Закон и право

Обучающий урок: "Конкуренция и рыночные структуры" с использованием ИКТ (10-й класс).

Тип урока: обобщающий.

Задачи урока:

  • закрепить знания по теме «Конкуренция и рыночные структуры»;
  • закрепить умения экономического анализа структуры рынка,
  • закрепить навыки решения задач по данной теме;
  • развивать логическое и творческое мышление;
  • воспитывать интерес к анализу происходящих экономических явлений, чувство уверенности при аргументировании своих умозаключений.

Оборудование:

  • у учителя: ноутбук с необходимыми слайдами (Приложение 1 );
  • у каждого ученика: Карточки №1, Бинарный тест, Карточки №2 (Приложение 2 ).

План урока с хронометражем

I. Сообщение темы и организационный этап – 1 мин.
II. Этап постановки задач урока – 1 мин.
III. Закрепление знаний, умений и навыков по теме: «Конкуренция и рыночные структуры» –
40 мин.
1. Фронтальная работа учащихся с Карточкой №1 – 8 мин.
2. Индивидуальная работа с Бинарными тестами – 8 мин.
3. Фронтальная работа с Карточкой №2 – 24 мин.
1) Обсуждение Проблемы №1 – 8 мин.
2) Решение Задачи №1 по теме «Совершенная конкуренция» – 8 мин.
3) Комментарий графика по теме «Совершенная конкуренция» – 2 мин.
4) Обсуждение Проблемы №2 – 2 мин.
5) Решение Задачи №2 по темам «Совершенная конкуренция» и «Монополия» – 10 мин.
6) Комментарий графика по сравнению эффективности работы рынков «Совершенная конкуренция» и «Монополия» – 1 мин.
7) Выводы – 1 мин.
IV. Итог урока – 1 мин.
V. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению – 2 мин.

Конспект урока с теоретическим обоснованием

Этап постановки задач урока

– На сегодняшнем уроке мы должны:

  • Закрепить знания по теме « Конкуренция и рыночные структуры»
  • Закрепить умения экономического анализа структуры рынка.

Закрепление знаний, умений и навыков по теме «Конкуренция и структур рынка»

Фронтальная работа с Карточкой №1

Ребята, перед каждым из вас лежит комплект карточек с заданиями. Предлагаю вам в группах поработать с Карточкой №1 и на основе высказываний вымышленных предпринимателей определить, в какой рыночной структуре работает каждый из них. Обосновать свой ответ, исходя из предложенных четырёх кривых спроса, характерных для каждой изученной рыночной структуры.

Предприниматель №1: Мои дела идут отлично. Я выпускаю уникальный товар, у которого нет близких заменителей. На этот товар я сам назначаю цену, и цена эта достаточно высокая.

Ответ: Предприниматель является монополистом , т.к. только для монополиста характерен выпуск уникального товара. Кривая спроса на продукцию фирмы является кривой отраслевого спроса и соответствует рис. 3 на представленном слайде. Максимальную прибыль получит монополист, уравнивая свои предельные издержки с предельным доходом, т.е. товара будет выпущено меньше, а цена на него будет выше, чем она была бы при конкурентной структуре рынка. Пример монополии: система электроснабжения, газоснабжения.

Предприниматель №2: У меня может быть как стандартный, так и дифференцированный товар. Я и мои конкуренты придерживаемся политики жесткой цены, ведь нас так мало в отрасли.

Ответ: Предприниматель осуществляет свою деятельность в олигополии . Для этой рыночной структуры характерна кривая спроса на продукт, имеющая излом в точке жёсткой цены. Выше этой точки кривая спроса весьма эластична, т.к. если предприниматель повысит цену, то конкуренты могут не последовать за ним, и он потеряет значительную долю рынка. Ниже точки жёсткой цены кривая спроса неэластична, т.к. если предприниматель снизит цену, снизят цену и конкуренты, т.к. не захотят терять своей доли рынка, что может привести к ценовым войнам. Такой кривой спроса соответствует рис. 1. Примером такой рыночной структуры служит автомобильная отрасль промышленности.

Предприниматель №3: Я в погоне за максимальной прибылью могу манипулировать ценой, количеством продукта, но главное в моём бизнесе, не забывать про рекламу! И всё делать для того, чтобы покупатель всегда мог отличить мой товар от товара конкурентов за счёт мнимых или действительных различий.

Ответ: Данный предприниматель работает на рынке монополистической конкуренции . Из-за того, что выпускаемый им продукт имеет много заменителей, его кривая спроса очень эластична и соответствует кривой спроса, изображённой на рис. 4. Чтобы иметь хотя бы небольшую рыночную власть над покупателями, предпринимателю постоянно приходится пользоваться рекламой, доказывая уникальность своего товара. Примером такой рыночной структуры служат сети салонов-парикмахерских, кафе и т.д.

Предприниматель №4: Преимущество моего бизнеса состоит в том, что сколько бы товара я ни предложил к продаже на рынке, я весь его продам без всякой рекламы. Конечно, мне приходится мириться с тем, что я никак не могу повлиять на рыночную цену товара, но уж если эта цена становится слишком низкой, я могу легко покинуть эту отрасль перейти в другую.

Ответ: Предприниматель работает на рынке совершенной конкуренции . Кривая спроса его товара является горизонтальной линией, что соответствует рис. 2. Его доля на рынке настолько мала, что он никак не может повлиять на рыночную цену. Предприниматель выпускает стандартный товар, поэтому он не нуждается в рекламе. Примером этой рыночной структуры служит рынок зерна, рынок валюты, рынок ценных бумаг.

Кривые спроса для различных рыночных структур

– Совпадают ли ваши мнения, ребята, с высказанными характеристиками или в чём-то они расходятся? Как вы считаете, усвоены ли вами признаки рыночных структур?

Вывод: признаки рыночных структур нами усвоены, но отдельным учащимся следует повторить данную тему.

Индивидуальная работа с бинарным тестом

– А теперь поработайте индивидуально с бинарными тестами. Их три варианта. Каждый вариант соответствует определённой рыночной структуре. Подпишите тесты и возле каждого утверждения поставьте буквы: «В» – если вы согласны с утверждением; «Н» – если вы не согласны с утверждением.
На выполнение этой работы вам даётся 5 мин. Работа окончена.
Выполните взаимопроверку по представленному ключу. (2 мин.)
Критерии оценки: «5» – всё верно
«4» – неверно три и менее ответов
«3» – неверно четыре, пять ответов
«2» – неверно шесть и более ответов. Передайте работы учителю.

