Трудовые отношения

Жизнь такая, какая она есть. Из истории Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения имени А

ООО "Сельхозмаш" является продолжателем выпуска традиционной продукции бывшего Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского, законодателя выпуска сеноуборочной техники в РФ и ближнем зарубежье.

Взяв за основу лучшие традиции заводчан в создании техники для села мы вновь возобновили выпуск наиболее популярных косилок и готовы предложить Вам хорошо известный, но значительно улучшенный вариант косилки ротационной навесной КРН-2,1, предназначенный для скашивания высокоурожайных и полеглых трав в прокос. Сейчас, при дефиците самоходных косилок, она становится ключевой машиной при заготовке высококачественного сена.

Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. А. В. Ухтомского. История имени.

Близость к огромному городу, удобное железнодорожное сообщение, обилие источников воды, наличие свободных рабочих рук привлекло к Люберцам внимание капиталистов, в частности, иностранных. Германский подданный Карл Вейхельт купил у люберчан более 14 десятин земли и начал строить завод паровых машин. Но начавшийся промышленный кризис 1900-1903 года сделал его банкротом. Недостроенный завод был продан 17 августа 1901 года американскому бизнесмену Томасу Пурдэ.

16 июня 1902 года (29 по новому стилю) состоялось торжественное открытие завода с названием "Нью-Йорк". Он выпускал тормоза к железнодорожным вагонам.

Рабочие завода активно участвовали в первой русской революции. Десять дней над Люберцами развивался красный флаг (7-16 декабря 1905 г.). Станки остановились. Был создан Совет рабочих депутатов. Улицы патрулировались дружинниками. Часть люберчан влилась в боевую дружину машиниста Ухтомского. Крепость на колесах совершала героические рейсы от Москвы до Полутвино, разоружала полицию, устанавливала власть повстанцев. 14декабря 1905 года, когда поезд Ухтомского возвращался в Москву, он был обстрелян казаками, находящимися в засаде.

Машинист проявил волю и бесстрашие. Под яростным огнем противника Ухтомский остановил поезд, дал ход назад и развил необыкновенную скорость, что грозило взрывом котла. Около двухсот дружинников были спасены.

На подавление восстания из Петербурга в Москву прибыл отборный лейб-гвардии Семеновский полк. 17декабря карательный отряд под командованием полковника Римана с артиллерией и пулеметами обрушил на Люберцы свой удар. Были расстреляны рабочие завода Волков, Лядин, Дубинкин, крестьянин Киселев, помощник начальника станции Смирнов и другие. Был арестован и Ухтомский. На месте казни он вел себя как герой. Капитан Майер, лично руководивший расстрелом, был очарован его личностью. Ухтомскому предложили завязать глаза. Он отказался, говоря, что встретит смерть лицом к лицу. А также отказался повернуться спиной к солдатам...

Ухтомский молча смотрел на приготовления, потом обратился к солдатам: "Сейчас вам предстоит обязанность исполнить долг согласно вашей присяге. Исполните его честно, так же, как и я исполнял честно долг перед своей присягой; но наши присяги разные. Капитан, командуйте!"

Раздался залп... Ухтомский остался недвижим со скрещенными руками на груди. Ни одна пуля его не задела. Раздался второй залп - и он упал на снег!...

Так рассказал о смерти машиниста Ухтомского журналист В. Владимиров в книге "Карательная экспедиция лейб-гвардии Семеновского полка в декабрьские дни на Московско-Казанской железной дороге", М., 1906. Возможно, журналист немного приукрасил события. В то время все зачитывались книгой Э. Л. Войнич "Овод". Некоторые детали гибели революционеров Овода и Ухтомского совпадают.

Имя Ухтомского носит Люберецкий завод. В Москве и других городах есть Ухтомские улицы. Железнодорожная платформа Подосинки переименована в Ухтомскую. Долгое время существовал Ухтомский район, теперь он Люберецкий. Городская газета называлась "Ухтомский пролетарий", затем "Ухтомский рабочий", потом "Люберецкая правда". Летал самолет его имени, ходила электричка, демонстрировался фильм "Машинист Ухтомский". О нем написаны стихотворения, поэмы, повести, драматические произведения.

Но всему свое время. В 27 томе Большой Советской энциклопедии 3-го издания даже имя его дано неправильно: надо Алексей Владимирович, а написано Александр...

Ухтомского считали эсером; на железных дорогах влияние эсеров было значительно. Но, скорее всего, прав журнал "Былое", опубликовав вскоре после смерти Ухтомского, что ни к какой политической партии он не принадлежал.

Пурдэ тоже не выдержал конкуренции, и в 1910 году Люберецкий завод приобрела "Международная компания жатвенных машин в России". С тех пор у предприятия новый профиль: производство сеноуборочной техники.

Февральскую революцию люберчане встретили восторженно. Из подполья вышли различные партии.

Октябрьская революция 1917 года разделила страну на белых и красных, началась гражданская война, кровопролитная, жестокая... Победу одержала партия Ленина. В Люберцах большевиков возглавил И. Н. Миритеев. В ноябрьские дни 1917 года люберецкий красногвардейский отряд сражался против белогвардейцев на баррикадах Москвы. В боях погибло трое бойцов: Кириллов, Захаров, Зубарев. Гробы с их телами несли из Москвы в Люберцы на руках, гремела музыка, произносились речи. На люберецком кладбище дали троекратный салют. Похоронили их в братской могиле, где уже лежали Ухтомский и его боевые соратники. А 1 мая 1918 года на месте их захоронения был, воздвигнут памятник на средства, собранные народом. 13 ноября 1917 года состоялись и другие, "чужие", как писали газеты, похороны, тоже в братской могиле, но без музыки и салюта, и памятника им не ставили. Нельзя быть героем, сражаясь против отечества... В гражданскую войну люберчане сражались на разных фронтах, несли потери. В боях погиб Иван Куракин. Его именем названа улица в Люберцах.

