Открытие бизнеса

Новый бомбардировщик пак да. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА)

ПАК ДА

перспективный авиационный комплекс дальней авиации.

В качестве основного самолета дальней авиации на период после 2025 года рассматривается проект дозвукового бомбардировщика по схеме "летающее крыло" базирующегося на наработках КБ Туполева девяностых годов.

Силовая установка собрана из четырёх модернизированных и лишённых форсажной камеры двигателей НК-32+. Максимальная тяга 14000 - 16000 кгс. Тяговооруженность такого самолета находится в районе 0.25, что ограничивает максимальный взлетный вес ПАК ДА пределом в 240000 кг.

Один отсек с размерами 8.75х2.5х2.5 метра позволяет разместить стандартную многопозиционную катапультную установку на шесть крылатых ракет Х-101/102 или шесть Х-555.

Вес топлива 104000 кг, удельный расход топлива 0.535 кг/кгс*ч, крейсерская тяга 4 х 2900 кгс = 11400 кгс, расход топлива 6099 кг/ч, время полёта 17 часов, дальность полёта 809 км/ч * 17 ч = 13750 км. Радиус действия - 7000 км. Таким образом радиус действия комплекса с ракетами Х-101 окажется не менее 12500 км, возможно благодаря более высокому аэродинамическому качеству схемы "летающее крыло" (20-25 вместо 17) можно рассчитывать на перегоночную дальность не менее 16500 км.

Характеристики ПАК ДА

Максимальный вес боевой нагрузки
два МКУ 2 х 16600 кг = 33200 кг., 12 КРБД Х-101/102.
4 РВВ-СД + 4 УВКУ-50У, 4 х 190 кг + 4 х 117 кг = 1228 кг.
2 РВВ-МД 2 х 110 кг = 220 кг.
Итого 33200 кг + 1228 кг + 220 кг = 34648 кг.

Вид сбоку 67 кв.м
вид сверху 564 кв.м
вид спереди 80 кв.м
объём 290 куб.м

топливная система
вид сбоку 27.15 ку.м
вид сверху 263.8 кв.м
вид спереди 41.56 кв.м
объём 133.5 куб.м
вес топлива 104826 кг (785 кг/куб.м)

Размеры отсека 2 м х 2 м х 8.9 м
объёмы остеков 71.2 куб.м
относительный объём 0.25

Плотность планера 780 кг/куб.м

Вес максимальный 226000 кг
вес нормальный 209400
вес пустого 87000 кг (плотность 300 кг/куб.м)
вес топлива 104000 кг
вес нагрузки макс. 34648 кг
вес нагрузки норм. 18048 кг
вес служебный 352 кг

Площадь крыла 557 кв.м

Характеристики ПАК ДА ЗРК

Вес максимальный 226000 кг
вес пустого 87000 кг
вес топлива 104000 кг
вес боевой нагрузки 12772 кг

16 РВВ-БД = 16 * 600 кг = 9600 кг
16 УВКУ-50У = 16 * 117 кг = 1872 кг
4 РВВ-СД = 4 * 190 кг = 760 кг
4 УВКУ-50Л = 4 * 80 кг = 320 кг
2 РВВ-МД = 2 * 110 кг = 220 кг

Вес комплекса 20000 кг
вес служебный 2228 кг

4 антенны 4.0 х 0.8 метров (площадь 4 х 3.2 кв.м)

Двигатель для ПАК ДА будет создан на базе двигателя Ту-160

Двигатель для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) будет создан на базе газогенератора двигателя второго этапа, установленного на российском стратегическом бомбардировщике Ту-160, сообщил представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
«У Ту-160 есть двигатель НК-32, у него будет ряд технических изменений и улучшений, и этот двигатель пойдет в ПАК ДА. Это будет новый двигатель на базе унифицированного газогенератора НК-32 второго этапа», - пояснили представители ОДК на выставке «Оборонэкспо-2014», передает РИА «Новости».
«На его создание должно быть выделено 8 млрд рублей бюджетных денег и плюс собственные ресурсы», - добавили в ОДК.
Как сообщается в официальном издании международной выставки «Оборонэкспо-2014» со ссылкой на гендиректора ОДК Владислава Маслова, по двигателю для ПАК ДА контракт пока не подписан, но уже есть общие параметры силовой установки и предварительный график работ, условия и сроки исполнения обсуждаются.
Ранее главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев сообщал, что ПАК ДА совершит свой первый заводской полет в 2019 году, а в серию его производство запустят в 2021–2022 годах.
В мае главком ВВС заявил, что ПАК ДА начнет поступать в войска в 2023 году.
В декабре прошлого года командующий дальней авиацией ВВС России Анатолий Жихарев заявлял, что ПАК ДА должен выйти на испытания в 2019 году, а с 2025-го – начать поступать в войска.
В конце ноября прошлого года глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян доложил президенту России Владимиру Путину, что начало полномасштабных работ над ПАК ДА придется именно на 2014 год.

В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. По словам командующего дальней авиацией ВВС России Анатолия Жихарева, проект самолета будет утверждён в 2013 году.

По заявлениям генерального конструктора компании «Туполев» Игоря Шевчука, «предстоящие научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий».
По словам заместителя министра обороны Поповкина, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершен к 2015 году.

ВВС России получат новый стратегический бомбардировщик, способный нести ядерное оружие, к 2030 году. Об этом заявил "Интерфаксу" в понедельник главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин.
"В настоящее время - уже на этапе конкурса аванпроектов - создаем перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (так называемый ПАК-ДА - ИФ). Думаю, в феврале текущего года будем докладывать начальнику Генерального штаба, министру обороны о том перспективном авиационном комплексе, который должен быть разработан, и где-то в 2030-х годах должен появиться в составе новых, качественно обновленных ВВС", - заявил генерал-полковник.
По его словам, разработке нового носителя стратегического ядерного оружия (СЯС) уделяется самое пристальное внимание. "Мы предметно, детально занимаемся данной проблемой. Все, что связано со стратегической авиацией, является приоритетным направлением развития ВВС и не подлежит никакому пересмотру", - подчеркнул главнокомандующий ВВС.
Зелин отметил, что наряду с разработкой нового бомбардировщика отечественная авиапромышленность модернизирует и существующие комплексы дальней авиации. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 переоборудуется в вариант Ту-160М, а "обычный" Ту-95МС - в Ту-95МСМ. "Эти самолеты в ходе глубокой модернизации получат более высокую эффективность применения тех средств поражения, которые имеются на борту", - пояснил Зелин.
Отметим, что еще в конце прошлого (2011) года в руководстве ВВС называли другие сроки принятия ПАК-ДА на вооружение. 20 декабря командующий Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Жихарев заявил, что новый бомбардировщик, разрабатываемый КБ "Туполев", будет готов к 2025 году. "Первый летный образец такого самолета появится в 2020 году. На вооружение Дальней авиации такой самолет может поступить в 2025 году", - заявлял тогда Жихарев.
Отметим, что разработку нового стратегического бомбардировщика сейчас ведут и США, чей парк подобных самолетов также серьезно устарел. В середине прошлого десятилетия ожидалось, что следующий носитель атомного оружия поступит на вооружение в 2018 г., однако экономический кризис и недостаток финансирования поставили этот срок под вопрос. Ожидается, что бомбардировщик нового поколения сможет выполнять задачи и без участия пилотов. В этом случае машина сможет проводить в воздухе до четырех суток.

15 июня 2012 года
Принято решение, о котором можно будет спорить очень широко и напряженно на протяжении долгого времени. Речь о создании бомбардировщика нового поколения для дальней авиации. Тем самым поставлена точка в споре начальника Генштаба Николая Макарова, сторонника создания самолета, и вице-премьера Дмитрия Рогозина, сомневавшегося в необходимости его создания.
В ходе посещения авиабазы «Кореновск» в Краснодарском крае Владимир Путин объявил о необходимости:
- разработать программу создания беспилотных летательных аппаратов (на создание которых до 2020 года планируется потратить не менее 400 млрд рублей)
- создать новый стратегический бомбардировщик дальнего действия (ПАК ДА)
Что касается беспилотников, то заявление звучало так:
«Нам нужна программа по беспилотным системам. По оценкам всех экспертов, это важнейшее направление развития авиации. Здесь нам нужна вся линейка, включая автоматизированные ударные, разведывательные и другие комплексы»
С новым бомбардировщиком же более спорный вопрос:
«Нам предстоит развернуть работу над новым перспективным комплексом дальней авиации ПАК ДА. Я знаю, насколько это затратно, насколько это сложно. Мы говорили неоднократно и с министром, и с начальником Генштаба. Задача нелегкая с научно-технической точки зрения, но нужно начинать эту работу».
Первый полет нового бомбардировщика запланирован на 2017 год, а серийные образцы должны поступить на вооружение в период 2025-2030 годов.