Фронтальная работа с Карточкой №2

На основании полученных знаний теории поведения продавца в различных рыночных структурах с целью максимизации прибыли или минимизации убытков предлагаю вам обратиться к Карточке №2 , в которой представлены некоторые экономические проблемы и задачи . Прошу проанализировать, как будут разрешены экономические проблемы в зависимости от того, в какой рыночной структуре работает продавец. Двое учащихся в это время будут работать индивидуально с Задачей №1

Проблема №1

Вопрос: Могут ли владельцы свиноферм поднять отпускные цены, когда растёт стоимость кормов? К какой рыночной структуре относится это производство?

Ответ: Рынок производства свинины относится к рынку совершенной конкуренции, т.е. продавец свинины является ценополучателем, и он никак не может повлиять на рыночную цену.

Вопрос: Удорожание свиного корма увеличивает затраты владельцев свиноферм на откорм имеющихся свиней. Как можно прекратить откорм? Почему удорожание свиного корма может ненадолго сбить цену на свинину? Прошу проиллюстрировать ответ на графике.

Ответ: Каждый отдельный производитель на рынке совершенной конкуренции для максимизации прибыли или минимизации убытков вынужден уравнивать свои предельные издержки с ценой, сложившейся на рынке. При превышении предельных издержек существующей рыночной цены владельцы свиноферм должны уменьшить объём производства, т.е. часть свиней предназначенных для откорма заколоть и свинину реализовать на рынке. Аналогичные действия каждого фермера приведут к тому, что в мгновенном периоде рыночное предложение свинины возрастёт. (Рис.5)

Иллюстрация поведения продавца на рынке совершенной конкуренции

Вопрос: Каким образом увеличение цен на свиной корм постепенно приведёт к увеличению цены свинины? Прошу показать на графике(Рис. 6).

Ответ: Свиной корм является сырьём в производстве свинины. Его удорожание приводит к увеличению издержек производства и снижению предложения свинины во всей отрасли, чтоприводит к увеличению цены и сокращению равновесного количества.

Изменение рыночной цены на продукт при уменьшении его предложения

Вопрос: К какому выводу вы пришли при рассмотрении этой проблемы?

Ответ: Каждый производитель, работающий на рынке совершенной конкуренции, в производстве своего товара испытывает большую зависимость от сложившейся цены на рынке.

Прошу прокомментировать у доски решение Задачи №1 (Рис.7) , а остальных подумать над Проблемой №2

Задача 1. Конкурентная фирма продаёт школьные тетради по цене 6 руб. за штуку. Общие издержки на производство 10 тыс. шт. тетрадей составили 80 тыс. руб., в том числе постоянные издержки составили 15 тыс. руб. При этом средние переменные издержки производства оказались минимальными. Какова наилучшая стратегия поведения фирмы?

Дано : P = 6 руб. Решение:
Q = 10 тыс. шт. Т.к. по условию задачи AVC=min, то определив ТС = 80 тыс. руб. это значение, можно сравнить полученный результат с сложившейся
FC = 15 тыс. руб. рыночной ценой и прийти к определённым выводам.
AVC = min AVC = VC: Q = 65: 10 = 6,5 (руб.)
Стратегия поведения фирмы – ? VC = TC – FC = 80 – 15 = 65 (тыс. руб.)

По условию задачи AVC = min, а рыночная цена тетрадей равна 6 руб., т.е. фирма не покрывает не только средние постоянные издержки, но и средние переменные. Правильной стратегией поведения фирмы будет сокращение производства до нуля и выход из отрасли.
Прошу проиллюстрировать данный вывод на графике (Рис.7)

Иллюстрация точки минимального производства товара

Вывод: При изменении рыночной цены продавец максимизирует свою прибыль или минимизирует убытки, уравнивая предельные издержки с предельным доходом. При этом количество выпускаемой продукции определяется кривой МС , которая является кривой предложения фирмы. Минимальный выпуск продукции определяется точкой А (минимальными средними переменными издержками)и осуществляется при цене6,5 руб.При цене меньше 6,5 руб. фирма прекращает выпуск продукции.
Полной противоположностью рынка совершенной конкуренции является монополия.

Прошу вас обратиться к Проблеме№2:

Проблема №2

В «Богатстве народов» Адам Смит написал следующее: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей, или которую, как предполагается, они согласны заплатить». Имеет ли это утверждение оправданный смысл или мы должны заключить, что даже основатель экономической науки иногда небрежно обращался со словами?

Ответ: Монополист, максимизирующий свою прибыль, уравнивает предельные издержки с предельным доходом и устанавливает цену, которая обеспечивает ему это, т.е. следовало бы написать: «Цена монополии является самой выгодной из тех…».
Предлагаю вам на примере задачи убедиться, что более выгодным для общества является рынок совершенной конкуренции по сравнению с монополией.
Первый вариант отвечает на вопрос А) задачи; второй вариант – на вопрос В).
Обоим вариантам будет оказана пошаговая помощь.

Задача 2

Допустим, фирма полностью монополизировала производство товара. Следующая информация отражает положение фирмы:
MR = 1000 – 20Q; TR = 1000Q – 10Q 2 , MC = 100 + 10Q
где: Q – объём выпускаемой продукции (ед.); P – цена за единицу товара (руб.). Сколько и по какой цене будет продано товара, если: А ) фирма функционирует как простая монополия; Б ) отрасль функционирует в условиях совершенной конкуренции?

Решение:

Прошу прокомментировать полученные ответы каждого варианта на графике. (Рис.8)

Цена и количество товара, производимого на рынке совершенной конкуренции и монополии

Вывод: На рынке совершенной конкуренции равновесная цена и равновесное количество определяются пересечением кривых рыночного спроса и предложения (точка Е ).
Количество товара, производимого монополией, определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (точка N), цена монополии определяется кривой спроса. Таким образом, рынок совершенной конкуренции производит больше товара, по более низкой цене по сравнению с монополией , что является более
выгодным для общества.

