Открытие бизнеса

Профилактика монотонии в профессиональной деятельности. При развитии монотонии необходимо сменить ритм деятельности, во время перерыва рекомендуется использовать активный отдых, например: производственную гимнастику

МОНОТОННОСТЬ – это свойство некоторых видов труда, требующих от человека длительного выполнения однообразных действий или непрерывной и устойчивой концентрации внимания в условиях дефицита сенсорных нагрузок. На многих предприятиях используются станки с ЧПУ и роботизированные комплексы, совершенствуются поточно-конвейерные линии и др. Все это способствует снижению физической нагрузки, но для таких видов труда характерно наличие М. Наиболее выражена М. труда в поточно-конвейерном производстве, которое находит широкое применение в таких отраслях промышленности, как машиностроение, приборостроение, радиоэлектронная, легкая, пищевая и др. М. характеризует ряд др. профессий – станочников, штамповщиков, прессовщиков, операторов полуавтоматических линий, а также операторов за различными пультами управления технологическими процессами.

Следует различать понятия «монотонность труда» и «монотония».

Монотонность труда – однообразие трудовых операций или производственной обстановки, т. е. внешние, объективные факторы трудовой деятельности.

Монотония – функциональное состояние организма человека, определяемое комплексом психологических и физиологических изменений в организме, возникающее при монотонной работе, т. е. ответная реакция организма на монотонный .

Различают 2 вида монотонной работы:

1-й вид – М. действия, при котором состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных, часто повторяющихся рабочих действий (все поточно-конвейерные линии и многочисленные разновидности станочных, штамповочных и др. работ). Степень выраженности состояния монотонии зависит от таких факторов трудового процесса, как количество однообразно повторяющихся действий в единицу времени, продолжительность отдельных рабочих операций, степень сложности выполняемых операций, принудительный темп работы и др. Чем меньше количество элементов в рабочем цикле и чем короче время их выполнения, тем монотоннее .

2-й вид – М. обстановки, при которой состояние монотонии возникает в связи с дефицитом поступающей информации, а также при пассивном наблюдении и контроле за ходом технологического процесса. Характерен для многочисленных разновидностей операторского труда. Чем меньше информации получает оператор в единицу времени и чем менее она содержательна, а также чем продолжительнее интервалы ожидания информации и чем меньше объектов наблюдения, тем скорее развивается состояние монотонии.

Обычно монотонный по внешним признакам в производственных условиях сочетается с др. факторами профессиональной деятельности. Одни из них усиливают развитие состояния монотонии ( , низкая ответственность, постоянный фоновый , недостаточная рабочих мест и т. д.); др. факторы препятствуют развитию этого состояния (физическая тяжесть, нервная , высокая степень ответственности, сложность перерабатываемой информации и т. д.).

Влияние монотонного труда на организм работника весьма сложно и многообразно. Психофизиологические реакции человека на монотонную работу практически одинаковы при обоих видах монотонной деятельности. М. обстановки и М. действия вызывают однонаправленное снижение уровня показателей сердечно-сосудистой системы и высшей нервной деятельности, обусловленное уменьшением активирующего влияния ретикулярной формации на кору больших полушарий головного мозга. Установлено, что монотонный труд вызывает прежде всего изменения в функциональном состоянии ЦНС, что проявляется в удлинении латентного периода простой и сложной зрительно-моторной реакции, увеличении процента расторможенных дифференцировок, замедлении способности к переключению внимания, снижению подвижности основных нервных процессов. При выполнении монотонной работы у работающих возникает своеобразный нейрофизиологический конфликт. С одной стороны, скучная однообразная , которая приводит к прогрессивному снижению активности различных структур ЦНС. С др. стороны – работу необходимо выполнять без ущерба для количества и качества продукции. Все это усиливает нервное напряжение, обусловленное необходимостью волевого поддержания бодрствования и работоспособности на определенном уровне.

Необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на уменьшение отрицательных последствий монотонии. К ним относятся:

автоматизация однообразного ручного труда;

оптимизация содержания труда, темпа и ритма работы;

совмещение профессий и чередование операций;

внедрение рациональных режимов труда и отдыха с введением 5-минутных регламентированных перерывов через каждый час работы с целью снятия фактора М.;

введение в режим рабочего дня комплексов производственной гимнастики, функциональной музыки и др.

Пути преодоления и предупреждения (по Левитову)

1.Мотивация. Необходимо видеть значимость работы.

2. Нужно постараться найти интерес в однообразной работе.

3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы во время работы появилась возможность подумать о чем-нибудь интересном, отвлечься.

4. Можно создать внешние условия для ослабления впечатлений от однообразной работы.

5. Введение функциональной музыки и перерывов.

14. Режимы труда и отдыха.

Режим труда и отдыха - порядок чередования времени работы и отдыха в течение рабочей смены. Он должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых. Отдых должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. В соответствии с рекомендациями физиологов при определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие десять производственных факторов, вызывающих утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

При установлении обеденного перерыва рекомендуется руководствоваться следующими требованиями: предоставлять обеденный перерыв нужно в середине рабочей смены или с отклонением до одного часа; продолжительность обеденного перерыва следует устанавливать в 40 - 60 минут, с тем что бы работник использовал не более 20 минут для приема пищи, а остальное время использовал на отдых.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления. В отличии от обеденного перерыва и перерывов на личные надобности они являются частью рабочего времени и назначаются одновременно для коллектива всего цеха или участка. При их разработке предварительно необходимо в каждом случае решать следующие вопросы: общее время на регламентированные перерывы; длительность одного перерыва; время назначения перерывов; содержание отдыха (активный, пассивный, смешанный).

Во второй половите рабочего дня в связи с более глубоким утомлением, количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ, оптимальная продолжительность перерыва 5 - 10 минут. Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. На работах, требующих большого напряжения и внимания, рекомендуются более менее частные, но короткие перерывы (5 -10 минут); на тяжелых работах с большими физическими усилиями - менее частые, но более длительные перерывы (до 10 минут), на особо тяжелых работах необходимо сочетать работу в течение 15 - 20 минут с отдыхом той же продолжительности.

Отдых может быть активным и пассивным. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с постепенными переходами или выполняемых стоя, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда. Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее.

В каждом конкретном случае подбирают соответствующий типовой режим труда и отдыха либо по показателю утомления, установленному на основании данных физиологических исследований, либо по показателю количественной оценки условий труда, полученному расчетным способом, на основе оценки отдельных факторов условий труда.

9. Монотонность труда

Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность, осуществляемая без непосредственного участия сознания. Он формируется в результате нескольких факторов: многолетнего опыта деятельности, рутинности работы, отсутствия вовлеченности в трудовой процесс, воображения и творческого подхода, физических перегрузок. Особое значение это имеет на сложных производствах или производствах с вредными условиями труда, где аккуратность и внимание имеют решающее значение. Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности. Но нельзя точно определить, что выполнение именно этих действий является монотонным и скучным занятием. Каждый человек сам для себя определяет род своей деятельности и дает ей свою объективную оценку. К примеру, один сотрудник, работающий на конвейере, считает свою работу монотонной и скучной, а другой, наоборот, считает ее очень интересной. Многие люди, занимающиеся динамичной, активной работой, которую никак нельзя назвать монотонной, считают ее скучной, неинтересной.

В таких случаях многое зависит от мотивации.

Поэтому решающее значение имеет неукоснительное соблюдение техники безопасности труда, контроля за трудовым процессом и чередование периодов труда и отдыха (физ. минутки и прочие).

Мероприятия по борьбе с монотонностью

Самым лучшим способом борьбы со скукой является расширение круга обязанностей, усложнение работы или обогащение ее такими функциями и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или иного сотрудника.