НИР по формированию требований ВВС и предварительные проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро начаты в 1999 г. Подготовка к участию разных КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого поколения начата в апреле 2007 г. В декабре 2007 г. объявлено о том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА (интервью главкома ВВС России Александра Зелина агентству "Интерфакс", декабрь 2007 г.).

Цитата:
А.П.Бобрышев: В 2009 году мы приступили к научно-исследовательской работе по созданию перспективного комплекса дальней авиации. И в 2009 году мы закончили первый этап с анализом сегодняшнего состояния и с рассмотрением вариантов на перспективный носитель со всех точек зрения. С точки зрения совмещения задач, которые сегодня распределены или рассредоточены на три носителя, на три борта.
Мы из 47 вариантов на первом этапе подвели черту и оставили для дальнейшего рассмотрения и анализа 4. По срокам выполнения в 2012 году научно-исследовательская работа должна завершиться.
Мы, вообще, планируем ее закончить если не в 2011 году, то в начале 2012, с тем чтобы плавно перейти в ОКР {опытно-конструкторские работы}. Естественно, ОКР должны закончиться подготовкой к серийному производству.

В.В.Путин: К 2017 году?

А.П.Бобрышев: Да, к 2017 году. В связи с этим мы сегодня вновь пересматриваем и рассматриваем с помощью Государственного научно-исследовательского института авиационных систем вопрос кооперации способных разработчиков и предприятий, которые обеспечат именно продвижение на современном уровне.
И нам к 2017 году нужно создать, по сути дела, носитель с бортом 2020-2025 годов по своему функционалу. Поэтому задача это достаточно серьезная и сложная, но, учитывая то, чем сегодня и ученые, и инженеры владеют, я думаю, что мы это сумеем сделать. (декабрь 2009)

Цитата:
Предполагается, что в первой половине 2012 года должен быть выполнен аванпроект перспективного самолета ДА, по результатам защиты которого будет принято решение о дальнейшем ходе работ.

Цитата:
Командование Дальней авиации России выдало оборонно-промышленному комплексу тактико-техническое задание на разработку перспективного стратегического бомбардировщика нового поколения, получившего условное название ПАК ДА. Об этом заявил командующий Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Жихарев. (декабрь 2011)

Цитата:
«Мы уже провели НИР и сейчас находимся на этапе конкурса аванпроектов по созданию ПАК ДА. Думаю, в этом месяце будем докладывать начальнику Генерального штаба и Министру обороны об облике ПАК ДА, который должен будет появиться в составе обновленных ВВС к 2030–м годам», – Зелин. (февраль 2012).

Параллельно с работами по самолету ведутся НИОКР и по двигателю для него.

Одним из наиболее интересных докладов на Научно-техническом конгрессе в рамках салона «Двигатели-2012» стало выступление генерального конструктора самарского ОАО «Кузнецов» Дмитрия Федорченко, рассказавшего о работах по перспективному ТРДД в классе тяги 30 тонн, получившему название ПД-30 (перспективный двигатель на 30 тонн тяги)
Предприятие в настоящее время в инициативном порядке ведет поисковые работы и выбор конструктивного облика такого двигателя, который может устанавливаться на перспективные пассажирские и транспортные самолеты, создаваемые по программе «Самолет 2020», а также на модернизированном Ан-124-300 «Руслан».
Пока самым мощным ТРДД на постсоветском пространстве является запорожский Д-18Т тягой 23,4 тонны. Двигателя больше тяги в России сейчас нет, хотя потребность в нем давно существует.
Стоит вспомнить, что еще в 90-х гг. СНТК им. Н.Д. Кузнецова проектировало ТРДД НК-44 с тягой около 40 тонн. Тогда тяжелая экономическая ситуация не позволила довести данный проект до конца. Несколько лет назад сообщалось о «втором подходе» к теме – начале работ по двигателю НК-65 тягой 18–30 тонн.
Признавалось, что создание нового двигателя «с чистого листа» потребует много времени и колоссальных вложений. Поэтому ставка делалась на использование имеющихся заделов – модернизированного газогенератора ТРДДФ НК-32 и опыта работ по многострадальному НК-93, но с применением новых технологий, материалов и системы цифрового проектирования.

Всего, в рамках программы Ту-160 было изготовлено 38 двигателей НК-32 второго этапа госиспытаний. Сейчас проводятся испытания модернизированного газогенератора в термобарокамере ЦИАМ. Работы по его созданию ведутся совместно с Самарским аэрокосмическим университетом. При модификации базового газогнератора двигателя для обеспечения заявленных параметров предусматривается значительно повысить газодинамические характеристики лопаточных узлов за счет их аэродинамического совершенствования. Модифицированный газогенератор от НК-32 будет иметь достаточно высокую температуру газов перед турбиной - 1750К (на первом этапе госиспытаний НК-32 температура составляла 1635К).

Второй научно-технический задел, используемый при работах по созданию ПД-30, это редуктор большой мощности. Здесь работа ведется совместно с ЦИАМ, где находится редуктор мощностью 33 тысячи л.с. с подшипниками скольжения, и который имеет КПД примерно 99,4%. Для ПД-30 потребуется редуктор большей мощности. Редукторная схема применима на ПД-30 только по одной причине - чтобы использовать модифицированный базовый газогенератор от двигателя НК-32. К тому же вопрос при проработке стоял так: что лучше: шестиступенчатая турбина или редуктор? Предприятие имеет опыт создания редукторов большой мощности для двигателей НК-12 и НК-93, поэтому было принято наиболее целесообразным выполнить двигатель ПД-30 по редукторной схеме. Редуктор будет иметь мощность порядка 50 тысяч л.с.
Для ПД-30 вновь проектируются турбина низкого давления, компрессор низкого давления, редуктор, однорядный вентилятор, система управления, контроля и диагностики. Мощность от турбины низкого давления передается на привод компрессора низкого давления, и через редуктор на привод вентилятора. Применение редуктора позволяет иметь оптимальные обороты вентилятора и турбины низкого давления и обеспечить передачу мощности на вентилятор валом турбины низкого давления внутри вала турбины среднего давления. Выполнение перспективных норм по шуму может быть обеспечено при окружной скорости вентилятора, не превышающей уровень 340-350 м/с.
Следующий научно-технический задел - широкохордная пустотелая лопатка вентилятора. Впервые такая лопатка была изготовлена еще в 1985 году по проекту двигателя НК-56, так и оставшемся проектом. В 1999 году велась работа совместно с американской компанией по разработке лопатки для двигателя General Electric GE90. Также были изготовлены лопатки опытной партии, но дальше работы были приостановлены. Однако все разработанные технологии остались в НТЗ ОАО "Кузнецов". На сегодня в России есть технологии и производственные мощности по серийному выпуску пустотелых рабочих лопаток - в настоящее время в Уфе создается завод по прецизионному изготовлению пустотелых лопаток.

Таким образом, на ПД-30 внедряются широкохордные пустотелые рабочие лопатки вентилятора, малоэмиссионная камера сгорания (все вопросы малоэмиссионных камер сгорания отработаны в достаточной мере на камерах сгорания газовых двигателей), редукторная схема двигателя, модифицированный газогенератор на базе газогенератора двигателя НК-32.

На сегодня по проекту двигателя ПД-30:
выпущена конструкторская документация.
выполнены расчеты на прочность широкохордной пустотелой рабочей лопатки с сотовым наполнителем;
выполнены исследования вибрационной прочности и демпфирующей способности образцов, имитирующих элементы пустотелой лопатки с сотовым наполнителем на вибростенде;
отработана технология изготовления пустотелых лопаток с наполнителем и изготовлено 10 образцов лопаток по разработанной технологии. Образцы прошли испытания на выносливость;
выполнены исследования выносливости и демпфирующей способности полноразмерных пустотелых лопаток;
проработана конструкция альтернативного варианта пустотелой рабочей лопатки с ребром жесткости;
проработана технология изготовления составной пустотелой рабочей лопатки с ребром жесткости.