Итог урока

– Подведём итог урока. Вспомним поставленные задачи:

  • Закрепить знания по теме «Конкуренция и рыночные структуры».
  • Закрепить навыки решения задач по данной теме.
  • Развивать логическое и творческое мышление.
  • Воспитывать интерес к анализу происходящих экономических явлений, чувство уверенности при аргументировании своих умозаключений.

– Итак, что из поставленных задач мы выполнили на уроке? Достаточны ли ваши знания поданной теме?
– Мы считаем, что тема нами усвоена, с большинством заданий мы справились.
– Как вы считаете, какие задания соответствовали развитию экономического, логического и творческого мышления?
– Развитию экономического, логического и творческого мышления способствовали
обсуждение проблем, решение задач.
– За этот урок вы получите по оценке. Те, кто работал у доски, имеют ещё дополнительную оценку.

4. Домашнее задание

– Ребята, дома вы выполните два задания:

  • Составьте задачу по теме «Рынок совершенной конкуренции» так, чтобы продавец, работающий на данном рынке, получал экономическую прибыль.
  • Составить четыре теста: по одному для каждой рыночной структуры.

Список литературы :

  1. Хейне П. Экономический образ мышления. – М., Дело, 1992.
  2. Ларичева З.М. и др. Сборник олимпиадных заданий по экономике для школьников. Учебное пособие. – Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2007.
  3. Микро- макроэкономика. Практикум / под ред. Ю. А. Огибина. СПб: «Литера плюс», «Сант-Петербург оркестр», 2004.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 класс Определите один правильный ответ. 1. В рамках микроэкономики не изучае(-ю)тся: а) установление на рынке товара равновесной цены б) установление равновесного объёма продукции на рынке товара в) изменение ВНП г) производственные возможности фирмы 2. Сдвиг кривой производственных возможностей дальше от начала координат может быть вызван: а) снижением качества используемых ресурсов б) ростом производительности ресурсов в) уменьшением запасов ресурсов, которые мы можем использовать в производстве обоих благ г) нет правильного ответа 3. Как при прочих равных условиях на рынок клетчатых рубашек повлияет падение доходов населения? а) Упадёт цена, количество проданных товаров не изменится. б) Упадёт цена, количество проданных товаров увеличится. в) Упадёт цена, количество проданных товаров уменьшится. г) Вырастет цена, количество проданных товаров уменьшится. 4. Кривые рыночного спроса и предложения на некоторый товар имеют вид: Qd = 150 2P, QS = ,5 P. Если правительство установит фиксированную цену на этот товар на уровне Р = 40, то на рынке данного товара а) возникает избыток на уровне в 10 единиц; б) возникает избыток на уровне в 20 единиц; в) возникает дефицит на уровне в 10 единиц; г) возникает дефицит на уровне в 20 единиц. 1

2 5. Затраты на покупку деталей для производства автомобиля составляют рублей на автомобиль, затраты на труд составляют рублей на автомобиль. Автомобиль продается на рынке за рублей. Какова добавочная стоимость, создаваемая на автозаводе? а) рублей в) рублей б) рублей г) рублей 6. Если при увеличении цены величина спроса на товар падает, то тогда это а) товар первой необходимости; б) товар роскоши; в) нормальное благо; г) товар Гиффена. 7. Известно, что 2 тугрика стоят 5 пиастров, а 8 пиастров стоят 26 червонцев. Сколько червонцев стоит один тугрик? Округлите до целых. а) 9 б) 8 в) 15 г) Лыжи и лыжная обувь являются: а) товарами субститутами в) товарами заменителями б) товарами комплементами г) нет правильного ответа 9. При объёме производимого товара в 200 единиц средние издержки составляют 3 рубля, а средние переменные издержки 2,5 рубля. Тогда общие постоянные издержки составляют: а) 0,5 рублей в) 100 рублей б) 5,5 рублей г) 500 рублей 10. Человек имеет возможность зарабатывать в своем городе 200, 225, 250, 275 или 300 рублей в час. Какова альтернативная стоимость часа досуга, если все альтернативы заработка постоянно доступны? а) 0 рублей в) 300 рублей б) 200 рублей г) 250 рублей 11. Темп инфляции за первое полугодие составил 200 %, а за второе полугодие средний уровень цен сократился на 50 %. Темп инфляции за год составит: а) 0 % б) 50 % в) 100 % г) 150 % 12. В состав рабочей силы входит: а) уволенная по выслуге лет 70-летняя библиотекарша б) потерявший в результате кризиса работу продавец, ищущий новую работу в) 30-летняя домохозяйка, не работавшая и не планирующая работать г) все из вышеперечисленных не входят в состав рабочей силы 2

3 13. Что такое аккордный налог? а) налог, который взимается в виде фиксированной суммы б) налог, который снимается в виде процента от цены с каждой единицы товара в) налог, который снимается с доходов физических лиц г) налог, который снимается только с монополий 14. При традиционной (патриархальной) экономике: а) основную роль в экономике играет государство б) экономика развивается согласно плановым документам в) существует многообразие форм прав собственности г) экономические решения в основном принимаются на основании опыта прошлых поколений 15. Какой тип рынка характеризуется огромным количеством игроков, продающих однородный товар и неспособных в одиночку влиять на цену? а) монополия б) монополистическая конкуренция в) совершенная конкуренция г) дуополия Таблица ответов на тестовые задания Номер задания Ответ Номер задания Ответ Максимум за тестовые задания 30 баллов. 3

4 ЗАДАЧИ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ 16. Фирма «Частный предприниматель» работает на рынке совершенной конкуренции. Предельные издержки фирмы в краткосрочном периоде описываются функцией Постоянные издержки равны 200. При каком значении цены фирме будет безразлично, уходить с рынка или остаться? 17. Фирма «Заяц» является монополистом на рынке морковки. Спрос на морковку описывается следующей зависимостью: = Издержки 2 монополиста описываются следующей зависимостью: TC = Q 10Q Посчитайте значение эластичности спроса по цене в точке равновесия. 18. У населения страны «Кидзания» эластичность спроса на капусту по доходу составляет 0,75. В прошлом году население потребляло 200 кг капусты. В новом году доходы населения снизились на 5 %. На сколько килограммов изменится потребление капусты населением, вызванное снижением доходов? 19. Функция спроса на товар Д имеет вид Qd = p, а функция предложения QS = 10 p 20. Правительство, желая уменьшить потребление товара Д, ввело квоту, которая установлена на уровне на 25 % ниже равновесного значения. Определите величину «мёртвого груза», возникающего при введении квоты. Ответ округлите до тысячных. Примечание: «мёртвый груз» размер недополученной (в том смысле, что эта величина могла бы быть получена при первоначальном равновесии) суммы излишков потребителя и производителя (сумма двух треугольников). 4

