Юридические документы

Эскадренный миноносец замволт. Эскадренные миноносцы типа Zumwalt

Текст: Сергей Балакин

Недавно состоялся первый выход в море американского «кораблестроительного чуда» — «дредноута XXI века» DDG-1000 «Замволт» («Zumwalt»). Об этом экстравагантном корабле уже много говорилось, повторяться не будем. Зато мы попытаемся ответить на вопрос, который невольно возникает у любого человека, мало-мальски знакомого с флотом: а с какой стати этот плавучий монстр водоизмещением более 14 тысяч тонн отнесён к классу эсминцев? Почему он не крейсер – ведь и по размерам, и по тактическому назначению «Замволт» ближе всего именно к этому классу?

Но вот в чём парадокс: по мнению автора, определяющую роль в вопросе о классификации нового корабля сыграли не технические характеристики и не тактика, а особенности англоязычной терминологии. Можно даже сказать, виной всему лингвистика. Попробую объяснить.

Родоначальники класса эсминцев появились в Англии в первой половине 90-х годов XIX века. Они представляли собой увеличенные миноносцы с усиленным артиллерийским вооружением. По задумке их главная задача – бороться с вражескими (тогда подразумевалось – французскими) миноносцами. Поэтому их назвали «torpedoboat destroyers» — «разрушители» или «истребители» миноносцев (напомню, что в России торпеду довольно долго именовали самодвижущейся миной, отсюда и миноносцы, а не торпедоносцы). На практике эти быстроходные корабли показали себя более универсальными, чем их первоначальная специализация. Поэтому слово «torpedoboat» из названия их класса исчезло, и они стали именоваться просто «destroyers» — дословно «разрушители». Это слово позаимствовали другие флоты, и оно широко распространилось по миру в разных вариациях. Например, поляки называли корабли данного класса «уничтожителями» (niszczycieli), а югославы – «разорителями» (razaraci).

«Conflict» — один из первых дестройеров британского флота, 1894 г.

В Российском Императорском флоте аналоги британских дестройеров появились в конце XIX века и к началу Русско-японской войны исчислялись уже десятками единиц. Официально они относились к классу миноносцев, но поскольку это были всё же более крупные корабли, их обычно именовали истребителями, а иногда – миноносцами, но с добавлением слова «эскадренный». Официально же класс эскадренных миноносцев, сокращённо эсминцев, в нашем флоте появился в 1907 году. Корабли этого класса и у нас, и за рубежом быстро развивались и становились всё более важной частью мировых флотов. Эсминцы есть в составе ВМФ России и сегодня, хотя это уже исключительно дань традициям. Ведь современные многоцелевые ракетные корабли уже давно и не эскадренные, и совсем не миноносцы…

Надо заметить, что в современных флотах деление надводных кораблей на классы вообще весьма условно. Поскольку боевые корабли являются многоцелевыми, то корветы, фрегаты, эсминцы и крейсера отличаются друг от друга лишь размерами, причём взгляд на диапазон этих размеров весьма субъективен. Практически однотипные корабли в Италии значатся как эсминцы, а во Франции – как фрегаты. Или американские эсминцы типа «Арли Бёрк» и крейсера типа «Тикондерога»: по водоизмещению и составу вооружения они примерно одинаковы, но первые являются эсминцами, а вторые – крейсерами. Но почему же тогда «Замволт» — не крейсер?

Крейсер CG-71 «Cape St. George» — один из кораблей типа «Ticonderoga»

Да потому что класс крейсеров сегодня – вымирающий. Если не считать одного реликтового образца во флоте Перу, спущенного на воду более 70 лет назад, то в мире обладателями крейсеров остались всего две страны – Россия и США. Причём в Соединённых Штатах крейсера представлены только кораблями типа «Тикондерога», которые уже выводятся из боевого состава и в ближайшее время будут списаны. Таким образом, крейсера – недавняя краса и гордость флота — останутся в прошлом. Отчего же? А всё просто: виной тому круизный бум, начавшийся четверть века назад. Крейсер по-английски – cruiser, а крейсерство – cruise. Круизный лайнер — cruise liner или cruise ship. Явный недостаток англоязычной терминологии: крейсер стали путать с пассажирским судном! Характерный пример: на сайте с крупнейшей в мире подборкой фотографий кораблей (не буду приводить его название, чтобы не посчитали рекламой) модераторам чуть ли не ежедневно приходится переносить фотоснимки лайнеров в соответствующий раздел. Поскольку авторы регулярно помещают их в директорию «Cruisers» — «Крейсера».

Ныне слово «cruiser» часто ассоциируется с круизным лайнером…

Возвращаясь к «Замволту», становится понятным, почему американским морякам эсминцы нравятся больше, чем крейсера. Согласитесь: служить на «круизере» или на «разрушителе» — это звучит совсем по-разному. Так что придуманное больше столетия назад слово «destroyer» (некоторые приписывают его авторство адмиралу-реформатору и «отцу «Дредноута» Джекки Фишеру) оказалось на редкость удачным. Многовариантность его толкования позволяет назвать дестроейером любой ударный корабль. Даже такое чудовище как «Замволт».

В конце октября 2013 г. на американском судостроительном заводе Bath Iron Works был спущен на воду головной эскадренный миноносец (эсминец) проекта DD(X) — DDG-1000 USS Zumwalt (в русской транскрипции “Замволт“ или “Зумволт“). Эсминец USS Zumwalt, названный в честь адмирала Элмо Зумволта, является одной из самых необычных и неоднозначных разработок американского военного кораблестроения. На корабли этого проекта возлагаются огромные надежды, американская пресса уже успела окрестить их «кораблями будущего» и «завтрашним днем американского военно-морского флота». Впрочем, заокеанской прессе положено петь дифирамбы правительству СЩА и Пентагону, а вот многие военные эксперты в корне не согласны с восторженными оценками как в адрес данного корабля, так и проекта в целом.

История проекта DD(X) берет свое начало в девяностых годах 20-го века. Тогда американские военно-морские силы озвучили требования к перспективным кораблям, которые должны были войти в строй в начале XXI века; данные программы получили обозначения CG21 (крейсер) и DD21 (эсминец) — позже программы разработки крейсеров и эсминцев были переименованы в CG(X) и DD(X) соответственно. Требования к новым кораблям были очень высоки: крейсеры и эсминцы должны были выполнять широкий спектр боевых и вспомогательных задач. В зависимости от обстановки, любой из перспективных кораблей CG(X) и DD(X), по замыслу командования ВМФ США, мог атаковать корабли или подлодки противника, защищать сухопутные и морские соединения от атаки с воздуха, при необходимости наносить ракетные удары по механизированным или хорошо укрепленным подразделениям противника, эвакуировать население из районов природных бедствий или стран, охваченных революциями, и т.д

Однако, сметные расчеты на предпроектной стадии показали, что стоимость подобного «универсального» корабля получается запредельной. В связи с этим Конгресс США в 2002 настоял на закрытии одной из программ, — по результатам проведенного анализа было решено отказаться от разработки и строительства крейсеров CG(X) и остановиться на создании эсминцев. Таким образом, после окончания срока эксплуатации всех крейсеров типа Ticonderoga в составе ВМС США в качестве многоцелевых кораблей с ракетным вооружением предполагалось использовать эсминцы типа Arleigh Burke и DD(X).