По словам Дмитрия Федорченко, предлагаемый проект ПД-30 является развитием предыдущего НК-65. При его создании не ставится сверхамбициозных задач: ПД-30 должен получить лишь «современные» характеристики, на уровне зарубежных аналогов – таких, как Rolls-Royce Trent, General Electric GEnx и CF6-80E1, GP7270, PW4460 и т.п.
С целью снижения рисков, удешевления НИОКР и сокращения сроков разработки, а также оптимизации процесса серийного производства предполагается использовать имеющийся научно-технический задел ОАО «Кузнецов» по редуктору и малоэмиссионной камере сгорания, взять за основу модифицированный газогенератор серийного двигателя НК-32. Правительством поставлена задача восстановления серийного производства НК-32 (устанавливается на Ту-160) в интересах Минобороны, но планируемые объемы выпуска невелики, в связи с чем использование его газогенератора для других проектов, в частности ПД-30, сыграет только на пользу.
«Двигатель ПД-30 будет иметь двухконтурную схему с редуктором и раздельным выхлопом в контурах, – рассказал Дмитрий Федорченко. – Модификация газогенератора должна идти в направлении обеспечения заявленных параметров со значительным повышением газодинамических характеристик лопаточных узлов. При этом заново проектируются турбина и компрессор низкого давления, редуктор, однорядный вентилятор, система управления, контроля и диагностики. Применение редуктора позволит иметь оптимальные обороты вентилятора и турбины низкого давления и обеспечить передачу мощности на вентилятор валом турбины низкого давления внутри вала турбины среднего давления».
Согласно представленным в докладе расчетным данным, ПД-30 будет иметь тягу на взлетном режиме 29 500 кгс при степени двухконтурности 8.7, расходе воздуха 1138 кг/с и температуре газов перед турбиной 1570К. (по другим данным температура газов перед турбиной 1391К, на взлете 1635К)., тяга при отрыве самолета 22 200 кгс; тяга на крейсерском режиме 5700 кгс., На крейсерском режиме (Н=11 км, М=0,76 / 809.3 км/ч), удельный расход топлива составит 0,535 кг/кгс ч. По техническому заданию диаметр вентилятора ПД-14 составляет 2950 мм, а масса двигателя без реверсивного устройства – не более 5140 кг.

К сожалению, ПД-30 – достаточно далекая перспектива, и его будущее пока не вполне определено. Дмитрий Федорченко предположил, что такой двигатель при использовании имеющихся заделов и необходимом финансировании можно создать за 4–5 лет. Пока же работы идут в поисковом режиме, но в ОАО «Кузнецов» надеются на заинтересованность со стороны государства для начала полномасштабного проектирования и создания демонстрационного образца двигателя.
В ходе разработки ПД-30 планируется использовать и опыт, получаемый при создании другого перспективного отечественного двигателя – ПД-14. Для изготовления двигателя-демонстратора и последующего производства ПД-30 предлагается привлечение в рамках кооперации других отечественных предприятий – УМПО, НПЦ газотурбостроения «Салют», НПО «Сатурн», «Авиадвигатель», «Редуктор-ПМ», «Темп им. Ф. Короткова» и др.

Стратегические бомбардировщики XXI века

Независимое военное обозрение

Каким должен быть перспективный авиационный комплекс Дальней авиации России .

В последние время на страницах специальных и периодических изданий активно обсуждаются проблемы, связанные с созданием в развитых странах мира авиационной техники 5-го поколения, перспективных средств воздушно-космического нападения (СВКН) и борьбы с ними. При этом тематика обсуждаемых проблем создания в России перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), касающихся в основном путей достижения тактико-технических характеристик и показателей боевых возможностей этого комплекса, наводит на грустные мысли о том, что создается комплекс в основном под решение очень важной, но далеко не единственной задачи фронтовой (оперативно-тактической) авиации в будущих войнах. Для достижения успеха в любой войне помимо оборонительных средств ведения вооруженной борьбы необходимо иметь и эффективные ударные средства.

Именно поэтому в настоящее время и в перспективе одной из наиболее важных систем вооружения ВВС РФ будут дальние и стратегические авиационные комплексы Дальней авиации, которая 23 декабря 2004 года отметила свое 90-летие. До недавнего времени она являлась только авиационной компонентой стратегических ядерных сил страны - авиационными стратегическими ядерными силами (АСЯС). Подобные АСЯС в мире имеют только США. Однако с уменьшением угрозы всеобщей или крупномасштабной ядерной войны в обоих государствах наметилась тенденция расширения перечня задач, решаемых стратегическими (дальними) бомбардировщиками в обычной войне. Данная тенденция реализуется через программы модернизации стоящих на вооружении комплексов и должна учитываться при обосновании требований к перспективным авиационным комплексам стратегической (дальней) авиации.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ США

Для определения оперативных и тактических требований к перспективному авиационному комплексу Дальней авиации (ПАК ДА) ВВС России, который вне всякого сомнения должен разрабатываться и лет через 20-25 прийти на смену существующим авиационным комплексам, в первую очередь целесообразно проанализировать применение стратегической авиации США в войнах последнего десятилетия и взгляды командования ВВС США на ее применение в войнах первой половины XXI века.

Основными направлениями развития стратегической бомбардировочной авиации США в прогнозируемый период являются: модернизация самолетов В-52Н и В-1В; развертывание новых бомбардировщиков В-2А, изготовленных по технологии "Стелc"; оснащение бомбардировщиков всех типов высокоточными неядерными средствами поражения.

Согласно объявленному перспективному плану развития стратегической авиации, начиная с 2004 года в составе АСЯС останутся 76 (по другим сообщениям - 71) модернизированных самолетов В-52Н и 21 В-2А. Количество В-2А планируется довести до 42 единиц. Самолеты В-1В в количестве 95 единиц выведены из состава АСЯС США, хотя некоторые эксперты полагают, что возврат их в состав АСЯС не представляет технической трудности.

Доминирующей тенденцией совершенствования стратегических бомбардировщиков США, которые по-прежнему остаются основой АСЯС, является расширение их возможностей по применению высокоточного оружия (ВТО) в обычном снаряжении и придание им статуса средства "двойного назначения".

Бомбардировщикам В-52Н отводится особая роль, поскольку они в перспективе будут единственным в ВВС средством доставки стратегических крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) с ядерной и обычной боевой частью, управляемых ракет (УР) класса "воздух-земля" средней дальности и противокорабельных ракет "Гарпун". Кроме того, В-52Н модернизированы для применения новых систем ВТО, включая управляемые авиационные бомбы (УАБ) семейства JDAM, кассеты WCMD, УР JSOW и JASSM. Самолеты В-52Н предполагается сохранить на вооружении до 2025-2030 годов.

Для повышения боевых возможностей самолетов В-1В осуществляются программы оснащения их УАБ семейства JDAM, кассетами WCMD, УР JSOW и JASSM, неуправляемыми кассетами с самонаводящимися противотанковыми суббоеприпасами. Предполагается модернизация средств навигации и связи, установка усовершенствованной автоматизированной системы планирования боевой задачи, а также модернизация комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ), который должен обеспечивать преодоление системы ПВО противника на средних и больших высотах.

Некоторые итоги применения высокоточного оружия в обычном снаряжении авиацией США и их союзников в нескольких операциях последнего десятилетия прошлого столетия и начала XXI века по материалам средств массовой информации приведены в таблице.

Как видим, доля применяемых в ходе боевых действий высокоточных авиационных средств поражения выросла за эти годы более чем в 7 раз, но общее их количество и среднее количество их применений в сутки снизились. Хотя интенсивность их применения в первых воздушных наступательных операциях (ВНО) значительно возросла. Например, за 73 часа операции "Лис пустыни" (1998 г.) по объектам Ирака было выпущено крылатых ракет почти в 1,5 раза больше, чем за 43 суток операции "Буря в пустыне" (1991 г.). По заявлениям представителей Пентагона из всех бомб и ракет, примененных в Афганистане, около 60% были оборудованы системами лазерного или спутникового наведения.

Важную роль в проведении афганской операции сыграли высокоточные авиационные боеприпасы нового поколения JDAM, оборудованные системой наведения с использованием космической системы радионавигации и определения места нахождения GPS. Всего было сброшено более 6600 этих боеприпасов, и ВВС США, по некоторым сообщениям, планируют закупить в ближайшие годы еще 236 000 таких боеприпасов.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАК ДА

Для определения оперативно-тактических требований к ПАК ДА целесообразно уточнить и его роль в войнах будущего, а также место в системе вооружений ВС РФ. Как представляется, основное предназначение ПАК ДА: во-первых, стратегическое (ядерное) сдерживание и ведение боевых действий в составе стратегических ядерных сил РФ; во-вторых, сдерживание (не стратегическое, не ядерное) и ведение боевых действий в конфликтах, локальных и региональных войнах с применением обычного оружия в составе группировок войск (сил) на континентальных и морских (океанских) театрах военных действий (ТВД).

Задача стратегического сдерживания связана с угрозой уничтожения в случае начала военных действий с применением ядерных средств поражения важных административных и политических центров, экономических и военных объектов тех стран, которые определяют стратегический баланс в мире.

Исходя из решения этой задачи, основными требованиями к ПАК ДА, на наш взгляд, могут быть следующие. Это межконтинентальная досягаемость системы "самолет-ракетное оружие"; высокая гарантийная вероятность применения оружия по стратегическим целям, которая обеспечивается в первую очередь высокой выживаемостью системы "самолет-ракетное оружие" при преодолении системы ПВО противника и применением высокоточного оружия большой дальности; высокая боеготовность и выживаемость комплекса на земле.