5 20. В 2956 году уровень безработицы в стране «Новейшая эпоха» составлял 5 %. В следующем году 4 % занятых ушли на пенсию, при этом некоторое количество студентов, не входивших ранее в состав экономически активного населения, стало работать (что составило 8 % от числа занятых в 2956 году), а число безработных выросло на 10 %. Определите уровень безработицы в новом 2957 году. Ответ дайте в процентах, округлите до сотых. Всего за работу 50 баллов. 5


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 класс Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий Определите один правильный ответ. 1. Если на рынке кофе сократилось

Задания для регионального этапа XVII всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011/2012 учебном году 4 февраля 2012 г. Тесты Тест 1. Тест включает 5 вопросов типа «Верно/Неверно». «Цена» каждого

9 класс 1. Задача 1 Российское правительство оказало материальную помощь лицам, пострадавшим в результате сильного наводнения. Какую сферу экономической деятельности иллюстрирует данный факт? 1 распределения;

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 06 07 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Тестовые задания Выберите один правильный ответ.. Петя получает доход от продажи яблок и апельсинов, других источников

Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2016/2017 учебного года Экономика, 8 9 классы, муниципальный этап Решения и ответы Тестовые задания Определите один правильный

Ответы к заданиям школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2016/2017 учебный год Время выполнения: 150 минут Максимальное количество баллов: 100 7-8 класс Задание 1. Ответьте «Да»,

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ЭКОНОМ-ЗНАНИЕ» Тур I (заочный). Тесты (максимальная сумма баллов 50 баллов) 1. Оцените следующие утверждения в терминах «верно/неверно» (10 вопросов по 0,5 балла.

Время выполнения заданий - 90 минут. Часть А Задания А 1 - А 20 Выберите среди предложенных ответов единственный и отметьте соответствующую ему цифру в бланке ответов А на пересечении номера вопроса и

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ. 2014 2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС 1 Критерии оценивания Пояснительная записка Часть 1 включает в себя 15 вопросов общетеоретического характера, каждый

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2016 2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 11 класс Тестовые задания Выберите один правильный ответ. 1. Какие из приведённых ниже высказываний верны? 1. При расчёте

Всероссийская олимпиада школьников по экономике 2016/2017 учебный год Муниципальный этап Задания 8 класс Время выполнения: 200 минут Максимальное количество баллов: 100 Тесты (40 баллов) 1. Определите

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Критерии оценивания Тестовые задания 1. В стране K почти все жители любят есть на обед рис с соевым соусом. В

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 015 016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 10 класс Критерии оценивания олимпиадных заданий Тестовые задания 1. Какое из утверждений верно для фирмы-монополиста?

XIV всероссийская олимпиада школьников по экономике Заключительный этап 9 11 классы Ответы на тест Дата написания 16 апреля 2009 г. Количество вопросов 30 Сумма баллов 65 Время написания 70 минут Тест

Всероссийская олимпиада школьников по экономике (муниципальный этап) 11 класс Задания Задания олимпиады включают пять задач и тесты: Тест 1 10 вопросов типа «Да», «Нет». Тест 2 15 вопросов с выбором единственного

ТЕСТ Ценообразование 1. Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены на рынке (A) товарном (B) валютном (C) ресурсов (D) любом 2. Если, несмотря на изменения цены

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ для 10 классов I тур 27 февраля 2009г. ОТВЕТЫ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Раздел I. Тест 1. Включает 5 вопросов типа «Да/Нет». Они представляют собой высказывание, которое

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» 205-206 учебный год МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ ОТБОРОЧНОГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ, ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПЕРВЫЙ (ОТБОРОЧНЫЙ) ЭТАП

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ для 10 классов 8 марта 010г. ОТВЕТЫ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Раздел I. Тест 1. Этот раздел содержит 15 вопросов, каждый из которых содержит несколько вариантов ответов,

Экономика 7-8 класс Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике. 1. Если завод дополнительно привлечет 10 рабочих и 10 новейших станков, то производительность труда на заводе...

ОТВЕТЫ Время выполнения заданий 90 минут Часть А (задание 1-20) Выберите среди предложенных ответов единственный правильный и отметьте соответствующую ему цифру в бланке ответов на пересечении номера вопроса

ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» 1. Задача 1 Эластичность спроса населения на данный товар по цене (-0,25), а по доходу (+0,6). В предстоящем периоде доходы населения увеличатся на 5%, а общий

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Тестовые задания В задании 1 выберите несколько верных ответов из предложенных. 1. Какие из перечисленных ниже

10 класс 1. Задача 1 Какое из следующих благ можно отнести к свободным (неэкономическим)? 1 бесплатный проезд для пенсионеров в городском транспорте; 2 бесплатный завтрак в школе; 3 бесплатное посещение

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Определите один правильный ответ. 1. Макроэкономика как наука в том числе изучает: а) методы выявления сговора в отрасли

Всероссийская олимпиада школьников по экономике (муниципальный этап) 9-10 классы Ответы Задания олимпиады включают пять задач и тесты: Тест 1-10 вопросов типа «Да», «Нет». Тест 2 15 вопросов с выбором

Тема «Теория спроса и предложения» Практические задачи ЗАДАЧА 1. При цене, равной 1 ден. ед., спрос равен 9 шт., а при цене, равной 15 ден. ед., спрос равен 2 шт. Найти максимальную цену спроса при условии,

Микроэкономика (2014 г, 2 сем Русский, автор Чермошенцева Елена Владимировна) Автор: Чермошенцева Елена Владимировна 1. Микроэкономика изучает: A) производство в масштабе всей экономики B) производство

Санкт-Петербургский государственный технический университет Перечень Контрольных вопросов по дисциплине «Микроэкономика» Аксенова Т.Н. г.санкт-петербург 2002 год. АННОТАЦИЯ: Предлагается серия контрольных

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Ответы и критерии оценивания Определите один правильный ответ. 1. Макроэкономика как наука в том числе изучает: а)