Завод по-прежнему принадлежал американцам. Но производство постепенно свертывалось, а весной 1923 года и вообще прекратилось.

Осенью 1924 года завод перешел государству. Первым "красным" дир6ектором стал Я. Кубышкин, бывший путиловский рабочий. После долгого молчания заливистые гудки радостно возвели: на работу! А через полгода газета "Московская деревня" подвела первый итог: "Завод хорошо справлялся без американцев".

В Люберцах, в районном центре, было более или менее спокойно, а окраины волновались. Летом 1918 года в Томилине на даче обосновалась боевая группа правых эсеров, готовящая террористические акты против правительства. Туда приезжала и Фанни Каплан. При аресте у нее в сумочке был найден железнодорожный билет до Томилино.

В другом дачном поселке, Красково, на даче Горина, скрывались анархисты подполья, устроившие взрыв в помещении МК партии, погибло 12 человек и многие были ранены. Неспокойно было в Николо - Угрешском монастыре.

В эти же годы, 1920-1922, в Люберцы неоднократно приезжал В.И.Ленин.

С пуском завода быстро росло население Люберец, и 17 августа 1925года село получило статус города. В 1934 году в Люберцы вошли Панки, Подосинки и дачный поселок Михельсон. В 1939 году у нас проживало уже 46,5 тысяч человек.

В начале 30-х годов в результате массовой коллективизации в каждом селении были созданы колхозы, потом они укрупнялись, объединялись, вливались в совхозы, исчезали, отдавая свои земли под посёлки, промышленные предприятия.

В Великую Отечественную войну десятки тысяч люберчан ушли фронт, оставшиеся работали за двоих. За героический труд завод, Ухтомского был награжден орденами Ленина и Трудового красного Знамени. Значительная часть предприятий была эвакуирована на восток. На базе наших заводов были созданы такие дочерние предприятия, как Красноярский комбайный завод.

12 апреля 1961 г. впервые в космосе побывал человек - Ю. А. Гагарин. Два года своей короткой жизни он провел в Люберцах (1949- 1951). Он учился в ремесленном училище на литейщика, проходил производственную практику на заводе им. Ухтомского, посещал заводскую школу рабочей молодежи.

Вторая половина ХХ столетия была богата и другими событиями. К сожалению, в годы перестройки и реформ многие предприятия претерпели различные изменения, дробления, упадок, смену выпускаемой продукции.

Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения основан в 1902 году. Первенец отечественного машиностроения, завод-ветеран поистине эпохального значения, прошедший сложные периоды царского, революционного, советского и постсоветского времени, испытавший подъемы и падения, смену собственника, смену профиля выпускаемой продукции и другие катаклизмы.

Начав свою деятельность как первое и единственное в России предприятие по выпуску тормозов к железнодорожным вагонам под названием «Нью-Йорк» и не получив необходимых заказов, завод обанкротился, и в 1911 году был приобретен американской «Международной компанией жатвенных машин в России», стал выпускать жатки, лобогрейки, косилки, сноповязалки, превратившись в предприятие сельскохозяйственного машиностроения и став одним из центров поставок техники, в основном, на конной тяге крестьянским хозяйствам.

В первый год работы (1911-1912 гг.) было произведено свыше 17 тысяч уборочных машин. Но в годы Первой мировой и гражданской войны производство машин сократилось в 4-5 раз, а затем, после войны, постепенно увеличилось. Но наиболее сильное развитие завод получил после его национализации (третье рождение) в 1924 году, особенно в предвоенный период, организовав производство и поставку необходимой сельскому хозяйству техники. Увеличивались объемы производства, вводились новые цеха и участки, росла численность, производительность труда и зарплата, возникал массовый трудовой подъем, появлялись соревнования, движения, увеличивались кадры, совершенствовалась выпускаемая техника. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1940 году завод экспонировал восемь машин: северный комбайн, льнотеребилку, льнокомбайн, жатку и др. Предприятие бурно развивалась по многим направлениям.

Но началась Великая Отечественная война. С сугубо мирной продукции завод оперативно перешел на выпуск боеприпасов - мин для фронта. В неимоверно трудных условиях коллектив завода за годы войны изготовил и поставил фронту 20 миллионов мин. Это рекорд! За этот вклад и трудовой подвиг в 1942 голу завод награжден орденом Трудового Красного Знамени и в 1945 году - орденом Ленина.

Мощное развитие получил завод в послевоенные годы, освоив производство новых видов косилок, стогометателей, льнотеребилок, агрегатируемых с тракторами, и осуществил их поставки в крупных объемах сельскому хозяйству нашего государства, а также другим странам. Многие машины пользовались большим спросом, были удостоены Знака качества, а за разработку конструкции льнокомбайна ЛК-7, аналогов которого не было в мире, заводские конструкторы М. Шлыков, А. Маят и А. Моисеев были удостоены Сталинской премии.

Процесс обновления выпускаемой техники и увеличения объемов производства продолжался в 60-70 годы. За девятую пятилетку (1971-1975 гг.) завод выпустил более 609 тысяч тракторных косилок, около 169 тысяч стогометателей-погрузчиков, более 31 тысячи силосоуборочных комбайнов "Вихрь", 720 комбайнов для уборки сахарного тростника.

Люберецкие машины экспонировались на международных выставках в Голландии, ГДР, Ираке, Швеции, Венгрии и др., а также на ВДНХ, где получали международное и отечественное признание. Об этом свидетельствует тот факт, что продукция завода поставлялась более чем в 40 стран мира и практически во все регионы Союза.