Межконтинентальная досягаемость авиационных стратегических комплексов РФ достигается системой "бомбардировщик - стратегическая крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ)". Учитывая, что при базировании авиационных полков ДА в средней части России удаление 75-80% возможных ее объектов, например, на Североамериканском континенте составляет около 12000 км, требование к тактическому радиусу перспективного дальнего бомбардировщика будет определяться возможностями по дальности пуска перспективной КРВБ.

Высокая вероятность применения оружия по стратегическим целям за счет повышения выживаемости в полете системы "самолет-КРВБ" может быть достигнута за счет пусков ракет без входа самолетов-носителей в зону огня наземных средств системы ПВО противника.

Требование высокой выживаемости ПАК ДА на земле обусловлено возможностью нанесения противником упреждающего ядерного удара. В современных условиях и прогнозируемой перспективе внезапная всеобщая ядерная война при отсутствии острого международного кризиса маловероятна.

В условиях сравнительно долго развивающегося острого международного кризиса выживаемость ПАК ДА на земле может быть обеспечена их рассредоточением на большом числе аэродромов (в том числе гражданских, на которых имеется множество самолетов тяжелого класса различного назначения). Для реализации этого требования перспективный тяжелый бомбардировщик должен обладать возможностью базирования и автономного дежурства на аэродроме рассредоточения не выше 1-го класса. Пожалуй, это и есть основная причина необходимости увеличения в стране количества постоянно действующих унифицированных аэродромов (т.е. аэродромов, способных обеспечить одновременное базирование самолетов любых типов). При этом ПАК ДА должен иметь пониженную заметность для средств космической разведки противника или не иметь отличительных признаков по сравнению с окружающими его гражданскими самолетами.

В условиях достижения противником стратегической внезапности дальний бомбардировщик является единственной стратегической системой вооружения, которая в режиме дежурства на земле потенциально обладает возможностью выживания посредством выхода из-под удара при своевременном оповещении системой предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Совершенно очевидно, что выполнить это возможно только при высоком уровне боевой выучки экипажа и боеготовности авиационного комплекса в целом, сравнительно небольшом времени, потребном для экстренного взлета, достаточной стойкости самолета и его систем к поражающим факторам ядерного взрыва. Именно поэтому обеспечение высокого уровня боевой (летной) выучки экипажей бомбардировщиков Дальней авиации уже сегодня должно быть одной из важнейших задач Главного командования ВВС РФ.

При базировании частей Дальней авиации на приморских направлениях основную угрозу для бомбардировщиков составляют баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) противника, особенно при стрельбе по настильным траекториям. Подлетное время ракет может составлять до 10 минут, поэтому аэродромы базирования и рассредоточения бомбардировщиков должны находиться за рубежами досягаемости БРПЛ противника при стрельбе по настильным траекториям.

Решение задач в конфликтах, локальных и региональных войнах на континентальных ТВД может быть связано с нанесением первых ракетных и авиационных ударов высокоточным обычным (не ядерным) оружием по важнейшим объектам на всю глубину территории противника или КТВД в условиях сильной системы ПВО и нестратегической противоракетной обороны (ПРО); а также с нанесением авиационных ударов в ходе боевых действий сравнительно дешевым и эффективным обычным высокоточным оружием по важнейшим объектам на всю глубину территории противника (ТВД) в условиях слабой, очаговой или подавленной его системы ПВО.

Возможность (потенциальная угроза) нанесения в случае начала военных действий эффективных ракетных и авиационных ударов высокоточным обычным (не ядерным) оружием по важнейшим объектам на всю глубину территории противника (ТВД) и является одним из основных военных факторов неядерного сдерживания противника от развязывания агрессии против России.

При боевых действиях в условиях слабой, очаговой или подавленной системы ПВО противника (истребительной авиации, ЗРК большой и средней дальности), когда обеспечивается высокая выживаемость самолета при действии с больших высот, ПАК ДА является оптимальной по критерию "эффективность-стоимость" системой вооружения для нанесения ударов с воздуха. Это обусловливается высокой боевой нагрузкой, большой досягаемостью комплекса и высокой точностью доставки боеприпасов к целям (в том числе и высокоточных авиационных бомб и управляемых ракет малой дальности); сравнительной дешевизной перспективных управляемых (самонаводящихся) авиационных бомб; возможностью решения в одном полете ряда разноплановых огневых задач; высокой надежностью ПАК ДА как системы.

Геополитическое положение России таково, что решение Дальней авиацией задач в обычной войне ограничивается Евроазиатским континентом. Североамериканский континент как территорию боевых действий стратегических систем в обычном снаряжении рассматривать вряд ли целесообразно из-за угрозы нанесения ответного ядерного удара. Поэтому если на вооружении ПАК ДА будут высокоточные неядерные КРВБ средней и большой дальности, то применение его в обычной войне не предъявляет к нему высоких требований по досягаемости. При применении ракет большой дальности по целям на Евроазиатском континенте в условиях неподавленной системы ПВО их досягаемость будет обеспечиваться при пусках с территории России. А применение "дешевого" ВТО типа управляемых авиационных бомб семейства JDAM будет обеспечиваться тактическим радиусом бомбардировщика 6000-7000 км при базировании вне зоны поражения обычного высокоточного оружия наших возможных противников.

ПРИМЕНЕНИЕ ПАК ДА В ВОЙНАХ

Однако применение ПАК ДА в вооруженных конфликтах, локальных и региональных войнах может быть связано с еще одним классом ВТО - перспективными высокоточными баллистическими оперативно-тактическими ракетами воздушного старта в составе оперативно-стратегического разведывательно-ударного комплекса (ОС РУК). Основой ОС РУК могут стать авиационный комплекс разведки наземных целей и целеуказания и ПАК ДА с ударным элементом, например на основе ракеты и системы управления перспективного ракетного комплекса Сухопутных войск "Искандер", доработанного для воздушного старта. Базируясь в глубине своей территории, мобильные воздушные элементы ОС РУК будут малоуязвимы от ударов противника высокоточными средствами поражения большой дальности.

Необходимо отметить одно принципиальное отличие авиационного ОС РУК от комплекса с такими же ударными средствами наземного пуска. Авиационный ОС РУК, а это два самолета: разведки (целеуказания) и самолет-носитель ОТР воздушного старта (ПАК ДА), при необходимости можно перемещать в любой район со скоростью 850-900 км/ч, в том числе и над водными пространствами. А в условиях, например, Дальневосточного стратегического направления (СН), имеющего три обособленных полуостровных и островных операционных направления (Сахалинское, Камчатское и Чукотское), или Южного СН - подобный авиационный ОС РУК в будущем просто жизненно необходим.

Кроме того, принятие на вооружение подобного ОС РУК, который по своим ТТХ не противоречит договору о сокращении ракет средней и меньшей дальности (соответственно 1000-5500, 500-1000 км), фактически выведет этот ударный ракетный комплекс за счет авиационной платформы ПАК ДА за рамки действия этого договора. А как раз в этом диапазоне дальностей от Государственной границы России и находятся наиболее важные для нее в оперативно-стратегическом отношении регионы и районы. Именно в них возможно появление конфликтных ситуаций, зарождение реальной угрозы военной безопасности России. Относительно дешевый, полностью автономный, имеющий бортовой комплекс обороны (включая и УР класса "воздух-РЛС" и "воздух-воздух") авиационный ОС РУК на основе ПАК ДА будет эффективным средством сдерживания некоторых стран, имеющих высокоточные средства поражения большой дальности, от агрессии против России. Действия этого ОС РУК с баллистическими ОТР при определенных условиях приобретают для них стратегическое значение. Кроме того, при значительном удалении от территории России им придется создавать систему ПРО от ОТР с малым подлетным временем и настильными траекториями.

А при проведении специальных операций этот комплекс может стать средством нанесения эффективных внезапных превентивных высокоточных ракетных ударов в любом районе в пределах зоны досягаемости.

И последняя в порядке перечисления, но не последняя по важности область применения подобного авиационного ОС РУК. В будущих войнах он может стать эффективным средством обеспечения боевых действий ПАК ДА, оснащенных стратегическими крылатыми ракетами воздушного базирования, особенно над просторами центральноазиатского и восточноазиатского стратегических континентальных районов, где применение фронтовой (оперативно-тактической) авиации (даже 5-го поколения) крайне затруднительно, ведь российские авиационные базы за рубежом, с которых фронтовая авиация могла бы решать свои задачи, крайне малочисленны, да и сами уязвимы от ударов противника с земли и воздуха.

Таким образом, применение ПАК ДА в обычной войне диктует к нему требования, в основном связанные с комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего применение перспективных неядерных крылатых ракет различной дальности пуска, УАБ и других перспективных авиационных средств поражения, баллистических ОТР воздушного старта, а также бортовым комплексом обороны.

