Другое

Советы: Подводная фотография. Профессия: Подводный фотограф

Подводный мир не может не привлекать людей. Но вот погрузиться с аквалангом под воду могут не все: у кого-то нет времени или возможностей, а кому-то это кажется слишком опасным. Так или иначе, но потому-то так и востребованы подводные фотографы, способные показать реалии этого загадочного мира даже тем, кто никогда и близко не подойдет к берегу океана. В этой статье мы подобрали для вас 15 лучших подводных фотографов России, у каждого из которых за спиной немалый опыт и коллекция выдающихся снимков, неизменно радующих зрителя.

Андрей Нарчук, один из самых известных российских фотографов, твердо убежден в том, что и для общества в целом, и для каждого человека в отдельности очень важно любить природу и наблюдать за ней. Андрей знает об этом не понаслышке, поскольку, еще будучи студентом, со своей первой камерой оказался на Красном море, где впервые увидел подводный мир. «Это было потрясение. И первое, что я сделал по возвращении, - купил подводный бокс к своей камере. Через пару месяцев я снова плавал в Красном море, но теперь уже мог снимать всю эту красоту, чтобы привезти домой в заснеженную Москву. В ту поездку мне повезло поплавать наедине с огромным скатом мантой. Можно сказать, что эти полчаса, проведенные под водой, окончательно изменили мою жизнь».

С тех пор море стало неотъемлемой частью жизни и творчества Андрея Нарчука. Он много путешествует, много снимает - не только подводные пейзажи или макро, но и просто огромный и многообразный мир вокруг себя: «Жизнь не дает зациклиться на ежедневной рутине, а в природе не бывает наигранности и фальши. Видя разнообразие видов, начинаешь верить, что границ для творчества не существует. И у нас всегда есть возможность двигаться дальше...»

Виктор Лягушкин

Путь Виктора Лягушкина к подводной фотосъемке был отнюдь не прямолинеен: выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, художник-декоратор по образованию, с 1993 года он работал графическим дизайнером. И лишь в 1998 году Виктор начал по-настоящему увлекаться фотографией. На его хобби огромное влияние оказала поездка в Мексику, где он впервые познакомился с подводными пещерами.

Через несколько лет съемка в них стала его главным увлечением и любимой работой. Сегодня он автор книг, победитель многих международных конкурсов и лауреат национальной премии «Подводный мир», но все так же увлечен подводными пещерами: «В своих фотографиях я стараюсь отразить сказочность и архетипичность этих мест, волшебный мир, который, несомненно, существует. Люди потеряли ключ к восприятию природы как чего-то удивительного. Осталось лишь восхищение технической стороной работы фотографа».

Дмитрий Мирошников - один из известных российских подводных фотографов, сайт которого наполнен множеством чудесных снимков. И трудно поверить, что работать в жанре подводной фотосъемки он начал всего порядка пяти лет тому назад! «Мир фотографии я открыл для себя в одной из поездок, так называемых дайв-сафари, когда живешь на корабле одну-две недели и каждый день погружаешься; я познакомился с известным подводным фотографом Александром Сафоновым, призером конкурса BBC Wildlife Photographer of the Year. Его увлечение этим жанром буквально заразило меня».

Сегодня Дмитрий не просто профессионально занимается подводной съемкой: для него это и отдых, и творческий вызов, и просто любимое дело. «Я стараюсь показать то, что для себя называю „нереальной реальностью“ - отображение другого, сюрреалистического, мира, который находится совсем рядом с нами, но очень не похож на наш. Я весьма ценю художественность снимка, цвет и композицию; ценю больше, чем документальность кадра и биологическую редкость увиденного».

Александр Сафонов

Александр Сафонов родился в Воронеже, но в силу профессии и увлечений предпочитает большую часть времени проводить в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Японии и Гонконге. Большую часть времени Александр работает программистом, хотя вот уже более десяти лет он профессионально занимается дайвингом и подводной съемкой.

Начав с компактных мыльниц, он быстро перешел к профессиональной фототехнике и сегодня является одним из признанных мастеров своего жанра и победителем различных конкурсов, включая авторитетный Wildlife Photographer of the Year.

Виталий Сокол

Виталий Сокол - не совсем типичный для данного обзора фотограф. Подводная фотография не является его основным направлением, более того, подводный мир для него - в большей степени способ показать на его фоне нечто совсем другое, скажем, фэшн-съемку.

Снимать Виталий начал еще в школе, пленочным фотоаппаратом, и испробовал, по его словам, весь жанровый арсенал, доступный мальчишке с развитым воображением - «от фотомонтажа и мультиэкспозиционных фотоиллюзий на черном фоне до макро и репортажей с соревнований по боксу». Возможно, именно благодаря этому у Виталия сложилось не совсем привычное представление о фотоискусстве - он не считает его чем-то уникальным и обособленным, а рассматривает лишь как один из приемов изобразительного искусства в целом.

