеры 118 x 83 x 41 мм 120 x 67 x 49 мм 133 x 92 x 49 мм
Вес 383 гр. 404 гр. 507 гр.

Отличия FUJIFILM X-T20 от X-T2

Здесь сразу нужно определиться, что FUJIFILM X-T2 это флагман линейки и позиционируется как профессиональная фотокамера, а X-T20 это любительская камера в компактном корпусе, но по ходу сравнения вы убедитесь, что возможности X-T20 далеко не скромные, хотя она и уступает флагману.

Основные характеристики

Первое на что стоит обратить внимание в технических характеристиках — это матрица, которая такая же как у флагмана линейки FUJIFILM X-T2 .

Систему автофокуса тоже взяли с FUJIFILM X-T2 , но камера не имеет удобного джойстика , чтобы перемещать точку фокусировки. Теперь это делается с помощью тач-скрина, пальцем указываете точку фокусировки.
Насколько хороший у камеры автофокус я писал еще в обзоре FUJIFILM X-T2 , но посмотрите и это небольшое видео с FUJIFILM X-T20 .

Также вы видите тот же самый ЖК дисплей на 3" с тем же разрешением . Это тоже плюс.

Но камера позиционируется как менее профессиональная, так чего же мы лишились? В первую очередь это выдержка. Выдержка была 1/8000 сек у X-T2 и стала 1/4000 сек у X-T20. Не знаю почему именно выдержку ограничивают т.к. это легко компенсируется установкой ND фильтра в одну ступень, если едешь в солнечные страны.

Уменьшенная скорость серийной съемки вряд ли вам помешает т.к. она всё равно весьма высока. Еще недавно лучшие репортажные камеры давали те же самые 8 к/сек и это считалось отличным показателем.

Эргономика

Управление камерой упрощено , нет диска установки ISO , но зато есть автоматический режим SR+ .

Для камеры, которая позиционируется как любительская наличие умного (а здесь он именно умный) автоматического режима большой плюс. Когда условия съемки были сложные, а времени не было, я просто переключал на автоматику (замечу, что почти всегда снимаю в режиме М и если переключаю на Авто , то значит это действительно полезный авто режим).

Камера совсем небольшая, так что если поставить на неё тяжелый и длинный объектив, то управляться с камерой будет сложно, она норовит вырваться из руки т.к. в моей ладони занимает ровно половину и рычаг получается большой.
Чем объектив короче и легче, тем пользоваться им на 0 удобнее.

В целом не должно возникать соблазна поставить на такую малышку здоровый объектив... На снимке объектив Fujifilm XF 50mm f/2 R WR .

Крепление под штатив находится не на оси объектива.

Такое положение крепления затрудняет съемку панорам без дополнительных приспособлений. В любом случае, если вы хотите снимать панораму, то лучше приобрести простейшую панорамную головку и там это смещение можно компенсировать. Я лично вообще сторонник съемки панорам с помощью объективов для скорости и сохранения геометрии, так что данную особенность считаю несущественной, а вот объектив в ассортименте FUJIFILM пригодился бы! Тем более у них такой большой парк собственной среднеформатной оптики. Кому как не FUJIFILM приспособить один из своих объективов (хотя бы старых) для съемки панорам?

Камера имеет довольно компактный наглазник видоискателя .

Он менее удобен, чем на старшей модели и он несменный. Хотя замечаешь небольшое неудобство только если долго снимал на X-T2 , а так и не ждешь полной эргономики старшей модели от камеры такого маленького размера.

Влагозащита и морозоустойчивость

Нет влагозащиты ... Это совсем не означает, что камера перестанет работать при появлении первых тучек. Просто относиться к ней нужно осторожнее.
Вот так делать с ней уже будет нельзя...

И сделать это просто т.к. камера маленькая и её легко убрать в карман, если пошёл дождь.

Нет более обещания морозоустойчивости до -10 С. Обещания нет, но это опять же не означает, что она не будет работать:)

Только никому!!! :)) На градуснике -28 С!!!

Конструктив

Корпус камер отличается, у FUJIFILM X-T20 это отдельные части из магниевого сплава, а у FUJIFILM X-T2 он был цельный. Проверить это по понятным причинам не могу, но верю на слово. Любительской камере такая прочность повышенная не нужна.

PC разъем

По сравнению с FUJI X-T2 нет внешнего синхроконтакта со вспышкой (PC разъем). Нужен он крайне редко, так что скучать по нему вряд ли кто будет.

PC разъем на FUJIFILM X-T2

Владелец FUJIFILM X-T20 будет пользоваться встроенной вспышкой, которая хитро замаскирована по выступ пентапризмы. Я даже не сразу обнаружил её :) Обратите внимание на тонкую линию под выступом — он трансформируется во вспышку!

Интерфейс USB 2.0 и карты памяти

Может кто-то и перекачивает файлы прямо из камеры в компьютер... Не знаю, не видел таких. Пользуюсь всегда кардридером и вам рекомендую. Копеечный кардридер имеет интерфейс USB 3.0 и позволяет скачивать файлы и с других типов карт памяти. Также время от времени пользуюсь ноутбуком со встроенным кардридером (Macbook Pro 15"), там тоже со скоростью скачивания всё в порядке.

Только один слот под карту памяти SD , нет поддержки UHS II . Когда-то давным-давно когда я начал профессионально (т.е. за деньги) заниматься фотографией, я понял зачем нужны два слота карт памяти. Это когда я забыл карту памяти дома в кардридере и мне пришлось обежать два квартала, забегая во все магазины сотовой связи и компьютерные в поиске такой карты памяти. Я оценил отличие проф.камеры с двумя слотами, где вторая карта всегда в камере.
Но сейчас мы говорим про любительскую камеру хоть и с породистой начинкой и потому одна карта памяти оптимальна, иначе отличий от X-T2 было бы недостаточно:)

Может вы сразу не обратите внимание на это отличие, но карта памяти находится в батарейном отсеке. Вроде мелочь, но на самом деле не зря в старшей камере карты памяти и аккумулятор находятся в разных отсеках. Дело в том, что аккумулятор греется, с ним возможны всякие проблемы, особенно в случае небрежного обращения при отсутствии влагозащиты. И если что-то будет, то в старшей модели карты памяти не пострадают, а в младшей... Ну вы поняли. Ваша аккуратность залог успешной работы.
В магазине Apple продавец меня безуспешно уговаривал на гарантийный план, который защищает от вылитого на клавиатуру ноутбука кофе и разбитого об пол экрана. Он не понимал почему я не хочу оказаться в полной безопасности. А моя идея в том, что 1) не нужно быть разгильдяем, который льет кофе на клавиатуру. Если пролил — вот тебе и наказание. 2) полной безопасности не существует, даже самую крепкую камеру можно разбить или утопить.

Но есть и реальный минус от такого расположения отсека для карт памяти — при установке камеры на штатив вы перекрываете штативной площадкой доступ к карте памяти, так что если она заполнится, то вы её так просто не достанете. В любом случае всё упирается в тип съемки профессиональный или нет. Если любительский, ставьте себе 64 Гб и потом «сливайте» на внешний жесткий диск и используйте камеру также как X-T2 . Вопрос только в удобстве, в одной всё учтено и встроено, а в другой нужно подумать и подготовиться заранее, если вы хотите использовать X-T20 в профессиональных (например, пейзажных) целях.

Типы карт памяти

Заметил некоторую проблему с картами памяти Sandisk Extreme Pro 95 mb/sec . Карта работает, но почему-то огонек записали продолжает мигать когда вроде бы и записалось. Разбираться не стал, просто сообщил в FUJIFILM. Нормально работает карта Sony SDHC 90 mb/sec .

Нет возможности установить батарейный блок

Да, да... У FUJIFILM X-T2 большим плюсом для профессиональных фотографов была возможность поставить батарейный блок и таким образом задействовать сразу три аккумулятора. Причем вы в реальном времени видели на ЖК дисплее заряд каждого аккумулятора в отдельности, а не «среднюю температуру по госпиталю». У FUJIFILM X-T20 такой возможности нет, так что придётся носить с собой запасные аккумуляторы в кармане. Но отсутствие бат.блока логично, здесь многое «завязано» на габарит камеры, он должен быть маленьким. Камеру с бат.блоком уже точно маленькой не назовешь.
Лишившись бат.блока камера лишилась и форсированного режима съемки (11 к/сек), в котором может снимать FUJIFILM X-T2 . Любителю такие скорости и не нужны.

Видоискатель

Видоискатель очень приличный для ЖК видоискателя. В этом плане «беззеркальные» камеры делают большие успехи в последние годы, а тем более большой рывок по многим техническим параметрам делает FUJIFILM .
В FUJIFILM X-T20 стоит видоискатель с увеличением 0.62х и 60 Гц частотой кадров, тогда как на FUJIFILM X-T2 стоял до 100 Гц и 0.77х.
Это не оптика, конечно, но даёт преимущество ЖК видоискателей с наложением разной полезной информацией, имитацией , focus peaking и прочим.

Режим видео

Первая и удивительная новость — эта «малышка» умеет писать видео.

Да, вы можете вполне полноценно его писать и есть подключение внешнего микрофона.

Конечно, создатели камеры старались чтобы она не превзошла FUJIFILM X-T2 и потому длина одного ролика в разрешении 4К ограничена в 10 минут (в X-T2 длина ролика может быть 30 минут с батарейным блоком).