Решение Дальней авиацией задач на морских (океанских) ТВД может быть связано: в мирное время - с созданием зон безопасности вдоль морских границ России и присутствием в морских (океанских) зонах наших национальных интересов; в военное время - с уничтожением в ходе боевых действий корабельных ударных, авианосных и других группировок, крупных морских десантов противника в районах сосредоточения, при переходе морем и в районах высадки, разрушением военно-морских баз, портов, блокированием проливных зон и при необходимости обеспечением высадки оперативных морских десантов.

Наиболее сложной задачей дальней авиации в боевых действиях на морских или океанских ТВД всегда была задача поражения надводных целей из состава авианосной многоцелевой группы (АМГ). Это обусловлено наличием мощной зонально-объектовой системы ПВО, глубина которой в настоящее время доходит до 800 км от центра АМГ. К тому же применение авиационного противокорабельного оружия связано с двумя основными этапами: обнаружением цели, ее целеуказанием и выходом самолета в зону пуска ракет или применения другого оружия. Дальности обнаружения и целеуказания с помощью бортовых средств ударных самолетов ограничиваются их тактико-техническими характеристиками и дальностью радиогоризонта, величина которого зависит от высоты полета. Несложные расчеты показывают, что целеуказание с помощью бортовых средств самолета-ракетоносца связано с его входом в зону ПВО АМГ, а это выдвигает исключительные требования к выживаемости самолета в полете.

Перспективным направлением решения этой проблемы может явиться применение системы разведки и целеуказания морских объектов космического базирования, которая может обеспечить непрерывное ведение разведки, обнаружение морских целей и их классификацию в условиях радиоэлектронного противодействия противника; формирование и выдачу потребителям информации о целях, в том числе и атакующим противокорабельным ракетам. Получая информацию от космических разведывательных систем, ПАК ДА смогут применять противокорабельные ракеты большой дальности (в том числе загоризонтного пуска) без входа в зону ПВО АМГ противника.

Морские зоны безопасности и национальных интересов России в основном ограничиваются российским сектором Арктического океанского стратегического района; средиземноморской (акватории Азовского, Средиземного и Черного морей), северной (акватории Баренцева, Гренландского, Норвежского и Северного морей) и балтийской (акватория Балтийского моря) морскими зонами Атлантического океанского стратегического района (Атлантического ОСР); Северозападной океанской зоной, Северной (акватория Берингова моря) и Дальневосточной (акватории Охотского и Японского морей) морскими зонами Тихоокеанского ОСР. Удаление дальних границ всех перечисленных океанских и морских зон (кроме Северозападной океанской зоны Тихоокеанского ОСР) не превышает 3 тыс. км от районов России, оперативно оборудованных в авиационном отношении. Удаление дальних границ Северозападной океанской зоны Тихоокеанского ОСР от Амурско-Сахалинского и Камчатско-Чукотского районов - до 5 тыс. км. Таким образом, применение ПАК ДА в ближних морских (океанских) зонах диктует к нему требование по досягаемости - около 5000 км.

Однако соединения и части ПАК ДА могут вести боевые действия в операциях флота и в дальних океанских (морских) зонах: Северозападной и Северовосточной океанских зонах Атлантического ОСР; Северозападной и Северовосточной океанских зонах Индийского ОСР; Северовосточной океанской зоне и Южноазиатской морской зоне Тихоокеанского ОСР. Удаление центров этих зон от приморских районов России - от 6000 до 9000 км. Видимо, и требование к ПАК ДА по дальности при действиях в дальних морских (океанских) зонах целесообразно ограничивать этими дальностями.

Таким образом, применение ПАК ДА на морских (океанских) ТВД диктует к нему требования, в основном связанные с системами вооружения, позволяющими поражать надводные корабли противника (включая и авианосцы) без входа в зону поражения их средств ПВО, в том числе и при загоризонтном пуске ПКР большой (глобальной) дальности в перечисленных ближних и дальних морских (океанских) зонах, и бортовым комплексом обороны.

Александр Георгиевич Цымбалов - генерал-майор запаса,

кандидат военных наук, профессор.

Работа над проектом нового бомбардировщика была начата в 2009 году, когда Минобороны России подписало контракт с компанией «Туполев» на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут стать крупнейшими по Государственной программе вооружений до 2025 года.

Тогда же главный конструктор туполевского КБ Игорь Шевчук заявил, что научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий.

Перспективный авиакомплекс подразумевает создание совершенно нового летательного аппарата, который, будет дозвуковым и выполнен по схеме «летающее крыло». Компоновка «летающее крыло», о которой впервые было заявлено 6 августа 2013 года, обеспечит самолёту малую радиолокационную заметность в длинноволновом диапазоне, а дозвуковая скорость предполагает наличие крыла большого удлинения. В техзадании российских ВВС для ПАК ДА разработчиками обозначена дальность полёта 12 500 километров, масса полезной нагрузки 30 тонн.

В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолётов и ракет ЦАГИ был завершён первый этап испытаний модели схемы «летающее крыло» при крейсерских скоростях до М=0.88 и больших числах Рейнольдса* (М=0.2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель «летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. И хотя эти исследования проводились в рамках работ по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолёта, очевидно, что их результаты напрямую проецируются на ПАК ДА.

В конструкции самолёта будут широко использоваться технологии снижения радиолокационной заметности, композиционные материалы и радиопоглощающие покрытия, следует ожидать, что с целью снижения ЭПР, геометрия планера будет отличаться от того, что сейчас можно встретить на различных рисунках и даже от той модели, которая проходила продувку в аэродинамической трубе ЦАГИ. Наиболее вероятный внешний вид самолёта показан на фото в шапке статьи.

Основным вооружением бомбардировщика будут гиперзвуковые ракеты дальнего радиуса действия. В июле 2015 года замминистра обороны Юрий Борисов в одном из интервью подтвердил, что работы по разработке новой ракеты идут: "Она будет не одна, их будет несколько типов – и по дальности, и по возможностям. Их разрабатывается несколько".

По словам главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Виктора Бондарева, главным в комплексе будет ракета с дальностью до семи тысяч километров. Она сама будет решать, когда, куда, с какой скоростью и на какой высоте лететь. Самолёт станет только средством доставки в зону пуска. Помимо стратегических ракет, самолёт будет иметь в своём арсенале и другое высокоточное оружие.

Разработка двигателей для ПАК ДА поручена самарской компания «Кузнецов», в качестве базового взят двигатель НК-32, который устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160.

На предприятиях Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ) уже разрабатывается авионика для ПАК ДА. Между КРЭТ и Объединённой авиастроительной корпорацией существует генеральное соглашение, по которому Концерн создает унифицированный борт. Совместно с компанией «Туполев» КРЭТ также участвует в опытно-конструкторских работах. В самолёте применят не только новые, но и уже опробованные технологии. Часть систем и приборов будут заимствованы от последних разработок, которые стоят на других новых машинах и показали высокую надёжность и эффективность. Предполагается, что самолёт ПАК ДА будет оснащён совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки и радиоэлектронной борьбы.

Один из ключевых элементов для перспективного самолёта – радиолокационная система – разрабатывается в НИИ приборостроения им. Тихомирова. При разработке этого радара используется опыт, полученный в работах по бортовым радиолокационным станциям с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) для истребителя пятого поколения ПАК ФА.

К 2012 году было закончено техническое проектирование комплекса и начались опытно-конструкторские работы. К марту 2013 года проект самолёта был утверждён, а в 2014 году конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования ПАК ДА.

Новый российский бомбардировщик должен совершить свой первый полёт в 2021 году, завершить испытания намечено на 2023 год, а начало запуска в серию - на 2025 год. При этом ВКС России планируют приобрести не менее 50 таких машин.

В мае 2015 года Минобороны РФ приняло решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2, а, учитывая экономические реалии, в которых задача выполнения Государственной программы вооружений-2025 значительно осложняется, перенести завершение разработки бомбардировщика нового поколения ПАК ДА на более поздний срок.

Перенос сроков выглядит вполне естественным и необходимым в связи с решением о возобновлении выпуска Ту-160. "Белый лебедь" совершенен с точки зрения аэродинамики, а значит, имеет конструктивный задел на много лет вперёд по модернизации и перевыпуску. По заявлению гендиректора РСК "МиГ" и генконструктора Объединённой авиастроительной корпорации Сергея Короткова, модернизированные бомбардировщики Ту-160М2 создаются на базе хорошей платформы и будут находиться в эксплуатации 40-50 лет.

Наряду с ПАК ДА и Ту-160М2 (с 2023 года) для ВКС России начнётся серийная модернизация 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 в вариант Ту-22М3М, производство серийных образцов истребителя ПАК ФА Т-50 начнётся с 2017 года. В перспективе новый бомбардировщик должен заменить бомбардировщики Ту-22М3, ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Вероятно, что в будущем он может выпускаться параллельно с новым стратегическим бомбардировщиком Ту-160М2.

Между тем, если программа модернизации Ту-160 вопросов не вызывает, то сомнения в необходимости создания ПАК ДА в "экспертном сообществе" есть.

