Лариса Старосельцева
Проект «Логопедические тропинки»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки . Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки » , ведущие ребенка к полноценной развитой речи : формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике . Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда , ребенка, родителей и воспитателей.
Гипотезой проекта
выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Цель :
повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи :
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе
коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия,
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям , приобщать
детей к процессу активного познания.
6. Побуждать детей к совместной деятельности.
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по
коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский
потенциал.
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и
родителей.
Тип проекта
По продолжительности – долгосрочный.
По составу участников проекта –подгрупповой .
Участники :
дети зачисленные на логопедический пункт ,
их родители, учитель-логопед .
По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап
(информационно-аналитический) .
Задачи :
1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей ) .
4. Определение системы логопедических проектов , условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта
(практический) .
Задачи :
Реализация проекта в различных формах , методах и приемах совместной взросло-детской деятельности.
III. Заключительный этап реализации проекта
(итоговый) .
Задачи :
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности
применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Презентация проекта «Логопедические тропинки » для учителей-логопедов Курского района и педагогов МБДОУ.
Ожидаемый результат :
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повысится психолого -педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Произойдет повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том , что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Список использованной литературы :
1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и
семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5 , 2005.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . Сфера. М. 2005
4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях. -М. 2007.
6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для
детей с ОНР. М., 2012
Раздел I: Информационная часть проекта |
Раздел II: Содержательная часть проекта |
1. Аннотация проекта 2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект 3. Цели и задачи проекта 4. Возможные риски и пути их преодоления 5. Планирование работы по реализации проекта 6. Образ конечного результата, критерии его оценки 7. Ресурсное обеспечение проекта 8. Перспективы развития проекта |
Раздел III: Бюджет проекта |
Литература |
Приложения |
Раздел I: Информационная часть
Паспорт проекта
Название проекта: |
«Мы красиво говорим» |
Тип проекта: |
Долгосрочный, практико-ориентированный |
Название учреждения |
МБДОУ «Детский сад № 317» г. Пермь |
Адрес учреждения |
|
Телефон учреждения, факс |
|
Электронный адрес ОУ |
|
ФИО руководителя ОУ |
|
Руководитель проекта |
|
Срок осуществления проекта |
Август 2012 года – май 3013 года (промежуточный) |
Раздел II: Содержательная часть проекта
1. Аннотация проекта
Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 5 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.
Проект «Мы красиво говорим» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей посещающих младшие и средние группы детского сада по результатам анкетирования, решено ввести и предложить заинтересованным родителям посещать логопедические занятия вместе с детьми, что окажет педагогическую помощь и повысит компетентность родителей. Таким образом, достигается индивидуализация оказываемой логопедической помощи по определенному запросу родителей и конкретного ребенка с речевым недоразвитием, разрабатывается индивидуальный маршрут, направленный на коррекцию речевой патологии.
Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:
1. Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, клуб)
2. Индивидуальная на базе ДОУ в кабинете коррекции, по предварительной записи).
Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:
III этап – практический: 11.02.2013 – 30.05.2013 г.
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.
«Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р). Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.
Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ.
Для оценки возможностей данной работы МБДОУ «Детский сад № 317» г. Перми были проведены различные исследования, обобщив результаты которых можно сделать следующие выводы:
1. Родители младших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.
2. В ДОУ имеются достаточные ресурсы в виде кадрового потенциала (учитель-логопед (1,5 ставки)).
3. В среднем более 50 % семей, имеющих детей младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в оказании данной помощи.
В связи с чем, появилась необходимость в концептуально новой организации работы логопедического пункта ДОУ, которая была бы направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи младшим дошкольникам и их родителям.
Отсюда вытекают следующие противоречия.
1. В ДОУ с общеразвивающими группами задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации программы является дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению образовательной программы и не нарушать СанПин.
2. В логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, хотя статистические данные показывают необходимость оказания коррекционной помощи в более ранний период, когда недостатки не закрепились в активной речи ребёнка.
3. Повышается необходимость оказания ранней квалифицированной помощи постоянно возрастающему количеству детей в соответствии с социальным заказом родителей.
4. Наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная подготовленность воспитателей в оказании коррекционной помощи детям с ОВЗ.
5. Основными формами организации работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность. НОД кратковременная (15-20минут), краткосрочная (1-2 раза в неделю) и рассчитана на 6-ти или 12 месячный срок обучения, при необходимости сопровождения некоторых детей в течение 2-3 лет.
6. Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.
7. Востребованность родителями услуг раннего развития детей, и отсутствие альтернативных моделей.
8. Желание семьи получить гарантированную и квалифицированную психолого-педагогическую поддержку в ДОУ которое посещает ребёнок.
Разрешение обозначенных противоречий мы видим в реализации новой модели предоставления логопедической КНОД в присутствии родителей для детей от 2.5 до 5 лет (с возможностью предоставления потребителю выбора времени услуги)на базе логопедического пункта ДОУ.
Анализ ситуации побудил нас к разработке данного проекта.
Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают младшие и средние группы ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.
3. Цели и задачи проекта.
Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317», обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.
Задачи проекта:
1. Разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД логопункта МБДОУ, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
2. Изучить потребительский спрос на КНОД среди семей, имеющих детей дошкольного возраста3-4х лет посещающих ДОУ.
3. Спроектировать модель логопункта ДОУ, направления и виды деятельности, формы предоставления услуги.
4. Обеспечить функционирование инновационных моделей работы логопункта МБДОУ (в первую, вторую половину дня).
5. Создать программно-методическое обеспечение предоставляемых логопунктом услуг.
6. Оценить возможности пространственной среды логопункта и материально-технического оснащения коррекционно-развивающего процесса и создать условия для организации коррекционной непосредственно организованной деятельности с детьми 3-5 лет, посещающих ДОУ, и оказания помощи при подготовке к обучению грамоте и поступлению в школу.
7. Совершенствовать материально–техническую базу логопункта МБДОУ.
Ценность проекта:
- Создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях логопедического пункта МБДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса МБДОУ.
- Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.
- Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МБДОУ в районе.
Подготовительная (исследовательская) часть проекта.
Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.
Объектом проекта является логопедический пункт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения качества и развития дополнительных форм дошкольного образования.
Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников.
Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Перми в сфере дошкольного образования.
Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:
- речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в д/с - 21 %;
- послужат причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
- помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.
Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом д/с; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.
4. Возможные риски и пути их преодоления.
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.
Факторы, представля-ющие воз-можности (благоприятные факторы) внешней среды: |
|
Факторы, представляющие угрозы для ОУ: |
|
Сильные стороны ОУ: |
|
Слабые стороны ОУ: |
|
Определение возможной стратегии реализации проекта:
Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:
- Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
- Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
- Провести опрос родителей младших и средних групп МБДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.
Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:
- КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00, а также в летний оздоровительный период.
- Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
- Использовать библиотеку учреждения и Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.
Использование сильных сторон для смягчения угроз:
- Изучить опыт по данной работе в городе Перми и крае.
- Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения
I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2012 года.
II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.
III этап – практический: 11.02.2013 – 30.08.2013 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2013 года.
5. Планирование работы по реализации проекта.
Поэтапный план – график реализации проекта
Проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: октябрь 2012 года
II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.
(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы 2007-2012 гг.).
III этап – практический: 11.02.2013 г. – 30.08.2013 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года.
Продолжительность проекта – 7 месяцев.
Направления |
Действия по реализации задач |
Ожидаемые результаты |
Участники реализации |
I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2011 года |
|||
Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня |
Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС |
Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников 3-5 лет с речевой патологией в логопункте ДОУ» |
Учитель-логопед |
Проведение маркетингового исследования потребительского спроса на образовательные услуги |
Получить статистические данные по семьям |
Информационный банк детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении |
|
II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2011 года |
|||
Нормативно-правовое обеспечение для создания |
|
Учитель-логопед, педагог-психолог и педагоги работающие с детьми 3-5 лет |
|
Проектирование модели логопункта ДОУ |
|
Модель Логопункта ДОУ |
|
Программно-методическое обеспечение |
|
Пакет документов по каждому направлению: Индивидуальтые планы Перспективные планы Методическое обеспечение Диагностические материалы |
|
Создание комфортных условий для оказания услуг |
|
Комфортная предметно – развивающая среда по всем направлениям (готовность кабинета коррекции к осуществлению деятельности) |
|
III этап – практический: 22.02.2012 г. – 31.08.2012 г. |
|||
Организация информационной акции |
|
Учитель-логопед, педагог-психолог и педагоги |
|
Проведение логопедической КНОД в присутствии родителей |
|
||
IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года |
|||
Промежуточный мониторинг деятельности логопедической КНОД в присутствии родителей |
|
Учитель-логопед |
6. Образ конечного результата, критерии его оценки.
Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми 3-5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ, через успешное функционирование логопедической КНОД в присутствии родителей.
Модель деятельности логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317»
Условия |
Вариативность пребывания |
|
Логопедическая КНОД в присутствии родителей (в течение учебного года) |
Летне-оздоровительный период |
|
Продолжительность работы |
Февраль – май 2013 г. |
Июнь – август 2013 г. |
Режим дня |
1-ая половина дня / 2-ая половина дня |
|
20 минутное индивидуальное |
20 минутное индивидуальное |
|
Недельная цикличность |
1-2 раза в неделю |
1-2 раза в неделю |
Специальные предложения |
консультации педагога-психолога |
Ожидаемые результаты проекта:
Качественные
- Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки – количественный анализ);
- Наличие апробированной модели логопедического пункта (критерий оценки – наличие пакета «Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность логопункта ДОУ по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей»)
- Создание банка методических материалов .
- Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.
- Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива) .
- Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
- Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
- Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).
Количественные
- Выполнение ФГТ по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
- Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 2,5 до 5 лет (критерий оценки - показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников) .
- Охват разных категорий потребителей образовательных услуг (дети и родители).
- Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
- Обучено и проконсультировано не менее 80 родителей (законных представителей)
- Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
- Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе
Эффективность проекта мы будем оценивать
- По увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых дополнительных услуг: востребованность услуги: оказание услуг детям в возрасте 3-5 лет.
- По увеличению спроса на посещение логопедической КНОД в присутствии родителей: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента микрорайона города
- По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.
7. Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровые: в настоящий момент младшие и средние группы укомплектованы воспитателями и помощниками воспитателей, штате ДОУ -1 учитель-логопед (1,5 ставки), 1 педагог – психолог, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор по физическому воспитанию.
Информационные: кабинет коррекции оснащены большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.
Временные: проект рассчитан на 7 месяцев, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.
Материально – технические: в ДОУ кабинет коррекции: логопеда и психолога; ИЗО студия, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.
Структура управления проектом
Руководитель проекта:
- осуществляет общее руководство.
- отслеживает выполнение плана реализации проекта.
- разрабатывает нормативно-правовую базу по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей.
- анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
- анализирует результаты выполнения проекта.
- организует работу специалистов и педагогов
- оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту,
- создает условия осуществления образовательного процесса,
- формирует индивидуальный заказ родителя.
- организует работу по проведению мероприятий с детьми.
- формирует банк методических материалов.
- анализирует результаты диагностики детей.
- координирует взаимосвязь между участниками проекта.
- разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).
8. Перспективы развития проекта
В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДОУ. Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.
Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям.
Модель компетентности
Компетентность родителей в речевом развитии детей:
- ЗНАЮ о проблеме ребёнка
- УМЕЮ использовать знания
- ХОЧУ владеть знаниями
- МОГУ самостоятельно помочь
Результат проекта:
- Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи,согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
- Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 3-5 лет через организацию и проведение индивидуальной логопедической КНОД в присутствии родителей.
- Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
- Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
Возможности дальнейшего развития проекта:
- На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Мы красиво говорим»: проводить логопедическую КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 7 лет.
- Публикации опыта работы, распространение его в городе и регионе.
- Выступления на семинарах, конференциях различного уровня (Презентация опыта на ГМО учителей-логопедов, на краевом семинаре в ПГГПУ).
Цель создания логопедической КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 5 лет - это повышение компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и коррекционно-развивающего потенциала, а также привлечение внимания специалистов и педагогов к ценности семьи, как важнейшему институту семейного воспитания.