Первоначально военно-морские силы надеялись получить 32 эсминца типа DD(X). Позднее это число было уменьшено до 24, а потом и всего лишь до 7 единиц из-за высокой стоимости новых технологий и решений, которые должны быть применены при строительстве перспективных эсминцев. Палата представителей США по-прежнему скептически относится к этой программе (в основном, по финансовым причинам) и поэтому первоначально выделила деньги только на строительство одного(!) DD(X) — DDG-1000, исключительно для возможности «демонстрации технологий». Тем не менее, под давлением Пентагона, в 2007 году были выделены еще 2,6 млрд долларов на строительство корпусов еще двух эсминцев — DDG-1001 и DDG-1002. На этом «эпопея» с перспективными эсминцами проекта DD(X) закончилась, — и в итоге начальная цифра в 32 корабля превратилась в 3(!) вымпела, которые, как все понимают, никакой погоды во флоте не сделают.

Подготовка к строительству головного корабля серии DD(X) началась в 2008 году, а церемония закладки состоялась в ноябре 2011-го. В конце октября 2013 года первый эсминец нового проекта — DDG-1000 Zumwalt — был спущен на воду. Предварительные работы по строительству корпуса второго корабля DDG-1001 (USS Michael Monsoor) стартовали в сентябре 2009 года на заводе Ingalls Shipbuilding. В 2015 году предполагалось сдать заказчику головной эсминец — Zumwalt, а так же продолжить строительство следующих кораблей. Однако из-за ряда недоработок срок вступления в строй первого корабля серии — DDG-1000 — перенесен на конец 2016 года, — и нет никакой гарантии, что он буден выдержан. Сроки по остальным кораблям тоже постоянно сдвигаются в сторону увеличения.

А теперь самое интересное: стоимость каждого из трех новых эсминцев проекта DD(X), с учетом затрат на проектирование и испытания, уже преодолела отметку в 7 млрд. долларов. Для сравнения, корабли проекта Arleigh Burke обходятся бюджету США примерно в 1,8 миллиарда каждый, что почти в четыре раза меньше стоимости "Замволта" и его «собратьев». Новый эсминец в итоге обошелся Пентагону дороже, нежели последний американский авианосец типа Nimitz - USS George H.W. Bush (CVN-77), что вызвало бурю возмущения в руководстве ВМС США. При этом необходимо учесть, что сроки строительства третьего эсминца, который планируется заложить на стапель лишь в 2018 году, приведут к дальнейшему увеличению стоимости корабля. Какой она будет в итоге, остается только догадываться, но уже сейчас ясно, что военный бюджет не в состоянии потянуть очередную «черную дыру», подобную истребителю пятого поколения F-35, который несмотря на десятки миллиардов долларов, потраченных на его разработку, до сих пор не принят на вооружение армии США из-за серьезных проблем с двигательной установкой и авионикой.

Первое, что бросается в глаза в кораблях проекта DD(X) - их необычный внешний вид. В случае с эсминцем Zumwalt, снижение заметности в радиолокационном диапазоне стало основной задачей при проектировании обводов корпуса и надстройки. Американский эсминец похож на длинную и узкую платформу, в середине которой размещена выступающая надстройка сложной формы, — чем-то напоминая своим видом броненосец конца XIX века. Все обводы надводной части корабля представляют собой систему плоскостей, сопряженных друг с другом под разными углами (та же технология была применена и при разработке танка Т-14 «Армата» — достаточно взглянуть на его сложной формы несимметричную башню). Корпус и надстройка корабля снаружи покрыты радиопоглощающими материалами толщиной примерно в 2,5 см., до минимума уменьшено количество выступающих антенн и других частей корпуса.

Вооружение эсминца Zumwalt состоит из 20 универсальных пусковых установок Мк-57 с возможностью установки в них до 80 ракет, двух дальнобойных 155-мм артиллерийских установок AGS и 30-миллиметровых скорострельных зенитных систем На эсминце предусмотрено базирование вертолёта и нескольких беспилотных летательных аппаратов. Водоизмещение корабля приближается к отметке 15 тыс. тонн, что делает эсминцы проекта DD(X) крупнейшими современными неавианесущими боевыми кораблями в мире после советских/российских атомных ракетных крейсеров проекта 1144 (серия из четырёх крейсеров, построенных в СССР в период с 1973 по 1989 годы, на данный момент — единственные в составе российского ВМФ надводные корабли с ядерной энергетической установкой), водоизмещение которых достигает 26 тыс. тонн. В качестве главной энергетической установки на корабле USS Zumwalt используются два газотурбинных двигателя Rolls-Royce Marine Trent-30 общей мощностью 105 тыс. л.с. Двигатели соединены с электрогенераторами в единую энергосистему, которая снабжает энергией все системы корабля, в том числе и два электродвигателя, вращающие гребные винты. Подобная «архитектура» энергетической установки позволила обеспечить высокие ходовые характеристики — заявленная максимальная скорость эсминца превышает 30 узлов.

Казалось бы, всё прекрасно (за исключением стоимости, разумеется), но как это часто бывает в последнее время с американскими военными разработками, есть нюансы:

1. Мореходные качества. В эсминцах проекта DD(X) применено дерзкое, новаторское решение — острый с обратным углом наклона, «таранного типа» форштевень. Такая форма носа является воплощением противоположной, по сравнению с общераспространенной ныне, концепции обтекания волнами носа и киля корабля — и, по словам американских судостроителей, это должно было обеспечивать эсминцу хорошую мореходность при низком, в угоду снижению радиолокационной заметности, борте. Такая форма носа корабля должна «пробивать», «резать» волны — вместо «взбирания» на волну. Однако при ходовых испытаниях обнаружилось, что уже при среднем волнении USS Zumwalt начинает серьезно «клевать носом», что самым негативным образом сказывается на его скорости хода и остойчивости. Устранить эту проблему не представляется возможным, так как она проистекает из существующей геометрии корпуса судна; единственное, что можно сделать, — это постараться как-то нивелировать ее негативное влияние на мореходные качества корабля. Правда, американские инженеры еще пока не придумали как именно.

2. Вооружение. Изначально предполагалось, что эсминец DDG-1000 сможет выполнять функции как огневой поддержки, так и противоракетной обороны на любом театре военных действий, а так же обеспечивать противовоздушное прикрытие морских и сухопутных соединений. Для этого его планировали оснастить установками ЗУР SM-2MR или SM-6, а для задач ПРО - перспективными модификациями противоракеты SM-3. Однако на данный момент на уже готовом «Замволте» не установлено ничего(!) из вышеперечисленного, и в связи с проблемами адаптации пусковых установок ПВО и ПРО к конструкции корпуса, непонятно когда будет установлено — и будет ли вообще!