Расширялись и реконструировались производственные мощности, были введены новые механические и литейные корпуса, внедрялось прогрессивное оборудование и технологии и даже производства отраслевого характера.

В 1972 году при непосредственном участии института НИИТРАКТОРСЕЛЬХОЗМАШ внедрена автоматическая линия по производству пресс-масленок, изготовляемых методом глубокой вытяжки из листовой полосы, вместо мехобработки из шестигранного прутка. Внедрение линии позволило удовлетворить потребность отрасли в этих изделиях и одновременно снизить их трудоемкость и повысить качество.

В год 75-летия со дня основания и за успехи в оснащении сельского хозяйства высокопроизводительной кормоуборочной техникой завод был удостоен ордена Октябрьской революции, что было крупным итогом послевоенного периода его истории.

Ускоренное развитие завод получил в 70-80 годы, особенно после принятия постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «Об организации производства самоходных кормоуборочных комбайнов и самоходных косилок-плющилок». Выпуск последних поручен люберчанам. С этой целью была проведена генеральная реконструкция - построен производственный корпус № 1 площадью 26 тыс. кв. м., корпус № 2 и другие объекты общей площадью около 40 тыс. кв. м. с современным оборудованием и технологической оснасткой.

В 1979 году начался выпуск самоходных косилок-плющилок КПС-5Г, а уже к середине 1983 года завод выпустил 15-тысячную машину.

В это же время было поставлено на производство семейство роторных косилок КПР-2,1, КПРН-3,0 и др., показавших хорошие результаты по производительности, надежности, качеству. Налаживалось также и производство машин для фермерских хозяйств.

Увеличивались объемы кооперированных поставок литья, штамповок и других изделий. Завод прочно вошел в десятку крупнейших в своей отрасли и завоевал не только всесоюзное, но и мировое признание.

Один из ярких примеров этого - организация изготовления и поставка комбайнов для уборки сахарного тростника на Кубе. При этом один комбайн заменял труд 40-50 рубщиков. Всего острову Свободы было поставлено почти 2200 комбайнов, из них 720 прицепных и почти 1500 в самоходном исполнении, которые позволили Кубе решить основную экономическую задачу - производить десять миллионов тонн сахара в год. Затем при непосредственном участии люберчан на Кубе был построен завод, который в 1981 году вышел на проектную мощность - 600 комбайнов в год. За эту работу многие заводчане получили государственные награды, а руководитель проекта Б.А. Попов (заместитель главного конструктора завода) и директор завода С.П. Попов были удостоены Ленинской премии. А десятью годами ранее завод сельхозмашиностроения был построен и сдан в эксплуатацию в Ираке.

Завод был крупным градообразующим предприятием в Люберцах - много строил, был самым большим обладателем жилищного фонда, имел Дом техники, Дворец культуры, больницу, профилакторий, стадион, пионерлагерь, детские дошкольные учреждения и др.

Не будем забывать и отраслеобразующую роль предприятия. С его участием возведены заводы: Красноярский комбайновый, Кургансельмаш, Сызраньсельмаш, Климовский сельхозмашин, Бронницкий опытно-экспериментальный и др. Специалисты завода участвовали в сооружении таких гигантов машиностроения, как заводы Ростсельмаш, ЗИЛ, ГАЗ и др.

Существовали целые трудовые династии Абрамовых, Буслаевых, Дворягиных, Глазовых, Чуванкиных и др. При этом, особо выделялась династия Калининых. Глава династии Павел Иванович пришел на завод в начале 1930-х годов, отработав на предприятии вместе с супругой 58 лет. Затем работали его сыновья Александр, Юрий, Вадим. Примеру деда последовал и его внук Вячеслав Вадимович, ныне один из активнейших депутатов Люберецкого горсовета. Общий стаж Калининых на заводе составляет свыше 180-ти лет.

С особым уважением всегда относились к ветеранам В.И. Платонову и С.А. Бонову, встречавшимся с вождем Октябрьской революции в Кремле, к машинисту А.В. Ухтомскому, погибшему от рук царских карателей за участие в декабрьском вооруженном восстании 1905 года. Его имя присвоено заводу в 1925 году.

Из стен завода вышли замечательные хозяйственные руководители - трижды Герой Социалистического Труда нарком боеприпасов Б.Л. Ванников, заместители министров И.П. Крысин, А.С. Маят, А.С. Моисеев, Р.М. Полис, ответственные работники Госплана, Госснаба, машиностроительных министерств, партийные и общественные работники В.П. Ситников, А.А. Колчин, В.И. Тюленев и др.

История предприятия тесно связана с выдающимися деятелями мирового масштаба. На заводе неоднократно бывал В.И. Ленин. Существует версия, что при подготовке Декрета Совнаркома «О сельскохозяйственном машиностроении» от 1 апреля 1921 года примером послужил Люберецкий завод.

С коллективом в свое время неоднократно встречался всесоюзный староста М.И. Калинин, принявший непосредственное участие в урегулировании конфликта между рабочими и администрацией в 1926 году. Его имя и поныне носит заводской микрорайон (пос. Калинина).

Повышенное внимание уделял заводу И.В. Сталин, нередко лично следивший за поставками боеприпасов фронту, особенно в период обороны Москвы.

В1949-1951 гг. здесь проходил производственную практику первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, учась в Люберецком ремесленном училище. В своей книге «Дорога в космос» он дал высокую оценку заводу, назвав его знаменитым.

В июле 1972 года с коллективом встречался лидер кубинской революции Фидель Кастро, получив единодушную поддержку люберчан по возобновлению поставок тростниково-уборочных комбайнов и строительству завода по их выпуску на Кубе.

