Страхование

Проект "логопедические тропинки". Опыт использования проектного метода в логопедической практике Роль родителей в проектной деятельности учителя логопеда

Лариса Старосельцева
Проект «Логопедические тропинки»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.

Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки . Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки » , ведущие ребенка к полноценной развитой речи : формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике . Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда , ребенка, родителей и воспитателей.

Гипотезой проекта

выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Цель :

повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи :

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе

коррекции речи.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

4. Увеличить объем коррекционного воздействия,

5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям , приобщать

детей к процессу активного познания.

6. Побуждать детей к совместной деятельности.

7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по

коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский

потенциал.

8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и

родителей.

Тип проекта

По продолжительности – долгосрочный.

По составу участников проекта –подгрупповой .

Участники :

дети зачисленные на логопедический пункт ,

их родители, учитель-логопед .

По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.

Этапы и стратегия реализации проекта

I. Подготовительный этап

(информационно-аналитический) .

Задачи :

1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей ) .

4. Определение системы логопедических проектов , условий их реализации.

II. Основной этап реализации проекта

(практический) .

Задачи :

Реализация проекта в различных формах , методах и приемах совместной взросло-детской деятельности.

III. Заключительный этап реализации проекта

(итоговый) .

Задачи :

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности

применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2. Презентация проекта «Логопедические тропинки » для учителей-логопедов Курского района и педагогов МБДОУ.

Ожидаемый результат :

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повысится психолого -педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Произойдет повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том , что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Список использованной литературы :

1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и

семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5 , 2005.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,

3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . Сфера. М. 2005

4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения. Арти. М., 2005

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. -М. 2007.

6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для

детей с ОНР. М., 2012

Раздел I: Информационная часть проекта

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

3. Цели и задачи проекта

4. Возможные риски и пути их преодоления

5. Планирование работы по реализации проекта

6. Образ конечного результата, критерии его оценки

7. Ресурсное обеспечение проекта

8. Перспективы развития проекта

Раздел III: Бюджет проекта

Литература

Приложения

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

Название проекта:

«Мы красиво говорим»

Тип проекта:

Долгосрочный, практико-ориентированный

Название учреждения

МБДОУ «Детский сад № 317» г. Пермь

Адрес учреждения

Телефон учреждения, факс

Электронный адрес ОУ

ФИО руководителя ОУ

Руководитель проекта

Срок осуществления проекта

Август 2012 года – май 3013 года (промежуточный)

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 5 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.

Проект «Мы красиво говорим» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей посещающих младшие и средние группы детского сада по результатам анкетирования, решено ввести и предложить заинтересованным родителям посещать логопедические занятия вместе с детьми, что окажет педагогическую помощь и повысит компетентность родителей. Таким образом, достигается индивидуализация оказываемой логопедической помощи по определенному запросу родителей и конкретного ребенка с речевым недоразвитием, разрабатывается индивидуальный маршрут, направленный на коррекцию речевой патологии.

Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:

1. Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, клуб)

2. Индивидуальная на базе ДОУ в кабинете коррекции, по предварительной записи).

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

III этап – практический: 11.02.2013 – 30.05.2013 г.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.

«Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р). Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.

Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ.

Для оценки возможностей данной работы МБДОУ «Детский сад № 317» г. Перми были проведены различные исследования, обобщив результаты которых можно сделать следующие выводы:

1. Родители младших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.

2. В ДОУ имеются достаточные ресурсы в виде кадрового потенциала (учитель-логопед (1,5 ставки)).

3. В среднем более 50 % семей, имеющих детей младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в оказании данной помощи.

В связи с чем, появилась необходимость в концептуально новой организации работы логопедического пункта ДОУ, которая была бы направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи младшим дошкольникам и их родителям.

Отсюда вытекают следующие противоречия.

1. В ДОУ с общеразвивающими группами задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации программы является дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению образовательной программы и не нарушать СанПин.

2. В логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, хотя статистические данные показывают необходимость оказания коррекционной помощи в более ранний период, когда недостатки не закрепились в активной речи ребёнка.

3. Повышается необходимость оказания ранней квалифицированной помощи постоянно возрастающему количеству детей в соответствии с социальным заказом родителей.

4. Наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная подготовленность воспитателей в оказании коррекционной помощи детям с ОВЗ.