3. Радиолокационные возможности. Помимо радиолокационной малозаметности, для кораблей подобного типа большое значение имеют средства обнаружения — ведь если ты «невидим» для вражеского радара, но сам не можешь обнаружить противника, то все преимущества стелс-технологий сразу сходят на нет. Для эсминцев серии DD(X) изначально разрабатывалась связка из двух мощных радиолокационных комплексов разных диапазонов: AN/SPY-3 - для работы по низколетящим/высотным целям и целям в ближнем космосе и AN/SPY-4 - радиолокационная станция "объемного поиска". Столкнувшись с тем, что SPY-4, разрабатываемый для «почившего в бозе» крейсера CG(X), никак не помещается корпус проекта DDG1000, Пентагон, не долго думая, попросту прекратил его разработку в 2010 году, и начал проектирование новой системы AMDR (Air Missile Defense Radar) специально под DDG-1000 Zumwalt. Но затем с AMDR начались серьезные проблемы, и в данный момент “Замволт“ оснащен только системой РЛС AN/SPY-3, что удовлетворяет только половине заявленных требований ВМФ США к данному типу кораблей.

4. Универсальность. Нет на “Замволте“ и еще одного вида вооружения, который для современных кораблей обязательно иметь в наличии, если они заявлены как самостоятельные боевые единицы флота — это противокорабельные ракеты. На вооружении ВМС США есть только один их тип - семейство дозвуковых ПКР «Гарпун». Однако «Гарпун» не удалось адаптировать к шахтным пусковым установкам DDG-1000 - так как «Гарпун» запускается из собственных четырехконтейнерных установок, для которых в свою очередь, не нашлось места в корпусе эсминца. Замкнутый круг. В итоге “Замволт“ остался вообще без противокорабельных ракет! Чтобы как-то оправдать этот свой очевидный провал, в Пентагоне заявили, «что новому эсминцу ПК-ракеты не нужны вовсе, а с кораблями противника бороться проще всего авиацией с авианосцев». С кем тогда будет бороться Zumwalt, при этом не уточнили...

5. «Технологии будущего» . Изначально вместо артиллерийской системы 155 калибра на кораблях типа DD(X) / GG(X) планировалось устанавливать электромагнитную пушку (ЭМП), но потом от этой идеи решили отказаться. В том числе потому, что при стрельбе из ЭМП пришлось бы на время отключать большую часть электроники эсминца, в том числе системы ПВО и ПРО, а также останавливать ход корабля и системы жизнеобеспечения, иначе мощности энергосистемы не хватает для обеспечения стрельбы. К тому же ресурс ЭМ-пушки крайне невелик — всего несколько десятков выстрелов, после чего ствол выходит из строя из-за огромных магнитных и температурных перегрузок. Данную проблему решить пока не удалось. Исследования и испытания, а точнее сказать, «освоение бюджета», по программе разработки электромагнитного оружия в данный момент продолжаются, но вряд ли ЭМП с теми характеристиками, которые заявлялись на старте данной программы, появится на вооружении армии США в обозримой перспективе.

Конечно, нельзя сказать что Zumwalt полностью лишен достоинств. Они у него есть: это и малозаметность в радиолокационном диапазоне, и гибридная энергоустановка нового поколения, и высокая автоматизация всех систем управления кораблем, вследствие чего экипаж составляет всего 140 человек, и скорострельная артиллерийская система AGS калибром 155 мм. Но учитывая, что ряд недостатков, и довольно существенных, до сих пор не устранены (а некоторые не могут быть устранены в принципе), а так же то, что стоимость одного корабля уже превысила 7 млрд. долларов, и будет только расти, — это сводит на нет все достоинства эсминца.

Можно услышать мнение, что футуристический Zumwalt — прообраз «корабля будущего», но «корабль будущего» характеризуется не внешним видом, а сочетанием малозаметности и малошумности, мореходных качеств, живучести и огневой мощи, позволяющей одинаково успешно бороться с надводными, подводными и воздушными целями противника. И, что особенно важно, «корабль будущего», будь то авианосец, эсминец или крейсер, должен отличаться еще и разумной ценой, — позволяющий производить и ставить его на вооружение в серийных количествах. А Zumwalt этим критериям не соответствует — на данный момент это просто очень дорогая «игрушка», «витрина технологий американского ВПК», — как выразился один из сенаторов США. Так что в итоге создали американцы — эсминец «завтрашнего дня» и «грозу морей», способную наводить ужас на флот противника, или плавающий «музей», рекламирующий возможности (и аппетиты) американского военно-промышленного комплекса? Учитывая, что будет построено и принято на вооружение всего 3 корабля проекта DD(X), — ответ очевиден.

DDG-1000 Zumwalt

DDG-1000 Zumwalt

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Авиагруппа

  • 1 × вертолёт SH-60 LAMPS;
  • 3 × БПЛА MQ-8 Fire Scout.

Ракетное вооружение

  • 80 ТПК (20 УВП Мк 57 по 4 ТПК) под КР "Томахок", ПКР "Гарпун";
  • ЗУР "Усовершенствованная Си Спарроу" и "Стандарт";
  • ПЛУР "Асрок".

Артиллерия

  • 2 × 155-мм АУ AGS (920 выстрелов, из них 600 в автоматизированной боеукладке).

Зенитная артиллерия

  • 2 × 57-мм АУ Mk. 110.

Противолодочное вооружение

  • RUM-139 VL-ASROC.

Радиолокационное вооружение

  • AN/SPY-3.

Однотипные корабли

USS Michael Monsoor (DDG-1001), USS Lyndon B. Johnson (DDG-1002)

Эскадренные миноносцы типа Zumwalt - строящаяся серия из трех кораблей для ВМС США. Корабли обладают расширенным составом радиоэлектронного вооружения, совершенно новой формой корпуса типа "прорезающий волну" и оптимизированы для решения задач по нанесению ударов по береговым целям. Из-за финансовых ограничений и смены геополитической обстановки планируемая к постройке крупная серия из более трех десятков кораблей этого типа была ограничена лишь тремя единицами.

Общие сведения

Совершенно новый тип эскадренных миноносцев ВМС США с ракетным вооружением и оптимизацией для ударов по береговым целям (на этапе ранних предварительных проработок известны как DD-21, позднее DD(X)).

История создания

Сама по себе история данного проекта – история постоянной борьбы с непрерывно растущей ценой и уменьшения его серийности, а также упрощения конструкции и снижения тактико-технических характеристик (ТТХ). Все началось, наверное, еще в конце 70-х годов, когда умами в штабах ВМС США овладела идея «корабля-арсенала» – корабля с минимумом надстроек, с пониженной ЭПР, зато набитого максимальным числом ячеек унифицированных шахтных пусковых установок для различного вооружения, в основном ударного, для атаки наземных целей.

Новая концепция перспективных тяжелых кораблей ВМС США SC-21 появилась после 1991 года. Она состояла из перспективного крейсера CG21 (затем CG(X)) и перспективного эсминца DD21 (затем DD(X)). Основной идеей была универсальность – предполагалось, что и крейсер, и эсминец должны были иметь способность выполнять любые задачи, как боевые (поддержка десанта, удары по наземным целям или борьба с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечение ПВО корабельного соединения), так и небоевые (например, эвакуация мирных граждан из «проблемной» страны).

Необходимость этих кораблей была в новых условиях не очевидной, да и цена начала взрывообразно расти. Разумеется, рост цены вел к сокращению серии, а сокращение серии влекло повышение цены, т. к. общие издержки распределялись по меньшему числу корпусов. Первой жертвой Конгресса пал крейсер, который сначала отложили, а теперь и вовсе не вспоминают. Считается, что замены у крейсеров типа «Тикондерога» не будет, точнее, их заменят эсминцы типа «Арли Берк» последних серий.