Дмитрий Виноградов

Как и многие, Дмитрий Виноградов увлекся фотосъемкой еще в детстве, будучи школьником. Сегодня он профессиональный фотограф, заслуженно считающийся одним из лучших мастеров в стране, путешественник, председатель Московского открытого фотоклуба, член Союза журналистов России, член Российского географического общества. Кроме того, с 2003 года он профессионально занимается дайвингом и после первой же поездки на Красное море, по его словам, понял, что «дайвинг - это болезнь, и теперь придется снимать еще и под водой».

Всю подводную фотографию Дмитрий условно разделяет на широкоугольную и макро. При этом, как он считает, характер съемки в большей степени зависит не от творческих идей фотографа, а от места погружения: «Есть так называемые макросайты, где в изобилии представлена подводная макрожизнь. Туда берем камеру с макрообъективом. А есть подводные сайты с великолепными морскими пейзажами, и значит, надо ставить на камеру фишай». Ну а больше всего Дмитрий любит снимать затонувшие корабли.

Андрей Некрасов

Сегодня Андрей Некрасов - один из самых увлеченных и награждаемых авторов на постсоветском пространстве, несмотря на молодость и не самый большой стаж подводной фотосъемки, всего чуть больше десяти лет. А начинал он подростком, будучи с детства увлечен морем. К слову, Андрей окончил морскую школу ДОСААФ по специальности «легкий водолаз», имеет звание инструктора подводного спорта.

В подводной съемке Андрей Некрасов придерживается своего, вполне обособленного, стиля: «Большинство подводных фотографов избегают снимать с задержкой дыхания, и напрасно - в этом я убедился за пять дней подводной съемки у берегов Египта. Чуть задержав дыхание, можно приблизиться к самым недоверчивым морским обитателям, которые, пугаясь шума и пузырьков, остаются невидимыми для большинства. К таким осторожным и пугливым относится и морская щука - сарган. На этот редкий экземпляр я потратил почти целую пленку», - рассказывает Андрей.

Алексей Зайцев

Алексей Зайцев, возможно, наиболее профессиональный российский подводный фотограф. Он не только снимает, но и является автором известной книги «Школа подводной фотографии. Практическое руководство для начинающих», был редактором журналов «Подводный клуб», «Дайв тек» и «Предельная глубина», наставник многих фотографов из этого списка. Кроме того, он высококлассный дайвер, имеющий степень инструктора PADI MSDT и CMAS One Star.

Дыхало-отверстие в мантии моллюска, тридакны. Красное море, сафари на дальний юг.

А началось все очень давно, еще в 1986 году, когда Алексей сделал свои первые подводные снимки. С тех пор он стал лауреатом многих конкурсов, но по-прежнему восторгается подводным миром - и совершенно необязательно это должна быть красочная глубина южных морей: «Меня вдохновляет подводный мир как таковой, и мне одинаково интересно нырять и снимать как в подмосковном озере, так и в тропиках. Ведь практически в любом водоеме можно, неожиданно для себя, найти нечто удивительное, а лучшей наградой для фотографа являются интересные снимки», - утверждает Алексей.

Ольга Каменская

Ольга Каменская по образованию учитель химии. Но так случилось, что она всерьез увлеклась дайвингом и даже дошла до уровня инструктора CMAS. Профессией это, впрочем, не стало, хотя по-прежнему остается заметной частью ее жизни.

А с 2003 года Ольга Каменская является еще и подводным фотографом. И не просто фотографом, а профессионалом и инструктором по подводной съемке. За прошедшие годы она побывала практически во всех основных дайверских регионах - в странах Америки, Европы, Азии и Океании. Не забывает Ольга и о подводном мире российских водоемов. К слову, она является автором прекрасного альбома «Байкал. Царство воды и льда», который был презентован в Марселе во время Всемирного фестиваля подводных изображений.

Оксана Истратова

Оксана Истратова - один из крупнейших в России специалистов по затонувшим кораблям. Она автор книги «Загадки затонувших кораблей. Черное море. Крым». С 2004 года занимается техническим дайвингом, который предполагает глубоководные и затяжные погружения в ограниченном пространстве.

И практически всегда Оксана Истратова берет с собой камеру. За годы работы она создала огромную коллекцию фотографий затонувших кораблей и подводных лодок, но по-прежнему каждое погружение для нее - событие и всплеск эмоций. «Опуститься на корабль, где, ты точно знаешь, погибли люди, - как прийти на мемориал. Я ощущаю некое почтение к умершим. Естественно, ни о каких поисках наживы и речи не идет. Ты словно приходишь отдать дань памяти этих людей», - рассказывает Оксана.

Сергей Шанин

Сергей Шанин - один из самых нестандартных и талантливых современных российских фотографов. Он сумел совместить этот вид творчества с техническим и даже в чем-то научным процессом.

