Трудовые отношения

Комплексом навигации ми 35 вертолет. Авиация россии

История создания

В конце 1960-х годов руководством Советского Союза было принято решение активизировать разработки специализированного боевого вертолёта. Успехи в разработках уникальных боевых машин пехоты породили идею создания «летающей боевой машины пехоты». Этим грозным оружием стал первый и основной советский боевой вертолёт Ми-24.

В результате целого ряда испытаний и доработок получилась транспортно-боевая машина, которая обладала высокими лётными характеристиками, имела мощное ракетно-пушечное вооружение, усовершенствованное прицельное и навигационное оборудование. Это последний вертолёт, созданный под непосредственным руководством М. Л. Миля.

В настоящее время около 1500 вертолётов этого типа состоят на вооружении более чем в 50 странах мира. В 1971 году первые вертолёты типа Ми-24 стали поступать в войска под названием Ми-24А. В последующие годы было создано множество модификаций этого вертолёта: Ми-24У, Ми-24Б, Ми-24Д, Ми-24ДУ, Ми-24В, Ми-24П, Ми-24ПН.

Модернизация данного типа вертолётов не прекращается и сегодня.

Миротворческие и боевые заслуги

Вертолёты типа Ми-24 эффективно применялись и применяются в горячих точках разных регионов мира, где доказали свою незаменимость в качестве надежного и универсального оружия. Вертолётчики особенно ценят Ми-24 за мощное и высокоточное вооружение и надежное бронирование. По составу вооружения и массе боевой нагрузки Ми-24 превосходят все серийные зарубежные аналоги.

Вертолёты обладают уникальным опытом работы в условиях высоких температур. Они надежны, неприхотливы, оснащены внушительным арсеналом вооружения благодаря чему заслужили репутацию отличных «солдат».

Вертолёты типа Ми-24 активно применялись в ходе войны в Афганистане. Об этих машинах знают и на Африканском континенте, где они также с успехом выполняют боевые задачи. Ми-24 принимали участие практически во всех операциях ООН по поддержанию мира в различных африканских регионах. В ходе этих операций российские вертолёты получили высокую международную оценку. Особо отмечалась их боевая эффективность и эксплуатационная надежность. Задачей боевых вертолётов являлось обеспечение безопасности персонала ООН путем воздушного сопровождения наземных конвоев, осуществление поисково-спасательных и наблюдательных полетов, поддержка аэромобильных операций воинского контингента миссии ООН.

Опыт эксплуатации вертолётов типа Ми-24 в европейских, азиатских, африканских и латиноамериканских странах дал большой объем информации, анализ которой позволил проводить дальнейшее совершенствование и модернизацию этого уникального Вертолёта.

Ми-35М

В 1990-х годах остро встал вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования Ми-24. Основанием для принятия решения о его глубокой модернизации послужила необходимость улучшения летно-технических характеристик машины, а также обеспечения более эффективного использования всех возможных видов вооружения (включая высокоточное оружие) в круглосуточном режиме и в самых разнообразных физико-географических условиях, в том числе использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья.

В 2000 году предприятие «Роствертол» и Московский Вертолётный завод им. М. Л. Миля за счет собственных средств приступили к работам по созданию опытного образца вертолёта Ми-35М. Для повышения эксплуатационной технологичности и унификации конструкции на новой машине установили те же несущую систему и двигатели, что и на Ми-28Н.

Благодаря программе модернизации вертолёт Ми-35М стал многоцелевой ударной машиной, способной выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме, в том числе в сложных метеоусловиях. Вертолёт оснащен несъемной подвижной пушечной установкой НППУ-23 с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм и вооружается противотанковыми управляемыми ракетами типа «Штурм» и «Атака». Одной из особенностей конструкции Ми-35М стало использование укороченных крыльев и облегченного неубирающегося шасси, что положительно сказалось на массе вертолёта. X-образный рулевой винт одновременно с уменьшением уровня шума обеспечивает вертолёт большей управляемостью. Машина получила и новые двигатели, что позволило увеличить ее высотность.

Ми-35М поставляются в страны СНГ и, что особенно важно, этими Вертолётами в настоящее время оснащаются подразделения Министерства обороны России.

Ми-35М в российской армии

Безусловно, главными эксплуатантами надежных «двадцатьчетверок» и их модификаций являются российские военные. Министерство обороны России - крупнейший заказчик продукции российских вертолётостроителей. Предприятие «Роствертол», входящее в холдинг «Вертолёты России», поставляет Минобороны Ми-35М в строгом соответствии с утвержденными графиками.