Если вы обычно видео не снимаете и не монтируете, то сообщу что чаще всего большие ролики монтируются из множества маленьких, где 10 минут видео более чем достаточно, особенно в режиме 4К. Во-первых, сложно что-то говорить дольше 10 минут и не сбиться. Приходится делать дубли. Во-вторых, сложно монтировать и хранить здоровенные файлы снятые в 4К.
Так что возможность снимать длинные ролики в 4К оставим профессионалам, например, свадебщикам. Там дубль сделать нет возможности и они лучше технически экипированы большими картами памяти и огромными винчестерами.

это только то, что лежит у меня на столе в поле зрения

Кстати, чтобы проигрывать тоже нужен совсем не слабый компьютер. Мне нравится детализация , но чаще всего я предпочитаю снимать в Full HD по причине того что сложно проматывать ролики на большим компьютере (они подтормаживают при перемотке и мой ПК не очень тянет, хотя там 24 Гб памяти и четырехядерный процессор).

Формат видео Full HD

Качество видео у FUJI X-T20 в режиме Full HD очень приличное! Детализация меня лично устраивает на 100%, цвета тоже. Для плавного видео фокус лучше использовать ручной (когда я снимал движущийся поезд вблизи камера перефокусировалась немного, для проф.видео не годится).

Кадры из видео Full HD

Формат видео 4К

В 4К как раз имеет снимать небольшие «футажи» для свадеб, когда нужна детализация лица и красиво размытый задний план. Но это мои представления о том для чего нынче нужен формат 4К для видео, у вас могут быть другие.

Разрешение для любительского видео просто бешеное. Заметил интересный момент, что 4К намного приятнее снимать со штатива или нужен стедикам т.к. разрешение высокое и «шевеленка» из-за дрожания рук намного заметнее, чем у форматов с меньшим разрешением. Тоже самое касается фокусного расстояния — чем меньше фокусное, тем меньше заметна «шевеленка» в кадре.

Пример видео у меня нашёлся только на FUJI X-T2 , но в целом видеорежим с X-T20 очень близкий по результату. У X-T2 картинка почище, но чтобы увидеть разницу нужно рассматривать одинаковые кадры одновременно на экране, что вы вряд ли будете делать в реальной ситуации.

Кадры из видео 4К

F-log

У FUJIFILM X-T20 , в отличие от X-T2 нет режима F-log . F-log ценится видеографами за то что представляет из себя некоторое подобие HDR (но вовсе им не является), а реализуется в виде очень «плоской» картинки, которую потом можно подтянуть по контрасту и получить, например, нормальное небо, а не переэкспонированное там где высокий контраст сцены.
Функция сугубо профессиональная и потому любителю не нужна в той реализации, в которой существует для профи.

Дистанционный спуск

А вы не задавались вопросом зачем на кнопке спуск камеры FUJIFILM X-T20 дырочка? Меня терзали смутные сомнения т.к. я ранее пользовался пленочными камерами с подобной же дырочкой:)

Да, старинный, но действенный дистанционный спуск затвора работает! А выглядит очень стильно! Тросик подобный продаётся на Ебее, но у меня он есть в кладовке. Кстати, он еще подходит к объективам большого формата у которых есть встроенный центральный затвор. Просто вкручивается в отверстие и из тросика высовывается «жало», которое нажимает на кнопку внутри. Таким образом можно избежать прямого нажатия на кнопку спуска и соответственно сотрясения камеры.

Выводы

Флагману — флагманское, а всё что нужно хорошей любительской камере здесь есть. Из такого обширного сравнения с FUJI X-T2 мне осталось сказать только, что размер имеет значение и не только в большую сторону. FUJIFILM X-T20 очень удобно носить второй камерой к большой основной. Ведь не станете же вы носить две большие камеры? Вот даже я не ношу, хотя рюкзак бывает часто так набит техникой, что не застегнуть. Я бывает беру с собой четыре камеры, но большая «основная» камера всегда одна. Просто потому что в фоторюкзаке место тоже ограничено и под большую камеру оно, как правило, одно! Зато маленькую камеру легко достать из рюкзака и снять бекстейдж (процесс съемки), например... Или использовать как резервную камеру. Если большая камера отказала по каким-то причинам, то FUJIFILM X-T20 выдаёт весьма достойную картинку и работает на достаточно высоких ISO (об это ниже в статье).

Отличия FUJIFILM X-T20 от Sony A6300

Камера Sony A6300 любезно предоставлена компанией Photoprocenter .

Фотокамеры FUJIFILM X-T20 и Sony A6300 отличаются дизайном.
FUJIFILM X-T20 тяготеет к приятному глазу ретро-дизайну, а Sony A6300 это футуристичные минималистические формы.

Камеры имеют одинаковый сенсор (с разным цветным массивом: X-Trans CMOS против Exmor CMOS ). Также у них разный автофокус и это легко заметить в сложных условиях освещения и при настройке распознавания лиц. Мне автофокус FUJI X-T20 показался лучше. У Sony A6300 он позиционируется как лучший, но по факту камера сначала полностью дефокусируется при плохом освещении, а потом перед самым снимком резко дергается до фокуса. Я так и не привык к подобному поведению фокуса.

Фазовых точек фокусировки у Sony A6300 больше, но из пользования различными беззеркальными камерами я понял, что «не все фазовые датчики одинаково полезны». Т.е. мало иметь много фазовых датчиков, куда важнее как будет обрабатываться с них информация. И они работают совсем не так как у «зеркальных» камер.

Снимки с обеих камер легко «тянутся» в RAW конвертере, так что не стоит слишком бояться недоэкспозиции. Переэкспозиция тоже относительно легко правится без большого ущерба для снимка в пределах +2 EV.

У Sony A6300 видоискатель расположен не на оси объектива и это напоминает дальномерные камеры (?). Лично мне показалось неудобным, но, возможно, дело привычки.
Дисков управления, в отличие от FUJI X-T20 здесь мало, а большая часть функций вынесена на плоские кнопки. Это неудобно.

Чтобы начать пользоваться камерой FUJIFILM X-T20 достаточно в целом быть знакомым со значением и положением кнопок других камер, в том числе прошлых поколений. А чтобы начать пользоваться Sony A6300 придётся заглянуть в инструкцию.
Например, на FUJIFILM X-T20 с фронтальной стороны есть переключатель M/C/S, который переключает режим фокусировки. На Sony A6300 вам придётся зайти в меню. Кроме того на Sony A6300 есть кнопка Fn , как у других камер с не таких уж далёких времён и назначение её вы, скорее всего, поймете сразу (назначаемая функциональная кнопка), а вот кнопки C1 и C2 на других камерах вы не найдете, это придумка Sony . Назначаемые функциональные кнопки.

На FUJIFILM X-T20 вспышка вызывается небольшим рычажком на верхней панели, а у Sony A6300 плоской кнопкой на задней панели.

Второй вариант просто невозможен на ощупь, для этого нужно посмотреть на заднюю панель и точно попасть пальцем.

Выводы

Обе камеры хорошие, но FUJIFILM X-T20 мне показалась значительно более эргономичной. Из плюсов Sony можно отметить большой парк сторонних объективов, тогда как у FUJI электрическое управление сохраняется только на своих объективах. С другой стороны парк объективов у FUJI уже весьма внушительный, а работа со сторонними объективами у Sony не такая гладкая, как хотелось бы.
По фокусу мне больше понравилась FUJI , но это отчасти обусловлено разочарованием от того как именно фокусируется Sony . Обе камеры фокусируются в определенных условиях очень быстро, в некоторых (недостаточное освещение, много посторонних объектов в кадре) имеют сложности с автофокусом из-за своей беззеркальной природы, но при этом превосходят «зеркальные» камеры в работе с ручным фокусом.

Попробуйте-ка сфокусироваться на глаза «зеркальной» камерой, когда их заслоняют волосы...

Но дефокус и потом резкий прыжок в фокус у Sony мне не нравится. Плюс FUJI лучше распознает лица и эта функция в целом лучше развита (есть отдельное определение левого и правого, а также ближнего глаза).
У FUJI X-T20 я также обратил внимание на наличие линейки с дистанцией до объекта фокусировки!

Это позволяет избежать больших промахов по фокусу, когда нет времени перепроверить то что получается (например, «галопом по Европам» в путешествии).

Примеры снимков FUJI X-T20

Exif во всех кадрах присутствует.

F2

Разное

FUJI X-T20, F4, 1/750 sec, ISO 100

FUJI X-T20, F2, 1/250 sec, ISO 3200

FUJI X-T20, F2, 1/250 sec, ISO 8000

FUJI X-T20, F7.1, 1/420 sec, ISO 200 (JPG из камеры)

FUJI X-T20, F2.2, 1/4000 sec, ISO 200 (JPG из камеры)

JPEG от FUJIFILM

Многие нахваливают формат JPG от FUJI . Я считаю, что это субъективно. Но то что формат джипег проходит существенную обработку — это точно. Также интересными являются пленочные профили, особенно мне понравился черно-белый профиль FUJIFILM ACROS .

Здесь очевидно, что цвета не натуральные, хотя имеется некоторое художественное видение закатного солнечного света. Т.е. получить «чистую» картинку стало так просто в наши дни, что цениться стали старые пленочные цвета, которые возвращают нам художественные инструменты прошлого.