Подводной фотографией Сергей занимается вот уже 20 лет и, как он сам уверяет, в своих снимках пытается показать красоту и многообразие подводного мира. Сергей Шанин - признанный автор, победитель и лауреат многих конкурсов, в том числе он дважды побеждал в «Золотой черепахе».

Надежда Кулагина

Надежда Кулагина подводной фотографией занимается очень недолго, всего с 2010 года, но уже добилась признания и известности. По собственным словам, ее всегда интересовало, каково это - нырять на немалую глубину с аквалангом за плечами и пытаться снять нечто такое, что было бы достойно внимания и восхищения. Впрочем, для нее фотография - скорее, хобби, приложение к основной работе переводчика и многочисленным путешествиям по всему миру.

Работы Надежды Кулагиной всегда проникнуты каким-то оптимизмом и вызывают доверие к обитателям морских глубин. Возможно, все дело в ее отношении к жителям моря: «Находиться среди морских обитателей вовсе не страшно. В эти моменты меня больше заботит выбор правильного ракурса, настройки камеры и положение вспышек. А еще я боюсь, что в самый ответственный момент, когда я нажму кнопку спуска, моя модель уплывет».

Константин Новиков

Константин Новиков в подводную фотосъемку пришел благодаря своей любви к природе. Кстати сказать, она привела его не только в фотографию, но и на биологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Более всего Константина интересовали биомедицина и иммунология, так что он даже стал лейтенантом медицинской службы и кандидатом биологических наук. После защиты диссертации Константин продолжил работу в качестве старшего научного сотрудника на том же биофаке, на кафедре физиологии микроорганизмов.

Подводной съемкой Константин Новиков увлекся в 1997 году, впервые оказавшись под водой с аквалангом. Сегодня же он - инструктор по дайвингу PADI, а также имеет звание ER Instructor TDI. Также он занимается фридайвингом, то есть погружается под воду без запаса воздуха, исключительно за счет возможностей организма, являясь инструктором AIDA.

Такой немалый запас профессионализма позволяет Константину Новикову делать впечатляющие снимки из морских глубин. И хотя фотосъемка является лишь увлечением, результаты, регулярно демонстрируемые Константином, не позволяют усомниться в том, что и к этому занятию он подходит предельно серьезно.

Тарас Скидоненко

Тарас Скидоненко относится к тому типу подводных фотографов, которые до первых погружений и камеру-то в руках не держали. И лишь оказавшись на глубине, впечатлившись ее пейзажами и обитателями, ощущали в себе потребность как-то зафиксировать свои эмоции и передать их другим людям.

По словам самого Тараса, нырять он начал случайно - в 1995 году в Турции, будучи в отпуске, решил попробовать любительское погружение с аквалангом. Что интересно, первые погружения в мутную воду у берегов Антальи не оставили особенных впечатлений, но зародили интерес. И вот уже почти 20 лет Тарас Скидоненко погружается в самые разные водоемы самых разных регионов мира, отовсюду привозя чудесные фотоснимки.

Вадим Зверев

Вадим Зверев - состоявшийся бизнесмен, немалого добившийся на почве коммерции и предпочитающий осваивать новые направления бизнеса, которые соответствовали бы его увлечениям. Как говорит он сам: «Мне нравится фотографировать - я открываю профессиональную фотостудию; мне нравится нырять - я открываю дайв-центр „Барракуда“; мне нравится путешествовать - я открываю туристическое агентство и ныряю по всему миру».

И пусть фотография и дайвинг - лишь увлечения для Вадима, он все равно многого достиг и в том и в другом. Его снимки, быть может, не несут в себе какой-либо философии или глобальной идеи, но зато они честно и восторженно показывают мир, скрытый от нас толщей воды.

«В первую очередь мне хочется показать и раскрыть образы „коренных обитателей“ моря, потому что они - его естественная и гармоничная составляющая, и все мы ныряем прежде всего, чтобы познакомиться с ними и узнать их поближе. Да и, честно говоря, мне легче входить в контакт с морскими обитателями. Я просто разговариваю с ними на их языке» - рассказывает Вадим Зверев.

Дата публикации: 31.08.2018

Виктор Лягушкин - известный подводный фотограф и амбассадор Nikon, чьи работы публиковались в журналах Daily Mail, Time, Stern, National Geographic и других. Мы попросили Виктора, победителя множества международных фотоконкурсов и автора книг и документальных фильмов о подводной съёмке, рассказать об особенностях этого жанра.