10 КЛАСС МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ для учащихся 10 классов 18 февраля 2012 г. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Тест 1. Этот раздел состоит из 10 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Критерии оценивания Тестовые задания В заданиях 1, 2 дайте один верный ответ 1. В стране В в два раза больше

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2016 2017 уч.г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 10 КЛАСС (РЕШЕНИЯ) Критерии оценивания заданий по олимпиаде Тест 1включает 5 вопросов типа «верно»/ «неверно». Тест оценивается

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экономике ОТВЕТЫ к заданиям для 11 класса Время написания 120 минут, максимальный балл 100 баллов Для каждого из тестов 1 5 выберите единственный

Тема 3. Рыночная система спроса и предложения Семинар 5. Эластичность спроса и предложения. Часто встречающиеся ошибки: 1. Отрыв сущности понятия «эластичность» от анализа влияющих на нее факторов. 2.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экономике ОТВЕТЫ к заданиям для 10 класса Время написания 120 минут, максимальный балл 100 баллов Для каждого из тестов 1 5 выберите единственный

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП XVIII ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-х КЛАССОВ 7 декабря 2012 г. Тесты Тест 1. Тест включает 5 вопросов типа «Верно/Неверно». «Цена» каждого вопроса

Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при: полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии; все ответы верны. неполном использовании трудовых

Экономика Демонстрационный вариант 10 класс 1. Каким образом рынок сигнализирует об увеличении спроса на товар? 1) Падением цены товара. 2) Ростом цен на данный товар. 3) Увеличением сбережений домохозяйств.

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ для 9 классов I тур 27 февраля 2009г. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. ОТВЕТЫ ========= Раздел I ========== (10 вопросов, 10 баллов) 1. Если в модели производственных возможностей

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 06 07 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 0 класс Решения и критерии оценивания Тестовые задания Выберите один правильный ответ.. Если спрос является абсолютно эластичным,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2015 2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Критерии оценивания олимпиадных заданий Тестовые задания 1. В Калисонии люди ездят в основном либо на велосипедах,

Контрольные тесты. 1 Производительный экономический ресурс это: а) денежный капитал; б) средства производства; в) прибыль; г) потребительские товары; 2 Если рыночная цена ниже равновесной, то: а) появится

Демонстрационный вариант по экономике 9 класс 1 этап 1. Руководство фирмы «Плюшкин и К о» приняло решение построить памятник президенту компании, отказавшись от строительства новой столовой для служащих.

11 класс 1. Задача 1 Какое из следующих благ можно отнести к свободным (неэкономическим)? 1 бесплатный проезд для пенсионеров в городском транспорте; 2 бесплатный завтрак в школе; 3 бесплатное посещение

Задание включает в себя: 1. Тест 1 (максимальное количество баллов 10) За каждый правильный ответ дается 1 балл. 2. Тест 2 (максимальное количество баллов 20) За каждый правильный ответ дается 2 балла.

ВАРИАНТ 1 Время выполнения заданий 90 минут. Часть А (А1-А20) Задания А1-А15 Выберите среди предложенных ответов единственный правильный и заштрихуйте соответствующий ему овал в бланке ответов на пересечении

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2015 2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 11 класс Тестовые задания 1. Пассивами Центрального банка России являются: а) наличные деньги б) золотовалютные резервы

Микроэкономика (Экономика) тест на проверку остаточных знаний 1. Примером экономического закона является следующее утверждение: а) правительство устанавливает ставку рефинансирования б) ограничение скорости

Задача 1. (20 баллов) Олимпиада по экономике для учащихся 11-х классов ОТБОРОЧНЫЙ Т У Р. РЕШЕБНИК. Время выполнения 110 минут Всего за задачи 100 баллов Две сестрички Рая и Света решили подготовиться к

Рынок Производитель (продавец) предложение Потребитель (покупатель) спрос Спрос (D - demand) это потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательской способности. Покупка солнцезащитных

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ для 9 классов I тур 27 февраля 2009г. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Раздел I. Тест 1. Включает 10 вопросов типа «Да/Нет». Они представляют собой высказывание, которое участник

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель изучения дисциплины «Общая экономическая теория» состоит в освоении научных и эмпирических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов в

Спрос и предложение Спрос и предложение! Предложение и спрос это два слова, которые наиболее часто используются экономистами! Предложение и спрос это силы, которые заставляют работать рыночную экономику.

11 Итоговый тест 1. Какая из трех проблем экономики указана неверно: 1) что производить; 2) как производить; 3) с какой целью производить; 4) для кого производить. 2. Проблема как производить в рыночной

Раздел 3. Экономика Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Тема урока: Рынок одного товара. План 1. Рынок и рыночная экономика 2. Спрос 3. Предложение 4. Равновесие на рынке Рынок и рыночная

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Тестовые задания В заданиях 1, 2 дайте один верный ответ 1. В стране В в два раза больше всех ресурсов, чем в

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ ТЕСТЫ Время, отводимое на решение тестов 60 минут ТЕСТ 1. Выберите единственный верный ответ (1 балл за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе) 1. Эффект масштаба это свойство

Автор теста: к.э.н., профессор Мауленова С.С. Название курса: Микроэкономика Название теста: Микроэкономика Предназначено для студентов специальности: Финансы-1к.4г.о., Учет и аудит-1к.4г.о,. Статистика-1к.4г.о.,

Время выполнения заданий 90 минут. Часть А (А1-А20) Задания А1-А15 Выберите среди предложенных ответов единственный правильный и заштрихуйте соответствующий ему овал в бланке ответов на пересечении номера

Тема 2. Рыночная система: спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность. Рынок это совокупность отношений между продавцами и покупателями, позволяющая им совершать сделки купли-продажи Условия

9 класс 1. Задача 1 Ограниченность ресурсов - это проблема 1 только бедных людей и бедных стран; 2 только рыночных экономик, где стоит вопрос об эффективном использовании; любого государства, но не отдельно

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» 2015-2016 учебный год МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ ОТБОРОЧНОГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ, ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПЕРВЫЙ (ОТБОРОЧНЫЙ) ЭТАП

Региональная олимпиада школьников Санкт-Петербурга по экономике Районный этап 9-10 класс Бланк ответа Заполни: Фамилия Имя, Отчество Класс Школа Район школы Дата проведения 30 ноября 2015 года Никакие