Итоги и выводы

FUJIFILM X-T20 очень удачная любительская камера. Меня несколько смущает руководство к камере в 300 страниц. Я честно прочитал всю инструкцию... Задумался я о том, ЗАЧЕМ ЛЮБИТЕЛЮ СТОЛЬКО ФУНКЦИЙ? :)
На самом деле эта фотокамера в крошечном корпусе превосходит многие профессиональные фотокамеры прошлых десятилетий. Кроме всяких распознаваний лица и настроек автофокуса есть куча других настроек. В том числе видео очень высокого качества.
Уверен, что любитель осилит дай бог страниц 20 от этой инструкции.
Взял ради интереса инструкцию на Sony A6300 . Там 286 стр. Т.е. это общая тенденция — вставить в маленькую любительскую камеру максимум функций и чуть урезать её функционал, чтобы не пересекалась с флагманом.
Значит предполагается, что владелец камеры на самом деле будет переходить на неё с более крупной камеры, он уже не новичок и ему или тяжело таскать полноформатную камеру или он берет X-T20 в качестве резервной камеры или для съемки бэкстейджа.

Из минусов, а этот момент будет вам, я думаю, особенно интересен можно отметить:

1) замечено не очень корректное поведение сенсора при работе в сложных условиях освещения. Это касается флюорисцентных и ртутных ламп. Серый цвет начинает сильно фиолетить.

скриншот превьюшки для того чтобы эффект был виднее. муар из-за скриншота, у самой камеры муар есть, но несущественный

Всё зависит от спектра ламп и при нормальных (читай накаливания или галогенных) лампах проблем нет. Фотографы должны уже проклинать изобретателя флюорисцентных ламп т.к. они встречаются всё чаще, причем они плохого качества и дают дискретный спектр света. Цветовая температура разная и плюс к ним ставят еще светодиодные лампы для бОльшего светового хаоса. Я на самом деле просто в шоке от торговых центров в плане осветительных приборов. Это всё по сути не минусы сенсора FUJI или сенсора Sony , а печальные реалии нашей жизни.

2) Кроп-фактор. Могу сказать как пользователь огромного числа камер и полнокадровых и с кроп-фактором, что на качество изображения это влияет совсем не сильно и можно такими вещами пренебречь. Вот что влияет, так это плотность пикселей и технологические особенности конкретного сенсора.
В данном случае мы имеем очень хороший сенсор и кроп-фактор нас ограничивает только в плане широкоугольной съемки. Всё время нужно держать у меня, что вашего объектива нужно умножить на 1.5, чтобы понять угол зрения.

Резюмируя

Камера FUJIFILM X-T20 даёт вам все инструменты для работы и практически не ограничивает в возможностях. Большинство моментов, которые отделяют её от флагмана линейки могут быть компенсированы. Зато вы имеете маленький мега-комбайн для качественной любительской съемки.


Leica M9 С несменными фиксами

X100T

COOLPIX A
Leica X2
С несменными зумами










Точно так же, традиционно можно сказать, что камера FUJIFILM X100F является следующим шагом развития очень удачной идеи, заложенной в своё время в камере X100, давшей старт всей линейки X-серии компании FUJIFILM. Визуально камеры весьма похожи, особенно, если смотреть на них со стороны объектива:

Камеры FUJIFILM X100 и X100F рядом

Если взглянуть на заднюю часть, то отличий обнаружится значительно больше:


Камеры FUJIFILM X100 и X100F сзади

У X100F наконец-то всё управление заточено под одну руку (сколько я про это твердил!),а для перемещения зоны фокусировки добавили джойстик, как на старших камерах X-T2 и X-Pro2:


Органы управления X100F заточены под съёмку одной рукой

На верхней панели тоже нововведения. Например, там теперь располагается сложносоставное колесо управления выдержками и ISO, как у X-Pro2:


Органы управления X100F , расположенные на верхней части камеры

X100F выпускается в двух вариантах исполнения - чёрном и серебристом:


Два варианта исполнения корпуса FUJIFILM X100F

Как я уже неоднократно говорил ранее, лично мне тут больше нравится серебристый корпус. Чёрный, на мой взгляд, мрачноват и цвет не очень-то вяжется с ретро-дизайном. Хотя, это, наверное, только мои какие-то загоны - ведь по-настоящему ретро-камеры были именно чёрными. Кстати, именно в серебристом корпусе X100F часто принимают за плёночную камеру. Зато с чёрной камерой в руках людям проще быть незаметными, фотоаппарат не привлекает внимания, что может понравится профи. Впрочем, это дело вкуса. Традиционно, качество сборки и материалов хочется похвалить. Держать камеру в руках приятно!

Если же взглянуть на спецификацию камеры, то может сложиться такое ощущение, что X100F - это нынешний флагман X-Pro2, только в более компактном корпусе и с несменным фикс-объективом. Который, кстати, без каких-либо заметных доработок так и стоит уже более 6 лет на самых разных "сотках". Напомню, что первое поколение, которое называлось просто X100, без букв, было анонсировано аж в сентябре 2010 года, а старт продаж был в марте 2011 года.


FUJIFILM X100F и X-Pro2

Действительно, по начинке X100F во многом повторяет X-Pro2: тут точно такая же 24Мп матрица X-Trans CMOS III с фазовыми датчиками фокусировки, тот же процессор X-Processor Pro, схожий гибридный видоискатель... То есть, X100F - это та же старая добрая "сотка", но только с заметными изменениями в органах управления и с начинкой от топовых системных камер FUJIFILM.

Для наглядности я собрал отличия между всеми камерами X100 разных серий в одну таблицу, по которой, думаю, хорошо будет видна эволюция этой модели за последние почти 7 лет:

X100F X100T X100S X100
Объектив 23 мм F2 (экв. 35 мм) 23 мм F2 (экв. 35 мм) 23 мм F2 (экв. 35 мм) 23 мм F2 (экв. 35 мм)
Сенсор 24 Мп, X-Trans CMOS III 16 Мп, X-Trans CMOS II 16 Мп, X-Trans CMOS 16 Мп, байеровский
Wi-Fi есть есть нет нет
Автофокус контрастный + фазовый контрастный + фазовый контрастный + фазовый только контрастный
Контрастные/фазовые точки АФ 325/169 91/49 91/49 49/0
Джойстик АФ есть нет нет нет
Видоискатель гибридный гибридный гибридный гибридный
ЭВИ 2.36 миллионов точек 2.36 миллионов точек 2.36 миллионов точек 1.44 миллиона точек
Превью в ОВИ есть есть нет нет
Программируемые кнопки 7 (включая 3 на 4-кнопочном навипэде) 7 (включая 4 на 4-кнопочном навипэде) 2 2
Диски прямого управления выдержка
диафрагма
ISO
экспокоррекция
передний (нажимаемый)
задний (нажимаемый)
выдержка
диафрагма
экспокоррекция
задний (нажимаемый)
выдержка
диафрагма
экспокоррекция
jog (нажимаемый)
выдержка
диафрагма
экспокоррекция
jog (нажимаемый)
Экспокоррекция ±3 (±5 в позиции "C") ±3 ±2 ±2
Шаг кольца диафрагмы 1/3 Ev 1/3 Ev 1 Ev 1 Ev
Дисплей 3" (3:2)
1.04 миллионов точек
3" (3:2)
1.04 миллионов точек
2.8" (4:3)
0.46 миллионов точек
2.8" (4:3)
0.46 миллионов точек
Макс. ISO (JPEG/RAW) 51200
51200
51200
6400
25600
6400
12800
3200
Мин. выдержка (механический/электронный затвор) 1/4000
1/32000
1/4000
1/32000
1/4000
нет
1/4000
нет
Серийная съёмка 8 кадров в секнду
60 JPEG
6 кадров в секнду
25 JPEG
6 кадров в секнду
31 JPEG
5 кадров в секнду
10 JPEG
Плёночные пресеты 8, включая Classic Chrome и Acros 7, включая Classic Chrome 6 6
Видео 1080/60p 1080/60p 1080/30p 720/30p
Микрофонный вход есть (2.5 мм) есть (2.5 мм) есть (через USB) нет
Зарядка от USB есть есть нет нет
Батарея NP-W126S NP-95 NP-95 NP-95

Как видно из этой таблицы, отличий от предыдущей итерации, которая носила название X100T, не так уж и много, но они, скажем так, кардинальные: новые матрица, система АФ, процессор, управление и даже батарея теперь используется такая же, как у других камер FUJIFILM - это многого стоит! Ну, а дальше в посте я описал те плюсы и минусы, которые мне удалось найти в X100F за то время, что камера была у меня.