Менеджеру необходимо обратить внимание на режим и график работы сотрудников, на социальные и физические условия труда:

1) обращать внимание на уровень шума в помещении, где происходит основная работа, так как, если в помещении уровень шума превышает норму, то работнику трудно сосредоточиться на выполнении своих трудовых обязанностей, шум в помещении приводит и к определенным психологическим последствиям, таким, как понижение или потеря слуха. Нельзя не отметить, что иногда шумная обстановка является издержками определенных профессий и от нее никуда не деться. Однако потеря слуха в таких случаях приравнивается к производственной травме, и работодатель обязан выплачивать компенсацию;

2) цветовая гамма помещения также очень важна для работающих сотрудников. Конечно, цвет стен не влияет на психологический микроклимат в коллективе, на производительность труда, снижение уровня брака, аварийности. Но определенный цвет может добавить уют в интерьер помещения, придать ему более приятную рабочую обстановку. Цвет стен также влияет на восприятие человека, сотрудника, на размер помещения. Например, окрашивание стен в светлые тона зрительно делает помещение более просторным, а окрашенные в темный цвет стены зрительно уменьшают пространство.

Специалисты в области декора интерьера утверждают, что красные и оранжевые цвета являются теплыми, а голубые, зеленые тона являются холодными. К примеру, если стены выкрашены в яркие, насыщенные красно-оранжевые тона, то в летний период времени сотрудникам будет психологически казаться, что в помещении очень жарко, даже если будет работать кондиционер. А если стены помещения выкрашены в более светлые, спокойные оттенки, то в холодный период времени сотрудникам такого помещения будет казаться, что в нем очень холодно. И это означает, что стоит только неправильно подобрать тон цвета для стен, как работоспособность коллектива может снизиться, и менеджеру придется вместо работы выслушивать жалобы, поступающие от сотрудников;

3) в последнее время многие ученые проводили исследования, посвященные влиянию освещения на работоспособность человека, и выявили, что долгое занятие мелкой работой или чтением книги при тусклом освещении влияет на зрение и значительным образом снижает его. Очень яркий, ослепительный свет или, наоборот, тусклое освещение отрицательно влияют на производительность труда. А также можно обратить внимание на рациональную организацию трудового процесса; повышение заинтересованности работника рабочим заданием; обеспечение наглядной результативности труда для работника; привлечение машин для облегчения труда работников; чередование трудовой деятельности; установление оптимальной продолжительности труда; разработку системы материальных и моральных стимулов.

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

8. Субъект труда Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

9. Монотонность труда Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом.

Из книги 100 cпособов найти работу автора Черниговцев Глеб

10. Условия труда Изучение влияния условий труда началось в конце XIX в. и с тех пор является неотъемлемой частью трудового процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали положение рабочего класса в Англии и сделали выводы о зависимости эффективности труда от условий труда,

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

2. Понятие психологии труда. Сфера применения. Цели психологии труда Под психологией труда понимаются:1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;2) психологические механизмы

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги История психологии автора Смит Роджер

4. Время формирования и становления психологии труда. Первоначальные интересы психологии труда Психология труда складывалась под воздействием медицины, физиологии, психологии, техники, социологии. Каждая из этих дисциплин добавляла свои аспекты, что отразилось в

Из книги Происхождение альтруизма и добродетели [От инстинктов к сотрудничеству] автора Ридли Мэтт

54. Охрана труда Нельзя забывать при соблюдении техники безопасности и об охране труда. Под охраной труда понимается система сохранения здоровья и, самое главное, жизни человека в процессе выполнения им трудовых обязанностей.Каждый работник имеет право работать на

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

РЫНОК ТРУДА Для того чтобы реально рассчитывать на хорошее место, нужно знать все подводные течения рынка труда и правильно оценить свои силы, понять, какую должность занимать и на какую зарплату ты можешь рассчитывать. В настоящее время сложилась ситуация, когда молодых

Из книги Право на лень автора Лафарг Поль

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

Радость труда Интерес, как известно, тоже бывает разный: созерцательный и активный, утилитарный и бескорыстный, созидательный и разрушительный (геростратовский).Активность, бескорыстие, созидательное отношение к окружающему миру воспитывается сугубо на положительных

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

5.5 Психология труда В индивидуальной психологии, технических науках, коммерции, промышленности и государственном управлении использовались одни и те же понятия эффективности, трудоспособности, энергичности, внимания, контроля и утомляемости. По мнению психологов,