В развитие предприятия значительный вклад внесли министры Минсельхозмаша - И.Ф. Синицын, А.А. Ежевский, К.Н. Беляк.

Это лишь основные эпизоды из истории одного из старейших предприятий сельхозмашиностроения, которое обладало мощным научно-техническим, производственным и кадровым потенциалом и внесло неоценимый вклад в техническое оснащение сельского хозяйства страны, да и других стран, и обеспечило Победу в Великой Отечественной войне.

К сожалению, в результате перестроек и реформ завод, как и тысячи других предприятий страны прекратил свою деятельность и существование. Однозначно завод необходимо восстанавливать, но при нынешнем экономическом курсе это вряд ли возможно. Четвертое рождение завода под большим сомнением. Остается надеяться только на чудо, а оно зависит от власти.

P.S. При подготовке статьи использованы материалы из книги А.Белова и Д.Шуваловой «Вернется ли Америка в Люберцы», Москва, 1992 г.

Александр ВОЖДАЕВ,

ветеран завода им. Ухтомского

Фото Богдана Колесникова

110-летию со дня рождения и 20-летию со дня начала
трагической гибели завода посвящается


Завод Сельскохозяйственного машиностроения имени А.В.Ухтомского был основан в нашем городе в 1902 году.

21.12.1992 года завод был акционирован; объекты недвижимого имущества, входившие в состав имущественного комплекса бывшего завода им. Ухтомского приватизированы. Запланированный развал завода перешел в завершающую фазу.

Память о тех, лихих, временах сохранилась повсюду и не только у нас в регионе. Но в нашем городе она, уж очень, бросается в глаза, не только жителям города, но и всем, кто через Люберцы проезжает: развалины одного из флагманов бывшей советской сельскохозяйственной индустрии не удается скрыть даже за высоким забором.

Вспомнить всех тех, кто «помог» городу этот завод в свое время потерять, мы уже не сможем, тем более, что некоторые из них уже «почили в бозе», кто в порядке естественного круговорота времени, а кто и в результате иных «форс-мажорных» обстоятельств.

Некоторые из эпизодов заводской эпопеи до сих пор следствием не раскрыты, но память о том, как развивались события у бывших рабочих завода осталась. Огромное им спасибо!



До сих пор так и не удалось до конца разобраться в тесном хитросплетении, дозволенных, или уголовно наказуемых, деяний на всех этапах: от начала акционирования завода самими рабочими и до передачи его в чужие руки.

Впрочем, ничего нового «отцы-руководители» завода тогда и не изобретали. Всё пустили по стандартной «приватизационной» схеме под А,Б,В,Г символами. А - акционирование завода; Б - блага, которые обещали рабочим, если те доверят свои акции в доверительное управление директору; В - вариант искусственного создания задолженности и банкротства завода; Г - ныне хорошо известный всему городу Адольф Гаст, который вовремя заплатил и доплатил тем, кто, якобы, по желанию рабочих завод продавал. Конечный результат налицо и у всех на виду, а доведённые до состояния разрушенного Карфагена корпуса завода принадлежат теперь «честному коммерсанту» и подданному одной из европейских стран.

Причем, выражение, выделенное кавычками, вовсе не означает, что у нас есть сомнения в «кристальной» честности этого господина. Но именно так его представляли, объясняя рабочим причины продажи завода именно ему. Короче, убедили, что спасение не только завода, но и всей матушки Родины зависит только от наличия таких добрых зарубежных дядюшек.

Русский народ - доверчивый народ, в любые сказки верит. Особенно, если эти сказки нам рассказывают с высоких трибун нами же избранные руководители.

Не знаю, имеют ли сейчас эти «народные трибуны» доступ к г-ну Гасту, и как часто, бывая за границей, они его там навещают, но факт остаётся фактом: до Ружицкого ни один глава города или района ни разу не поставил вопрос о правомочности проведенной тогда сделки по продаже завода и никогда не пытался его городу вернуть.

А ведь многие из них под лозунгами о социальной справедливости и красными знаменами к власти приходили. Видно, под социальной справедливостью они распродажу народного достояния имели в виду.

Не по тому ли, бумаги, которые Ади Гаст в своё оправдание судьям всех инстанций предъявляет, не только гербовые печати имеют, но и подписи под ними очень даже неплохо сохранились. Очень те подписи с фамилиями некоторых бывших руководителей сходство имеют. Итак, попытаемся стряхнуть с документов пыль, желаемого для некоторых забвения.

В 2000 году более 50% было выкуплено «другом Люберец», гражданином Швейцарии Адольфом Гастом;

07.11.2001 года, в результате искусственного создания задолженности, на основании решения Арбитражного суда Московской области в отношении ОАО ПО “Завод им. Ухтомского”, была введена процедура временного наблюдения и назначен временный управляющий;

В 2003 году решением Арбитражного суда Московской области по делу № А41-К2-7393/01 ОАО ПО “Завод им. Ухтомского” признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.

Решение открыть конкурсное производство для желающих «погреть» руки на продаже было как нельзя кстати. В итоге все недвижимое имущество завода было распродано аффилированным коммерческим структурам, зарегистрированным в зарубежных оффшорных зонах.

О том, что эти структуры контролируются тем же Адольфом Гастом, не говорили, а делали вид, что не знали. В мутной воде рыбу ловить легче.

«Наше национальное достояние, наша гордость, флагман отечественного сельхозмашиностроения…» - каких только патриотических слов мы не слышали от тех, кто, как только появилась возможность личной наживы, тут же все и распродали. Причём не только бывшие цеха и корпуса, но и… в иностранную собственность перешли энергетические объекты, обеспечивающие на 40% потребности города Люберцы, а именно: трансформаторная подстанция ТП-122, квартальная котельная на 150 Гкал, ВЗУ производительностью 5000 м/куб. в сутки.