Остальные важные для фотографов характеристики X100F выглядят так:

Объектив: фокусное расстояние: 23 мм (35 мм в 35-мм эквиваленте) | светосила: f/2
Сенсор: X-Trans CMOS III | APS-C | реальный размер: 23.6×15.6 мм | кроп-фактор: 1.5
Разрешение: 24 Мп | максимальный размер кадра: 6000×4000 пикселей
Чувствительность: ISO 200-12800, расширяется от ISO 100 до ISO 51200
Затвор: механический: от 30" до 1/4000 с | электронный: до 1/32000 с
Дисплей: неподвижный | TFT | размер: 3" | 3:2 | разрешение: 1.040.000 точек
Видоискатель: встроенный, гибридный | OLED, разрешение: 2.360.000 точек
Автофокус: гибридный: по контрасту + датчики фазовой фокусировки на сенсоре | до 325 точек фокусировки
Серийная съёмка: до 8 кадров в секунду
Вспышка: встроенная | ведущее число: около 4.6 (на ISO 100)
Видео: 1920×1080, 60/50 кадров в секунду, 36 Мбит/с, до 30 минут | стереозвук
Wi-Fi: IEEE 802.11b/g/n
USB: USB 2.0, 480 Мбит/с
Вес: 469 грамм с батареей

А снимает эта камера так:


01 | f/4.5 | 1/100 | ISO 800 | RAW + Lr


02 | f/2 | 1/32000 | ISO 800 | RAW + Lr


03 | f/8 | 1/300 | ISO 800 | RAW + Lr


04 | f/4 | 1/4400 | ISO 800 | RAW + Lr


05 | f/4 | 1/1900 | ISO 800 | RAW + Lr


06 | f/2 | 1/105 | ISO 800 | RAW + Lr | Зарядье


07 | f/2 | 1/100 | ISO 5000 | RAW + Lr | Зарядье


08 | f/2 | 1/100 | ISO 2500 | RAW + Lr | Зарядье


09 | f/2 | 1/1500 | ISO 800 | RAW + Lr


10 | f/2 | 1/1400 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером

плюсы

    1. Все плюсы "сотой" серии


    11 | f/4 | 1/170 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером

    Я уже про них писал много раза, не вижу смысла повторяться. Если кратко, то тут:

    • симпатичный рисунок объектива
    • уникальный гибридный видоискатель
    • высочайшее качество изображения (особенно JPEG) с красивыми цветами FUJIFILM
    • прекрасное качество изображения на высоких ISO
    • отличное качество сборки
    И всё остальное, про что уже написано много-много раз за последние шесть с лишним лет, что продаются самые разные поколения "сотой" серии. В принципе, тут ничего не изменилось.

    Кстати, я честно пытался добиться артефактов, на которые жалуются пользователи других камер FUJIFILM с подобной начинкой - фиолетовых засветок в контровом свете и "решётки" в ярких сценах:


    12 | f/4 | 1/1250 | ISO 800 | RAW + Lr


    13

    Тщетно, ничего такого у меня и не получилось с этой камерой. Контровой и боковой свет держит очень прилично. Возможно, тут играет свою роль объектив, демпфируя появление этих артефактов. Может, что-то иное. В любом случае - будем наблюдать, как говорится.

    2. Улучшенная эргономика
    Очень понравилось, что при сохранение общего визуального сходства с предыдущими моделями "сотой" серии, у X100F довольно заметно переработали управление. Теперь оно полностью заточено под одну руку, что для тревел-камеры очень важно:


    Задняя панель X100F

    Удивительно, конечно, что для понимания этого FUJIFILM понадобилось почти 7 лет и смены четырёх поколений камеры... Зато сейчас - красота! Управление зоной фокусировки теперь возложено на очень удобный джойстик, который расположен ровно там, где его ожидаешь найти. Как будто так и было всегда!

    В X100F добавилось переднее нажимаемое колёсико:


    Переднее нажимаемое колёсико у X100F

    И теперь на эти, незаметные на первый взгляд, но весьма удобные переднее и заднее колёсики вывели ряд функций, которые помогают осуществлять тонкие настройки камеры:

    Настройки камеры Функции колёсика
    Заднее колёсико колесо выдержки в положении А не задействовано
    выбрана какая-то конкретная выдержка изменяет выдержку в пределах ±2/3 ступени
    колесо выдержки в положении Т изменяет выдержку в во всё диапазоне, доступном камере
    Переднее колёсико барабанчики ISO и экспокоррекции стоят на каких-то конкретных значениях не задействовано
    барабанчик экспокоррекции стоит в положении С изменяет поправку экспозиции в диапазоне ±5 ступеней
    барабанчик ISO стоит в положении A изменяет ISO (в том числе, даёт доступ к настройкам AutoISO)

    Комбинированный барабанчик "ISO/выдержка" перешёл сюда с X-Pro2:


    Комбинированный барабанчик "ISO/выдержка" у X100F

    У меня к нему нет претензий. Хотя, видимо, это просто потому что я чаще всего снимаю в режиме приоритета диафрагмы и с единожды настроенным AutoISO, и практически не перехожу на другие режимы. То есть, я пока не могу сказать - хорош этот инструмент настройки или нет. Не совсем понятно, как он поведёт себя при длительной эксплуатации в суровых условиях, например в лютый мороз или в пыльных местах. Пока можно заметить только то, что он заметно экономит место на верхней части камеры, что само по себе довольно большой плюс.

    3. Возможности кастомизации
    Очень круто, что последние камеры FUJIFILM (да и вообще всех остальных производителей, если уж быть честным) имеют всё больше возможностей для настроек "под себя". Если говорить про X100F , то тут есть уже хорошо знакомое меню Q, которое можно полностью настроить под себя:


    Настраиваемое меню, вызываемое по нажатию клавиши Q

    И есть возможность гибко программировать кнопки управления. Сейчас у камеры 7 кастомизируемых органов управления, включая кнопки Fn1, Fn2/AEL/AFL, нажимаемые колёсики и клавиши "направо", "налево" и "вниз" на 4-позицинном навипэде (за клавишей "вверх" закреплено изменение режимов съёмки - покадровый, серийная съёмка, брекетинг и так далее).

    Не забыто и кольцо фокуса на объективе, оно теперь тоже позволяет совершать разные действия с настройками камеры:

    • задействовать цифровой зум с 35 мм до 50 мм или 70 мм
    • переключаться между разными настройками баланса белого
    • выбирать разные режимы симуляции плёночных профилей
    • выбирать фильтры в режиме Adv. Filter

    Однако, должен заметить, что с этим кольцом есть и небольшая проблема. Действительно небольшая, я с ней столкнулся всего один раз за всё время пользования камерой. Кольцо довольно легко случайно провернуть. И тогда можно не заметить, например, как начнёшь снимать в JPEG с кропом, имитирующим фокусное расстояние 50 мм или с каким-то произвольным плёночным профилем. К сожалению, кольцу почему-то нельзя назначить "ничего не делать". Поэтому остаётся только внимательно следить за всеми параметрами съёмки и надеяться, что при следующем обновлении эту небольшую проблему пофиксят. Благо, FUJIFILM довольно чутко реагирует на подобные просьбы фотографов и весьма оперативно исправляет ошибки. Или можно снимать в RAW, это гарантированно избавит вас от этой возможной проблемы. Впрочем, повторюсь - это не такая частая ситуация, чтобы испортить радость от съёмки.

    4. Системность
    О, это довольно интересный момент! Вообще-то, камеры X100* - это формально не системные фотоаппараты. У них несменная оптика и их относят к "компактным камерам с большим сенсором". Казалось бы, тут и сказочке конец... Ан, нет! FUJIFILM выпускает два забавных конвертера для этих камер:


    WCL-X100 и TCL-X100

    • WCL-X100 - широкоугольный конвертер (экв. 28 мм в 35-мм формате)
    • TCL-X100 - телеконвертер (экв. 50 мм в 35-мм формате)
    Они оба в металлических корпусах, выполнены очень круто и довольно увесистые. Встают на камеру так, что даже при детальном рассмотрении сложно понять, что это дополнительное оборудование. Как будто так и было! Внешний вид системы при этом заметно меняется:



    Конвертеры WCL-X100 и TCL-X100 на X100F

    Круто то, что установка конвертеров не меняет основные характеристики объективов! То есть, максимальная светосила так и остаётся F2, что гарантирует малую ГРИП на крупных портретных кадрах например:


    14 | f/2 | 1/100 | ISO 1250 | RAW + Lr + ACROS | с телеконвертером

    Да и на ростовых кадрах тоже получается неплохо, картинка мягкая:


    15 | f/2 | 1/5400 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером

    Крупноплановая съёмка хорошо раскрывает боке:


    16 | f/2 | 1/1500 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером

    Сейчас уже выпускается второе поколение насадок, с контактами. Через них камера сама определяет, какой конвертер сейчас прикручен (они надеваются при помощи довольно неудобного резьбового соединения) и использует эту информацию для коррекции искажений (только для JPEG). Если снимать в RAW, то появляются заметное виньетирование и бочкообразные дисторсии. Но! Парадоксально, это не делает снимки хуже! Мало того, на мой взгляд, они становятся от этого даже лучше, живее. С конвертерами выходит тот самый "тёплый ламповый" кадр, как по мне... В общем - кайф.

    Получается, забавная вещь: X100* - это единственные в своём роде камеры, оснащённые несменным объективом с двумя дополнительными сменными объективами! =:)

минусы

    1. Отсутствие поворотного экрана


    Неподвижный экран X100F

    Я хорошо помню, что ответили дизайнеры FUJIFILM, когда их спросили про отсутствие поворотного экрана на X-Pro2: мол, это не соответствует концепции монолитного фотоаппарата, что поворотный экран неизбежно снизит ощущения "премиальности" и цельности продукта, а с этой камерой им бы не хотелось такого. Полагаю, что с X100F всё примерно то же самое - не хочется уходить от цельного образа, тем более в этой нише, где ретро-дизайн особенно актуален.

    Но, всё же, господа дизайнеры, что было хорошо почти 7 лет назад, сейчас уже совсем таковым не воспринимается! Люди попробовали разные камеры, поснимали на фотоаппараты с поворотными экранами (в том числе и производства FUJIFILM, кстати) и поняли насколько это удобно, особенно в жанре стрит- и тревел-фото, когда часто приходится снимать не только глядя в окошечко видоискателя, но и с нетипичных ракурсов: от живота, с уровня земли, с вытянутых рук... И вот тут-то "прибитый" намертво экран X100F начинает уже раздражать.