Летчики армейской авиации различных военных округов постоянно совершенствуют навыки управления и применения нового вертолёта в ходе учений. Так, в августе 2015 года машины Ми-35М Западного военного округа принимали участие в летно-тактических учениях в Ленинградской области. Вертолётчики отработали нанесение огневого удара по тыловым объектам условного противника, а затем высадили тактический воздушный десант в глубине его обороны.

В октябре 2015 года подобные учения экипажей Ми-35М Южного военного округа проходили в предгорьях Эльбруса. Вертолёты отрабатывали полеты и маневрирование на предельно малых высотах в условиях высокогорья, в том числе с огибанием рельефа местности - хребтов и подгорий, а также выполняли пролеты через горные ущелья. Кроме того, пилоты практиковали взлеты и посадки с необорудованных горных площадок на высотах от 1,5 до 3,0 тыс. м и обучались уверенному ориентированию по приборам, а также приемам эффективной и точной стрельбы из штатного вооружения вертолётов.

В ноябре 2015 года экипажи вертолётов Ми-35М авиабазы армейской авиации Южного военного округа прошли курс специальной подготовки с применением очков ночного видения на горном полигоне в Кабардино-Балкарии. Военные вертолётчики отрабатывали выполнение десантно-транспортных задач на равнинной местности и в условиях высокогорья, а также полетные задания по обнаружению баз незаконных вооруженных формирований и диверсионно-террористических групп условного противника в горных районах и лесном массиве.

Ми-35М с новым оборудованием

Глубокая модернизация вертолёта Ми-24 в Ми-35М позволила создать машину, обладающую массой неоспоримых преимуществ и составившую достойную конкуренцию современным образцам зарубежной военной техники. Однако с развитием новых технологий возникает необходимость обновления части оборудования и вооружения. В соответствии с пожеланиями заказчиков в настоящее время «Роствертол» и Московский Вертолётный завод им. М. Л. Миля под руководством холдинга «Вертолёты России» создают новый Ми-35М, оборудованный новейшими системами. Эти системы дают возможность значительно повысить живучесть вертолёта и его боевые качества.

На новом Ми-35М установлены системы, позволяющие обеспечить применение более современных средств поражения (управляемого и неуправляемого вооружения), а также возможность полета по маршруту в автоматическом режиме и снижение нагрузки на экипаж при управлении вертолётом и применении вооружения.

Взамен применявшейся ранее аппаратуры радио-электронного противодействия на Ми-35М установлен бортовой комплекс обороны «Президент-С35», позволяющий Вертолёту быть практически неуязвимым для управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения.

В соответствии с программой импортозамещения покупных комплектующих изделий, осуществляемой на предприятиях холдинга «Вертолёты России», на новом Ми-35М установлены: двигатель ВК-2500-02, новый прицел летчика, идентичный установленному на вертолёте Ми-28НЭ, аппаратура передачи команд и аппаратура канала управления управляемым ракетным вооружением производства предприятий России. Ми-35М с новым оборудованием впервые был продемонстрирован на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015.

Своевременно принятое решение о глубокой модернизации вертолёта Ми-24 в вариант Ми-35М и успешное воплощение этой идеи в жизнь дало возможность легендарной боевой машине, перешагнув в новое тысячелетие, занять достойное место в современной боевой авиации.

  • На форуме «Армия-2015» в экспозиции армейской авиации демонстрировался многоцелевой ударный вертолет Ми-35М, являющийся глубокой модернизацией вертолета Ми-24 В. Ми-35М разработан Московским вертолетным заводом имени М.Л. Миля и серийно выпускается на «Роствертоле» с 2005 года.
  • Вертолет Ми-35М круглосуточно обеспечивает: боевое применение управляемого и неуправляемого вооружения вертолета в простых и ограниченно сложных метеоусловиях; выполнение полета на высотах 10-25 м. днем и не менее 50 м. ночью над поверхностью земли с выходом на цель.
  • Для круглосуточного боевого применения Ми-35М оснащен современным комплексом навигации и электронной индикации с многофункциональными цветными дисплеями, обзорно-прицельной системой, включающей в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор. Ми-35М отличает усовершенствованная конструкция. Он оснащается новыми мощными двигателями ВК-2500 производства «Климов», имеет стеклопластиковые лопасти несущего винта, втулку несущего винта с эластомерными шарнирами, новый автомат перекоса и Х-образный рулевой винт. Фюзеляж вертолета Ми-35М обладает укороченным крылом, имеет неубирающееся шасси.
  • Ми-35М отличается высокими летными характеристиками, в частности, он может эффективно применяться в условиях высоких температур и высокогорья. Конструкция Ми-35М обеспечивает вертолету низкую акустическую заметность, повышение боевой живучести, а также снижает трудоемкость технического обслуживания.
  • Помимо выполнения ударных функций вертолет Ми-35М может использоваться как: десантно-транспортный — для перевозки до 8 десантников с личным вооружением в транспортной кабине; транспортный — для перевозки боеприпасов или других грузов общим весом до 1500 кг внутри грузовой кабины. Ми-35М оборудован также системой внешней подвески, позволяющей перевозить груз весом до 2400 кг; санитарный — для перевозки больных и раненых в сопровождении медицинского работника.В течение многих лет вертолеты типов Ми-24/25/35 доказали свою высокую эффективность.
  • Ми-35М - это машина, в которой уникальный опыт длительного боевого применения соединен с последними достижениями и разработками в области вертолетостроения. Ми-35М стоит на вооружении России, Венесуэлы, Бразилии и Азербайджана.
  • И еще: Федеральная служба безопасности (ФСБ) России объявила тендер на поставку пяти вертолетов Ми-35 для государственных нужд, начальная (максимальная) цена госконтракта составляет 2,83 млрд руб. Соответствующая заявка размещена на портале госзакупок, передает «РИА Новости». Вертолеты должны быть поставлены до 10 декабря 2017 года в Ставрополь.
  • Стоимость одной единицы техники оценивается почти в 556,6 млн руб., следует из материалов к тендеру. Заявка размещена в виде закупки у единственного поставщика.
  • 1. 2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.

