Недвижимость

Тест по обществознанию социальные отношения. Признаками нации являются

1. Какой из приведенных примеров иллюстрирует восходящую вертикальную социальную мобильность?
А) актер перешел из одного областного театра в другой
Б) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую
В) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода;+
Г) лейтенант был разжалован в прапорщики.

2. Молодежь, женщины, пенсионеры – это какие социальные общности?
А) территориальные
Б) демографические+
В) этнонациональные
Г) профессиональные

3. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.
Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.
1) верно только А +
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. в чем заключается глубинная причина социальных конфликтов?
А) несовпадение характера
Б) различные воззрения социальных групп
В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.+

5. Что из перечисленного относится к приобретённому социальному статусу:
А) пол (мужской или женский);
Б) профессия;+
В) национальность;
Г) социальное происхождение.

6. Что понимается под «совокупностью социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей»?
А) внутренний социальный контроль
Б) внешний социальный контроль+
В) самоконтроль
Г) социальные санкции

7. Правильны ли ниже перечисленные суждения о социальной мобильности:
А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.
Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.
1) верно только А +
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Чем характеризуется любая социальная группа?
А) малочисленностью состава;
Б) родственными связями;
В) неформальным контролем за поведением;
Г) общностью социального статуса.+

9. Что такое совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними?
А) политика общества
Б) структура общества+
В) характер общества

10. Какое утверждение характеризует социальные нормы?
А) неизменны на протяжении всей истории человечества
Б) одинаковы для всех обществ
В) неукоснительно выполняются всеми членами общества
Г) распространяются на всех членов общества.+

11. Что такое нации и народности?
А) исторические типы общества
Б) этнические общности+
В) демографические группы
Г) поселенческие группы

12. Какой из перечисленных признаков является характерным для всех социальных норм?
А) закрепление в нормативных актах;
Б) выражение общественного мнения
В) обеспечение принудительной силой государства
Г) выполнение роли регулятора поведения людей.+

13. Какой из данных статусов является приобретенным?
А) сын
Б) русский
В) флегматик
Г) учитель+

14. Как называется мера, которая принимается против стороны, нарушившей правила поведения?
А) презумпцией;
Б) санкцией; +
В) девиацией;
Г) фикцией

15. Установите соответствие:
Социальные группы критерии
А) мужчины
Б) племена
В) народности
Г) дети
1) демографический
2) этнический
Ответ: 1221

16. Что не относится к социальным нормам?
А) обязанность заботиться о престарелых родителях
Б) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение
В) запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству+
Г) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора.

17. Что может быть критерием выделения страт?
А) уровень дохода+
Б) отношение к религии
В) отношение к политической идеологии
Г) уровень развития личных способностей.

18. Что делают эстетические нормы?
А) закреплены в официальных документах
Б) обеспечены силой государственного принуждения
В) отражают представления о прекрасном, и безобразном+
Г) представлены религиозными запретами и предписаниями

19. Отметьте в ниже приведённом списке признаки социального статуса (В):
А) профессия; +
Б) пол; +
В) цвет глаз;
Г) следования требованиям моды;
Д) уважение к родителям;
Е) семейное положение.+

20. Что такое социальная стратификация?
А) наличие в обществе различных сфер;
Б) разделение общества на социальные группы;+
В) поддержка малообеспеченных групп населения;
Г) повышение социального статуса.

21. Что такое социальная роль?
А) степень признания достоинств личности
Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих+
Г) социальное перемещение индивида

22. Как называется преступное поведение; нарушающее формальные нормы?
А) конформистским;
Б) девиантным;
В) неформальным;
Г) делинкветным+

23. Формой чего является новаторство?
А) негативного отклоняющегося поведения
Б) позитивного отклоняющегося поведения+
В) неправомерного поведения
Г) неотклоняющегося поведения

24. Что такое положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением?
А) социальная роль
Б) социальный статус+
В) семейное положение
Г) социальная стратификация

25. Что не является элементом механизма самоконтроля?
А) общественное мнение;
Б) индивидуальное сознание;
В) совесть;
Г) коммуникация+

26. Какое из данных суждений верное?
А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.
Б. Для молодежи характерно наличие собственных убеждений, ценностей.
1) верно только А
2) верно только Б+
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Тест по теме «Социальные отношения»

Часть А.

1. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…

А) территориальные

Б) демографические

В) этнонациональные

Г) профессиональные

2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, - это…

А) социальная роль

Б) социальный статус

В) семейное положение

Г) социальная стратификация

3. Критерием выделения страт может быть:

А) уровень дохода

Б) отношение к религии

В) отношение к политической идеологии

Г) уровень развития личных способностей.

4. Социальная роль это –

А) степень признания достоинств личности

Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности

В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих

Г) социальное перемещение индивида

5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

6. Глубинная причина социальных конфликтов:

А) несовпадение характера

Б) различные воззрения социальных групп

В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.

7. С социальной сущностью человека связана потребность:

А) приспосабливаться к условиям природной среды

Б) заботиться о своем потомстве

В) обеспечивать безопасные условия жизни

Г) получить признание в обществе

8. Социальная стратификация – это …

А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой

Б) совместная деятельность людей в различных группах

В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей

Г) система признаков социального расслоения, неравенства

9. Приобретенным является статус-

Б) русский

В) флегматик

Г) учитель

10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними – это…

А) политика общества

Б) структура общества

В) характер общества

11. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статусов.

Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы, которым должно соответствовать поведение людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

12. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей – это…

А) внутренний социальный контроль

Б) внешний социальный контроль

В) самоконтроль

Г) социальные санкции

13. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.

А) влияние общественного мнения

Б) принуждение

В) регламентация социальных институтов

Г) групповое давление

14. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства – это..

А) маргиналы

Б) люмпены

В) сословие

Г) социальный класс

15. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.

Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма.

Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы обществ, социальных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

17. Нации и народности – это…

А) исторические типы общества

Б) этнические общности

В) демографические группы

Г) поселенческие группы

18. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?

А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.

Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.

В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция – быть не таким, как все.

Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

19. Верны ли следующие суждения о социализации?

А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах, происходящих в общественной жизни.

Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично-групповых свойств и качеств человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

20. Верны ли суждения о девиантном поведении?

А) Новаторство является проявлением девиантного поведения.

Б) Девиантное поведение всегда дестабилизирует общество, способствует возникновению конфликтов, войн.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Часть В.

В1 . Назовите науку:

А) о социальных отношениях

Б) изучает социальную структуру

В) рассматривает социальное неравенство

Г) анализирует социальную адаптацию индивида

Ответ: социология.

В2 . Общность людей, для которой характерны следующие признаки:

А) единство языка и культуры

Б) единый экономический механизм

В) хозяйственная сплоченность

Г) общность исторического пути

Ответ: нация.

В3 . Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

А - 3

Б - 1

В - 4

Г - 2

В4 . Задание с подстановкой слова.

Люди, которые утратили свое прежнее положение и не приобрели нового; они теряют привычные социальные связи, оказываются как бы различными культурами, социальными группами и системами; не освободившись от прежних социальных влияний, они начинают испытывать новые – порою прямо противоположные.

Ответ: маргиналы.

В5 . Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «отклоняющееся поведение».

Девиация, деликвентность, наркомания, гениальность, асоциальность, способность, аномия, преступность .

Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию

Ответ: способность.

В6 . Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

4. Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследования лечения болезни, собрал материал и защитил кандидатскую диссертацию.

Ответ: 1 – Б

2 – А

3 – В

В7. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфесиальному признаку. Найдите и укажите социальную группу, выпадающую из ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

Ответ: консерваторы.

В8. Прочитайте текст и вставьте недостающие слова, которые указаны ниже.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус___________(1). Это явление получило название социальной_______________(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____________(4). ___________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.д.. Каналами мобильности выступают социальные _______________(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.д.»