3 часа 30 минут Задача 1 (10 баллов) Перед Вами формула, известная экономистам как закон Оукена. Y Y * 100% (u u*) Y * где u фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, Y фактический

Тема 4. Теория эластичности Вопросы лекции 1. Понятие эластичности 1.1 Сущность, коэффициент эластичности 1.2 Точечная эластичность 2. Ценовая эластичность спроса: 2.1 Понятие эластичности спроса по цене

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ Образцы олимпиадных заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2013/2014 учебном

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЭКОНОМИКЕ для учащихся 9 классов II тур 28 марта 2010 г. ОТВЕТЫ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Тест 1. Этот раздел содержит 15 вопросов, каждый из которых содержит несколько вариантов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОНОМИКЕ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий Определите один правильный ответ. 1. В чём заключается отличие

2016/2017 учебный год Демоверсия по экономике 11 класс 1. Задача 1 Жители страны Чунга сберегают 20 центов из каждого заработанного чунгона. На сколько, при прочих равных, вырастет ВВП Чунги, если правительство

Рассмотрим сводную таблицу характеристик рыночных структур (табл. 13.1).

Кривая спроса для отдельной фирмы совершенно эластична (горизонтальна), так как фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем что цена остается постоянной, средний AR и предельный MR доходы также остаются постоянными и совпадают с кривой спроса, поскольку каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене.

Валовой доход TR в этом случае определяется как произведение цены на соответствующее количество реализованного продукта. При постоянной цене каждая дополнительно реализованная единица товара увеличивает валовой доход на одну и ту же величину. Поэтому кривая валового дохода представляет собой прямую линию, восходящую из начала координат.

В краткосрочном периоде конкурентная фирма не успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя объем производства (рис. 13.1). Для определения его оптимального значения используются два подхода (метода):

  • сравнение валового дохода с валовыми издержка ми: фирма в условиях совершенной конкуренции максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором TR превышает ТС на максимальную величину
  • сравнение предельного дохода и предельных издержек: фирма в условия совершенной конкуренции максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором MR = МС, а предельная прибыль от последней проданной единицы равна нулю.

Также в краткосрочном периоде рассматривается ситуация, когда фирма, исходя из сложившейся ситуации на рынке, вынуждена продавать товар по цене ниже АТС, тогда речь идет о минимизации убытков.

Правило минимизации убытков: фирма всегда минимизирует свои убытки в краткосрочном периоде при таком объеме производства, при котором МС = MR, и при условии, что рыночная цена покрывает AVC.

Долгосрочный период позволяет фирме вносить те изменения в производство, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде: она может ввести новые производственные мощности и технологии с учетом достигнутого уровня науки и техники. Таким образом, в долгосрочном периоде она может изменять не только переменные факторы, но и постоянные. Кроме того, в долгосрочном периоде в отрасль могут входить новые фирмы, либо покидать ее. Поэтому в долгосрочном периоде фирма более чувствительна к изменению цен.

Для того чтобы фирма на рынке совершенной конкуренции находилась в состоянии долгосрочного равновесия (рис. 13.2), необходимо выполнение следующих трех условий:

  • фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или снижению объема выпуска при наличии заданных размеров производственного предприятия , а это означает, что МС = MR, т.е. условие краткосрочного равновесия является условием долгосрочного равновесия;
  • каждая фирма должна быть удовлетворена размерами имеющегося у нее предприятия (т.е. объемами используемых постоянных затрат всех видов);
  • не должно существовать мотивов, побуждающих новые фирмы к вхождению в отрасль или старые к выходу.

Все три условия долгосрочного равновесия обобщенно можно записать в виде следующего уравнения: Р = MR = MC = min АТС.

Цена = Предельные издержки = Краткосрочные средние полные издержки = Долгосрочные средние издержки.

Основные понятия темы

Конкуренция. Рыночные структуры. Рынок совершенной конкуренции. Краткосрочный период. Кривая предложения отрасли в краткосрочный период времени. Метод сравнения валового дохода и валовых издержек. Метод сравнения предельных издержек и предельного дохода. Долгосрочный период. Кривая долгосрочного предложения конкурентной фирмы. Равновесие отрасли. Точка безубыточности. Точка минимальных убытков. Точка временного приращения производства. Критические точки. Условие минимизации убытков. Парадокс прибыли.

Контрольные вопросы

  1. Почему конкуренция является важным элементом рыночного механизма хозяйствования?
  2. Какие характерные черты присущи различным рыночным структурам?
  3. Какая конкуренция является совершенной? Назовите ее особенности.
  4. Каких два принципиально важных вопроса должен решить предприниматель для того, чтобы фирма нормально функционировала?
  5. Какое существует условие максимизации прибыли конкурентной фирмы?
  6. Может ли конкурентная фирма ощутимо воздействовать на цену товара?
  7. Как выглядит на графике кривая спроса для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции?
  8. Как ведет себя конкурентная фирма в краткосрочном периоде?
  9. Для чего используется и что собой представляет метод сравнения валового дохода и валовых издержек?
  10. Как определяется экономическая прибыль фирмы в краткосрочном периоде?
  11. Где находятся и что означают критические точки?
  12. Как определить объем производства, при котором будет получена максимальная прибыль?
  13. Как будет вести себя конкурентная фирма, если цена товара не покрывает валовые издержки?
  14. В чем суть метода сравнения предельных издержек и предельного дохода?
  15. Какие три случая выделяют при использовании метода сравнения предельных издержек и предельного дохода?
  16. В чем особенности и какие условия долгосрочного равновесия конкурентной фирмы?

