Недвижимость

Правовое регулирование становления и развития саморегулируемых организаций. Правовое положение саморегулируемых организаций аудиторов Органы управления саморегулируемых организаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика гражданско-правовых основ саморегулируемых организаций в Российской Федерации. Основные особенности создания и функционирования саморегулируемых организаций. Нормативно-правовое регулирование саморегулируемых организаций в строительстве.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2012

    Общие сведения о кадастровых инженерах и их деятельности. Особенности квалификационной аттестации по этой специальности. Нормативное правовое регулирование формы организации кадастровой деятельности. Понятие и особенности саморегулируемых организаций.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2013

    Классификация кредитных организаций, их правовой статус. Особенности и проблемы правового регулирования кредитных организаций в Российской Федерации, их создания, регистрации и ликвидации. Зарубежный опыт правового положения кредитных организаций.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2017

    Формирование механизма взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов. Сущность и правовая природа саморегулируемых организаций в гражданском праве России. Правовое положение СРО арбитражных управляющих и в строительной сфере.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    Общественные и религиозные организации как формы некоммерческих организаций, основные проблемы их правового положения и деятельности. Правовой статус общественных и религиозных организаций, порядок и особенности их создания, реорганизации и ликвидации.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2015

    Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности. Требования к членству в организации. Функции коллегиального органа управления. Обязанности организации, меры дисциплинарного воздействия.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2013

    Понятие, виды и правовое регулирование рынка ценных бумаг, процесс их эмиссии. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка, поддержание его законности и конкурентной среды. Создание условий для деятельности саморегулируемых организаций.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2011

Курсовая работа по предмету: «Предпринимательское право»

Оригинальность работы на момент написания - 85%

Введение.............................................................................................................. 3

1 Общие положения о саморегулируемых организациях и их участниках..... 6

1.1 Понятие и сущность саморегулирования.................................................... 6

1.2 История развития саморегулирования в России и российского законодательства о саморегулируемых организациях.................................................................... 12

2 Механизм участия субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.................................................................... 18

2.1. Виды и структура саморегулируемых организаций............................... 18

2.2 Особенности взаимовлияние саморегулируемой организации и ее участников 26

Заключение........................................................................................................ 33

Список использованных источников и литературы........................................ 36

Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М. : Феникс, 2011. –63 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I: федер. закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. Закон РФ от 13 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.

4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.

5. О саморегулируемых организациях: федер. закон РФ от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 49. - Ст. 6076.

6. О рынке ценных бумаг: федер. закон РФ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - № 17. - 1996. - Ст. 1918.

7. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29 июля 1998г. №135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998.- №31.- Ст.3813.

8. Об аудиторской деятельности: федер. закон РФ от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - № 267. - 2008. - Ст. 15.

9. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон РФ от 04 мая 2011 № 99-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.

Научная и специальная литература

10. Аболонин Г.О. Дисциплинарное производство саморегулируемых организаций - на острие конфликта / Г.О. Аболонин. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 288 с.

11. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография / В.С. Белых. – М.: Проспект, 2013. – 432 с.

12. Государственное регулирование развития предпринимательства: опыт, проблемы, инновации / под ред. А.Я. Быстрякова. – М.: Проспект, 2015. – 144 с.

13. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: монография / И.В. Ершова. – М.: Норма, 2015. – 256с.

14. Кванина В.В. Профессиональная и предпринимательская деятельность / В.В. Кванина // Цивилист. - 2011. - № 2. - С. 27 - 33.

15. Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / С. А. Бабкин, Р. С. Бевзенко, В. А. Белов; под общ. ред. В. А. Белова; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - Науч. изд. -М.: Юрайт, 2014. -678 с.

16. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений / Ю.Г. Лескова. - М.: Статут, 2013. - 384 с.

17. Мрясова Ю.Р. Саморегулирование в система государственного регулирования / Ю.Р. Мрясова // Предпринимательское право. - 2009. - №1. - С. 47-51.

18. Мрясова Ю.Р. Саморегулирование: некоторые проблемы дефиниции / Ю.Р. Мрясова // Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2010: Материалы XII Междунар. науч.-практ. конференции с элементами научной школы. Ч. 3: Гражданское и предпринимательское право. Гражданский и арбитражный процесс. Информационное право (юридический факультет Южно-Уральского государственного университета, 1 - 2 апреля 2010 г.). Челябинск, 2010. – 322 с.

19. Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации России / Е.А. Павлодский // Журнал российского права. - 2009.- № 1. - С. 36-41.

20. Петров Д.А. К вопросу о публично-правовой природе деятельности членов саморегулируемых организаций / Д.А. Петров // Гражданское право. - 2013. - № 1. - С.15-21

21. Петров Д.А. Обеспечение информационной открытости при саморегулировании / Д.А. Петров // Гражданское право. - 2013. -№ 5. - С. 33 - 35.

22. Петров Д.А. Принципы саморегулирования: критерии систематизации и виды / Д.А. Петров // Российская юстиция. - 2012. - № 3. - С. 18 - 21

23. Петров Д.А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства: проблемы теории и практики: Монография. / Д.А. Петров. – СПб.: Нестор-История, 2015. – 320 с.

24. Предпринимательское право России: учебник для бакалавров / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В.С. Белых. – М.: Проспект, 2014. – 656 с.

25. Предпринимательское право: учебник для бакалавров / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, Г.Д. Отнюкова. – М.: Проспект, 2015. – 624с.

26. Современное предпринимательское право: монография / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, Н.Г. Апресова [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова. – М.: Проспект, 2014. – 352 с.

27. Сунгатуллина Л.А. Self-regulatory organizations: Russian and European experience / Л.А. Сунгатуллина // Сборник материалов конференции "Право.Торговля.Экономика II". Отв. ред. Йозеф Сухожа, Ян Юзар. Университет Павла Йозефа Шафарика. Прага: Leges, 2012. - 624 с. – С. 570 – 577.

28. Сунгатуллина Л.А. К вопросу о классификации саморегулируемых организаций. / Сунгатуллина Л.А.// Материалы Международной научно-практической конференции «Третьи юридические диспуты по актуальным проблемам частного права», посвященной памяти Е.В. Васьковского. - Одесса, Астропринт, 2013. - С. 397-401.

29. Сунгатуллина Л.А. Правовая природа саморегулирования в контексте теории межотраслевых и внутриотраслевых связей / Л.А. Сунгатуллина // Межсистемные и межотраслевые связи в правовой сфере: материалы VIII Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов.- Казань: Казан.ун-т, 2013.- Т.2.- С. 190-192.

30. Сунгатуллина Л.А. Участие в саморегулируемых организациях как фактор воздействия на гражданско-правовой статус субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности / Л.А. Сунгатуллина // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета К(П)ФУ / под ред. З.Ф. Хусаинова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – С. 108 – 114.