5. Основными формами организации работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность. НОД кратковременная (15-20минут), краткосрочная (1-2 раза в неделю) и рассчитана на 6-ти или 12 месячный срок обучения, при необходимости сопровождения некоторых детей в течение 2-3 лет.

6. Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.

7. Востребованность родителями услуг раннего развития детей, и отсутствие альтернативных моделей.

8. Желание семьи получить гарантированную и квалифицированную психолого-педагогическую поддержку в ДОУ которое посещает ребёнок.

Разрешение обозначенных противоречий мы видим в реализации новой модели предоставления логопедической КНОД в присутствии родителей для детей от 2.5 до 5 лет (с возможностью предоставления потребителю выбора времени услуги)на базе логопедического пункта ДОУ.

Анализ ситуации побудил нас к разработке данного проекта.

Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают младшие и средние группы ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317», обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.

Задачи проекта:

1. Разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД логопункта МБДОУ, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.

2. Изучить потребительский спрос на КНОД среди семей, имеющих детей дошкольного возраста3-4х лет посещающих ДОУ.

3. Спроектировать модель логопункта ДОУ, направления и виды деятельности, формы предоставления услуги.

4. Обеспечить функционирование инновационных моделей работы логопункта МБДОУ (в первую, вторую половину дня).

5. Создать программно-методическое обеспечение предоставляемых логопунктом услуг.

6. Оценить возможности пространственной среды логопункта и материально-технического оснащения коррекционно-развивающего процесса и создать условия для организации коррекционной непосредственно организованной деятельности с детьми 3-5 лет, посещающих ДОУ, и оказания помощи при подготовке к обучению грамоте и поступлению в школу.

7. Совершенствовать материально–техническую базу логопункта МБДОУ.

Ценность проекта:

  • Создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях логопедического пункта МБДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса МБДОУ.
  • Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.
  • Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МБДОУ в районе.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является логопедический пункт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения качества и развития дополнительных форм дошкольного образования.

Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Перми в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в д/с - 21 %;
  • послужат причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом д/с; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представля-ющие воз-можности (благоприятные факторы) внешней среды:

  • Семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
  • Имеется потенциальная возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
  • Интернет-ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение образовательной услуги.
  • Возможности изучения опыта инновационной деятельности других ДОУ города (района);
  • Конкурсы проектов, проводимые в области образования различными фондами и организациями, могут оказать финансовую и организационную поддержку в осуществлении планов ОУ

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

  • Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.
  • Неудовлетворительное материально – техническое состояние
  • Маленькая площадь логопедического кабинета – не позволяет проводить подгрупповые занятия с детьми

Сильные стороны ОУ:

  • У учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
  • Режим работы детского сада позволяет организовать предоставление услуги в утреннее и вечернее время.
  • Потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности.
  • Система стимулирования работников ДОУ позволяет выплатить вознаграждение за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
  • В практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
  • Функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям 3-5 лет.
  • На базе сада существует психологическая служба

Слабые стороны ОУ:

  • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.
  • Высокая степень загруженности педагогов и администрации детского сада текущей работой

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп МБДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00, а также в летний оздоровительный период.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать библиотеку учреждения и Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной работе в городе Перми и крае.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2012 года.

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.

III этап – практический: 11.02.2013 – 30.08.2013 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2013 года.

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план – график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: октябрь 2012 года

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы 2007-2012 гг.).

III этап – практический: 11.02.2013 г. – 30.08.2013 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года.

Продолжительность проекта – 7 месяцев.

Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

Участники реализации

I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2011 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников 3-5 лет с речевой патологией в логопункте ДОУ»

Учитель-логопед

Проведение маркетингового исследования потребительского спроса на образовательные услуги

Получить статистические данные по семьям

Информационный банк детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2011 года

Нормативно-правовое обеспечение для создания

  • Разработка изменений для внедрения проекта, Положения о логопункте ДОУ;
  • Перспективные планы.
  • Пакет «Нормативно – правовые документы, регла-ментирующие деятельность логопункта ДОУ»

Учитель-логопед,

педагог-психолог и педагоги работающие с детьми 3-5 лет

Проектирование модели логопункта ДОУ

  • определение направлений, форм деятельности логопункта ДОУ

Модель Логопункта ДОУ

Программно-методическое обеспечение

  • подбор методической литературы
  • согласование и утверждение планов работы

Пакет документов по каждому направлению:

Индивидуальтые планы

Перспективные планы

Методическое обеспечение

Диагностические материалы

Создание комфортных условий для оказания услуг

  • Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно – развивающая среда по всем направлениям (готовность кабинета коррекции к осуществлению деятельности)

III этап – практический: 22.02.2012 г. – 31.08.2012 г.