Впрочем, может быть, мы их и зря обвиняем, а то, что бывший директор завода, некто г-н Симоненко, ныне директором ООО «Любэнергоснаб», которое эти энергообъекты завода в пользу своего «хозяина» Гаста эксплуатирует, чисто случайностью является?

Кристальной души человек! Не иначе глубоко ошибаются прокуроры, пытаясь его участником «мошеннической сделки, направленной на хищение имущества бывшего завода имени Ухтомского представить».

Ещё в августе 2005 года Следственным управлением при Люберецком УВД в отношении его уже возбуждалось уголовное дело «по признакам неправомерных действий при банкротстве, повлекших сознательное увеличение кредиторской задолженности подконтрольных структур».

В той истории с банкротством до сих пор много неясного. Например, как мог г-н Симоненко подписать договор купли-продажи имущества в период, когда на заводе уже была введена процедура банкротства и заключение подобных сделок было возможно только арбитражным управляющим завода или с его ведома. Не значит ли это, что строки обвинения о «преступном сговоре с неустановленными лицами и фальсификации договора» обоснованны?

Имущество завода было передано иностранной компании «Митлоу ЛЛС», фактически, безвозмездно, так как вексель оплаты на сумму в 17 000 000 рублей был оформлен на фирму «однодневку». Естественно, что никакие денежные средства в счет оплаты не поступили.

К моменту начала борьбы команды Ружицкого за завод ситуация на нём сложилась крайне интересная.

Всего на территории завода находятся около 54 объектов. Сюда следует добавить и 12 защитных сооружений (иначе бомбоубежищ). Как удалось Гасту в нарушение всех существовавших и существующих российских законов наложить руку и на эти помещения, должна разбираться уже не прокуратура, а как минимум ФСБ в силу стратегического назначения подобных объектов системы гражданской обороны.

Собственниками большинства зданий бывшего ОАО ПО «Завод имени Ухтомского» являются иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных зонах: «Ди-ВертСолюшнз Лимитед» (Великобритания), «Воланед Инвест ЛЛП» (Великобритания), «Воланед Инвест ЛЛП» (Великобритания), «Кобард Лимитед» (Великобритания), «Ортадж Лимитед» (Кипр). Для обеспечения централизованного управления имущественным комплексом Адольфом Гастом создана управляющая компания - ООО «МЛП».

Эти компании сдают принадлежащее им имущество в аренду и субаренду различным юридическим и физическим лицам, но земельные отношения не оформляют и арендную плату за пользование землей района платить не хотят . (Юридическая служба администрации района уже представила в Арбитражный суд Московской области иски к этим оффшорным компаниям о взыскании необоснованного обогащения за фактическое пользование землями муниципального района на общую сумму в 364 061 737 рублей).

Также после совершения купли-продажи (хищения) объектов энергетической инфраструктуры и несмотря на отсутствие каких-либо прав, установленных в судебном порядке, компания «Митлоу ЛЛС» и аффилированные ей коммерческие структуры (ООО «Любэнергоснаб» во главе с бывшим директором завода Симоненко А.А.) незаконно устанавливают тарифы на энергоносители и взимают коммунальные платежи с абонентов .

Если добавить сюда неудовлетворительное состояние территории и аварийное состояние зданий, то ситуация с «иностранным государством» на землях района выглядит удручающей.

У Ружицкого было два пути. Либо повторить путь, избранный его предшественниками и просто отворачиваться в другую сторону, проезжая мимо развалин завода, либо вступить в борьбу за него, отстаивая интересы жителей города.

Даже несмотря на «советы» с этим «тёмным» делом не связываться, его команда пошла по второму пути, и пытается шаг за шагом разорвать годами накрученные «чёрные» и «серые» схемы незаконного обогащения за счёт жителей города. Некоторые успехи уже налицо: пройдя через суды всех инстанций, отстояли для города: 9 объектов завода, в том числе ряд инженерных сетей и коммуникаций, ограждение территории; оформляются в муниципальную собственность ещё 24 бесхозяйственных объектов, в том числе 5 трансформаторных подстанций, а также площади и проезды, размером 16 га; проезды бывшего завода включены в улично-дорожную сеть города; с территории завода удалось снять пропускной режим . Но впереди ещё долгая и сложная борьба буквально за каждый метр территории завода.

Причём противник не дремлет и на стороне империи Гаста не только финансовый потенциал, но и много сторонников, получивших в свое время (а некоторые получают и сейчас) большие дивиденды, как от проведённой ранее сделки с продажей завода, так и со схемы его нынешнего состояния.

На фронт борьбы за свои интересы иностранный подданный бросает не только деньги для русских адвокатов, но и русских «подельников», многих из которых мы часто видели в президиумах наших общегородских торжественных мероприятий. Этакий вариант гражданской войны в люберецком исполнении. А при ней хороши все средства. Недаром один из приближённых к хозяину «россиянин» без стеснения заявил, что «скорее мы мэра снимем, чем завод отдадим». Не в этих ли попытках участвуют некоторые представители и нашей доморощенной оппозиции?

Но отработанная тактика защиты финансовых интересов и попыток прикрыть свои противоправные деяния не всегда приводит к успеху.

Это в том случае, если на другой стороне интересы жителей всего района, которые не только хотят восстановить справедливость, но и думают о своём будущем. Так и хочется вставить сюда известную фразу вождя: «… наше дело правое.., победа будет за нами…». Так тогда и случилось. Нет сомнений, что это будет и сейчас.