31. Сунгатуллина Л.А. Функции саморегулируемых организаций / Л.А. Сунгатуллина // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - Том 156. - С. 118-130.

32. Сухов Е.П. Саморегулируемые организации. Юридические, финансовые, налоговые аспекты / Е.П. Сухов. - М.: ГроссМедиа, 2010. - 72 с.

33. Чернявский А.Г. Развитие саморегулируемых организаций в Российской Федерации: учебное пособие / А.Г. Чернявский. – М.: Инфра-М, 2013. – 224 с.

Материалы юридической практики

34. Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А 40-74971/1022-660 // Вестник ВАС РФ. – 2012. - №4.

ЦЕНА РАБОТЫ: 500 руб.

Митякина Инна Владимировна, соискатель Поволжского института им. П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Анализируется законодательство о саморегулируемых организациях, с учетом их административно-правового статуса и основ государственного управления в рассматриваемой сфере. Рассмотрены основные функции по контролю за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО и условий членства в СРО и по соблюдению ими нормативных правовых актов Российской Федерации.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, некоммерческая организация, государственное управление, публично-правовые функции, административно-правовой статус.

Administrative legal regulation of activity of the self-regulatory organizations in Russian Federation

Legislation about self-regulatory organizations taking into account their administrative legal status and basics of public administration of the considering sphere is analyzed. Main functions to control over the business and professional activity of their members in terms of compliance of standards and rules of the SRO, conditions of the membership in SRO and Russian legislation were considered.

Key words: self-regulatory organization, nonprofit organization, public administration, public legal functions, administrative legal status.

Государственное регулирование не всегда является эффективным и зачастую обременительно для хозяйствующих субъектов. Поэтому введение такого вида негосударственного регулирования хозяйственной деятельности, как институт саморегулирования, является одним из самых актуальных направлений развития законодательства РФ.

На сегодняшний день законодательство о саморегулируемых организациях не составляет единую систему. Во-первых, принятый в 2007 г. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" N 315-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях") не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй. Во-вторых, законодательство предусматривает возможность как добровольного, так и обязательного членства в СРО (в зависимости от сферы деятельности СРО). В-третьих, Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" содержит отсылочную норму, согласно которой государственный контроль за деятельностью СРО осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, в то время как отношения, складывающиеся при его реализации, являются однотипными и требуют унифицированного правового регулирования. Также спорным является вопрос о наделении СРО не только функциями по контролю за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО и условий членства в СРО, но и по соблюдению ими нормативных правовых актов Российской Федерации.

Также в действующем законодательстве термин "саморегулируемая организация" употребляется вне зависимости от того, осуществляет или нет организация публично-правовые функции, что не отвечает духу и смыслу административной реформы, предусмотренной Указом Президента РФ "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах".

По нашему мнению, саморегулируемые организации являются оригинальной организационно-правовой формой некоммерческой организации, отличительным признаком которых является осуществление публично-правовых функций, ранее осуществлявшихся государством. СРО должны создаваться только в качестве некоммерческих организаций, поскольку осуществление частными лицами публично-правовых функций не может носить коммерческий характер. Организации, не обладающие публично-правовыми функциями, должны создаваться гражданами и юридическими лицами в форме обычных ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств и пр. (например, Ассоциация строителей России, Российская ассоциация маркетинга) в соответствии с общими нормами законодательства о юридических лицах, в отношении которых законодательство о саморегулируемых организациях применяться не должно.

Не все так однозначно обстоит и с приобретением СРО правового статуса.

Поскольку СРО является некоммерческой организацией, то предполагается, что ее создание должно проходить в соответствии со специальным порядком регистрации юридических лиц, предусмотренным Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

Вместе с тем в настоящее время создание того или иного СРО имеет различные варианты. Так, вновь созданное юридическое лицо приобретает статус СРО:

  • после внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО арбитражных управляющих, аудиторов, оценщиков);
  • после получения разрешения на осуществление деятельности в качестве СРО (СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний);
  • без получения СРО какого-либо разрешения и включения в государственный реестр.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус СРО с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

На практике получается, что одна и та же организация должна быть включена в два государственных реестра: Единый государственный реестр юридических лиц и государственный реестр саморегулируемых организаций.

Еще одной сложностью в государственной регистрации СРО является то, что согласно действующему законодательству государственный реестр саморегулируемых организаций не является единым. Специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти либо уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью той или иной СРО, ведет отдельный реестр того или иного вида СРО.

Так, в настоящее время ведут государственные реестры СРО следующие федеральные органы государственной власти:

  • Министерство финансов РФ (реестр СРО аудиторов);
  • Министерство сельского хозяйства РФ (реестр СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов);
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (реестр СРО арбитражных управляющих и оценщиков);
  • Федеральная служба страхового надзора;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам (реестр СРО субъектов страхового дела и кредитных потребительских кооперативов);
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (реестр СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);
  • Министерство энергетики РФ (СРО в области энергетического обследования).

Данные федеральные органы исполнительной власти самостоятельно устанавливают порядок ведения государственного реестра СРО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 N 724, утвердившим Правила ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, которыми необходимо руководствоваться уполномоченным федеральным органам при разработке реестра того или иного вида СРО.

Таким образом, мы наблюдаем различный подход законодателя к вопросу приобретения статуса СРО, что, по нашему мнению, не ведет к наведению порядка в данной сфере. Следовательно, в настоящее время назрела необходимость унификации норм приобретения статуса любого вида СРО.

Также необходимо отметить, что в действующем законодательстве недостаточно проработан механизм взаимодействия органов государственной власти и саморегулируемых организаций, особенно тех, которым передаются публичные функции. Следует считать целесообразным регламентирование порядка представления и обмена информацией между органами государственной власти и саморегулируемыми организациями, привлечение последних органами государственной власти к рассмотрению вопросов, связанных с деятельностью этих организаций. Отсутствие законодательно предусмотренных механизмов взаимодействия между органами государственной власти и саморегулируемыми организациями негативно сказывается на осуществлении оперативного контроля за соблюдением ими требований действующего законодательства.

Наличие вышеназванных условий позволит саморегулируемым организациям в экономической сфере продуктивно работать и занять свою нишу в сложной многогранной жизни современного российского общества.

Актуальность темы . Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности – наиболее эффективный механизм работы рынка, позаимствованный из зарубежной практики. Внедрение этого метода связано с частичной отменой лицензирования и переходом на качественно новый этап в системе взаимодействия государства и общества.

Саморегулируемые организации (далее СРО) возникают в различных промышленных и производственных отраслях в результате роста самосознания у участников деловых отношений. Это позволяет исключить влияние надзорных органов из тех сфер контроля, где их присутствие представляется излишним.