Тестовые задания

  1. В рамках микроэкономики не изучае(-ю)тся:
  • а) установление на рынке товара равновесной цены
  • б) установление равновесного объёма продукции на рынке товара
  • в) изменение ВНП +
  • г) производственные возможности фирмы
  1. Сдвиг кривой производственных возможностей дальше от начала координат может быть вызван:
  • а) снижением качества используемых ресурсов
  • б) ростом производительности ресурсов +
  • в) уменьшением запасов ресурсов, которые мы можем использовать
    в производстве обоих благ
  • г) нет правильного ответа
  1. Как при прочих равных условиях на рынок клетчатых рубашек повлияет падение доходов населения?
  • а) Упадёт цена, количество проданных товаров не изменится.
  • б) Упадёт цена, количество проданных товаров увеличится.
  • в) Упадёт цена, количество проданных товаров уменьшится. +
  • г) Вырастет цена, количество проданных товаров уменьшится.
  1. Кривые рыночного спроса и предложения на некоторый товар имеют вид: Q d = 150 -2Р, Q s = 20 + 1,5Р. Если правительство установит фиксированную цену на этот товар на уровне Р = 40, то на рынке данного товара
  • а) возникает избыток на уровне в 10 единиц; +
  • б) возникает избыток на уровне в 20 единиц;
  • в) возникает дефицит на уровне в 10 единиц;
  • г) возникает дефицит на уровне в 20 единиц.
  1. Затраты на покупку деталей для производства автомобиля составляют 450 000
    рублей на автомобиль, затраты на труд составляют 150 000 рублей на
    автомобиль. Автомобиль продается на рынке за 850 000 рублей. Какова
    добавочная стоимость, создаваемая на автозаводе?
  • а) 250 000 рублей +
  • б) 400 000 рублей
  • в) 600 000 рублей
  • г) 700 000 рублей
  1. Если при увеличении цены величина спроса на товар падает, то тогда это
  • а) товар первой необходимости;
  • б) товар роскоши;
  • в) нормальное благо; +
  • г) товар Гиффена.
  1. Известно, что 2 тугрика стоят 5 пиастров, а 8 пиастров стоят 26 червонцев. Сколько червонцев стоит один тугрик? Округлите до целых.
  • б) 8 +
  • в) 15
  • г) 13
  1. Лыжи и лыжная обувь являются:
  • а) товарами – субститутами
  • б) товарами – комплементами +
  • в) товарами – заменителями
  • г) нет правильного ответа
  1. При объёме производимого товара в 200 единиц средние издержки составляют 3 рубля, а средние переменные издержки – 2,5 рубля. Тогда общие постоянные издержки составляют:
  • а) 0,5 рублей
  • б) 5,5 рублей
  • в) 100 рублей +
  • г) 500 рублей
  1. Человек имеет возможность зарабатывать в своем городе 200, 225, 250, 275 или 300 рублей в час. Какова альтернативная стоимость часа досуга, если все альтернативы заработка постоянно доступны?
  • а) 0 рублей
  • б) 200 рублей
  • в) 300 рублей +
  • г) 250 рублей
  1. Темп инфляции за первое полугодие составил 200 %, а за второе полугодие средний уровень цен сократился на 50 %. Темп инфляции за год составит:
  • а) 0 %
  • б) 50 % +
  • в) 100 %
  • г) 150 %
  1. В состав рабочей силы входит:
  • а) уволенная по выслуге лет 70-летняя библиотекарша
  • б) потерявший в результате кризиса работу продавец, ищущий новую
    работу +
  • в) 30-летняя домохозяйка, не работавшая и не планирующая работать
  • г) все из вышеперечисленных не входят в состав рабочей силы
  1. Что такое аккордный налог?
  • а) налог, который взимается в виде фиксированной суммы +
  • б) налог, который взимается в виде процента от цены с каждой единицы
    товара
  • в) налог, который взимается с доходов физических лиц
  • г) налог, который взимается только с монополий
  1. При традиционной (патриархальной) экономике:
  • а) основную роль в экономике играет государство
  • б) экономика развивается согласно плановым документам
  • в) существует многообразие форм прав собственности
  • г) экономические решения в основном принимаются на основании опыта
    прошлых поколений +

15. Какой тип рынка характеризуется огромным количеством игроков,
продающих однородный товар и неспособных в одиночку влиять на цену?

  • а) монополия
  • б) монополистическая конкуренция
  • в) совершенная конкуренция +
  • г) дуополия

Таблица ответов на тестовые задания

Номер задания Ответ Номер задания Ответ
1 в 9 в
2 б 10 в
3 в 11 б
4 а 12 б
5 а 13 а
6 в 14 г
7 б 15 в
8 б

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Максимум за тестовые задания - 30 баллов .

ЗАДАЧИ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ

  1. Фирма «Частный предприниматель» работает на рынке совершенной конкуренции. Предельные издержки фирмы в краткосрочном периоде описываются функцией 6Q 2 - 16Q + 15. Постоянные издержки равны 200. При каком значении цены фирме будет безразлично, уходить с рынка или остаться?

Ответ : при цене, равной 7.

  1. Фирма «Заяц» является монополистом на рынке морковки. Спрос на морковку описывается следующей зависимостью: Q d = 100 – 2р. Издержки монополиста описываются следующей зависимостью: ТС = Q 2 – 10Q + 20. Посчитайте значение эластичности спроса по цене в точке равновесия.

Ответ : эластичность в точке равновесия равна –4 (р = 40, Q = 20).

  1. У населения страны «Кидзания» эластичность спроса на капусту по доходу составляет 0,75. В прошлом году население потребляло 200 кг капусты. В новом году доходы населения снизились на 5 %. На сколько килограммов изменится потребление капусты населением, вызванное снижением доходов?

Ответ : снизится на 7,5 килограмма.

  1. Функция спроса на товар Д имеет вид Q d = 100 – 20р, а функция предложения Q s = 10р – 20. Правительство, желая уменьшить потребление товара Д, ввело квоту, которая установлена на уровне на 25 % ниже равновесного значения. Определите величину «мёртвого груза», возникающего при введении квоты. Ответ округлите до тысячных.

Примечание : «мёртвый груз» — размер недополученной (в том смысле, что эта величина могла бы быть получена при первоначальном равновесии) суммы излишков потребителя и производителя (сумма двух треугольников).

Ответ : 1,875.

  1. В 2956 году уровень безработицы в стране «Новейшая эпоха» составлял 5 %. В следующем году 4 % занятых ушли на пенсию, при этом некоторое количество студентов, не входивших ранее в состав экономически активного населения, стало работать (что составило 8 % от числа занятых в 2956 году), а число безработных выросло на 10 %. Определите уровень безработицы в новом 2957 году. Ответ дайте в процентах, округлите до сотых.

Ответ : 5,27 % (значение может отличаться в сотых из-за округлений в промежуточных вычислениях, возможные варианты 5,29 % ).

По 4 балла за каждую правильно решённую задачу.

Всего за работу – 50 баллов .

