Недвижимость

Принципы дизайна: композиционное равновесие, симметрия и асимметрия. Как нарисовать симметричный предмет

Если на минутку задуматься и представить у себя в воображении какой-либо предмет, то в 99% случаев фигура, пришедшая на ум, будет правильной формы. Лишь 1 % людей, точнее их воображение, нарисует замысловатый объект, выглядящий совсем неправильно или непропорционально. Это скорее исключение из правил и относится к нетрадиционно размышляющим личностям с особым взглядом на вещи. Но возвращаясь к абсолютному большинству, стоит сказать, что существенная доля правильных предметов все же преобладает. В статье пойдет речь исключительно о них, а именно о симметричном рисовании таковых.

Изображение правильных предметов: всего несколько шагов до законченного рисунка

Прежде чем приступить к рисованию симметричного предмета, нужно его выбрать. В нашем варианте это будет ваза, но даже если она никак не напоминает то, что решили изображать вы, не отчаивайтесь: все шаги абсолютно идентичны. Придерживайтесь последовательности и все получится:

  1. У всех предметов правильной формы есть так называемая центральная ось, которую при симметричном рисовании обязательно стоит выделить. Для этого можно даже воспользоваться линейкой и провести по центру альбомного листа прямую линию.
  2. Далее внимательно посмотрите на выбранный вами предмет и постарайтесь перенести его пропорции на лист бумаги. Сделать это несложно, если с обеих сторон проведенной заранее линии, наметить легкие штрихи, которые впоследствии станут очертаниями рисуемого предмета. В случае с вазой необходимо выделить горлышко, донышко и самую широкую часть корпуса.
  3. Не забывайте о том, что симметричное рисование не терпит неточностей, поэтому если есть некоторые сомнения относительно намеченных штрихов, или вы не уверены в правильности собственного глазомера, перепроверьте отложенные расстояния при помощи линейки.
  4. Последний шаг - соединение всех линий воедино.

Симметричное рисование доступно компьютерным пользователям

В силу того что большинство окружающих нас предметов имеют правильные пропорции, иначе говоря симметричны, разработчики компьютерных приложений создали программы, в которых легко можно нарисовать абсолютно все. Достаточно лишь скачать их и наслаждаться творческим процессом. Однако помните, машина никогда не станет заменой остро наточенному карандашу и альбомному листу.

Как уже говорилось, в природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Асимметрия, достижение равновесия

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.

В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:

Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:

Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Чувство это можно развить при помощи различных упражнений.

Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Если Вы заметили, что какая-то деталь композиции сильно перевешивает все остальные, вы можете попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны.



Цели:

  • дать сведения о симметрии-асимметрии, статике и динамике;
  • содействовать развитию художественного вкуса, чувство композиции, наблюдательности, верной передачи особенностей натуры;
  • активизировать творческое воображение;
  • развивать графические умения и навыки в изображении предметов сложной формы, от общего к деталям;
  • помогать определению пропорции, формы предмета, его положения в пространстве;
  • закрепить знания о композиции, равновесии в композиции;
  • формировать умения выражать в рисунке свои зрительные представления;
  • воспитать интерес любовь к искусству.

Оборудование:

  • альбом,
  • карандаш,
  • ластик,
  • кисти,
  • акварель,
  • баночка под воду,
  • ветошь для кистей.

Зрительный ряд:

Репродукции картин: Леонардо да Винчи “Мадонна в гроте” <Рисунок0>, “Тайная вечеря” <Рисунок1>, Виктор Васнецов “Богатыри” <Рисунок2>, Рафаэль “Сикстинская мадонна” <Рисунок3>, Н. Пуссен “Аркадские пастухи” <Рисунок18>, западный фронтон храма Зевса в Олимпии многофигурная композиция “Борьба лапифов с кентаврами в присутствии бога Апполона” <Рисунок4>, <Рисунок04>, росписи ваз <Рисунок9>, <Рисунок10>, <Рисунок11>, <Рисунок12>.

Рисунки: бабочка <Рисунок5>, олень с ветвистыми рогами <Рисунок6>, лебеди <Рисунок7>, аллея осеннего парка <Рисунок8>, снежинки <Рисунок13>, фигура человека.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основная часть урока

Беседа о “симметрии-асимметрии”

Бабочка расправила крылья – и перед нами разноцветный орнамент из линий и пятен, могучие рога оленя, разветвляются в стороны, подобны скульптурной композиции, а какое сказочное зрелище – лебеди, отражающиеся в воде, аллея осеннего парка с уходящими вдаль деревьями.

<Рисунок 5>

<Рисунок 6>

<Рисунок 7>

<Рисунок 07>

<Рисунок 8>

<Рисунок 08>

Повсюду можно наблюдать картины, в которых есть одинаковые по форме, тону и цвету, левые и правые стороны, где равновесие наиболее выражено, или, как мы привыкли говорить, стороны симметричны.