Цель создания СРО - дебюрократизация российской экономики и формирование новых гражданско-правовых институтов, направленных на укрепление практики ответственного ведения хозяйственной деятельности.

Во многих странах мира структуры саморегулирования и соответствующие частные организации сложились естественным образом в ходе исторического развития и на сегодняшний день успешно используются в качестве альтернативы государственному управлению. В России процесс создания СРО пока не завершен, поэтому наряду с саморегулированием используются и другие терминологические понятия, такие как частное регулирование и самолицензирование.

Цель работы. Изучение правовых основ деятельности саморегулируемых организаций.

Задачи:

Выявить сущность понятия «саморегулируемая организация»;

Рассмотреть порядок приобретения статуса саморегулируемой организации;

Определить функции, права и ответственность саморегулируемых организаций;

Рассмотреть органы управления саморегулируемых организаций.

Объект исследования – саморегулируемые организации.

Предмет исследования – правовые основы деятельности саморегулируемых организаций, их правовой статус.

Нормативная база. В ходе проделанной работы были рассмотрены федеральные законы, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в РФ:

Другие нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования деятельности различных типов некоммерческих организаций.

1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Понятие и сущность саморегулируемых организаций

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность саморегулируемых организаций всех видов выступает Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В данном Законе определены базовые положения саморегулирования, закреплены принципы формирования саморегулирования, а также его правовые и финансовые основы.

Появление данного закона было вызвано несколькими причинами:

Во-первых, необходимостью усиления ответственности предпринимателей перед потребителями их товаров и услуг, повышения стандартов деловой этики.

Во-вторых, саморегулирование, по замыслу законодателя, должно привести к снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности предпринимателей.

В-третьих, создание саморегулируемых организаций позволит участникам хозяйственной деятельности эффективнее защищать свои интересы при возникновении конфликтов с чиновниками и снизит «коррупционную нагрузку» на бизнес.

В-четвертых, СРО – это дополнительный альтернативный механизм разрешения споров между предпринимателями и потребителями. Наконец, в-пятых, принятие федерального закона, регулирующего работу саморегулируемых организаций, упорядочивает и детализирует законодательство, а также создает юридическую базу для реализации государственной экономической политики в направлении защиты интересов предпринимателей.

Согласно ч.1ст.3 Федерального закона саморегулируемыми организациями (далее СРО) признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида .

В соответствии с Федеральным законом №315-ФЗ целью деятельности СРО является саморегулирование – самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться особенности разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций для определенных видов предпринимательской или профессиональной деятельности, предъявляемые к субъектам предпринимательской деятельности.

Под субъектами предпринимательской деятельности, согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами (ч. 3 ст.2 Федерального закона №315-ФЗ).

В заключении хотелось бы отметить, что в Федеральном законодательстве большое внимание уделяется понятию саморегулирощихся организаций, а также сущности процесса саморегулирования. Это объясняется тем, что саморегулирование – новое, плохоизученное явление в современной правоприменительной практике. Исходя из этого, перед законодательными органами стояла задача предотвратить появление правовых ошибок и нарушений, вызванных непониманием сущности процесса саморегулирования.

1.2 Порядок приобретения статуса саморегулируемой организаций

Хотелось бы заметить, что СРО не является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. СРО есть статус, приобретаемый некоммерческой организацией при выполнении требований, предусмотренных действующим законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. То есть юридическое лицо возникает через создание, «рождение» нового субъекта гражданского оборота. В отношении СРО законодатель не употребляет таких положений. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» «статус саморегулируемой организации оценщиков приобретается некоммерческой организацией в соответствии с положениями настоящей статьи с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков». Федеральный закон №315-ФЗ содержит положение согласно которому, «некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций». То есть, возникновение СРО не есть создание, а есть приобретение некоммерческой организацией статуса СРО.

То есть с одной стороны СРО – это некоммерческие организации, и на них распространяется требование Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» об обязательной государственной регистрации, а с другой – они обладают особым публично-правовым статусом, приобретаемым при соблюдении ряда условий, предусмотренных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона №315-ФЗ для приобретения статуса СРО юридическому лицу необходимо:

1. быть созданным в форме некоммерческой организации;

2. целью создания является саморегулирование;

3. такое юридическое лицо должно быть основано на членстве его участников;

4. юридическое лицо должно объединять в себе субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка производственных товаров (работ, услуг) либо объединять субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

В дополнение к требованиям закона, указанным выше, для принятия статуса СРО некоммерческой организацией также должны быть выполнены следующие условия:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;

2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами некоммерческой организации;

3) обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами посредством установления в отношении членов саморегулируемой организации требования страхования, указанного в пункте 1 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации.

4) для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

5) внесение сведений о некоммерческом партнерстве в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Более того, федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморегулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в настоящем Федеральном законе требованиями к саморегулируемым организациям. В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» СРО оценщиков должна объединять не менее 300 оценщиков.

СРО арбитражных управляющих в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должна объединять не менее чем 100 арбитражных управляющих (следует обратить внимание на то, что речь идет о субъектах предпринимательской деятельности, поскольку арбитражный управляющий согласно п. 1 ст. 20 названного Закона должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя).

СРО строителей (Градостроительный кодекс РФ ст. 55.4) должна объединять в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц.

Итак, с момента внесения записи в единый государственный реестр СРО не возникает нового юридического лица особой организационно-правовой формы. То есть, какая либо некоммерческая организация с момента внесения записи в такой реестр лишь приобретает особый статус.

1.3 Функции, права и ответственность саморегулируемых организаций

1.3.1 Функции саморегулируемых организаций

В соответствие со статьёй 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» СРО осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.

В законе также сказано, что саморегулируемая организация наряду с вышеперечисленными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные уставом саморегулируемой организации и не противоречащие законодательству Российской Федерации функции.

1.3.2 Права саморегулируемых организаций

В соответствии с установленными настоящей статьей основными функциями в процессе осуществления своей деятельности саморегулируемая организация имеет право:

1) осуществлять контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации;

2) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

3) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

4) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

5) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

4. Саморегулируемая организация наряду с определенными частью 3 настоящей статьи правами имеет иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом особенностей, установленных для предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

1.3.3 Ответственность саморегулируемых организаций

Ответственность саморегулируемых организаций выражается через реализацию ответственности участников некоммерческой организации.

С приобретением статуса СРО механизм ответственности участников некоммерческой организации не меняется.

Следовательно, ответственность членов СРО должна реализовываться по правилам ответственности, предусмотренным действующим законодательством в отношении некоммерческих организаций.