Каждое слово может быть использовано только один раз.

А) миграция

Б) мобильность

В) горизонтальная

Г) институт

Д) статус

Е) вертикальная

Ж) группа

З) стратификация

И) маргинализация

Ответ:

В9 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социологи определяют социальную роль, как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Полученные данные внесите в таблицу.

Ответ:

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных группах в обществе.

С2. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

1 вариант

    Для определения социальной структуры общества значимыми признаками является(-ются)

    физические данные 3) умственные способности

    особенности темперамента 4) профессия

    Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

    Политический 3) профессиональный

    Территориальный 4) социально - классовый

    По социально - классовому признаку выделяют такую социальную общность, как

    Немцы 3) горожане

    Горожане 4) предприниматели

    Верны ли следующие суждения о социальной группе?

А. Социальная группа - это объединение людей, имеющих общие признаки.

Б. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.

5.Через 5 лет после окончания ПТУ работник Н. повысил свою квалификацию и стал бригадиром. Это пример:

1) социальной стратификации 3) социальной роли

2) социальной мобильности 4) социализации

6. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Получение образования является средством социальной мобильности.

Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

7. Какой статус относят к предписанному статусу?

1) водитель 3) мужчина

2) студент 4) депутат

8. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

9. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством

2) социальным статусом 4) социальными отношениями

10. Моральные нормы, в отличие от правовых,

1) регламентируют поведение людей

3) обеспечиваются исключительно силой общественного мнения

4) осваиваются в процессе социализации

11. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

12.Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите в порядке возрастания.

1) бойкот 4) выговор

2) аплодисменты 5) комплименты

3) насмешка 6) улыбка

13. Одобрение окружающими поступка человека может быть выражено в формальных и неформальных санкциях. К числу неформальных относится

1) вручение грамоты 3) премирование

2) лестный отзыв товарища 4) вручение памятного подарка

14. Принадлежность к семье Н. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?

1) экономическая 3) эмоционально - психологическая

2) социального контроля 4) социально - статусная

15. Верны ли следующие суждения об этнических общностях?

А. Этнические общности являются важными элементами социальной структуры общества.

Б. Племена - это наиболее многочисленные этносы, отличающиеся общностью самосознания, определенным этническим характером и психологическим складом.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

16. Молодежь как социальную группу отличает

1) общность быта 3) общность социального происхождения

2) социально - психологические особенности 4) единство политических взглядов

17. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Семья, клуб собаководов, бригада маляров - все эти объединения обозначают общим понятием «социальная …»

Ответ:_______________________________

18. Установите соответствие:

Социальные группы: Критерии:

А) мужчины 1) демографический

Б) племена 2) этнический

В) народности

19. Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите цифры в порядке возрастания.

1) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на 5 - м этаже в трехкомнатную квартиру на 9 этаже в том же доме.

2) Рядовой инженер назначен руководителем проекта.

3) Офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии.

4) Мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей.

5) Гражданка вступила в повторный брак.

6) Секретарша согласилась выполнять дополнительные обязанности.

Ответ:________________________________

20. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:______________________________________

21. Установите соответствия:

События: Вид социальной мобильности

А) ученый - историк начал преподавать в ВУЗе. 1) вертикальная

Б) старший преподаватель получил должность 2) горизонтальная

В) офицер получил внеочередное звание.

Г) девушка - католичка накануне бракосочетания

перешла в протестантскую веру.

22. Прочитайте текс, каждое из положений которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

(1) В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

23. Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, - это

1) этнос 2) община 3) государство 4) класс

24. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

1) государство предоставляет человеку возможность самостоятельно определять национальную политику

2) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другими

3) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств

4) государство вводит налог для тех, кто не исповедует религию большинства.

25. Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Тест по теме: «Социальные отношения»

2 вариант

1. К социальным группам, выделяемым по этническому принципу, относятся

    Нации 3) общественные движения

    Классы 4) сословия

2. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

3. Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека - это

2) статус 4) роль

4. Социальные нормы

1) играют роль регулятора поведения людей

2) гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести

3) всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах

4) всегда являются «неписанными» нормами поведения

5. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию

1) воспитательную 3) эмоционально - психологическую

2) репродуктивную 4) социально - статусную

6. За добросовестный многолетний труд гражданин Н. бал награжден орденом. К числу других формально позитивных норм относится

1) вручение грамоты 3) аплодисменты

2) комплименты 4) слава

7. Укажите проявления национальной политики в демократическом обществе .

1) Деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена

2) Ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке.

3)Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

4) Указание и определение гражданином своей национальности обязательно.

8. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

1)социальную мобильность 3) социальное неравенство

2) социальную стратификацию 4) социальную адаптацию

9. Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер.

Б. формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

10. Маргиналами называют

1) социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

2) опустившиеся на социальное "дно" выходцы из разных классов

3) представители малооплачиваемых слоев населения

4) разорившиеся предприниматели.

11.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, требованиях морали.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только В 4) оба суждения не верны

Установите соответствие между понятиями и определениями:

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) Социальная мобильность А) Социальные функции, выполняемые человеком в

соответствии с его социальным статусом.

2) Социальная дифференциация Б) Перемещения из одной социальной группы в

3) Социальная роль В) Установленное в обществе правило (образец)

поведения.

4) Социальная норма Г) Разделение общества на группы, занимающие

разное социальное положение.

11 . Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Характеризую положение человека в обществе, которое определяется его возрастом, полом, происхождением, семейным положением, профессией, мы говорим о его …»

Социально -культурные 2) социально -политические 3) организационно-экономические 4) социально - ...

  • Документ

    Тест по теме « общество» 10 класс 1 Общество это... «Деградация, возврат к уже отжившим социальным институтам и отношениям это…. 20 Типы общества: ... элементами являются-----------общественной жизни и социальные институты.Выделяют 4 сферы которые...

  • Вариант № 3076566

    Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


    Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

    Версия для печати и копирования в MS Word

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Ответ:

    Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

    Политическая партия , политическая система , политическая норма , государство , политическая идеология .

    Ответ:

    Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

    1) биологические

    2) физиологические

    3) социальные

    4) органические

    5) естественные

    6) эстетические

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    Ответ:

    Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

    2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

    3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

    4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

    5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

    Ответ:

    Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    A Б В Г Д

    Ответ:

    Телеканал транс­ли­ро­вал телесериал о буд­нях городской больницы. Что поз­во­ля­ет отнести этот се­ри­ал к про­из­ве­де­ни­ям массовой культуры? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми указаны вы­бран­ные элементы ответа.

    1) СМИ пред­ста­ви­ли телесериал как удач­ный коммерческий проект.

    3) Одной из глав­ных целей со­зда­те­лей телесериала было соб­ствен­ное самовыражение.

    4) Телесериал рас­счи­тан на усреднённый по­тре­би­тель­ский вкус.

    5) Телесериал ин­те­ре­сен кругу знатоков.

    6) Понимание те­ле­се­ри­а­ла не тре­бу­ет специальной подготовки.

    Ответ:

    Выберите вер­ные суж­де­ния о роли го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) Одной из функ­ций го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка яв­ля­ет­ся борь­ба с мо­но­по­ли­за­ци­ей экономики.

    2) Государство в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке при­зва­но под­дер­жи­вать не­за­щи­щен­ные слои населения.

    3) Важнейшей функ­ци­ей го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся со­зда­ние об­ще­ствен­ных благ.

    4) Государство в усло­ви­ях рынка ре­гу­ли­ру­ет цены на то­ва­ры пер­вой необходимости.

    5) Процесс при­ва­ти­за­ции озна­ча­ет пе­ре­да­чу част­ной соб­ствен­но­сти в руки государства.