Например, консультант ПИР-Центра Максим Старчак считает, что Россия не находится на пороге ядерной войны с США, а в Америке пока не создаётся некоего сверхсовременного оружия, что могло бы спровоцировать Москву на такой дорогостоящий проект. Модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 прекрасно справляются и ещё не одно десятилетие будут справляться со своими задачами.

Другой эксперт - Виктор Мураховский отмечает, что проект нового бомбардировщика разрабатывается в ситуации, когда концепция применения авиации в мире меняется довольно быстро.

"Если посмотреть на концепцию ПАК ДА, то её реализация начнётся в лучшем случае через 10 лет. Ну кто из авиационных военных специалистов может сказать, какой через 10 лет будет основной тренд в развитии авиации? Я предполагаю, что может появиться беспилотная авиация, которая не ведёт воздушный бой, а является носителем дальнобойного оружия", - сказал он.

Однако, "экспертное сообщество" может ошибаться, хотя бы просто по той причине, что не владеет всей полнотой информации. В январе 2016 года главком ВКС Виктор Бондарев подтвердил, что разработка перспективного авиакомплекса идёт в соответствии с планами. Опытный образец должен взлететь в 2021 году. В апреле уже заместитель министра обороны Юрий Борисов подтвердил, что разработка ПАК ДА будет продолжена, несмотря на возобновление производства модернизированного самолёта Ту-160М2.

«Мы, безусловно, не будем останавливать работы по разработке перспективного авиационного комплекса дальней авиации», - сказал замминистра и добавил, что решение о возобновлении производства модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 окончательное и пересмотру не подлежит.

Таким образом, работы по двум крупным проектам - запуск в серию Ту-160М2 и разработка ПАК ДА идут параллельно, и перенос сроков разработки ПАК ДА больше не озвучивается.

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), призванный заменить дальний Ту-22М3 и стратегические Ту-160 и Ту-95МС, стал жертвой ведомственных амбиций и закулисной борьбы . Не успев совершить свой первый полет, он поменял «родителей», перейдя от КБ «Туполев» к департаменту Объединенной авиастроительной корпорации.

Первым о планах создания новейшего бомбардировщика сообщил в 2008-м генерал-полковник Александр Зелин, тогда главнокомандующий Военно-воздушными силами России. Правда, он не уточнил, какое конструкторское бюро возглавит проект. В следующем году руководство КБ Туполева на авиасалоне «МАКС» заявило о заключении контракта с Минобороны на научно-исследовательскую работу по проекту, получившему название ПАК ДА. В начале прошлого года стало известно, что новый самолет будет дозвуковым «летающим крылом», примерно как американский бомбардировщик В-2 «Спирит».

Безотцовщина

В феврале нынешнего года директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Андрей Богинский рассказал, что военное ведомство, наконец, подписало контракт с КБ Туполева на разработку перспективного авиационного комплекса дальней авиации. По словам директора, финансирование проекта было начато еще в 2013-м и бомбардировщик включен в Госпрограмму вооружения на 2016–2025 годы.

Но в самом конструкторском бюро газете «Военно-промышленный курьер» пояснили, что деньги поступили только в конце прошлого года. Из-за задержек финансирования разработчики не смогли весной 2013-го заказать научно-производственному предприятию «Звезда» проектирование катапультных кресел, средств спасения и снаряжения для экипажа.

Сотрудникам бюро не совсем понятна ситуация с самим «Туполевым», так как, по некоторым данным, КБ подлежит скорому переформированию: ближе к лету оно покинет Москву и переедет в Татарстан. Там на базе Казанского авиационного производственного объединения имени С. П. Горбунова сейчас разворачивается основа нового объединенного конструкторского бюро – инженерно-технологический центр, куда вольется туполевское КБ. В связи с административными перетрясками судьба стратегического бомбардировщика, на который ВВС возлагают большие надежды, теперь теряется в тумане.

Много споров у специалистов вызвало решение создавать не сверхзвуковую, а дозвуковую машину по схеме «летающее крыло» . Проектировщики объясняли это такими соображениями. Поскольку ПАК ДА должен заменить не только стратегические Ту-160 и Ту-95, но и дальние Ту-22М3, то есть практически всю ударную воздушную мощь России, новому комплексу требуется хотя бы минимально соответствовать летным характеристикам, в том числе и Ту-22.

«У дозвукового самолета легче обеспечить большую дальность полета и время патрулирования. Не секрет, что Ту-95 держится в воздухе гораздо дольше, чем сверхзвуковой Ту-160. Парк самолетов-заправщиков ВВС недостаточно большой, а заморских баз у России нет. Поэтому во главу угла выходит не скорость, а дальность полета и масса перевозимых авиационных средств поражения », – сказал независимый военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров.

Он отметил, что сейчас дальность полета крылатых ракет авиационного базирования доходит до трех – пяти тысяч километров и у стратегических бомбардировщиков больше нет необходимости прорывать эшелонированное ПВО противника, чтобы поразить цели. В то же время идею сделать ПАК ДА более скоростным поддерживал оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин. Весной прошлого года он заявил, что самолет может быть даже гиперзвуковым. Его высказывания специалистов не воодушевили.

«Работы по проекту начались еще в 1995 году, когда ВВС заказали ряд научно-исследовательских работ военному институту, ЦАГИ и КБ Туполева. Со стороны КБ ВВС были предложены три варианта машины, включая один, разработанный создателем Ту-160 Валентином Близнюком. Он предложил многорежимный самолет относительно малой массы, но при сохранении стратегической дальности полета. Однако ЦАГИ поддержал дозвуковой вариант, поскольку по расчетам этого института такой вариант представлялся наиболее оптимальным », – рассказал еженедельнику «ВПК» инженер-авиастроитель, участник работ.

По его словам, в 2003 году КБ Туполева завершило выполнение научно-исследовательской работы и было готово выйти на защиту аванпроекта, но из-за прекращения финансирования со стороны Минобороны разработка ПАК ДА прервалась. Ее продолжили только в 2008 году после возобновления финансирования и проведения соответствующего конкурса, который выиграло КБ Туполева.

«В итоге защита состоялась в 2012-м, а еще через год был заключен контракт на проведение опытно-конструкторских работ. Но почему-то не с КБ Туполева, получившим положительное заключение по аванпроекту, а с ОАК », – сообщил инженер-авиастроитель. Сейчас КБ, только начавшее готовить эскизный проект ПАК ДА, оказалось фактически отодвинутым от работ.

«В конце прошлого года на перспективный авиационный комплекс выделили порядка девяти миллиардов рублей, но до КБ дошел только один миллиард. Остальные деньги остались в ОАК. В январе нынешнего на совещании руководство ОАК объявило о создании в структуре корпорации нового департамента во главе с первым заместителем гендиректора «Туполева» Сергеем Богатиковым, который и будет вести все работы. Руководство ОАК решило привлечь к проектированию ПАК ДА специалистов-авиастроителей из корпорации «Иркут». «Туполев» будет выполнять только вспомогательные работы, передав всю документацию в новый департамент », – поделился с «ВПК» на условиях анонимности представитель КБ, знакомый с ситуацией.

Также собеседник издания пояснил, что вся кооперация по новой машине будет организована только в рамках предприятий, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию, с минимальным привлечением сторонних соисполнителей.

«Конечно, решение забрать разработку ПАК ДА у «Туполева» и отдать кооперативу ОАК – «Иркут» беспрецедентно для авиастроительной отрасли. Но руководство ОАК понять можно. Сейчас «иркутяне» ведут работы по самолету Як-242 (он же МС-21), который должен летать на «черном» крыле », – проинформировал «ВПК» высокопоставленный представитель авиационной отрасли. «Черное» – это принятое у авиастроителей сленговое название крыла, построенного из композитных углепластиковых элементов, для получения которых могут быть использованы специальные волокна из каменноугольных песков.

«Полностью композитных крыльев пока ни у нас, ни у иностранных авиастроителей нет. В местах максимальной нагруженности все равно используются дюралевые конструкции », – заметил собеседник газеты. По его словам, первый Як-242 все же будет с крылом из обычных сплавов. С композитным перспективный пассажирский авиалайнер, по планам авиастроителей, поднимется в воздух не раньше 2018 года.

«В выбранной конструкции ПАК ДА необходимо применить «черное» крыло. Поэтому «Иркуту» будет легко одновременно вести работы по двум машинам, проводя необходимые исследования и нарабатывая опыт », – добавил он. С этим решением не согласны в Конструкторском бюро Туполева. С 50-х годов фирма была ведущим разработчиком и создателем тяжелых и стратегических бомбардировщиков. Монополию «Туполева» смогли ненадолго подвинуть только самолеты 3М Владимира Мясищева, и даже знаменитый сверхзвуковой Т-4 «Сухого» так и не стал серийной машиной.