Подводная съёмка начинается с подготовки

В подводной съёмке подготовка важна больше, чем в любом другом жанре. Нельзя надеяться на удачу: перед погружением нужно чётко представлять, что ты хочешь снять, как это должно выглядеть в результате, какие настройки техники будут использоваться. В воде снимать намного труднее, чем на поверхности, хотя бы потому, что запас воздуха ограничен и нет времени делать много дублей. Особенно, если в съёмке участвует модель, которая находится под водой без снаряжения. Например, фотосессия проекта «Принцесса китов» в Белом море с чемпионкой мира по фридайвингу Натальей Овсеенко заняла у нас меньше 12 минут, а подготовка длилась 2 месяца. Конечно, у фотографа обязательно должны быть отличные дайверские навыки: прежде чем погрузиться вместе с камерой, нужно хотя бы 100 раз нырнуть без неё, чтобы уверенно чувствовать себя под водой.

Nikon D200, AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED

Вода - мутный голубой фильтр

Физические свойства воды совсем не такие, как у воздуха, соответственно, и съёмка в этих условиях очень специфична.

Во-первых, вода в тысячу раз менее прозрачна, чем воздух, и в 770 раз плотнее. А если она ещё и мутная, то есть с большим количеством примесей - микроорганизмов, неорганических частиц - видимость и вовсе может стремиться к нулю. Во-вторых, на глубине исчезают цвета - по одной составляющей спектра на каждые 8 метров. То есть сначала пропадают красные оттенки (вспомним поговорку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»), потом оранжевые, жёлтые и так далее, пока не останется только сине-фиолетовый. В-третьих, коэффициент преломления у воды в 1,3 раза больше, чем у воздуха. Из-за этого все объекты визуально увеличиваются в размерах и кажутся расположенными на треть ближе, чем есть на самом деле.

Технические приёмы подводной съёмки: свет

Как же фотографу справиться с трудностями съёмки под водой? Если фотосессия проходит на маленькой глубине и вода достаточно прозрачная, можно довольствоваться естественным светом, тем более что современные зеркальные камеры обладают широким динамическим диапазоном. Время съёмки зависит от того, какой световой рисунок хочет создать фотограф: в течение дня лучи проникают под воду под разными углами. Например, для съёмок каньонов Грузии мне понадобилось около недели, чтобы определить, когда именно солнце даёт нужный рисунок. Если же фотограф опускается на 10 метров и глубже, без искусственного освещения не обойтись. Именно оно способно вернуть кораллам, водорослям и морским обитателям привычные цвета или хотя бы чёткие силуэты. Дополнительными источниками света выступают вспышки и фонари, в последнее время набирает популярность видеосвет. Я обычно использую от 5 до 11 искусственных источников света одновременно.

Технические приёмы подводной съёмки: фокусные расстояния

Поскольку в воде все предметы кажутся больше, чем есть на самом деле, и видимость может опускаться до нуля, главный совет для фотографа прост: подойти как можно ближе к объекту съёмки. И, конечно, использовать широкоугольные объективы. 90% подводных фотографий в мире делаются на объективы Fisheye, которые дают максимальный угол обзора - до 180 градусов. При этом «фишаи» искажают пропорции, поэтому снимать портреты и некрупные объекты (например, небольших рыб) ими не рекомендуется. В качестве подводного портретника я использую AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED и другие широкоугольные фиксированные светосильные объективы. Для макросъёмки мелких объектов - например, криля - отлично подходят AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED и AF Micro-Nikkor 200mm f/4D IF-ED.

Стоит также иметь в виду, что подводный мир многие люди никогда вживую не видели, поэтому не представляют его размеров. Хорошо, когда на фоне ландшафта видна фигура дайвера: она выступает в роли «линейки».

Оборудование для подводной съёмки: защитные боксы и порты

Я, как и большинство профессиональных подводных фотографов, снимаю в основном зеркальными камерами, помещёнными в защитные цельнометаллические боксы. Они позволяют использовать весь функционал устройств, любые совместимые объективы, выдерживают глубину до 60 метров и не протекают, в отличие от более дешёвых гермопакетов. Последние можно рассматривать как экономвариант, но вероятность протечки у них намного выше, максимальная глубина погружения - всего 10 метров, к тому же управлять камерой приходится через целлофан, а это неудобно. Ещё одно существенное преимущество боксов - к ним можно подключить сколько угодно вспышек. Что касается объективов, то «фишаи» и широкоугольники традиционно упаковываются в сферические порты, которые представляют собой полусферу либо сегмент сферы. Кривизна стекла нивелирует коэффициент преломления воды и эффект «приближения» объектов. Для макрообъективов используются порты с плоским оптическим стеклом.

В среднем набор оборудования для профессиональной подводной съёмки обходится в несколько раз дороже обычного «наземного». Но и сделанные кадры отличаются кардинально: подводная съёмка даёт фотографам возможность заглянуть в неизведанные уголки мира и почувствовать себя первопроходцем. Открыть миру нечто принципиально новое - в этом и заключается смысл подводной фотографии.

Если ваш следующий отпуск вас занесет в тропики, с теплыми, чистыми водами, щедрыми на живность, у вас может возникнуть желание привезти обратно фотографии из глубин. Если это так, то это руководство укажет вам верное направление, чтобы получить максимум от проведенного под водой времени!