Андрей Шестаков

Газета "Люберецкая панорама", 26/10/2012

Старожилы города Люберцы знают, «Завод им. Ухтомского» уже разбирали по кусочкам ещё в 70-80-х годах, но тогда целью сноса была реконструкция. На месте старых цехов появились новые. Для производства самоходных косилок были построены дополнительные специализированные цеха. По площади они занимали 20000 кв.м. Парадоксально для современности, но в пользу завода перешла территория, на которой находились жилые дома. 138 семей, проживавших там, были переселены в современные, на тот момент, 9-этажки на ул. Попова. (Кстати, своё название улица получила в честь одного из директоров «Завода им. Ухтомского). В 1978 году, благодаря кропотливой работе конструкторов и рабочих появилась самоходная косилка «КПС-5Г». Предназначалась она для работы на больших площадях, такая техника была незаменимой на целине. 5 га обработанной земли за час при скорости до 10 км – это был настоящий прорыв! Но совсем скоро конструкторы «Завода им. Ухтомского» разработали новую, более усовершенствованную модель косилки. 7 ноября 1985 года. Праздничная демонстрация в Люберцах. Каждое предприятие представляет свои достижения. И вот на фоне всего этого появляется яркая машина-трактор с барабаном-жаткой. Она занимает ширину всего Октябрьского проспекта. На плакате надпись: «Славянка». Сказать: «трибуны ликуют», значит, ничего не сказать. Такое чудо техники просто потрясло публику.

По своим качествам «Славянка» превосходила разработанную не так давно «КПС-5Г». Испытания косилки проходили не только в Подмосковье, но и в Белоруссии, на Украине и в других республиках тогда ещё СССР. «Славянка» должна стать идеалом. Кажется, ещё чуть, чуть и можно запускать массовое производство…но, увы…

В конце 19 века в прессе появились объявления:

«Ищем в окрестностях Москвы, не далее 50 вёрст, участок земли для основания большого промышленного предприятия. Условия: близость станции железной дороги, хорошая вода, годный под постройку грунт и достаток рабочих сил».

Люберцы отвечали всем этим требованиям. Именно поэтому в июле 1899 года состоялась сделка между обществом села Люберцы и подданным германии К.А. Вейхельтом. Большим промышленным предприятием, о котором говорилось в объявлении, оказался завод для выпуска паровых машин. Но как не грандиозны были задумки Вейхельта, осуществиться им, было не суждено. Немец разорился и продал завод американцу Томасу Пурдэ. Так в Люберцах появился «Нью Йорк». Завод для изготовления тормозных приборов «Нью Йорк». Около 8 лет Пурдэ боролся с конкуренцией, которую в итоге так и не смог одолеть. В конечном счёте он разорился, а завод так и остался под управлением американцев. Но теперь у завода появилось сельскохозяйственное направление. Это потребовало перемен в устройстве завода. Большая часть старых цехов была ликвидирована. Уже в первые годы после перерождения завод произвёл 17 456 уборочных машин. Спрос, несомненно, был. В то время люберецкие, красковские и кожуховские крестьяне пахали землю по старинке сохой. Но американцы делали ставку не на бедных крестьян. Расчет был на зажиточных людей, которые могли и хотели покупать высокопроизводительную технику. В 1924 году завод стал гражданином СССР, перешёл государству, а спустя несколько месяцев ему было присвоено название «Государственный завод сельскохозяйственных машин имени А.В. Ухтомского». Алексей Владимирович Ухтомский никакого отношения к сельхозтехнике не имел. Такой чести он удостоился благодаря искренней вере в революцию. Он не просто болел за дело, но и творил его. В разных городах он создавал рабочие кружки, где агитировал людей бороться с царскими устоями. Такого героя Советский Союз не мог забыть…

В годы войны «Завод им. Ухтомского» был хорошей поддержкой для нашей обороны. Здесь изготавливались корпуса для мин и другие военные заказы, выполняли которые женщины и подростки. К сентябрю 45-го завод имел 2 награды: орден Трудового Красного Знамени и орден Ленина. А третья награда, орден Октябрьской революции, завод получил на своё 75-летие.

Но если революция укрепила положение завода, а война не сильно повлияла на него, то перестройка завод просто убила. 80-е со своим огромным спросом на сельскохозяйственную технику закончились губительными 90-ми. Огромная махина, проработавшая как единое целое почти век, в одночасье разбилось на ТОО, ЗАО и пр. Денежная реформа слизала весь достаток совхозов и колхозов. Так «Завод им. Ухтомского» лишился заказчиков. Именно по этой причине славная «Славянка» так и осталась в проекте. Тем не менее, завод пытался выживать, хотя многие квалифицированные рабочие разбрелись по частным конторкам, пытаясь прокормить семью. Кто-то подался в продавцы, а кто-то и в дворники…

Но на этом история «Завода им. Ухтомского» не закончилась. В 2000 году завод снова стал принадлежать иностранцу, выкупившему контрольный пакет акций. И всё бы ничего, но как только истёк срок аренды, рабочих просто «попросили». В такой ситуации у всех опустились руки, но недаром говорят, что русская женщина и коня на скаку остановит и в горящую избу войдёт. Завод, названный в честь революционера, оказывается, имел своих деятелей. Главный бухгалтер Вера Тихоновна Агаркова начала борьбу за право работать на родном заводе. Но многочисленные просьбы, обращения, наконец, пикеты, в итоге, ни к чему не привели. Двери «Завода им. Ухтомского», а вернее того, что от него осталось (всё оборудование было отправлено на металлолом) так и не открылись. Тогда то и пришла идея возродить завод в другом месте. С 2003 года производство сельскохозяйственных машин «переселилось» на территорию завода «Пластмасс».