«В КБ сложился уникальный коллектив «прочнистов», «аэродинамиков» и других специалистов, имеющих опыт проектирования тяжелых бомбардировщиков. Ничего подобного в других КБ нет. Научить специалистов создавать авиационный комплекс за пару лет не получится. Если КБ Туполева понадобится не менее 8–10 лет, то другим КБ – вдвое больше, если вообще получится », – высказал свое мнение инженер-авиастроитель.

По словам собеседника, десятилетний провал в финансировании работ может негативно сказаться на состоянии дальней авиации. Важно успеть восполнить парк до списания стремительно стареющих машин. Поэтому сейчас нужна не технически прорывная машина, а простой и легкий в производстве летательный аппарат.

«В отличие от композитных материалов алюминиевые сплавы хорошо отработаны и изучены. К примеру, в сотовых панелях зачастую образуется конденсат, который при замерзании приводит к разрушению конструкции. Поэтому для дешевого и легкого в производстве бомбардировщика выбор материалов с сохранением преимущественного использования в конструкции алюминиевых сплавов, очевидно, будет более оправданным », – отметил высокопоставленный источник в авиационной отрасли.

Отцы-командиры

Но на этом беды конструкторского бюро не заканчиваются. По словам нескольких собеседников, знакомых с ситуацией, 26 марта должно пройти собрание акционеров ОАО «Туполев», где будет принято решение о слиянии с Казанским авиационным производственным объединением имени С.П. Горбунова в единую научно-техническую структуру. Предполагается, что создаваемый с прошлого года в КАПО инженерно-технологический центр станет сердцем новой организации, а специалисты КБ, покинув комплекс зданий, находящихся на московской набережной имени академика Туполева, переедут в Казань.

«Даже если мы останемся на месте, с нами будут заключать новые трудовые договоры. Многие мои коллеги, да и, признаться, я сам опасаемся, что останемся без работы », – говорит «Военно-промышленному курьеру» сотрудник КБ. Пока руководство компании не огласило официальных планов по реорганизации «Туполева». Авиационные эксперты считают объединение «Туполева» и КАПО правильным и своевременным шагом.

«По линейке Ту-204 и Ту-214 «Туполев» так и не создал серийный самолет, нравящийся авиакомпаниям. Последний проект, который мог быть реализован c «нуля», – Ту-334, но и он так и не был выведен в «серию », – рассказал независимый авиационный эксперт Сергей Стариков. По его словам, авиакомпания «Ред Вингс», став первым заказчиком восьми Ту-214, часто сталкивалась с проблемами в их эксплуатации.

«У «Ред Вингс» при вводе в эксплуатацию лайнеров данного типа возникало множество претензий к качеству самолетов. К сожалению, они решались с трудом. Казанский завод не имел права вносить изменения в конструкторскую документацию. Приходилось все доработки согласовывать с «Туполевым», после чего передавать в КАПО. Малейший вопрос превращался в длительный процесс согласования, а каждый день простойки самолетов приносил авиакомпании убытки », – пояснил Стариков.

По мнению эксперта, такая ситуация сложилась из-за разрыва связей между конструкторским бюро и заводом. «К примеру, компании «Гражданские самолеты Сухого» и «Суперджет» с такими проблемами не сталкиваются, так как оперативно исправляют выявленные авиакомпаниями и пользователями недостатки », – подытожил Стариков.

За последние пять лет это уже не первое слияние авиапредприятий и конструкторских бюро в единый авиационно-технический комплекс. В 2010 году ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» было объединено с ОАО «Таганрогская авиация» (бывший Таганрогский авиационный завод им. Г.М. Димитрова). Процессу помогло то, что оба предприятия находятся в одном городе.

«Советский опыт авиастроения показывает, что одно конструкторское бюро может работать с несколькими авиазаводами. И на заводе могут одновременно строиться самолеты разных фирм. В той же Казани в 60–80-е годы в одном цехе строились сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 и Ту-22М всех модификаций, а рядом собирались пассажирские дальнемагистральные Ил-62. «Ильюшин» работал и с казанским авиазаводом, и с ташкентским, где собирали транспортные Ил-76 », – напомнили «ВПК» на одном из предприятий.

Можно долго спорить, кто виноват в ситуации, сложившейся с разработкой перспективного авиационного комплекса дальней авиации. У Объединенной авиастроительной корпорации есть свои доводы и резоны, и они кажутся на первый взгляд обоснованными и логичными. С другой стороны, уникальное конструкторское бюро – единственный разработчик стратегических и дальних бомбардировщиков – осталось без своего «ребенка» и фактически выдавлено из проекта. Ждет «Туполева» и болезненная процедура объединения.

Даже при самом мягком варианте развития событий новый научно-технический комплекс, объединивший Конструкторское бюро Туполева и Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова, не сразу сможет включиться в работу. Остается только надеяться, что ведомственные игры и борьба за финансирование не сорвут важнейшую для безопасности России программу ПАК ДА.

Полетят на одном крыле

Бомбардировщик нового поколения обрел формы

Построен первый полноразмерный макет перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). Сделали его из дерева на фирме "Туполев", которая является основным разработчиком этого комплекса, создаваемого для ВКС России.

Фоторепортаж: Макет перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА) Кинокомпания Офицеры ВВС И ВМФ России

Анонимный собеседник агентства сказал, что "созданы несколько макетов ПАК ДА из композиционных материалов, а также полноразмерный макет из дерева". Уточняется, что макеты выполнены по схеме "летающее крыло".

Таким образом, споры о том, как будет выглядеть наш бомбардировщик-ракетоносец XXI века, можно считать завершившимися. Это "летающее крыло" с максимальным использованием технологий невидимости "стелс".

При этом угловатые обводы, уменьшающие так называемую эффективную отражающую поверхность, но ухудшающие аэродинамические характеристики, не станут играть основной роли. Невидимость обеспечат специальное радиопоглощающее покрытие, кстати отечественное ноу-хау, и максимально возможное применение композиционных материалов. Свою роль сыграют и новейшие средства радиоэлектронной борьбы. По своей форме наш бомбардировщик обещает быть даже элегантным.

Все ракетно-бомбовое оружие разместят внутри фюзеляжа и крыльев, что тоже снизит вероятность обнаружения нового бомбардировщика радарами противника.

Российский ПАК ДА, скорее всего, в своем проекте будет иметь открытую платформу, что позволит оперативно перестраивать уже выпущенные самолеты под решение новых задач, которые могут возникнуть даже в отдаленном будущем. Скорость ПАК ДА в отличие от Ту-160 станет дозвуковой, как у Ту-95. Это позволит существенно увеличить дальность полета и время нахождения самолета в воздухе.

Существенное отличие перспективного российского бомбардировщика от американских аналогов (других нет) в том, что он может быть и перехватчиком, причем космическим.

Наш "бомбер" предполагается вооружить гиперзвуковыми ракетами, которые смогут не только наносить неотразимые удары по наземным целям и авианосным группировкам, но и по всему, что находится в ближнем космосе.

В перспективе - и в дальнем. Он сможет уничтожать как военные спутники, так и боеголовки стратегических ракет.

Вполне возможно, что основной задачей ПАК ДА станет не классическая - бомбежка вражеских территорий, а новая - перехват космических целей.

Как сообщалось ранее, первый образец ПАК ДА должен подняться в воздух не позднее 2025 года.

К сожалению, без ложки дегтя в информационную бочку меда не обойтись. Инженеры фирмы "Туполев" работают над ПАК ДА, и не надо им мешать. В том числе сенсационными вбросами в СМИ. Как сказали "РГ" в Объединенной авиастроительной корпорации, там не одобряет таких бравурных сообщений.

Когда-то настоящую сенсацию произвела фотография, сделанная тайно одним из работников ОКБ "Туполева". На ней был изображен Ту-22М. Бомбардировщик, появление которого в НАТО очень боялись.

Ему дали имя "Бэкфайр" и признали, что бомбардировочная авиация советов превзошла американскую. Тем не менее КГБ СССР нашло и наказало того, кто передал за кордон секретные снимки. Все, что касается перспективных исследований в области стратегической авиации - совершенно секретно.

Увы, не в эпоху Интернета, откуда и наша информация о ПАК ДА.

Текст: Сергей Птичкин

Российская газета - Федеральный выпуск №7209 (43)

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

К 2025 году Военно-воздушные силы должны принять на вооружение важнейшую разработку, пока обозначенную аббревиатурой ПАК ДА (перспективный авиакомплекс дальней авиации)

Об этом сообщил командующий Дальней авиацией ВВС России Анатолий Жихарев. Сейчас эту роль выполняют крупнейшие в мире сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160.

«Мы бы хотели этот самолет видеть с совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки, радиоэлектронной борьбы. Он должен применять все виды оружия, которые сейчас существуют и которые будут в перспективе на вооружении Дальней авиации. Новый самолет должен быть создан с применением технологии малозаметности», – подчеркнул Анатолий Жихарев.

