Нк рф

Как работает сценарист.

Легко ли - стать настоящим сценаристом? Есть мнение, что проще написать сотню книг, чем один сценарий. Преувеличение, но правила знать необходимо - и иметь немалый талант.

Данная статья появилась из порыва в какой-то из дней, что наверное было бы интересно написать свой сценарий. Но как это сделать? И куда его потом девать? С какого бока приступить к данной затее?

Среди американских обывателей бытует шутка, что у каждого парикмахера в кармане лежит сценарий. Сказка - ложь, да в ней намёк. Чтобы стать сценаристом который будет реализован, нужно соблюдать два условия:
Написать готовый сценарий.
Найти сговорчивого продюсера.
Не повторяйте ошибки предшественников

Понятия: "сценарий" и "проза" - принципиально разные. Режиссёр снимает картину для зрителей, обращаясь к двум органам чувств: зрению и слуху. На корню отметаются мысленные чувства героя, рассуждения (за редким исключением), личностные оценки.

Рассмотрим пример

"Унылый бюрократ, стоя возле подоконника в кабинете, с безразличным видом поливает тощий кустик в горшке, в мыслях кляня ненавистного директора."

Нет, нет и ещё раз нет - сценарий обречён отправиться в мусорку. С таким материалом работать нельзя. Превращаем в сценарий, на выходе получаем.

"Человек с унылым лицом поливает тощий кустик в горшке".

Как показать зрителю незримое?

“Кабинет. Заваленный бумагами и канцелярскими принадлежностями стол. Портрет с надписью "директор". Человек в поношенном костюме поливает кустик в горшке, взгляд устремлен на картину, вода из лейки проливается на подоконник, губы шепчут: ненавижу”.

Зритель самостоятельно делает требуемые выводы. Крайне не рекомендуется расставлять акценты камер, советовать актёрам подробные планы действий. Это заметно снижает шансы получить одобрение. Почти весь сценарий - общие штампы. Задача сценариста: точно и лаконично описать происходящее. Детали прорабатываются постановщиками и актёрами.
Сюжет. План. Проработка.

Дилетанты считают, что достаточно начать текст - а там что-то, да получится. Так делать не следует - перед созданием сценарием должен быть составлен план всех основных событий. Сценарий начинается с идеи. Человек что-либо делает. Главный герой получает цель и мотивацию её добиться. Идея готова? Пора строить опорные пункты сюжета:

Экспозиция. Начало фильма. Единственный шанс заинтересовать зрителя, познакомить местом действий и главным героем. Успешность фильма в немалой степени определяется глубиной отождествления зрителя с главным героем. Не следует нагружать сцену биографическими данными, деталями характера, суетливыми действиями. Приветствуются общие штампы: типичный обыватель - парикмахер, механик, таксист... либо человек немалой силы - мастер боевых искусств, лидер серьёзной организации, человек с неординарным интеллектом. Важно показать героя в привычном быту.
Первая поворотная точка. Происходит нечто, что полностью разрушает привычный уклад жизни героя. Появляется мотивация действовать не по заданным шаблонам. Зритель должен получить общее представление о фильме. Развитие событий, жанр. Сценарист обязан учитывать категорию зрителей и учесть их интересы.
Второй акт. Нарастающая лавина препятствий. Планомерное обострение проблем - зритель остаётся в напряжении. Герой ценой немалых усилий преодолевает препятствия. Время удивить зрителя, развернуть сюжет с ног на голову.
Мидпойнт. Главный злодей - жертва обстоятельств, друг - предатель, проблема - незначительна перед более глобальной, цель героя - ошибочна.
Второй акт. Часть вторая. Герой вновь преодолевает препятствия. Добирается до источника проблем.
Финальная битва. Смертельная битва с человеком, причиной катаклизма, угрозой мирового уровня. Главный герой может выйти победителем, сломить проблему ценой собственной жизни, либо проиграть. Важно оставлять героя в безвыходном положении до последних мгновений. Если герой выживает - обязано быть логическое объяснение. Спасательная верёвка, появляющаяся в кадре раньше. Зритель должен почувствовать: как же, как же я раньше не сообразил?