    С поворотным экраном подобные кадры делаются легко и непринуждённо:


    17 | f/2 | 1/100 | ISO 1000 | RAW + Lr | с телеконвертером


    18 | f/2 | 1/100 | ISO 3200 | RAW + Lr | с телеконвертером

    Но с X100F такое приходится либо снимать наугад, гадая попадёт АФ туда, куда нужно, или нет, либо совершать приседания прямо перед изумлённой публикой, что, увы, приводит к тому, что сюжет пропадает. Ладно уж, я молчу что экран у X100F не сенсорный (что само по себе сейчас уже выглядит неким анахронизмом), но не поворотный-то почему?.. Ответ про дизайн не предлагать, это всё отговорки. Считаю, что это самый большой и жирный минус X100F .

    2. Проблемы автофокуса
    Во-первых, удивительно, но у X100F он нетороплив по сравнению с X-T2. Совершенно не ожидаешь увидеть это в камере с такой же начинкой, как и у топового X-T2, уверенно соревнующегося по скорости АФ с хорошими зекралками! Как же так-то?.. Точно такой же сенсор, такой же процессор, всё должно быть как из пушки, как это происходит на X-T2, X-T20 или X-Pro2! Ан, нет, АФ у X100F нетороплив по сравнению с соплатформенными камерами. Определение лиц откровенно подтормаживает^ как мне показалось. Очень странно это всё... Конечно, можно списать на кривые руки, но с другими фотоаппаратами такого же не происходит!

    Во-вторых, что более неприятно, АФ X100F довольно часто промахивается на ровном месте. Полагаю, что это то, о чём говорили другие пользователи камер FUJIFILM с аналогичной начинкой (X-T20, X-T2, X-Pro2). Фотоаппарат может сделать несколько снимков с отличной работой АФ и потом без видимой причины (без изменения условий съёмки, без смены ракурсов, без изменения освещённости сцены) на ровном месте, внезапно, 1-2 кадра будут не в фокусе:


    19 | f/2 | 1/120 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером | резкий кадр


    20 | f/2 | 1/100 | ISO 800 | RAW + Lr | с телеконвертером | нерезкий кадр

    Ключевые моменты здесь - "без видимой причины" и "внезапно". Причём, такое может быть на любой крупности и на любой диафрагме, то есть это не выпадение из ГРИП, как можно было бы подумать:


    21 | f/8 | 1/1500 | ISO 800 | RAW + Lr | резкий кадр


    22 | f/8 | 1/1500 | ISO 800 | RAW + Lr | нерезкий кадр

    Что с этим делать - не совсем понятно... Одно, пожалуй, тут радует - встречается такое нечасто (на 1000 кадров 3-4 раза, примерно) и меня спасает привычка снимать сразу несколько дублей одного сюжета. Думаю, что это какой-то программный баг и надеюсь, что его всё же устранят.

    Если это так, то просто выключение просмотра (Image Preview -> OFF) способно исправить ситуацию с промахами. Надо будет попробовать.

дополнительно

    1. Мелкие раздражающие факторы

    Тут я решил собрать несколько небольших, не бросающихся прямо сразу в глаза, факторов, каждый из которых, по-отдельности, не очень заметен, но которые в совокупности вызывают сильное раздражение. Но при этом и минусами их нельзя назвать, поэтому они попадают в этот раздел. Надо понимать, что почти 7 лет назад, когда стартовала "сотая" серия, большинство этих моментов совсем не были критичными, хотя и тогда на некоторые из них обращали внимание самые разные пользователи.

    Подчеркну, всё вышесказанное - моё личное мнение. Уверен, многим покажется, что это вообще высосано из пальца. Ну и пусть! Я знаю, что в FUJIFILM внимательно читают все обзоры фототехники и, надеюсь, что для них будет повод задуматься. Ну, или не будет. Судя по тому, что это уже 4 итерация камеры и почти про всё это говорилось ещё много-много лет назад.

    2. Зарядка от USB
    X100F можно заряжать от обычного USB (у камеры порт micro USB). В плюсы не попало, потому что это сейчас уже обычное решение для камер подобного класса. Но обратить внимание на это важно, ибо такая зарядка очень удобна в путешествиях - заряжайте от ноута, телевизора в отеле или прикуривателя в машине через обычный USB-адаптер.

    3. Чехол


    Опциональный кожанный чехол

    К X100F можно купить родной чехол. Довольно симпатичный, с хорошим доступом к батарейному отсеку. С ним камера начинает смотреться намного более стильно. Правда, тут тоже не обошлось без ложечки дёгтя. Немного портит впечатление от чехла грубоватая кожа (особенно заметно это у ремешка) и крепление верхней части на кнопках, которое вполне годится для неспешных прогулок, но в какой-либо мало-мальской спешке или давке (что не такой уж редкий сценарий применения для тревел-камеры) норовит незаметно отстегнуться и потеряться. Ах, да! Верхняя часть чехла не закрывается, если камера с блендой или с телеконвертером. Впрочем, спокойно можно обходиться только нижней частью, что я и делал:


    Нижняя часть опционального кожанного чехла

Некоторые выводы

Тут можно скачать архивы с RAW- и JPEG-файлами X100F для самостоятельного изучения.

Новая камера от FUJIFILM получила те же сенсор (X-Trans CMOS III), процессор (X-Processor Pro) и задний поворотно-откидной экран такой же как и у X-T2 (но у X-H1 с тач-скрином и управлением жестами). На этом, пожалуй, сходства заканчиваются и начинаются различия.

У X-H1 принципиально другой корпус, он специально сделан значительно усиленным. Переработана внутренняя структура шасси, оно у X-H1 из магниевого сплава и рассчитано на большие нагрузки:


Корпус X-H1

По факту корпус стал почти в два раза прочнее. Байонет остался прежним (X-Mount), но он тоже переработан в расчёте на эксплуатацию с крупными и тяжёлыми кинообъективами (про них чуть ниже). У камеры теперь большой хват:


X-H1 в руке (фото dpreview.com)

К заметным особенностям X-H1 , разумеется, можно отнести экранчик с параметрами настройки, расположенный в верхней части грипа:


Верхний дисплей X-H1

Он такой же как и GFX50s - энергонезависимый (не гаснет при выключении камеры), энергоэффективный (практически не разряжает батарею), настраиваемый (на него можно выводить те параметры, которые нужны именно вам) и хорошо видимый как на ярком солнечном свету, так и в темноте (у него есть симпатичная отключаемая подсветка). Экранчик великолепный, одним словом! Но, увы, он занял место колесика экспокоррекции, что поначалу расстроило многих фотографов. Однако, потом, когда полностью разобрались в работе камеры, всё образумилось. А каким образом - напишу чуть ниже.

Корпус камеры с новым покрытием, более цепким и стойким к царапинам. Разумеется, X-H1 - пыле- и влагозащищённый, гарантированно рассчитанный на работу при температуре от +40°C до -10°C (на деле, разумеется, диапазон шире, если смотреть по другим камерам).

Ещё одна особенность корпуса - внутри установлена большая плата, рассеивающая тепло (снимающие видео это оценят, уверен). Вот мы и дожили до радиаторов в 35-мм фотокамерах:


Схематичное изображение расположения радиатора в корпусе камеры

Вес камеры получился на 100 граммов больше, чем у X-T2.

Это всё были заметные, полезные, удобные, но не очень ощутимые особенности. Далее поговорим про вкусняшки. =:) Пожалуй, самым важным компонентом X-H1 стал встроенный стабилизатор матрицы (In-Body Image Stabilization - IBIS), который обеспечивает стабилизацию по "5 осям" (смещение вверх/вниз, вправо/влево и вращение по трём осям):


Схематичное изображение системы IBIS

По заявлению FUJIFILM, эта система с объективом XF35mmF1.4 выдаёт стабилизацию аж на 5.5 стопов! Чтобы было понятно, это если бы вы снимали с рук что-то и у вас с выключенной системой стабилизации изображение получалось несмазанным только на 1/100 секунды, то с активированной системой IBIS кадры будут резкими уже на выдержке 1/3 секунды или даже чуть длиннее! Проверяли, разумеется, это тщательно. На мой взгляд, результаты тут даже превосходят ожидания. Но про это чуть позже.

Для получения чётких снимков на длинных выдержках с рук одной системы IBIS мало. Поэтому у X-H1 есть ещё ряд технологических решений, направленных на получение кадров без смаза. Например, у камеры теперь есть целая система поглощения вибраций, которая направлена на то, чтобы минимизировать любые колебания, даже те, которые вызывает движение шторок затвора:


Схематичное изображение системы виброгашения

Ещё одна техническая особенность X-H1 , нацеленная на получение снимков без смаза - это электронная передняя шторка затвора. Да, решение не ново, разумеется, как и IBIS. Но реализовано всё настолько грамотно, что снимать можно совсем без колебаний системы (shutter shock при работе с механическим затвором сведён к минимуму).

Очень круто, что механический затвор у X-H1 работает практически беззвучно! Звук затвора очень тихий и приятный. Он так и подначивает: Жми! Жми! Жми! И кадры один за другим падают на карточки. Кстати, слотов под карточки памяти тут и как у X-T2 - 2 штуки и оба поддерживают стандарт UHS-II.