Литература:
1. Закон Российской Федерации от.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р
3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.
АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»
Выполнила учитель-логопед
МДОУ д\с №5 «Тополёк»
пгт. Кокуй
Злобина А. А.
Раздел I Информационная часть
1. Паспорт проекта
1. Аннотация проекта
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект .
3. Цели и задачи проекта
4. Новизна проекта и практическая значимость
5. Предполагаемые риски
6. Ожидаемый результат
7. Эффективность данных результатов
8. Участники проекта
9. Продолжительность проекта
10. Этапы работы
11. План-схема проекта
12. Список литературы
Паспорт проекта
Название проекта «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем ». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы »
Тип проекта Краткосрочный , практико-ориентированный
Аннотация проекта
Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.
Проект «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем » носит открытый характер : изучив традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы , опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета , на начало 2016 года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.
Актуальность
«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть , но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра ».
А. С. Макаренко
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра , и становится важным направлением коррекционной работы.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя , а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.
Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.
1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.
6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.
«Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания».
Крупская Н. К.
Заниматься на логопедических занятиях , играя , весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм , поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Применение игровых методов на логопедических занятиях , интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.
Все эти факты послужили разработке данного проекта . Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе , увлекая детей, их родителей и педагогов.
Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда , а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях .
1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.
2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях .
3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям .
5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.
6. Распространить опыт работы через активные формы работы : интернет-ресурсы, СМИ.
Новизна проекта заключается в том , что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта состоит в том , что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.
Предполагаемые риски
1. Администрация не поддержит идею реализации проекта , так как это мероприятие предполагает материальное обеспечение.
2. Некоторые педагоги не проникнутся актуальность проекта .
3. Родители не заинтересуются темой проекта , недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей.
Ожидаемый результат
1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого -педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.
3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.
4. Презентация проекта в форме развлечения .
Эффективность данных результатов
Положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи );
Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;
Положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей;
Приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;
Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Участники проекта
Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы , родители, учитель-логопед , воспитатель, музыкальный руководитель.
Продолжительность
Продолжительность : 4 недели
Этапы работы
1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта .
2. Составление плана-схемы проекта
3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями
4. Обсуждение проекта с воспитателем , музыкальным руководителем
5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала
6. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи .
План-схема
работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта
1. Подготовительный –
18 января 2016 – Беседа с родителями «Знакомство с проектом » (родительское собрание) – учитель-логопед
18 января 2016 – Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов – учитель-логопед
19 января - Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка» - учитель-логопед , воспитатель
20 января Консультация для педагогов «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе» - учитель-логопед
2. Практический -
21 января Сочинение стишков совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики – учитель-логопед
18 января-22 января – Корректировка и проведение индивидуальных и подгруповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи – учитель- логопед
25 января – 29 января – Совместное с детьми и родителями создание дидактических игрушек : лягушки, перчатки, язык (артикуляционная гимнастика и использованием биоэнергопластики) – учитель-логопед , воспитатель, родители.
1 февраля – Занятие-развлечение «Наши игры» - учитель-логопед , музыкальный руководитель
3 февраля – Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков – учитель-логопед
4 февраля - Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи (дидактическая игра «Собака в доме» - учитель-логопед
5 февраля - Создание памятки для родителей «Поучай, играя » - учитель-логопед
8 февраля - Мастер класс для педагогов «Игровые приёмы в обучении и воспитании детей» - учитель-логопед
3. Заключительный
9 февраля - Оформление фото-выставки для педагогов и родителей «Вот так мы занимаемся, играем , развиваемся» - учитель-логопед
10 февраля - Презентация-развлечение «Мы играя , не скучаем, ещё лучше понимаем » - Учитель-логопед , муз. рук.
11 февраля - Подведение итогов реализации проекта на педсовете - Учитель-логопед
12 февраля - Отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании – учитель-логопед
18 января – 12 февраля - Обновление предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете - Учитель- логопед
Список литературы
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.
2. Цвынтарный В. В. «Играем , слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004
3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи : Пособие для воспитателей детских садов. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1980.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.
6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед . – 2010. №1.
7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.
8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф , 2005.