    Ответ:

    Установите соответствие между характеристиками безработицы и её основными видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

    А) возникает в результате экономического спада

    Б) связана с затратами времени на поиск новой работы

    В) возникает в связи с уменьшением валового национального продукта и высвобождением части рабочей силы

    Г) возникает в связи с изменением спроса на труд в отдельных отраслях или территориях

    Д) связана с масштабной перестройкой экономики, изменениями в спросе на потребительские товары и в технологии производства

    1) структурная

    2) фрикционная

    3) циклическая

    А Б В Г Д

    Ответ:

    Пётр Фёдорович вкладывает свои сбережения в приобретение различных ценных бумаг. Найдите в приведённом ниже списке ценные бумаги, которые он может приобрести в соответствии с Гражданским кодексом РФ‚ и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда

    2) договор о страховании имущества

    3) банкноты

    5) облигации

    Ответ:

    Ответ:

    Выберите вер­ные суж­де­ния о типах со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) Классовый тип стра­ти­фи­ка­ции ха­рак­те­рен для ран­них пе­ри­о­дов раз­ви­тия общества.

    2) В ис­то­рии че­ло­ве­че­ства су­ще­ство­ва­ли раз­ные типы со­ци­аль­ной стратификации.

    3) Сословная стра­ти­фи­ка­ция гос­под­ство­ва­ла в пе­ри­од Средневековья.

    4) В усло­ви­ях ка­сто­во­го строя со­ци­аль­ная мо­биль­ность отсутствует.

    5) Одним из про­яв­ле­ний клас­со­вой стра­ти­фи­ка­ции в со­вре­мен­ном об­ще­стве слу­жит юри­ди­че­ское за­креп­ле­ние прав и обя­зан­но­стей за от­дель­ны­ми со­ци­аль­ны­ми группами.

    Ответ:

    В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z , имеющих детей - школьников разного возраста, им задавали вопросы: «Чем Вы чаще всего занимаетесь вместе с вашим ребёнком в будние дни?» (можно было выбрать несколько ответов).

    Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

    Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Равные доли опрошенных каждой группы в будние дни с ребёнком чаще всего занимаются псдготовкой уроков, проверкой выполнения домашнего задания.

    2) Среди родителей обучающихся в средних классах занятия спортом, спортивные игры как совместное занятие с ребёнком в будние дни более популярны, чем домашний просмотр телепередач, фильмов.

    3) Половина родителей обучающихся в старших классах отметили, что в будние дни чаще всего просто общаются, разговаривают со своими детьми.

    4) Доля тех, кто в будние дни со своим ребёнком чаще всего совершает прогулки, играет на свежем воздухе, среди родителей обучающихся в средних классах больше, чем среди родителей обучающихся в старших классах.

    5) Среди родителей обучающихся в старших классах домашние дела как совместное занятие с ребёнком в будние дни более популярны, чем занятия спортом, спортивные игры.

    Ответ:

    Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Политической властью называют способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, общества в целом, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

    2) Легальность власти проявляется в её неофициальном одобрении обществом в силу её притягательных черт.

    3) Возникновение политической власти обусловлено потребностью в регуляции общественных отношений, авторитетном разрешении социальных конфликтов.

    4) Политическая власть - это и инструмент господства, и эффективное средство интеграции общества и поддержания общественного порядка.

    5) Харизматический тип легитимности власти основан на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии c этой традицией.

    Ответ:

    Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

    A Б В Г Д

    Ответ:

    Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих определённой политической самостоятельностью. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) федеративное государство

    2) демократическое государство

    3) монархия

    6) унитарное государство

    Ответ:

    Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) государственное финансирование политических партий

    2) поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности

    3) социальное государство

    4) федеративное устройство, основанное на государственной целостности

    5) единая государственная идеология

    Ответ:

    Найдите в списке юридические основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) В связи с падением спроса на продукцию предприятие было вынуждено сократить численность сотрудников на 15%.

    2) В результате несчастного случая мастер-часовщик фирмы по производству часов частично потерял зрение, и, руководство фирмы расторгло с ним трудовой договор.

