Инвестирование

Бизнес-авиация россии. Рейтинг самых активных авиакомпаний на рынке бизнес-перевозок россии

Рынок авиации тесен и высококонкурентен. Но все же на нём можно отыскать ниши, которые способны будут занять и небольшие компании. Речь идет о хэндлинге, наземном обслуживании авиарейсов. Вложив в свое дело от 5 до 10 млн рублей, уже через месяц вы можете выйти «в точку ноль» и получить первые комиссионные. Особенно ценно услышать о том, как организовать этот бизнес, от тех, кто непосредственно пользуется услугами хэндлеров - от владельцев авиакомпаний. О том, какие требования предъявляются к хэндлерам и в чем залог их длительной успешной работы на рынке, порталу БИБОСС рассказал председатель Совета директоров «Тулпар Эйр Групп», популярный эксперт российского авиарынка Азат Хаким.

C чего начать?

Герой нашей статьи отмечает, что открывать авиакомпанию в наше время - дело хлопотное и неблагодарное. Этот бизнес настолько серьёзный и низкомаржинальный, что новичкам в нём делать нечего. Это может быть хобби для миллиардеров - они могут себе позволить купить авиакомпанию и поиграться в авиацию. И такие примеры есть, но заканчиваются эти истории, как правило, неудачей. Чтобы открыть авиакомпанию «с нуля», нужно на начальном старте не меньше 150-200 млн рублей, и это только чтобы запуститься, причем не факт, что эти средства удастся вернуть. За последние годы ряд катастроф на российском авиарынке привел к тому, что Росавиация нацелилась на сокращение количества авиакомпаний и их укрупнение. Поэтому Азат Хаким никому сейчас не советует открывать авиакомпанию. Также он выделил ещё несколько ниш на рынке, в которые не советует идти стартаперам. На рынке бортпитания очень высокая конкуренция. Тренинг-обучение потребует огромных инвестиций: один тренажёр стоит как самолет. Техническое обслуживание бортов - низкомаржинальный бизнес, требующий при этом высокой квалификации. Создание интерьеров для самолетов потребует создания целого мини-завода и набора штата высокопрофессиональных инженеров, а с учётом того, что «непристроенных» клиентов на рынке почти нет, заказы будет найти сложно.

Но не всё так плохо. Если авиаотрасль притягивает внимание предпринимателя, то есть ниша, в которой новичку можно попробовать свои силы. Это хэндлинг (от англ. ground handling) - наземное обслуживание авиарейсов. Это своего рода посредники, которые представляет интересы авиакомпаний при взаимоотношениях с предприятиями аэропорта. Работники хэндлинговой компании - супервайзеры - берут на себя организацию перелёта, договариваются с аэропортами о взлёте и посадке самолёта, встречают и провожают экипаж, контролируют поставку питания, техническое обслуживание, заправку и уборку борта, обеспечивают экипаж транспортом и гостиничными номерами. Больших денег, чтобы запустить такой бизнес, не нужно. Однако конкуренция высока, и чтобы вас пустили в аэропорт, вам должны поверить, у вас должны быть связи и репутация.

Владелец такого бизнеса прежде всего должен понимать, как работает авиационная отрасль, как организуются полеты, как работает аэропорт. Он должен знать технические моменты в работе экипажа, время отправки, прилёта. Он должен знать технологию подготовки к вылету, что за чем идёт. Если ему это всё известно, допустим, потому, что он учился на авиатора, окончил авиационный институт, где-то в отрасли поработал, то он сможет договориться с аэропортом. Начинать можно без офиса - регулировать процессы из дома, даже из машины. Но по мере роста потребуется арендовать помещение внутри аэропорта, чтобы там находились супервайзеры, которые встречают экипаж и обслуживают самолеты.

Как правило, сами хэндлеры не убираются в салонах самолетов и не занимаются техническим обслуживанием. Они просто забирают заботы об этом у авиакомпаний и оплачивают взлёт и посадку аэропортам, договариваются с клининговыми компаниями, компаниями по техобслуживанию, по поставке бортпитания, с топливными компаниями, заказывают микроавтобусы для экипажа. Самим авиакомпаниям невыгодно содержать огромный штат работников, которые занимались бы всем этим невероятным количеством вопросов в каждом аэропорту. Да и укомплектовать его было бы сложно: здесь требуется совсем другая квалификация, другой опыт и другие знания, а подготовка соответствующих специалистов для каждого перевозчика обходилась бы слишком дорого и занимала бы слишком много времени.