Организация информационной акции

  • Организация родительского собрания
  • Организация индивидуальных встреч с родителями с целью ознакомления с дополнительными услугами и формирования их заказа
  • Формирование банка заказчиков дополнительных услуг
  • Индивидуальный заказ родителя, выход на индивидуальный маршрут ребенка

Учитель-логопед,

педагог-психолог и педагоги

Проведение логопедической КНОД в присутствии родителей

  • КНОД проводится по предварительной записи в специальной тетради;
  • Формирование банка методических материалов
  • Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования и сайт ДОУ
  • Ежеквартальные совещания участников проекта с целью анализа качества предоставления услуги, внесения корректировок
  • Утвержденные списки групп;
  • Утверждение расписания услуг
  • Определение качества оказываемой образовательной услуги
  • Подведение промежуточных результатов

IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года

Промежуточный мониторинг деятельности логопедической КНОД в присутствии родителей

  • Анализ результатов выполнения проекта:
  • Анкетирование;
  • Опрос удовлетворенностью качеством предоставляемых услуг;
  • Анализ устойчивости контингента получения услуг;
  • Изучение спроса на предоставление услуг;
  • Анализ спроса заявленных услуг
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД в присутствии родителей

Учитель-логопед

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми 3-5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ, через успешное функционирование логопедической КНОД в присутствии родителей.

Модель деятельности логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317»

Условия

Вариативность пребывания

Логопедическая КНОД в присутствии родителей

(в течение учебного года)

Летне-оздоровительный период

Продолжительность работы

Февраль – май 2013 г.

Июнь – август 2013 г.

Режим дня

1-ая половина дня / 2-ая половина дня

20 минутное индивидуальное

20 минутное индивидуальное

Недельная цикличность

1-2 раза в неделю

1-2 раза в неделю

Специальные предложения

консультации педагога-психолога

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки – количественный анализ);
  • Наличие апробированной модели логопедического пункта (критерий оценки – наличие пакета «Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность логопункта ДОУ по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей»)
  • Создание банка методических материалов .
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива) .
  • Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГТ по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 2,5 до 5 лет (критерий оценки - показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников) .
  • Охват разных категорий потребителей образовательных услуг (дети и родители).
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Обучено и проконсультировано не менее 80 родителей (законных представителей)
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Эффективность проекта мы будем оценивать

  • По увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых дополнительных услуг: востребованность услуги: оказание услуг детям в возрасте 3-5 лет.
  • По увеличению спроса на посещение логопедической КНОД в присутствии родителей: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента микрорайона города
  • По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.

7. Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровые: в настоящий момент младшие и средние группы укомплектованы воспитателями и помощниками воспитателей, штате ДОУ -1 учитель-логопед (1,5 ставки), 1 педагог – психолог, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор по физическому воспитанию.

Информационные: кабинет коррекции оснащены большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Временные: проект рассчитан на 7 месяцев, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

Материально – технические: в ДОУ кабинет коррекции: логопеда и психолога; ИЗО студия, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.

Структура управления проектом

Руководитель проекта:

  • осуществляет общее руководство.
  • отслеживает выполнение плана реализации проекта.
  • разрабатывает нормативно-правовую базу по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей.
  • анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
  • анализирует результаты выполнения проекта.
  • организует работу специалистов и педагогов
  • оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту,
  • создает условия осуществления образовательного процесса,
  • формирует индивидуальный заказ родителя.
  • организует работу по проведению мероприятий с детьми.
  • формирует банк методических материалов.
  • анализирует результаты диагностики детей.
  • координирует взаимосвязь между участниками проекта.
  • разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).

8. Перспективы развития проекта

В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДОУ. Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.

Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям.

Модель компетентности

Компетентность родителей в речевом развитии детей:

  • ЗНАЮ о проблеме ребёнка
  • УМЕЮ использовать знания
  • ХОЧУ владеть знаниями
  • МОГУ самостоятельно помочь

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи,согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 3-5 лет через организацию и проведение индивидуальной логопедической КНОД в присутствии родителей.
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Мы красиво говорим»: проводить логопедическую КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 7 лет.
  • Публикации опыта работы, распространение его в городе и регионе.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня (Презентация опыта на ГМО учителей-логопедов, на краевом семинаре в ПГГПУ).

Цель создания логопедической КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 5 лет - это повышение компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и коррекционно-развивающего потенциала, а также привлечение внимания специалистов и педагогов к ценности семьи, как важнейшему институту семейного воспитания.

Литература:

1. Закон Российской Федерации от.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р

3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

Выполнила учитель-логопед

МДОУ д\с №5 «Тополёк»

пгт. Кокуй

Злобина А. А.

Раздел I Информационная часть

1. Паспорт проекта

1. Аннотация проекта

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект .

3. Цели и задачи проекта

4. Новизна проекта и практическая значимость

5. Предполагаемые риски

6. Ожидаемый результат

7. Эффективность данных результатов

8. Участники проекта

9. Продолжительность проекта

10. Этапы работы

11. План-схема проекта

12. Список литературы

Паспорт проекта

Название проекта «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем ». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы »

Тип проекта Краткосрочный , практико-ориентированный

Аннотация проекта

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.

Проект «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем » носит открытый характер : изучив традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы , опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета , на начало 2016 года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

Актуальность

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть , но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра ».

А. С. Макаренко

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра , и становится важным направлением коррекционной работы.

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя , а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.

Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.

1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

«Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания».

Крупская Н. К.

Заниматься на логопедических занятиях , играя , весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм , поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Применение игровых методов на логопедических занятиях , интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.

Все эти факты послужили разработке данного проекта . Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе , увлекая детей, их родителей и педагогов.

Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда , а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях .

1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.

2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях .

3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.

4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям .

5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.

6. Распространить опыт работы через активные формы работы : интернет-ресурсы, СМИ.

Новизна проекта заключается в том , что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в том , что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.

Предполагаемые риски

1. Администрация не поддержит идею реализации проекта , так как это мероприятие предполагает материальное обеспечение.

2. Некоторые педагоги не проникнутся актуальность проекта .

3. Родители не заинтересуются темой проекта , недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей.

Ожидаемый результат

1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого -педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.

3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.

4. Презентация проекта в форме развлечения .

Эффективность данных результатов

Положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи );

Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;

Положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей;

Приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;

Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Участники проекта

Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы , родители, учитель-логопед , воспитатель, музыкальный руководитель.

Продолжительность

Продолжительность : 4 недели

Этапы работы

1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта .

2. Составление плана-схемы проекта

3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями

4. Обсуждение проекта с воспитателем , музыкальным руководителем

5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала

6. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи .

План-схема

работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта

1. Подготовительный –

18 января 2016 – Беседа с родителями «Знакомство с проектом » (родительское собрание) – учитель-логопед

18 января 2016 – Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов – учитель-логопед

19 января - Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка» - учитель-логопед , воспитатель

20 января Консультация для педагогов «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе» - учитель-логопед

2. Практический -

21 января Сочинение стишков совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики – учитель-логопед

18 января-22 января – Корректировка и проведение индивидуальных и подгруповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи – учитель- логопед

25 января – 29 января – Совместное с детьми и родителями создание дидактических игрушек : лягушки, перчатки, язык (артикуляционная гимнастика и использованием биоэнергопластики) – учитель-логопед , воспитатель, родители.

1 февраля – Занятие-развлечение «Наши игры» - учитель-логопед , музыкальный руководитель

3 февраля – Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков – учитель-логопед

4 февраля - Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи (дидактическая игра «Собака в доме» - учитель-логопед

5 февраля - Создание памятки для родителей «Поучай, играя » - учитель-логопед

8 февраля - Мастер класс для педагогов «Игровые приёмы в обучении и воспитании детей» - учитель-логопед

3. Заключительный

9 февраля - Оформление фото-выставки для педагогов и родителей «Вот так мы занимаемся, играем , развиваемся» - учитель-логопед

10 февраля - Презентация-развлечение «Мы играя , не скучаем, ещё лучше понимаем » - Учитель-логопед , муз. рук.