Мы начнем с предположения, что вы еще не выбрали камеру для своего путешествия, а затем перейдем к рассмотрению техник, которые вы можете практиковать дома и на локации, чтобы гарантировать возвращение домой с незабываемыми и качественными подводными фотографиями.

Параметры камеры

В прошлом подводная фотография была прерогативой людей с очень глубокими карманами. Футляры для дайвинга стоили десятки тысяч долларов. Специально сконструированные камеры, такие как линейка Nikonos от Nikon, были ненамного дешевле. Вдобавок к стоимости, пленочные камеры были ограничены по числу кадров на катушке, доступных до подъема на поверхность для перезаправки камеры.

Но сейчас рынок переполняется множеством цифровых камер для подводной съемки, предназначенных для рядовых пользователей. Эти специальные камеры класса «мыльниц» достаточно маленькие, чтобы поместиться в карман, но все же полезные для съемки под водой.

Существует также ряд спортивных боксов для DSLR камер, но их стоимость все еще слишком высока для обычного отдыхающего. В этой статье мы сосредоточимся на рынке «мыльниц», также упомянув варианты DSLR для тех, кто в этом заинтересован.

Выбирая камеру для съемки под водой, убедитесь, что она может выдерживать погружение как минимум до 10м. Любые камеры с параметрами меньше этого могут начать протекать во время погружения с трубкой. Нередко хорошему пловцу требуется иметь возможность погрузиться дополнительно на 3-6 м в попытке подобраться поближе к коралловым рифам. Хорошие кадры, наиболее вероятно, получатся при погружении на несколько метров под поверхностью воды.

Также убедитесь, что камера располагает большим LCD дисплеем для удобства просмотра и настройки под водой. Большой экран также поможет вам в построении кадра. Вода искажает расстояние, так что чем больше экран, тем лучше. Также камера с возможностью съемки видео под водой подарит вам море удовольствия, и вы будете удивлены тем, как аудио будет работать для фиксации звуков в данных условиях.

Управляйте своими ожиданиями

Делая свои первые попытки снять кадры под водой, вы можете найти определенные расхождения между теми кадрами, которые вы видели, и теми, которые вы можете снять.

Если вы загорелись идеей заняться подводной фотографией, просматривая страницы National Geographic или посетив профессиональную выставку в соседней галерее, поймите, что это люди, которые потратили десятки тысяч долларов на свое ремесло. Они также провели часы и дни в ожидании идеального кадра, порой возвращаясь на одну и ту же локацию десятки раз, пока не нашли идеальные условия для создания фото.

В противоположность этому, вы, вероятно, гораздо сильнее ограничены по времени и ресурсам, в сравнении с профессионалами на задании. Но это не значит, что вы не можете принести из глубин потрясающие фотографии. На самом деле, советы в этой статье направлены на то, чтобы помочь вам в достижении этой цели!

Тем не менее, важно иметь реалистичные ожидания. Вода может оказаться мутнее, чем вы предполагали (даже если она и выглядит кристально чистой и синей с берега), и эти рыбки могут быть гораздо более скоростными пловцами, чем вы! Как и в случае с любым аспектом фотографии, для оттачивания искусства необходима практика, так что совершая свои первые пробы, разрешите себе допустить несколько ошибок в процессе обучения.

Практикуйтесь дома

В этот волнующий день, когда прибывает ваша новая камера для подводной съемки, зарядки аккумулятора, кажется, приходится ждать целую вечность. Используйте это время для чтения инструкции, чтобы понять ограничения по использованию вашей камеры. Что более важно, изучите, как правильно ухаживать за уплотнительными кольцами круглого сечения (O-rings) вашей камеры, если они у нее имеются (они служат для того, чтобы не пропускать внутрь воду).

Если вы работаете с DSLR камерой и используете бокс или чехол для подводной съемки, применяйте то же правило. Вам также придется потратить определенное время, чтобы привыкнуть к большим рычагам управления и возможным ограничениям бокса (не все они позволяют использовать полный набор функций камеры под водой).

Я обнаружил, что размещение камеры в боксе требует определенной практики, чтобы гарантировать правильную установку. Если камера и элементы управления не соединены правильно, вы можете обнаружить себя дрейфующим на волнах и извергающим проклятия через трубку.

Также если по соседству имеется бассейн, возьмите туда свою камеру и добровольца в ассистенты, чтобы помочь вам привыкнуть к работе оборудования под водой. Это отличный способ поиграться с техникой, без необходимости разбираться во всем этом на вашей любимой тропической локации.

Одна вещь, которую вы можете обнаружить, это то что держать камеру в положении для съемки не так просто, как на земле, поскольку вы часто используете свои руки для придания телу устойчивости в воде. И не забудьте ополоснуть камеру по окончании!