И ещё у X-H1 полностью новая спусковая кнопка. Она не имеет резьбы для тросика, плоская и гладкая:


Вид на X-H1 спереди

Но самое главное - у неё очень короткий ход срабатывания и крайне чуткая реакция на нажатие! Поначалу это вызывало недоумение - такой лёгкий спуск приводил к массе нечаянных срабатываний и на флешке то и дело приходилось удалять фотографии своих ног и другие подобные случайные кадры. Потом к кнопке привыкаешь, и... Через некоторое время ловишь себя на мысли, что обычная кнопка спуска, которой оснащаются другие камеры FUJIFILM (да и не только, чего уж там) уже кажется каким-то длинноходным и расхлябанным механизмом, нажатие на который приводит к долгой паузе перед срабатыванием затвора и колеблет камеру! Примерно такое же ощущения я испытывал, когда переходил на новые клавиатуры Apple - сначала неприятие, а потом недоумение: как же я раньше мог работать на старых клавиатурах-то?!..

Из важных отличий - у X-H1 шикарный обновлённый электронный OLED-видоискатель с 3.69 миллионами точек и скоростью обновления в 100 кадров в секунду (в boost-режиме, по умолчанию - 60 fps, что тоже хорошо).

У X-H1 новый алгоритм системы автофокуса, который более уверенно работает в условиях слабого освещения, лучше справляется с мелкодетализированными текстурами и более уверенно следит за объектами при зуммировании. Но, полагаю, что он скоро будет доступен и для других камер X-серии со схожей начинкой (X-T2, X-T20, X-E3 и X-Pro2).

Кардинально изменено меню съёмки видео, теперь тут ещё больше настроек. И это не случайно, ведь X-H1 можно уверенно позиционировать как полноценный операторский инструмент: теперь пользователям доступны такие режимы съёмки, как 4K (4096×2160) @ 30p при битрейте 200 Мбит/с, Full HD (2048×1080) @ 60p на 100 Мбит/с и всякие прикольные slo-mo. F-Log теперь пишется сразу на SD-карту. Есть тайм-код и новая имитация плёнки ETERNA. Поддерживаются новые кинообъективы МКХ. И так далее, и тому подобное. Впрочем, про это поговорим чуть ниже.

Здесь я собрал все основные характеристики FUJIFILM X-H1 :

Сенсор: X-Trans CMOS III | APS-C | реальный размер: 23.6×15.6 мм | кроп-фактор: 1.5
Разрешение: 24 Мп | максимальный размер кадра: 6000×4000 пикселей
Чувствительность: основные значения: ISO 200-12800 | расширенные значения: ISO 100, 125, 160, 25600 и 51200
Стабилизатор: на основе сдвига матрицы с 5-осевой компенсацией | эффективность: 5 ступеней (по стандарту CIPA)
Затвор: механический: от 30" до 1/8000 с | электронный: до 1/32000 с | режим длительной выдержки: до 60 минут
Дисплей: поворотно-наклонный | тач-скрин | TFT | размер: 3" | 3:2 | разрешение: 1.040.000 точек
Видоискатель: встроенный | OLED | разрешение: 3.690.000 точек
Автофокус: гибридный: по контрасту + датчики фазовой фокусировки на сенсоре
Серийная съёмка: до 14 кадров в секунду (с электронным затвором)
Видео: 4K, 25/30 кадров в секунду, 200 Мбит/с | F-Log 8 bit
Микрофон: встроенный | стерео, 24 bit, 48 kHz
Wi-Fi: IEEE 802.11b/g/n
Bluetoth: Bluetooth 4.0 (с низким потреблением энергии)
USB: USB 3.0, микро-USB
Вес: 673 грамма с батареей и картой памяти

Таблица сравнения начинки X-T2 и X-H1 , чтобы было наглядно видно, как различаются камеры:


X-H1 X-T2 рядом

X-T2 X-H1
Сенсор APS-C, 24 Мп, X-Trans CMOS III
Процессор X Processor Pro X Processor Pro
Затвор механиеческий
электронный
механический
электронный
электронный по первой шторке
Стабилизация нет матрицы, 5-осевая
Wi-Fi есть есть
Bluetooth нет есть
ЭВИ OLED
2.36 миллионов точек
OLED
3.69 миллионов точек
Экран TFT
поворотно-откидной, 3" (3:2)
1.04 миллионов точек
TFT
поворотно-откидной, 3" (3:2)
1.04 миллионов точек
сенсорный
управлние жестами
Дисплей настроек нет есть
Диски прямого управления выдержка
ISO
экспокоррекция
режимы съёмки
режимы экспонометра
передний (нажимаемый)
задний (нажимаемый)
выдержка
ISO
режимы съёмки
режимы экспонометра
передний (нажимаемый)
задний (нажимаемый)
Автофокус фазовый автофокус с чувствительностью 0.5 EV фазовый автофокус с чувствительностью -1 EV
улучшена работа следящего автофокуса при
зуммировании
Встроенный F-Log нет есть
Пресет ETERNA нет есть
Максимальный битерйт видео 100 Мбит/с 200 Мбит/с
Встроенный микрофон стандартный улучшенный (24 bit, 48 kHz)
Режим подавления мерцания нет есть
Зарядка от USB есть есть

Причём, некоторые вещи из этой таблицы могут быть добавлены в функционал других камер FUJIFILM при помощи прошивки (они обозначены более тёмным тоном).

Ну, а теперь - немного личных ощущений от камеры.

Эргономика, размеры, вес


X-H1 в руках

В руках X-H1 лежит великолепно. Увеличение размеров, особенно рукоятки, сказалось самым положительным образом на удобстве хвата. Если для X-T20 мне нужен был дополнительный грип, а X-T2 хорош с относительно небольшими фиксами и зумами, то при помощи X-H1 уже отлично можно управляться с монстрами типа 100-400 - никакого намёка на дисбаланс, особенно, если камера с батарейным блоком.

Тут, правда, сразу пошли возмущения: мол, камера беззеркальная, а по размерам как зеркалка уже, непорядок! Вот, дескать, вам и вся компактность!.. Да, X-H1 не такой уж и маленький. Но если сравнивать с зеркалками, то он, всё же, заметно меньше. Например, вот он рядом с кропнутым Canon EOS 7D mark II:


X-H1 в сравнении с зеркалкой Canon EOS 7D mark II

Ах, постойте! Canon EOS 7D mark II не умеет же снимать 4K, ни в каком варианте... Хм... С чем же "зеркальным" тогда сравнить? Вот Canon EOS 5D mark IV, например, уже может 4K:


X-H1 в сравнении с зеркалкой Canon EOS 5D mark IV

Но, кстати, ни у того, ни у другого конкурента нет IBIS. Как и у других зеркальных камер Canon или Nikon, насколько я могу помнить. Так что ближайшим конкурентами тут будут камеры Pentax, Sony и Panasonic. Преимущественно те же беззеркалки, если уж на то пошло. Мало того, в этой компании по размерам X-H1 смотрится нормально (со светосильными объективами 35 мм):


Sony A7R III + Sony Distagon T* FE 35mm f/1.4 ZA | Panasonic Lumix DC GH5S + Olympus M.Zuiko Digital ED 17mm f/1.2 PRO | FUJIFILM X-H1 + XF23mmF1.4 R


NOTE: Предвосхищая волну возмущения: да, я знаю, что для этих систем есть более компактные объективы. Я выбирал их по углу обзора и по светосиле. Возможно, есть лучшие решения и что-то пропустил. Предлагайте! Тут не было задачи как-то специально показать большие размеры систем-конкурентов. Это просто картинка, показывающая, что X-H1 вовсе не Гулливер в стране Лилипутов, как его сейчас часто представляют, когда говорят про размеры новинки.

Так что тема каких-то ОЧЕНЬ больших размеров X-H1 мне кажется немного притянутой за уши. Хотите компактности? Купите X-E3 и снимайте фиксами! По технической начинке у этой камеры всё то же самое, что и у X-H1 (за исключением IBIS, пожалуй).

Пару слов стоит сказать про верхний дисплей и отсутствие колеса экспокоррекции. Сам дисплей кайфовый: как и на GFX - чёткий, хорошо видимый при любом освещении, настраиваемый. Но вот что колесо экпокоррекции пало жертвой этого дисплея - конечно не очень хорошо, как по мне. Да и многие другие фотографы отмечали этот момент. Операторы же просто пожимали плечами - им от отсутствия или наличия этого колёсика ни жарко, ни холодно.

Конечно, а-ля "никоновский" алгоритм (нажать кнопку "+/-" и крутить заднее колёсико) - это вопрос привычки (снимают же как-то никонисты? =:)). Но от хорошего отвыкать не хочется. Остаётся надеяться, что в новых прошивках как-то смогут придумать, как фотографам получить быстрый и удобный доступ к настройкам экспокоррекции.

И ещё один момент я бы тут добавил. Если говорить про сценарии использования поправки экспозиции, то лично у меня чаще всего возникает необходимость в этой настройке когда я снимаю сцены с большим перепадом яркостей. То есть, когда, например, хочется спасти яркое небо или вытянуть тёмные тени. Но с новыми камерами FUJI я стал замечать, что крайне редко использую эту функцию. Во-первых, потому что экспонометрия у последних моделей довольно точная. А во-вторых - отлично работает система расширения динамического диапазона (DD) и в результате часто ничего и вытягивать-то не нужно!