11 февраля - Подведение итогов реализации проекта на педсовете - Учитель-логопед

12 февраля - Отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании – учитель-логопед

18 января – 12 февраля - Обновление предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете - Учитель- логопед

Список литературы

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

2. Цвынтарный В. В. «Играем , слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004

3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи : Пособие для воспитателей детских садов. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1980.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед . – 2010. №1.

7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф , 2005.

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда.

Серова Е.В.

учитель-логопед

МДОУ д/с № 14 «Тополек»

Проектирование сегодня занимает особое место в дошкольном образовании. Это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни.

Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, используется исследовательская работа. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е.педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:

Помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

Подсказывает, какие материалы можно использовать;

Планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

Определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;

Координировать весь процесс творческой деятельности;

Помогать детям в поиске источников информации;

Самому быть источником информации;

Поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

Работая в этом направлении, мною совместно с воспитателями, детьми и при участии родителей создан и реализован творческий проект «Пальчики помогают говорить».

Актуальность проекта заключается в том, что уровень развития речи и мышления ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку центры головного мозга, отвечающие за речь и тонкую моторику пальцев расположены очень близко. Стимулируя последнюю и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что дальнейшее обучение в школе потребует от ребенка использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных учебных действий.

Цель проекта: создать образовательное пространство в группе по развитию мелкой моторики рук; разработать систему работы направленную на развитие мелкой моторики.

Задачи:

Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук на старшую речевую группу на основе тематического планирования.

Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка «Ловкие пальчики».

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий способствующих развитию мелкой моторики рук.

Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Сформировать элементарные специфические графические навыки.

Подготовить руку ребенка к письму.

Проект «Пальчики помогают говорить» долгосрочный, творческий, групповой. Срок реализации проекта 2 года – старшая, подготовительная группы.

Основными принципами реализации проекта являлись: принцип доступности, гуманистичности, деятельности, принцип интеграции, системности, преемственности.

Система работы по развитию мелкой моторики включала в себя знакомство детей со строением рук, посредством пальчиковой гимнастики, массажа, игр, упражнений, развития графо-моторных навыков. По мере реализации проекта совместно с родителями и детьми был оформлен уголок «Ловкие пальчики».

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап (сбор информации по теме).

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики создание «Банка идей».

2. Обоснование путей реализации проекта.

3. Диагностика.

II. Основной (практический) .

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе календарно - тематического планирования с подбором материала:

комплексов пальчиковой гимнастики,

пальчиковой азбуки,

игр и упражнений с различными предметами,

упражнений на развитие графо-моторных навыков,

упражнения с элементами массажа,

упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в уголке «Ловкие пальчики» в свободной деятельности:

тематические занятия,

игры с предметами (игры с крупой, семенами, бусинами и т.д.),

разного вида шнуровки,

пальчиковый театр,

пальчиковая азбука,

пальчиковые игры,

развитие графо-моторных навыков,

работа в тетрадях (клетка),

раскраски, трафареты,

самостоятельная творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование и т.д.),

игры-соревнования,

организация выставок.

3. Работа с педагогами

Семинары-практикумы: «Пальцы помогают говорить», «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

4. Работа с родителями:

Консультации: «Развитие мелкой моторики рук», «Обучение письму детей дошкольного возраста», «Направления развития ручной умелости у детей дошкольного возраста», «Готовим руку к письму», «Что нужно знать о навыках письма»,«Леворукость у детей», «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи», «Приемы формирования мелкой моторики», «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Семинар-практикум «Пальцы помогают говорить»

Мастер-класс «Поиграйте с ребенком дома»

Папки-передвижки

Родительские собрания

Индивидуальные консультации и беседы

Конкурс на лучшую игру

Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

Привлечение к изготовлению пособий, тренажёров и настольных игр.

Тематические занятия по проекту проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность -15-20 минут.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

Дыхательные упражнения.

Тематическая беседа.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на координацию речи с движением.

Пальчиковая гимнастика (разучивание 1 новой гимнастики на каждом занятии).

Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

Работа с различными семенами (сортировка, перекладывание, выкладывание узоров)

Работа с пластилином, пластикой, солёным тестом.