Действующим законодательством РФ предусмотрено многообразие организационно-правовых форм некоммерческих организаций, однако в большинстве своем они имеют одну общую черту – некоммерческая организация не отвечает по обязательствам своих участников (членов) (глава 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Например, некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). В соответствии со ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.Таким образом, член СРО, причинив вред кому-либо произведенными им товарами, несет за такой вред ответственность самостоятельно, так как законом не предусмотрена возможность некоммерческого партнерства отвечать по обязательствам своих членов.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГК РФ и п. 3 ст. 23 ГК РФ будь то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - члены СРО отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Но напомним, что СРО – есть особый статус некоммерческой организации. И если бы член СРО отвечал исключительно своим имуществом по всем своим обязательствам, не было бы тогда смысла в самом создании СРО вообще. Поэтому одной из целей создания СРО, а также вступления в члены в СРО, является снижение риска уменьшения имущественной сферы члена СРО в случае наступления его имущественной ответственности перед потребителями за произведенные им товары.

В целях обеспечения дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами СРО создаются системы личного и (или) коллективного страхования, а также формируется компенсационный фонд. Таким образом, член СРО несет ответственность перед потребителями произведенных им товаров (работ, услуг) и иными лицами не только своим имуществом, ответственность члена СРО обеспечивается системой страхования и выплатами из формируемого всеми членами компенсационного фонда. Необходимо отметить, что размер выплат из компенсационного фонда определяется общим собранием членов СРО.

Федеральный закон №315-ФЗ устанавливает лишь одно обязательное требование к страхованию ответственности членов СРО перед потребителями товаров (работ, услуг) – минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности членов СРО (тридцать тысяч рублей в год). В соответствии с п. 1 ст. 947 Гражданского кодекса РФ страховой суммой признается сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования.

Таким образом, закрепление в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» функций, прав СРО и ответственности его членов призвано защитить основные интересы граждан при использовании услуг, предоставляемых представителями СРО.

1.4 Органы управления саморегулируемых организаций

В соответствие со ст.5 Федерального Закона «О саморегулируемых организациях» органами управления саморегулируемой организации являются:

Общее собрание членов саморегулируемой организации;

Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации;

Исполнительный орган саморегулируемой организации.

Рассмотрим их более подробно.

Общее собрание членов саморегулируемой организации.

Общее собрание членов саморегулируемой организации является высшим органом управления саморегулируемой организации, полномочным рассматривать отнесенные к его компетенции вопросы деятельности саморегулируемой организации.

Общее собрание членов саморегулируемой организации созывается с периодичностью и в порядке, которые установлены уставом саморегулируемой организации.

К исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации относятся следующие вопросы:

Утверждение устава некоммерческой организации, внесение в него изменений;

Избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, досрочное прекращение полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов;

Назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, досрочное освобождение такого лица от должности;

Утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации;

Определение приоритетных направлений деятельности саморегулируемой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

Утверждение отчета постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации и исполнительного органа саморегулируемой организации;

Утверждение сметы саморегулируемой организации, внесение в нее изменений, утверждение годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации;

Принятие решения о добровольном исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций;

Принятие решения о реорганизации или ликвидации некоммерческой организации, назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии;

2. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации.

Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации формируется из числа физических лиц – членов саморегулируемой организации и (или) представителей юридических лиц – членов саморегулируемой организации, а также независимых членов (лиц, которые не связаны трудовыми отношениями с саморегулируемой организацией, ее членами).

Каждый член постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации при голосовании имеет один голос.

Саморегулируемая организация самостоятельно определяет количественный состав постоянно действующего коллегиального органа управления, порядок и условия его формирования, деятельности, принятия им решений.

К компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации относятся следующие вопросы:

Утверждение стандартов и правил саморегулируемой организации, внесение в них изменений;

Создание специализированных органов саморегулируемой организации, утверждение положений о них и правил осуществления ими деятельности;

Представление общему собранию членов саморегулируемой организации кандидата либо кандидатов для назначения на должность исполнительного органа саморегулируемой организации;

Принятие решения о вступлении в члены саморегулируемой организации или об исключении из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным уставом саморегулируемой организации.

3. Исполнительный орган саморегулируемой организации.

К компетенции исполнительного органа саморегулируемой организации относятся любые вопросы хозяйственной и иной деятельности саморегулируемой организации, не относящиеся к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации и ее постоянно действующего коллегиального органа управления.

4. Специализированные органы саморегулируемой организации

К специализированным органам саморегулируемой организации, которые в обязательном порядке создаются постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, относятся:

Орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации;

Орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.

Помимо перечисленных в Федеральном законе специализированных органов саморегулируемой организации, решениями постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации может быть предусмотрено создание на временной или постоянной основе иных специализированных органов, действующих на основании соответствующего положения, утвержденного постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.

Специализированные органы саморегулируемой организации осуществляют свои функции самостоятельно.

Таким образом, законодательно определена система органов управления саморегулируемых организаций. Каждая из некоммерческих организаций, получившая статус СРО, должна перестроить свою структуру в соответствие с требованиями, предъявляемым Федеральным законодательством. Предполагается, что данная структура органов управления позволит наиболее эффективно организовать исполнение функций СРО, и защитить, с одной стороны, интересы членов СРО, а с другой, интересы юридических и физических лиц, пользующихся их услугами.

В заключении главы хотелось бы отметить, что основная концепция введения института саморегулирования в РФ – это передача государством саморегулируемым организациям контролирующих функций над исполнением субъектами отрасли специальных требований законодательства, регулирующих данный вид деятельности. Основанием передачи контролирующих функций государством саморегулируемым организациям является наличие публичной составляющей в деятельности субъектов данного вида деятельности.

2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Типы саморегулируемых организаций в Российской Федерации

Тип саморегулируемой организации зависит от видов деятельности субъектов, участвующих в данных организациях. Так, они могут создаваться субъектами или профессиональной, или предпринимательской деятельности. Существуют и смешанные виды саморегулируемых организаций, то есть при определенных условиях возможно совместное членство как субъектов профессиональной, так и субъектов предпринимательской деятельности.

Саморегулирование осуществляется на условиях вступления субъектов в специализированные организации – негосударственные некоммерческие партнёрства, объединяющие на добровольной основе субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли, рынка производимых товаров (работ, услуг) или одного вида деятельности.