Используйте подводные настройки

Теперь, когда вы изучили все стандартные настройки своей камеры, пришло время поиграться с установками для подводной съемки. На ряде мыльниц присутствует режим «сюжет» («scene») для фотосъемки под водой. Он приспособлен под оттенок, свойственный пространству под поверхностью воды.

Вы должны быть знакомы с этими великолепными глубокими синими и светлыми зелеными оттенками воды на тропических картинках, снятых с пляжа. Многие из нас представляют именно этот идеальный вид, думая о тропиках. Цвет на поверхности обычно совпадает с тем, что мы обнаруживаем в воде (за исключением самого темного синего цвета, который идет из самой глубины).

То, что выглядит хорошо снаружи, может выглядеть сомнительно в воде. По своей природе, вода рассеивает свет. В зависимости от состава минералов и солей, растворенных в воде, вода также поглощает определенные цвета больше, чем другие. В довершение всего, жизнь в океане - ее малые представители вроде планктона - влияют на окрас воды.

Говоря проще, обычно вода не такая прозрачная, как воздух над ней!

В этой связи производители камер добавили предустановленные настройки в режиме «сюжет», которые помогают скомпенсировать цвета, обычно видимые под водой. Если вы используете эти настройки над водой, вы увидите, что цвета стремятся к желтому и оранжевому оттенкам. Это сделано для компенсации изменения цвета под водой.

Изучите, как настройки изменяются на вашей камере, чтобы не слишком удивиться тому, что видимое вами под водой и на экране компьютера не совпадает.

Если вы снимаете на DSLR или другую камеру, в которой нет подводного режима, я настоятельно рекомендую снимать в RAW с одной настройкой баланса белого («sunlight» - хороший вариант для начала). Это обеспечит вам большую гибкость настройки по возвращению домой.

Подберитесь ближе

Вода усиливает определенные вещи. Например, ее вес увеличивает давление на ваше тело. Дайверы это знают, и вы тоже это испытывали, если когда-либо погружались на дно бассейна. Погружение на 5 футов под воду ведет к гораздо большей разнице в давлении, чем подъем на 5 футов над поверхностью. Там просто больше вещества на заданный квадратный фут. Все эти свойства воды, включая изменения света, влияют и на вашу фотографию тоже.

Именно поэтому так важно подобраться как можно ближе к вашему объекту съемки (при этом сохраняя безопасную дистанцию до выбранного вами коралла, рыбы или представителя растительной жизни). Чем меньше толща воды между вами и вашим объектом, тем ярче будут цвета. И если вы будете в тропиках, там будет множество цветов. Хотя многие из оттенков, создаваемых водой, могут быть впоследствии удалены на компьютере после съемки, лучше попытаться для начала зафиксировать все возможные цвета и снимать вблизи.

Используйте вспышку

Одна вещь, которая способна выровнять оттенки в воде, это старый добрый строб, или встроенная вспышка. Если вы погрузитесь в этот процесс с головой, на рынке присутствуют высококачественные и дорогие вспышки. Но даже маленькая вспышка на мыльнице будет полезна.

И опять же, чрезвычайно важно подобраться поближе. Если на вашей вспышке есть рассеиватель (как на многих кейсах для камер от Canon), используйте его. Рассеивание света от маленькой вспышки на мыльнице поможет сделать фотографии мягче, не такими жесткими. Просто помните, что под водой дальность рассеивания света вспышки меньше, чем на земле.

Просушите и почистите

Последний шаг наиболее важен для поддержания вашей камеры в хорошем состоянии и съемки потрясающих подводных фотографий на протяжении долгих лет (или пока не выпустят новую модель камеры с функциями, которые всенепременно нужно заполучить!). Если это возможно, ополосните камеру или бокс свежей водой до того, как их открывать: вынимая ли камеру из бокса, или карту памяти из камеры.

На лодках для погружений часто есть бак со свежей водой для камер, но на меньших суднах для погружения с трубкой их не будет. Затем обязательно просушите камеру или бокс перед тем, как открывать их и доставать карту памяти.

В мыльницах для подводной съемки карта памяти обычно расположена рядом с батарейным отсеком - не лучшее место для попадания туда воды. При доставании DLSR из бокса это не так критично, но все же важно максимально тщательно смыть соленую воду перед тем, как открывать кейс.

До того как убирать камеру до следующего приключения, не забудьте хорошенько протереть ее влажной салфеткой, а затем окончательно ее просушить. Нет, я сам не всегда следую этому совету, я признаю это. Но это полезно в долгосрочной перспективе, не позволять соленой воде находиться на вашем оборудовании дольше положенного.

Наконец, проверьте все уплотнители на камере или боксе перед тем, как убрать их на хранение. Большинство боксов не должны храниться с установленными уплотнительными кольцами и закрытыми, поскольку так кольца будут находиться в сжатом положении продолжительное время, и это их ослабит.