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов и анализ:

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей с речевым нарушением.

Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

2. Постановка задач на будущее.

IV.Подведение итогов

Презентация проекта.

Выставка игр и пособий.

Уголок «Ловкие пальчики».

Конкурс семейного творчества «Лучшая дидактическая игра по развитию мелкой моторики».

В результате работы над проектом:

Разработан перспективный план по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования.

Создан уголок «Ловкие пальчики».

Родителями изготовлены дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

Разработан консультационный материал для родителей.

Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений в подготовке детей к успешному обучению в школе.

План реализации проекта

Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.

2. Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и выстроить систему работы.

4. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.

5. Включение педагогами речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

6. Консультации на тему:

«Пальчиковые игры», «Речь и пальчики». Уголок «Ловкие пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

7. Семинар-практикум для воспитателей «Пальцы помогают говорить» Познакомить воспитателей с различными видами речевых пальчиковых игр.

8. Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи» Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.

9. Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта

10. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

11. Повторная диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании психо-речевого развития детей.

12. Анализ проделанной работы по проекту. Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

14. Постановка новой проблемы Пополнить план работы новым разделом.

Список литературы.

Алябьева, Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2002.

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.

Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002.

Светлана Чагина
Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда

Чагина С. В.

п. Коноша, Архангельской области. МБДОУ общеразвивающего вида детский сад «Теремок» .

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность . Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей , в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности , цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Творческий проект «Волшебный мир сказок»

Вид проекта : творческий, долгосрочный, групповой.

Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Актуальность : Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на дошкольников. Актуальность проекта состоит в том , что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении, создание мультфильмов, книжек-самоделок объясняется тем, что это позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность . Исходя из этого, было решено по максимуму включить творческую деятельность в логопедическую работу .

Цель : коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности .

Задачи :

Развивать речь старших дошкольников через театрально – игровую деятельность ;

Использовать современные технологии в логопедической работе ;

Использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;

Создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;

Включить детей с ОВЗ в образовательный процесс;

Вовлечь педагогов и родителей в коррекционно -педагогический процесс.

Этапы реализации :

1. Начальный этап. (Определение цели, постановка задач, изучение литературы) .

2. Продуктивный этап. (Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта ).

3. Результативный этап. (Продукт проекта : изготовление детьми и родителями книжек-самоделок; показ русских народных сказок с использованием настольного театра детям младших групп, участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем» , создание мультфильмов).

Направления проектной деятельности :

Работа по развитию речи

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;

Закрепить правильное произношение звуков в театрализованной и свободной речевой деятельности ;

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;

Совершенствовать умение отвечать на вопросы полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок со зрительной опорой, умение передавать характер героя.

Театрально – игровая деятельность :

Обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;

Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;

Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;

Развивать умение инсценировать сценки по знакомым сказкам;

Совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;

Воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться.

Творческая деятельность

Пересказ русских народных сказок с использованием настольного театра «Заюшкина избушка» , «Курочка-ряба» , «Маша и медведь» , «Теремок» , «Колобок» .

Совместное творчество детей и родителей : составление сказок, рассказов, иллюстрирование книжек-самоделок;

Презентация детьми книжек-самоделок;

Инсценировка произведения В. Сутеева «Под грибом» . Участие в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем» ;

Рисование иллюстраций к мультфильмам : «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» ;

Озвучивание мультфильмов.

Работа с родителями

Знакомство родителей с проектом на первом групповом собрании в сентябре.

Конкурс книжек-самоделок «Сказка на новый лад» ;

Выставка детских рисунков по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом» , «Яблоко» ;

Презентация мультфильмов для детей и родителей на итоговом собрании;

Распространение среди родителей копии мультфильма для домашнего просмотра.

Участие воспитателей группы в проекте

Знакомство детей с творчеством В. Г. Сутеева. Чтение сказок «Под грибом» , «Мышонок и карандаш» , «Петух и краски» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» , «Разные колеса» ;

Просмотр мультфильмов «Под грибом» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» ;

Рисование иллюстраций к мультфильмам.

Результаты :

Внедрение современных методов и технологий в коррекционную работу ;

Повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность ;

Раскрытие творческого потенциала дошкольников;

Речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;

Позитивное взаимодействие детей, педагогов и родителей.

Список литературы :

1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников »