Инвестирование

Привить интерес к чтению. Как привить ребенку любовь к чтению

У детей в младшем подростковом возрасте (9-11 лет) ведущей деятельностью является обучение. Это самый познавательный возраст. Приучить к чтению будет легче, чем в более позднем возрасте.

В возрасте 12-15 лет мотивация у детей уже не познавательная. Ведущей деятельностью является общение. В этом возрасте дети начинают хуже учиться, теряют интерес к учебе. Если развитие ребенка проходит нормально, то книге он предпочтет общение со сверстниками. Многие произведения школьной программы сложные и не интересны детям. Сами по себе эти произведения замечательные, но их понимаешь только с возрастом. Это не способствует развитию интереса у ребенка к чтению.

Как привить любовь к чтению подростку

Чтобы привить любовь к чтению подростку, вы должны подавать личный пример. Любые слова будут бессильны, если вы сами, придя домой с работы, сядете перед телевизором. И наоборот, если подросток часто видит родителей, читающих книгу, увлеченно обсуждающих произведения, никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться.

Определите, что интересует ребенка. Если мальчик интересуется компьютерами, подберите книги про компьютерные миры, если его интересует фантастика, положите на видное место, как бы невзначай, книгу американского фантаста Алана Дин Фостера, по произведениям которого были сняты фильмы «Звездные воины», «Чужие».

Читайте вместе с подростком. Читайте перед сном, даже если ребенок уже взрослый, это поможет наладить отношения и доставит вам обоим огромное удовольствие.

Поиграйте в «Угадай», например, читаете вместе с подростком детектив, останавливаетесь на самом интересном месте, пытаетесь угадать развязку. Дочитываете и выясняете, кто победил. Можно назначит приз.

Вознаграждайте чтение. Договоритесь с ребенком о дополнительных привилегиях за прочитанный им ежедневно определенный объем текста. Это может быть дополнительное время за компьютером, поход в кинотеатр и т.д.

Ходите вместе с ребенком в книжный магазин. Дети обожают совершать покупки. Сделайте это традицией. Пусть ребенок сам выберет себе книгу.

Посещайте библиотеку, изучайте новинки, появляющиеся там. В библиотеках часто проводятся конкурсы, викторины.

Используйте аудиокниги, электронные книги.

Попробуйте увлечь ребенка ведением дневника. В него можно записывать понравившиеся фразы из книги, рисовать рисунки, вклеивать распечатанные картинки, наклейки.

Посоветуйте подростку книги своего детства, поделитесь своими детскими впечатлениями о прочитанных книгах.

Не заставляйте подростка дочитывать книгу до конца, если она стала ему не интересна.

Можно увлечь ребенка интересными фактами из жизни писателей.

Дарите ребенку книги с дарственной надписью, добрыми пожеланиями. Через несколько лет это станет счастливым напоминанием о родном доме и близких людях.

Наконец-то в жизни молодой пары появляется ребенок, долгожданный сын. Но вот незадача, ваш муж не хочет проводить с ним время, избегает контакта, а иногда наотрез отказывается с ним посидеть, пока вам нужно заняться своими делами. Это, конечно, проблема серьезная, но решить ее вполне возможно.

Что же происходит в голове вашего мужчины?

Вам очень хочется понять, почему же ваш муж так боится сына. Вы терзаете себя смутными сомнениями: «А нужен ли ему вообще этот ребенок?» Чтобы понять всю суть ситуации, постарайтесь представить себя на месте вашего мужа. Когда только начинались ваши отношения, вы были полностью предоставлены друг другу, мужчину в полной мере охватывала любовь и ласка жены, а теперь ему этого всего не хватает. Теперь в вашей семейной жизни появился третий человек - ваше чадо.

У мужчины подсознательно может появляться ревность, ведь теперь вы стали больше уделять внимание ребенку.

Также вашего мужчину могут не устраивать детские вопли, иногда растрепанный вид жены, неубранная квартира. Все чаще это может напоминать детскую ревность - отобрали любимую игрушку. Ведь как по-другому еще назвать эти обиды. Очень много семейных пар сталкиваются с этой проблемой. Так как же справиться с этим затруднением в ваших отношениях?

Заставьте мужа полюбить сына

Для такого нелегкого дела вам нужно запастись большим количеством терпения. Ведь на это уйдет много времени, предстоит пережить много споров. Но постарайтесь запомнить, что любые споры и конфликты нужно погасить еще в начальной стадии. Этим вы сбережете нервы обоим.

Старайтесь убедить вашего мужчину, что теперешняя семейная жизнь стала намного полноценней и счастливее с появлением маленького сына.

Вам необходимо развивать в муже любовь к малышу через заботу. Пускай муж принимает прямое участие в уходе, ведь любое действие, что связывает отца с сыном, сближает. Оставляйте их иногда вдвоем, пока вы уходите по делам. Сделайте пару фотографий, где они будут в роли рыбаков, тем самым напомните вашему мужчине о том, как он мечтал о совместных рыбалках. Также вы можете показать мужу,

Экология потребления. Дети: О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен...

О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен.

В чтении существует два этапа:

1) этап технического чтения , так называемый “голый” навык,

2) этап содержательного чтения , когда сразу ухватывается содержание текста.

Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить ребенка или взрослого любить чтение нет. Так что для начала я перечислю лишь то, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое - то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее.

Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится.

Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.

На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.

С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.

Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (Священную книгу).

Метод неграмотной татарской женщины

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был очень одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я просто и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе лишь доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее.

Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики.

У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами.

Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка - баба Катя. И мальчик - Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать и, естественно, плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, - ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались.

Что тут стало с матерью! Зачем ты обижаешь моего ребенка - бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!). И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. - Я ее выгнала - рассказывала она - и сказала этой бабе Кате - не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне.

Дальше - больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, “сидят” чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, - ты чего мама, плачешь?

Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.

Да, мама. Я буду ученым.

И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне.

Советы библиотекаря (Людмила Лукзен)

Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.

И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе - лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это - не прерогатива школы, а абсолютно “семейное” дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные “почему?”. Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.

“Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.)”, - говорит ваш ребенок именно ВАМ, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой. Поэтому ранний возраст - самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.

Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей.

Для начала - ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.

Как только ребенок родится;

Выделять несколько минут, но каждый день;

Выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;

Приучать ребенка “ждать” время для чтения;

Утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

Выбирать удобное и уютное место;

Находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;

Рассматривать книжки и картинки;

Давать возможность ребенку самому “выбрать” книгу;

Перечитывать любимые книги.

А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.

1. Р азговаривайте, пойте и играйте с ребенком

Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете.

Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр.

Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: “моем ручки”, “садимся на стул”, описывайте то, что видите - так вы готовите внимательного слушателя.

2. Выделяйте время для чтения каждый день

Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит.

Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться - перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.

Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению.

Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.

3. Выбирайте книги вместе с ребенком

Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.

Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома - это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе.

Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. “Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому”. Так появляется стимул к чтению.

4. Окружите ребенка материалами для чтения

Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.

Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке.

Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его “собственных” книг всем членам семьи.

5. М едленно и с удовольствием

Не так важно, Что вы читаете, но Как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Будьте актерами (вспомните о нереализованных мечтах стать “Звездой экрана”!). Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, “переварить” прочитанное, понять события и характеры героев.

Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного.

Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием!

Помните, чтение книг - это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

6. Читайте снова и снова

Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом.

Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да-да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги.

Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать “Машеньку и медведя”? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку “читает”.

Припоминаю, как моя старшая дочь (учившаяся позже в физико-математическом классе) доставала всех книгой “Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика”, а младшая – “Золушкой”. Причем, реакция на пропущенный (в целях экономии времени) отрывок, была мгновенной.

Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.

7. Читайте везде и всегда

Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, бутылочками и сосками обязательно лежит книга.

Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок.

8. Не заставляйте ребенка читать

Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет - оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки - путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания - воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

9. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении

Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.

Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не исправляйте его. опубликовано

Повезло тем родителям, чей малыш с детства обожает читать книги. В современном мире такие детишки встречаются все реже, ведь абсолютно большинство ребят все свободное время посвящают телевизору, интернету и компьютерным играм, чем очень расстраивают своих пап и мам.

Взрослые не понаслышке знают, что книга – это ценный источник знаний. Взрослым она помогает с пользой и интересом скоротать свой досуг, а для детишек книга и вовсе незаменима. Только задумайтесь, чтение в детском возрасте:

  • развивает интеллект, мышление и фантазию ребенка, расширяет его кругозор;
  • развивает речь малыша, знакомит его с новыми словами и учит понимать их значение (расширяет словарный запас);
  • учит детишек таким важным социальным чувствам, как сопереживание и сострадание, забота, ответственность и готовность прийти на помощь.

Зная об этом, родители всеми силами стараются привить своим малышам любовь к литературе. Вот только принуждать ребенка к чтению совершенно бесполезно, уверяют психологи. Таким подходом можно лишь окончательно отбить у крохи желание читать книги. В данной статье мы собрали несколько полезных советов от педагогов и опытных родителей, которые помогут вам привить своим дочуркам и сыночкам любовь к книгам.

8 уловок, прививающих детишкам любовь к чтению

1. Читайте сами

Прежде всего, помните, что ребенок учится на примере своих родителей, а потому, если вы мечтаете привить крохе любовь к чтению, нужно читать самим. Если родители с удовольствием читают книги, собирают дома библиотеку, ребенок вырастает с такими же интересами, и с большой долей вероятности будет читать сам.

Кроме того, на заметку можно взять такую уловку: если вы ходите пробудить у малыша интерес к книгам, читайте не только серьезную литературу, но и детские книжки, повести и рассказы. А общаясь с крохой, периодически делитесь с ним впечатлением о том, что начали читать новую интересную сказку и с нетерпением ждете, когда появится возможность прочесть ее до конца. Захваченный интересным сюжетом, малыш сам потянется к книжке и прочитает сказку до конца. Может оказаться, что именно такой подход откроет ребенку удивительный мир литературы.

2. Читайте ребенку с самого детства

Чтобы с ранних лет развивать кругозор малыша и знакомить его с этим сказочным миром, родители должны читать малышу книжки. Прежде всего, укладывая кроху спать, стоит читать ему книжки, плавным, размеренным голосом, чтобы малыш прислушивался к интонациям. Так ему будет проще усваивать информацию.

Когда ребенок подрастет, книжки могут стать ему первыми игрушками. Играть с книжкой можно дома, можно брать ее на прогулку или коротать с ней время в длинной очереди. Как это сделать? Да очень просто! Возьмите в руки книгу сказок, в которой практически одни картинки. Полистайте их, показывая крохе сказочных героев. Назовите их, обсудите их характеры, действия, одежду. Малыши как губка впитывают интересную для них информацию, и вскоре ребенок без труда будет называть полюбившихся ему героев, и сам будет тянуться к книжке, чтобы вместе с папой или мамой погрузиться в этот сказочный мир. Со временем можно будет переходить к стишкам, потешкам и рассказам, которые ребенок пожелает прочесть и сам.

3. Не заставляйте ребенка читать с ранних лет

Многие взрослые уверены, что умение читать в юном возрасте говорит об интеллектуальных способностях малыша. Но ведь это не так! Все детишки разные и у каждого из них свой собственный ритм. Одни уже в два годика складывают буквы в слова, а то и вовсе читают сказки, тогда как другие к окончанию детского сада только учатся читать по слогам.

Именно поэтому в деле прививания ребенку любви к литературе не стоит проявлять родительские амбиции и безграничное тщеславие. Заставляя и принуждая ребенка читать, крича на него и оказывая давление, родители лишь оттолкнут его от этого занятия. Помните, цель родителей должна состоять не в том, чтобы как можно быстрее научить кроху читать и с гордостью продемонстрировать это окружающим. Главная цель – научить малыша получать удовольствие от чтения, показать, какой чудесный и волшебный мир открывается за обычными бумажными страницами.

4. Уважайте интересы ребенка

Важным моментом в прививании ребенку любви к книге является уважение его интересов. Прежде всего, нужно интересоваться, о чем бы ему хотелось почитать, какие истории вызывают его интерес. Одним детишкам интересны короткие динамичные рассказы, другим длинные, чтобы можно было подольше оставаться с любимым героем. Одних увлекают приключения, а другим интересны рассказы о живой природе. И даже если ребенок тянется к комиксам, не спешите запрещать ему такую литературу. Важно, чтобы у него появился интерес к книгам, как к таковым. Чуть позже вы сможете увлечь его другими произведениями.

Кстати, не стоит удивляться, если малыш то и дело просит почитать ему одну и ту же сказку или тянется к книжке, которую читал уже не раз. Просто в психологическом плане она олицетворяет для него комфорт и, возможно, малыш отождествляет себя с героем этой книги. Это вполне нормальное явление, которого не стоит опасаться. Возможно, и у вас в детстве была любимая книжка, которую на ночь вы клали под подушку? Перечитайте ее и еще раз окунитесь в свое безмятежное детство.


5. Читайте книги вместе

Совместное чтение – еще один отличный способ заразить малыша литературой. Порой даже те детишки, которые уже умеют читать, просят родителей почитать им сказку или рассказ. Это даже на руку. Устройтесь удобнее и в обнимку с крохой прочтите ему увлекательную историю о приключениях очередного героя. По окончанию чтения обсудите прочитанное, а затем попробуйте сочинить, как могла бы развиваться судьба героя после окончания книги. Можно попросить ребенка поменять сюжет, включить в него других вымышленных персонажей и придумать свое окончание истории.

Сделайте прочтение книги увлекательной игрой. Как только вы начнете формировать у малыша творческое воображение, разыгравшаяся фантазия потянет его к новым придуманным сюжетам, а значит, и к новым книжкам. Заметив тягу дочки или сына к книжкам, не стоит останавливаться на достигнутом. Важно обсуждать с малышом сюжет и характеры персонажей, то, что ему нравится в книге. Благодаря этому ребенок скорее научится анализировать и рассуждать.

6. Знакомьте малыша с авторами произведений

Заметив, что малышу понравилось конкретное произведение или определенная книга, познакомьте его с человеком, который эту книгу написал. Прочтите ему биографию автора, расскажите парочку интересных историй, который происходили со знаменитым писателем, а главное, поведайте о других произведениях известного на весь мир сказочника. Малыш обязательно захочет познакомиться с другими его творениями.

Кстати, не секрет, что по многим произведениям классиков сняты киноленты, мультипликационные фильмы или поставлены театральные пьесы. Посетите с ребенком театр или устройтесь у экрана телевизора и познакомьте сына или дочку с одним из шедевров мировой культуры. Увидев экранизацию произведения любимого писателя, ребенок обязательно захочет прочесть написанную им историю на бумаге.

Дорогие родители, здравствуйте! Если вы читаете эти строки, значит вы с нами, и это несказанно радует. А часто ли вы читаете? А ваши дети? Если на первый вопрос я, наверное, услышу многочисленные «да!», то на второй, скорее всего, будет многозначительное молчание.

Не так давно удивилась своим детям, которые не смогли в первые несколько секунд припомнить, а какие книги они в последнее время читали, и какая больше пришлась по душе. Школьная литература и заученный на урок Некрасов – не в счёт! Ну как же так?

Начинаю рассказывать, что мы раньше в «живую очередь» , чтобы взять «Незнайку», «Волшебника Изумрудного города» и «Тома Сойера», а потом взахлёб читали, чтобы поскорее передать книги друзьям, а у вас всё в доступе, но вы не хотите, и натыкаюсь на круглые глаза детей: типа, а зачем?!

Да, «книжных» детей стало меньше. Знакомство с литературой стало ограничиваться лишь школьной программой, и это наводит на печальные мысли, что пройдёт годик-другой, и нашим детям действительно не о чем будет поговорить, кроме как о сухих цифрах экономики. Не приучено молодое поколение читать – факт.

Но если вы, равно как и я, этим обеспокоены, предлагаю познакомиться с советами психологов, как привить ребёнку любовь к чтению, и как при этом избежать частых ошибок.

План урока:

Почему мы делаем ошибки

Мало кто знает, что процесс чтения у психологов делится на 2 этапа.

  1. На первом, техническом, появляется «голый» навык овладения умением, который не приносит ещё дошкольнику должного удовольствия. Да, ребёнок радуется, что у него получается, но сам ещё книгу в руки не берёт, только в качестве игры и для демонстрации нам, родителям, своих достижений.
  2. На втором этапе начинается содержательное чтение, когда ухватывается смысл. Вот здесь-то и происходит получение удовольствия от того, что прочитано.

Нередко мы «застреваем» на , потому как в школе важно, насколько правильно ребёнок это делает, сколько слов он умудряется «пробежать» за минуту, и на последнем месте во время обучения чтению как таковому стоит понимание.

Формируется слово «надо», подкрепляемое школьными читательскими дневниками и нашим ежевечерним: «А ты сегодня читал?! Давай бери книгу!». И заметьте, в такие минуты нам не важно, а есть ли настроение у ребёнка для чтения. Нами движет слово «надо».

Так что в возрасте первоклассника 7 лет в большинстве случаев чтение техническое, и это не страшно. Страшно застрять на этом этапе, потому как репрессивное «Давай ещё страницу!» отобьёт желание брать книгу в руки напрочь.

На заметку! Психологи уверены, что крайний возраст, когда ещё можно из ребёнка сделать книголюба – 8 лет. Не привили любовь к чтению до 9-ти, позже сделать это гораздо труднее, а во многих случаях просто невозможно.

На втором этапе важно дать ребёнку свободу. Специалисты уверены, что не стоит до школьного возраста, а в идеальном варианте – до 10 лет, прививать чувство долга по отношению к интеллектуальной деятельности.

Психологи советуют «навязать» младшим школьникам осознание того, что школа – это, безусловно, в большинстве случаев обязанность, но учёба, в которой чтение занимает львиную долю, — это одновременно и радость, а получение информации из печатных строк должно приносить удовольствие.

А как мы поступаем обычно? Ведём к полке со школьной литературой: «Ты должен!» либо дарим книги «Тебе надо!» в уверенности, что именно это модное произведение должно быть прочитано, чтобы быть ему среди интеллектуалов. И совершаем непоправимую ошибку: не станет ребёнок читать с удовольствием то, что ему неинтересно, лишь исключительно «из-под палки», а это возвращает нас на уровень №1.

Потому не заверяем ни себя, ни юного читателя в том, что в семейной библиотеке есть всё, что нужно, а идём дружно в книжный магазин и оставляем на несколько минут ребёнка один-на-один в этом книжном царстве, наблюдая со стороны, а не жужжа под ухом: «Возьми вот это!» И пусть в результате в корзинке окажется совсем не то, что Вы ожидали видеть. Вариант без лишней траты денег – библиотека: «Как много книг, и всё это тебе доступно!»

Манёвры, чтобы подружиться с книгами

На просторах интернета нашла несколько советов для родителей, которыми можно воспользоваться, желая воспитать «книжное» поколение. Во всех из них – маленькая хитрость.

Хитрость от Кассиля

Русский писатель Лев Кассиль стоял на страже того, чтобы детская книга была популярна, а пополнить ряды читателей он предложил при помощи детской любопытности. Всё просто: читаем ребёнку книгу и на тебе: останавливаемся на самом интересном и становимся вдруг ну о-очень занятыми, игнорирую детское: «Ну прочитай ещё страницу!»

Что остаётся любопытному созданью? Правильно: прочитать самому! От Вас требуется в это время поддержать его инициативу и внимательно слушать продолжение рассказа.

Подходит он для тех ребят, которые уже свободно читают, застряв на стадии технического чтения и готовые переходить на этап содержательный.

Хитрость от Искры Даунис

Детский психолог предлагает воспользоваться той же самой чертой, присущей каждому ребёнку, – любопытством.

Представьте, что однажды утром Ваш ребёнок находит под подушкой записочку от любимого героя, в которой таинственно сообщается, что там-то – там-то для него приготовлен сюрприз. Находим сюрприз.

На следующее утро – ещё одно письмо, уже подлиннее текстом, но не про подарок, а про его достижения либо про плохие поступки. День за днём письма всё длиннее и содержательнее, а удовольствие от процесса чтения всё больше.

Еврейская хитрость

У еврейского народа есть свои традиции к привитию любви к чтению: они разрешают своим детям читать только тогда, когда они хорошо себя ведут.

То есть книга у них – это не наши обязательные каждый день 2-3 страницы «для галочки», а награда, к которой надо стремиться. Воспитанные с пелёнок с мыслью о том, что пользование книгой необходимо заслужить, маленькие еврейцы начинают испытывать нескончаемое удовольствие, когда в их руки наконец-то попадает книга.

Почему бы и нам не стать чуточку хитрее во благо? Мне кажется, если соединить все эти маленькие хитрости вместе, чередуя их, привить любовь к книгам получится гораздо быстрее.

Среди окружающих давно сложился образ библиотекаря. Это обязательно строгая тётя в очках, сухая и неэмоциональная, постоянно шикающая и призывающая к порядку. А ведь у неё большой багаж советов для того, чтобы помочь детям полюбить книги, ведь она-то сама с ними «на ты».

Когда читать?

Читать всегда, начиная прямо с момента рождения, ведь любовь к книгам – дело сугубо семейное. Именно родители – первоисточники колыбелей и , чтения на ночь, а читающий родитель – и вовсе пример для подражания.

Многие уверены, что видящий с книгой в руках маму-папу-бабушку-дедушку ребёнок непременно будет сам «книжником». Не то, чтобы совсем непременно, но вероятность этого значительно выше, чем у нечитающих семей. Когда книга в доме – обычный предмет, приносящий положительные эмоции, то желание ею пользоваться ради получения этих эмоций самостоятельно велико. Одно условие для чтения – позитивный настрой.

Как читать?

По несколько минуточек, но каждый день, выбирая для этого уютное местечко дома, рассматривая книжки и картинки в них, и обязательно с выражением, медленно муссируя то, про что Вы читаете, вызывая бурю эмоций. И с паузами, давая возможность «переварить», и с последующим обсуждением, предоставляя право высказать собственное мнение.

Очень полезно чтение всеми вместе по ролям. А если Вы подкрепите прочитанную книгу ещё и просмотром поставленного по ней спектакля или мультфильма, сравнивая текст с увиденным, то сможете рассчитывать на положительную реакцию юного читателя.

Что читать?

Всё, что интересно Вашему ребёнку. И пусть он в двадцать пятый раз просит Вас прочитать книгу, залистанную до дыр, у Вас нет права ему отказать. Для детсадовцев и младших школьников предпочтительно пользоваться книгами яркими, красочными, с крупным шрифтом.

Оставьте собственные амбиции позади и не подпихивайте серьёзные книги. Ребёнок придёт к этому, но позднее, а возрасте 8-11 лет пусть себе листает всё, что нравится, даже хоть комиксы.

