Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства 11 класс МБОУ «Окская СШ» Учитель технологии Шевцова О.В.
2 слайд
Описание слайда:
Профессиональная деятельность Профессиональная деятельность-это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенный сфере и отрасли производства. Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.
3 слайд
Описание слайда:
Основные функции профессиональной деятельности Создание материальных и духовных ценностей и благ Получение средств для жизни человека и общества Содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих Преобразование окружающей среды
4 слайд
Описание слайда:
Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями: специфической обстановкой условиями труда и отдыха объектом и предметом труда
5 слайд
Описание слайда:
Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. Возникновение разделения труда, привело развитие профессиональной деятельности. Успешность овладения профессиональной деятельности зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника.
6 слайд
Описание слайда:
Специализация труда-это форма разделения труда, где отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта. Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.
7 слайд
Описание слайда:
Формы разделения труда Формы разделения труда Умственный и физический труд Квалификационная специализация Профессиональная специализация Функциональная специализация Отраслевая специализация Предметная специализация Подетальная специализация Стадийная (технологическая) специализация
8 слайд
Описание слайда:
Умственный труд-это труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия в отличие от физического труда, при котором расходуется в основном мышечная энергия. Отраслевая специализация- это разделение труда по отраслям материального и нематериального производства. Предметная специализация-это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции. Поддетальная специализация- производство отдельных частей и деталей готового продукта. Стадийная (технологическая) специализация – выполнение отдельных операций, частей технологического процесса. Функциональная специализация- специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве. Профессиональная специализация-дифференциация работников по профессии или специальности. Квалификационная специализация- создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации.
9 слайд
Описание слайда:
Отрасль-исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда. Сфера профессиональной деятельности- это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку.
10 слайд
Описание слайда:
Сферы и отрасли профессиональной деятельности Сфера материального производства Непроизводственная сфера Промышленность Строительство Сельское хозяйство Лесное хозяйство Грузовой транспорт Связь, доставка и сбыт в сфере материального производства Наука.Образование. Искусство,культура. Здравоохранение.Торговля. Соцобеспечение.Общественное питание.Жилищно-куммунальное хозяйство.Пассажирский транспорт. Органы госуправления. Финансы, кредит. Органы правопорядка. Система массовых коммуникаций.
11 слайд
Описание слайда:
Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей Предметы труда Природа Техника Знаковая система Человек Художественный образ
12 слайд
Описание слайда:
Принято выделять пять областей профессиональной деятельности: «Человек-природа» «Человек-техника» «Человек-знаковая система» «Человек-человек» «Человек-художественный образ»
13 слайд
Описание слайда:
Предпринимательство- это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с целью получения прибыли. Процесс профессиональной деятельности-начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах. Мотивы трудовой деятельности могут быть: общественно значимыми личностно значимыми корыстными В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции: аналитическую энергетическую технологическую транспортную Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.
14 слайд
Описание слайда:
Свое профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда. Средства труда- это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся машины, оборудования, инструменты, а также земля- всеобщее средство труда, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т.д. Определяющую роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства.
15 слайд
Описание слайда:
Орудия производства Машины и их оснастка Рабочие инструменты Контрольно-измерительные инструменты Фукциональные возможности человека Автоматические усиройства
16 слайд
Описание слайда:
Машины -турбины, двигатели, генераторы, станок, сеялка, автомобиль, краны, ЭВМ и др. Оснастка- совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для определенной части технологического процесса(крепления, подача заготовок) Рабочие инструменты- в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда(игла, отвертка и др.) Контрольно-измерительные приборы- служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом(измерять температуру, скорость и т.п.) Автоматические устройства-выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление. Функциональные возможности- это сила, ловкость, координация, зрение, обоняние, мышечная масса, речевой аппарат и др.
17 слайд
Описание слайда:
Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства. Цели и задачи Субъекты деятельности Средства труда Технологический процесс: операции и переходы Предметы труда Продукты(результаты) деятельности, их хранения и реализация
18 слайд
Описание слайда:
Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт-товар или услуга Товар- продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Товар обладает свойствами: Способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) Способностью обмениваться на другие вещи (стоимость) Товар хранят на складах, помещениях, специальных местах. Реализация продуктов труда осуществляется путем продаж на рынке, бартерного обмена, личного потребления. К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.
19 слайд
Описание слайда:
Нормирование и оплата труда Разный труд оплачивается по-разному. Размер оплаты труда в рамках одной профессиональной деятельности может оплачивается по-разному. Как устанавливается мера оплаты труда? Любая профессиональная деятельность на предприятии или в учреждении связана с вопросами нормирования труда. Нормы труда- устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые нормы труда, установленном Правительством РФ (Трудовой кодекс РФ, статья 160, 161)
20 слайд
Описание слайда:
Процесс определения норм труда, а также их утверждения, контроля и стимулирования соблюдения норм- все это составляющие понятия нормирование труда Норма трудоемкости операций определяет время, необходимое для выполнения данной операции работником определенной квалификации. Норма обслуживания определяется необходимостью станков, рабочих мест, единиц производственной площади и объектов, закрепленных за одним работником или бригадой. Норма численности определяет численность работников, необходимую для выполнения определенного объема работы. Норма управляемости (числа подчиненных) определяет число работников, которое должно быть непосредственно подчинено одному руководителю. Норма выработки определяет ассортимент и объем работ, который должен быть выполнен работником или бригадой за данный отрезок времени.
21 слайд
Описание слайда:
Наряду с нормами труда разрабатываются тарифы- ставки, определяющие оплату труда. Совокупность нормативов, устанавливаемых для организаций и планирования оплаты труда, тарификации работ, присвоения разрядов рабочим, назначения на должность и регламентации труда служащих составляет тарифную систему. Элементами тарифной системы- являются тарифные сетки и ставки. Тарифная ставка- это размер оплаты труда рабочих за единицу рабочего времени. Тарифная сетка- это перечень типовых должностей аппарата управления предприятия(организации) и соответствующих им месячных окладов. Специфика той или иной профессиональной деятельности, уровень ее сложности, ответственности и другие характеристики определяются квалификацией. Тарифно-квалификационный справочник- содержит тарификацию конкретных видов работ и применяется для присвоения квалификационных разрядов рабочим.
22 слайд
Описание слайда:
Система оплаты труда Заработная плата может быть сдельной, повременной и договорной. Повременная Сдельная Договорная Простая повременная Повремено-премиальнаян Прямая сдельная Сдельно-премиальная Аккордная За единицу готовой подукции За выполненный объем работ
Понятие отрасльИсторически сложившаяся совокупность
предприятий, производств,
характеризующаяся единством
экономического назначения производимой
продукции или услуг, однородностью
потребляемого сырья и материалов,
общностью материально-технической базы
и технологических процессов,
специфичностью профессионального
состава кадров и условий труда.
Сфера профессиональной деятельности
- это совокупность отраслей,объединенных по определенному
признаку.
Сферы и отрасли профессиональной деятельности
Сфера материальногопроизводства
Промышленность
Строительство
Сельское хозяйство
Лесное хозяйство
Грузовой транспорт
Связь, доставка
и сбыт в сфере
материального
производства
Непроизводственная сфера
Наука. Образование, Искусств,
культура. Здравоохранение.
Торговля. Соцобеспечение.
Общественное питание.
Жилищно-коммунальное хозяйство.
Пассажирский транспорт.
Органы госуправления. Финансы,
кредит. Органы правопорядка.
Система массовых коммуникаций
Виды предприятий
Согласно законодательства могутсоздаваться и функционировать два
вида объединения предприятий и
организаций, это: добровольные и
институциональные.
Функции предприятия
Предприятия имеют праводобровольно объединять свою
научно-техническую,
производственную, коммерческую и
другую деятельность, если это не
идет в разрез антимонопольному
законодательству.Наряду с добровольными
объединениями создаются и
функционируют институциональные
объединения, деятельность которых
начинается в директивном порядке
со стороны министерств (ведомств)
или непосредственно Кабинетом
Министров.
Ассоциация
- простейшая форма добровольногообъединения предприятий с целью
постоянной координации
хозяйственной деятельности.
Ассоциация не имеет права
вмешиваться в производственную и
коммерческую деятельность коголибо из ее участников.