Это я не к тому, что, дескать, колесо экспокорреции убрали, и вот оно уже не и нужно. Как и многие фудживоды, я тоже считаю "никоновское" управление поправкой экспозиции довольно неудобным. Но сам инструмент стал реже использоваться и поэтому отсутствие отдельного колёсика экспокоррекции - это грусть, конечно, но не ужас-ужас-ужас, как я читал в комментариях. =:)

Ну и справедливости ради, должен сказать, что и грусть уйдёт, если хорошенько разобраться с алгоритмом работы кнопки "+/-". Всё дело в том, что она может работать "по-никоновски", как я описал выше. Но может быть настроена и на другой режим работы. Вот в нём - достаточно просто один раз нажать кнопку "+/-" и заднее колесико превращается в диск экспокоррекции! Причём оно продолжает работать в этом режиме даже если камеру выключить и снова включить! То есть, на самом деле, решение отсутствия выделенного колёсика поправки экспозиции довольно элегантное и в чём-то даже более удобное, чем то, что мы "потеряли". =:) Как говорится - читайте инструкцию, друзья. =:)

Из заметных минусов эргономики стоит, пожалуй, упомянуть только про дублирующую кнопку спуска затвора, расположенную на батарейном блоке. Она очень лёгкая (как и основная, разумеется) и расположена в таком месте, где на неё постоянно нажимаешь ладонью при переноске камеры. Так что, либо эту кнопку надо блокировать на время переноски камеры (отдельным рычажком "Lock", который отключает управление с батарейного блока), либо фотографировать без батарейного блока. Многие упомянули про эту кнопку, так что, думаю, инженерам придётся поломать голову над решением проблемы.

Кстати, говоря про батарейный блок нельзя не упомянуть то, что пользоваться камерой с ним - одно удовольствие. Он тоже очень ухватистый, ладно лежит в руке и при съёмке в вертикальном положении дублирующие кнопки столь же удобны, как и основные. Мало того, есть ещё один приятный момент: если приобретаете камеру вместе с батарейным блоком, то в комплекте сразу уже идёт 3 аккумулятора! Снимать не переснимать!

IBIS


Модуль IBIS камеры X-H1

Про IBIS. Ответ на главный вопрос: работает! Да ещё как работает!


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/13 | 1" | с рук


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/9 | 1" | с рук


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/5.6 | 1" | с рук


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/22 | 2" | Станислав Васильев с рук снимает сэлфи в витрине на выдержку не то 4, не то 6 секунд


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/6.4 | 1/2 | с рук

Скажу честно, до недавнего времени я довольно скептически относился ко всяким системам стабилизации. Логика была такая - да, стабилизация помогает устранить небольшие колебания, это очень полезно на длиннофокусной оптике, но для обычных фокусных расстояний какие могут быть сценарии использования камеры с IBIS? Снимать при недостатке освещения? Репортаж в сумерках или в полутёмном помещении? Ну, так, фон можно получить резким, но люди-то будут смазанными! Они ходят, шевелятся, дышат в конце концов. Не репортаж? А что тогда? Пейзажи и видовые фото в режимное время? Но тут выдержка часто уже 1/10, 1/5, 1/2 или даже секунда-две. Стабилизатор такое не потянет, надо всё равно брать штатив. Вот и думал я, что технологии IBIS - это круто, но не совсем понятно где применимо. Кроме, разве что, видео, но про это будет отдельный разговор.

А когда попробовал X-H1 в деле, то понял, что стабилизатор - очень крутая штука. Можно снимать на длинных выдержках с рук. Например, у меня без подготовки получилось снимать на выдержке в 1 секунду. 2-секундные выдержки тоже можно освоить, но надо приноравливаться. Можно замахнуться и на 4 секунды, но тут надо подумать как правильнее камеру держать, как самому стоять и не дышать и всё такое прочее. У моего коллеги Стаса Васильева получилось сделать несмазанный кадр с рук на выдержке аж в 8 секунд! Совершенно фантастический результат, как по мне! То есть, по большому счёту, это означает, что штатив можно оставить дома.

Видео

Про видео. Тут много всяких вкусных плюшек досталось камере от инженеров.


Думаю, если представить себе X-H1 как инструмент оператора, то многое встаёт на свои места: отсутствие колеса экспокоррекции (для видео оно не так нужно), дополнительный верхний дисплей (для контролирования параметров сверху и когда камера выключена), тач-скрин на откидном дисплее (удобная настройка параметров видеосъёмки), высокое качество видео, F-Log, тайм-код, ETERNA и многое другое. Вот оно! Относительно недорогое и очень качественное решение для съёмок видео.

Фото

Начинка X-H1 , ответственная за фотосъёмку, точно такая же, как и у X-T2. Качество фотографий получается абсолютно таким же.


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/9 | 1/1500


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/2.8 | 1/1250


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 5000 | f/2.8 | 1/80


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 45.5 мм | ISO 800 | f/9 | 1/420


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 16 мм | ISO 800 | f/8 | 1/2


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/11 | 1/15


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/14 | 1/15 | ETERNA


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 18.2 мм | ISO 3200 | f/2.8 | 1/25


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 200 | f/4 | 1/3800


XF100-400mmF4.5-5.6 R LM OIS WR | 400 мм | ISO 800 | f/8 | 1/1250


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 1600 | f/2.8 | 1/80


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 22.7 мм | ISO 800 | f/2.8 | 1/125


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/8 | 1/2500


XF16-55mm F2.8 R LM WR | 55 мм | ISO 800 | f/13 | 1/400

Однако, в этой части не обошлось без сюрпризов. Например, на таком же железе автофокус X-H1 работает ощутимо быстрее и он более цепкий, чем у X-T2. Особенно это заметно в следящем режиме и при работе с большими зумами, типа 100-400.

Пока на этом всё, пожалуй. Быстрое знакомство с камерой показало, что это очень интересное решение для тех, кто хочет иметь серьёзный инструмент как для фото, так и для видео. Дальше будем посмотреть, как говорится. Пишите свои вопросы в комментарии, постараюсь ответить на всё, что упустил в этом кратком обзоре.

Введение

Fujifilm X-H1 стал новым флагманом линейки беззеркальных камер Fujifilm с датчиком формата APS-C, поднимая характеристики камеры на новый уровень над X-T2, который ранее занимал высшую позицию.

FUJIFILM даёт понять, что эта модель не заменяет предыдущие а дополняет модельный ряд.

Видео


X-T2 предлагает возможность записи 4K-видео, но X-H1 поднимает эту возможность на другой уровень.

Практически каждая функция видеозаписи и фотосъёмки в X-H1 модернизирована по сравнению с X-T2. Благодаря отличным возможностям обработки изображений, камера может снимать 4K дольше, 15 минут по сравнению с 10 минутами. Обе камеры делают небольшой 1.17X кроп при видеосъёмке. X-H1 имеет максимальный битрейт 200Mbps и возможность снимать F-Log.

Новый режим моделирования плёнки Eterna призван обеспечить быстрый и простой способ снимать видео с широким динамическим диапазоном до 12EV.


Менее очевидные улучшения, но не менее важные для серьезных видеооператоров включают новую скорость затвора, например, 1/48 сек. Таким образом вы можете достичь 360, 180 и 90 градусов углов затвора. Если вы не знаете, что это значит, не беспокойтесь об этом. Но если вы используете это, вы будете ценить эту функцию. Точно так же имеется поддержка для отображения временного кода, и бесшумной работы через сенсорный экран, что дает возможность управления экспозицией через сенсорный экран, не создавая шума щелчками диска настроек.

Не хватает режима отображения зебры. В интервью один из инженеров Fujifilm сообщил, что данного режима нет, потому что для прочих видеофункций использована вся возможная мощность процессора и нет ресурсов для использования зебры.

Система автофокусировки

В то время как камера использует тот же 24MP APS-C X-Trans датчик, что и X-T2, система автофокусировки с определением фазы на датчик X-H1 была серьезно модернизирована. Наиболее очевидные улучшения касаются работе при слабой освещенности и отслеживание фокуса. X-H1 теперь может сосредоточиться до -1EV (по сравнению с пределом X-T2 около 0.5ev) и выполнять фазовое обнаружение объектов даже при диафрагме F11, что позволяет использовать зум-объектив XF100- 400мм F4.5-5.6 на длинном конце в сочетании с 2X телеконвертером, который ведёт к уменьшению светосилы.

С точки зрения отслеживания, Fujifilm предлагает существенное увеличение скорости автофокусировки даже при низкоконтрастных сценах. В отличие от X-T2, Х-H1 также может непрерывно фокусироваться во время зумирования. Системы автофокусировки X-H1 и Х-T2 определяют горизонтальную, вертикальную и высокочастотную детализацию, но в то время как в X-T2, эта информация обрабатывается последовательно, Х-H1 имеет преимущество параллельной обработки данных. Fujifilm удалось это реализовать без обновления процессора X-H1, который является таким же, как в X-T2.

Новый дизайн корпуса


С точкой зрения внешнего вида, Х-H1 выглядит как что-то среднее между X-T2 и среднеформатным GFX 50S. И в некотором смысле (кроме датчика APS-C), это крупная камера. Fuji X-H1 разработана с оглядкой пользователей зеркальных камер, которые привыкли к крупным устройствам. На корпусе располагается крупная рукоятка и дисплей на верхней панели.

Больше, тяжелее, крепче


Х-Н1 крупнее, чем камера Х-Т2 (140 х 97 х 86 мм по сравнению с 132 х 92 х 49 мм) и существенно тяжелее (673 грамм по сравнению с 507 граммами - с картой памяти и батареей). Корпус X-H1 из магниевого сплава на 25% толще, чем X-T2. Кроме того, он более устойчив к царапинам и значительно прочнее. Помимо того, что корпус физически прочен, он защищает внутренности от влаги и пыли при помощи специальных уплотнителей.