Где читать?

Везде! Во время прогулки – вывески, на пляже – объявления, в помещениях – книги.

Конечно, не стоит циклиться на чтении, когда никак не удаётся ребёнка к этому склонить. И в наши времена были нечитающие дети, в развитии которые совсем не отставали. Главное — найти, чем заменить такие пробелы в развитии и делать это без фанатизма. А у Вас читающая семья? Рассказывайте в комментариях)

И не забудьте подписаться на новости блога, чтобы быть в курсе всех новых статей здесь появляющихся)

Приятного чтения Вам и Вашим маленьким школьникам!

Многие люди неразрывно связывают свой отдых с чтением книг. Они забывают о своих проблемах, когда берут в руки любимое произведение. Однако вызвать интерес к книгам у современных детей стало непросто, так как они предпочитают проводить своё время перед телевизором, компьютером или телефоном.

Хорошие родители понимают, что книги способны развить внутренний мир ребенка, открыть для него новые эмоции, создают творческое пространство.

К тому же, если ребенок увлекается литературой с раннего возраста, то в школе у него не возникнет проблем с гуманитарными науками, а также процесс обучения в целом не будет вызывать лишь негативные эмоции.

1. Читать вслух. Можно начать читать ребенку с простой и красочной книги, так, чтобы он мог видеть картинки и текст. Малыш усвоит, что читать нужно слева на право. Если заметен интерес у ребенка к какой-либо книге, можно периодически читать её снова, чтобы он запоминал текст и воспроизводил его совместно с родителем.

Чтение вслух приучает детей к устной речи, а также освещает каждый раз всё новые и новые литературные слова. Это очень влияет на развитие, потому как с малых лет ребенок будет учиться говорить правильно, употребляя и понимая сложные слова, значение которых не всегда известно даже взрослым.

2. Объяснять новые и ещё не известные слова. Прочитав в тексте новое или сложное слово, родителям необходимо спросить у ребенка, понимает ли он его значение. Если нет, то необходимо объяснить доступным языком, возможно, показать картинку.

3. Воплощение сказки в реальную жизнь. Детям интереснее наблюдать за театральными сценками и пьесами, прочитывая произведение вслух, родители могут изменять голоса, говоря за того или иного персонажа, стараться передать интонацию или даже спеть, если это необходимо. Тогда ребенок, непременно, дослушает рассказ или сказку до конца с интересом.

4. Записать ребенка в библиотеку. Перед тем как малыш отправится в школу, необходимо записать его в библиотеку и завести читательский билет. Библиотекарь, непременно, организует экскурсию среди детских книжных полок. Родители должны позволить ребенку самому выбирать литературу, даже если его выбор останавливается на литературе, которая кажется им неинтересной.

Книги в жизни детей подросткового возраста

Когда ребенок переходит в старшие классы, то свободного времени у него становится всё меньше. Много времени уходит на точные науки и занятия в секциях, однако даже в таком плотном графике, нужно находить время, чтобы уделить его чтению.

Родители поспособствуют развитию интереса к книгам, если:

  1. Предложат ребенку обмениваться прочитанными книгами с друзьями и делиться впечатлениями от произведения.
  2. Включат в программу детских праздничных развлечений интересные задания, связанные с творческой деятельностью. Например, предложат составить рассказ, добавляя по одному предложению к предыдущему. В конце должна получиться небольшая история, которая имеет начало и конец, рассказ может быть как шуточным, так и познавательным.
  3. Вызовут у ребенка интерес к школьным театральным постановкам, чтобы он вжился в роль и воплощал образы героев, просто прочитывая сценарий.

К сожалению, чтение книг среди детей стало редкостью, потому что они считают, что просмотр телевизора или компьютерные игры, куда более интересные.

Родители должны ограничивать ребенка в бесполезных развлечениях и прививать интерес к литературе с малых лет, тогда станет заметно, как ребенок развивается на глазах.