Проектная деятельность в работе учителя-логопеда.
Серова Е.В.
учитель-логопед
МДОУ д/с № 14 «Тополек»
Проектирование сегодня занимает особое место в дошкольном образовании. Это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни.
Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.
Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е.педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:
Помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
Подсказывает, какие материалы можно использовать;
Планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;
Определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;
Координировать весь процесс творческой деятельности;
Помогать детям в поиске источников информации;
Самому быть источником информации;
Поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.
Работая в этом направлении, мною совместно с воспитателями, детьми и при участии родителей создан и реализован творческий проект «Пальчики помогают говорить».
Актуальность проекта заключается в том, что уровень развития речи и мышления ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку центры головного мозга, отвечающие за речь и тонкую моторику пальцев расположены очень близко. Стимулируя последнюю и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что дальнейшее обучение в школе потребует от ребенка использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных учебных действий.
Цель проекта: создать образовательное пространство в группе по развитию мелкой моторики рук; разработать систему работы направленную на развитие мелкой моторики.
Задачи:
Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук на старшую речевую группу на основе тематического планирования.
Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка «Ловкие пальчики».
Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий способствующих развитию мелкой моторики рук.
Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Сформировать элементарные специфические графические навыки.
Подготовить руку ребенка к письму.
Проект «Пальчики помогают говорить» долгосрочный, творческий, групповой. Срок реализации проекта 2 года – старшая, подготовительная группы.
Основными принципами реализации проекта являлись: принцип доступности, гуманистичности, деятельности, принцип интеграции, системности, преемственности.
Система работы по развитию мелкой моторики включала в себя знакомство детей со строением рук, посредством пальчиковой гимнастики, массажа, игр, упражнений, развития графо-моторных навыков. По мере реализации проекта совместно с родителями и детьми был оформлен уголок «Ловкие пальчики».
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап (сбор информации по теме).
1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики создание «Банка идей».
2. Обоснование путей реализации проекта.
3. Диагностика.
II. Основной (практический) .
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе календарно - тематического планирования с подбором материала:
– комплексов пальчиковой гимнастики,
– пальчиковой азбуки,
– игр и упражнений с различными предметами,
– упражнений на развитие графо-моторных навыков,
– упражнения с элементами массажа,
– упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.
2. Работа с детьми:
Закрепление знакомых упражнений в уголке «Ловкие пальчики» в свободной деятельности:
– тематические занятия,
– игры с предметами (игры с крупой, семенами, бусинами и т.д.),
– разного вида шнуровки,
– пальчиковый театр,
– пальчиковая азбука,
– пальчиковые игры,
– развитие графо-моторных навыков,
– работа в тетрадях (клетка),
– раскраски, трафареты,
– самостоятельная творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование и т.д.),
– игры-соревнования,
– организация выставок.
3. Работа с педагогами
– Семинары-практикумы: «Пальцы помогают говорить», «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»
4. Работа с родителями:
– Консультации: «Развитие мелкой моторики рук», «Обучение письму детей дошкольного возраста», «Направления развития ручной умелости у детей дошкольного возраста», «Готовим руку к письму», «Что нужно знать о навыках письма»,«Леворукость у детей», «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи», «Приемы формирования мелкой моторики», «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
– Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»
–Мастер-класс «Поиграйте с ребенком дома»
– Папки-передвижки
– Родительские собрания
– Индивидуальные консультации и беседы
– Конкурс на лучшую игру
– Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики
– Привлечение к изготовлению пособий, тренажёров и настольных игр.
Тематические занятия по проекту проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность -15-20 минут.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
Дыхательные упражнения.
Тематическая беседа.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на координацию речи с движением.
Пальчиковая гимнастика (разучивание 1 новой гимнастики на каждом занятии).
Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
Работа с различными семенами (сортировка, перекладывание, выкладывание узоров)
Работа с пластилином, пластикой, солёным тестом.
III. Заключительный этап
1. Подведение итогов и анализ:
– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей с речевым нарушением.
– Анкетирование родителей (для определения результативности работы).
2. Постановка задач на будущее.
IV.Подведение итогов
Презентация проекта.
Выставка игр и пособий.