МИ-35 - многоцелевой ударный вертолет является продуктом модернизации известной заслуженной боевой машины МИ – 24. По своему предназначению может выполнять следующие действия.

  • Поддержка огнем сухопутных родов войск – пехоты, десантных подразделений.
  • Локализация бронетехники неприятеля, транспортных средств.
  • Санитарные функции. Эвакуация раненых с поля боя.
  • Перевозка грузов. Транспортировка в кабине вертолета и на шасси.

История создания.

Вертолет Ми - 35 является практически копией Ми - 24 В, но с конструированного для экспорта. Эта модель начала разрабатываться в 1969 году в московском конструкторском бюро М.Л. Миля. В середине семидесятых модель была принята на вооружение советской армией. На рубеже двух веков ростовская авиакомпания ОАО «Роствертол» получило заказ на модернизацию этих вертолетов, учитывая большой спрос на эти машины за рубежом. В 2000 году усовершенствованный Ми – 35 увидел свет. В настоящее время эти боевые машины находятся на вооружении семи стран Южной Америки, Азии, Европы.

Кабина Ми-35.

На переднем плане в кабине вертолета находится стрелок – оператор вооружения. Сзади него располагается летчик, рабочее место которого, для лучшего обзора, приподнято на треть метра над местом стрелка. За летчиком располагается механик. Все отсеки полностью герметизированы, внутри кабин – повышенное давление, препятствующее попаданию некачественного воздуха вовнутрь. Для сохранения комфортных условий во время полета в кабины подается тепло и вентиляция.

При разработке модели позаботились о безопасности, как членов экипажа, так и самой боевой машины. Хотя это понятие в боевых условиях – вещь относительная, но тем не менее. Установленные стальные плиты создали бронированный щит для кабины вертолета, баков ГСМ, гидробака, редукторного узла, приводной коробки. Аналогичная защита установлена между кабиной оператора и летчика, а также между бортмехаником и командиром экипажа. Кресло последнего снабжено стальными откидными защитными листами за спиной и головой. Лобовое панорамное стекло также забронировано.
Оборудование вертолета.

Электронная "Начинка"

Проведенная в конце двадцатого века модернизация боевой машины существенно улучшило ее боевые качества, что позволяет совершать полеты в любое время суток и при всевозможных погодных условиях. Применяемая новая наблюдательная тепловизионная система IR TV позволяет обнаружить объект в районе пяти километров. Найти месторасположение боевой машины в пространстве помогает современная навигационная система GPS 115L Garmin. Полученные данные навигации выводятся на экран монитора приборной панели и дублируется для записи на видеоноситель.

Экипаж вертолета снабжен очками ночного видения (ОНВ), позволяющими выполнять боевые задачи в ночных условиях. Также приборная панель Ми – 35 имеет системы
- ГОЭС – 342, стабилизированную оптико-электронную станцию,
- ПрВК – 24, расчетный прицельный комплекс,
- КНЭИ – 24, навигационную систему и многие другие устройства, позволяющие выполнять сложные боевые задачи.
Существенно улучшено взлетно-посадочное устройство. Оно регулирует клиренс, существенно облегчает нагрузки при поднятии или приземлении боевого вертолета.

Технические характеристики.

На этом военном вертолете установлены два турбовальных мотора «Климов» ТВЗ - 117 ВМА по 2225 л.с. каждый. Они позволяют создать Ми – 35 следующие показатели.