В предыдущих темах мы рассматривали ведущие виды и формы предпринимательства, основные способы и технологию создания собственного дела, успех которой всегда зависит от главного действующего лица - самого предпринимателя. Как видим, необходимым условием начала и осуществления предпринимательской деятельности является наличие предпринимателей, то есть лиц, которые самостоятельно принимают хозяйственные и другие решения для достижения определенного предпринимательского успеха. Кто же такой предприниматель? Какие функции он выполняет? Наиболее важные деловые качества присущи предпринимателю? Какие права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательской деятельности? Об этом вы узнаете из данной темы.

Предприниматель - ключевая фигура рыночной экономики

Успех в предпринимательстве основан на способности предпринимателя принимать правильные (обоснованные) решения. Предприниматель является определяющей личностью в предпринимательстве, ключевой (центральной) фигурой в рыночной экономике. Любой предприниматель работает как деловой человек, но не любую делового человека можно назвать предпринимателем. Кто же такой предприниматель? Чем он отличается от других субъектов хозяйственной деятельности?

Предпринимателем принято считать делового человека, который привносит что-то новое или улучшает то уже существующее и реализует его в практической деятельности. Содержание самостоятельного принятия инновационного решения предпринимателем сводится к организации производства и поставки на рынок товаров и услуг

с определенным выгодой для себя. Таким образом, мы можем дать определение понятия предприниматель.

Предприниматель - это человек, который осуществляет самостоятельную, систематическую, инициативную, рисковую деятельность, направленная на производство товаров и услуг с целью получения прибыли или личного дохода и предусматривает осуществление нововведений.

Следовательно, предприниматель - это субъект, который сочетает в себе коммерческие, организаторские и новаторские способности для поиска и развития новых видов и методов производства, новых благ и их новых качеств, новых сфер приложения капитала.

Именно инициатива, самостоятельность, творчество и динамизм позволяют энергичным людям, которыми и являются предприниматели, превращать интересные идеи в реальность. Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от способностей и таланта человека, который ею занимается. Это, собственно, и делает предпринимателя центральной фигурой рыночной экономики в целом.

Понятие "предприниматель" часто употребляют как синоним таких понятий, как "хозяин", "владелец", "новатор", "бизнесмен". Человека, который организовала свое дело и ведет ее, называют именно одним из этих понятий. Но возникает вопрос: можно ли назвать предпринимателем субъекта, который имеет свою мастерскую или ферму, где производится определенная продукция, реализация которой позволяет ему лишь существовать? Понятное дело, что нет. Это понятие более широкое, чем предприниматель. Предпринимателя от других субъектов хозяйствования отличают специфические функции, которые он выполняет (должен выполнять), и определяющие (характерные) деловые качества его личности.

Какие же основные функции выполняет предприниматель?

Предприниматель выполняет четыре функции, характерные именно для данного вида деятельности, а именно: ресурсную, управленческую, инновационную, рисковую (рис. 1.10).

Ресурсная функция заключается в том, что предприниматель берет на себя инициативу сочетание финансовых, производственных, материальных, сырьевых, человеческих, информационных, интеллектуальных и других ресурсов в процессе производства товара или оказания услуг, организует производство, распределяет средства производства и трудовую деятельность.

Управленческая функция предпринимателя - это принятие управленческих решений на всех стадиях производственной и сбытовой деятельности, осуществление организации, планирования, мотивации и контроля производства.

Инновационная функция предусматривает осуществление инноваций (нововведений), освоение новой продукции, новых технологий и новых форм организации производства и труда, поиск новых рынков сбыта, новых способов удовлетворения потребностей потребителя, переход от традиционных к новым формам хозяйствования, которые не имеют аналогов в хозяйственной деятельности.

Рисковая функция (функция риска) заключается в необходимости принятия решений, направленных на достижение успеха, но не гарантируют его из-за неопределенности и изменчивости экономической ситуации. Предприниматель рискует не только собственным имуществом, своей собственностью, вложенными средствами, но и своим трудом, своим временем, деловой репутацией.

Функции предпринимателя является основанием для выделения предпринимательской деятельности в самостоятельный фактор производства. Вот почему мы подчеркиваем, что существует четыре фактора производства: земля, труд, капитал, способность к предпринимательству. Каждый фактор производства получает вознаграждение. Так, земля - земельную ренту, труд - заработную плату, капитал - процент, а предприниматель за предпринимательскую способность - предпринимательский доход.

Предпринимательский доход состоит из двух частей: нормального (обычного) прибыли и экономической прибыли (сверхприбыли).

Нормальный (обычный) прибыль - это возмещение предпринимателю за его труд по организации ресурсов и управления производством, что связано с ресурсной и управленческой функциями. Он определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство.

Экономическая прибыль (сверхприбыль) - это специфическая часть предпринимательского дохода, получение которого связано с функциями риска и особенно инновации. Это - вознаграждение за инновационно-предпринимательскую деятельность (рис. 1.11).

Характер предпринимательской деятельности предъявляет определенные требования к личности предпринимателя. Поэтому предприниматель должен иметь не только желание или склонность к предпринимательства, но и определенные деловые качества и черты характера. Согласно данным пятилетнего проекта выявления "профиля предпринимателя", организованного американской фирмой «Мак-Бер энд Компани", существует 21 важнейшая черта "оптимального типа предпринимателя". Наиболее важные среди них:

организационно-хозяйственное новаторство;

готовность и способность к риску;

поиск новых возможностей и инициативность;

ориентация на эффективность и качество продукции и обслуживания;

имущественная ответственность и целеустремленность;

высокая информированность и постоянное изучение рынков товаров;

способность к "жертвам" в интересах дела;

четкость и планомерность в работе;

способность убеждать людей, коммуникабельность, честность, надежность и т.

Важнейшие характерные черты предпринимателя можно показать схематично (рис. 1.12).

Итак, некоторые важнейшие черты предпринимателя является результатом обучения и опыта, а другие - продукт развития природных данных человека. Конечно, перечень положительных деловых качеств предпринимателя можно было бы продолжать. Но вывод один: предпринимателем не рождаются - предпринимателем становятся. Поэтому предпринимателем имеет и должен быть человек не только с ярко выраженными чертами лидера, со способностью влиять на других людей, но и профессионально подготовленный. А для этого надо учиться основам предпринимательства и обогащаться практическим опытом постоянно. Именно такие люди достигают предпринимательского успеха.