Сегодня территория «Завода им. Ухтомского» сдана в аренду небольшим фирмам. О восстановлении его, речи не идёт. Тем более что предостаточно импортной сельскохозяйственной техники. Будущее завода неизвестно. Здание бывшей администрации завода стало настоящим бизнес-центром, в котором сосредоточены офисы фирм самых различных направлений.

Очень может быть, что в «Заводе им. Ухтомского» действительно уже нет необходимости. Но подобные ситуации случились со многими другими значимыми предприятиями нашей страны. И эта история Люберецкого завода сельскохозяйственной техники лишь малая толика всех потерь.

15.09.2007
Олег Бочкин
статья "Завод Ухтомского" История одного убийства". для сайта Жулеберцы. RU
По материалам "Люберецкой газеты", книги "Вернётся ли Америка в Люберцы" А. Белова, Д. Шуваловой

Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения основан в 1902 году. Первенец отечественного машиностроения, завод-ветеран поистине эпохального значения, прошедший сложные периоды царского, революционного, советского и постсоветского времени, испытавший подъемы и падения, смену собственника, смену профиля выпускаемой продукции и другие катаклизмы.

Начав свою деятельность как первое и единственное в России предприятие по выпуску тормозов к железнодорожным вагонам под названием «Нью-Йорк » и не получив необходимых заказов, завод обанкротился, и в 1911 году был приобретен американской «Международной компанией жатвенных машин в России », стал выпускать жатки, лобогрейки, косилки, сноповязалки, превратившись в предприятие сельскохозяйственного машиностроения и став одним из центров поставок техники, в основном, на конной тяге крестьянским хозяйствам.

В первый год работы (1911-1912 гг.) было произведено свыше 17 тысяч уборочных машин. Но в годы Первой мировой и гражданской войны производство машин сократилось в 4-5 раз, а затем, после войны, постепенно увеличилось. Но наиболее сильное развитие завод получил после его национализации (третье рождение) в 1924 году, особенно в предвоенный период, организовав производство и поставку необходимой сельскому хозяйству техники. Увеличивались объемы производства, вводились новые цеха и участки, росла численность, производительность труда и зарплата, возникал массовый трудовой подъем, появлялись соревнования, движения, увеличивались кадры, совершенствовалась выпускаемая техника. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1940 году завод экспонировал восемь машин: северный комбайн, льнотеребилку, льнокомбайн, жатку и др. Предприятие бурно развивалась по многим направлениям.

Но началась Великая Отечественная война. С сугубо мирной продукции завод оперативно перешел на выпуск боеприпасов - мин для фронта. В неимоверно трудных условиях коллектив завода за годы войны изготовил и поставил фронту 20 миллионов мин. Это рекорд! За этот вклад и трудовой подвиг в 1942 голу завод награжден орденом Трудового Красного Знамени и в 1945 году - орденом Ленина.

Мощное развитие получил завод в послевоенные годы, освоив производство новых видов косилок, стогометателей, льнотеребилок, агрегатируемых с тракторами, и осуществил их поставки в крупных объемах сельскому хозяйству нашего государства, а также другим странам. Многие машины пользовались большим спросом, были удостоены Знака качества, а за разработку конструкции льнокомбайна ЛК-7, аналогов которого не было в мире, заводские конструкторы М. Шлыков, А. Маят и А. Моисеев были удостоены Сталинской премии.

Процесс обновления выпускаемой техники и увеличения объемов производства продолжался в 60-70 годы. За девятую пятилетку (1971-1975 гг.) завод выпустил более 609 тысяч тракторных косилок, около 169 тысяч стогометателей-погрузчиков, более 31 тысячи силосоуборочных комбайнов "Вихрь ", 720 комбайнов для уборки сахарного тростника.

Люберецкие машины экспонировались на международных выставках в Голландии, ГДР, Ираке, Швеции, Венгрии и др., а также на ВДНХ, где получали международное и отечественное признание. Об этом свидетельствует тот факт, что продукция завода поставлялась более чем в 40 стран мира и практически во все регионы Союза.

Расширялись и реконструировались производственные мощности, были введены новые механические и литейные корпуса, внедрялось прогрессивное оборудование и технологии и даже производства отраслевого характера.

В 1972 году при непосредственном участии института НИИТРАКТОРСЕЛЬХОЗМАШ внедрена автоматическая линия по производству пресс-масленок, изготовляемых методом глубокой вытяжки из листовой полосы, вместо мехобработки из шестигранного прутка. Внедрение линии позволило удовлетворить потребность отрасли в этих изделиях и одновременно снизить их трудоемкость и повысить качество.

В год 75-летия со дня основания и за успехи в оснащении сельского хозяйства высокопроизводительной кормоуборочной техникой завод был удостоен ордена Октябрьской революции, что было крупным итогом послевоенного периода его истории.

Ускоренное развитие завод получил в 70-80 годы, особенно после принятия постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «Об организации производства самоходных кормоуборочных комбайнов и самоходных косилок-плющилок ». Выпуск последних поручен люберчанам. С этой целью была проведена генеральная реконструкция - построен производственный корпус № 1 площадью 26 тыс. кв. м., корпус № 2 и другие объекты общей площадью около 40 тыс. кв. м. с современным оборудованием и технологической оснасткой.

В 1979 году начался выпуск самоходных косилок-плющилок КПС-5Г, а уже к середине 1983 года завод выпустил 15-тысячную машину.

В это же время было поставлено на производство семейство роторных косилок КПР-2,1, КПРН-3,0 и др., показавших хорошие результаты по производительности, надежности, качеству. Налаживалось также и производство машин для фермерских хозяйств.