Почти беспроигрышный вариант сценария готов. Теперь предстоит самый и сложный и долгий этап - найти продюсера. План действий давно обкатан и широко известен:
Копии сценария отсылаются во все кинокомпании и телестудии.
Друзья, знакомые перетряхиваются на возможность знакомства с продюсерами.
Копии сценария отправляются во все конкурсы, любые мероприятия, где бывают продюсеры.
Исследуются социальные сети - продюсеры там водятся в солидном количестве, но редко соглашаются читать сценарии.

Эффективны конкурсы сценариев, куда продюсеры самостоятельно приходят, будучи готовы платить за зацепившую работу. Выложить свой труд можно на следующих ресурсах:
http://www.screenwriter.ru/
http://vsekonkursy.ru/
http://snimifilm.com/

Интересным вариантом является известная биржа сценариев http://ezhe.ru/vgik/

Прелесть данного ресурса заключается в том, что можно не только продать свой текст, но и найти заинтересованных в сценаристах людей - получить готовенький заказ на исполнение работы.

Все пункты опробованы? Тогда остается только искать новые варианты и ждать. Иные сценарии могут внезапно оказаться одобренными даже спустя год после подачи заявки. Залог успеха - талант, терпение и безграничное упрямство.

Как стать сценаристом (для начинающих)

"Чтобы научиться писать хорошие сценарии, вовсе не нужно быть хорошим писателем" А. Молчанов

Профессий много, но прекрасней всех кино, или, на худой конец, телевидение. Кто в этот мир попал, уж как-нибудь да постарается остаться здесь навеки. Вопрос в другом – как именно попасть в этот мир?

Во времена Сименона у каждого журналиста лежал в столе недописанный роман. Времена изменились. Мы все глядим в Родригесы и Федоры Бондарчуки. Теперь у каждого журналиста лежит где-нибудь в секретной папке на рабочем компьютере киносценарий. Однако у романа есть одно очень большое отличие от сценария. Найти читателей для романа не так сложно. Его можно послать в издательство, выложить в интернет или прочитать вслух в недобрый час забредшему в гости другу. Если роман хорош, издательство его напечатает, интернет разнесет по всему свету, а друг останется другом. Сценарий, даже очень хороший, предназначен не для чтения. То есть неплохо, конечно, если его интересно читать. Но самое главное – должно быть интересно смотреть кино, которое снимут по этому сценарию.

Как не надо

Чтобы появился хоть малейший шанс на то, что это кино будет снято, нужно выучить множество обязательных к исполнению правил. Все начинающие сценаристы совершает одинаковые ошибки, по которым знающий человек с одного взгляда определяет дилетанта. Ваш покорный слуга не исключение.

Вот они, эти ошибки.

1) Проза вместо сценария.

«Он вошел в полутемный кабинет и огляделся. Его сердце громко билось. Он подумал о том, что сейчас узнает, кто убил старушку. Даже если ему самому придется при этом погибнуть. Но сейчас это было для него неважно…» мама дорогая, какая паршивая проза. А теперь представьте, что это сценарий. Как вы думаете, до какого слова успеет дочитать режиссер, прежде чем погибнуть, как ваш герой, только не от страха, а от отвращения? До слова «вошел».

В сценарии эта сцена должна выглядеть вот так:

<ГЕРОЙ входит в кабинет, оглядывается >.

Все остальное – от лукавого. Раскрою страшную тайну. Сценарист может даже писать с ошибками. Главное, чтобы его режиссер понимал.

2) Действие не движется.

<Герой входит в кабинет, оглядывается, убийцу не видит, принимается поливать цветы. Потом долго смотрит в окно. Потом выходит на улицу и едет кататься на велосипеде. Потом помогает старушке перейти через дорогу. И на другой стороне дороги встречает убийцу и хватает его >.

Вы скажете, что тем самым вы хотели показать зрителям, что ваш герой любит цветы, склонен к созерцанию, ведет здоровый образ жизни и помогает старушкам, в отличие от убийцы. Только все ваши зрители сбежали из кинотеатра еще во время поливки цветов. Вы не сдаетесь, вы потрясаете томиком Чехова. Дескать, у Антон Палыча три часа люди пьют на сцене чай, а тем временем рушатся их судьбы. Так, между прочим, у Антон Палыча главное-то как раз не чай, а судьбы. Научитесь так – будете драматургом номер два. После Чехова.

В общем, выбрасывайте все лишнее:

<ГЕРОЙ входит в кабинет, оглядывается. Видит убийцу, хватает его >.