Затем начали урезать и эсминец. Сначала серию, планировавшуюся из 32 кораблей, сократили на восемь. Затем их осталось 11, потом семь, в конечном же итоге серию сократили до двух кораблей. А потом лоббистам проекта удалось вымолить еще один. Цена, конечно, тоже выросла. Только на разработку проекта затрачено около 10 млрд долларов. Вместе с распределением расходов на опытно-конструкторские работы по трем корпусам цена за корабль составляет порядка 7 млрд долларов за первую единицу, это не считая стоимости жизненного цикла.

Естественно, с течением времени не только росла цена, но и сокращались возможности проекта. В конечном итоге DD(X) переименовали в DDG1000, одновременно сократив водоизмещение и вооружение. Причем результаты этих сокращений вызывают довольно-таки двойственное отношение.

Проектирование

При разработке ЭМ УРО типа Zumwalt особое внимание было уделено повышению уровня автоматизации и созданию общекорабельной иерархической информационно-управляющей инфраструктуры, построенной на принципах распределенных компьютерных сетей (с центральным компьютером - серверами, расположенными в специальных контейнерах, управляющим распределением ресурсов и централизованным доступом к данным, использованием общих протоколов обмена данными), с применением волоконно-оптических линий связи (единая шина данных).

Такая система предусматривает согласованное функционирование автоматизированных систем освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, боевого управления, связи, радиоэлектронной разведки и борьбы, контроля состояния систем и механизмов, а также управления кораблем и его техническими средствами.

Единая боевая информационно-управляющая система (БИУС) является первым крупномасштабным проектом электронной системы с открытой архитектурой, реализованным на надводном корабле ВМС США.

Внедрение данной системы позволит значительно увеличить уровень автоматизации, в результате чего на 70% снизятся рабочие нагрузки на экипаж, а его численность сократится до 148 человек, включая персонал авиагруппы (АГ), которая по сравнению с АГ эсминца УРО типа "О. Бёрк" подсерии 2А увеличится с 22 до 28 человек.

Описание конструкции

Корпус

При проектировании ЭМ УРО типа Zumwalt для снижения заметности в различных диапазонах длин волн был применен общий принцип построения оборудования верхней палубы и надстройки корабля, получивший название INTOP (integrated Topside).

Для уменьшения ЭПР эскадренного миноносца его корпусу придана особая форма - "пронизывающая волну", с завалом бортов выше ватерлинии приблизительно на 8°. Форштевень также имеет волнорежущую форму под углом около 45°. На корпус выше ватерлинии будет нанесено противорадиолокационное покрытие. Все палубные устройства и механизмы на эсминце максимально убраны в подпалубное пространство. В походном положении стволы орудий артиллерийских установок крупного и малого калибров закрываются заслонками. По предварительным оценкам в равных условиях ЭПР ЭМ УРО нового поколения типа "Замволт" в 50 раз меньше, чем у эсминцев типа "О. Бёрк" (ее часто сравнивают с ЭПР 14-м рыбацкой шхуны).

Корпус корабля состоит из пяти палуб средней высотой 3 м и трюма - 1,75 м. Вертолетная площадка длиной около 46 м расположена в корме на второй палубе, Корпус имеет бульбообразную носовую оконечность, что улучшает мореходные качества судна.

Пирамидальная гладкая, без выступающих частей и привычных мачтовых конструкций, надстройка расположена под углом 10-16° к вертикали. К кормовой ее части примыкает ангар, выполненный из композиционных материалов. Надстройка также сделана из этих материалов. С внешней стороны надстройка и ангар имеют противорадиолокационное покрытие - они облицованы прямоугольными панелями, изготовленными из специального радиопоглощающего материала. Как и в корпусе, отверстия в надстройке закрыты лацпорта-ми. Антенные устройства радиолокационных систем (активные ФАР) интегрированы в нее.

Палубы надстройки, также выполненные из композиционных материалов, представляют собой единое целое с бортами надстройки и ее переборками, что исключает необходимость использования специального крепежа. Надстройка и палубный настил изготовлены по технологии вакуумного литьевого прессования компаунда (VARTM - Vacuum Assisted Resin Transfer Molding), широко используемой не только в судостроении, но и в автомобиле- и авиастроении, а также в других областях.

Для обеспечения прочности конструкции слои ткани из углеродного волокна укладываются в форму и в середине армируются более жестким материалом, после чего осуществляется вакуумная заливка композитом. С внутренней стороны надстройка обшита листами из пробкового дерева для теплозвукоизоляции. Надстройка, выполненная как монолитная структура, имеет следующие размеры: длина 48,8 м (с ангаром около 61 м), ширина 21,3 м, высота 21 м. Она состоит из шести уровней. В четырех верхних общей высотой 12,2 м расположены посты управления кораблем и радиолокационные системы. В средней части надстройки проходят газоход энергетической установки, а также системы его водяного и воздушного охлаждения.

Для снижения ИК-поля корабля применяется система подавления теплового поля (ISEE & HSS - Infrared Suppression Engine Exhaust and Heat Suppression System). Она обеспечивает орошение надстройки и корпуса забортной водой.

В сравнении с другими типами современных кораблей низкий уровень шумности этого эсминца достигнут за счет внедрения системы электродвижения и использования опыта атомного подводного кораблестроения по амортизации и звукоизоляции механизмов и агрегатов. Благодаря применению данных технологий разработчикам удалось выйти на максимальный (третьоктавный) уровень шумности, соответствующий таковому на первых ПЛА типа "Лос-Анджелес" постройки конца 1970-х годов, который составлял 65-72 дБ. Для сравнения - у ЭМ УРО типа "О. Бёрк" он менее 100 дБ. Кроме того, для эсминца были разработаны новые винты и рули.

Полное водоизмещение корабля 15 365 т, что в среднем на 55 % больше, чем у КР УРО типа "Тикондерога" (9 957 т), состоящих на вооружении ВМС США, и на 69-73 % превышает водоизмещение ЭМ УРО типа "Бёрк" подсерий 1, 2 и 2А(8 950-9 155 т).

Особо отмечается инновационное решение по переферийному расположению УВП (PVLS - Peripheral Vertical Launch System). Блоки установки размещены "периферийно" (вдоль бортов) -12 в носовой части корабля (перед надстройкой, по шесть по правому и левому борту) и восемь в кормовой (за надстройкой, дальше ангара, по четыре блока справа и слева от вертолетной площадки).

Подобное конструкционно-схемное решение позволило скомпоновать носовую оконечность таким образом; чтобы высвободить пространство внутри корпуса для размещения двух башен АУ с элеваторами и погребами боезапаса последовательно друг за другом по диаметральной плоскости. Кроме того, примененная компоновочная схема снижает вероятность детонации и, следовательно, потери всего боекомплекта батареи ракет при подрыве одного из четырех ракетных погребов. Это также повышает живучесть ЭМ за счет уменьшения мощности взрыва при попадании средств поражения в отдельные батареи.

Бронирование

В основном корабль слабо бронирован, но в некоторых частях бронирование имеется. Например коффердамы подпалубного пространства, в которых размещены УВП, усилены броневыми плитами. Такая конструкция, по мнению разработчиков, должна предотвратить распространение взрывной волны в направлении внутреннего пространства корпуса корабля при попадании ПКР или снарядов противника в УВП.

Для испытаний новой УВП были изготовлены полномасштабный модуль массой 162 т и несущая конструкция, имитирующая часть обшивки и внутреннего объема корпуса корабля. В ходе них оценивалась живучесть установки при взрыве боезапаса и давались рекомендации по оптимизации конструкции УВП и корпуса. Испытания системы показали, что при внутреннем взрыве боезапаса основная часть образуемой при этом энергии направляется в сторону от корпуса, что позволяет минимизировать повреждения оборудования, расположенного во внутренних отсеках корабля, смежных с поврежденным коффердамом.

В целом упор сделан на конструктивную защиту и расположение важных элементов(бронирование встречается сейчас разве что на авианосцах и тяжелых крейсерах, и то крайне умеренно). В конструктивной защите имеется ввиду размещение УВП ракет четырьмя группами вдоль бортов и различные малозначимые помещения по периметру корабля, экранирующие важные, расположенные внутри. А также возможно использование различных бронекомпозитов в ответственных местах – вроде кевлара или высокомолекулярного полиэтилена.

Энергетическая установка и ходовые качества

Здесь реализована схема, при которой британские газовые турбины Rolls-Royce Marine Trent-30 (одни из самых мощнейших в своем классе) приводят в действие электрогенераторы - после электрическая энергия вновь преобразуется в механическую энергию, посредством гребных электродвигателей.

Электроходы широко известны в гражданском судостроении, но не получили большого развития на военно-морском флоте (где мощность корабельных ГЭУ зачастую превышает 100 тыс. л.с.). «Замволт» - второй после британского «Дэринга», где была применена схема с полным электродвижением (Full Electric Propulsion - FEP).

Исключение прямой механической связи между ГТД и винтами позволило уменьшить вибрации корпуса, что в свою очередь, положительно сказалось на уменьшении шумности эсминца. Кроме того, это упростило энергоснабжение энергозатратного оборудования и «развязало руки» конструкторам.

Экипаж и обитаемость

В проекте корабля применен ряд современных технологий, позволяющих снизить стоимость его жизненного цикла корабля. Одной из них является ГЭУ нового поколения - ОЭЭС с высокими КПД и надежностью, которая обеспечит снижение расходов топлива и, соответственно, эксплуатационных расходов на протяжении всего срока службы НК. Помимо этого, ОЭЭС подразумевает сокращение количества первичных источников энергии (тепловых машин), что, в свою очередь, позволит уменьшить стоимость ГЭУ и численность обслуживающего персонала.

Еще одно новшество - глубокая автоматизация процессов контроля и управления боевыми и общекорабельными системами (в том числе и ГЭУ), которая позволит сократить численность экипажа 300-350 человек, как на современных кораблях такого же класса, до 148, что, в свою очередь, даст возможность снизить стоимость жизненного цикла.

Вооружение

Авиационное вооружение

На судне располагается вертолет Sikorsky SH-60 Seahawk морского базирования, а также многоцелевые беспилотные летательные аппараты MQ-8 Fire Scout в виде трех экземпляров.

Sikorsky SH-60 Seahawk - американский многоцелевой вертолёт. SН-60 разработан на основе вертолёта UH-60 в соответствии с конкурсной программой ВМС США LAMPS Мк.3 (Light Airborne Multipurpose System - лёгкая авиационная многоцелевая система) для эксплуатации с военных кораблей. Первый полёт вертолёта состоялся в 1979 году и был принят на вооружение ВМС США в 1984 году.

MQ-8 Fire Scout - многоцелевой беспилотный летательный аппарат (беспилотный вертолёт). Работа над созданием беспилотного аппарата вертикального взлета RQ/MQ-8 "Fire Scout" на основе конструкции гражданского вертолёта Schweizer 330 была начата в феврале 2000 года фирмой "Schweitzer USA" (дочерней структуры компании "Sikorsky")

Противолодочное вооружение

RUM-139 VL-Asroc

На этом корабле решили установить RUM-139 VL-Asroc - противолодочную ракету разработки США, модификация ракеты RUR-5 ASROC, использующая в качестве пусковой установки универсальную УВП Mk 41. Является основным средством поражения ПЛ для надводных кораблей американских ВМС.

Основу системы управления составляет цифровой автопилот, который использует управление вектором тяги, чтобы вывести ракету на нужный угол возвышения (40° на начальном участке, 29° на маршевом). В целях снижения влияния ветрового сноса на больших высотах траектория ракеты делают более пологой. Как и в классическом ASROC дальность полёта регулируется выключением двигателя и отделением боевой части в нужной точке траектории. Ракета поставляется в транспортно-пусковом контейнере Mk 15 Mod 0 VLS, который исключает необходимость проведения технического обслуживания на борту корабля.

После старта ракета автономна и ее траектория с носителя не корректируется. Дальность стрельбы определяется временем горения твердотопливного заряда маршевого двигателя, которое вводится в реле времени перед пуском. В расчетной точке траектории отделяется маршевый двигатель и раскрывается парашют, обеспечивающий торможение и приводнение торпеды. При входе в воду происходит отделение парашюта и запуск двигателя торпеды, которая начинает поиск цели.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

2 × 155-мм АУ AGS

Корабль вооружен двумя носовыми башнями со 155-миллиметровыми новейшими артсистемами AGS (Advanced Gun System). Долгое время после войны считалось, что универсальная артиллерия среднего калибра свое значение утратила. Но после ряда локальных войн выяснилось, что пушки нужны, например, для поддержки десантов и для множества других задач.

Система представляет собой башенное 155-миллиметровое орудие (длина ствола 62-го калибра) с подпалубной системой автоматического заряжания. Башня создана с учетом требований радиолокационной малозаметности, пушка в небоевом положении прячется для этой же цели. Выстрелы раздельно-гильзовые, стрельба полностью автоматическая до полного истощения боезапаса.

Боекомплект двух башен – 920 выстрелов, из них 600 – в автоматизированных боеукладках. Однако скорострельность заявляется весьма низкая – 10 выстрелов в минуту, что объясняется тем, что снаряд очень длинный и система заряжания работает лишь при вертикальном расположении ствола. Обычными снарядами калибра 155 мм эта пушка не стреляет, даже корректируемыми.

У нее только специальные управляемые сверхдальнобойные снаряды LRLAP. По сути, этот очень длинный снаряд с двигателем и крылышками лучше называть ракетой и по устройству, и по отношению общей массы к массе боевой части. Длина снаряда составляет 2,24 м, масса – 102 кг, масса взрывчатого вещества – 11 кг. В носовой части имеются четыре управляющих крыла, в хвостовой – восьмилопастный стабилизатор. Система управления снаряда инерциальная с использованием GPS НАВСТАР. Дальность обещается до 150 км, но пока стреляли на дальности 80–120 км. Точность заявляется в 10–20 метров, что, в общем, и хорошо для такой дальности, но недостаточно, учитывая невысокое могущество у цели такого снаряда.

Установка орудия

155-мм АУ AGS

2 × 57-мм АУ Mk. 110

Зенитно-артиллерийские комплексы ближней самообороны представлены на «Замволте» парой 57-миллиметровых шведских арткомплексов «Бофорс» Мк.110 со скорострельностью 220 выстрелов в минуту и дальностью полета зенитного снаряда до 15 км. Переход на такой большой калибр от применявшегося в США на таких системах 20 мм (в Европе, Китае и России – 30 мм) объясняется в том числе тем, что ни 20-миллиметровые, ни 30-миллиметровые снаряды не обеспечивают сбивания тяжелых сверхзвуковых ПКР – даже при прямом попадании бронебойных снарядов боевая часть ракеты не пробивается и не детонирует, долетая все равно до цели, как тяжелый снаряд. Мк.110 же обеспечивает и большую дальность перехвата, и применение корректируемых снарядов, которыми попытаются компенсировать падение скорострельности с нескольких тысяч выстрелов в минуту до пары сотен. Насколько это будет эффективно – пока сложно судить.

Ракетное и тактическое ударное вооружение

Иллюстрация запуска ракет Томагавк

На DDG1000 применен новый тип универсальной вертикальной пусковой установки (УВП) Мк.57 вместо широко распространенной УВП Мк.41. Каждая секция состоит из четырех ячеек, всего на корабле 20 секций и 80 ячеек для ракет. На DD(X) предполагалось большее число ячеек – 117–128, но и сам корабль был бы в 16 000 тонн, обладая, однако, увеличенными возможностями. Причем на «Замволте» применено оригинальное решение – в отличие от предыдущих проектов, УВП размещаются не в двух местах (перед и за надстройками), а группами по бортам по всему кораблю. В этих отсеках расположены в первую очередь крылатые ракеты морского базирования «Томагавк» разных модификаций для нанесения ударов по наземным целям в обычном оснащении, также могут использоваться противолодочные ракеты ASROC-VLS.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Изначально для «Замволта» создавался новейший радиолокационный комплекс DBR с шестью АФАР, работавшими в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Это обеспечивало беспрецедентную дальность и точность при обнаружении любых типов воздушных, морских или заатмосферных целей на орбите Земли - в пределах зоны обзора радара DBR.

К 2010 году, когда стало ясно, что «Замволты» получаются слишком дорогими и не могут заменить собой существующие эсминцы - концепция радара DBR подверглась кардинальному сокращению. В составе средств обнаружения «Замволта» остался лишь многофункциональный радиолокатор сантиметрового диапазона AN/SPY-3 с тремя плоскими активными ФАР, размещенными на стенках надстройки эсминца.

МОСКВА, 13 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Суперсовременные американские эсминцы "Замволт" словно преследует "фамильное проклятье". Не успели эксперты завершить обсуждения прошлогодней поломки головного корабля DDG-1000 в Панамском канале, как на этой неделе частично вышел из строя его "младший брат" — DDG-1001 "Майкл Монсур". . У корабля отказали фильтры гармоник, которые защищают чувствительное электрооборудование от колебаний мощности. В итоге "Майкл Монсур" временно лишился большей части своей высокотехнологичной электронной начинки. У американских военных моряков прибавилось головной боли: корабли, уступающие по цене лишь авианосцам, упорно не хотят избавляться от множества "детских болезней". О том, почему проект новейших эсминцев до сих пор буксует, — в материале РИА Новости.

Слишком продвинутый

Эскадренные миноносцы с управляемым ракетным вооружением Zumwalt должны были стать универсальными боевыми кораблями, но с упором на борьбу с береговыми и наземными целями. На "Замволты" планировали возложить задачи огневой поддержки морского десанта, ударов высокоточным оружием по войскам и инфраструктуре, а также атаки надводных кораблей противника. Программа по строительству перспективных эсминцев стартовала в 2007 году, когда на создание двух первых "Замволтов" конгресс выделил 2,6 миллиарда долларов. Всего же ВМС США рассчитывали получить 32 корабля этого типа и уложиться при этом в 40 миллиардов.

Однако стоимость кораблей этого проекта, которые американские инженеры пытались подтянуть под высокие требования военных, начала расти астрономическими темпами. Сначала заказ снизили до 24 эсминцев, потом до семи. В итоге в 2008 году флот решил ограничиться всего тремя кораблями. Каждый из них, по последним данным, обошелся казне в 4,4 миллиарда долларов, не считая стоимости обслуживания корабля на протяжении его жизненного цикла (итоговая стоимость может превысить семь миллиардов).

© AP Photo / Robert F. Bukaty

Первый "Замволт" вступил в состав ВМС США 16 октября 2016 года. Уже через месяц — 21 ноября — DDG-1000 заглох в Панамском канале на пути к порту в Сан-Диего. Морская вода проникла в два из четырех подшипников, соединяющих индукционные бортовые двигатели корабля с его приводными валами. Оба вала вышли из строя, и "Замволт" врезался в стены канала. Суперсовременному эсминцу пришлось позорно возвращаться в порт на буксире. Более того, в Сан-Диего на корабле обнаружили утечку в системе охлаждения смазки, но ее причину установить на тот момент не удалось. Как показали последние события, серьезные проблемы с силовой установкой испытывает и второй эсминец серии.

"Надо отдавать себе отчет в том, что американцы боевые корабли строить умеют, — рассказал РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — И "Замволт" по всем своим параметрам — очень интересный, оригинальный проект. Особенно его необычная энергетическая установка, схожая с той, что применяется на стратегических подводных лодках класса "Огайо". Отличие лишь в том, что на "Замволте" вместо атомного реактора дизель-газотурбинный двигатель. Он соединен с электродвигателями, которые используются на малом и среднем ходу. В теории данный подход подразумевает экономию топлива, когда корабль идет в крейсерском режиме на одном электричестве. На практике же такая система резко удорожила двигательную установку и снизила ее надежность. Отсюда и поломки".

Алексей Леонков напомнил старую шутку: "Американцы всегда находят правильное решение, но лишь тогда, когда испробуют все неправильные". Эксперт подчеркнул, что такая же история была с изначально "сырыми" штурмовой винтовкой М-16 и истребителем F-16, которые в итоге довели практически до совершенства. Нет сомнений, что со временем отшлифуют и "Замволты". Вот только до сих пор неясно, какую нишу эти три корабля займут в Военно-морских силах.

Дыра для бюджета

Уильям Биман: эсминцы "Замволт" у берегов Китая – страх США перед КНР Причиной для принятия решения разместить новейшие вооружения у границ Китая является обеспокоенность США растущим влиянием КНР на Азиатско-Тихоокеанский регион. Так американский политолог прокомментировал недавнее заявление главы Пентагона.

Ударные возможности "Замволта" достаточно высокие, но не выдающиеся. Его основное вооружение — 80 крылатых ракет в шахтах вертикального пуска, размещенных вдоль бортов. Ноу-хау эсминца должно было стать артиллерийское вооружение. Изначально планировалось установить на него два электромагнитных рельсотрона. Однако проект был обречен на провал, так как это оружие съедало бы все энергетические мощности корабля. Вооруженный рельсотронами эсминец, по сути, превращался в плавучий лафет для пушки и "отключался от сети" после каждого выстрела.

Позже было решено остановиться на двух 155-миллиметровых артиллерийских орудиях AGS нетрадиционной активно-реактивной схемы с дальностью стрельбы до 148 километров. Применяемые в них снаряды LRLAP, по заявлениям разработчиков из концерна Lockheed Martin, настолько точны, что способны "поразить цели в каньонах прибрежных городов с минимальным сопутствующим ущербом". Все бы ничего, вот только стоимость одного боеприпаса такого типа уже превысила 800 тысяч долларов. Для сравнения: отлично обкатанная в десятках вооруженных конфликтов крылатая ракета "Томагавк" бьет на 2,5 тысячи километров и стоит лишь ненамного дороже — около миллиона. Командование ВМС США с 2016 года ищет альтернативу "золотым" снарядам для чудо-пушки, но пока безуспешно.

© AP Photo / Robert F. Bukaty Новейший эскадренный миноносец США типа "Замволт" (Zumwalt)


© AP Photo / Robert F. Bukaty

"Таким образом, у "Замволтов" остаются только по 80 "Томагавков" на корабль, — рассказал Алексей Леонков. — А теперь давайте проведем несложные расчеты. Один эсминец с 80 ракетами стоит 4,4 миллиарда долларов. Крейсер типа "Тикондерога" (до 122 "Томагавков") обходится американским налогоплательщикам примерно в миллиард. Эсминец класса "Арли Берк" (до 56 "Томагавков" плюс противокорабельные ракеты и система ПРО Aegis), по последним данным, стоит около 1,8 миллиарда. Оба этих корабля прекрасно испытаны в боевых условиях и давным-давно доведены до ума. Да, "Замволт" выполнен по технологии малозаметности. Но любой специалист по РЛС скажет вам, что все эти игры с невидимостью — это только игры. Можно лишь частично снизить заметность и в определенном диапазоне. Так не проще ли за те же деньги построить две АПЛ класса "Огайо", каждая из которых в нестратегическом варианте может нести по 154 "Томагавка"? Такой подводный крейсер уж точно менее заметен, чем "Замволт", а по своей ударной мощи превосходит его вдвое".

По мнению эксперта, "Замволт" так и не пойдет в крупносерийное производство, оставшись дорогостоящей и бесполезной "игрушкой". Как подчеркнул Леонков, реализация хотя бы трех кораблей этого типа "в металле" — прямое следствие усилий лоббистов проекта в правящих кругах США. Американская промышленность давно умеет строить более дешевые и эффективные корабли. Пусть и не такие высокотехнологичные и оригинальные внешне.

Пока все "прогрессивное человечество™ " празднует выход на ходовые американского чуда техники эсминца DDG-1000 класса Zumwalt... а "ватники" презрительно хмыкают - "вот это попил..." Я, поглядев на эти "ахи-вздохи", решил разобраться - стоит ли этот "утюжок" 4 с копейками миллиарда $.

Уши DDG-1000 растут из программы "перспективного эсминца XXI века" DD21 (позднее - DD(X) ), которая была задумана одновременно с программой "авианосца XXI века" CVN-21 (CVN(Х)), ракетным крейсером CG(X) и программой Littoral Combat Ship (LCS ). Все программы замечательные и достойны отдельных рассказов. Но попозже. И к литоральному кораблю (LCS) и новому авианосцу я позднее еще точно вернусь. :) А пока речь о Зумвальте.

Программу DD21 признали жирной даже американские конгрессмены... и сократили ее на 50% ("ну-ну" - видимо хмыкнули в этот момент ребята из Northrop Grumman Shipbuilding, - "мы еще на вас выспимся... потом") несколько урезав "осетра" и сократив количество кораблей.
Изначально военные рассчитывали на 32 новых эсминца. Затем программу последовательно урезали до 24, семи и под конец - трех штук.

О строителях чудо-корабля

Помимо строящей сам корабль General Dynamics (второй на другой верфи строит Northrop Grumman ) в проекте также отметились Raytheon (проектировщики РЛС AN/SPY-3) и Lockheed Martin (проектировали вторую РЛС AN/SPY-4).
Помните их?
Да, да - это те самые, у которых дитя без глазу (с) . Только Raytheon там не было, но вместо оной был Boeing.

У вас плохое предчувствие?
Оно вас не подводит. Тут тоже вышло не очень "гладко". :)

Так вот, про РЛС - на Зумвальте планировалась революционная двухдиапазонная РЛС DBR "Dual Band Radar" (AN/SPY-3 + AN/SPY-4).
Такую же ранее должны были ставить на новейший авианосец "Джеральд Форд" (вышеупомянутая программа CVN-21), спущенный на воду 2 года назад, но...
Не вышел каменный цветок у Данилы-мастера. (с) Не будет, похоже, двухдиапазонной.

AN/SPY-4 - зарубили. AN/SPY-3 - еще не доделали.

Да, внимательный читатель подметил правильно - уже спущенный в 2013 году на воду авианосец "Джеральд Форд" все еще слепой и глухой без РЛС, и когда прозреет - не понятно.
Так что нет еще такого авианосца (а то некоторые уже нагло считают его в раскладах) у США. И оптимисты говорят, что раньше 2018 года его вряд ли достроят.

Вооружение и особенности конструкции

Вооружен корабль... на мой взгляд - странно.

1. Две автоматических 155-мм артустановки AGS (Advanced Gun System). Общий боекомплект двух орудий - 600 выстрелов.

Орудия создавались под специальный боеприпас и не могут использовать обычные артиллерийские 155-мм снаряды.
Фантастический показатель дальности стрельбы (обещали аж до 100 миль, по факту получили 67 миль - 117 км) объясняется тем, что т.н. корректируемые (наводящиеся по GPS) активно-реактивные снаряды по сути являются двухметровыми ракетами с 10 кг взрывчатки (масса самого снаряда - 100 кг).
Интересно - сколько будет стоить один такой "снарядик"? Учитывая цены на гораздо более простые .

2. 20 четырехячеечных УВП Mk-57 суммарной емкостью 80 ракет.

С этими все ясно - младший брат УВП Mk.41 для размещения "Томагавков", ASROC, ESSM и прочих ракет.
Располагаются вдоль бортов корабля до и после надстройки, являясь "дополнительной защитой" корабля.

Кстати - со "Стандартами" вышла непоняточка.
Точно заявлено про ЗУР ближней зоны (ESSM), противолодочные ASROC и про "Томагавки". Со "Стандартами" же непонятно - поскольку
31 июля 2008 года на слушаниях комитета по делам Вооруженных сил Палаты представителей сообщили (вице-адмирал Барри Мак-Каллаф, заместитель командующего ВМС США и Эллисон Стиллер, помощник военно-морского министра по кораблестроительным программам): «Эсминец УРО типа DDG-1000 не способен осуществлять противовоздушную оборону на ТВД, в том числе не может эффективно применять зенитные управляемые ракеты «Стандарт» типов SM-2, SM-3 или SM-6 и тем более не может решать задачи противоракетной обороны от баллистических ракет».
Сие странно.
Но судя по тому, что даже в нашей педивикии Ракеты SM-2, SM-3 и SM-6 отсутсвуют в номенклатуре воружения (а вики обычно про американское оружие - наоборот преувеличивает, порождая по страт бомберу B-1B ) - что то с ними действительно не так. Может они "не дружат" с новой РЛС?

3. Две одноствольные 57-мм зенитные артустановки «Бофорс» Mk110 (боезапас - по 480 выстрелов на каждую артустановку).
А как же старый добрый шестиствольный "Вулкан-Фаланкс"?
Две одноствольные 30-мм зенитные пушки от Бушмастера.
А чем распиаренные супер точные и мощные 57-мм, планировавшиеся до 2012 года оказались хреновы?
Ну нам же лучше - теперь "Зумвальт" не сможет встречать ПКР мощными 57-мм снарядами с дальности в 15 (!) километров, как мог бы.
:)

4. Два вертолета (SH-60 LAMPS «Сихок» или MH-60R «Сихок»), либо один вертолет и три беспилотных летательных аппарата вертолетного типа MQ-8 «Файр Скаут».

Зумвальт с водоизмещением в 14500 тонн станет самым большим в мире эсминцем, превзойдя водоизмещением даже американские ракетные крейсеры класса "Тикондерога".
Крупнее его только наш атомный ракетный крейсер "Петр Великий" проекта 1144.


ТАРКР «Пётр Великий» (проект 1144)

Странная форма корпуса Зумвальта - борта, наклоненные внутрь корпуса, прячущиеся в башню стволы артустановок, граненная надстройка... обусловлены следованием модной технологии "Stealth" и стремлением скрыться от вражеских РЛС.
Не знаю как вам, а мне сразу вспоминается чудом (и компьютером) держащийся в воздухе другой Stealth-утюжок - :)


Lockheed F-117 Nighthawk

Правда вспоминая авиационные программы "Stealth" у меня возникает вопрос - а какова толщина радиопоглощающего покрытия ? Педивикия пишет, что дюйм, но я ей не верю.
Мы же помним, что толщина РПМ должна быть не меньше половины длины волны.

А как со стойкостью покрытия/РМП (радиопоглощающих материалов)?
Облазит после каждого полета, как у самого дорогого в мире истребителя F-22?
Насколько оно стойко к агрессивной морской среде?

Зачем это все?

Основное предназначение Зумвальта - атака береговых и наземных целей, а также для борьба с авиацией и оказание огневой поддержки войск с моря.
На счет борьбы с авиацией - не ясно (учитывая вышесказанное про "Стандарты"). Хотя с 2008 года многое могло измениться, допускаю.
С остальным же все понятно. Корабль для принесения демократии с моря всяким папуасам.
Почему папуасам?
Да потому что основная "фишечка" - хитрые 155-мм орудия не позволяют безнаказанно обрабатывать живущих на берегу. Ибо корабль попадет в зону действия береговых ПКР (напомню - и у "Бастиона" с П-800 "Оникс" и у "Калибра" с его различными ПКР дальность стрельбы не менее 300 км). И даже ПКР классом пониже - например не модернизированная Х-35 (дальность 130 км) его достанет.



Один из ранних вариантов DDG-1000

Момент второй - попасть в точечную цель из пушки выстрелив даже со 100 километров - нереально (именно поэтому применяются "хитрые" снаряды с наведением по GPS, имеющие КВО 50 метров). Но мы помним о системах РЭБ для защиты как раз таки от подобного "высокоточного" оружия (ВТО) - от бомб, ракет и снарядов с GPS наведением.

Так что цена таких пострелушек будет велика, а результат (по нормальному противнику, а не папуасам) сомнителен.

Да и заменит ли снаряд (с КВО 50 метров и массой ВВ всего 10 кг) дорогое высокоточное оружие?
ИМХО - на замену корректируемым авиабомбам явно не тянет. Придется по старинке - возить GBU-шки и JDAMы "Хорнетами" с авианосца.
А "Томагавки" можно и с более дешевых "Арли Берков" пускать, которых настроили уже вагон и маленькую тележку.


Сравнительные размеры "Зумвальта" и "Тикондероги"

Еще один момент - отсутствие противокорабельного вооружения в нынешней конфигурации.
"Гарпуны" Зумвальту не дали, а из чудо пушек по кораблям стрелять - затея тухлая, на мой взгляд.
А что это за эсминец без возможности атаки вражеских кораблей?
Выходит - большая "канонерская лодка" .

Ну и последнее - о пресловутой "стелсовости".
Оставив даже в покое РПМ дюймовой толщины (что делать будем с локаторами метрового и дециметрового диапазонов?) подумаем, как "Зумвальт" будет маскировать от противника полотна ФАР РЛС? Их не закроешь РПМ, а уголковый отражатель из них - будь здоров!
Загадка.

Сколько это стоит?

И не попил ли это? Вопрос закономерен.
Ибо первоначальная стоимость DDG-1000 c 0,75 млрд.$ уже дошла до 4,4 млрд.$ .

Атомный авианосец класса "Нимиц" последних серий стоил, ЕМНИП 4,5 мрлд.$. Авианосец, Карл!


Атомный авианосец класса "Нимиц"

Для Зумвальта цифра 4,4 мрлд., похоже, еще не предел.
Посмотрим во сколько обойдется готовый корабль, и два других строящихся систершипа, на достройку которых таки выдавили деньги.

Кстати попадалась новость (найду - добавлю ссылку), что компания Raytheon получила контракт на разработку дополнительного программного обеспечения для перспективных эскадренных миноносцев класса Zumwalt стоимостью... не падайте - 241,3 миллиона долларов!
"Это что за софт такой?" - спросите. А софт - графический интерфейс для программ управления двигателями эсминцев, а также для систем контроля повреждений.
Если дополнительное ПО во столько обходится, сколько заплатили за основное? :)

Итоги

DDG-1000 все больше и больше позиционируется не как вундерваффе, а как демонстратор технологий. И это правильно.
Потому как в качестве "суперэсминца" Зумвальт выглядит не очень убедительно. Особенно если учесть отсутствие ПКР и "неоднозначность" артиллерии главного калибра. Если уж в состав его вооружения не включены "Иджисовские стандарты" SM-2/3/6 (что есть основания заподозрить) - то дело вообще труба.
Да и "перспективную РЛС" сперва надо до ума довести. А то еще вопрос - будет там "двухдиапазонная", или может вообще придется в очередной раз тулить старую-добрую AN/SPY-1D .

В сухом остатке можно резюмировать, что пока, кроме демонстратора технологий... "Эсминец XXI века" является самой дорогой канонерской лодкой на планете .
Записывать это в плюсы или минусы - решать вам.

Феерический коментарий, не смог пройти мимо:
В любом случае корабль за 3 миллиарда долларов - это не серьёзно.
противокорабельные средства стоимостью разработки хотя бы 500 миллионов долларов и стоимостью самого изделия в 1 миллион долларов будут пачками топить эти корабли с графическим интерфейсом повреждений двигателя.

P.P.S.
Меня тут пришел пожурить поправляет "эксперт". Большое спасибо ему за внимание к моей скромной персоне. :)
Уличил меня аж в двух неточностях!
И попытался выпороть, но не тут то было... эксперт "всея Руси" (с кучей регалий) .
Зумвальт - не эсминец, а дико дорогая канонерка .