Выделяют следующие типы СРО:

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих);

Саморегулируемые организации оценщиков (СРО оценщиков);

Саморегулируемые организации строителей (СРО строителей, СРО в строительстве, СРОС);

Саморегулируемые организации изыскателей (СРО изыскателей, СРО в изысканиях, СРОИ);

Саморегулируемые организации проектировщиков (СРО проектировщиков, СРО в проектировани, СРОП);

Саморегулируемые организации аудиторов (СРО аудиторов);

Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО профучастников рынка ценных бумаг);

Саморегулируемые организации управляющих компаний (СРО управляющих компаний);

Саморегулируемые организации перевозчиков (СРО перевозчиков, СРО автоперевозчиков);

Саморегулируемые организации актуариев (СРО актуариев, СРО в страховании, СРО на страховом рынке);

Саморегулируемые организации в области энергетического обследования (СРО в энергетике, СРО в области энергетического обследования, СРОЭ);

Саморегулируемая организация коллекторов (СРО коллекторов, СРОК);
Саморегулируемые организации в области медицины (СРО в медицине, СРО врачей, СРО медицинских специалистов, СРОМ).

Рассмотрим самые распространённые из них.

2.2 Саморегулируемые организации строителей

Саморегулируемая организация строителей (СРО) – вид некоммерческой организации, основанной на членстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Саморегулирование в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Саморегулирование в строительстве введено в Российской Федерации с 1 января 2009 года взамен строительных лицензий (лицензий на деятельность в области строительства зданий и сооружений I И II уровня ответственности).

Основными целями саморегулируемых организаций стротелей являются :

1. Предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2 Повышение качества выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

3. Информированию профессиональных участников строительной деятельности.

Саморегулируемые организации в строительстве создаются:

по региональному принципу;

по межрегиональному принципу;

по отраслевому принципу.

Членство в строительной саморегулируемой организации (СРО), является обязательным требованием для строительных организаций и индивидуальных предпринимателей занимающихся строительной деятельностью позволяющем осуществлять строительную деятельность.

Члены строительной саморегулируемой организации (строительной СРО) для осуществления строительной деятельности должны получить свидетельство о допуске к работам в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (допуск к строительным работам).

Государственный контроль за деятельность СРО в сфере строительства и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций выполняет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

2.3 Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг

Саморегулируемая организация (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг – это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» на принципах некоммерческой организации, для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемые организации (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

3. Федеральным законом от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

5. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам».

6. Постановлением ФКЦБ РФ от 1 июля 1997 года № 24 «Об утверждении положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг».

Другими нормативно-правовыми актами.

Государственное регулирование деятельности саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам. Так же Федеральная служба по финансовым рынкам ведет реестр саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Целями деятельности саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг являются:

1. Развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг.

2. Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, которые способствуют эффективной деятельности на рынке ценных бумаг.

3. Осуществление надзора и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

4. Защита законных прав и интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые являются членами саморегулируемой организации.

5. Повышение стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг;

6. Обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Исходя из поставленных целей, можно выделить следующие основные направления деятельности саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков:

1.Саморегулируемая организация (СРО) устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами, а также осуществляет контроль за соблюдением своими членами принятых саморегулируемой организацией (СРО) правил и стандартов.

2. Создает и поддерживает эффективные системы контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также своевременно выявляет и пресекает нарушения требований законодательства РФ, а также внутренних документов саморегулируемой организации (СРО).

3. Осуществляет обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (РЦБ), принимает квалификационные экзамены и выдает квалификационные аттестаты.

4. Организует информационное и методическое обеспечение своих членов.

Саморегулируемая организация (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг для реализации своих полномочий на территории субъектов РФ имеет право, с предварительным согласованием с ФСФР, создавать свои филиалы и представительства. Она обязана осуществлять контроль за деятельностью своих филиалов и представительств, а также несет ответственность за их деятельность.

2.4 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих) – некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Саморегулирование организаций (СРО) арбитражных управляющих регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

5. Постановлением Правительства от 30 февраля 2005 года № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

Другими нормативно-правовыми актами.

Регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба. Федеральная регистрационная служба ведет также единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Целями деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих) являются:

1. Объединение арбитражных управляющих для осуществления контроля за их деятельностью.

2. Повышение качества выполняемых арбитражными управляющими услуг.

3. Информирование арбитражных управляющих.

Исходя из поставленных целей, можно выделить следующие основные направления деятельности саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих:

Разработка и установление условий членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации (СРО) и обязательные для выполнения членами саморегулируемой организации (СРО) стандарты и правила профессиональной деятельности.

Контроль за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации (СРО) в части соблюдения требований Федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.

Рассмотрение жалоб на действия члена саморегулируемой организации (СРО), исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве и применение мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации.

Обеспечение формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации (СРО) для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами саморегулируемой организации (СРО) при исполнении обязанностей арбитражных управляющих.

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих вправе создавать объединения саморегулируемых организаций и быть их членами. Объединение саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих, в составе которого более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, вправе приобрести статус национального объединения саморегулируемых организаций.

Таким образом, СРО могут существовать в различных видах, в зависимости от поставленных задач и целей саморегулирования данного вида деятельности, а также от:

Вида деятельности субъектов членов СРО – предпринимательской и/или профессиональной;

Специфики самой деятельности, определяющей необходимое количество СРО в данном виде деятельности, и структуру саморегулирования в данном виде деятельности.

Уровня требования федерального законодательства в отношении степени обязательности членства в СРО, обоснованного уровнем общественной (публичный интерес) и стратегической значимости деятельности субъектов СРО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что в РФ, на сегодняшний день продолжается становление института саморегулирования. Это проявляется в совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность различных видов СРО, возрастании количества СРО и численности их участников.

Итогом введения системы саморегулирования должно стать развитие предпринимательской деятельности в определённых сферах предоставления услуг, имеющих важное значение в системе рыночной экономики России, таких как: строительство, проектирование, аудиторская деятельность, реклама, страховое дело, энергетика, медицина и т.д. Поэтому, основной целью введения саморегулирования в различных сферах и областях предпринимательской и профессиональной деятельности является проведение разграничения между государственным регулированием и регулированием со стороны профессиональных и предпринимательских объединений, создание условий для формирования таких объединений, которые смогли бы реально создавать эффективные механизмы финансовой и правовой ответственности перед потребителем В действительности это означает, что внедрение института саморегулирования создает равноправного субъекта управления, участвующего в подготовке и принятии решений, регулирующих собственную предпринимательскую и профессиональную деятельность, но при этом и принимающего на себя дополнительную ответственность перед потребителями производимых товаров и услуг.

В целом, сама концепция саморегулирования полностью соответствует принципам демократического режима государства, свободной рыночной экономики и политического курса Российской Федерации на современном этапе её развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ Интернет-версия системы Гарант [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. garant .ru/. ;

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ/ Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/. ;

4. О саморегулируемых организациях. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ. Интернет-версия системы Гарант [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. garant .ru/. ;

5. О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/. ;

6. О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ Интернет-версия системы Гарант [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. garant .ru/. ;

7. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/.;

8. О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.Постановление Правительства от 30 февраля 2005 года № 52 Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/. ;

9. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ Интернет-версия системы Гарант [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. garant .ru/. ;

10. Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 317. Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

11. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) - 8-е изд., пересмотр. и доп. / С.Э.Жилинский,. – М.: Норма, 2007. - 944 с.