Тихий механический затвор


Затвор X-H1 был изменен, чтобы предложить тихий режим и электронную первую шторку с целью уменьшения риска появления вибраций.

Другим преимуществом является то, что это делает сам затвор тише. X-T2 в эксплуатации достаточно тихая камера, но X-H1, безусловно, имеет преимущество в ситуациях, когда щелчок затвора был бы нежелательным.

Улучшенный электронный видоискатель


Электронный видоискатель X-T2 является отличным, но EVF X-H1 еще лучше. Он незначительно меньше, чем видоискатель X-T2 (0,75 раза по сравнению с увеличением на 0.77X), но ярче, и предлагает более высокое разрешение 3,69 млн точек (по сравнению с 2,36 млн). Также улучшена скорость срабатывания датчика глаза. Датчик глаза X-H1 может реагировать за 0.15 сек, когда ваш глаз приближается к видоискателю. Это намного быстрее, чем 0.4 сек в X-T2.

Сенсорный ЖК-дисплей сзади


X-H1 имеет тот же наклонный 1,04 миллиона точечный дисплей, что и X-T2, но он стал сенсорным, что позволяет выполнять все операции, в том числе указывать место точки автофокусировки прикосновениями, а также быстро просматривать и изменять масштаб снятых изображений.

Сенсорный экран также позволяет выполнять бесшумную настройку камеры и избежать вибраций от срабатывания переключателей на корпусе.

Стабилизация


Несмотря на прошлые утверждая, что Fujifilm не может реализовать стабилизацию на основе сдвига датчика, им удалось это реализовать, добавив 5-осевую стабилизацию в X-H1. С большинством объективов Fujifilm предлагает 5 стопов компенсации дрожания. Стабилизация X-H1 также работает в режиме видео, что делает её более полезной для видеосъемки.

Уменьшение мерцания


Новым для X-серии является уменьшение мерцания во время фотосъемки. Мы уже видели эту функцию в высококачественных зеркалках, и она работает так же здесь: анализируя колебания в яркости некоторых искусственных источников света и воздействие синхронизации для пиковой яркости. Это позволяет избежать постоянно изменяемой яркости при съёмке серий изображений. Скорость непрерывной съемки в этом режиме ограничена 7 кадрами в секунду с электронной первой шторкой затвора и 5.5fps с обычным механическим затвором.

Это наиболее полезно при съемке спортивных соревнований в помещении, где уменьшение мерцания является важной особенностью.

Режим приоритета динамического диапазона


Этот режим имеет два параметра: сильный и слабый, которые используют существующие режимы камеры в сочетании с уплощением светлых и темных концов кривой тона. Это дает возможность расширить динамический диапазон до DR200 и DR400%. Также имеется настройка «Auto», которая самостоятельно выбирает, какой уровень применять.

Bluetooth + Wi-Fi


Кроме встроенного Wi-Fi в X-H1 имеется Bluetooth (BLE) с низким потреблением энергии, что позволяет легко подключаться к смарт-устройствам. Это можно использовать для автоматической передачи изображений на ваш смартфон при полном разрешении или в разрешении 3МП, когда вы выключите камеру.

В качестве альтернативы, соединение Bluetooth должен сделать подключение по Wi-Fi более быстрым.

Аккумулятор


X-H1 во многих аспектах стал мощнее по сравнению с X-T2, но он все еще имеет ту же батарею. В каком-то смысле это хорошая новость для владельцев X-T2, которые могли бы думать о переходе к X-H1. Тем не менее, дополнительные требования к системе стабилизации уменьшают срок службы батареи по сравнению с более старой моделью. Рейтинг CIPA батареи X-H1 составляет 310 кадров на одной зарядке, по сравнению с 340 в X-T2. Не слишком большая разница, учитывая получаемые преимущества.

В общем и целом


Дополнительные возможности видеосъёмки означают, что Х-H1 имеет еще большую привлекательность для видеооператоров, чем X-T2. Тем не менее, стабилизация изображения в-теле камеры сама по себе делает X-H1 более привлекательным для многих фотографов.

Увеличенный размер X-H1 несколько расколол фанатов Fuji на сторонников такого решения и противников. Есть, конечно, эргономические преимущества, которые позволяют удобнее держать камеру, иметь дополнительный дисплей и много внешних элементов управления. Но это приближает камеру к зеркалкам, хотя она всё ещё меньше большинства зеркальных устройств.

Не так давно новинки Fujifilm серии X – X100, X-Pro 1, XE-1 и самая последняя X-M1 – своим выходом наделали много шума. Они позиционировались как отличнейшие фотокамеры – идеальное сочетание ретро-стиля и датчика, созданного по новейшей технологии, содержащее все необходимые функции для фотосъемки.

X-серия от Fujifilm состоит из уникальных камер многоцелевого применения, которые можно использовать как в свадебной, репортажной и коммерческой фотографии. Уважаемые мной фотоблоггеры мчались впереди друг друга, чтобы первыми поведать миру все превосходство этих легких чудо-камер. Они быстро развили культ, который перерос в огромную армию поклонников, мнящую X-серию Fujifilm божественной.

Будучи легко поддающимся влиянию и всегда охотным потратить деньги на новое оборудование, я, конечно же, купил парочку этих великолепных новинок – X100s и XE-1 с адаптером M Mount (для дополнительной совместимости с объективами байонета типа М).

Позвольте начать с оговорки, что камеры в самом деле отличные.

За свои деньги они прекрасны практически в любом аспекте, как и новый датчик. Ретро-дизайн камер напомнил мне мой сверхудобный дальномерный фотоаппарат Bessa, тонкий форм-фактор которого (относительно зеркальных аналогов) делал его легким для ношения в течение всего дня. Это было похоже на великолепную комбинацию всего, что мне было нужно от камеры, или, по крайней мере, как мне казалось. Будто в руках я держал фотоаппарат "Leica", но значительно менее дорогостоящий.

С этими камерами я был бы неприкаянный – неукротимая энергия бурлила бы во мне. Больше меня бы не сдерживали мысли, что придется тягать тяжеленную "зеркалку" весь день, – весь комплект этих камер я мог бы поместить в небольшую сумку на плечо и впредь не утомляться. С ними я никогда не пропустил бы удачный фотомомент, потому что фотоаппарат всегда был бы при мне – я бы превратился во всеми уважаемого гуру уличной фотографии.

Кроме этого, я мог бы работать более скрытно, быстро, незаметно и тихо – идеальные условия для того, чтобы увидеть и сфотографировать необычное в мирской повседневности. Мои фотографии стали бы другими, моя жизнь изменилась бы, и счастье было бы не за горами... Так я думал…

Однако, вопреки всем моим ожиданиям, с приобретением камер я не стал "гением" уличной фотографии и ничего другого в этом роде не случилось. Напротив – я понял, что мои фотографии просто ужасные, хотя это произошло и не сразу.

Должно быть, я пребывал в своего рода стадии отрицания очевидного, будучи скорее влюбленным в идеальный образ непревзойденного баланса белого и передачи тона кожи, обеспечиваемых датчиком X-trans, а не реально оценивал то, что снимаю. Но, бросившись с нетерпением просматривать фотографии, сделанные революционными новинками, я постепенно пришел к выводу, что я действительно сплоховал.

Все казалось ужасным и очень шаблонным. Было несколько снимков, сделанных на ходу с платформы в ожидании следующего поезда… те же фотографии в баре, куда я захожу регулярно… и выглядело это печально. За исключением того, что я мог носить фотоаппарат повсюду с собой, все остальное осталось прежним. Я все так же чаще смотрел в свой телефон, нежели обращал внимание на окружающее. Единственные пара случаев, в которых я использовал фотоаппарат, – когда мне пришлось стоять на определенном отрезке пути, т. е. на пешеходном переходе либо ожидая на поезд.

Я сам себе навеял некое смешное убеждение, что с новым устройством я изменю свой подход к фотографии, внезапно начну замечать больше интересных моментов, происходящих на улице. Но ничего такого не произошло – X-серии Fujifilm удалось лишь напомнить мне, как плохо я снимаю и сколькому многому мне еще нужно учиться.

Хоть камеры Fujifilm дали мне пинка, напомнив, что мне нужно еще расти, для меня это полезно. Было бы глупо думать, что простое ношение с собой камеры по улицам приведет к получению лучших фотографий. Я поддался на ажиотаж, однако мне следовало быть умнее.

Любой жанр фотографии, будь-то портретный, свадебный или уличный (стрит), требует от фотографа дисциплины и концентрации на оттачивании своих навыков. Уличная фотосъемка подразумевает путешествия в поиске интересных мест и людей. От вас требуется смелость начинать разговор с людьми на улице. Мне это сложно удается.

Но в более широком представлении, среди всего разнообразия неблагодарных, сложных и опасных видов деятельности, это не такое уж и сложное задание – заговаривать со случайными незнакомцами, чтобы получить фотографию. Поэтому постает выбор: выйти на улицу и действительно попробовать сделать снимки, которыми можно было бы гордиться, или сидеть, сложа руки, не покидая собственной зоны комфорта, и так и не создать ничего стоящего. Так как последнее для меня сродни отказу от воды, думаю, из вариантов мне остался лишь один.