Увеличивались объемы кооперированных поставок литья, штамповок и других изделий. Завод прочно вошел в десятку крупнейших в своей отрасли и завоевал не только всесоюзное, но и мировое признание.

Один из ярких примеров этого - организация изготовления и поставка комбайнов для уборки сахарного тростника на Кубе. При этом один комбайн заменял труд 40-50 рубщиков. Всего острову Свободы было поставлено почти 2200 комбайнов, из них 720 прицепных и почти 1500 в самоходном исполнении, которые позволили Кубе решить основную экономическую задачу - производить десять миллионов тонн сахара в год. Затем при непосредственном участии люберчан на Кубе был построен завод, который в 1981 году вышел на проектную мощность - 600 комбайнов в год. За эту работу многие заводчане получили государственные награды, а руководитель проекта Б.А. Попов (заместитель главного конструктора завода) и директор завода С.П. Попов были удостоены Ленинской премии. А десятью годами ранее завод сельхозмашиностроения был построен и сдан в эксплуатацию в Ираке.

Завод был крупным градообразующим предприятием в Люберцах - много строил, был самым большим обладателем жилищного фонда, имел Дом техники, Дворец культуры, больницу, профилакторий, стадион, пионерлагерь, детские дошкольные учреждения и др.

Не будем забывать и отраслеобразующую роль предприятия. С его участием возведены заводы: Красноярский комбайновый, Кургансельмаш, Сызраньсельмаш, Климовский сельхозмашин, Бронницкий опытно-экспериментальный и др. Специалисты завода участвовали в сооружении таких гигантов машиностроения, как заводы Ростсельмаш, ЗИЛ, ГАЗ и др.

Существовали целые трудовые династии Абрамовых, Буслаевых, Дворягиных, Глазовых, Чуванкиных и др. При этом, особо выделялась династия Калининых. Глава династии Павел Иванович пришел на завод в начале 1930-х годов, отработав на предприятии вместе с супругой 58 лет. Затем работали его сыновья Александр, Юрий, Вадим. Примеру деда последовал и его внук Вячеслав Вадимович, ныне один из активнейших депутатов Люберецкого горсовета. Общий стаж Калининых на заводе составляет свыше 180-ти лет.

С особым уважением всегда относились к ветеранам В.И. Платонову и С.А. Бонову, встречавшимся с вождем Октябрьской революции в Кремле, к машинисту А.В. Ухтомскому, погибшему от рук царских карателей за участие в декабрьском вооруженном восстании 1905 года. Его имя присвоено заводу в 1925 году.

Из стен завода вышли замечательные хозяйственные руководители - трижды Герой Социалистического Труда нарком боеприпасов Б.Л. Ванников, заместители министров И.П. Крысин, А.С. Маят, А.С. Моисеев, Р.М. Полис, ответственные работники Госплана, Госснаба, машиностроительных министерств, партийные и общественные работники В.П. Ситников, А.А. Колчин, В.И. Тюленев и др.

История предприятия тесно связана с выдающимися деятелями мирового масштаба. На заводе неоднократно бывал В.И. Ленин. Существует версия, что при подготовке Декрета Совнаркома «О сельскохозяйственном машиностроении » от 1 апреля 1921 года примером послужил Люберецкий завод.

С коллективом в свое время неоднократно встречался всесоюзный староста М.И. Калинин, принявший непосредственное участие в урегулировании конфликта между рабочими и администрацией в 1926 году. Его имя и поныне носит заводской микрорайон (пос. Калинина).

Повышенное внимание уделял заводу И.В. Сталин, нередко лично следивший за поставками боеприпасов фронту, особенно в период обороны Москвы.

В1949-1951 гг. здесь проходил производственную практику первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, учась в Люберецком ремесленном училище. В своей книге «Дорога в космос » он дал высокую оценку заводу, назвав его знаменитым.

В июле 1972 года с коллективом встречался лидер кубинской революции Фидель Кастро, получив единодушную поддержку люберчан по возобновлению поставок тростниково-уборочных комбайнов и строительству завода по их выпуску на Кубе.

В развитие предприятия значительный вклад внесли министры Минсельхозмаша - И.Ф. Синицын, А.А. Ежевский, К.Н. Беляк.

Это лишь основные эпизоды из истории одного из старейших предприятий сельхозмашиностроения, которое обладало мощным научно-техническим, производственным и кадровым потенциалом и внесло неоценимый вклад в техническое оснащение сельского хозяйства страны, да и других стран, и обеспечило Победу в Великой Отечественной войне.

К сожалению, в результате перестроек и реформ завод, как и тысячи других предприятий страны прекратил свою деятельность и существование. Однозначно завод необходимо восстанавливать, но при нынешнем экономическом курсе это вряд ли возможно. Четвертое рождение завода под большим сомнением. Остается надеяться только на чудо, а оно зависит от власти.

P.S. При подготовке статьи использованы материалы из книги А.Белова и Д.Шуваловой «Вернется ли Америка в Люберцы », Москва, 1992 г.

Александр ВОЖДАЕВ,

ветеран завода им. Ухтомского

Фото Богдана Колесникова

Районная делегация на прошедшем в Санкт-Петербурге экономическом форуме заключила шесть соглашений.
12.06.2019 Газета Вперёд 21-22 июня 2019 года в городе Москва пройдёт VI Всероссийского Форума Живых городов (далее - Форум).
11.06.2019 Городское поселение Волоколамск Главгосстройнадзор Московской области во время проверки строительства склада готовой продукции в Подольске выявил нарушения по качеству строительства и культуре производства.
11.06.2019 Подольский рабочий

18 июня в Красногорске пройдет IX съезд Торгово-промышленной палаты Московской области.
11.06.2019 Информационный портал Клин-АМ