Исследуйте все на предмет трещин и отслоений, и обязательно смажьте кольца силиконовой смазкой перед хранением. Это также стоит сделать перед тем, как отправляться с камерой в следующее приключение под водой!

Поделитесь своими кадрами

Есть ли у вас особенные подводные кадры, снятые во время отпуска? Не стесняйтесь делиться ими в комментариях!

Более 2500 фотографий из 40-ка стран мира были представлены на конкурсе «Underwater Photographer of the Year 2015». Звание «Подводный фотограф 2015 года» получил португальский фотограф Нуно Са за снимок морского конька. Смотрите лучшие подводные фотографии, которые были отмечены жюри конкурса.

15 ФОТО

1. Фотография «50 Tons of Me» или «50 тонн меня» португальского фотографа Нуно Са стала победителем конкурса «Подводный фотограф 2015 года» и заняла 1-е место в категории International Macro.

Нуно Са — автор снимка, который произвел самое большое впечатление на жюри конкурса, является специалистом по подводным фото- и киносъемкам с многолетним опытом работы. Интересно, что Нуно по профессии юрист, он окончил один из португальских университетов, но никогда не работал по специальности. После окончания университета он, не раздумывая ни минуты, уехал на Азорские острова — он решил посвятить себя двум самым большим увлечениям своей жизни — фотографии и дайвингу. Затем он создал собственную компанию, которая предоставляет услуги фото- и киносъемки под водой. Нуно Са — это единственный португальский фотограф природы, который выиграл множество призов на международных фотоконкурсах. Его работы постоянно публикуются в National Geographic и десятках других изданий.

«Для меня важным является распространение информации о океанской жизни и угрозах, с которыми сталкиваются многие виды», — говорит победитель конкурса. «85% видов морских коньков уже вымерли, а мы до сих пор каждый год вылавливаем 50 тонн этих животных, чтобы держать их в аквариумах». (Фото: Nuno Sá).


2. Победитель в категории «International Wide Angle» — «Из низин». (Фото: Raffaele Livornese).
3. Второе место в категории «International Wide Angle» — «Сокотранский баклан». (Фото: Hani Bader).
4. Третье место в категории «International Wide Angle» — «Вверх дном». (Фото: Morten Bjorn Larsen).
5. Второе место в категории «International Macro» — «Танец креветки в формации». (Фото: Theresa A. Guise).
6. Третье место в категории «International Macro» — «Пассажир». (Фото: Filippo Borghi).
7. Победитель в категории «British Waters Macro» — «Амфипод приземлился». (Фото: Trevor Rees).
8. Победитель в международной категории «Затонувшие корабли» — «Eelastic». (Фото: Tobias Friedrich).
9. Победитель в международной категории «Поведение» — «Выживание». (Фото: Montse Grillo).
10. Третье место в международной категории «Поведение» — «Специалист по услугам». (Фото: Cathy Lewis).
11. Победитель в категории «Up and Coming Worldwide» — «Angelita». (Фото: Fabrice Guerin).
12. Звание «Британского подводного фотографа 2015 года» получил Мэтт Доггет за снимок «Празднество бакланов». (Фото: Matt Dogget).

Первые подводные фотографии September 7th, 2016

Первая и старейшая фотография была сделана в 1826 году.

Жозеф Нисефор Ньепс, французский фотограф, сделал этот снимок, используя восьмичасовую выдержку. Называется он «Вид из окна на Le Gras», последние годы демонстрировался в Harry Ransom Humanities Research Center в Техасском университете в Остине.

Про эту фотографию знают многие, а вот история о том, как начали снимать первый подводные фотографии.

Уильям Томпсон (William Thompson - английский ученый, который был первооткрывателем нескольких новых видов актиний и морских водорослей) со своим другом господином Кеньоном (Mr. Kenyon) выплыл в залив Уэймут, после чего в воду была опущена герметичная коробка размером примерно 13х10 см на шесте. Она и позволила сделать первый подводный кадр на глубине 5.5 метра. Томпсон сделал две попытки в тот день. Первый раз экспозиции в 5 минут было недостаточно – на пластине ничего не проявилось. Во второй раз он удвоил время экспозиции и хотя уже темнело, он получил удовлетворительный негатив из которого сделал отпечаток, на котором можно было слабо разглядеть очертания валунов и водорослей. Вода просочилась в камеру, но к удивлению Томпсона это не повлияло на качество изображения. Он также заметил, что изображение не было перевернутым и пришел к выводу, что толстая стеклянная пластинка перед объективом сработала как реверсивное зеркало.

Позже Томпсон разработал лучший аппарат, но потерял интерес к подводной сьемке и не продолжал работу в этом направлении.

В том же 1856 году немецкий изобретатель, конструктор подводных лодок Вильгельм Бауэр (Wilhelm Bauer) делал снимки с борта своей подводной лодки "Зеетойфель" во время испытаний в Кронштадтском порту. К сожалению, эти снимки не сохранились.