  • Скоростной «потолок» - 340 км/час.
  • «Рабочая» скорость – 280 км/час.
  • Скоростная максималка – 320 км/час.
  • Дальность при перегоне – 1000 км.
  • «Рабочая» дальность полета – 450 к.
  • Максимальная высота в динамике – 4500 м.
  • Статистическая – 1750 м.
  • Вес боекомплекта – 1780 кг.
  • Допустимый взлетный вес – 11 500 кг.

Большим преимуществом считается следующий показатель: в конструкции боевой машины Ми – 35 задействованы многие унифицированные узлы, применявшиеся в хорошо зарекомендовавших себя моделях Ми – 8 и Ми – 14.

class="eliadunit">

Вооружение

Для обеспечения первого пункта – поддержки огнем наземных подразделений, на борту МИ – 35 установлено следующее вооружение

  • Ракетная система «Фаланга С» или «Фаланга П».
  • «Штурм – В», система с установкой до восьми ракет 9М 114, управляемые, противотанковые.
  • Ракеты С – 80 и С – 240 с калибром, соответственно, 80 и 240 мм, неуправляемые.
  • Оружие, находящееся в гондоле в подвешенном состоянии. Могут применяться разнообразные типы
  • пулеметы 9А – 629, с калибром 12,7 мм
  • 9А – 622, 7,62 мм калибра
  • Як Б, имеющий скорострельность в 4500 выстрелов в минуту
  • Бомбы весом в диапазоне 50 – 500 кг
  • Мины.
  • Возможна установка высокоточного орудия, для решения специфических задач на поражение.
  • Пушка двуствольная ГШЛ 23Л, калибра 23 мм.

Осуществляя контроль с воздуха, вертолет Ми – 35 помимо огневой поддержки пехотный частей, может осуществить высадку десанта в количестве восьми вооруженных солдат в полной амуниции, которые размещаются во время полета в кузове вертолета. Орудийные установки позволяют уничтожить бронированную технику противника, транспорт, находящийся в стоящем или движущемся состоянии, укрепленные зоны, группировки вражеских сил, объекты на водной поверхности, низколетящие воздушные средства. Неспроста, неофициальное название Ми – 35 – летающая боевая машина пехоты.

Помимо разрушительных боевых заданий вертолет может выполнять и гуманные действия: забирать контуженных и раненых бойцов с зоны военных конфликтов и перенаправлять их в госпиталь. В кабине вертолета можно разместить двое носилок с пострадавшими людьми, двух сидячих больных и медицинского работника.
Неосновной функцией вертолета может быть транспортировка грузов различного типа в кабине – до полутора тонн, или на подвесном устройстве. Общая грузоподъемность составляет 2,4 тонны.

Модификации Ми – 35.

Существует несколько вариантов этого многоцелевого боевого вертолета.
Ми – 35 М. Посадочное шасси не складывается, что позволяет гасить часть энергии удара при падении. Конструкция располагает укороченными крыльями, снабжена лазерным дальномером, высотные силовые агрегаты «Климов» ВК – 2500.

Ми – 35 П . Имеет аналоговую несущую систему, как на Ми – 24, трехлопастной рулевой винт, стандартные крылья, в качестве орудийной пушечной установки размещена модель ГШ 30 К с используемыми снарядами 30- мм калибра.

Ми – 35 ПН. Используется для вылетов в темное время суток. Имеется соответствующее оборудование: «ночные» очки, устройство наведения «Зарево», позволяющая правильно устанавливать прицел в темное время суток.

Ми – 35 ПМ. В этой модели применяется новый рулевой винт, а материалом для лопастей служит новейшее композиционное сырье.
Преимущества.

Детище КБ Миля Ми – 35 в настоящее время пользуется большим спросом на рынке мировом вооружения. Перечислим основные достоинства этой боевой машины.

  • Многофункциональность. Позволяет выполнять различные боевые задачи.
  • Удобство в эксплуатации. Способен совершать вылеты в любое время суток, время года, при большом температурном разбалансе.
  • Отличная маневренность.
  • Наличие большой орудийной базы, позволяет вести огонь из различного вида оружия и разным калибром.
  • Надежность. Эта модель, впрочем, как и ее предшественники, находились в строю долгое время.

class="eliadunit">

Ми-35 – это высококвалифицированная модернизация самого известного боевого советского вертолета Ми-24, или «Крокодил». На данный период он производится непосредственно для ВВС России и для экспорта в зарубежные страны. Эта воздушная машина используется для уничтожения вражеских танков и бронированной техники, также она обеспечивает помощь пехотным и десантным войскам (огневая поддержка и вывоз раненых). Менее эффективное использование вертолета связано с перевозом грузов и различных материалов. Производство закреплено за ОАО «Роствертол» в Ростовской области. Минобороны Российской Федерации заказало 22 вертолета этой марки. В 12 году их насчитывалось 12. Позже договор перезаключили на 27. Тот же вертолет поставляется в Венесуэлу, Бразилию и Азербайджан.