12. Всё о СРО – специализированный проект о саморегулировании в Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа:http: // www.all-sro.ru/.


О саморегулируемых организациях. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ. Интернет-версия системы Гарант [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. garant.ru/.

Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ. / Электронный ресурс.[Режим доступа]: www. garant. ru.

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций:

АР
Г371 Герасимов, А. А. (Андрей Алексеевич).
Правовое регулирование деятельности саморегулируемых
организаций:автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.03
- гражданское право; предпринимательское право; семейное
право; международное частное право /А. А. Герасимов; Науч
. рук. А. Г. Первушин. -М.,2011. -24 с.-Библиогр. : с. 22 -
24.13 ссылок Материал(ы):
  • Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций.
    Герасимов, А. А.

    Герасимов, А. А.
    Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций:автореферат диссертации на соискание ученой
    степени кандидата юридических наук.

    I . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность темы исследования определяется активно развивающимся процессом перевода государством многих важнейших видов предпринимательской и профессиональной деятельности на саморегулирование, который сопровождается постоянным ростом числа саморегулируемых организаций (СРО), поскольку институт саморегулирования рассматривается органами государственной власти в качестве одного из основных элементов процесса дебюрократизации экономики страны и формирования органов регулирования не путем их назначения в административном порядке, а путем инициативных и ответственных действий наиболее активных профессионалов. В связи с этим осуществляется разработка моделей сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности.

    Вместе с тем в цивилистической науке России до сих пор не сложилось единое понимание правового статуса СРО, а также не выработаны теоретические определения основных правовых категорий, используемых в процессе саморегулирования. Более того, известные отечественные цивилисты пока не уделяют теоретическим аспектам саморегулирования должного внимания. Как результат, в условиях отсутствия надлежаще проработанной доктрины о статусе и основных функциях СРО, законодательство, регламентирующее их деятельность, остается разрозненным и противоречивым. Пробелы федерального законодательства и отсутствие полномочий решить эти вопросы на уровне локальных нормативных актов, вызывают достаточно серьезные проблемы в правоприменительной практике.

    Кроме того, в предпринимательских и профессиональных сообществах отсутствует общепризнанная положительная оценка необходимости и значимости деятельности данных организаций, т.е. субъекты многих видов предпринимательской, культурно-просветительской, образовательной и иной социально значимой

    деятельности не готовы работать в условиях саморегулирования. Ярким примером этого может послужить резко отрицательная позиция патентных поверенных на инициативу некоторых депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ объединить их в СРО .

    С этой точки зрения актуальным является уточнение статуса СРО как субъектов гражданского права, выявление эффективного механизма гражданско-правовых отношений СРО и иных субъектов права, разработка концепции саморегулирования социально значимых видов предпринимательской и профессиональной деятельности, а также внесение предложений, направленных на совершенствование российского законодательства в этой области.

    Изложенные факты позволяют говорить об актуальности темы настоящего диссертационного исследования.

    Степень научной разработанности темы диссертации. Теоретическую основу исследования составили идеи и труды правоведов разного времени. В их числе, как представители классической русской юридической науки, так и российские ученые, в частности, Т.Е. Абова, В.К. Андреев, К.Н. Анненков, И.А. Близнец, С.Н. Братусь, Л.И. Булгакова, Е.Н. Васильева, Е.В. Васьковский, В.В. Витрянский, Э.П. Гаврилов, Н.Л. Дювернуа, А.А. Евецкий, И.В. Ершова, С.С. Занковский, О.С. Иоффе, К.Д. Кавелин, Н.И. Клейн, Н.В. Козлова, О.А. Красавчиков, В.В. Лаптев, Д.И. Мейер, В.П. Мозолин, И.Б. Новицкий, В.В. Орлова, Г.Д. Отнюкова, Е.А. Павлодский, А.П. Печников, Н.В. Ростовцева, О.А. Рузакова, А.П. Сергеев, Л.С. Симкин, В.Н. Синельникова, Е.А. Суханов, Э.В. Талапина, Ю.А. Тихомиров, Ю.К. Толстой, В.Е. Чиркин, Л.И. Шевченко, Г.Ф. Шершеневич, В.Ф. Яковлев и др. В диссертации использованы работы ученых-экономистов, в частности, П.В. Крючковой , Д.М. Любавина ,

    Отмечается, что статус «саморегулируемая организация» присваивается уже существующей некоммерческой организации, основанной на членстве, при условии соответствия ее установленным законом требованиям посредством внесения сведений о ней в специализированный государственный реестр или получения разрешения на приобретение указанного статуса. Способ приобретения статуса СРО и основание осуществления членами СРО своей деятельности являются критериями, на которых, по мнению диссертанта, должна основываться правовая классификация саморегулируемых организаций.

    Автором сделан вывод о том, что установленный частью 13 ст. 20 ФЗ «О саморегулируемых организациях» запрет на использование профессиональными объединениями, не имеющими статуса СРО, при осуществлении своей деятельности слов «саморегулируемая», «саморегулирование» и производных от слова «саморегулирование» должен быть отменен как не соответствующий нормам пункта 3 ст. 17, ст. 29, п. 2 ст. 34 Конституции РФ. В то же время в целях разграничения организаций, осуществляющих саморегулирование, на организации, наделенные полномочиями по осуществлению отдельных государственных функций, и на организации, не обладающими такими полномочиями, указанный запрет в отношении использования профессиональными объединениями, не имеющими статуса СРО, названных слов в своих наименованиях (названиях) необходимо сохранить.

    В § 2. История российского законодательства о саморегулировании и саморегулируемых организациях исследуется отечественный опыт правового регулирования создания и

    функционирования некоммерческих организаций на основе самоуправления и саморегулирования.

    Отмечается, что институт саморегулирования никогда не был чуждым элементом для российского законодательства. Подчеркивается, чтоРоссия имеет собственный опыт создания и функционирования некоммерческих организаций на основе самоуправления, а также передачи полномочий государственных органов негосударственным организациям. В частности, основанное в 1819 году из частных лиц «Попечительное о тюрьмах общество» непосредственно заведовало тюрьмами Российской империи.

    Сформулирован вывод о возможности использования практики института присяжных поверенных (лицо, исключенное из числа присяжных поверенных, лишалось права поступать в это звание во всем государстве) в современных условиях в отношении членов СРО, нарушивших стандарты и правила профессиональной или предпринимательской деятельности.

    § 3. Опыт регулирования деятельности саморегулируемых организаций за рубежом посвящен изучению положений зарубежного законодательства о СРО, документов, принимаемых СРО, и исследований зарубежных ученых.