Принцип симметрии может сохраняться и при незначительных отклонениях одной из сторон композиции от центральной оси или при добавлении с любой стороны нескольких деталей /линий, пятен/, изменении насыщенности элементов картины. В природе случаи идеальной геометрической симметрии практически единичны, что нельзя сказать о творениях человеческих рук: произведениях искусства, архитектуре, технике, предметах быта, так называемой второй природе.

Законам симметрии пользовались еще архитекторы и скульпторы Древней Греции. Ярким выражением его может служить западный фронтон храма Зевса в Олимпии, на котором многофигурная композиция “Борьба лапифов с кентаврами в присутствии бога Аполлона ”, росписи ваз, фресок.

<Рисунок 04>

<Рисунок 4>

<Рисунок 9>

<Рисунок 10>

<Рисунок 11>

<Рисунок 12>

Скажите, что такое композиция?

- Композиция /от лат./ - составление, соединение, различных частей в единое целое с какой-либо идеей.

Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях, назовем наиболее известные: “Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэль, в русском искусстве – “Богатыри” Виктора Васнецова.

<Рисунок 0>

<Рисунок 1>

<Рисунок 3>

<Рисунок 2>

Если симметричная композиция создает впечатление покоя, тишины, торжественности, передает чувство уравновешенности, то асимметричной композиции ближе ощущение движения, беспокойства. В такой композиции составляющие части относительно центральной оси неодинаковые.

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. <Рисунок 7>

Симметрия в искусстве усвоена на реальной действительности изобилующей симметрично устроенными формами, например, симметрично устроены фигуры человека, бабочки, снежинки и т.д.

<Рисунок 5>

<Рисунок 13>

<Рисунок 013>

В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуравновешенны.

Используя закон симметрии, попробуем передать в эскизах состояние покоя, устойчивости форм одной или несколько фигур.

При составлении соблюдайте одно условие: элементы композиции расположить ровно, без особого отклонения от вертикали либо горизонтали.

Тогда получим работу, в которой, кроме симметрии, выражено состояние статики.

Симметричные композиции – статичные /устойчивые/, левая и правая половина уравновешены.

<Рисунок 2>

<Рисунок 18>

Теперь незаметно подошли к другому закону – статике .

Статика – это покой, устойчивость.

Статику можно встретить в произведениях искусства в таких как пейзаж, портрет, натюрморт.

Если формы, линий устремлены в одном направлении, то зрительно создается как бы “движение” нарисованной фигуры.

Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен – от горизонтальных, вертикальных к диагональным и даже спиральным.

Динамика встречается в произведениях изобразительного искусства в пейзаже, анималистическом жанре.

<Рисунок 15>

<Рисунок 16>

- Динамика – это движение .

Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют, или усиливают друг друга, в результате работа в целом выигрывает.

<Рисунок 17>

<Рисунок 19>

Завершая урок, выполним ряд несложных заданий, в которых по средством статики и динамики выразим различные состояния в мире природы и жизни человека.

Композиции можно взять из двух – пяти фигур, на сюжеты, подсказанные натурой, и условно выраженных силуэтом насекомых, птиц, животных с добавлением трав, цветов.

1. Не срисовывать с вещей, созданных художниками.

2. Полагать на свой неповторимый эмоциональный опыт и фантазию.

Итог: Коллективный анализ работ отмечаются разнообразие и выразительность сюжетов, рассказывают, правильно ли составили композицию.

Отвечают на вопросы:

  1. Что такое статика и динамика?
  2. С какими произведениями искусства познакомились?
  3. В каких произведениях искусства можно встретить статику, а в каких динамику?

Домашнее задание: выполнить композицию, соблюдая симметрию и асимметрию сказку “О царе Салтане”, “Три девицы под окном”. Одно условие не срисовывать.

Например , используя нечетное число элементов в фотографии, можно сделать ее интереснее, как раз благодаря тому, что симметрия нарушается. Представим себе фотографию, объектом которой являются цветы. Если мы выберем два или четыре цветка, это сильно привлечет наше внимание и заставит задуматься о том, почему одна или две пары цветов изображены на фотографии. Наоборот, если мы используем нечетное число цветов, как несовершенное число, общее их количество станет незаметным, что приблизит нас к основному объекту фотографии: просто цветам.

С другой стороны , если мы хотим выразить неестественность, идеальность или порядок, то поиск симметричных композиций в формах или четных количествах изображаемых объектов поможет нам усилить основные идеи. В то же время, попытка зафиксировать симметрию в фотографии обязывает нас быть более строгими в отношении техники, которая является частью фотографии. Ведь отразить симметрию - это путь к тому, чтобы отразить идеальность. Таким образом, она должна проявляться во всем, включая и технику.

Итак, отвлеченно от фотографии: симметрия окружает нас везде. «Где?» -спросите вы. Посмотрите в зеркало.

Посмотрите на дома, на предметы, что вас окружают . Вокруг так много симметрии, что порой мы забываем о ней. С другой стороны, в природе симметрия - редкий гость. Взгляните на деревья, скалы. Но и там она встречается.

Однако перейдём к съёмке. Первые вопросы, которые приходят на ум: «Когда имеет смысл сделать снимок симметричным? В какой момент понять, что именно сейчас нужно сделать кадр с «симметричной композицией»?». Лучший подсказчик, конечно - это вдохновение. Но в фотографии, оно, как правило, советчик немногословный. «Вот это классно!» - скажет вдохновение и тут же умолкнет. А уж вам, бедолаге, придется отдуваться за него, пытаясь передать «Вот это классно!» через фотографию, и самому решать, каким будет снимок, с какой композицией.

Симметрия будет уместна при съёмке фотографий не динамичных, передающих состояние покоя. Редко фотография с симметричной композицией передаёт ощущение движение или опять-таки динамики.

Как правило, это статичная, можно даже сказать, «тяжёлая» фотография.

В большинстве случаев используется вертикальная симметрия (то есть когда правая часть - это отражённая левая).

Реже - горизонтальная.

Впрочем , ось симметрии может располагаться и под углом. И, разумеется, их может быть несколько.

Как правило , используя этот приём хорошо снимать архитектуру. Только при этом учтите, что, скорее всего, будет потеряно «пространство кадра» и с большой вероятностью кадр получится «плоским».

Интересно получаются пейзажи с использованием отражения в воде . В этом случае применяется как раз горизонтальная симметрия.

Домашнее задание:

Сделать фото с применением правила симметрии.

Не забывайте, пост с домашним заданием называть не только по номеру, но и по названию урока)чтоб критикам было удобно, и понятно, по какому уроку они критикуют)

урок был взять вот тут)

http:/ /grablimk.blogspot.ru/2014/01/blog-post_8896.html

Сегодня мы с вами поговорим о явлении, с которым каждому из нас приходится постоянно встречаемся в жизни: о симметрии. Что такое симметрия?

Приблизительно мы все понимаем значение этого термина. Словарь гласит: симметрия – это соразмерность и полное соответствие расположения частей чего-нибудь относительно прямой или точки. Симметрия бывает двух видов: осевая и лучевая. Сначала рассмотрим осевую. Это, скажем так,«зеркальная» симметрия, когда одна половина предмета полностью тождественна второй, но повторяет ее как отражение. Поглядите на половинки листа. Они зеркально симметричны. Симметричны и половины человеческого тела (анфас) – одинаковые руки и ноги, одинаковые глаза. Но не станем заблуждаться, на самом деле в органическом (живом) мире абсолютной симметрии не встретить! Половинки листа копируют друг друга далеко не в совершенстве, то же относится к человеческому телу (присмотритесь сами); так же обстоит дело и с другими организмами! Кстати, стоит добавить, что любое симметричное тело симметрично относительно зрителя только в одном положении. Стоит, скажем, повернуть лист, или поднять одну руку и что же? – сами видите.

Подлинной симметрии люди добиваются в произведениях своего труда (вещах) - одежде, машинах… В природе же она свойственна неорганическим образованиям, например, кристаллам.

Но перейдем к практике. Начинать со сложных объектов вроде людей и животных не стоит, попробуем в качестве первого упражнения на новом поприще дорисовать зеркальную половинку листа.

Рисуем симметричный предмет - урок 1

Следим, чтобы получилось как можно более похоже. Для этого будем буквально строить нашу половинку. Не подумайте, что так легко, тем более с первого раза, одним росчерком провести зеркально-соответствующую линию!

Разметим несколько опорных точек для будущей симметричной линии. Действуем так: проводим карандашом без нажима несколько перпендикуляров к оси симметрии - средней жилке листа. Четыре-пять пока хватит. И на этих перпендикулярах отмеряем вправо такое же расстояние, какое на левой половине до линии края листика. Советую пользоваться линейкой, не очень-то надейтесь на глазок. Нам, как правило, свойственно уменьшать рисунок - на опыте замечено. Отмерять расстояния пальцами не порекомендуем: слишком большая погрешность.

Полученные точки соединим карандашной линией:

Теперь придирчиво смотрим - действительно ли половины одинаковы. Если всё правильно - обведём фломастером, уточним нашу линию:

Лист тополя дорисовали, теперь можно замахнуться и на дубовый.

Нарисуем симметричную фигуру - урок 2

В этом случае сложность заключается в том,что обозначены жилки и они не перпендикулярны оси симметрии и придётся не только размеры но ещё и угол наклона точно соблюдать. Ну что ж - тренируем глазомер:

Вот и симметричный лист дуба нарисовался, вернее, мы его построили по всем правилам:

Как нарисовать симметричный предмет - урок 3

И закрепим тему - дорисуем симметричный лист сирени.

У него тоже интересная форма - сердцевидная и с ушками у основания придётся попыхтеть:

Вот и начертили:

Поглядите на получившуюся работу издали и оцените насколько точно нам удалось передать требуемое сходство. Вот вам совет: поглядите на ваше изображение в зеркале, и оно вам укажет, есть ли ошибки. Другой способ: перегните изображение точно по оси (правильно перегибать мы с вами уже научились) и вырежьте листик по изначальной линии. Посмотрите на саму фигуру и на отрезанную бумагу.