Модернизированный Ми-35 представляет собой многоцелевой ударный вертолет. Он способен выполнять сложные задания при любых погодных условиях. В авангарде вооружения находятся двуствольная артиллерийская установка ГШ-23Л (калибр 23 мм), ракеты «Штурм» (противотанковые).

Положительно снизили вес вертолета укороченные крылья и облегченные шасси (не убираются). А благодаря Х-образному рулевому винту улучшилась управляемость и уменьшился шум.

Высокоточные попадания обеспечились благодаря прицельно-обзорной системе ОПС-24Н. Вертолет способен совершать операции и в ночное время (ОПС-24Н совместили с БРЭО). Этот эффект повышен благодаря установленной телевизорной системе. Спутниковая система навигации и бортовой компьютер позволяют вычислять маршрут в 2 раза быстрее.

Существует четыре способа использования Ми-35: военный, десантный, грузовой и санитарный. Военный обеспечивает огневую поддержку и производит самостоятельные операции. Десантный вариант вертолета способен перевозить десантников в полной амуниции, грузовой − боеприпасы или другой груз весом до полутора тонн, а благодаря внешней подвеске перевозимый тоннаж может вырасти до 2400 кг. Санитарный вариант обеспечивает перевозку двух лежачих и двух сидячих людей, включая медицинского работника.

Данная авиационная машина создавалась на основе Ми-24 для улучшенных характеристик проведения боевых действий вне зависимости от погоды и времени суток. Благодаря проведенным испытаниям было решено установить на вертолет высокоточное оружие, позволившее провести более сложные операции. Также круглосуточное выполнение боевых задач этому вертолету позволили вмонтированные ГОЭС-342 (гиростабилизированная оптико-электронная станция), ОПС-24Н, ПрВК-24 (прицельный, вычислительный комплекс), КНЭИ-24 (электронный индикационно-навигационный комплекс) и специальное светотехническое оборудование.

ОНВ, или очки ночного видения, привели к специальной адаптации наружного и внутреннего светотехнического оборудования. Они работают в диапазоне 640−900 нм. Приборы ночного видения отвечают за ночное пилотирование на высотах от 50 до 200 метров, обнаружение целей, помогают осуществлять взлет и посадку, набор высоты и повороты, разрешают проводить поисковые и спасательные операции.

Нос вертолета вооружен НППУ-23 (пушка ГШ-23Л двуствольная). Помимо прочего, существует несколько вариантов вооружения для Ми-35:

  • ПТУР («Атака-М» и «Штурм-В» количеством до восьми штук);
  • от двух до четырех блоков Б8В20-А с НАР типа С-8;
  • пушечное вооружение подвесного типа ГШ-23Л.

Обновленная несущая система улучшила летно-технические характеристики. В ее состав входит обновленный несущий винт (улучшенный аэродинамический профиль) с лопастями из композиционных материалов. Лопасти облегченного типа увеличивают технический ресурс. Впервые на этом типе вертолета была использована новая втулка винта несущего типа с эластомерными шарнирами (они не требуют смазки). Главные детали сделаны из титановых сплавов.

Высокая маневренность, боевая живучесть и низкая акустическая заметность обеспечиваются новой несущей системой. Даже в том случае, если в лопасти попадет снаряд калибра до 30 мм, работоспособность вертолета не уменьшится. Оба винта обеспечивают противообледенительной системой свои лопасти.

Благодаря двигателям ВК-2500-02 увеличилась мощность. Этот двигатель был разработан на базе ТВ3-117. Новые двигатели позволили качественно использовать вертолет в горах и при высоких температурах. В самой конструкции создатели использовали универсальные жаропрочные материалы, усилили диск компрессора и электронно-механические системы управления двигателями. Благодаря этому в полтора раза увеличилась частота вращения турбокомпрессора.

Хоть крылья и укоротили, это никоим образом не повлияло на функциональность. Благодаря держателю ДБЗ-УВ на крыло устанавливается пусковое устройство АПУ-8/4-У, на котором размещены управляемые ракеты. Эти же держатели обеспечили крепление, подъем различных грузов.

Новое взлетно-посадочное устройство позволяет менять клиренс, разевать машиной, находясь на земле, и не чувствовать нагрузок при взлете или приземлении. Неубирающееся шасси не только облегчено, но и позволяет вести относительно безопасный полет на небольшом расстоянии от земли.