    В результате исследования сделаны следующие выводы.

    1. Для идентификации правового режима СРО используются критерии: природы саморегулирующего объединения и природы деятельности саморегулирующего объединения. В одной стране саморегулирующее объединение может находиться и под частно-правовым и под публично-правовым режимом. Вопрос об ответственности (частной, публичной) саморегулирующих объединений последовательно и бесспорно не решен.

    2. Саморегулируемые организации могут действовать и как предпринимательские структуры (в том числе и в форме компании с ограниченной ответственностью), и как непредпринимательские корпорации.

    3. Зарубежное законодательство предоставляет контролирующему органу право применять в отношении СРО, которая нарушает положения законодательства, правила и инструкции, основанные на них, и свои собственные правила, санкции в форме приостановки или отмены регистрации, наложения ограничений на деятельность, функции и операции такой СРО.

    4. Устанавливаемые СРО с целью повышения качества товаров или услуг в определенной отрасли системы аттестации и сертификации, при определенных обстоятельствах, могут ограничивать конкуренцию.

    5. Саморегулирование за рубежом не является единственным способом повышения качества регулирования рынков. В частности, Великобритания совсем отказалась от модели регулирования рынка ценных бумаг, основанной на активном участии саморегулируемых структур, поскольку они оказались неспособны предотвратить массовые нарушения прав инвесторов. Модель регулирования с участием СРО является слишком дорогостоящей, саморегулирование больше выгодно индустрии, чем инвесторам.

    Глава II - «Особенности гражданско-правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций» - состоит из четырех параграфов.

    В § 1. Приобретение статуса саморегулируемой организации проанализированы требования, предъявляемые законодательством к некоммерческим организациям, претендующим на получение статуса СРО, выявлены проблемы правового регулирования в этой области. В результате исследования сделан вывод о необходимости дальнейшей правовой регламентации и совершенствования требований, предъявляемых к некоммерческой организации для получения последней статуса СРО, сформулированы положения 1, 3 и 6, выносимые на защиту.

    На основании результатов проведенного исследования автором сделан вывод о том, что требование об обязательности членства в СРО, исходя из предложенного им определения понятия «саморегулируемая организация», не противоречит Конституции РФ и основным принципам

    гражданского права. Принцип обязательности не должен применяться для организации объединений, на которые не возлагается исполнение публичных функций.

    Доказано, что при установлении значений минимальной численности членов СРО законодатель должен исходить из возможности выполнения СРО в предлагаемом количественном составе задач саморегулирования, определенных законодательством, а также необходимости обеспечения конкурентной среды на соответствующем рынке с целью защиты интересов получателей услуг (работ, товаров), которые предоставляются членами СРО.

    Определено, что следует отказаться от создания компенсационного фонда, поскольку этот фонд на практике не используется по своему назначению, а предусмотренная законодательством схема сохранения и прироста средств названного фонда не обеспечивает его сохранность: средства могут быть утрачены вследствие неграмотного управления ими, мошенничества, а также снижения доходности в результате движения всего рынка. Кроме того, отсутствуют законодательно установленные требования, предъявляемые к управляющей организации, осуществляющей управление средствами компенсационного фонда СРО, и специализированному депозитарию, а также нормы, регламентирующие обязанности и ответственность упомянутых лиц. До отмены требования о создании компенсационного фонда, размер взносов членов СРО в названный фонд, по мнению автора, целесообразно дифференцировать в зависимости от величины активов и масштабов деятельности членов СРО.

    Отмечается, что использование на практике коллективного договора страхования гражданской ответственности в качестве единственного вида договора страхования гражданской ответственности противоречит требованиям части 3 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» , поскольку ограничивает право членов СРО на свободный выбор страховой организации. При этом страховые организации лишаются, во-первых, возможности конкурировать за

    заключение договоров с членами СРО, во-вторых, возможности влиять на предупреждение причинения вреда (через тарифы или контрольные мероприятия), в связи с отсутствием взаимодействия с конкретными членами СРО. В целях преодоления сложившейся практики предлагается внести изменение в п. 1 ст. 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях», изложив подпункт 1 указанного пункта в следующей редакции: «создание системы личного и коллективного страхования». Таким образом, СРО будут обязаны использовать обе системы страхования.

    По мнению диссертанта, в законодательство о СРО необходимо внести изменения, предусматривающие отмену положений, устанавливающих количество специализированных органов СРО, поскольку, в силу положений части 1 ст. 34 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ, определение количества специализированных органов СРО является прерогативой самой саморегулируемой организации.

    В § 2. Особенности правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций проанализированы права и обязанности СРО, выявлены проблемы и противоречия законодательного регулирования в этой области. Показано отсутствие единого подхода к установлению функций, прав и обязанностей СРО, сформулировано положение 7, выносимое на защиту.

    В результате проведенного исследования автором сделан вывод о том, что СРО обладает специальной правоспособностью, которая по общему правилу носит более ограниченный характер по сравнению со специальной правоспособностью некоммерческой организации, не имеющей статуса СРО. Также определено, что СРО не несет гражданско-правовой ответственности по обязательствам своих членов, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом СРО товаров (работ, услуг). Установленная п.п. 3) п. 3 ст. 3 и ст. 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях» обязанность СРО обеспечивать дополнительную имущественную ответственность своих членов перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами является на самом деле мерой защиты гражданских прав потребителей

    товаров (работ, услуг), произведенных членами СРО, которая довольно подробно регламентирована Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» .

    Диссертант обращает внимание, что право СРО арбитражных управляющих представлять кандидатуры своих членов для утверждения их в качестве арбитражных управляющих в деле о банкротстве не соответствует правовой природе саморегулирования и саморегулируемых организаций. Исходя из придаваемого статусу СРО значения, и в целях защиты публичных интересов при производстве дел о банкротстве, по нашему мнению, необходимо названные СРО (а также конкурсных кредиторов, должников и уполномоченных органов) лишить права предлагать кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения его в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве. Одновременно следует ввести аккредитацию арбитражных управляющих арбитражными судами на основе представления СРО арбитражных управляющих списков своих членов.

    В § 3. Особенности взаимоотношений саморегулируемых организаций с некоторыми участниками гражданского оборота, обеспечивающими деятельность их членов исследованы взаимоотношения СРО и аккредитованных при них участников гражданских правоотношений, сформулировано положение 4, выносимое на защиту.

    В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что положения законодательства о СРО и внутренних документов СРО, закрепляющие обязанность членов названных организаций заключать договоры только с аккредитованными лицами, нарушают право членов СРО на свободу договора. Сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут вступать в гражданско-правовые отношения с членами СРО, в свою очередь, приводит к ограничению конкуренции и, как следствие, позволяет аккредитованным организациям удерживать определенный уровень цен на свои услуги и сохранять экономическую монополию на соответствующем рынке услуг или его сегменте.