Из книги автора

Разделение труда «Только представьте: вокруг бегают миллиарды и миллиарды организмов - и каждый пребывает под гипнотическими чарами одной-единственной собственной истины. Истины эти идентичны, но логически несовместимы друг с другом: «Мой наследственный материал -

Из книги автора

МОНОТОННОСТЬ В СЕКСЕ УБИЙСТВЕННА Молодая пациентка говорит своему врачу: Скажите, доктор, а поцелуи опасны для здоровья? Как вам сказать… Наука свидетельствует, что да, а впрочем, давайте проведем эксперимент. Анекдот Ну, а теперь расскажу подробно, как я 14 часов

Из книги автора

Из книги автора

Опасности «монотомности» (моногамия + монотонность) Помните, что сказал Фил о том, как секс с женой стал настолько привычным, что они с Хелен стали «почти как брат и сестра»? Интересное выражение он подобрал. Самое сильное объяснение мощного, доминирующего эффекта Кулиджа

Из книги автора

35 Монотонность и одиночество стимулируют креативность Рассказывают, что в разгар проекта «Аполлон», завершившегося в 1969 году полетом Армстронга, Коллинза и Олдрина, президент Соединенных Штатов нанес неожиданный визит в НАСА.Пока оповещали шефов проекта, чтобы они

Монотонность в переводе с греческого означает однообразие. В психологической литературе понятием "монотонность" характеризуют особое психическое состояние, которое возникает у человека как реакция на однообразную и бедную н на впечатление деятельность В социально-экономической литературе монотонность связывается с чрезмерным расчленением трудового процесса на простые элементы (операции).

Психофизиологическая сущность монотонности объясняется закономерностями взаимодействия процессов возбуждения и торможения.

Основные признаки монотонных работ следующие:

Малоэлементные состав, т.е. структурная однообразие и простота трудовых действий;

Незначительная длительность выполнения однотипных трудовых операций и действий;

Высокая повторяемость трудовых операций и действий в единицу времени

При разработке мер профилактики развития состояния монотонии необходимо учитывать основные психофизиологические явления, возникающие в организме работающих в условиях монотонного труда и во многом определяющие его отрицательные последствия.

Поэтому разрабатываемые мероприятия должны быть направлены на:

Совершенствование технологических процессов с целью уменьшения влияния монотонности труда;

Обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузок;

Повышение уровня бодрствования, увеличение эмоционального тонуса и мотивации.

Все это достигается как оптимизацией содержания и условий трудовой деятельности, так и непосредственным воздействием на функциональное состояние организма человека комплекса технологических, организационно-технических и психофизиологических мер.

Среди них важнейшее значение имеют:

Автоматизация и механизация однообразных ручных работ;

Совершенствование технологии, оптимизация содержания труда;

Совершенствование организации трудовой деятельности;

Совершенствование организации рабочего места;

Оздоровление условий производственной среды;

Применение психологических и социально-психологических факторов профилактики монотонии;

Разработка системы профориентации;

Рациональное использование внерабочего времени.

Инженерная психология. Предмет исследования. Связь с разделами психологии труда

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии" (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 7). Но в психологии труда вообще предмет - это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, то предмет инженерной психологии - это система "человек как субъект - сложная техника" (главное в субъекте - это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности.

В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Как отмечает Ю.К. Стрелков, "изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)" (Стрелков, 1999. С. 3). "Нынешний период изучения труда операторов отличается тем, что в понимании его особенностей психологи опираются не на конструкторов и испытателей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение длительного (десятки лет) времени", - пишет Ю.К. Стрелков (Там же. С. 7).

Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, "но и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательного отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо "подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоваться возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных человеческих качеств (например, чувство юмора)" (Стрелков, 1999. С. 8). Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога.

Основные направления инженерной психологии:

Анализ задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автоматическими системами, в том числе с искусственным интеллектом.

Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними.

Анализ психологической структуры деятельности операторов.

Исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов.

Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека.

Исследование формирования команд выполнения управляющих действий человеком, характеристик речевого и моторного «выхода».

Анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения ипринятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов.

Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.

Разработка методов защиты операторов от эмоционального выгорания .

Анализ и оптимизация процессов обучения операторов.

Использование результатов исследований для проектирования и эксплуатации человеко-машинных (человеко-информационных) систем.

Использование результатов исследований для виртуальной психологии.

В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому.

В связи с приближением эры нанотехнологии формируется и новое направление в психологии — нанопсихология, поэтому перед инженерной психологией возникнут новые задачи. Под влиянием развития информатики сформировалась виртуальная психология, которая рассматривает систему "человек-виртуальность". Пионером создания этого нового направления в российской психологии является Н. А. Носов.

Основными методологическими принципами инженерной психологии являются (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 18-23):

Принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);

Принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);

Принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);

Принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);

Принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками)

История

Инициаторами создания этого направления выступили американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет и др. В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в двадцатые годы XX века в рамках психологии труда и психотехники.

В марте 1957 года, на Всесоюзном совещании (конференции) по вопросам психологии труда в Москве, инженерная психология была определена как самостоятельная область исследований. В том же году была создана в институте лаборатория индустриальной психологии под руководством Д. А. Ошанина.

Ведущую роль в организации и консолидации работ по инженерной психологии сыграл Б. Ф. Ломов, который возглавил, созданную в ЛГУ, лабораторию индустриальной (инженерной) психологии.

В течение 1960-1963 г.г. аналогичные лаборатории созданы были в МГУ (руководитель — В. П. Зинченко), НИИ технической эстетики (В. Ф. Венда). В Институте психологии АН СССР лаборатория инженерной психологии была открыта в 1973 г. по инициативе Б. Ф. Ломова и В. Ф. Рубахина.

В Институте психологии РАН сложилась академическая школа инженерной психологии под воздействием идей и при активном участии в исследовательских работах Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицина, В. Ф. Рубахина, Ю. М. Забродина, К. К. Платонова, В. Ф. Венды, А. И. Галактионова, а также в последние годы — Л. Г. Дикой, В. А. Вавилова, В. А. Бодрова.

Монотонность, в переводе с греческого, означает однообразно повторяющийся процесс.

Монотонность труда – труд однообразный. Он включает либо выполнение простых элементов операций в заданном или свободном темпе, либо работы с сенсорной или умственной нагрузкой.

Различают две основные категории монотонного труда:

Монотония – комплекс физиологических (объективных) и психологических (субъективных) изменений в организме человека, развивающихся при однообразном труде.

Прежде всего монотонный труд вызывает изменение функционального состояния центральной нервной системы. В условиях монотонной работы происходят следующие изменения:

· Удлинение латентного периода зрительно моторных реакций;

· Возникновение состояния расторможенности;

· Снижение уровня бодрствования;

· Нарушение автоматизма деятельности;

· Нарушение способности к переключениям (снижение подвижности основных нервных процессов);

· Изменение биологических ритмов.

Монотонный труд вызывает также изменения различных вегетативных функций. Частота сердечных сокращений снижается на 20-30%. Снижается артериальное давление, частота дыхания и т.д.

Помимо физиологических изменений, монотонный труд приводит к изменениям психологического состояния работающего. Наиболее типичными из них являются ощущение скуки, апатии, сонливости, пресыщение, рассеянность внимания, раздражительность, неудовлетворенность трудом и др.

Ухудшение функционального состояния работника под влиянием монотонного труда приводит к снижению «надежности» человека. Следствием чего может быть ряд неблагоприятных моментов. Снижаются качественные и количественные показатели работы, увеличивается брак продукции. Чрезвычайно опасным последствием состояния монотонии является возможность травматизма. Особо «опасные» в этом плане профессии: водители автотранспорта, машинисты электропоездов, операторы различных пунктов управления, диспетчеры аэропортов и др.