Корпорация
- договорное объединение, созданноена основе соединения
производственных, научных и
коммерческих интересов, с передачей
отдельных полномочий
централизованного регулирования
деятельности каждого из участников.
10. Консорциум
- это временное уставноеобъединение промышленного и
банковского капитала в целях
совместного проведения крупной
финансовой
операции(инвестирование крупного
промышленного проекта).
11. Концерны
- это многоотраслевое акционерноеобщество, характеризующееся
единством власти и контроля.
Концерны объединяют в себе
предприятия различных отраслей,
которые вследствие объединения
теряют свою самостоятельность.
12. Картели
- договорное объединениепредприятий (фирмы) одной отрасли
для осуществления совместной
коммерческой деятельности
(регулирование сбыта изготовленной
продукции).
13. Синдикаты
- организационная форма существованияразновидности картельного соглашения,
которая предусматривает реализацию
продукции участников через создание
совместного органа сбыта или через
сбытовую сеть одного из участников
объединения (или для закупки сырья).
Такая форма объединения предприятий
является характерной для отраслей с
массовым производством однородной
продукции.
14. Тресты
- монополистическое объединение,принадлежавших ранее разным
собственникам предприятий, в один
производственный комплекс. При
таком объединении предприятия
полностью теряют свою
юридическую, финансовую и
хозяйственную самостоятельность.
15. Холдинги
- используют свои средства наприобретение контрольных пакетов акций
других предприятий. Объединяемые в
холдинги компании имеют юридическую
и хозяйственную самостоятельность, но
самые существенные вопросы решаются в
холдинговой компании. Холдинговая
компания занимается только управлением
и не ведет хозяйственную деятельность.
16. Финансовые группы
- объединение предприятий, во главекоторых становятся один или несколько
банков, которые управляют капиталом
этих предприятий и контролируют
различные сферы их деятельности. При
этом предприятия, входящие в состав
финансовой группы не теряют свою
экономическую и юридическую
самостоятельность.
- физиологический;
- нравственный;
- психологический;
- практический.
- аналитическую;
- энергетическую;
- технологическую;
- транспортную.
- Практическая работа:
- Подведение итогов урока:
Учитель: -
Предполагаемый ответ: Средства труда - это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ.
Учитель: - Правильно. (Схема№3)
Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства (Схема№4). Совокупность средств труда и предметов труда называется - средствами производства. Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов (Схема№5). Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт - товар или услуга. В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.
4. Физкультминутка.
Просмотр содержимого документа
«Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №3» ЗАТО Межгорье Республики
Башкортостан
Разработка урока:
Подготовила: И.Н.Снегирева
Межгорье 2014
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.
Цели урока:
Образовательная: способствовать формированию представления о сферах и отраслях производства, предметах, средствах и орудиях труда.
Развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, выделять главное, обобщать сравнивать и систематизировать.
Воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых и других качеств личности.
Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности; обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности.
Тип урока: комбинированный, включающий приобретение новых знаний, применение их на практике с целью закрепления изученного материала.
Наглядные пособия: схемы (с применением ИКТ), карточки с заданиями, кроссворды, видеозапись с учебным фильмом «Профессиональное самоопределение»,учебник «Технология 10-11 классы» под редакцией В.Д.Симоненко, учебник «Основы технологической культуры 10-11» под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш.
Ход урока:
Организационный момент:
Проверка усвоения материала предыдущего урока:
Вопросы для контроля знаний:
Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда?
Раскройте современные формы разделения профессионального труда?
Каковы функции профессиональной деятельности?
В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?
3. Изложение нового материала:
Учитель: Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.
Отрасль – это совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.
Сфера (от гр.sphaira – шар) – предел распространения какого-либо действия, а профессиональная сфера деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями (Схема №1).
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.
Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления. Эти две сферы тесно взаимосвязаны друг с другом. В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, то есть по предмету труда.
Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?
Предполагаемый ответ: Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.
Учитель: - Правильно. (Схема№2)
Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать по предмету труда. Здесь выделяют пять сфер:
человек – природа,
человек – техника,
человек – знаковая система,
человек – человек,
человек – художественный образ.
(Просмотр отрыва из обучающего фильма о профессиональном самоопределении.)
Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах.
Основным компонентом процесса деятельности является человек, то есть субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет. Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность включает в себя следующие аспекты:
физиологический;
нравственный;
психологический;
практический.
Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). В процессе профессиональной деятельности человек выполняет функции:
аналитическую;
энергетическую;
технологическую;
транспортную.
Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.
Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?
Предполагаемый ответ: Средства труда– это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ.
Учитель: - Правильно. (Схема№3)
Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства (Схема№4). Совокупность средств труда и предметов труда называется – средствами производства. Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов (Схема№5). Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга. В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.
4. Физкультминутка.
Практическая работа:
Работа учащихся по карточкам-заданиям, решение кроссвордов (см. приложение)
Подведение итогов урока:
Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке; выставление отметок в журнал и дневники.
Методы прямого и методы косвенного воздействия. К первой группе относят преимущественно административные, а ко второй - экономические средства регулирования.
Административные методы регулирования
экономики достаточно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не только центральных, но и местных органов власти. К административным методам
относятся также различные нормы и стандарты, находящиеся на стыке экономики, техники, экологии. В рыночной экономике государственное регулирование
осуществляется преимущественно на основе экономических средств. К ним относят бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, ускоренную амортизацию, государственное
программирование и прогнозирование, использование в качестве рычагов управления государственной
…
собственности, внешнеэкономические инструменты.
Денежно-кредитная политика осуществляется под руководством центрального банка страны. Она направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения и денежной системы страны, неинфляционного экономического роста, сдерживания безработицы, выравнивания платежного баланса.
Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают:
· регулирование учетной ставки (или ставки рефинансирования);
· установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;
· операции Центробанка на рынке ценных бумаг. Бюджетно-налоговая политика осуществляется под руководством министерства финансов и сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию налоговой системы и государственных расходов для реализации целей социально-экономической политики.
Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства
Процесс целенаправленного преобразования, совершенствования действительности и самого человека называют деятельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд. Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения).
Профессиональная деятельность - это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе. Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой - основной деятельности человека.
Профессиональная деятельность выполняет определенные функции (см. схему).
Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.
Например, целью педагогической деятельности является обеспечение определенного уровня образования молодежи (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.
Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями: специфической обстановкой, условиями труда и отдыха, объектом и предметом труда.
Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего зависит от наличия необходимых знаний по данной профессии и практического опыта. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он не сможет устранить неисправность в кратчайший срок, качественно и надежно, не подвергая риску себя и окружающих. Любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям, если за нее возьмется человек, знающий дело и профессионально работающий в этой сфере (электрик, автомеханик и т. п.).
Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда. Каждый умел делать всё «понемногу». Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.
В профессиональной сфере человеческой деятельности идет постоянное совершенствование, но при этом разные люди по-разному достигают профессиональных целей. Одни стремятся достичь идеала в своей работе, другие действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний.
Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.
Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.
В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т. д.). Первоначальное разделение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).
В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесла, торговля. На ранних стадиях рабовладельческого строя умственный труд выделился в особую среду деятельности, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую работу, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, часто лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.
Следующим этапом разделения труда стала ремесленная мастерская. Сначала были ремесленники-универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т. д.). Затем ремесла стали дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строго согласованных друг с другом, появились мануфактуры, а за ними - заводы и фабрики. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабочий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.
Специализация труда - форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.
Специализация труда необходима в трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с определенными предметами, орудиями и приемами труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.
Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.
Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работника из основной фигуры производства в придаток машины.
В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.
Формы разделения труда характеризуют способ организации процесса профессиональной деятельности людей. Нижеприведенная схема отражает существующие в настоящее время формы разделения труда.
Умственный труд - это труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия в отличие от физического труда, при котором расходуется в основном мышечная энергия.
Отраслевая специализация - это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального (наука, образование, торговля, медицина и др.) производства.
Предметная специализация - это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).
Подетальная специализация - производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).
Стадийная (технологическая) специализация - выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т. д.).
Функциональная специализация - специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т. д.).
Профессиональная специализация - дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).
Квалификационная специализация - создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).
Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:
□ зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие- либо определенные отрасли производства;
□ межхозяйственная - создание отдельных хозяйств (животноводческих, полеводческих и т. п.);
□ внутрихозяйственная - среди бригад, отделений, ферм, звеньев;
□ внутриотраслевая - разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.