    3) Работодатель узнал, что работник разгласил сведения, составляющие коммерческую тайну, которыми он располагал

    в силу должностных обязательств.

    4) Проведённая аттестация сотрудников академического института показала, что уровень квалификации ряда научных сотрудников не соответствует требованиям квалификационной характеристики.

    5) Женщина ушла в декретный отпуск, и, основываясь на том, что она не сможет длительное время исполнять свои

    функциональные обязанности на фирме, руководство приняло решение об ее увольнении.

    Ответ:

    Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

    А Б В Г Д

    Ответ:

    Системный администратор фирмы «Арктика» регулярно опаздывает на работу, ссылаясь на пробки на дорогах. Выберите из перечня понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данного правонарушения.

    1) трудовое право

    2) административный проступок

    4) дисциплинарная ответственность

    5) выговор

    Ответ:

    Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

    «Президентская рес­пуб­ли­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­еди­не­ни­ем в руках пре­зи­ден­та пол­но­мо­чий главы______(А) и главы ис­пол­ни­тель­ной власти. Долж­ность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Пре­зи­ден­та стра­ны из­би­ра­ют вне­пар­ла­мент­ским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или кол­ле­ги­ей вы­бор­щи­ков (как, скажем, в США). Это обес­пе­чи­ва­ет не­за­ви­си­мость источника________(В) пре­зи­ден­та от парламента. Пре­зи­дент по­лу­ча­ет также право_______(Г) в от­но­ше­нии пар­ла­мент­ских решений: он может вер­нуть на по­втор­ное рас­смот­ре­ние в выс­ший за­ко­но­да­тель­ный орган любой______(Д). Но если пар­ла­мент вторично, ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным боль­шин­ством го­ло­сов - 2/3 в обеих па­ла­тах - про­го­ло­су­ет за него, то про­ект ста­но­вит­ся законом, обретает_________(Е), не­взи­рая на мне­ние президента. Не впра­ве пре­зи­дент и рас­пу­стить парламент».

    Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

    Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

    Список терминов:

    В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

    A Б В Г Д Е

    Ответ:

    В чём отличие воспитательного потенциала от воспитательной функции? В чём важнейшее условие благополучия семьи? Считают ли авторы воспитательную функцию свойственной только современной семье? Приведите доказательство.



    Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

    На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

    Под "воспитательным потенциалом семьи" понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от "воспитательной функции" понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

    В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

    Если обобщить высказывания родителей, полученные при ответе на вопрос: "На ваш взгляд, воспитание детей в семье - это, прежде всего...", то основная цель воспитания определяется как формирование ответственности, трудолюбия, порядочности, стремления к здоровому образу жизни, толерантность в отношениях с людьми. В то же время огорчает невысокая значимость такой характеристики, как "обучение премудростям семейной жизни".

    Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

    Решения заданий части С не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Назовите функции семьи и проиллюстрируйте каждую из них примером.


    Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24.

    На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

    Под "воспитательным потенциалом семьи" понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от "воспитательной функции" понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

    В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

    Если обобщить высказывания родителей, полученные при ответе на вопрос: "На ваш взгляд, воспитание детей в семье - это, прежде всего...", то основная цель воспитания определяется как формирование ответственности, трудолюбия, порядочности, стремления к здоровому образу жизни, толерантность в отношениях с людьми. В то же время огорчает невысокая значимость такой характеристики, как "обучение премудростям семейной жизни".

    Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

    Под "воспитательным потенциалом семьи" понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от "воспитательной функции" понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

    В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

    Если обобщить высказывания родителей, полученные при ответе на вопрос: "На ваш взгляд, воспитание детей в семье - это, прежде всего...", то основная цель воспитания определяется как формирование ответственности, трудолюбия, порядочности, стремления к здоровому образу жизни, толерантность в отношениях с людьми. В то же время огорчает невысокая значимость такой характеристики, как "обучение премудростям семейной жизни".

    Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

    Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

    Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

    C9.1 Философия. «У "человечества" нет ни­ка­кой цели, ни­ка­кой идеи, ни­ка­ко­го плана, так же как нет цели у вида ба­бо­чек или орхидей. "Человечество" - пу­стое слово». (О. Шпенглер)

    C9.2 Экономика. «Я твёрдо верю в одну про­стую вещь: самый надёжный спо­соб вы­де­лить свою ком­па­нию среди конкурентов, ото­рвать­ся от толпы пре­сле­до­ва­те­лей - это хо­ро­шо ор­га­ни­зо­вать ра­бо­ту с информацией». (Б. Гейтс)

    C9.3 Социология, со­ци­аль­ная психология «Стратификация дей­стви­тель­но есте­ствен­ное со­ци­аль­ное рас­сло­е­ние общества». (П. С. Гуревич)

    C9.4 Политология. «Для го­су­дар­ства имеют зна­че­ние все сто­ро­ны вла­сти и все со­став­ные эле­мен­ты её». (Б.А. Кистяковский)

    C9.5 Правоведение. «Все люди мира имеют оди­на­ко­вые права на поль­зо­ва­ние есте­ствен­ны­ми бла­га­ми мира и оди­на­ко­вые права на уважение». (Л. Н. Толстой)

    Решения заданий части С не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Тест по теме

    «Социальные отношения»

    Степанова Надежда Федоровна,

    учитель истории и обществознания

    МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф.Алешина


    1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

    1) ценность 2) адаптация 3) престиж 4)санкция

    2. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной орга­низации общества, называются

    1) социальными отношениями 2) социальными структурами

    3) социальной интеграцией 4) социальной дифференциацией

    3.После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он пере­шел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

    • горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

    3) социальной стратификации 4) профессиональной дифференциации

    4. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

    1) власть и действия 2) нормы и санкции

    3) ожидания и мотивы 4) статусы и роли


    5 . Какое суждение является верным?

    А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется девиантным.

    Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

    1) верно только А 3) верны оба суждения

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны

    6. Существуют правила окончания телефонного разговора:

    Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

    Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник. К какому типу социальных норм их можно отнести?

    1) нормы этикета 2) обычаи 3) нормы права 4) традиции

    7. Примером горизонтальной социальной мобильности является

    1) получение очередного офицерского звания

    2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

    3) выход на пенсию

    4) переезд в другой город

    8.Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей:

    1)модификация 3) нострификация

    2)социализация 4) адаптация


    9. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом:

    КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

    А)национальность 1) достигаемый

    Б) профессия 2) предписанный

    Г) образование

    Д) социальное происхождение

    10. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

    А. Социальный контроль - это особый механизм поддержания общественного порядка.

    Б. Нормы и санкции - это элементы социального контроля.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    11. Исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения, - это

    2) норматив

    4) норма права

    12.Найдите в приведенном ниже списке правовые нормы и обведи­те цифры, под которыми они указаны.

    1) В полном объеме дееспособность по общему правилу наступает в 18 лет.

    2) К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели.

    3) Общество с осуждением относится к нарушителям тру­довой дисциплины.

    4) Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя.

    5) Супруги могут заключить брачный договор.

    6) Ближнего своего нужно любить как самого себя.

    Обведенные цифры запишите в порядке возрастания_____________________

    13. Перед вами варианты объяснения понятия «Отклоняющееся поведение». В чем сущность отклоняющегося поведения? Что объединяет эти определения?

    • Отклонение - некоторая ненормальность, странность в поведении (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка).
    • Отклоняющееся поведение – поведение, которое не согласуется с социальными нормами, не соответствует ожиданиям группы.

    Отклоняющееся поведение – это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.


    Написать эссе:

    1. «Если бедность -мать преступлений, то недостаток ума -их отец». Какие причины преступления называет Л.Н. Толстой?

    2.«Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». (Ф.М. Достоевский).


    Ответы:

    9-А-2; Б-1; В-2; Г-1; Д-1;