Юридические документы

Уберизация всего: Как Uber меняет мир. Примеры сервисов, работающих на западном рынке

Uber - международная технологическая компания, которая присутствует в более 360 городах и 66 странах мира. Uber начал свою работу в Москве в декабре 2013 года. На сегодняшний день Uber доступен в семи российских городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Сочи. Uber работает в соответстви с законодательством РФ.

Uber - это мобильное приложение, которое соединяет пользователей и водителей. В основе платформы Uber лежат новые технологии, которые позволяют сделать сервис не только доступным, надежным и безопасным, но и создать новые экономические возможности для экономик государств, отдельных секторов промышленности и частных лиц.

СОЗДАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Для партнеров

Мы создаем новые экономические возможности для тысяч людей в каждой стране, где мы работаем. Водители, которые являются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, выбирают сотрудничество с Uber по разным причинам. Кто-то хочет иметь постоянный источник дохода, кто-то ищет гибкие форматы работы, совместимые, к примеру, с личными проектами, или дополнительный заработок. По результатам опросов наших партнеров, более 80% из них выбирают сотрудничество с Uber, поскольку хотят быть независимыми. Этот факт наиболее актуален на сегодняшний день во всем мире, в том числе и в России, где все больший упор делается на развитии самозанятости населения.

Технологии, которые лежат в основе работы Uber, позволяют партнеру более эффективно организовать свое время, имея при этом достойный заработок. Система перенаправляет запрос на поездку от пользователя ближайшему водителю. Это позволяет сократить время простоя и холостого хода. В конце 2015 года Uber выпустил ряд обновлений для водительского приложения, которые поддерживают тезис об эффективности:

  • в приложении появилась новостная лента, которая сообщает о важных событиях в городе, карты спроса на поездки с указанием участков с дефицитом водителей, информация о рейтинге и комментариях пользователей в агрегированном виде, а также отчеты о заработках. Все это позволяет водителю эффективнее организовывать свой день и принимать решение о времени выхода на линию.
  • была внедрена функция, которая позволяет водителю за несколько минут до завершения текущей поездки получать информацию о месте подачи автомобиля для следующей поездки. Это обновление позволяет водителю эффективнее планировать будущий маршрут, выстраивая его уже в момент завершения текущей поездки.

Эти технологические решения позволяют партнерам совершать больше поездок в единицу времени и при доступных для пользователей тарифах зарабатывать при этом больше.

Для городов

Uber не принимает к оплате наличные - все транзакции происходят автоматически: они прозрачны и их можно контролировать. Новая контролируемая экономическая деятельность делает вклад в увеличение налоговых поступлений в стране. Деньги, которые мы выплачиваем партнерам за поездки, становятся частью экономики страны.

Благодаря присутствию Uber в странах выигрывают и смежные индустрии, в том числе, производство и обслуживание автомобилей, автокредитование и страхование, среди прочих. Uber заключил соответствующие соглашения с Baidu и AliPay в Китае и с Tata в Индии. Мы уже сотрудничаем со многими российскими компаниями и рассматриваем возможность заключения похожих соглашений новыми местными партнерами в России.

ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОРОДСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Экономика совместного потребления - относительно новое явление, однако оно уже успело доказать свою устойчивость и эффективность. Она подразумевает освоение неиспользуемых или недоиспользуемых объектов или ресурсов. По нашим подсчетам, автомобиль является одним из самых неликвидных активов и используется всего на 4% от своих возможностей, а 96% времени стоит на парковке. При этом в среднем до 15% городского пространства мегаполиса отводится на парковочные места.

Uber может повысить эффективность использования личных автомобилей в 4 раза (собственные подсчеты: персональный автомобиль, совершая примерно 2-2,5 поездки в день, перевозит около 4 пассажиров, автомобиль партнера Uber совершает до 10 поездок, перевозя при этом 16 пассажиров в день). Таким образом, такой низколиквидный актив, как личный автомобиль не только повышает свою эффективность, но и становится инструментом для получения дополнительного источника дохода. В сегодняшней экономической ситуации пользу платформы Uber в этом смысле нельзя отрицать.

ТАРИФЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Помимо преимуществ работы платформы для партнеров и экономики городов, описанных выше, нельзя забывать о преимуществах наличия приложения в городе для обычных пользователей.

Тарифы на поездки на Uber понятны и прозрачны пользователю. Пользователь всегда может оценить стоимость поездки перед ее началом через приложение, а оплата происходит только по безналичному расчету, что гарантирует прозрачность. Тарифы на поездки с момента запуска популярного сервиса uberX в разных городах России не повышались.

Система Uber равномерно распределяет автомобили по городу на основе анализа данных о спросе. Запрос на поездку направляется ближайшему автомобилю. Это позволяет значительно снизить время подачи. В Москве, например, с момента запуска сервиса среднее время подачи снизилось с 10 до около 6 минут в среднем, благодаря чему Uber стал дополнением транспортной системы города и удобной альтернативой существующим способам передвижения. На более зрелых рынках для Uber (США, Китай) среднее время подачи автомобиля может составлять 3 и даже 1 минуту.

Uber уже расширил спрос на услуги своих партнеров - через приложение Uber поездки заказывают не только те, кто раньше пользовался услугами такси, но и те, кто этого никогда не делал, поскольку эти услуги были недоступны или неудобны.