Мероприятия по снижению монотонности труда:

· Полная автоматизация производственных процессов;

· Веление рациональных режимов труда и отдыха;

· Правильная организация ритма и темпа работы;

· Освоение операций и их чередование;

· Кратковременные, но частые перерывы в работе;

· Введение в ритм рабочей смены функциональной музыки;

· Организация физических упражнений в течение регламентированных перерывов;

· Чередование работы стоя-сидя;

· Организация специальных помещений психологической разгрузки и отдыха.

3.5. Психо-физиологические основы напряженности
умственного труда

В основе умственного труда лежат восприятие, переработка информации и принятие решений. Если информация воспринимается в основном зрительными и слуховыми анализаторами, то переработка информации и принятие решений – это функции центральной нервной системы с включением высших психических функций, как память, мышление и воображение. Поэтому психологические сдвиги при умственной работе наблюдаются прежде всего в центральной нервной системе . Через нее физиологические сдвиги наблюдаются в работе других систем.

При умственной работе, связанной с нервно-эмоциональным напряжением, учащается пульс, увеличивается количество эритроцитов, снижается уровень сахара в крови.

Умственный труд подразделяется на три типа: сенсорный, сенсомоторный и логический.

Труд сенсорного типа сводится к приему информации. Поступающим по одним каналам связи, и передаче ее в практически низменном виде по другим каналам. Наиболее типичный пример такого труда – тебота телеграфиста.

Труд сенсорного типа заключается в приеме информации и выработке стандартного решения. Пример: отдельные виды работ водителей транспорта.

Труд логического типа заключается в приеме информации, ее переработке и выработке нестандартного решения. При умственном труде логического типа большое значение имеет процесс творческого мышления, выбор оптимального варианта решения из ряда логических вариантов. Поиск такого решения связан с опытом, знаниями, особенностями нервной системы человека.

Если физический труд описывается тяжестью, то умственный – напряженностью. От напряженности умственного труда страдает и психика человека. Формированию психоэмоционального напряжения могут способствовать следующие личностные особенности: мотивационные производственные конфликты, конфликты интимно-личностного характера, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных и производственных ситуаций.

К факторам социально-производственной природы относятся:

· Длительное эмоциональное напряжение и хроническая усталость;

· Хроническое нарушение режимов труда и отдыха;

· Снижение интереса к работе;

· Социальные перемены;

· Значимые жизненные трудности (развод, потеря близких и др.);

· Непосредственное руководство коллективом;

· Дефицит времени и т.д.

Мероприятия по профилактике психоэмоционального стресса:

1. Умственная тренировка и повышение квалификации.

2. Умеренная и постоянная производственная нагрузка (поддерживает жизненный тонус).

3. Улучшение культуры труда и быта, выработка силы воли.

4. Правильное трудовое, психологическое, эстетическое и этическое воспитание.

5. Умение отвлекаться от того, что вызвало стрессовое состояние.

6. Повышение интереса к работе.

7. Создание условий для возникновения положительных эмоций.

8. Оптимальная организация отдыха.

Умственный труд связан с пониженной мышечной активностью (гипокинезией). Гипокинезия вызывает гиподинамию – нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения.

Отрицательные последствия гипокинезии .

Типичной чертой профессиональной деятельности работников умственного труда являются низкие затраты энергии (1,5-2 ккал/мин). Такие профессии относятся к малоподвижным.

Признаки малоподвижной профессии:

· Работа в условиях гипокинезии;

· Вынужденная однообразная рабочая поза;

· Локальный характер нагрузок;

· Монотонность действий или обстановки;

· Значительное зрительное напряжение.

Последствия длительной гипокинезии:

· Изменения в нервно-мышечной системе, увеличение тяжести руда, увеличение утомления;

· Снижение функциональных возможностей центральной нервной системы;

· Увеличение умственного утомления и уменьшение умственной работоспособности;

· Развитие сердечно-сосудистых заболеваний (гипотония, заболевание периферических сосудов и др.);

· Увеличение заболеваний как инфекционной, так и неинфекционной природы.

Профилактика гипокинезии:

· Производственная гимнастика;

· Занятия физической культурой;

· Внедрение специальных тренировочных занятий в режим рабочего дня(спортивные тренажеры).