Другое

Кто в доме отвечал за скотину. К владельцам коров приняты строгие меры

О том, что бок о бок с нами живут некие духи, люди знали давно
Так что же такое — домовые? Скорей всего, они — сгустки энергетические, собирающие от хозяев их энергию, и выплескивающие ее наружу. Добрые люди в семье своей любовью делятся, а злые — злом. Вот и получают обратно то, что сами отдали!

Различались два вида домовых. Одним был доможил, обитавший в углу за печью – истинный домовой, вторым считался дворовой, живший вне избы.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Перед воинским Богом в страхе мечутся Домовые, ныряет поглубже в омуты Водяной, отступают, склоняют седые головы хранители-предки… М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

ДОМОВУШКА

ДОМОВУШКА (Домовиха, Доможилиха, Волосатка, Суседушка) — добрый дух-хранитель дома и околодомашнего пространства. Как правило — замужем за Домовым, но бывает и одинокой, обычно в семьях, где отсутствуют взрослые мужчины.

Волосатка

ВОЛОСАТКА По славянским поверьям — домовиха, жена Домового. Занимается хозяйством и всеми теми же делами что и домовой.

Очень не любит Домовуха пьяниц, лентяев и простоволосых женщин, будет всячески мешать в хозяйстве, прятать вещи, греметь по ночам. Может даже из дому выжить! Но если жильё ей по душе, служит дому на совесть! Помогает и хлопочет, заботится о порядке, о приплоде домашних животных. Оберегает хозяйку от излишних трат и расходов. А если полюбит свою хозяйку, то денно и нощно о ней заботится: даже во сне наплетёт на голове несметно косичек. И радуется: украсила свою любимицу!
Особым расположением у Домовых пользуются куры. Поэтому в их честь устраивали праздник 14 октября — курячьи именины -пекли пироги с курятиной, а корочки бросали в печь или очаг, жертвуя хранителям дома.

ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ в новый дом, соблюдая все , не забудьте и про Домового. Существует и свой, определенный . Приголубьте его на новом месте, приласкайте.

ЛИТЕРАТУРА. Домового он, можно сказать, завел сам. Положено каждому приличному хозяину иметь в жилище это существо - вот и завел. Вообще‑то, в панельных домах они селиться не любят, и когда Дикулин, еще постигая азы знахарского и ведовского дела, начал ставить в уголок квартиры стакан молока и кусочек свежего хлеба, все это пропадало зря. Однако как‑то летом он приманил в котомку «хозяина» одного заброшенного деревенского дома, посулив спокойную сытую жизнь, и с тех пор скрытный малыш время от времени шуршал по углам малогабаритной квартиры. Особой пользы от домового Алексей не замечал: скотины у него, естественно, не имелось никакой, в бытовой техникой древние существа сами ничего не смыслят. Но все равно содержал - потому как положено. А.Прозоров, Клан, (Северный круг-1)

– злой и вредный дух, маленькая гадкая бабёнка. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет посуду, портит продукты, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. Иногда кикимора оборачивается серой . Часто кикимор берут в жены домовые.

Иногда кикиморы показываются на глаза людям, предвещая скорые несчастья: так если она плачет, то скоро случится беда, а если прядет, то значит, вскоре кто-то из обитателей дома умрет. Предсказание можно уточнить, спросив кикимору, тогда она обязательно ответит, но только стуком.

МОКРУХА — хулиганистый домашний дух, по облику и характеру очень сходна с домашней Кикиморой, согласно поверью, этот дух появляется в домах по ночам. Мокруха тоже любит прясть, по поверьям славян, всегда оставляет мокрое место там, где посидит.

СУСЕДКО (ЗАПЕЧНИК)

СУСЕДКО (Запечник)- дух, который живет в доме у огня и зовется так за своё охотливое жительство с людьми, Он очень маленький и его обычно не видно. Одет в свитку и всегда носит большую лохматую шапку; волосы на голове и на бороде у него длинные, свалявшиеся. В праздники его подкармливают. Зла он не делает, а напротив, старается предостеречь от грядущих несчастий и временной опасности. В большинстве мест суседко то же, что и домовой, но есть местности, где их различают.

ЖИХАРЬ — Дух обитающий в жилище человека; маленький сказочный человек. Жихарями (в значении «старожилы», «домоседы», «зажиточные хозяева», ср.: жихарь — живущий ссыстари на известном месте) могли именовать духов — обитателей и радетелей крестьянского дома, усадьбы. Выражение «жихорко» в применении к человеку характеризует любящего домашнюю жизнь (в Вятск. обл). В сказках Жихарка, Жихорько, Жихорко, Жихоня — маленький человечек. Образ, видимо, соотнесен и связан с образом домового, и служит «выражением домашности, любви, привязанности к добру» (в Арх.обл.)

КЛЕТНИК- дух, живущий в клети, кладовке, помощник домового. Сейчас его назвали бы Кладовщик (не клети у нас теперь, а кладовки).

По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место, шумит: порядкует — здесь уберет, там подметет.

Если осерчает на хозяина - мешки с мукой порвёт, зерно разбросает, зимой в морозную ночь дверь отворит, летом в дождь крышу прохудит. Может дурить и проказить безо всяких поводов, причиняя постоянное беспокойство хозяевам, принося убытки.

Росту. как и все подобные ему домашние духи, очень маленького, с длинными волосами и бородой, одежда в муке. Днём клетник обычно отсыпается, выходит ночью.

ЖИРОВИК (Лизун или жировой черт) — один из многочисленных домашних духов, зовут его так потому, что любит жить в тепле и холе. Ещё зовут лизень за некоторые привычки. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее.

Скорей всего, это не какой-нибудь отдельный дух, а просто разновидность домового. И если ваш Домовой — Жировик, то печь вам блины да оладьи, пироги да плюшки, торты и пончики готовить для любимого сластены — Домового Жировика.

Любит ошиваться возле хозяек во время приготовления пищи, с целью лизнуть что-нибудь жирненькое - пироги, там, или блины, или оладьи, когда их вынимают из печи.

Жировик — Дух спокойный, к проказам не склонный.

Живёт за печкой или в подполе, вертится возле печки, любит лизнуть блины да оладьи с пылу-жару. Существо незримое, возится по ночам с посудой, вылизывает её. Делает это просто от скуки или по свойству своего весёлого нрава, забавляется. По другим источникам: Лизун - домовой дух, который заводится у нерадивых хозяек, оставляющих немытую посуду на ночь.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Чур меня, чур, — явственно забормотали мужики, многие из которых скрестили пальцы и стали тыкать ими в сторону пришельца. — Сгинь, жировик ночной, сгинь. А.Прозоров, Ведун, Слово воина

НА КАРТИНАХ. Жировик есть на рисунках .

ДВОРОВОЙ — покровитель двора, помощник домового. Дворовой являлся покровителем домашнего скота. Тем не менее, его относили к злым духам и сближали по природе с овинником. Любимым животным дворового являлись кошка или кот.

Отличия дворового от домового совсем незначительны. Скорее всего, они близкие родственники.

Но это было раньше, тогда и дворы другие были. А сейчас вечерком в песочнице соберутся дворовые, песни под гитары слушать, разговоры свои разговаривать про благоустройство дворовых территорий.

Местопребыванием дворового являлась специально подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей («ведьмина метла»‘).

Связанные с дворовым обычаи носили охранительный характер: запрещалось оставаться на ночь как в бане, так и в овине — (ни ни овинник не любят посягательств на свою территорию); на двор не разрешалось пускать посторонних животных, поскольку дворовой мог принять их облик — пойди потом разбери — кто свой, кто чужой.

Поскольку дворовой являлся ночным Существом, он не любил ничего светлого. Поэтому при покупке белой лошади ее вводили во двор задом или через овчинную шубу, разостланную в воротах.

Предполагалось, что временами дворовой начинает пакостить, мучить домашних животных. Тогда прибегали к помощи домового или вешали в конюшне (в хлеве) убитую сороку. Считалось, что она отпугнет злого духа. Дворового всегда старались умилостивить многочисленными подношениями. По большим праздникам ему оставляли угощение, при переезде на новое место почтительно приглашали последовать за семьей так же как и домового.

Чтобы ваш дворовой не превратился в КОРГОРУША, не завидуйте, особенно вслух. Этим вы провоцируете сположенного к вам духа на нечестные поступки. Он может продолжать помогать вам в делах, но отнимая чужую удачу. Лучше стремитесь к собственному счастью, ищите в жизни того, чего вам действительно хочется иметь, а не то, что вы пытаетесь приобрести из-за страха оказаться хуже других, и ваше благосостояние и счастье будут действительно прочными.

КОРГОРУШИ (коловерши) - помощники дворового в восточнославянской мифологии. Показываются в образе , чаще всего чёрной масти. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном.

Гуменник похищает девушку, а Дворовой не может ее спасти, Худ.

ОВИННИК (Гуменник) — дух, живущий в овинах (гумнах), где сушат снопы. Весь лохматый, сажей измазанный, сидит в самом дальнем углу, умеет лаять по-собачьи, хлопать в ладоши и хохотать, если удаётся наказать нерадивого хозяина. Людям же работящим он всячески помогает- бережёт зерно от мышей, распутывает свалявшиеся снопы и т. д. Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. Вот такой полезный чумазик!

Суждено было овиннику стеречь овин, чтоб огонь не разгорелся больше нужного, чтоб не было пожара; следить за укладкою снопов, наблюдать за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники.

В случае нарушения этого завета, бывало, так пихнет в бок ослушника, что тот едва соберет дыхание; ну а на худой конец, разгневавшись, может и сам овин поджечь.

Надо еще заметить, что ни овинник, ни не вторгались в зону жизненно важных интересов домового, не без оснований полагая его более сильным.
В какой-то степени роднит овинника с банником и отношение к ним людей, в частности, девушек, желающих погадать на тему будущего замужества.

Участь овинников оказалась плачевной - овины совсем исчезли из хозяйственного обихода, оставшись, разве что, в музеях. Куда подевались овинники в наше время - то ли вымерли окончательно, то ли переквалифицировались, допустим, в ЭЛЕВАТОРНЫХ - сие нам не известно.

В ЛИТЕРАТУРЕ: За более крупными существами подошли маленькие неповоротливые , и мохнатые овинники, помахивающие длинной голой рукой. Александр Прозоров, Царская дыба

Не дозволял он также сушить снопы во время сильных ветров и безжалостно за это наказывал.

У этого духа, как и у многих других, есть какие-то «старшие», которые могут им приказать. Иногда это колдун, а порою - и сам нечистый дух. И все-таки овинник возбуждал не столько страх, сколько уважение, - ведь это был хранитель главного крестьянского богатства - хлеба.

Не все в жизни дружат. Вот и Домовой с Гуменником общий язык не всегда находят.

АМБАРНИК, кукла Татьяны Калининой

АМБАРНИК (Амбарный, Анбарный) — Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди обращаются, дабы узнать будущее. Встав у амбара они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник.

Магический дар Амбарника хорошо заметен по множеству преданий, заговоров и гаданий, с которыми в России к нему обращались разные люди, в основном, девушки. Особую популярность среди девушек Дух Амбарник набрал, когда наступали святочные гадания. В это время Амбарник мог подсказать девушкам, выйдут ли они замуж в этом году или останутся в девицах, выйдут ли они замуж за богатого человека или их ждет замужество с бедняком. Амбарник, как и Домовой, заведует всеми спрятанными в его хозяйстве сокровищами и кладами. Иногда может случиться так, что Амбарник подкидывает монетки из древних кладов особенно добрым и трудолюбивым хозяевам дома. Дух Амбарник , оставаясь невидимым для человека, всегда появляется в своем видимом облике перед маленькими детьми и животными. Наиболее близок к Амбарнику хозяйский которому известны все его тайны и секреты .

САРАЙНИК - дух, местом жительства которого является сараи, Помогает поддерживать в сарае порядок, но может наказать мужика за безделие, как, например, спутать конскую сбрую, завалить плохо сложенные дрова. Такой же помощник Дворового, как Овинник-Огуменник, Клетник, Хлевник и такой же, как они, проказник и колоброд. Но все эти духи благоволят трудолюбивым хозяевам.

ХЛЕВНИК- дух, живущий в хлеву. Он следит за порядком, ухаживает за скотом. Если поссорится с хозяином - выбирает себе в жертву домашнее животное и мучит его. Устраивает так, что скотина спадает с тела, отбиваясь от корма, А то - путает гриву, обрезает хвост или ощипывает шерсть; Чтобы избавиться от злого хлевника, знающий хозяин на потолке хлева вешает убитую сороку, дух ненавидит эту сплетницу-птицу. Новорожденных животных - овец, телят - раньше уносили из хлева и поселяли в избе вместе с ребятами, чтобы хлевник не задушил…и исполнял часть его обязанностей. Под его охраной находились животные, он не допускал их заболеваемость, умножал приплод.

Его следовало почитать, ибо он мог разгневаться и истребить молодняк или сделать самок бесплодными. В некоторых болотных и лесистых областях в коровьих и овечьих хлевах ему уделяют особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном. Сеном из его яслей как целебным снадобьем кормят отелившуюся корову.

НАМНОЙ. К домовым относится также, скорее всего, и намной . Этот ночной дух, известный. в частности, в Тверской губернии, наваливается ночью на спящих и наминает их, оставляя синяки на теле. Если синяки болят - это к худу, если нет - к добру.

Персонаж, который появился совсем недавно. Его можно назвать доможилом (домовым) городских квартир. Барабашки — хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту. Существо маленькое, бессловесное, невидимое. Проявляет себя тем, что стучит, барабанит, двигает предметы. Некоторые хозяева изобретают различные способы общения с Барабашкой. Отвечает он обычно стуком. По характеру добрый и любит добрых хозяев, доброе отношение к себе. Там, где в доме зло, хамство и другие пороки, Барабашка не живёт; от тех, кто его обижает, он уходит.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

  • Любимое число Домового? — Абсолютно точно на этот вопрос можно отметить только так — Любимое число у Домового — нечетное! А конкретно — это может быть 7, 9, 11, 21 или 27.
  • Что делать, если Домовой рассыпал крошки на столе? Сначала уточним — какие крошки: из той еды, что Домовому предназначалась, или из общей хлебницы кусочек раскрошил, или крошки вообще неизвестно откуда взялись. В любом случае, крошки — предупреждение. И первое, что надо сделать: убедиться, что в доме нет извечных врагов Домового — . Не любит Домовой мышей, а с — дружит. Но на вопросы по питанию Домового я стараюсь отвечать в теме

(63)Подборка выполнена специально для сайта

Если о домовом знают почти все, то о дворовом мало кто даже слышал. А между тем, людям, живущим в частном доме, знать о нем просто необходимо.

Кто же такой дворовой, и как он выглядит?

Дворовой далеко не так дружелюбен, как его сородич домовой. Ростом он немного ниже человека, широкоплечий, сутулый, тело его покрыто густой темной шерстью. Увидеть его практически невозможно, зато можно услышать его бормотание, так как он любит постоянно что-то бубнить себе под нос.

Все постройки возле дома дворовой считает своей собственностью. Поэтому пользы от него немного, единственное, что он чужаков не пропускает во двор. Но, в отличие от домового, он не воров гоняет, а чужую нечистую силу. И делает он это не из любви к людям, а чтобы на его территорию другой дворовой не позарился.

Не только нечисть дворовой гоняет, но и любую скотину, приобретенную и приведенную на его двор: бьет и щиплет, есть не дает, и часто на новом месте лошадь или корова начинает худеть и болеть, может даже умереть, а все по вине вредины-дворового. Он не жалеет даже детёнышей животных, появившихся на его территории. Из всех домашних животных не боятся дворового только собаки и козы.

Чтобы оградить приобретенную скотину от дворового, животных нужно заводить в ворота по разосланной во дворе шкуре (корову – по коровьей, овцу – по овечьей). А новорожденного детёныша забирают в дом, под защиту домового. У домового силы больше, чем у дворового, поэтому последний не станет вступать с ним в конфликт.

Зато дворовые с разных дворов часто ругаются и даже дерутся. Если такое произойдет – людям беда, они могут поломать забор, вытоптать огорода, раскидать утварь. Чтобы дворового успокоить, ему нужно принести и разложить яркие лоскуты, бусины, монеты. Можно оставить горбушку хлеба, хорошо посыпанную солью. Раскладывая подарки для дворового, произнесите:

«Хозяин двора — дворовой, хозяин дома — домовой, соседушки мои. Я вам дарю и благодарю. Скотину примите, накормите и напоите».

Если и после данного обряда дворовой продолжает баловаться и обижать домашних животных, его можно и наказать. Для этого возьмите вилы и тыкайте ими в нижние брёвна дворовых построек, как бы стараясь попасть в дворового, приговаривая:

«Вот тебе, дворовой! За то и за это (перечислите его прегрешения)».

Даже если побить вам его не удастся, то испугаете вы его точно. На какое-то время дворовой успокоится. Через время он опять начет безобразничать, такая уж его натура.

У древних славян было принято задабривать дворового .

Видео: 10 Мифических существ славянской мифологии

В мифологических представлениях домовой - домашний дух, хозяин и покровитель семьи, обеспечивающий благополучие ее жизни. В народном сознании домовой воспринимался как умерший предок, глава рода и его хозяин. Об этом свидетельствует, например, рассказ о происхождении домового, записанный в крестьянской среде довольно поздно, в ХХ веке:

Хозяин… все слышит, что мы говорим. Дом охраняет. Домовой из тех, кто жил тут, - это душа чья-то, может, отец, мать или братья. Если не уважить его - он и колотить будет, спать не будешь. Он хозяин надо всем

Согласно некоторым мифологическим рассказам, домовыми становятся умершие «неправильной» смертью.

Для домового в крестьянской среде существовало довольно большое число наименований, каждое из которых возникло на основе традиционных представлений о его природе, статусе, функциях, характеристиках, действиях. Так, одно из наиболее распространенных именований домового - «суседка», так как он жил с людьми в одном доме. К домовому часто обращались, называя его «господарем», «дедушкой», «кормильцем», «хозяином». Рассказывая о нем, звали «большаком». Все эти именования отражают осмысление образа домового как старшего в доме, невидимого «хозяина» дома. В то же время названия типа «жировой черт», «лихой» подчеркивают его принадлежность к разряду демонологических существ, к нечистой силе. Многие из имен домового указывают на его местопребывание.


Алексей Макарович (Домовой). С. Коненков.

В народе считали, что в избе он обычно находится за печью или под нею, в голбце или в подполье: отсюда именования «запечник», «подпечник», «голбешник», «подпольник». Зачастую также полагали, что домовой может находиться во дворе, и называли «дворовым» или «хлевником». Во многих местах на Русском Севере произошло слияние мифологических образов домового и дворового. Обычно если они противопоставлялись друг другу, то домовой отвечал за пространство жилого пространства избы, а дворовой - за двор, где находились подсобные помещения, а также место для домашнего скота.

Ряд именований домового обусловлен его поведением и действиями в отношении человека и домашних животных. Так, его часто звали «лизуном», поскольку, по поверьям, он зализывал волосы у хозяина дома и шерсть у скотины, которую любил. Ночью или в полдень он мог наваливаться на спящего человека и давить его, оставляя на теле синяки. Соответственно этому, его называли «гнеток», «гнётка», «намной», «выдавило». Об этом свойстве домового существует множество мифологических рассказов, вот один из них:

Гнётка мохнатый, волосы длинны, а мы не видали. Бывало, съедутся мужики работать, если не залюбит гнётка, всю ночь промучит. Меня гнёл, ни которо местечко не шевелилось. Ко-торо любит, кряхтит и двери открывает, которо не любит - гнетёт.

Еще одно именование - «доброхотушко» - свидетельствует о восприятии домового крестьянами как доброжелательного к человеку существа.

На Русском Севере полагали, что в том доме, где есть мужчины, домовой - тоже мужчина, если же в семье нет мужчин, а одни только женщины, то их домашней покровительницей является мифологическое существо женского пола - домовиха. Соответственно в народных поверьях они представлялись в мужском или женском облике.

Чаще всего домового воображали в виде маленького старичка, покрытого шерстью или волосами, или, наоборот, - большим стариком, ростом под потолок, в белой одежде. В Вятской губернии его представляли стариком с горящими глазами, в красной рубахе. Свойством домового, как и других мифологических существ, является оборотничество. Домовой, по поверьям, мог принимать облик любого из домочадцев, особенно отсутствующего или покойного. Нередко считали, что он повторяет облик хозяина дома или последнего умершего члена семьи. Иногда крестьяне рассказывали, что домовой может явиться даже тенью на стене. Нередко он мог показываться также и в виде животных: кошки, собаки, ласки, мыши, змеи, ужа, жабы. Более того, один и тот же домовой-дворовой мог, по представлениям крестьян, менять облик: показываться то котом, то змеей. На Псковщине же верили, что днем домовой видится то как простая змея, то как змея с петушиной головой, а ночью он похож на хозяина дома. Исследователи считают, что в подобных верованиях нашли отражение архаичные представления о том, что души предков могут воплощаться в виде некоторых животных, и особенно - змеи.

Показательно, что, даже если домовой имел человеческие очертания, в его облике, как правило, проступали черты животного: шерсть на теле, косматые ладони, длинные когти и уши торчком. По поверьям некоторых мест, у домового только одно ухо. В народе полагали, что чем мохнатее домовой, тем в доме больше достатка.

Как правило, домовой невидим и проявляет себя различными звуками: стучит, скрипит, вздыхает, кряхтит. Его присутствие в доме заметно и по переставлению с места на место тех или иных предметов, а то и вовсе по пропаже вещей. Если домовой чем-то недоволен, то пугает людей, прячет вещи, шумит по ночам в подполе, бьет посуду, съедает все, что не спрятали или не благословили на ночь. Когда ему что-нибудь не нравится в домочадце, он может сделать ему на голове колтун так, что волосы уже ни за что не распутать. В некоторых местах рассказывали, что домовой своими проделками вообще может выжить семью из дома: Это у Харитоновны было. У них в дому все гремело. У них в дому дедушко-то всю одежду закрутил: догадывайся, что уйдешь из дому-то. У них вся семья вымерла, а дом-то на другое место перенесли. Чтобы увидеть домового, нужно, согласно традиционным представлениям, надеть на себя хомут или просто посмотреть сквозь него или через поставленную вертикально борону. В северных губерниях «суседку» пытались увидеть, заглядывая в печь или спустившись во дворе на три ступени, нагнувшись вниз и смотря между ног. Саратовские крестьяне верили, что увидеть домового можно на Пасху, но увидевший его долго не живет. В Тульской губернии полагали, что увидевший домового будет болеть шесть недель. Распространено было поверье, что домового можно увидеть с помощью четверговой свечи, принесенной в зажженном виде из церкви в дом.

Излюбленными местами домового, кроме печи, считались красный угол, подполье, клеть, чердак, порог. Кое-где были убеждены, что он обитает под веником, который обычно находился около порога. Известны были не только пространственные пристрастия домового. Крестьяне считали его любимым спутником кота или кошку. При этом в домах старались держать котов той масти, которая угодна домовому. В поверьях ему также сопутствует лошадь. Согласно мифологическим рассказам, основное занятие, за которым его застают люди, - это кормление лошадей и уход за ними. Неслучайно в некоторых местностях в качестве хорошего подарка для домового служила старая монетка с изображением лошади или св. Георгия на коне.

По традиционным представлениям домовой охраняет дом, семейный очаг, все хозяйство и скотину. По ночам он осматривает всю усадьбу, сторожит дом от воров. В некоторых местностях крестьяне были уверены, что домовой выполняет и хозяйственные работы: поддерживает огонь в печи, прибирает в доме, сушит зерно, ухаживает за скотиной. Он также строго следит за порядком в семье: чтобы домочадцы жили мирно и не ссорились, чтобы все соблюдали предписанные традицией нормы поведения и запреты. Согласно мифологическим рассказам, домовой присматривал, например, за тем, чтобы домочадцы работали и отдыхали вовремя, и если вдруг замечал какое-нибудь нарушение, то давал знать об этом:

Одна старуха рассказывала: «Я шла сей год ночью, не вовремя поила скотину. Люди уж спать стали ложиться, а я пойду скотину поить. Раз прихожу, а он на яслях сидит и говорит: «Неужели тебе, Марфа, некогда днем прийти?» Я, говорит, гляжу: как будто мой дедко. Такой лохматый сидит. Я и подумала: «Дед-ко у меня остался на лежанке лежать. А с чего он сюда пришел?» Двери раскрыла - сидит на яслях. Я после этого больше не ходила ночью скотину поить. Надо вовремя все делать». Вместе с тем в народе существовало твердое убеждение, что без домового не может стоять ни один дом. По поверьям, если домовой вдруг покинет жилище, то в нем пойдут несчастья одно за другим: падеж скота, болезни и смерть домочадцев.

В традиционном сознании образ домового был тесно связан с домашним скотом. Крестьяне видели в нем защитника скотины, обеспечивающего ее здоровье, силу и плодовитость. К нему обращались с просьбой о ниспослании скотине благополучия:

«Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек и ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко». С подобной просьбой обязательно обращались не только по случаю, но и в дни начала и завершения сезона пастьбы.

Согласно многочисленным мифологическим рассказам, домовой избирателен к скотине. Если, случалось, что животное ему не по нраву, «не по шерсти» - неподходящего цвета, то оно никогда не приживалось в хозяйстве. Более того, домовой мог извести несчастную скотину. Не пришедшаяся ко двору корова или лошадь обыкновенно узнавалась сразу: она постоянно кричала, как голодная, даже если на самом деле была полностью обихожена. Со временем бедное животное худело, становилось невеселым. Это крестьяне объясняли тем, что домовой-дворовой не дает нелюбимой животине даже дотронуться до корма. Если домовой невзлюбит овцу, то каждую ночь вплетает ей вокруг ног солому, спутывает шерсть. Животных, что не по нраву, домовой «загоняет» до пены, катаясь на них во дворе всю ночь, забивает под ясли, спутывает хвосты и гривы. В Архангельской губернии в таких случаях, чтобы умилостивить недовольного скотиной «хозяина», во дворе во все углы лили молоко. В некоторых местах для усмирения домового окуривали дом и двор подожженной медвежьей шерстью или обводили вокруг строений живого медведя, махали во дворе липовой палкой, втыкали нож над дверью, чертили мелом кресты на притолоке, окуривали скотину ладаном, кропили везде святой водой. Но по большей части неугодную животину старались продать. Все было иначе, когда животное было по вкусу домовому. По народным поверьям, ему нравится масть, соответствующая тону его волос. Чтобы узнать это, кто-либо из домочадцев оставался на ночь в хлеву и высматривал сквозь проемы в бороне домового, примечая цвет его волос. Получив скотину себе «в масть», домовой холил ее: поил и кормил, чистил, заплетал в гриве косички, как человеку никогда не заплести. По мнению крестьян, эти косички расплетать нельзя, иначе домовой разгневается.

Вообще же, чтобы новой скотине было хорошо, при вводе ее во двор молились, поворачиваясь к каждому углу. Чтобы домовой полюбил животное и хранил его, во все четыре угла хлева клали посоленные ломти хлеба со словами: «Хозяин-хозяюшко, вот тебе хлеб, да соль, да добрый живот: пой да корми, да нас животом дари».

Домовой очень сердился, если хозяева скотины были невнимательны к ней. Если они «неровен час» позволят себе в сердцах обругать животное нечистым, то дворовый в наказание хозяевам «отмахивает» скотину, то есть отгоняет ее от двора. Скотина как будто забывает свой хлев, отбивается от стада и забирается в чащу. Если «отмахнутой» скотине приходится ночевать в лесу, то ей, по поверьям, ничего не грозит, так как и здесь домовой оберегает ее от всякого хищного зверя. Зато хозяева напрасно стали бы искать «отмахнутое» животное: домовой, рассердившись, не показывает им скотину, хоть бы она и находилась рядом с ними в одном шаге.

Иногда домашние животные страдали от домового, казалось бы, по непонятным причинам. Кое-где это объясняли «переходом» - шуткой домового, когда скотина случайно попадает на постоянные или излюбленные пути, по которым он ходит. «Переход», как говорили крестьяне, заключается в том, что домовой, осердившись, спихивает скотину со своего хода, больно ударяя ее. «Переход» обычно узнавали по крови, подтеке или ссадине на несчастном животном. В Ярославской губернии его лечение в таком случае называлось «прощанием» и состояло в том, что хозяева в продолжение 9 или 12 зорь становились на повети лицом к востоку и трижды произносили заговор: «Хозяин-батюшко, прости живота, чем он тебе досадил!» После каждого заговора дули и плевали через правое плечо. Нечто подобное «переходу» случалось иногда и с людьми. Кое-где полагали, что на печи домовой обычно располагается, вытягиваясь вдоль; чтобы ему не досаждать, следует на печь ложиться только поперек, иначе его можно ввергнуть в гнев.

Явление и некоторые действия домового воспринимались в крестьянской среде как предсказания будущего. Чаще всего считали, что домовой показывается в хлеву - к беде. Местами считали, что если домовой виден идущим впереди человека, то последнему грозит смерть, а если он идет сзади - то беда. Широко было распространено поверье, что увидеть домового в шапке хозяина дома - к его смерти. Реже и не везде явление домового рассматривали как предвестие не только смерти, но и других важных событий в жизни человека - перед свадьбой, перед войной. Предрекая печальные события, домовой также плачет, воет, хлопает дверями, мяукает, оставляет синяки на теле домочадцев, притрагивается холодной рукой. Если домовой стучит в окно - к пожару, прыгает в дневное время с чердака - к беде, если вдруг начинает слишком усердно ухаживать за скотиной - к падежу. К хорошим же поворотам судьбы он пляшет или смеется в клети, гладит человека теплой мохнатой рукой. Крестьяне считали, что домовой, если захочет, может помочь избежать несчастья: предотвратить пожар, вовремя разбудив хозяина, или спасти скотину, вовремя вызвав хозяйку во двор. К домовому как предвестнику обращались с гаданием, когда он давил человека. В такой момент ему следовало задать вопрос: «К добру или к худу?» Если к добру, домовой ответит, к какому добру, а если к худу, только скажет: «К ху… к ху…». Верили также, что если домовой давит мохнатой рукой, то к добру, а если голой - к плохому.

На Русском Севере считали, что домовой имеет семью, которая повторяет состав живущей в доме семьи и ее уклад. Женой домового называют «домовиху», или «домаху», и иногда - кикимору; однако, бывает, они выступают как самостоятельные мифологические персонажи, близкие по значению и функциям домовому, но воплощенные в женской ипостаси. По народным поверьям, домовой по ночам ходит к женам и вдовам, тоскующим по своим мужьям. Согласно многочисленным мифологическим рассказам, домовой может жениться на проклятых и тем самым отсуленных ему девушках, которые исчезают из дома и невидимо для людей живут в подполье. Встречаются также представления о том, что домовой, как и некоторые другие демонологические существа, может воровать человеческих детей, особенно проклятых родителями. По поверьям, в доме, где есть некрещеный ребенок, нельзя гасить огонь ночью, а то «хозяин» заберет его к себе. О том, что у домового есть дети, свидетельствует приговор, который произносили при вводе в хлев новой скотины: «Дедуш-ко-домовеюшко, вот тебе дар Божий, скотинка. Корми сладко, стели местушко гладко, сам не обижай и детям не давай».

Крестьяне уважительно относились к домовому. Неписаные правила гласили, что прежде, чем зайти в хлев, следует кашлянуть и уж затем открыть дверь; зайдя же внутрь помещения, нужно было уже молчать. Все это делалось для того, чтобы не помешать домовому или не увидеть его. Учтивость по отношению к домовому проявлялась в приношении ему подарков по случаю или по праздникам: на Рождество, под Новый год, перед Великим постом, в Чистый четверг. Кроме того, в традиции существовали дни, непосредственно связанные с почитанием домового. В день Ефрема Сирина (10 февр. ст. ст.), который считался именинами домового, ему на загнетке печи оставляли кашу и просили заботиться о скотине. Были дни, когда домовой проявлял особое беспокойство, что могло отражаться на жизни домочадцев. Так, в день Иоанна Лествичника домовой, по поверьям, праздновал приход весны и бесился, сбрасывая шкуру. На Новгородчине считали, что домовой бесится перед Петровым днем. Во всех этих случаях его старались умилостивить, поднося гостинцы. Наиболее распространенными подарками были хлеб, овечья шерсть, цветные лоскутки, мишура. В Смоленской губернии хлебную горбушку аккуратно обворачивали в кусок ткани, прошитый красной ниткой, и относили в сени или на перекресток, где и оставляли с поклоном на четыре стороны и молитвой. В Тамбовской губернии хлеб и блины для домового помещали под застрехами, а на Вологодчине - крашеные яйца клали на печной столб. Кое-где на Русском Севере угощение - корочку от каши, а по праздникам горшок с круто посоленной кашей - оставляли в подпечке. Курские крестьяне после каждой вечерней трапезы старались оставлять на ночь на столе еду для домового. Кое-где с домовыми даже христосовались на Пасху, кладя яичко в блюдечко со словами: «Дворовой батюшка, дворовая матушка со своими малыми детушками, Христос воскресе!»

Домовой был единственным мифологическим существом, которое крестьяне в случае переезда в новый дом обязательно звали с собой. В Архангельской губернии обряд приглашения и перевоза домового выглядел следующим образом. Около входа в подполье клали старый лапоть и кликали: «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом!» После этого лапоть несли в новый дом, считая, что в нем переезжает домовой. За первым же обедом первый отрезанный кусок хлеба закапывали в правом углу под избой, призывая домового войти в новый дом. В некоторых других местах домового перевозили на помеле или хлебной лопате. Чтобы в новом доме было покойно, после переезда пекли специальную шаньгу, обходили с ней вокруг дома, клали на лопату и в подпечек, и говорили: «Дедушко-доманушко, бабушка-доманушка, я гостинец вам кладу. Вы меня не гоните и не браните, я жить пришла, ночевать пришла, вековать пришла. Меня из дому не гоните, лучше кормите».

Бывали случаи, когда домового забывали позвать с собой. Это было чревато для жильцов, которые въезжали в дом с оставленным «хозяином»: старый и новый, прибывший со своими домочадцами, домовые не могли поладить, что вело к постоянному грохоту, стонам, швырянию и ломанию предметов в доме. Такая обстановка в избе изнуряла новых жильцов, пока они не догадывались, в чем дело. Чаще всего обращались к старым хозяевам с просьбой забрать своего домового к себе, и те осуществляли обряд его перевоза. Оставленного или напущенного чужого домового или своего, но сильно разгулявшегося, знающие люди смиряли разными способами. В Вологодской и Нижегородской губерниях били метлой по стенам хлева и избы с особыми приговорами. На Новгородчине и в Олонецкой губернии для пуганья домового использовали новую плетку с тремя хвостами или особый веник. Вологодские крестьяне в надежде усмирить домового тыкали вилами по нижним венцам строения. В Оренбуржье считали, что чужого домового, мешающего жить, можно выгнать, водя внутри дома по углам мужскими штанами. Согласно поверьям, домовой должен был уйти. Оберегом от чужого домового в некоторых местностях считали венки, сплетенные на Троицу; их обычно развешивали в хлеву.

Чтобы предотвратить проказы своего домового в хозяйстве, в конюшне помещали медвежью голову, убитых птиц - ястреба или сороку; под домом закапывали череп козла. Если домовой мучил скотину, хребты животных и углы в хлеву намазывали дегтем. Для кур в качестве оберега от шалостей домового использовали камень с природным отверстием, называемый в народе «куриным богом», старый лапоть или горлышко от старого разбитого кувшина.

Кое-где считали, что домовой - единственное демонологическое существо, которое не боится молитвы. Зато во многих местах крестьяне были убеждены, что против развоевавшегося «суседки» с успехом можно использовать крестное знамение, а также матерную брань. По поверьям населения Оренбуржья, боится он и людей, которые являются крестными. В случае если домовой наваливается на человека и душит, стоит только позвать: «Крестная!», и он тут же пропадет. Однако во многих деревнях до сих пор помнят и запреты, связанные с представлениями об этом мифологическом персонаже. Согласно народной традиции, всех животных, в образе которых, по мнению крестьян, мог появляться домовой, запрещалось убивать в пределах дома и двора: это могло привести к падежу скота и даже смерти людей. Чтобы не нажить неприятностей, рассердив домового, женщины соблюдали запрет выходить из дома с распущенными волосами, в ночное время работать или кормить ребенка, ложиться спать без ужина. Домовой любит мир и согласие в семье, поэтому, чтобы избежать его недоброжелательства, нельзя ругаться дома и во дворе.

Когда в новый дом входили или приводили купленную скотину, говорили:

Дедушко-доможирушко,

Да бабушка-домованушка,

Пустите нас. Пой, корми сытёхонько

Води светлёхонько. Не мори.

«Хочу обратить внимание городской власти на то, что на улицах вовсю разгуливают бурёнки. Мало того что они мешают транспортному средству, так ещё и тротуары занимают. А убирать за ними кто будет? И вообще, мы всё же не в деревне живём, к рогатому скоту не приучены…

Хотелось бы знать, сколько ещё коровы будут пастись на газонах Лесного? Когда местных животноводов обяжут пасти своих питомцев на определённых пастбищах, вне городских улиц и под присмотром?»

Подобных писем и звонков в последнюю неделю было немало. А уж фотографии бродячих коров присылали и вовсе из каждого района города. Всем звонившим мы задавали один вопрос: что, по-вашему, нужно сделать, чтобы рогатые животные перестали бродить по улицам города?

Читатели предлагали организовать загон, например, на территории ветеринарной клиники. Выловленных коров помещать туда, а возвращать их хозяину только после оплаты штрафа, желательно — очень солидного. Другие верили, что ситуацию сможет поправить наличие пастуха. Но хорошего пастуха днём с огнём не найдёшь, а те, что нанимались на эту работу, как правило, оказывались любителями крепко выпить…

Также горожане предложили провести клеймение или «биркование» всего крупного рогатого скота с целью более эффективного контроля за ним. Во многих городах страны и нашей области в том числе это успешно практикуется. Бирка помогает идентифицировать владельца бродячего животного. А уж стражи правопорядка потом на месте разбираются с нерадивыми хозяевами, которым лень вывести скотину на пастбище…

О том, как сегодня в Лесном решается «рогатая проблема», рассказывает первый заместитель главы администрации Михаил Кашу.

Как оказалось, коровы, вольготно гуляющие по городу, «прописаны» на 1 и 2 посёлках, а места для их выпаса определены в посёлке Таёжном и на территории города — в районе объездной дороги. Точно так же определены и места прогона домашних животных. Однако хозяева коров продолжают вести себя крайне бесхозяйственно и безответственно, выпуская животных одних, без присмотра, в самостоятельный выпас на улицы города…

— Инспектором по охране окружающей среды совместно с участковым уполномоченным полиции выявлены три владельца домашнего скота, допустившие бесконтрольный выгул сельскохозяйственных животных, — говорит Михаил Васильевич. — В отношении данных владельцев составлены протоколы об административном правонарушении по статье 39 закона Свердловской области «Об административных правонарушениях». Хозяевам коров следует помнить: указанные меры будут применяться ко всем нерадивым владельцам домашнего скота.

Кроме того, граждане, выпускающие животное без опознавательного клейма (бирки, ошейника), нарушают Правила благоустройства, действующие на территории городского округа «Город Лесной». В том числе и по этому основанию к ним будут применяться меры административного взыскания, подчеркнул в заключение Михаил Кашу.

Тема бродячего скота поднимается на страницах «Чулымской газеты» регулярно. В № 23 от 4 июня мы говорили о сохранности скота и профилактике преступлений, связанных с хищением сельскохозяйственных животных. Сегодня же предлагаем посмотреть на данную проблему с другого ракурса.

Еще совсем недавно жить в сельской местности и не держать подсобное хозяйство считалось чем-то из ряда вон выходящим. Сейчас подворья с хозяйством в Чулыме буквально наперечет. Но вот парадокс – проблем, связанных с животными, больше, чем осталось самих животных. Не так давно на нашей странице в соцсетях развязалась полемика на тему ненадлежащего содержания домашних животных и проблем, которые они создают окружающим. Вот такое обращение мы получили от Екатерины Провоторовой:

- По улицам Линейная и Урманская регулярно бродит бродячий скот. На улице играют дети дошкольного и ясельного возраста. Бывает, животные даже ломают заборы. Неужели нет возможности наказать владельцев? На них регулярно жалуются, составляют протоколы за нарушения правил содержания, они платят штрафы, но самопас им выгоднее, чем уход за животными и наём пастуха. Могут пострадать ребятишки, как физически, так и просто испугавшись.

Чулымцы поддержали Екатерину.

Татьяна Алющенко:

- Полностью согласна! Они через ограждения перепрыгивают спокойно. Моя двухлетняя дочь боится их до ужаса. А табун спокойно ходит по улице. Беременная женщина их постоянно со своего огорода прогоняет. Сколько бьемся с этим, а толку нет.

Семья Тимофеевых:

- На ул. Строительной тоже ходит бродячий скот, в прошлом году нам сетку в огороде растянули и морковь и свеклу поели.

Олеся Чистобаева:

- Раньше, несколько лет назад всегда был пастух, брал несколько улиц, а сейчас ходят коровы везде. Так же и у нас на ул. Красноармейской.

Иногда между пострадавшими от бродячего скота и владельцами животных разворачиваются нешуточные баталии. Одни грозят уничтожить забредших в огород животных, другие – упрекают в зависти и лени. И, что греха таить, бывает, что животные, бродящие без присмотра пастуха, действительно исчезают, не возвращаются «с поля». Некоторые владельцы даже не заявляют об этих исчезновениях, горюют тихо, в одиночку, чтобы не накликать новые беды. Почему, казалось бы, банальная ситуация принимает такой оборот, если все расписано законодательно и еще не забыт опыт не такого далекого прошлого? Проблема заключается в том, что животных в каком-либо микрорайоне оказывается слишком мало для того, чтобы сформировать нормальное организованное стадо, нанять пастуха, определить ему «пастушьи». Пасти в течение сезона пару десятков голов невыгодно, а увеличивать стоимость пастьбы с головы КРС – ущербно для хозяев: овчинка выделки не стоит. Вариант с пастьбой самими владельцами скота по очереди, не слишком удобен: ведь люди, помимо содержания подсобного хозяйства, еще и работают. Так буренки и оказываются на улицах, чего быть категорически не должно. Правила содержания домашних продуктивных животных разработаны и действуют на территории всех населенных пунктов без исключения. Есть и Закон Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. N 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», определяющий наказание за ненадлежащее содержание и выпас скота в местах, не приспособленных для этого.

Прокомментировать ситуацию мы попросили секретаря административной комиссии г. Чулыма Татьяну Ковалеву:

- Для того, чтобы решить проблему содержания скота, нужно быть требовательными как к другим, так и к себе самому. Прежде всего, не стоит быть равнодушными. Если вас данная ситуация волнует, вы пострадали, то имеете право обратиться в дежурную часть отделения полиции с заявлением или непосредственно к своему участковому уполномоченному, который должен взять объяснение с вас лично, свидетелей происшествия и владельцев животных, нанесших вам ущерб. Готовый материал передается в административную комиссию, где его рассматривают и наказывают виновных. Оставление без присмотра домашних животных, выпас скота в местах, не приспособленных для этого, наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей. В ближайшее время как раз будет рассмотрен материал в отношении одного из таких владельцев, проживающего в северной части города, чей скот пасется без присмотра.

Закон предусматривает и ответственность за потраву посевов сельскохозяйственных культур как у сельхозтоваропроизводителей, так и у отдельных граждан на земельных участках. В этом случае пострадавший собственник имеет право обратиться в территориальный отдел внутренних дел с заявлением о привлечении к уголовной ответственности виновного лица (если оно известно) либо по факту уничтожения своего имущества. Нужно доказать, что сумма ущерба значительна - от 2,5 тысяч рублей. Учитывается и материальное положение гражданина, которому нанесен ущерб (ст. 167 УК РФ).

Многих волнует вопрос возмещения ущерба. Для этого применимы гражданско-правовые средства защиты. Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом учитываются не только реальный ущерб на данный момент, но и доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Мы, готовя этот материал, никоим образом не призываем чулымцев идти друг на друга военным маршем. Напротив, очень хотели бы, чтобы наши земляки жили в мире и гармонии, украшали свои населенные пункты клумбами и газонами и в то же время укрепляли собственное благосостояние за счет ведения подсобных хозяйств. Да, мы за то, чтобы, как в старые добрые времена, по вечерам с выпасов возвращались крепкие стада, оглашая округу громким мычанием. Мы уверены: по-настоящему качественные продукты питания можно вырастить только самостоятельно. Но мы, как и большинство граждан, против того, чтобы безнадзорные животные топтали огороды, посаженные с таким трудом; чтобы ломали заборы и топтали клумбы перед домами. Во всем должен быть цивилизованный подход. Тогда никому не придется ссориться и жаловаться друг на друга. А чтобы дети не боялись животных, они должны их видеть как можно чаще и получать от взрослых корректную информацию о том, какая польза бывает от коров, овец и поросят.

Подготовила Елена КРОХТА

ЛПХ нужно развивать!

Губернатор области Владимир Городецкий призвал развивать личные подсобные хозяйства и поддерживать людей, желающих заниматься развитием малых форм сельского хозяйства. Мерам государственной поддержки сельскохозяйственного производства за счёт средств областного бюджета Новосибирской области необходимо уделять особое внимание, заявил глава региона в ходе заседания Правительства 20 июня.

Заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр сельского хозяйства Василий Пронькин на заседании представил проекты изменений в программы «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015-2017 годы и на период до 2020 года» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы». Он отметил, что планируется детально проработать меры государственной поддержки по такому важному направлению, как поддержка личных подсобных хозяйств. «Малые формы хозяйствования представлены в Новосибирской области 233 тысячами личных подсобных хозяйств (ЛПХ), за прошлый год государственная поддержка по данному направлению оказана 878 получателям. Однако, несмотря на то, что в регионе успешно действуют такие программы господдержки, как «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма», часть фермеров незаконно получают субсидии из областного бюджета как личные подсобные хозяйства. Поэтому министерство сельского хозяйства предлагает ограничить объём поддержки ЛПХ суммой 50 тысяч рублей. При этом количество получателей субсидии будет увеличено», – сообщил Василий Пронькин.