"Отцом подводной фотографии" во всем мире принято считать профессора морской биологии Парижского Университете Луи Бутана (Louis Boutan, 1859 - 1934 гг.). Он интересовался возможностью подводной съемки, поскольку подобный тип наблюдений позволял бы лучше изучить морскую флору и фауну. Его первые, дошедшие до наших дней снимки, были сделаны в 1893 году в заливе Баньюль-сюр-Мэр Средиземного моря. За короткое время Бутан добился неплохих результатов в съемке при естественном освещении.

Огюст - брат Луи, инженер - помог ему сконструировать камеру для подводных съемок. Созданная им модель подводной камеры позволяла управлять диафрагмой и затвором. Бутан поместил камеру в большой герметичный медный футляр с тремя застекленными отверстиями: двумя для видоискателя и одним для объектива. Устойчивость против давления толщи воды достигалось с помощью простого устройства: кожух камеры он соединил шлангом с резиновым баллоном, из которого воздух при повышении давления воды поступал в камеру; таким образом, давление внутри камеры выравнивалось. С наружной стороны футляра находился рычажок, служивший для заводки затвора и замены фотопластинок. Повернешь рычажок в одну сторону - затвор откроется; повернешь в другую - закроется. Одновременно выпадет экспонированная пластинка, освобождая место для следующей. Таким образом, подводный фотограф мог сделать до 6 снимков на стеклянные мокроколлоидные пластинки (9х12) см, не поднимаясь на поверхность для перезарядки. Указанный рычажок был единственным средством управления.

Но поскольку выдержка даже на небольших глубинах, доходила до 10 минут, Луи обнаружил очень серьезную проблему - недостаток освещения под водой. В обычных условиях фотографы для вспышки использовали магний или его смесь, однако под водой этот способ освещения не очень подходил, поскольку для поддержания процесса горения необходим кислород. Чтобы решить эту проблему Луи вместе со знакомым инженером-электриком сконструировал особый тип вспышки, который представлял собой герметичную лампу с лентой магния, заполненную чистым кислородом. Поджиг осуществлялся с помощью электрического заряда. Во время съемок лампы несколько раз взрывались под водой и Бутана отбрасывало в сторону, он не пострадал, но и этот способ не дал желаемого результата.

Позже вместе со своим ассистентом Джозефом Дэвидом (Joseph David) Луи создал новую модель вспышки. Она представляла собой лампу с бочкой, наполненной кислородом. Пламя лампы поддерживалось спиртовым раствором. С помощью специальной груши в лампу вдувался порошок магния, вызывавший вспышку. Нельзя сказать, что эта конструкция была очень удобной (приходилось тащить за собой под воду целую бочку), но в 1893 она позволила создать серию уникальных подводных фотографий.

Эту фотографию Луи Ботана в тяжелом водолазном облачении принято считать первым снимком человека, который был сделан под водой.

Луи Ботан также придумал ряд ухищрений и приемов, облегчающих подводную съемку в условиях плохой видимости. Например, чтобы снять красиво подводную стайку рыб, он использовал отражающий экран, который водолаз должен был держать в момент съемки как отражающий фон.

В 1899 г. одна фирма по производству оптических приборов, заинтересованная в получении подводных фотографий для выставки, предложила ему помощь. По указаниям Бутана были изготовлены две дуговые лампы с угольными электродами, которые однажды темной ночью были спущены на глубину 50 метров. За ними последовала и фотокамера. Ее поместили на одной раме с лампами, расположенными по бокам. Затвор был открыт. Бутан, находившийся на поверхности, включил на десять секунд дуговые лампы. После этого аппаратура была извлечена на поверхность, а пластинка проявлена; получился хороший, контрастный снимок. На проявленной пластинке было четко видно изображение вмонтированной впереди фотоаппарата доски с надписью: "Photographic Sous-Marine ("Подводная фотография"). Эту фотопластинку Бутан выставил для широкого обозрения.

В 1900 году Бутан опубликовал результаты своей работы в книге "Подводные съемки и развитие фотографии", в которой не только описал изобретенную им аппаратуру и методику подводной фотосъемки при естественном и искусственном освещении, но и изложил свои взгляды на значение фотографии для изучения подводной флоры и фауны. Его книга стала первым учебником для подводных фотографов.

Тогда он писал: "Я открыл новую область. Пусть теперь другие вступают в нее, протаптывают новые тропы, добиваются новых успехов".

После 1900 года Луи Бутан больше ни разу не фотографировал под водой. Он открыл свой способ искусственного жемчугообразования и стал крупнейшим специалистом по жемчужницам.

Интересно, что в Аквариуме Барселоны в рамках Выставки «Подводный мир через фотокамеру» воссоздали условия, в которых снимал Луи Бутон в далеком 1893 году. Что у них получилось можно посмотреть тут:

источники