По его словам, первый прототип будет готов к 2020 году, а в 2025 году новый дальний бомбардировщик поступит на вооружение. Дата поступления ПАК ДА на вооружение определяется завершением ресурса стоящих на вооружении Дальней авиации бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95. А это ориентировочно 2025-2030 годы. Финансирование разработки ведется в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 года.

Начало российской программы разработки ПАК ДА стало ответом на начатые еще в 1990-х годах в США проектные исследования, связанные с созданием перспективного авиационного боевого комплекса американской стратегической авиации. Этот самолет предназначен для замены используемых сегодня стратегических бомбардировщиков В-52, В-1 и В-2, полное снятие которых с вооружения должно произойти в 2037 году.

Последней программой его развития считается NGB (Next Generation Bomber). Согласно планам, проектирование бомбардировщика продлится до 2015 года и завершится принятием концепции этого самолета. Не позднее 2020 года должен состояться выбор конкретного проекта бомбардировщика, а в 2035 году – начато его серийное производство.

О новой российской машине известно крайне мало. Источник в Минобороны сообщил, что ПАК ДА должен стать средним арифметическим между двумя основными российскими бомбардировщиками – сверхзвуковым Ту-160 и дозвуковым турбовинтовым Ту-95.

На сегодняшний день окончательно не решено, каким именно должен быть перспективный бомбардировщик и какого характера задачи ему предстоит решать. Например, Ту-160 (разработка начата в 1981 году, принят на вооружение в 1987 году) создавался как средство поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Благодаря скорости в 2000 км/ч он мог быстро перелететь в любую точку мира, откуда мог бы нанести ракетно-бомбовый удар по территории противника. Причем для прорыва противовоздушной обороны, ухода от истребителей противника Ту-160 может подниматься в стратосферу (экипаж перед вылетом надевает почти такие же скафандры, как у космонавтов), где его «обычный» двухрежимный реактивный двигатель начинает работать уже как ракетный.

В двух внутрифюзеляжных отсеках у него размещается боекомплект массой до 45 тонн: стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы). Для поражения малоразмерных тактических целей самолет может оснащаться корректируемыми авиационными бомбами калибром от 250 до 1500 кг. Все они были созданы под применение с ядерными боевыми частями, поэтому и сам бомбардировщик, и его ударные средства имеют весьма слабые прицельные комплексы. Ядерной боеголовке промах в 50 километров от цели неважен.

Однако в последнее время требования к самолету существенно изменились. Ту-160 было решено использовать не только как средство ядерного сдерживания вероятного противника, но и как обычный бомбардировщик. В том числе для противодействия террористам. В рамках этой работы машина получила новый прицельный комплекс, новые высокоточные крылатые ракеты большой дальности – Х-101 и Х-555. Обе были созданы в КБ «Радуга».

Х-101 имеет массу 2400 кг, боевая часть – 400 кг. Дальность ее полета – 5500 км. Ракета летит по сложному профилю – постоянно меняя высоту и направление полета от 30 до 6000 метров над землей. Максимальная скорость – 270 метров в секунду – делает ее практически неперехватываемой для средств ПВО-ПРО. Машина оснащена оптоэлектронной системой коррекции траектории полета, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Это обеспечивает точность попадания в цель 12–20 м. Х-555 летит на дальность в 2,5 тысячи километров. На цель ее выводит спутниковая система навигации. Для Ту-160 разработаны и новые корректируемые авиабомбы КАБ-1500.

Единственное «но» всей этой модернизации состоит в том, что «гонять» сверхзвуковой бомбардировщик на решение «локальных» задач экономически невыгодно. Для этого лучше бы подошел дозвуковой Ту-95. Но эти машины в эксплуатации с 1956 года. Сейчас, по словам генерала Жихарева, все они проходят модернизацию: Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. Замене подвергнется радиоэлектронное оборудование. На бомбардировщики будет установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101. Также появится навигационный комплекс на базе ГЛОНАСС. Всего планируется модернизировать несколько десятков бомбардировщиков, а остальные списать. Модернизация призвана продлить срок эксплуатации самолетов до 2025 года.

По некоторым сведениям, существует как минимум 10 различных вариантов компоновки машины будущего. Самым перспективным считается вариант дозвукового бомбардировщика по схеме «летающее крыло», базирующегося на наработках по теме дальнего противолодочного самолета 80-х годов Ту-202. У бомбардировщика предусмотрен один бомбовый отсек, в котором должна разместиться многопозиционная катапультная установка на шесть крылатых ракет Х-101 или Х-555 общим весом 16 тонн. Радиус действия самолета должен быть не менее 7 тыс. км. С учетом радиуса действия ракет бомбардировщик должен поражать цели на удалении до 13,5 тыс. километров.

Двигатель для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) будет создан на базе газогенератора двигателя второго этапа, установленного на российском стратегическом бомбардировщике Ту-160, сообщил представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).

«У Ту-160 есть двигатель НК-32, у него будет ряд технических изменений и улучшений, и этот двигатель пойдет в ПАК ДА. Это будет новый двигатель на базе унифицированного газогенератора НК-32 второго этапа», - пояснили представители ОДК на выставке «Оборонэкспо-2014, - сообщил источник в двигателестроительной отрасли. На его создание должно быть выделено 8 млрд. рублей бюджетных денег и плюс собственные ресурсы».

Как сообщается в официальном издании международной выставки «Оборонэкспо-2014» со ссылкой на гендиректора ОДК Владислава Маслова, по двигателю для ПАК ДА контракт пока не подписан, но уже есть общие параметры силовой установки и предварительный график работ, условия и сроки исполнения обсуждаются.

Ответ, почему ВВС хотят дозвуковой самолет прост. Во-первых, он стоит в производстве и эксплуатации несоизмеримо дешевле сверхзвуковой и тем более гиперзвуковой машины. Кроме того, в современных условиях ему необязательно покидать территорию собственного государства для того чтобы нанести удар по целям в другом полушарии земли. Это могут сделать дальнобойные крылатые ракеты. Например, такие как Х-101 и Х-555. Или те, что придут им на смену. Глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов говорит, что испытания новых ракет для ПАК ДА начались уже в этом году. По некоторым данным все они будут гиперзвуковыми.

Технология малозаметности, о которой говорит генерал Жихарев, скорее всего, будет позаимствована у истребителя Т-50. Например, в конструкции истребителя впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков. Они в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и в четыре-пять раз – стали, в два раза легче титана. Новые материалы составляют 70 процентов покрытия истребителя. Его вес стал в четыре раза меньше по сравнению с самолетом, собранным из привычных материалов.

В КБ «Сухой» говорят о том, что применение новых материалов позволило добиться «беспрецедентно низкого» уровня радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности машины. Так, эффективная площадь отражающей поверхности у Т-50 равна 0,5 кв. м (у Су-30МКИ – 20 кв. м). Это означает, что если на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 на 4 м, то отражение Т-50 – в 40 раз меньше. Это обеспечивает машине не только малозаметность, но и значительно усложняет наведение на нее высокоточного оружия.

Одной из самых сложных частей проекта станет электронная начинка. В Ту-160 стоит более 100 компьютеров. Наверное, при уровне современных технологий в ПАК ДА их будет значительно меньше. Но вот производительность их точно должна стать больше. Например, по заверениям разработчиков, Т-50 – практически робот. По всему фюзеляжу истребителя размещено несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с внутриавиационной группой. «Электронный пилот», самостоятельно анализируя ситуацию, предлагает реальному пилоту несколько вариантов действий. Для бомбардировщика подобные требования будут еще значительней.

Любопытно, что начав разработку в 90-х годах, американцы ждут реальных результатов работы не ранее 2035 года. Российский вариант - ПАК ДА - КБ «Туполева» ведет с 2008 года, но, как ожидается, темпы создания ПАК ДА вряд ли будут «стахановскими». Причина этого – в отсутствии насущной необходимости в его появлении и гигантской цене проекта. В США только на опытно-конструкторскую работу по Next Generation Bomber планируют потратить не менее $10 млрд. Сколько будет стоить программа в итоге, в США даже не берутся судить. Нашу разработку оценивают в $35 млрд.

Кроме того, учитывая нереальность возникновения военного конфликта между Москвой и Вашингтоном, Россия вряд ли будет форсировать выделение денег на ПАК ДА. Как говорят военные, боевой потенциал Ту-160 сегодня используется лишь на 60 процентов. Американский бомбардировщик В-52, находящийся на вооружении с 1955 года, хотя по форме и устарел, но после ряда модернизаций (полной замены электроники, двигателей, систем вооружения) будет служить еще 40 лет.

Скорее всего, по такому же пути планируют идти и наши военные. А ПАК ДА будет создаваться с оглядкой на США. Это позволит не только сэкономить средства, не повторяя чужих ошибок, но и сделать машину более современной, пользуясь тем, что она рождается позже.