Модернизация «Крокодила» произошла в 1999 году. Занимались ею сотрудники «Роствертол». Результатом оказался именно Ми-35 – воздушная боевая машина для выполнения сложных операций и поддержки пехоты. Благодаря установленным инновационным телевизорным системам наблюдения (IRTV-445MGH) вертолет способен выслеживать и обнаруживать скрытые объекты на расстоянии четырех километров.

За определение координат, навигационные параметры и выдачу данных на экран отвечает система GPS115LGarmin с сопряжением VPS-200.

Модификации вертолёта Ми-35

    Ми-35 – представляет собой экспортный вертолет на базе Ми-24В. В технике изменены прицельная система АСП-17В и двигатели, производимые «Мотор Сич» − «Климов» ТВЗ-117В.

    Ми-35П – экспортная модель ранее созданного Ми-24П. Несущая система, трехлопастный рулевой винт, длинное крыло и убирающееся шасси типичны для Ми-24П. Из оружия присутствует неподвижная пушечная установка, на которой установили двуствольную пушку ГШ-30К (калибр 30 мм).

    Ми-35ПН – тот же Ми-35П, с дополнениями для выполнения боевых задач в ночное время суток. Монтирована система «Зарево» − ночная телевизорная прицельного типа. Экипаж оснащен специализироваными очками ночного видения (ОНВ).

    Ми-35 ПМ – дублетная версия Ми-35П с новыми Х-образным рулевым и несущим винтами с лопастями, изготовленными из композитных материалов.

    Ми-35М – оснащен неубирающимся шасси, что защищает вертолет при падении (поглощает часть удара на себя), ОПС-24Н и присущей ей гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-324, лазерным дальномером, укороченным крылом и двигателями ВК-2500 «Климов».

Эта авиационно-военная машина состоит на вооружении России (24 экземпляра Ми-35М и еще осуществлен заказ на 49 вертолетов), Азербайджана (16 штук Ми-35М и заказ на 24 вертолета той же маркировки), Венесуэлы (10 Ми-35М2), Индонезии (семь представителей маркировки П), Мьянмы (в наличии 50 Ми-П), Перу (два вертолета Ми-35П и подписан контракт еще на два Ми-35П), Афганистана (9 вертолетов Ми-35).

В данное время используется в военных целях на территории Ирака.

Ми-35 характеристики:

    Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)

    Пассажировместимость: до 8 солдат или 2 носилок с тяжелоранеными и медработник

    Грузоподъёмность: 2400 кг

    Длина: н/д

    Длина фюзеляжа: 17,51 м

    Диаметр несущего винта: 17,3 м

    Диаметр рулевого винта: 3,91 м

    Максимальная ширина фюзеляжа: 1,7 м (6,66 м с пристыкованными консолями крыла)

    Высота: 3,97 м (с хвостовым винтом)

    Площадь, ометаемая несущим винтом: м²

    База шасси: 4,39 м

    Колея шасси: 3,03 м

    Масса пустого: 8620 кг

    Нормальная взлётная масса: 11 200 кг

    Максимальная взлётная масса: 11 500 кг

    Масса топлива во внутренних баках: 1500 кг + опционально 1000 кг

    Объём топливных баков: н/д (+ 4 х 500 л в ПТБ)

    Силовая установка: 2 × турбовальных «Климов» ТВ3-117ВМА производства «Мотор Сич»

    Мощность двигателей: 2 × 2200 л. с. (взлётная)

Лётные характеристики Ми-35:

    Максимально допустимая скорость: 340 км/ч

    Максимальная скорость: 320 км/ч

    Крейсерская скорость: 280 км/ч

    Практическая дальность: 450 км

    Перегоночная дальность: 1000 км (с ПТБ)

    Продолжительность полёта:

    с максимальным запасом топлива:

    Статический потолок: 1750 м

    Динамический потолок: 4500 м

    Скороподъёмность: м/с

    Вертикальная скороподъёмность: м/с

Вооружение Ми-35:

    Стрелково-пушечное: неподвижная пушечная установка НПУ-30 с двуствольной пушкой ГШ-2-30 калибра 30-мм и боекомплектом 250 патронов (Ми-35П) или несъёмная подвижная пушечная установка НППУ-24 с двуствольной пушкой ГШ-23 калибра 23-мм (Ми-35М)

    Точки подвески: 6 (4 у Ми-35М)

    Управляемые ракеты:

    ракеты «воздух-земля»: 8 х «Штурм-В» или «Атака-М»

    ракеты «воздух-воздух»:

    Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм или С-13 калибра 130-мм или С-24 калибра 240-мм

    Дополнительное вооружение: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг, минное - контейнер КМГУ-2

Ми-24 ВМ, представляющего собой модификацию знаменитой советской винтокрылой машины. Советские летчики называли его "летающим танком" по аналогии с известным в годы ВОВ штурмовым самолетом Ил-2. Неофициальное прозвище боевого аппарата было "Крокодил" из-за типовой схемы камуфляжа вертолета.