Мы наблюдаем за усилиями региональных властей повысить привлекательность городов для туристов как из России, так и из-за рубежа, и очень высоко оцениваем эти усилия. Платформа Uber, доступная в более 360 городах мира, станет альтернативным способом перемещений по городу для иностранных туристов, путешествующих по России, а также для российских путешественников внутри страны.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Безопасность пользователей и водителей - приоритет для Uber. Платформа Uber обладает рядом технологических преимуществ, которые делают вклад в безопасность пользователей и водителей до, во время и после окончания поездки.

ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ

  • Пользователям Uber нет необходимости ловить машину на улице - вместо этого можно заказать поездку через приложение и дожидаться приезда автомобиля в помещении.
  • При заказе поездки через приложение Uber система соединяет пользователя с ближайшим к нему водителем. Система распределения заказов не подразумевает каких-либо предпочтений по месту подачи автомобиля или месту назначения.
  • Поездки не являются анонимными. Как только система принимает запрос на поездку, пользователь получает большое количество информации о водителе, в том числе имя, фото, номер и марку машины, а также рейтинг.
  • Кроме того, пользователь всегда может связаться с водителей напрямую через приложение.

ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ

  • Место нахождения автомобиля обновляется в приложении в режиме реального времени. Пользователи знают, где они находятся в каждый момент поездки.
  • Пользователи могут отправить своим близким ссылку на маршрут своей поездки с возможностью наблюдать за передвижением автомобиля в режиме реального времени, а также с информацией об ожидаемом времени прибытия.
  • Оплата за поездки осуществляется автоматически - стоимость списывается с банковской карты, привязанной к приложению. Это позволяет снизить риск споров по поводу стоимости поездки, избавляет от необходимости носить наличные и исключает возможность неоплаты поездки. Безналичная оплата является существенным преимуществом для водителей-партнеров: наличие больших сумм наличных денег делает их потенциальной мишенью для злоумышленников.
  • Технология GPS позволяет оценить эффективность выбранного маршрута для каждой поездки. Это мотивирует водителей более ответственно выбирать маршрут и существенно повышает качество сервиса.

ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ

  • Система рейтингов. Пользователи и водители-партнеры ставят друг другу рейтинг после каждой поездки и могут оставить отзыв с комментариями.
  • Эффективная служба поддержки. В случае, если у пользователей или водителей-партнеров возникают вопросы по деталям поездки или по работе сервиса в целом, они могут связаться со службой поддержки по адресу support@сайт, которая всегда готова предоставить необходимую информацию.

КАК ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛАЮТ ВКЛАД В ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

  • Существует прямая зависимость между работой Uber в городах и сокращением количества случаев вождения в нетрезвом виде. По оценкам исследователей из университета Temple University, доступность приложения Uber в различных городах Калифорнии снизила количество смертельных случаев, связанных с вождением в нетрезвом состоянии, примерно на 5%.
  • Uber в США стал партнером организации Mothers Against Drunk Driving (MADD). Целью партнерства является привлечение внимания к проблеме вождения в нетрезвом состоянии и информирование общественности о доступных альтернативах.

Компания Uber не просто положила начало новой экономической модели, но и дала ей собственной название. Мобильные устройства и интернет, и большие данные позволили совершить очередную технологическую революцию и соединить напрямую покупателей и продавцов там, где им это нужно.

Идея Uber - соединить с водителем всех, кто в нем нуждается, сейчас выглядит банально. Но они добились такого успеха благодаря инновации. То, что начиналось как приложение, которое соединяло водителей и пассажиров, быстро превратилось в сервис, где почти каждый сам может стать водителем такси, и каждый может заказать машину откуда угодно и когда угодно.

Сам Uber сейчас возглавляет список «единорогов» – стартапов, оценивающихся более чем в 1 миллиард долларов. Стоимость компании превышает 60 миллиардов долларов, но это лишь верхушка айсберга под названием «уберизация». Она коснулась, кажется, уже всего, от автомобилей до уборки, от готовки до кредитов и медицинского обслуживания. По мнению экономистов, все, что может быть лишено посредников и переведено в состояние сервиса или приложения, рано или поздно будет приведено в это состояние.

Uber изнутри

Казалось бы, Uber – это простое приложение для заказа машины. Однако, конечно, это далеко не так. Простое приложение вряд ли оценивают в 50 миллиардов долларов. Инженерную инфраструктуру Uber можно сравнить с Facebook или Google – за фасадом приложения большие данные, диспетчерские системы, динамическая установка цен, карты, маршруты и множество других подсистем, обеспечивающих подачу машины в нужное время в нужное место.

В начале в компании было 40 инженеров, но за три года их количество выросло до 1,200. Как они не превратились в большую бюрократическую машину?

CTO компании Туан Фам объясняет, что все организуются в небольшие команды, работающие над определенными задачами – это подобно стартапам внутри одного большого стартапа. Сейчас внутри компании работает 50-60 таких целевых команд, состоящих из программистов, инженеров по работе с данными, продукт-менеджеров, дизайнеров и т.п. У них свои роадмепы, планы и отчетность, но поддерживают их инфраструктурные службы – хранения данных, вычислений, обеспечения надежности. Это позволяет в целом компании очень быстро развиваться на основе единой архитектуры и сервисов.

Большой рост

Тот же Туан объясняет, что одно из главных правил, которым научил его Uber – страсть к риску и небоязнь провала. При таком росте невозможно делать все идеально, всегда есть ошибки и падения, большие и малые решения, которые принимает компания, не всегда срабатывают. Но непринятие никаких решений – это еще большая ошибка. Таким образом, всегда нужно иметь определенную толику бесстрашия с одной стороны, и понимание проблем и их приоритетов с другой. Надо положиться на свой опыт и знание, чтобы принимать лучшие решения из всех, что возможны. Совершенно точно некоторые из них не сработают, и это будет очень больно. Но надо продолжать двигаться вперед, учиться и делать все снова и снова.

“Чем быстрее вы падаете, тем больше вы учитесь, тем лучше вы становитесь”, – говорит Фам. “Это самая трудная работа, за которую мне приходилось браться, но в то же время и самая забавная работа в моей жизни, - рассказывает Туан Фам. - Каждый день я занимаюсь новыми вещами и чувствую, что совершенствуюсь”.

И большие данные

Тревис Каланик, основатель и руководитель Uber тоже может многое рассказать о данных. “Вся бизнес-модель Uber зависит от данных”, – говорит он. Большое количество данных требует все больше и больше специализированных навыков.

“Вы видите, что становится все больше науки, ученых, экспертов по машинному обучению. Эта работа становится главной, по крайней мере в технологических компаниях. Все, начиная от цены, маркетинга, обслуживания потребителей, становится вопросом машинного обучения. Мы думали, что совершим революцию, наняв нейрофизиолога в нашу логистическую команду, но в Долине этим уже никого не удивишь”.

И данных будет еще больше. Такие компании как Uber сами переписывают правила дистрибуции приложений. Вместо того, чтобы бы одной из миллиона других иконок, они выбирают через интеграции с регулярно используемыми сервисами. Это положило начало массовой миграции из магазина приложений, которая может разрушить старую и неидеальную модель. Uber изменяет не только экономику извоза, но экономику приложений.

Будущее уберизации

Сам Uber сейчас перевозит несколько миллионов людей каждый день, но смотрит уже далеко вперед. Компания мечтает о сотне или даже полумиллиарде поездок каждые сутки. Это не просто поездки, это полная трансформация экономики и мира. Uber – это не только люди, но и еда, грузы, даже беспилотные автомобили – компания становится операционной системой между цифровым и физическим миром. Ее миссия – надежные перевозки, всего для всех.

Вы сможете создать свой продукт и стать новым Uber. 20 и 21 мая Бизнес-инкубатор МГУ и Группа QIWI в Москве проводит конференцию и хакатон , посвященный технологиям и продуктам, меняющим привычные бизнес-модели и избавляющим их от лишних посредников.

Основными темами конференции являются финтех, блокчейн, чатботы и автоматизация бизнеса, которые раскроют эксперты компаний VISA, Группы QIWI, YouDo, Uber, VoxImpant, AmoCRM и другие. Приходите и сделайте новую экономику реальностью.

Похоже, на наших глазах совершается настоящая революция в сфере услуг

В России набирает обороты так называемая уберизация, реализующая давнюю мечту потребителя и производителя – ликвидацию посредников между теми, кто продает товары или оказывает услуги, и их потребителями, обеспечивая между ними быструю, удобную и надежную связь.

Термин происходит от названия американской компании "Uber Technologies" ("Убер"), которую в 2009 году основали Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик (на фото) . С помощью разработанного ею мобильного приложения для смартфонов можно вызвать такси гораздо быстрее и дешевле обычного.

"Убер" не имеет своего автопарка, фактически это технологическая интернет-платформа, выполняющая функцию электронной торговой площадки ("маркетплейс"), где покупатели выбирают оптимальных поставщиков. Преимущество получают те агрегаторы, которые сумели объединить наибольшее количество предложений товаров или услуг от небольших компаний и частных лиц. Все "убер-платформы" используют интернет для быстрой и максимально гибкой связи потребителя и поставщика услуги.

Компания "Убер" не была первопроходцем, в 2008 году молодой дизайнер Брайан Чески запустил в Калифорнии аналогичный сервис на веб-сайте airbedandbreakfast.com ("Airbnb") для онлайн-бронирования комнат, квартир и частных домов, который сейчас используют 40 миллионов человек в разных странах мира. Известность "Уберу" принесли громкие и скандальные противостояния с таксистами и властями в США, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Чили других странах.

Проблема в том, что "Убер" переадресует заказы клиентов не только профессиональным таксистам с лицензией, но в основном частным водителям без лицензий, которые подрабатывают на своих собственных автомобилях.

Сервис "Убер" определяет местоположение клиента и обеспечивает подачу такси в пределах 5-10 минут и обеспечивает мобильный платеж за услугу. По принципу Парето, 80% оплаты получает водитель, 20% перечисляются компании "Убер".

Появление "Убер" и ему подобных сервисов сильно обрушило цены на перевозки и больно ударило по доходам традиционных таксомоторных компаний. Кроме того, лицензии на извоз в некоторых странах стоят нереально дорого. Так, во Франции официальные таксисты должны заплатить от 50 до 250 тысяч евро за право заниматься пассажирскими перевозками. В этой стране работа сервиса "Убер" с января 2015 года запрещена законом, который не разрешает заниматься коммерческими перевозками водителям без лицензии. В июне этого года суд во Франции оштрафовал "Убер" на 800 тысяч евро за незаконное предоставление транспортных услуг и за привлечение к работе непрофессиональных водителей. Кроме того, глава "Убер" в Европе и руководитель его подразделения признаны виновными в нечестной коммерческой практике и управлении сервисом, предоставляющим нелегальные услуги, Они оштрафованы на 30 и 20 тысяч евро соответственно. В начале июля компания "Убер" объявила о приостановке работы своего сервиса во Франции.

В Венгрии этим летом принят закон, позволяющий властям блокировать работу поставщиков услуг такси через интернет, даже несмотря на наличие частной лицензии на перевозки людей и уплату всех налогов. Поэтому сервис заказа такси "Убер" с 24 июля приостановил свою работу в Венгрии. Но уже в августе на смену Uber в Будапешт пришла новая служба вызова машин с мобильных телефонов из Эстонии. Правда, она, в отличие от "Убер", использует официальные базовые тарифы, лицензии, машины желтого цвета и счетчики оплаты.

В Чили водителям, занимающимся частным извозом, грозит штраф до 1200 долларов США.

Традиционные таксомоторные компании, вложившие большие средства в собственный автопарк, диспетчерские и маркетинговые службы, несут серьезные убытки. Им приходится менять устаревшую бизнес-модель, чтобы выжить в условиях быстро распространяющейся "уберизации".

Сервис "Убер" сталкивается с проблемами со стороны властей в целом ряде стран, где запрещено заниматься извозом без лицензии. Кроме того, у компании появилось много конкурентов. Несмотря на это, компания "Убер" бурно развивается, оказывает услуги уже в 470 городах 68 стран мира. Ее бизнес вырос до огромных размеров и сейчас оценивается почти в 68 млрд долларов США, что превышает стоимость капитализации нашего «Газпрома».

В России сервис "Убер" работает с 2013 года, он доступен в Москве, Санкт-Петербурге и в семи городах-миллионниках, к которым в этом году добавится еще шесть. География его присутствия будет расширяться и далее, на города с численностью населения около 500 тысяч человек.

Причем в России он далеко не лидер: сервис «Яндекс.Такси» и израильская компания "Gett" существенно опережают "Убер" как по количеству автомобилей, так и по объему выручки. В Москве столичное правительство заключило с "Убер" соглашение, по которому обязало компанию сотрудничать только с легальными таксистами и передавать властям данные по движению их машин по городу.

"Убер" расширяет свой бизнес, выдавая беспроцентные кредиты десяткам тысяч новых партнеров-водителей, которые будут выплачивать долги из заработанных извозом денег.

Фрейзер Робинсон, региональный директор по развитию бизнеса "Uber Technologies" в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, летом этого года выступил на XX Петербургском международном экономическом форуме и рассказал, как им удалось «взорвать мир»: «Мир хочет, чтобы его взорвали. В этом есть потребность. Uber не собирался радикально менять мир, это случилось само по себе. Хорошие идеи приобретают популярность, они делают услугу, которая пользуется спросом. Каждый раз, когда мы приходим в новый город, мы видим одну тенденцию – рынок недообслуживается. Появляется on-demand-economy – «экономика по требованию», в основе которой лежит не продажа товаров и услуг, а получение к ним доступа по требованию, или sharing-economy – «совместная экономика», в основе которой лежит концепция совместного пользования.

В России во многих сферах слишком много недобросовестных посредников, которые наживаются на перепродаже товаров и услуг, в результате чего цены практически на все сильно завышены. Так, глава Росрыболо­вства Илья Шестаков в июне этого года заявил, что цена российской рыбы по пути от производителя до прилавка возрастает в 3-4 раза.

По его словам, Росрыболовство провело собственное расследование и выяснило, что главная проблема – большое количество посредников, которые передают рыбу из рук в руки по пути от места вылова до магазина. Это, как правило, 4-5 компаний, каждая из которых устанавливает свою наценку. Борьба с ними управленческими и административными мерами не приносит особых результатов.

Идея бизнес-модели "Убер" быстро стала популярной, "уберизация" захватывает все новые рынки сферы услуг, создает "экономику свободного заработка".

Наиболее активно торговые интернет-площадки по образцу сервиса "Убер" создаются в сфере финансовых и банковских услуг, медицине, образовании и торговле. Через веб-сайты или мобильные приложения на смартфонах можно заказать не только такси и арендовать гостиницу, но и доставку товаров, ремонт и уборку в квартире, няню для ребенка, вызвать врача или преподавателя, получить консультацию юриста...

Российские сервисы по доставке фермерских продуктов вытеснили из торговой цепочки перекупщиков. Сервис YouDo, созданный в 2012 году, позволяет легко и быстро найти мастеров для ремонта, курьеров, уборщиков, грузоперевозчиков, репетиторов. Работает сервис так: заказчик размещает на сайте заказ на услугу и указывает размер ее оплаты. Исполнители присылают ему свои предложения, из которых заказчик выбирает наиболее подходящее. В прошлом году сервис YouDo получил в Москве и Петербурге 650 тысяч заказов, которые выполнили 60 тысяч исполнителей. Средняя стоимость заказа составила более 2 тысяч рублей, из которых от 5 до 15% получил сам сервис в виде комиссии.

Бизнес-модель "Убер" - это не только технологическая платформа, устраняющая ненужных посредников, она создает более простую и удобную систему отношений между исполнителями и потребителями с минимальными временными и финансовыми издержками.

Сразу несколько функций - определение местоположения клиента, выбор исполнителей, мобильный платеж, управление персоналом - упакованы в одном интернет-приложении и выполняются простым нажатием клавиш.

Против "уберизации" выступают в основном представители крупных и средних компаний, привыкшие зарабатывать по старинке и не готовые к происходящим неотвратимым изменениям. Так было 200 лет назад, когда луддиты протестовали против внедрения ткацких машин, и сто лет назад, когда извозчики пытались остановить приход автомобилей в их бизнес.

Сейчас интернет-агрегаторов товаров и услуг обвиняют в недобросовестной конкуренции, которая ведет к экономическому хаосу, банкротствам и безработице.

Сторонники новых технологий считают, что наоборот, создаются рабочие места, развивается малый и средний бизнес, улучшается качество услуг благодаря конкуренции и внедрению более высоких стандартов.

Подобные сервисы также упрекают в недостаточном регулировании, недоборе налогов и слабом контроле качества предоставляемых услуг.

Например, в Москве сервис такси "Убер" в пользовательском соглашении заявляет, что не является транспортной компанией и, таким образом, не несет ответственность за «косвенные, случайные, непредвиденные, фактические, штрафные или последующие убытки», за «утерянные данные, телесные повреждения или материальный ущерб», а также за «любые убытки, обязательства или ущерб... Ни при каких обстоятельствах полная ответственность компании Uber по отношению к вам в связи с оказываемыми услугами не будет превышать 500 евро по всем убыткам, ущербу и основаниям для иска».

Тем не менее, бизнес-модель "Убер" позволяет контролировать качество работы своих партнеров. Если пассажир остался недоволен поездкой или покупатель получил товар с опозданием, можно отправить негативный отзыв, который снизит рейтинг исполнителя.

"Уберизация" сделала поездки на такси более доступными. Результаты социологического опроса ВЦИОМ осенью прошлого года показали, что россияне стали ездить на такси вдвое больше, причем рынок нелегальных перевозок только в Москве сократился за три года почти в три раза.

Бизнес-модель "Убер" эффективна в тех сферах, где есть большое количество потребителей, нуждающихся в услугах, которые могут быть легко стандартизированы как для исполнителей, так и для клиентов.

Сама компания "Убер" займется не только перевозками пассажиров, но всего того, что будет востребовано клиентами. Этой осенью она вместе с компанией "Вольво" начинает испытания самоуправляемых автомобилей (без водителей). Кроме того, "Убер" купила компанию «Отто», которая занимается разработкой технологии автономного вождения для грузовых автомобилей.

Все это должно повлиять на всю транспортную систему, изменить дорожную ситуацию и поведение людей на рынке городских услуг.

В будущем "уберизация" распространится на пока еще неохваченные ею сферы деятельности. По оценкам консалтинговой компании "Прайсуотерхаускуперс" (PwC), пять основных секторов "экономики Убер" (путешествия, каршеринг, финансовые услуги, наем работников, потоковое воспроизведение музыки и видео) имеют потенциал роста с прошлогодних 15 до 335 млрд долларов в 2025 году.

К тому же "уберизация" выгодна людям и в чисто финансовом аспекте. Американский "JP Morgan Chase Institute" подсчитал, что "экономика совместного потребления" способна увеличить доходы граждан, работающих с онлайн-платформами, в среднем на 15%.

Экономика будущего станет более открытой, добровольной и саморегулируемой, избавленной от ненужных посредников и менее зависимой от чиновников и бюрократов. Эта экономика уравнивает возможности крупных и мелких компаний, индивидуальных предпринимателей. Усилится конкуренция, которая заставит постоянно придумывать разные усовершенствования и инновации, чтобы держаться на плаву.

Специально для «Столетия»

Как сервис по заказу такси знаком, пожалуй, каждому, хотя компания стартовала относительно недавно – в 2009 году. Несмотря на это, почти за девять лет ей удалось не только реформировать рынок, но и создать целый тренд в экономике, который носит название «уберизация».

Под уберизацией понимают использование бизнесом digital-платформы для создания добавленной стоимости сервиса путем объединения на ней клиентов и поставщиков услуг.

Зачастую технология реализуется через приложение в смартфоне, которое идентифицирует покупателя, соединяет его с оптимальным поставщиком услуги и способствует максимально эффективной организации взаимодействия, используя систему рейтингов и отзывов.

Исполнитель находит заказчика, минуя одного, а иногда и множество посредников – получается дешевле, удобнее и быстрее. Строго говоря, посредник есть, но он всего один – Uber или компании, подобные ему. За счет эффекта масштаба и наличия нескольких крупных игроков на рынке комиссия сервиса невелика, а здоровая рыночная конкуренция сдерживает аппетиты и стимулирует развитие и улучшение качества услуг.

Uber стал новой бизнес-моделью

Возникнув на Западе, понятие Uber быстро стало нарицательным: теперь так можно назвать любой сервис, объединяющий и координирующий агентов рынка в режиме реального времени.

Благодаря синергии каждый из участников получает свою выгоду:

  • Для агентов – это возможность сократить издержки на оказание услуг.
  • Для сервиса – это получение прибыли в виде процентов со сделок, и охват большей доли рынка за счет привлечения новых агентов.

Так простой исполнитель, не обладая специальными навыками в области развития собственного бизнеса, маркетинга и рекламы, зарегистрировавшись и пройдя нехитрое обучение и авторизацию сервисом, в кратчайшие сроки получает возможность подработать водителем такси, курьером или, например, заняться сдачей жилья в аренду.

Стремительное развитие технологий и повсеместная дигитализация породили on-demand economics: клиенты хотят получать услуги тогда, когда им это нужно, а не тратить время на ожидание.

Это стало фундаментом для новой бизнес-модели, основанной на «мгновенном удовлетворении» (instant gratification). Высокая скорость оказания услуги становится новым стандартом качества на всех рынках одновременно с упрощением и стандартизацией самого бизнес-процесса, уменьшением цепочки участников и вовлечением большого количества игроков.

Преимущества и недостатки модели Uber

В условиях такой глобальной трансформации экономических подходов проявляются как положительные, так и отрицательные стороны Uber.

Преимущества.
  • Онлайн-сервисы ставят в равные условия большие корпорации и небольшие стартапы. Это положительно сказывается как на отдельных потребителях, так и на экономике страны в целом.
  • Бизнес-модель Uber делает процесс получения услуги дешевле, проще и удобнее

Недостатки.

  • Посредники вроде Uber дают обычно меньше опций (например, такси нельзя заказать заранее) и меньше гарантий в случае неприятных и непредвиденных ситуаций. Этот процесс еще требует отладки и доработки.
  • Кроме того, с позиции брендов, глубоко укоренившихся в традиционной модели, тренд на уберизацию практически неизбежно означает уход с рынка или необходимость тотальной и срочной реформы своих бизнес-процессов.

Таким образом, одни компании получают бесплатные и эффективные каналы продаж, а другие теряют вложения, направленные на построение бренда и повышение его узнаваемости.

Несмотря на то, что уберизация избавляет рынок от посредников, маловероятно, что агентская модель в ближайшее время исчезнет вовсе.

Например, сервис для аренды жилья хоть и оставил позади по количеству бронирований мировые отельные сети, но отели продолжают приносить стабильную прибыль: посетители им доверяют, это привычная и понятная для них модель.

Краудсорсинг становится инструментом для решения бизнес-задач

Традиционные компании не могут обеспечить необходимую в новых условиях срочность оказания услуг по доступной цене. Это открывает пространство для деятельности игрокам, использующим новые технологии для привлечения к работе самозанятых граждан.

Так работают, например, краудсорсинговые платформы.

Краудсорсинговые платформы очень схожи по принципам работы с Uber и являются основой для проникновения технологии в другие отрасли, развивая заданный еще в 2000-х тренд на совместное потребление.

Люди стремятся пользоваться, а не владеть. В этом принцип совместного потребления вещей и технологий вроде timesharing – совместного владения недвижимостью, откуда и вырос Uber.

В 2014 году экономика совместного потребления оценивалась в $15 млрд. Согласно оценке PricewaterhouseCoopers, к 2025 году доходы сервисов, занятых в сфере совместного потребления, достигнут $335 млрд.

Этот тренд включает в себя и развитие самозанятых граждан: компании больше не стремятся «владеть», то есть брать в штат сотрудников и обеспечивать им рабочее место в бизнес-центре, заставляя появляться в офисе с 9 до 18.

Желание людей заработать, управлять своим временем и самим увеличивать или уменьшать нагрузку, встраивая рабочие процессы в удобный для них график, повышает спрос на возникновение и использование подобных технологий.

Таким образом, краудсорсинг постепенно становится полноценным инструментом для решения разнообразных бизнес-задач, завоевывая все новые сферы, так как он одинаково эффективен как для B2B-компаний, так и для B2C.

А что в ритейле?

Предпосылки для развития краудсорсинга и уберизации в рознице связаны с массовым использованием смартфонов и планшетов, которые сейчас превращаются в современные орудия труда. Через них работники получают и выполняют задания, оперативно собирая требуемые данные.

На первый взгляд, все очень просто, но за такими платформами стоят серьезные технологические решения, предназначенные для сбора и обработки огромных массивов данных.

Благодаря развитию краудсорсинга даже крупные территориально диверсифицированные сети могут получать информацию из самых отдаленных населенных пунктов. А небольшие компании сокращают свои издержки на персонал, получая необходимую маркетинговую информацию из торговых точек за небольшие деньги.

Работают краудсорсинговые решения достаточно просто: ритейлер или производитель размещает на платформе задание, которое нужно выполнить, указывая необходимые SKU, адреса торговых точек, количество фотографий. Плюсом таких решений являются фиксированная стоимость задания и возможность контролировать процесс его выполнения по фотоотчету и GPS-координатам.

Сервисы, построенные по модели Uber

Как скоро наступит будущее, в котором мы с вами будем зарабатывать во время покупок в гипермаркете, просто загружая в программу фотографии, сделанные мимоходом? Кто станет первым счастливчиком, и как скоро uber-технологии приведут нас к дополнительному заработку?

Мобильный uber-мерчендайзер и uber-трейд-маркетолог – вот профессии будущего «полевого» маркетинга.

Все началось, как и сам Uber, с Запада.

По такому принципу уже работают некоторые иностранные компании:

  • Field Agent
  • Gigwalk
  • MobiAudit.

На российском рынке основными игроками сейчас являются:

  • Crowd Systems
  • Million Agents
  • Street Bee
  • YouDo
  • «Яндекс.Толока»

В их приложениях видны доступные задания с описанием конкретной задачи и указанием размера вознаграждения. Взявшись за него, исполнитель выполняет работу при помощи мобильного приложения, делает фотографии и вносит необходимую информацию.

Основное отличие этого инструмента от традиционных – деперсонализация исполнителя задачи. За ее решение может взяться любой человек, установивший приложение и откликнувшийся первым. Как правило, размещаемые задания достаточно простые, для их исполнения не требуется специальная подготовка.

Но бывают и сложные задания, требующие вовлеченности исполнителя. Например, надо не просто сфотографировать товар на полке магазина, но вручную внести данные о его цене, артикуле, величине скидки, проходящих промо-акциях, а также ответить на дополнительные вопросы в анкете.

В условиях спада экономики традиционный бизнес не может себе позволить расширить штат для выполнения большего количества заказов. Если же заказов становится меньше, то часть сотрудников остается незанятой.

В то же время сервисы, построенные по модели Uber, могут легко увеличить число своих работников в периоды повышенной активности и сокращать его, когда появится необходимость. Для бизнеса это означает снижение рисков, увеличение гибкости и числа потенциальных «сотрудников», а также их мобильности.

Уберизация в доставке товаров

Отдельного внимания заслуживает сервис краудсорсинговой доставки. Это достаточно новое явление, но уже уверенно завоевавшее свое место на рынке. Логистические компании не всегда успешно справляются с экспресс-доставкой.

Для своевременной доставки заказов ритейлеры и рестораторы все чаще используют не специализированных перевозчиков, а сервисы, работающие с непрофессиональными курьерами – таксистами и людьми, заинтересованными в дополнительном заработке.

В этом случае вся необходимая информация также аккумулируется в онлайн-сервисе, посредством которого клиент обращается напрямую к тому подрядчику, работать с которым для него наиболее удобно в настоящий момент.

Примеры сервисов, работающих на западном рынке

  • В США завоевал огромную популярность сервис доставки еды Postmates . Сервис работает по принципу on-demand delivery. Заказ оформляется онлайн с помощью приложения по доставке еды. Пользователь выбирает любой доступный ресторан и заказывает блюда.

После поступления заказа курьеры получают уведомление и, находясь территориально рядом, могут принять заказ. Компания получает 20% от стоимости доставки. Остальное, включая чаевые, зарабатывает курьер.

  • В Нидерландах создано мобильное приложение TringTring , которое доставляет покупку велокурьерами в течение одного часа. Работники такого сервиса называют себя «трингерами». Они доставляют письма, бандероли, посылки, продукты и другие покупки из интернет-магазинов.

Мобильное приложение TringTring работает по контрактам с магазинами-ритейлерами и обслуживает не частных клиентов, а непосредственно сами магазины.

Примеры сервисов, работающих на российском рынке.

  • С 2012 года услуги срочной курьерской доставки для малого и среднего бизнеса предоставляет компания Dostavista . Курьеры могут купить и привезти товары и продукты из магазина, организовать доставку для интернет-магазина, кафе, ресторана.
  • C 2013 года на российском рынке курьерского сервиса работает компания Bringo . В 2015 году она запустила платформу, которая также предоставляет услуги курьеров-краудсорсеров. Компания работает как с крупным ритейлом, так и с небольшими частными магазинами.

Бизнес должен приспособиться к новой реальности

Влияние глобального мирового тренда неизбежно обеспечит переход на новые экономические условия всех стран, а уберизация одних отраслей так или иначе скажется на смежных. Например, изменение процессов в ритейле сказывается на логистике и доставке.

Так что же нас ждет – светлое будущее с удобной, близкой к дому работой, множеством заказов и возможностью выполнять их в удобный день и час? Что несет в себе этот непонятный digital – позитивные или негативные изменения? Уже сегодня дигитализация кардинально изменила мир: теперь бизнес во всех странах должен приспосабливаться к новой реальности.

Представители компаний единогласны в одном: изменения будут. Невозможно искусственным образом сдерживать переход на модель Uber, поэтому определенных перекосов в экономике не избежать.

С другой стороны, любые изменения порождают новые возможности. Это потенциал и точки роста для заказчиков со стороны ритейла, FMCG и для всех нас, потенциальных исполнителей новой Uber-экономики.

Пять лет назад Трэвис Каланик запустил в Сан-Франциско стартап под названием UberCab. Из маленькой компании, обслуживающей небольшой сегмент рынка в Сан-Франциско, Трэвис превратил ее в успешную корпорацию с оценочной стоимость в $51 миллиард.

Своим появлением Uber изменила рынок услуг такси.

Во-первых, с ее появлением вызвать такси оказалось еще проще. Компания создала мобильное приложение с одноименным названием для вызова, поиска и оплаты такси. Достаточно несколько раз прикоснуться пальцем к экрану, а не махать руками.

Во-вторых, водителями Uber стали свободные предприниматели, что позволило компании не платить им минимальную почасовую зарплату, социальные выплаты и налоги. Хотя представители компании заявляют, что их водители в США зарабатывают примерно $19 в час и могут работать, когда хотят и сколько хотят. Именно на гибкость рабочего графика делается упор.

С помощью приложения Uber заказчик резервирует машину с водителем и отслеживает ее перемещение к месту назначения. Поездка оплачивается только банковской картой.

Первыми пассажирами Uber, запустившегося в Лос-Анджелесе, были родители учредителя Трэвиса Каланика.

Изначально водители, участвующие в системе Uber, могли пользоваться лишь автомобилями представительского класса Lincoln Town Car , Cadillac Escalade , BMW серии 7 , Mercedes-Benz S550 .

После Лос-Анджелеса Uber быстро распространился и по другим городам США.

В мае 2011 года интернет-сервис стал доступен в Нью-Йорке. За все время там было совершено 13 миллионов поездок (около 20 тысяч в день).

В 2011 году Uber запустился и в Париже - первом городе за пределами США. Теперь компания работает в более чем 300 городах и 67 странах, в том числе, в России и Украине.

Чтобы помочь росту компании, Каланик нанял лоббиста Дэвида Плаффа, который возглавлял предвыборную кампанию Обамы в 2008 году.

Тем не менее, критики сошлись во мнении, что быстрый рост этой компании произошел именно за счет водителей, которые слишком мало получают и лишены многих социальных гарантий, пишет Vox .

В 2012 году список доступных автомобилей расширили в сторону эконом-класса, а новый сервис назвали UberX.

В компании не обошлось без скандалов. Самый резонансный произошел в 2011 году. Компания нарушила политику конфиденциальности и отслеживала перемещение своих клиентов, которые не давали на это согласие. Учитывая тот факт, что клиентом оказался журналист Buzzfeed, новость быстро набрала обороты.

Оказывается, в компании есть программа God View, с помощью которой можно вычислить клиентов и работников сервиса и которая широко доступна для сотрудников компании, пишет Buzzfeed .

В ответ компания прописала в своем блоге политику конфиденциальности и уточнила, что всегда ее придерживалась.

В скандальных историях не обошлось без конкурентов. В 2014 году Uber и ее главный конкурент Lyft обвиняли друг друга в заказе фиктивных поездок.

11 августа 2014 года представители Lyft заявили о том, что компания зарегистрировала более 5 тысяч фальшивых заказов, поступивших от сотрудников Uber, а уже на следующий день представители Uber возложили на Lyft вину за совершение более 13 тысяч фейковых вызовов.

В прессу утекла информация о том, что Uber нанимает специальных работников, которые заказывают поездки в Lyft, а потом отказываются от них, отнимая время у водителей. По данным The Verge , такие сотрудники получали мобильные телефоны и кредитные карты, чтобы представители Lyft не смогли определить, что заказы поступают от Uber.

Стартап отверг все обвинения в свой адрес.

Всего Uber привлек $5,9 миллиардов при рыночной стоимости компании в $51 миллиард, что делает Каланика мультимиллиардером. Следующий раунд инвестиций в полтора-два миллиарда долларов может сделать Uber самой дорогой частной компанией мира, пишет Silicon .

Однако деятельность сервиса вызывала конфликтные ситуации и протесты во множестве стран, включая Францию, Германию, Италию, Нидерланды.

В некоторых странах компания Uber получала штрафы, в других – запрещались некоторые или все ее услуги.

Проблема связана с несоответствием правил сервиса и законодательства ряда европейских стран. Чаще всего – отсутствие полагающихся лицензий на предоставление услуг, а также заниженные тарифы.

В 2015 году Uber стал поводом политический дискуссий между Республиканской и Демократической партиями.

Республиканцы выступили в защиту сервиса. Они хвалят его за то, что тот перевернул традиционный рынок услуг и позволяет пассажирам быстро и недорого добраться в нужное место.

Республиканец Тед Круз даже сравнил себя с Uber в декабре 2015 года, сказав, что надеется покорить Вашингтон так же, как Uber покорил сферу услуг такси.

Джеб Буш постоянно пользовался услугой Uber в Сан-Франциско в период своей кампании. Марко Рубио в течение года рекламировался в Uber.

Демократы разделились на два лагеря. Одни хвалили инновационный дух Uber, другие – выражали опасения за водителей, которые социально не защищены.

Кандидат в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон отметила в своей речи: «Эта «экономика взаимопомощи» открывает потрясающие возможности и стимулирует инновации. Но она также ставит серьезные вопросы о защите интересов трудящихся и о том, как будет выглядеть хорошая работа в будущем».

Под «экономикой взаимопомощи» (sharing economy) в нашем случае подразумевается сдача в аренду водителя с машиной. «Спрос рождает предложение» – главный принцип быстро распространяющегося по всему миру бизнеса, пишет журнал The Economist.

Uber экспериментирует с другими услугами, кроме пассажироперевозок: UberEATS - заказ еды, UberRUSH - курьеры.

В мае 2015 года компания Каланика переманила 40 ученых из университета Карнеги-Меллон, которые будут работать над созданием беспилотных автомобилей для использования в такси-перевозках. В прошлом гендиректор Uber уже заявлял, что хотел бы заменить водителей беспилотными автомобилями.

Среди стран бывшего Советского Союза Uber пока доступен в России, Азербайджане, Украине и Беларуси.