Азат Хаким

Тулпар Аэро Групп

В аэропорт новичкам-хэндлерам попасть непросто. Руководство аэропорта старается этот бизнес взять в свои руки, как правило, работают их компании, оформленные на подставные лица. Но при большом желании попасть на рынок можно. Способов масса. Например, недавно меня удивили одни ребята. Они вышли на меня, договорились о встрече и предложили свои хэндлинговые услуги во всех аэропортах мира. Сами они жили в Лондоне, переехали в Москву, потому что считают, что рынок здесь растущий. Они имеют офисы в Европе и на Мальте, работают во многих европейских аэропортах, в Москве. Конкуренция там жесточайшая, но у них получается. Почему? Они в совершенстве знают английский язык, имеют неплохое образование, очень энергичные и харизматичные. Если уж меня уговорили, это о многом говорит. С первой встречи я в них поверил. Это хэндлинг на мировом уровне. Причем начали они всего лет 5-7 назад. Но их преимущество в том, что они также занимаются организацией самих рейсов. Не каждая авиакомпания имеет таких сильных специалистов, чтобы быстро и грамотно «пробить» разрешение на перелёт в другие страны, это процесс тяжёлый. Но у этих ребят все отработано, они оказывают весь комплекс услуг, вплоть до разрешения на прилёт в другую страну. Также они берут все расходы на себя, авиакомпания может оплатить эти расходы и их услуги уже после полёта или даже через месяц. В этом главное преимущество обращения к хэндлерам, поскольку не всегда у авиакомпании есть свободные деньги до рейса, а лететь уже нужно.

Какие ещё нюансы рынка необходимо знать? Нужно знать в лицо участников этого рынка - авиакомпании, владельцев самолётов, всех, кто будет пользоваться вашими услугами. И приступить к поиску: кто станет стартовым заказчиком, в каких аэропортах с кем можно договориться.

Объем инвестиций

Азат Хаким

Тулпар Аэро Групп

Чтобы авиакомпания доверилась, нужен личный контакт, нужно приехать, встретиться, я должен видеть этих людей. Только после этого я даю команду подписать контракт.

Где искать средства на запуск? Брать кредиты эксперты не советуют. Бизнес низкомаржинальный, и кредитные проценты будут съедать весь ваш доход, вы можете даже уйти в минус. Для стартапа это не вариант. Можно продать свободную недвижимость и вложить собственные средства. Или же найти инвесторов и партнеров. Для фондов господдержки данный вид бизнеса не интересен.

Текущие расходы этого бизнеса будут зависеть от объема заказов. Помимо этого, если вы наберёте штат, то нужно будет платить зарплату и оплачивать командировки, ведь супервайзер должен быть в городе, куда прилетит обслуживаемый самолет, заранее, чтобы договориться с аэропортом, подготовить полосу и так далее.

Пошаговая инструкция

Некоторые хэндлинговые компании заключают договора с топливными заправочными компаниями, закупают керосин и сами заправляют самолёт, тем самым зарабатывая больше. Если топливная компания не захочет заключать с вами договор, знайте, что законом это сегодня не запрещается. Можно пожаловаться в антимонопольный комитет, и их быстро заставят подписать договор и поместить топливо на хранение.

У авиакомпании не должно возникнуть никаких проблем во время совершения рейса - такова задача хэндлинговой компании. Если вдруг произошёл сбой и самолет сел на запасную полосу, нужно быстро организовать там заправку и пр. Иногда хэндлеры также берут на себя услуги по оформлению виз для экипажа.

Азат Хаким

Тулпар Аэро Групп

Какой персонал нужен для работы? В начале хватит 2-3 человека. Чем больше заказчиков, тем больше нужно иметь специалистов. В компании с серьёзными оборотами работают максимум 30 человек. Каждый менеджер берёт один или два рейса и специализируется на них - кто на юге Европы, кто на севере, кто-то берет на себя Азию. Безусловно, это требует знания языка. Без знания английского нанимать человека на позицию супервайзера нет смысла. Как правило, работа круглосуточная - в основном за счёт разницы во времени между городами и странами. Поэтому надо предусмотреть и посменную организацию работы. Плюс сотрудники должны разбираться в финансах, в бухгалтерии, так как вся их работа связана с оплатами услуг организаций. Также хэндлеры должны быть коммуникабельными, уметь договариваться и быстро реагировать на изменения условий.

Азат Хаким

Тулпар Аэро Групп

Заработок хэндлера зависит от его способности добиться скидок от аэропортов, клининговых компаний, гостиниц, компаний по техническому обслуживанию. За счёт этих скидок растёт конкурентоспособность хэндлера - он может предложить свои услуги по более низким ценам. Впрочем, хэндлер может торговаться с авиакомпанией: если она готова оплатить ваши услуги сегодня, то они будут стоить, условно, тысячу долларов. Если же она готова оплатить только через месяц, то вы можете увеличить агентскую комиссию, так как получается, что вы даёте авиакомпании деньги под проценты. И авиакомпании на это идут, потому что понимают, что деньги дорогие. А вот какой процент вы сможете с ними оговорить - зависит от вашего искусства. Как правило, в случае годовой отсрочки прибавляются 10% годовых.

На первых порах помещение можно не арендовать. Авиакомпании, как правило, даже не спрашивают, есть ли у вас офис. Главное, чтобы вы справлялись с организацией рейса без задержек, ведь законы рынка жестокие: стоит один раз подвести заказчика, а точнее, его пассажиров, и он больше не будет с вами работать. Но впоследствии вы поймете, что арендованное помещение в здании аэропорта - это не роскошь, а необходимость. Супервайзер должен находиться рядом с лётным полем, чтобы быстро получать и отслеживать информацию о прилёте и вовремя встретить самолёт. Площадь его может быть небольшой - 10-15 кв.м. Это простая комната, где супервайзеры могут находиться, когда, например, прилёт задерживается.

Документы

Никаких особенных разрешений для начала этого бизнеса получать не требуется. Раньше этот вид деятельности лицензировался, но сегодня эту процедуру отменили, поскольку он не требует специальных знаний, а лишь предпринимательской хватки и организаторских способностей. Человек может какое-то время поработать в аэропорту, и если он умён и инициативен, то справится с руководством хэндлинговой компанией.

Чек-лист открытия

  • Анализ рынка и конкурентов (ассортимент услуг, цены, кадры и т.д.),
  • Выбор ассортимента услуг,
  • Регистрация ИП или ООО, постановка на учёт в налоговой инспекции,
  • Поиск сотрудников (если нужно),
  • Проведение собеседований, отбор кандидатов,
  • Составление графика смен,
  • Оформление кредита (если необходимо),
  • Поиск первых клиентов-заказчиков путём переговоров,
  • Заключение договоров с поставщиками услуг обслуживания авиакомпании.

Выгодно ли открывать

Стоимость услуг компании складывается из стоимости расходов на организацию рейса и агентской комиссии. В среднем по рынку агентская комиссия составляет от 3 до 10% от стоимости всех расходов. Иногда берётся и 10% - в случае если рейс нужно организовать срочно, допустим, в тот же день. Непросто за такое короткое время получить разрешения на прилет от страны, нужно сделать много звонков, затратить много энергии. И авиакомпании, понимания это, идут на увеличение комиссии.

Четверть века российская элита смотрит сверху вниз из иллюминаторов частных самолетов. Бизнес-джет превратился из предмета «понтов» 90-х — в комфортный и выгодный способ передвижения. Расцвет и застой в российской деловой авиации, первые самолеты и современные реалии — об это в статье.

Советская верхушка была слаба - перед страстью к красивой жизни - конечно, ей мечталось не только о товарах из-под прилавка, но и о путешествии с комфортом. Отправить самолет по индивидуальному маршруту и расписанию - в эпоху коммунизма это казалось чем-то за гранью фантастики. Функцию нынешних бизнес-джетов по перевозке ценных кадров брали на себя «административные самолеты», имеющие к современной деловой авиации весьма отдаленное отношение.

Все поменялось в 90-е. Пустить конкурентам пыль в глаза на небольшом, но собственном самолете, бороздя небесные просторы родины, - любимая забава бизнесменов новой страны. Росли потребности, расширялись деловые круги, которым становилось тесно в рамках государственной границы.

Глядя на партнеров за рубежом, бизнес-элита начала осознавать выгоду от собственного авиатранспорта не только в развлекательных, но и рабочих целях. Доход более сотни миллионов долларов в год попросту обязывал приобрести личный кабинет с крыльями.


Залы для официальных делегаций, доставшиеся в наследие с советских времен, спешно перестроили в бизнес-терминалы, сервис и уровень обслуживания начали потихоньку приближать к европейскому уровню.

За неимением качественных иностранных бизнес-джетов местные «левши» взялись за Яки и Ту. В умелых руках они быстро превратились в популярные у элиты люксовые борта. Правда, ненадолго. Как только самолеты стали пересекать границы, европейское небо для них стало сужаться - слишком экологически «нечистыми» они оказались для западного мира. В то же время иностранные борта получали разрешения на взлет и посадку за считанные часы.

Первым всю прелесть бизнес-джетов «распробовало» руководство крупнейших отечественных компаний: «Газпром», «Лукойл», РАО «ЕЭС России» и пр. Поскольку сфера их экономических интересов распростерлась далеко за пределы России, они начали создавать свои дочерние авиакомпании и сеть филиалов за рубежом.

Быстро сориентировалось и Шереметьево - именно этот аэропорт первым стал обслуживать частные воздушные судна еще в 1993 году. В 95-м здесь открылся Центр деловой авиации для корпоративных, медицинских, чартерных и частных рейсов. Он, а также Domodedovo Business Aviation Center и Центр бизнес-авиации Внуково-3 - нынешние три кита деловой авиации Москвы, работающие с vip-пассажиропотоком страны. Сегодня каждый из них ежемесячно обслуживает сотни рейсов бизнес-джетов. Московский аэроузел - один из лидеров в Европе по количеству бизнес-рейсов.

С русским акцентом

Российская деловая авиация, как и любой бизнес по-русски, - вещ неоднозначная. К примеру, на заре 90-х в стране попросту не было квалифицированных пилотов для деловой авиации. Первые частные авиакомпании выделяли огромные средства для обучения кадров за рубежом, для найма

иностранных экипажей. Ситуация с российскими профессионалами у штурвала и сегодня не сильно поменялась в лучшую сторону. «Несомненный недостаток отечественной авиации - небольшое количество специалистов, которые ежегодно выпускаются из летных училищ , - признается управляющий директор Клуба «Бизнес Авиация» Андрей Калинин. - Причин тому немало: это и повсеместное закрытие летных школ в свое время, и высокая популярность у российских собственников европейских экипажей. Их отличительная черта - педантичность, ответственность, знание европейских канонов авиации. Но отмечу, что при схожем опыте наши экипажи ничем не уступают в профессионализме ».

Работа с российской командой пилотов имеет ряд позитивных особенностей - они более лояльны к отхождениям от правил, в отличие от иностранных экипажей, могут легко пойти на уступки заказчику рейса, знают менталитет своего клиента и говорят с ним на одном языке. Правда, бывает и наоборот - заказчик настаивает на иностранном экипаже как раз потому, что не хочет лишних «ушей» на борту во время деловых переговоров.

В 2012 году в России было зарегистрировано почти 160 бизнес-джетов, при том что около 240 самолетов имело зарубежную регистрацию. Связано это с высокой стоимостью наших таможенных пошлин и страховок. Самые популярные модели у крупных российских корпораций - Falcon 900, Gulfstream 450 и 550, а также Embraer Legacy 600 и - для личных перелетов. Строительство бизнес-самолетов у нас так и не было поставлено на поток... Хотя необходимость в этом велика. При столь высоком спросе на частные самолеты в России, уже через 5 лет их потребуется еще как минимум 14000.

Нелетная погода

Политическая обстановка не может не сказываться на бизнес-авиации в России. Персоны, попавшие в «санкционные» списки, прекратили полеты в Европу, присматриваются к внутренним линиям, отдыху и бизнесу на российских просторах, с опаской, но поглядывают в сторону Крыма. Но эксперты сходятся во мнении, что на данный момент деловая авиация не претерпевает катастрофических экономических потерь. «Да, темпы немного снижены , - говорит Андрей Калинин. - Однако общая картина российской деловой авиации не столь удручающая. На фоне санкций заметен спад, больше интереса - к внутренним перелетам. Но все это, на мой взгляд, носит временный характер. Общих поводов для паники нет ».

Мероприятие весьма прибыльное. Однако последние экономические события вносят свои коррективы. «Заметно оживление на рынке продажи частных воздушных судов , - отмечает управляющий директор компании JET 24 Павел Захаров. - Экономическая обстановка способствует тому, что владельцы начали продажу самолетов, стараясь избавиться от лишних финансовых затрат ».

На фоне кризиса третий квартал 2014 отличился едва заметным двухпроцентным ростом активности мировой авиации (по данным компании Jet Support Services). Что же будет с отечественной бизнес-авиацией в ближайшее время? Остается внимательно смотреть в небо.

Окт 22, 2014

В любой сфере мы сталкиваемся с необходимостью выбирать. Бизнес-авиация не исключение: сейчас на рынке существует множество моделей бизнес-джетов от нескольких десятков производителей. сайт решил разобраться, какие из них являются самыми успешными, и обратился к независимому эксперту в сфере деловой авиации Елене Ждановой .

«Правильнее всего вести рассказ о лучших бизнес-джетах, эксплуатирующихся на данный момент, классифицируя их по типам. Главными критериями для определения класса самолета являются его максимальная крейсерская скорость и дальность беспосадочного перелета, но в контексте бизнес-авиации мы не можем не учитывать такие важные показатели, как комфортабельность и наличие дополнительного оборудования и сервиса на борту», - объяснила Елена.

Легкие самолеты

К данному классу воздушных судов (ВС) относят самолеты со средней крейсерской скоростью 600-700 км/ч, небольшой (до 2500 км) дальностью беспосадочного перелета, соответствующей пассажировместимостью (5-6 человек) и минимальным уровнем комфорта на борту. Как правило, это не полноростовые ВС (то есть встать в салоне в полный рост невозможно, так как высота потолка ограничена 150 см). Такие самолеты имеют невысокую рыночную стоимость (в среднем от 4,5 млн долларов) и не требуют больших затрат на эксплуатацию.

Наиболее популярными ВС данного класса являются:

  • Phenom 100E , / Бразилия - недорогой и экономичный пятиместный бизнес-джет. Обладает отличной дальностью полетов для своего класса - более 2100 км. К плюсам следует отнести отменное оборудование кабины, снижающее нагрузку на пилота, а также просторный трансформируемый салон (для этого фюзеляжу придали особую форму);
Легкий бизнес-джет Phenom 100Е, Embraer (Бразилия) / Фото: Embraer
  • Premier IA , (входит в холдинг Textron Aviation) / США - cовременный самолет с композитным фюзеляжем, имеющий авиационное оборудование, созданное на основе самых последних разработок. Бизнес-джет отличается сравнительно небольшой массой, а следовательно, и малым расходом топлива, и низкими эксплуатационными затратами;
Легкий бизнес-джет Premier IA, Beechcraft (США) / Фото: Beechcraft
  • Citation Mustang , (входит в холдинг Textron Aviation) / США - отличительной чертой этого бизнес-джета является комфортабельный салон. Для более удобного размещения пассажиров его сделали не стандартной круглой формы, а с расширениями в сечении. Поразит не только превосходная отделка салона, но и возможность трансформации деталей мебельного гарнитура. В кабине пилотов все приборы убраны с потолка, что позволило сделать удобным управление самолетом;
Легкий бизнес-джет Citation Mustang, Cessna Aircraft (США) / Фото: Cessna Media Gallery
  • Citation M2 , (входит в холдинг Textron Aviation) / США - новинка от Cessna Aircraft, лучший представитель данного класса ВС, демонстрирующий высокие показатели в отношении крейсерской скорости (741 км/ч), объективной дальности беспосадочного перелета (до 2400 км с 4 пассажирами на борту), возможностью эксплуатации в аэропортах с короткими взлетно-посадочными полосами. Самолет оборудован новейшей авионикой Garmin 3000, сертифицирован для управления одним пилотом и предлагает новый уровень комфорта для пассажира с учетом классификации ВС. Стоимость данного бизнес-джета в базовой комплектации составляет около 4 500 000 долларов при операционных расходах порядка 1300 долларов в час.
Легкий бизнес-джет Citation M2, Cessna Aircraft (США) /Фото: Cessna Aircraft

Средние и среднемагистральные самолеты

Этот класс бизнес-джетов характеризуется увеличением дальности беспосадочного перелета (до 5700 км), скорости полета (до 850 км/ч) и, конечно, уровня комфорта для пассажиров (большинство моделей позволяет пассажиру встать в полный рост). На сегодняшний день самолеты данной группы самые востребованные. Стоимость самолетов этой категории начинается от 12 млн долларов.

Наиболее популярными ВС в средней категории являются:

  • Citation XLS+ , (входит в холдинг Textron Aviation) / США - в этом самолете будет комфортно всем пассажирам: высота салона позволяет человеку встать в полный рост, а двигатели XLS+ отличаются небольшой шумностью. Широкое использование в конструкции композитных материалов и современной аппаратуры увеличило дальность полета и экономичность эксплуатации;
Бизнес-джет средней категории Citation XLS+, Cessna Aircraft (США) / Фото: Cessna Aircraft
  • Citation Sovereign+ , (входит в холдинг Textron Aviation) / США- отличительной особенностью этого самолета является современная цифровая авионика, а также использование длинного крыла с небольшой стреловидностью. Таким образом, самолет может взлетать с коротких взлетно-посадочных полос небольших аэродромов. Бизнес-джет предназначен не только для среднемагистральных линий, но и для полетов на большие расстояния;
Бизнес-джет средней категории Citation Sovereign+, Cessna Aircraft (США) / Фото: Cessna Aircraft
  • Citation Latitude , (входит в холдинг Textron Aviation) / США- самый современный бизнес-джет Cessna. К преимуществам модели можно отнести высокую дальность полета и возможность работы на коротких полосах. Особое внимание уделено комфорту пассажиров: самолет имеет самый широкий для всех аппаратов подобного класса фюзеляж, ровный пол, а полноростовой салон оборудован системой регулирования давления и кондиционирования;
Бизнес-джет средней категории Citation Latitude, Cessna Aircraft (США) / Фото: Cessna Aircraft
  • G150 , / США- высокоскоростной (самолет неоднократно бил рекорды на различных маршрутах) бизнес-джет от компании Gulfstream обладает экономичными двигателями и способен взлетать со сравнительно коротких полос;
Бизнес-джет средней категории G150, Gulfstream Aerospace (США) /Фото: Gulfstream Aerospace
  • Legacy 450 , / Бразилия- достоинством этого аппарата является его невысокая стоимость, что ничуть не отражается на технических характеристиках и роскошной отделке самолета. Это отличительная черта почти всех бразильских бизнес-джетов. К тому же, по отзывам пилотов, самолет оснащен простой и понятной системой управления.
Бизнес-джет средней категории Legacy 450, Embraer (Бразилия) / Фото: Embraer

Стоимость указанных ВС составляет порядка 12-16 млн долларов в зависимости от модели. Безусловно, лучшими представителями данного класса будут ВС из верхней ценовой категории, такие как Cessna Citation Latitude и Embraer Legacy 450. При этом Latitude все-таки чуть выше, шире, быстрее, летит дальше и может взять на борт на одного пассажира больше, чем Legacy 450.

Если будущий владелец бизнес-джета готов переплачивать за дополнительный комфорт, то можно рассмотреть ВС категорией повыше.

Cреднемагистральные ВС:

  • Challenger 300 , / Канада- этот самолет отличается высокой крейсерской скоростью (является рекордсменом в своем классе) и экономичностью. Превосходная отделка салона приятно удивит пассажиров, а система управления вибрацией гарантирует повышение комфортности полетов;
Среднемагистральный бизнес-джет Challenger 300, Bombardier Aerospace (Канада) / Фото: Bombardier Aerospace
  • Challenger 350 , / Канада - среди достоинств этой модели — современные турбовентиляторные двигатели с пониженным расходом топлива, высокая дальность полета, уменьшенная длина пробега и разгона. Самолет может работать с аэродромами, обычно не принимающими борта подобного класса;
Среднемагистральный бизнес-джет Challenger 350, Bombardier Aerospace (Канада) / Фото: Bombardier Aerospace
  • , / Бразилия - это судно практически близнец Legacy 450, имеющий все те же плюсы: небольшую цену и отличную систему управления. К достоинствам именно этой модели можно отнести еще большую дальность полета (почти на 1500 км), ведь для некоторых маршрутов отказ от промежуточной заправки немаловажен, особенно это касается самолетов бизнес-авиации;
Среднемагистральный бизнес-джет Legacy 500, Embraer (Бразилия) / Фото: Embraer
  • G280 , / США - один и лучших бизнес-джетов среднего класса. Главным достоинством самолета стал высокий уровень комфорта: дорогая отделка салона, тщательно спланированный интерьер, просторная кухня. Для деловых поездок иногда важен и размер багажного отделения (вместительный в данном случае), которым обладает воздушное судно.
Среднемагистральный бизнес-джет G280, Gulfstream Aerospace (США) /Фото: Gulfstream Aerospace

«Безусловным лидером данной категории является производитель Bombardier Aerospace. Стоимость указанных ВС начинается от 20 млн долларов в базовой комплектации. Однако Challenger 350 с ровным полом, высотой потолка 185 см и шириной салона более 2 м того стоит. Прибавьте к этому авионику Rockwell Collins ProLine 21, и вы убедитесь в том, что это действительно усовершенствованная модель его предшественника, борта Challenger 300, которая оправдывает вложение порядка 25 млн долларов. Крупнейший заказчик таких бизнес-джетов - компания с пятидесятилетней историей, мировой лидер бизнес-авиации - NetJets», - прокомментировала Елена Жданова.

Большие и дальнемагистральные самолеты

ВС данного класса предназначены для перевозки пассажиров на большие (до 9000 км) и сверхдальние расстояния. Полеты на таких самолетах осуществляются, как правило, группами до 19 пассажиров. Естественно, что в таких случаях предъявляются повышенные требования к бизнес-джету для обеспечения максимального комфорта пассажиров. Стоимость самолетов этой категории начинается от 30 млн долларов.

Большие самолеты:

  • Falcon 900 LX , / Франция - к достоинствам судна относят высокую крейсерскую скорость и небольшой расход топлива, позволяющий производить трансконтинентальные перелеты. Также плюсами этого бизнес-джета являются просторный салон, который поделен на две зоны, что очень удобно при длительных перелетах;
Бизнес-джет Falcon 900 LX, Dassault Aviation (Франция)/Фото:Dassault Aviation
  • Falcon 2000 LXS , / Франция - создан на базе 2000LX. При этом он имеет отличную крейсерскую скорость и совершенную авионику, по экономичности равен турбовинтовым самолетам, хотя превосходит их в скорости. Самый экономичный самолет в классе средних бизнес-джетов, отличается не только наиболее высокой топливной эффективностью (около 800 кг/час) , но и самыми низкими эксплуатационными расходами (около 3300-3500 долларов/час). Ценовой диапазон больших самолетов составляет порядка 30-40 млн долларов.Еще один плюс самолета — большой запас прочности, что важно для бизнес-авиации, которая может использоваться в более экстремальных условиях, чем обычные самолеты. Также такой самолет может совершать взлет с площадок, где другие модели не могут разгоняться до необходимой скорости;
Бизнес-джет из категории «Большие самолеты» Falcon 2000LXS, Dassault Aviation (Франция) / Фото: Dassault Aviation
  • Challenger 605 , / Канада - развитие самолетов Bombardier Challenger 600. От отлично себя зарекомендовавших предшественников отличается усовершенствованной авионикой и оборудованием кабины пилотов. Это все позволило поднять безопасность перелетов на новый уровень. Для пассажиров немаловажен комфортный шумоизолированный салон и окна большой площади, позволяющие наблюдать за всеми подробностями полета;
Бизнес-джет Challenger 605, Bombardier Aerospace (Канада)/ Фото: Bombardier
  • G450 , / США - одна из последних моделей компании Гольфстрим. Самолет обладает приличной скоростью, при этом имеет невероятно высокую дальность для своего класса. Также достоинствами бизнес-джета являются усовершенствованная кабина пилотов, система управления самолетом и суперсовременная отделка;
Бизнес-джет G450, Gulfstream Aerospace (США) / Фото: Gulfstream Aerospace
  • Legacy 600 , / Бразилия - этот самолет имеет разумную стоимость при достойном качестве и отличной авионике. Низкий для продукции Embraer уровень шума, прекрасная отделка салона, современная навигационная система -несомненные достоинства этой модели;
Бизнес-джет Legacy 600, Embraer (Бразилия) / Фото: Embraer
  • Legacy 650 , / Бразилия - собрат бизнес-джета Legacy 600, но с увеличенной дальностью полета (для административных самолетов во многих случаях это важно). Достоинства те же: приемлемая цена, малая шумность, отличный салон. Аппарат, как и Legacy 600, может работать на высокогорных аэродромах.
Бизнес-джет Legacy 650, Embraer (Бразилия) / Фото: Embraer

Безусловным лидером данной категории является Dassault Aviation.

Дальнемагистральные ВС:

  • Falcon 7X, / Франция- фактически первый в мире бизнес-джет с крылом, более характерным для скоростных военных самолетов. Плюсы - экономичность на больших скоростях и увеличенная дальность полета (более 11 тысяч без дозаправки). Поэтому данный самолет является одним из наиболее востребованных для дипломатов и работников государственных служб;
  • Global 6000 , / Канада - самый скоростной и комфортный самолет класса средних бизнес-джетов. Благодаря расположенным на концах крыльев дополнительным топливным бакам, борт имеет увеличенную дальность полета. От других самолетов линейки Global Express отличается улучшенной планировкой пассажирского салона и специальной отделкой;
Бизнес-джет Global 6000, Bombardier Aerospace (Канада)/ Фото: Bombardier
  • G650 , / США - безусловный фаворит, так как способен с высочайшим уровнем комфорта (ведь речь идет о самолете стоимостью свыше 65 млн долларов!) и скоростью свыше 900 км/ч перевезти до 18 пассажиров на расстояние свыше 12 000 км. Такие характеристики позволяют совершать беспосадочные перелеты из Москвы в Австралию или Южную Америку. Помимо этого, до завершения испытаний и ввода в эксплуатацию бизнес-джета Cessna Citation X+, а соответственно и получения звания самого быстрого сертифицированного гражданского ВС (максимальная скорость — 1156 км/ч), именно G650 был не только самым дальним, но и самым быстрым. Самолет отличает экономичный расход топлива на крейсерском режиме, просторный салон и вместительное багажное отделение. Он очень легок в управлении, что повышает безопасность перелетов.
Бизнес-джет G650, Gulfstream Aerospace (США) /Фото: Gulfstream Aerospace

Бизнес-лайнеры

Отдельно нужно отметить и такие не массовые, но тем не менее регулярно встречающиеся в повседневной жизни бизнес-авиации самолеты, как бизнес-лайнеры. По своей сути это мобильные офисы, предоставляющие все условия для проведения совещаний в небе и комфортного отдыха каждого отдельного участника. Стоимость самолетов этой категории начинается от 50 млн долларов.

Самые популярные модели данной категории:

  • ACJ 318 , / Европейский союз - бизнес-джет на основе серийного узкофюзеляжного лайнера. Отличается простотой обслуживания благодаря унификации с Airbus 318. После 2006 года модернизированное программное обеспечение дает право заходить на посадку по крутой глиссаде, что позволяет работать на аэродромах, которые не могут принимать борта подобных габаритов;
Бизнес-лайнер ACJ 318, Airbus S.A.S (Европейский союз) /Фото: Airbus S.A.S
  • ACJ 319 , / Европейский союз - имеет увеличенную дальность и потолок (12 тысяч километров и метров соответственно) благодаря монтажу дополнительных баков. Это практически единственный бизнес-джет, обладающий как американской, так и европейской сертификацией;
Бизнес-лайнер ACJ 319, Airbus S.A.S (Европейский союз) /Фото: Airbus S.A.S
  • ACJ 320 , / Европейский союз - по сравнению с ACJ 319 дальность полета этого аппарата ниже. Но несомненными плюсами самолета будут салон увеличенного объема и вместительный багажный отсек. Это вообще самый просторный самолет из всей линейки бизнес-джетов Airbus;
Бизнес-лайнер ACJ 320, Airbus S.A.S (Европейский союз) /Фото: Airbus S.A.S
  • BBJ , / США - создан на основе давно отработанного Boeing 737и отличается повышенной надежностью. Кроме того, за счет дополнительных баков и винглетов на концах крыльев боинг имеет увеличенную дальность по сравнению с пассажирским лайнером, что немаловажно для бизнес-джета;
Бизнес-лайнер BBJ, Boeing (США) / Фото: The Boeing Company
  • BBJ 2 , / США - дальнейшее развитие BBJ с более широким применением композитов и улучшением авионики. От предшественника отличается еще и более просторным салоном и багажным отделением. Но все же этот бизнес-джет по внутреннему объему уступает аналогичным бортам Airbus;
  • BBJ 3 , / США - самый последний бизнес-джет компании Boeing. Использование современных материалов и технологий, а также улучшенных двигателей дало возможность увеличить (более 10 тысяч километров!) радиус полета. Еще одной особенностью является то, что отделкой просторного салона занимается известная дизайнерская компания Leavitt-Weaver, уделяющая большое внимание не только эстетике, но и эргономике монтируемого оборудования и мебели;
Бизнес-лайнер BBJ 3, Boeing (США) / Фото: The Boeing Company
  • Lineage 1000 , / Бразилия - данный самолет является самым крупным бизнес-джетом этого производителя и отличается прежде всего наиболее конкурентной стоимостью — от 53 млн долларов. Достоинствами аппарата являются высокое качество сборки и дальность полета, почти на тысячу километров большая, чем у однотипных самолетов. Временным минусом (компания быстро развивает сеть своих сервисных центров) можно считать некоторые проблемы с обслуживанием;
Дальнемагистральный бизнес-джет Lineage 1000, Embraer (Бразилия) / Фото: Embraer
  • , / Россия - отечественная авиатехника составит достойную конкуренцию иностранным машинам после завершения процесса сертификации. При аналогичных показателях первый российский бизнес-джет будет стоить немного дешевле бразильского аналога (порядка 50 млн долларов). К достоинствам этого новейшего самолета относится и его совершенная конструкция, разработанная компанией «Сухой», которая известна своими сверхсовременными истребителями. Дальность полета почти в 8 тысяч километров - еще один плюс. Правда, не всегда на борту самолета Сухого можно встретить высокий уровень сервиса.
Бизнес-лайнер Sukhoi Business Jet, Гражданские самолеты Сухого (Россия) / Фото: Sukhoi Civil Aircraft