Уголок «Ловкие пальчики».
Конкурс семейного творчества «Лучшая дидактическая игра по развитию мелкой моторики».
В результате работы над проектом:
Разработан перспективный план по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования.
Создан уголок «Ловкие пальчики».
Родителями изготовлены дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.
Разработан консультационный материал для родителей.
Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений в подготовке детей к успешному обучению в школе.
План реализации проекта
№ Виды деятельности Цели и задачи
1. Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.
2. Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и выстроить систему работы.
4. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.
5. Включение педагогами речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.
6. Консультации на тему:
«Пальчиковые игры», «Речь и пальчики». Уголок «Ловкие пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
7. Семинар-практикум для воспитателей «Пальцы помогают говорить» Познакомить воспитателей с различными видами речевых пальчиковых игр.
8. Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи» Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.
9. Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики
Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта
10. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.
11. Повторная диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании психо-речевого развития детей.
12. Анализ проделанной работы по проекту. Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.
14. Постановка новой проблемы Пополнить план работы новым разделом.
Список литературы.
Алябьева, Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2002.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.
Светлана Чагина
Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда
Чагина С. В.
п. Коноша, Архангельской области. МБДОУ общеразвивающего вида детский сад «Теремок» .
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность . Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей , в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности , цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Творческий проект «Волшебный мир сказок»
Вид проекта : творческий, долгосрочный, групповой.
Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность : Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на дошкольников. Актуальность проекта состоит в том , что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении, создание мультфильмов, книжек-самоделок объясняется тем, что это позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность . Исходя из этого, было решено по максимуму включить творческую деятельность в логопедическую работу .
Цель : коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности .
Задачи :
Развивать речь старших дошкольников через театрально – игровую деятельность ;
Использовать современные технологии в логопедической работе ;
Использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
Создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
Включить детей с ОВЗ в образовательный процесс;
Вовлечь педагогов и родителей в коррекционно -педагогический процесс.
Этапы реализации :
1. Начальный этап. (Определение цели, постановка задач, изучение литературы) .
2. Продуктивный этап. (Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта ).
3. Результативный этап. (Продукт проекта : изготовление детьми и родителями книжек-самоделок; показ русских народных сказок с использованием настольного театра детям младших групп, участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем» , создание мультфильмов).
Направления проектной деятельности :
Работа по развитию речи
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;
Закрепить правильное произношение звуков в театрализованной и свободной речевой деятельности ;
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
Совершенствовать умение отвечать на вопросы полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок со зрительной опорой, умение передавать характер героя.
Театрально – игровая деятельность :
Обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;
Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;
Развивать умение инсценировать сценки по знакомым сказкам;
Совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;
Воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться.
Творческая деятельность
Пересказ русских народных сказок с использованием настольного театра «Заюшкина избушка» , «Курочка-ряба» , «Маша и медведь» , «Теремок» , «Колобок» .
Совместное творчество детей и родителей : составление сказок, рассказов, иллюстрирование книжек-самоделок;
Презентация детьми книжек-самоделок;
Инсценировка произведения В. Сутеева «Под грибом» . Участие в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем» ;
Рисование иллюстраций к мультфильмам : «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» ;
Озвучивание мультфильмов.
Работа с родителями
Знакомство родителей с проектом на первом групповом собрании в сентябре.
Конкурс книжек-самоделок «Сказка на новый лад» ;
Выставка детских рисунков по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом» , «Яблоко» ;
Презентация мультфильмов для детей и родителей на итоговом собрании;
Распространение среди родителей копии мультфильма для домашнего просмотра.
Участие воспитателей группы в проекте
Знакомство детей с творчеством В. Г. Сутеева. Чтение сказок «Под грибом» , «Мышонок и карандаш» , «Петух и краски» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» , «Разные колеса» ;
Просмотр мультфильмов «Под грибом» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» ;
Рисование иллюстраций к мультфильмам.
Результаты :
Внедрение современных методов и технологий в коррекционную работу ;
Повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность ;
Раскрытие творческого потенциала дошкольников;
Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
Позитивное взаимодействие детей, педагогов и родителей.
Список литературы :
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников »