Другое

Литературные конкурсы для начинающих писателей. Литературные конкурсы и премии

Написать хороший синопсис — проблема для многих опытных и известных авторов. А начинающие чаще всего вообще не представляют, что это такое. Хотя сталкивались с ним наверняка все, кто заходил на сайты издательств и . Да, синопсис нынче нужен всем наравне с полным текстом произведения, и (часто) .

Итак, что же такое синопсис?

По сути, это краткое изложение истории, о которой вы . Причем заметьте, не пересказ, а изложение. Пересказ – это перечисление основных событий от пролога до слов «конец». А изложение – это творческий анализ произведения. В него включаются не только событийные моменты, но и суть обстановки и идеи, суть конфликта и интриги, а также суть значимости (или нескольких). В редакторских кругах бытует мнение, что идеальный синопсис должен состоять из одного-двух предложений.

Например : В одиннадцать лет Гарри Поттер узнает, что он – волшебник, едет учиться в школу магии, где ему рассказывают о том, как он победил главного злодея и обзавелся приметным шрамом. В конце книги Гарри вновь побеждает главного злодея, но тот обещает вернуться, а сам мальчик-который-выжил собирается продолжить обучение, чтобы однажды наверняка с негодяем разделаться.

Но, конечно же, это редакторская шутка. Что не отменяет ее главного принципа – объем синопсиса должен быть небольшим. Никто не будет разбираться в хитросплетениях авторской интриги, изложенной на десяти листах. Объем изложения вашей истории не должен превышать двух страниц, или 4000-5000 знаков с пробелами. А чем он меньше получится – тем лучше. Главное, чтобы синопсис отражал суть истории. Как этого добиться? Просто следуйте правилам!

Правила написания синопсиса

1. Изложение — в настоящем времени и от третьего лица, даже если ваш роман написан от первого лица.

2. – публицистический, предложения – емкие и короткие, юмор, сарказм или ирония – не уместны, указания на вашу гениальность – тоже.

3. В тексте синопсиса важно вкратце ответить на следующие вопросы:

  • о чем история (о мальчике, который выжил и его борьбе с главным злодеем);
  • кто главные герои и каковы их особенности (собственно, мальчик и его друзья, но мальчик – важнее остальных, он ведь выжил неизвестно как после смертельного заклятья);
  • в чем конфликт (мальчик стоит у злодея на пути к могуществу);
  • какова и почему она такова (мальчика – доучиться и снова выжить, а главного злодея – сеять зло);
  • в каком мире происходят события (в реальном мире, где существуют маги и чародеи).

4. Лишние подробности, равно как и авторские эмоции, — исключены. Голые факты, рассказанные просто и бесстрастно: родился необычным среди простых людей – встал на пути у злодея – победил зло – женился – умер в старости в окружении внуков. И все.

5. Обязательно четко обрисовать концовку, а при наличии продолжения книги – указать на него и вкратце обозначить, что герой намерен делать дальше.

6. В синопсисе также важно указать ваши ФИО и контакты, название книги (и, если необходимо, добавить, что это первая книга цикла), обозначить и желательно – издательскую , на которую вы нацелились.

7. Если встретили слово «синопсис» на сайте издательства, не спешите искать информацию в Интернете. Внимательно изучите сайт и сначала поищите требования на месте.

Дарья Гущина: Пара слов о личном опыте. От себя могу сказать, что синопсисы сочиняла, и каждый давался мне труднее, чем написание и романа вместе взятые 🙂 Это невероятно сложно – вычленить из повествования то самое, важное и нужное, потому что в своем произведении важным кажется все – каждая деталь, каждый необычный образ, каждый нестандартный поворот сюжета… И обо всем хочется рассказать в подробностях.

Но. Незнакомому человеку подробности не нужны. Редактор – это ваш потенциальный работодатель. И синопсис – это, по сути, резюме, которое вы отправляете на соискание должности при трудоустройстве. Краткая и емкая схема вашей жизни, глядя на которую работодатель скажет – «Подходит». А когда вы составляете резюме – то абстрагируетесь от ненужных деталей вроде пикников на природе и любви к рыбалке, верно? И мой вам совет: при написании синопсиса максимально абстрагируйтесь от событий истории и эмоций, который она вызывает. И напишите его так, чтобы редактор сказал: «Подходит» – и взялся за чтение романа.

И помните: обрисовывая суть истории, редактора – как и любого читателя! – нужно заинтересовать. Попытайтесь найти в своем произведении то ценное и важное, чего больше нет нигде. И не забудьте вскользь об этой особенности упомянуть. Но – только вскользь. Читать пространные рассуждения, написанные на «простынях», никому неинтересно.

Удачи! В столь трудном деле как написание синопсиса она вам очень пригодится!

Меня попросили дать пример синопсиса по одной из моих книг. Показываю, как его нужно писать и оформлять от и до.

Файл - ворд.doc Times new Roman, 12 шрифт, одинарный пробел. Текст выравнен по ширине.

Жильцова Наталья Сергеевна

Публикации:
— Проклятие некроманта. М.:"Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2009 (роман);
— Скрижаль Мораны. М.:"Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2012 (роман);
— Узоры тьмы. М.:"Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2013 (роман);
— Две короны. М.: "Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2013 (роман, в соавт. со С.Ушковой);
— Ярость тьмы. (роман, готовится к изданию в Альфа—книге в 2014 году).

Контакты:

Дом. телефон: 00000000000
Моб. телефон: 00000000000
e-mail: [email protected]

Информация о рукописи

Жанр: роман;
Поджанр: фэнтези;
Название: «Сила ведьмы»
Объем: 12 а.л.;
Роман ранее не издавался, частично размещён на сайте «название сайта»
(http://страница.сайта.с.книгой.если.есть - этот рейтинг будет плюсом)

Синопсис к роману: «Сила ведьмы»

Главные герои:
Арина — обладательница редкого наследного дара;
Локи — сильный маг, возлюбленный Арины;
Кирилл — вампир, желающий получить безграничную власть.

Арина — сотрудница отдела кадров 25 лет, неожиданно теряет сознание прямо на работе. Вернувшись домой, Арина получает известие о смерти бабушки, с которой была знакома всего пару недель.

От переживаний девушку отвлекает внезапно появившийся на ее кухне, словно из ниоткуда, странный незнакомец. Он утверждает, что по наследству от бабушки Арине досталась очень редкая магическая способность. Из-за этого наследства ее теперь хотят убить, и чтобы выжить, девушка должна выполнить несколько ритуальных действий. Испуганная Арина выполняет все требования незнакомца, после чего тот удивительным образом исчезает.

Девушке чудом удается отбить нападение опасных магических существ, а потом скрыться от наемных убийц и добраться до отделения контроля над магами. Здесь Арина добивается признания себя полноценной владелицей магического наследства — духа стихии воздуха. Более того, благодаря поддержке главы отделения Кирилла, даже получает солидную денежную компенсацию от заказчицы убийства — жрицы могущественного темного ордена. Однако чтобы обезопасить себя еще лучше, девушка решает купить какой-нибудь защитный артефакт.

Благодаря череде случайных обстоятельств и везения Арина приобретает очень редкое кольцо-артефакт. Благодаря ему Арина теперь может не опасаться колдовских проклятий. Радостная от покупки девушка решает заглянуть в популярный у магов бар, где встречает памятного незнакомца, которого, как оказалось, зовут Локи. Локи нравится Арине, но она все же решает повременить с отношениями, несмотря на благодарность за помощь. Девушку отталкивает его самоуверенность и прямолинейность.

Для того чтобы установить охрану на квартире, Арина решает обратиться к Кириллу. Тот охотно соглашается ей помочь и попутно рассказывает, в чем ценность наследства девушки. Оказывается, всем магам для колдовства необходима подпитка от Источников — специальных мест силы. Однако если собрать элементалей всех четырех стихий, то можно стать величайшим из магов, который сам сравнится с Источником.

Узнав о том, что Арина общалась с Кириллом, Локи предупреждает девушку об опасности. Локи рассказывает ей, что на самом деле нашим миром правят темные маги, которые имеют договоренности с вампирами о поставках крови. И Кирилл — вампир, которому нужна ее сила и кровь. Вернувшись к Арине домой, он помогает убрать наблюдательные маячки Кирилла и оставляет свое магическое животное для защиты.

Путем хитро расставленных ловушек Кириллу удается выманить Арину из дома и избавиться от ее охранника. Арина догадывается об обмане лишь в последний момент и успевает только предупредить об опасности Локи. Оказывается, Кирилл нашел способ, как завладеть элементалями всех четырех стихий, и для завершения ритуала ему необходима смерть Арины и Локи.

Чтобы успеть спасти Арину, Локи использует очень опасное заклинание телепортации. В финальном бою Локи удается убить Кирилла и самому заполучить силу четырех стихий. После чего он исцеляет девушку и признается Арине в любви.

This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

Что такое синопсис?

Синопсис - это краткое описание произведения от начала до конца. Обычно его длина не превышает двух-трех страниц, но в некоторых случаях редактор требует предоставить развернутый синопсис на 10-15 страниц.

Кому нужен синопсис?

Сотрудникам издательства: начальникам подразделений, художникам, дизайнерам, маркетологам и пр. У них нет возможности читать каждую рукопись (этим занимаются ридеры, редакторы и корректоры, да и то не всегда), поэтому многие важные решения, касающиеся судьбы вашей книги будут приниматься на основе синопсиса.

Если синопсис отличный, а в рукописи есть огрехи, редактор может помочь автору доработать произведение. А если синопсис провальный, а рукопись блестящая, то до чтения рукописи дело вообще не дойдет.

Как должен выглядеть синопсис?

Синопсисом называется последовательный рассказ, который знакомит с действующими лицами, развитием сюжета и - обязательно! - . Это полноценный рассказ - отдельное литературное произведение со своей драматургией, языком, шутками и т.п. Обратите внимание на народные сказки: многие из них очень похожи на синопсис.

Вводим редактора в курс дела

С самого начала определите время и место действия. При необходимости дайте вводную - чтобы описать историческую канву или придуманный вами мир.

Опускайте лишние подробности и делайте акцент на наиболее увлекательных поворотах сюжета. Даже если основное достоинство вашего произведения - размышления о смысле бытия, старайтесь придать синопсису хотя бы минимальную динамику.

Избегайте вводных фраз типа «В начале романа повествуется о…» Они занимают много места, но не несут полезной информации.

Герои в синопсисе

Чтобы редактору было легче понять, кто есть кто, вставляйте краткие описания героев: аристократ Кобылин, молодой таксист Дима, нечистый на руку судья Подушкин и т.п.

Если синопсис краткий, постарайтесь упоминать поименно только главных действующих лиц - множество имен в тексте приводит к путанице. Остальных персонажей можно называть «брат», «соперница», «король», «следователь» и т.п.

Сюжетные линии

Если в романе много сюжетных линий, то для краткого синопсиса придется выбрать лишь одну - самую главную. Если же это сделать невозможно, рассказывайте о различных сюжетах, используя такие слова как «тем временем», «между тем», «в это время».

Если параллельные сюжеты относятся к разным эпохам, укажите это с самого начала и переходите от одной темы к другой с помощью небольших заголовков. Например, первая сюжетная линия может быть озаглавлена «Москва, 1932 г.», вторая сюжетная линия - «Иерусалим, 33 г. н.э.»

Вопросы, на которые нужно ответить в синопсисе

  • Что изменило жизнь героя и заставило его действовать?
  • Какова ?
  • Какие препятствия стоят на пути героя?
  • Что делает герой ради достижения цели?
  • Какие черты характера или прошлые события влияют на поступки героя?
  • Чего он добивается на этапах пути к Большой Цели?
  • В чем заключается кризис и что послужило его причиной?
  • Опишите событие-кульминацию.
  • Как события, описанные в романе, изменили героя?

Небольшое искажение сюжета

Иногда, чтобы добавить ясности в синопсис, необходимо слегка исказить сюжет. Если в отрыве от самого романа тот или иной поворот событий кажется нелогичным, лучше его видоизменить или вовсе вырезать - в этом нет ничего страшного.

Покажите козыри романа. Это могут быть удивительные факты, неожиданные выводы, любопытные декорации. Из синопсиса должно быть ясно, в чем заключается уникальность книги.

Покажите, что ваши герои - действительно интересные люди. Выделите у каждого из них яркую, привлекательную черту характера.

Если вы рассчитываете на рецензии в прессе, пишите два синопсиса: один - для издателей, другой - для журналистов. Издателям нравится то, что продается, т.е. любовь, приключения, юмор и скандальность. Журналисты считают себя литературными снобами, поэтому им требуются детали, философия, история и пр. В каждом случае акценты надо расставлять по-разному.

Образец синопсиса

Эльвира Барякина, «Женщина с большой буквы Ж»

Мардж Тенш, русская литагентша из Голливуда, обдумывает свою жизнь: ей 40 лет и ничего не сделано для бессмертия. У нее нет детей и полезных привычек, а единственный мужчина, готовый ее слушать, - это платный психоаналитик. У Мардж имеется на примете кинорежиссер Кевин, но если его спросить, когда он в последний раз занимался любовью, он скажет: «На прошлой неделе, в четвертом павильоне, со съемочной группой».

Психоаналитик советует Мардж писать мемуары, и она вспоминает советское детство и молодость, прошедшую в борьбе за мир, любовь и деньги. По биографиям Мардж и ее близких можно учить новейшую историю - от падения Берлинской стены до терракта 11 сентября.

Семья мужа № 1 вывозит Мардж в Нью-Йорк. Первый супруг не хочет сражаться за ее любовь, зато второй делает это постоянно - но где-нибудь на Шри-Ланке, в Гондурасе или на Палестинских территориях: он военный корреспондент. Мардж мечтает затащить его в свой кофейно-литературный мирок, где подвигом считается поход в спортзал. Муж № 2 смотрит на нее глазами несчастного спаниэля: «А как же борьба? Как же вольные пампасы?»

Мардж устает каждый день ждать похоронки. После развода она отправляется в Африку строить школу в глухой деревне. Но столетия нищеты и неграмотности - это такая яма, которую невозможно засыпать. Все, что ты дашь, проестся, все, чему научишь, забудется за ненадобностью. Но самое главное, Мардж обнаруживает, что она не столько помогает людям, сколько доказывает сама себе: «Я ужасно благородная».

Супруг № 3 вводит Мардж в мир Большой Нефти - он работает вице-президентом крупной добывающей корпорации. В его доме полно вещей, купленных по принципу «в голову стрельнуло», и он забывает о них на следующий день. Мардж понимает, что она тоже вещь: ею наигрались и закинули под кровать.

Она вновь разводится и открывает литературное агентство. Ее карьера успешно продвигается, но ей требуется кто-то, о ком можно думать по пути из офиса домой. Мардж думает о режиссере Кевине. В конце концов, он начитан, остроумен и знаменит.

Кевин просит руки Мардж - но не для себя, а для Зэка, 20-летнего актера. Зэк недавно эмигрировал из Новой Зеландии и ему срочно нужна грин-карта. Сердце Мардж разбито, но она по привычке хохмит: «Устрою себе шикарную свадьбу: жених - Зэк, музыка - «Радио-шансон», костюм в полосочку. Обменяемся наручниками при понятых - разве плохо?»

Зэк - чудесный парень с широкой улыбкой и накаченным прессом. Ему плевать, что Мардж годится ему в мамы - он искрене восхищается ею. На медовый месяц они отправляются на горнолыжный курорт. Собака Мардж обдирает дорогой диван в арендованном доме и хозяин обещает подать на молодоженов в суд.

Кевин советует Мардж нанять адвоката Пола Вардлоу, с которым он давно сотрудничает. Вскоре она узнает, что это и есть ее истец.

У них завязываются странные отношения - полудружба-полуфлирт. Пол подтрунивает над Мардж и в то же время оберегает ее и поддерживает во всех начинаниях.

У Пола богатая биография: он родился в Ираке, детство провел в Гане, учился в Великобритании. Хотел стать великим актером, а стал голливудским адвокатом. Мардж импонируют его взгляды на мир, и ей с ним очень интересно: он всерьез увлекается психологией и философией.

Отношения с Зэком постепенно сходят на нет. Он не терпит опеки со стороны Мардж, а ей смешно и странно глядеть на то, как муж № 4 повторяет ошибки ее молодости. Пол не появляется и не звонит - и эта ниточка обрывается.

У Мардж опять депрессия: ей даже к психоаналитику идти не хочется. Она начинает пугать родственников намеками на самоубийство - не всерьез, конечно: ей просто хочется, чтобы окружающие говорили: «Ты нужна нам!» Узнав о «суицидальных наклонностях» Мардж, Пол звонит ей и все объясняет: его матери предстоит операции, поэтому все эти дни он был в Лондоне, рядом с ней. «Главное, не выходи замуж до завтра, - говорит он. - Я в очереди крайний».

Мардж не знает, что и думать: есть ли у них шансы? Ведь они любят себя, а не друг друга. Но Пол считает, что симбиоз эгоизмов - это залог успешного брака: «Заботься обо мне, а я буду заботиться о тебе, и пусть окружающие думают, что у нас любовь».

Влечение ума, влечение сердца… а влечение тела, если что, сексолог поправит. Мардж решает начать новую жизнь и новый дневник.

Эффективные упражнения для развития мозга

Предлагаем вашему вниманию 7 упражнений для эффективной работы ума. Простые техники, которые помогут вам стать сообразительней и находчивей, пишет vieselfcreation.ru.

1. Эффект левой руки
Это упражнение, укрепляет нервные связи, а так же может создавать новые. Например, возьмите вашу компьютерную мышку в другую руку (если вы правша, значит в левую и наоборот) начните управлять ей. Если в результате у вас появится чувство неуверенности, неудобства и неловкости, не переживайте, ваш мозг учится новому навыку. Происходит это всегда, когда вы начинаете что то новенькое, неиспробованное, и каждый раз вы организовываете в своем мозгу новые связи между нейронами.Ученые доказали, что этот эффект активизирует творческие способности и значительно улучшает пространственное воображение. Поэтому делайте это упражнение на ежедневной основе, не бойтесь браться за новые задачи (например: чистить зубы, писать, держать ложку и т. д.).

2. Чтение и Кроссворды
Решение кроссвордов способствует в развитии мозга, и стимулируют активность вашего мозга. Стремитесь впитывать как можно больше информации, читайте, читайте, и еще раз читайте книги на разные темы. Найдите новое хобби, выучите иностранный язык. Чем быстрее вы начнете тренировать свой мозг, тем легче вам будет справляться с недугами ума пожилых людей. Выявлено, что постоянные упражнения мозга, любая активность, умственная и физическая, сводят к минимуму случаи потери памяти среди "старых" людей и замедляет процессы старения.

3. Спорт
Доказано, что человек, который получает физические нагрузки (добровольные), то у него лучше и быстрее развивается мозг. В Институте биологических исследований "САЛК" штат California, ученые пришли к выводу, что мыши, которые бегают в крутящемся колесе, в 2 раза больше клеток в части мозга, которая отвечает за память и изучение.

4. Загадки
Логические загадки, пазлы, головоломки - отличный способ заставить свой мозг работать, а так же будет поддерживает его активность. Разгадывайте чаще и тренируйте свой мозг. Например, играйте в Sudoku.

5. Пополняйте словарный запас
Начните на ежедневной основе изучать значение любого нового слова (не имеет значения, какой это будет язык, иностранный или родной). Существуют большие расхождения между вашим интеллектом и словарем. Если словарный запас регулярно пополняется новыми словами, то и уровень интеллекта растет.

6. Дневник
Ведение дневника позволяет вам расширить границы вашего мозга. Пишите воспоминания, мечты, текущие события. Лучший способ - обзавестись своим блогом.

7. Нейробика
Этот термин ввел Лоуренс С. Кац, доктор философии, профессор нейробиологии Университета Дъюка. Нейробика - это уникальная в своем роде система тренинга мозга, которая задействует все пять чувств и эмоций в неожиданном свете, чтобы встряхнуть ежедневную рутину. Упражнения используются для того, чтобы помочь мозгу в производстве собственных питательных веществ, необходимых для укрепления, роста и сохранения клеток мозга.Нейробикой можно заниматься где душе угодно и в любое время. Этот оригинальный и веселый способ развития мозга, позволяет активировать плохо развитые нервные связи и пути, помогая вам приобрести "аккуратность" и гибкость ума.