Когда возник предшественник Ми-35М?

В начале 1960 годов советскому конструктору Михаилу Милю стало ясно, что тенденция к всевозрастающей мобильности боя приведет к созданию летающих боевых машин поддержки пехоты, которые могли бы быть использованы для выполнения как боевых, так и транспортных задач. Первый макет вертолета В-24, выражающего эту концепцию, разработанный под руководством Миля, был представлен в 1966 году в экспериментальном цехе Министерства авиапромышленности. Концепция этого изделия была основана на другом проекте - вертолете общего назначения В-22, который самостоятельно никогда не летал. В-24 ​​имел центральный грузопассажирский отсек, который мог вместить восемь человек, сидящих спиной к спине, и маленькие крылья, способные нести до шести ракет и расположенные в верхней задней части вертолета, а также двухствольную пушку.

Принятие решения о начале разработки

Миль предложил свою конструкцию руководителям советских вооруженных сил. В то время как она получила поддержку ряда военачальников, другие из них посчитали, что развитие обычных вооружений было бы лучшим использованием ресурсов. Несмотря на противодействие, Милю удалось убедить первого зама министра обороны, маршала Андрея Гречко, созвать экспертов для изучения этого вопроса. В конечном итоге предложение Миля победило, и запрос Минобороны на разработку вертолета для поддержки пехоты был выдан. Так начал свой долгий путь развития боевой вертолет Ми-35М. История его разработки проходила на фоне развития и использования боевых и ударных вертолетов со стороны армии США во время Практика их применения убедила советское руководство в преимуществах вооруженного вертолета и способствовала поддержке развития проекта Ми-24, который в наше время превратился в вертолет (Миль) Ми-35М.

Ход разработки

Поначалу инженеры КБ Миля подготовили два основных конструктивных варианта: 7-тонный одномоторный и 10,5-тонный двухмоторный. 6 мая 1968 года была выпущена директива приступить к разработке второго варианта. Работа шла под руководством Миля вплоть до его смерти в 1970 году. Началась работа по проектированию в августе 1968 года. Полномасштабный макет вертолета был рассмотрен и утвержден в феврале 1969 года. Летные испытания прототипа, впоследствии превратившегося в вертолет Ми-35М, начались 15 сентября 1969 с привязкой системы наведения, а четыре дня спустя был проведен первый свободный полет. Вскоре был построен и второй экземпляр, а затем выпущена пробная партия из десяти вертолетов.

Доработки по замечаниям военных

Прототипов нынешних Ми-35М - вертолетов Ми-24 - начались в июне 1970 года, продолжаясь в течение 18 месяцев. Изменения, внесенные в конструкцию, были направлены на усиление структурной прочности, устранение проблемы усталости и снижение уровня вибрации. Кроме того, отрицательный 12-градусный уклон был введен в крыльях с целью устранения тенденции вертолета к рысканию из стороны в сторону на скоростях свыше 200 км/ч, а ракетные пилоны комплекса “Фаланга-М» были перенесены из фюзеляжа на законцовки крыльев. Рулевой винт был перемещен с правой на левую сторону хвоста, а направление вращения изменено на обратное. Ряд других конструктивных изменений был сделан до начала производства первой версии Ми-24А в 1970 году. Получив подтверждение своей работоспособности в 1971 году, она через год была официально принята на вооружение.

Общий обзор конструкции

В основном она была заимствована у вертолета Ми-8 (по классификации НАТО "Хип") с двумя турбодвигателями верхнего расположения, пятилопастным главным винтом и трехлопастным хвостовым винтом. Конфигурация двигателей дала вертолету Ми-35М его характерные воздухозаборники с двух сторон фюзеляжа. Оригинальные версии имеют тандемную схему кабины: впереди помещается стрелок, а над ним и несколько позади сидит летчик.

Фюзеляж Ми-24 был сильно бронированным и мог противостоять воздействию от попаданий 12,7 мм пуль со всех направлений. Титановые лопасти также устойчивы к 12,7 мм боеприпасам. Кабина защищена ветровыми бронестеклами и поддоном, армированным титаном. В герметизированной кабине экипажа поддерживается избыточное давление для защиты экипажа в условиях радиоактивного заражения.

Летные характеристики

Значительное внимание было уделено приданию Ми-24 максимально возможной скорости. Фюзеляж был выполнен обтекаемым и оснащен выдвижным шасси, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. На высокой скорости крылья обеспечивают значительную подъемную силу (до четверти от общей ее величины). Основной винт наклонен на 2,5° вправо от фюзеляжа, чтобы компенсировать тенденцию к перекосу в неподвижном состоянии. Шасси также наклонено влево, что отклоняет весь боевой вертолет Ми-35 в ту же сторону, когда он находится на земле. При этом основной винт находится в горизонтальной плоскости. Хвост также асимметричный, что создает на него боковое усилие на скорости, таким образом разгружая хвостовой винт.

Модификации основной модели

Первым серийно выпускаемым с 1971 г. вертолетом стал Ми-24А. Он еще не имел тандемной кабины, а его хвостовой винт поначалу располагался справа. После переноса винта на левую сторону он остается там на всех последующих моделях.

Следующий пошедший в серию с 1973 г. вертолет был модели Ми-24Д. На нем впервые появляется тандемная кабина.

С 1976 г. в серийный выпуск пошла модель Ми-24В, на которой впервые появляются противотанковые ракеты системы Штурм-В. До 1986 года их устанавливалось всего 4, а затем их число увеличилось до 16.

Вершиной советского этапа развития бренда Ми-24 стала модель Ми-24 ВП, выпускавшаяся с 1989 года. Кроме противотанковых ракет Ми-24 ВП был оснащен ракетами «воздух-воздух» и зенитными ракетами «Игла-С». Таким образом, он мог поражать как наземные бронированные, так и воздушные цели (вертолеты, самолеты-штурмовики. беспилотники). Его американский аналог AH-64A Apache значительно уступал ему в скорости, боевых возможностях. защищенности.

Российский этап модернизации бренда

С распадом СССР прервалось более чем на 20 лет и развитие знаменитого семейства «милевских» штурмовых вертолетов. Модель Ми-24 ВП была выпущена всего в 30 экземплярах.

Наконец во второй половине 2000 годов появилась и чисто российская Ми-24ВМ. У него неубираемое шасси, он может нести следующие виды ракет: противотанковые типа «воздух-воздух» и зенитные типа «Игла-В». Для защиты от наземных ПЗРК, наводящихся на тепловое излучения двигателя вертолета, он оборудован системой защитных инфракрасных помех.

На экспорт вертолет Ми-24ВМ поставляется под обозначением Ми-35М. Как же он выглядит? Фотографии реальных боевых машин не всегда могут передать все особенности конструкции. Очень наглядно передает их пластиковая модель вертолета Ми-35М (1:72) «Звезда», широко распространенная среди российских и зарубежных любителей авиационной техники и показанная на фото ниже.

Рекорды скорости полета на Ми-24В

Он был самой распространенной моделью данной боевой машины. На Ми-24В было установлено несколько мировых рекордов скорости полета и времени подъема на заданную высоту. Вертолет был модифицирован, чтобы как можно больше уменьшить его вес - одной из доработок стало удаление заглушек крыльев.

Несколько официальных рекордов в различных номинациях на Ми-24В были установлены женским экипажем в составе Галины Расторгуевой и Людмилы Полянской в 70-е годы прошлого века. Так 16 июля 1975 г. ими была достигнута скорость 341,32 км/ч при полете по прямой на расстояние 15/25 км, а 18 июля 1975 г. установлен скоростной рекорд в 334,46 км/ч при движении по кругу в 100 км. 1 августа 1975 г. при полете по кругу в 500 км эта величина составила 331,02 км/ч, а 13 августа 1975 г. при движении без полезной нагрузки по замкнутой траектории длиной 1000 км вертолет разогнался до 332,65 км / ч. Эти рекорды держатся до настоящего времени.

Сравнение с западными вертолетами

Чем отличается вертолет Ми-35М? Характеристики его сочетают качества бронированной боевой машины и Он не имеет прямого аналога в армиях стран НАТО. Известно, что вертолеты UH-1 ("Хьюи") использовались во время войне во Вьетнаме либо для переброски войск, либо как боевые машины, но они не были в состоянии выполнять обе эти задачи параллельно. Преобразование UH-1 в боевой вертолет означало зачистку всего отсека для размещения пассажиров под дополнительное топливо и боеприпасы, и как следствие, утрату возможности использовать его как транспортное средство. Ми-24 и все его последующие модификации, включая и Ми-35М, был разработан для выполнения обеих задач, и его возможности подтвердились во время войны в Афганистане в 1980-1989 гг.

Ближайшим западным эквивалентом его был Sikorsky S-67 Blackhawk, который использовал многие из тех же принципов проектирования и был построен как высокоскоростной и высокоманевренный штурмовой вертолет с ограниченными транспортировочными возможностями и использованием множества узлов от более ранней модели Sikorsky S-61. S-67, однако, не был принят на вооружение. Ми-24 был назван единственным в мире "штурмовым вертолетом" благодаря сочетанию огневой мощи и способности к переброске войск.