    Обязанность названных лиц перечислять СРО денежные средства в виде взносов за аккредитацию, а также в соответствии с договорами о сотрудничестве, способствует повышению аккредитованными организациями цен на свои услуги.

    В целях преодоления сложившейся практики предлагается дополнить ФЗ «О саморегулируемых организациях» нормой, устанавливающей общие требования, условия и основания аккредитации саморегулируемыми организациями участников гражданских отношений, обеспечивающих деятельность членов СРО. В перспективе следует рассмотреть вопрос о введение в законодательство нормы, предусматривающей проведение аккредитации участников гражданских отношений, обеспечивающих деятельность членов СРО, единым национальным органом Российской Федерации по аккредитации, созданным в соответствии с Указом Президента РФ от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» .

    § 4. Проблемы взаимоотношений саморегулируемых организаций и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти посвящен анализу взаимоотношений СРО с федеральными органами исполнительной власти, связанным с участием СРО в обсуждении проектов нормативных правовых актов и с разработкой названными организациями федеральных стандартов, сопряженным с государственным контролем деятельности СРО и их членов, вызванным спецификой области деятельности, в которой функционируют СРО.

    В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что нормы законодательства о СРО, регламентирующие взаимоотношения СРО и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, требуют совершенствования и унификации. В частности, необходимо:

    Установить единый порядок осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля (надзора) за исполнением СРО переданных им для осуществления отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти. При этом пункт

    4 ст. 22 ФЗ «О саморегулируемых организациях», как противоречащий публичным интересам, должен быть отменен;

    Дополнить ФЗ «О саморегулируемых организациях» статьей 22.1, регламентирующей порядок разработки и утверждения федеральных стандартов (текст указанной статьи изложен диссертантом непосредственно в рассматриваемом параграфе);

    Ввести гражданско-правовую ответственность СРО за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение функций, переданных им государством.

    Для обеспечения права граждан и юридических лиц на своевременное и качественное рассмотрение ихжалоб саморегулируемыми организациями предлагается распространить на СРО действие норм Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» . Также сформулировано положение 5, выносимое на защиту.

    В заключении сделаны общие выводы, отражающие основные результаты проведенного научно-практического исследования.

    Основные результаты диссертационного исследования изложены в публикациях автора:

    В журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий:

    1. Герасимов А.А. О саморегулируемых организациях арбитражных управляющих // Хозяйство и право. 2008. № 6. С. 85 - 89. Объем - 0,4 п.л.

    2. Герасимов А.А. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности кадастровых инженеров // Государство и право. 2009. № 7. С. 90 - 95. Объем - 0,7 п.л.

    3. Герасимов А.А. Нормативно-правовые основы деятельности саморегулируемых организаций как субъектов гражданского права // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 1. С. 88 - 92. Объем - 0,5 п.л.

    4. Герасимов А.А. Саморегулируемые организации как инструмент ограничения вмешательства государства в гражданско-правовые отношения // Право и политика. 2010. № 2. С. 188 - 193. Объем - 0,5 п.л.

    5. Герасимов А.А. Саморегулируемые организации как участники гражданских правоотношений в праве зарубежных стран // Вестник Финансовой академии. 2010. № 2. С. 57 - 63. Объем - 0,8 п.л.

    6. Герасимов А.А. Понятие и правовая природа саморегулируемых организаций в гражданском праве России: сущность и содержание // Государство и право. 2010. № 5. С. 29 - 41. Объем - 1,6 п.л.

    7. Герасимов А.А. Опыт зарубежного регулирования деятельности саморегулируемых организаций // Адвокат. 2010. № 6. С. 46 - 55. Объем - 1,3 п.л.

    8. Герасимов А.А. Современное саморегулирование за рубежом - законодательство, практика и тенденции // Безопасность труда в промышленности. 2010. № 10. С. 52 - 57. Объем - 0,7 п.л.

    В иных изданиях:

    9. Герасимов А.А. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих: пять летспустя // Финансовые проблемы оздоровления экономики государства и предприятий в рыночных условиях: Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и аспирантов 18 - 19 апреля 2007 г. 4.1. -М.: ИЭАУ, 2007. С. 9 - 23. Объем - 0,9 п.л.

    10. Герасимов А.А. Некоторые итоги деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2007. № 9. С. 3 - 10. Объем - 0,8 п.л.

    11. Герасимов А.А. Основные тенденции развития законодательства о саморегулируемых организациях за рубежом // Правовые проблемы и перспективы развития казахстанского законодательства в условиях экономического кризиса: материалы международной научно-теоретической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения доктора юрид. наук, проф. Н.Б. Мухитдинова. - Алматы: Нурай Принт Сервис, 2010. С. 31 - 39. Объем - 0,8 п.л.

    12. Герасимов А. А. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации: проблемы, предложения по совершенствованию // Сучаснi тенденцii розвитку нацioнального законодавства Украiни в умовах евроiнтеграцii: Мiжнар. наук.-практ. конф., присвяч. 10-рiччю створення юрид. ф-ту Нац. ун-ту бiop-ciв i природ-ння Укр-ни (Киiв, 19 - 20 травня 2011 р.): Зб. наук. пр. / За заг. ред.: В.М. Ермоленка, В.I.Курила. - К.: Магiстр - XXI ст., 2011. (в печати) Объем - 0,2 п.л.

    13. Герасимов А.А. Проблемы правовой охраны интеллектуальной собственности контрагентов членов саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Сучаснi тенденцii розвитку нацioнального законодавства Украни в умовах евроiнтеграii: Мiжнар. наук.-практ. конф., присвяч. 10-рiччю створення юрид. ф-ту Нац. ун-ту бiop-ciв i природ-ння Укр-ни (Киiв, 19 - 20 травня 2011 р.): 36. наук. пр. / За заг. ред.: В.М. Ермоленка, В.I.Курила. - К.: Магiстр - XXI ст., 2011. (в печати) Объем - 0,1 п.л.


    См.: Открытое письмо - возражение против принятия законопроекта № 478949-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам саморегулирования деятельности патентных поверенных», направленное коллективом патентных поверенных г. Томска в Государственную Думу // Изобретательство. 2011. № 3. С. 18 - 22; Обсуждаем законопроект № 478949-5 о саморегулировании деятельности патентных поверенных // Патентный поверенный. 2011. № 2. С, 2 - 35.

    Посунько Д.А. Холдинг как предпринимательское объединение (на примере агропромышленного комплекса): Дис. канд. юрид. наук. М., 2007.

Информация обновлена :24.08.2011

Сопутствующие материалы:
| Защита диссертаций