3) Затянутые диалоги

Сам грешен. Написал однажды диалог на семь страниц, за что был зверски бит продюсером. Каждая сцена, каждый персонаж, каждое слово диалога в вашем сценарии должны двигать действие к развязке. А то получается что-нибудь вроде:

<Входит убийца.

ГЕРОЙ
Добрый вечер.

УБИЙЦА
Здравствуйте.

ГЕРОЙ
Неплохая сегодня погода.

УБИЙЦА
Вчера было лучше.

ГЕРОЙ
А я тут, знаете ли, цветы хотел полить.
Смотрю, цветы растут, а их никто не
поливает.

УБИЙЦА
Да, все время про них забываю.

ГЕРОЙ
А я люблю цветы. Маргаритки, розы. Эти,
как их, кувшинки… >

Дальше три страницы про цветы, потом еще три про велосипеды, а потом как-нибудь и о старушках речь зашла. И вдруг герой ему в лоб: а вы и убили-с!

Ни в коем случае! Максимум:

< ГЕРОЙ
Стой, убийца!

УБИЙЦА
Нет!

Герой хватает убийцу. >

Чувствуете разницу? То-то же.

Как надо

Для начала вы должны придумать историю. И придумать ее от начала до конца. Составьте синопсис – небольшой пересказ истории на полторы-две странички. Второй этап – поэпизодник. Опишите вкратце каждую сцену, что в ней будет происходить. В полнометражном фильме должно быть около 40 сцен, в серии телесериала – 15-20. На стадии поэпизодника уже можно понять, правильно ли построен сюжет. Он обязательно должен включать в себя следующие элементы:

1) ЭКСПОЗИЦИЯ. Где происходит действие, кто герои. Но это не должен быть получасовой пересказ биографий с кадрами семейной хроники и закадровым голосом. Герой угоняет машину, за ним гонятся полиция, он выезжает на мост и прыгает с моста с парашютом – отличная экспозиция фильма «XXX».

2) ПЕРВАЯ ПОВОРОТНАЯ ТОЧКА. Самое время задать вопрос, на который отвечает ваш фильм. Если уж мы заговорили об «XXX», помните момент, когда героя похищают спецслужбы? Вот это оно.

3) ВТОРОЙ АКТ. Герой преодолевает препятствия. Убивает врагов, пытается завоевать любовь, строит электростанцию.

4) МИДПОЙНТ. Друг оказался предателем, любимая женщина влюблена в лучшего друга, герой узнает, что вместо электростанции он делает атомную бомбу, которая уничтожит весь мир.

5) ВТОРОЙ АКТ. Друга – закатать в бетон, любимую женщину – или забыть, или отбить, атомную бомбу – взорвать в безопасном месте.

6) ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЦЕНА. Последний поединок с бывшим другом, объяснение с любимой женщиной, взрыв бомбы.

7) ТРЕТИЙ АКТ. Сражаясь с предателем, герой находит новых друзей. Борясь за любовь, утрачивает смысл жизни и выбрасывается из окна. После взрыва бомбы начинает выращивать радиоактивные яблочки.

Когда поэпизодник готов, остается только написать диалоги. Только покороче, я вас умоляю! И не забудьте об оформлении. Это прозаик может сдать в издательство рукопись на обрывке обоев.

Сценарий должен быть напечатан шрифтом Courier new. Подробнее об оформлении сценариев можно прочитать в книге Александра Червинского «Как хорошо продать хороший сценарий». Или, к примеру, на сайте www.ruskino.ru.

Куда нести

Ну вот, вы написали гениальный сценарий и теперь не знаете, что с ним делать. И Спилберг не звонит, не интересуется, когда ему приступать к кастингу актеров. Для начала попробуйте разослать свою работу по кино- и телекомпаниям. В одной из десяти компаний ваш сценарий прочитают. Если он хорош, его сразу купят. Честно. Хороших сценариев мало и еще меньше сценаристов, у которых первый же сценарий оказался хорош.

Поэтому старайтесь участвовать во всех конкурсах, которых сейчас проводится великое множество. Цель всех этих конкурсов – найти талантливых сценаристов, а это ведь как раз вы, верно?

Но самый правильный путь – это, конечно, через знакомых. У вас нет знакомых продюсеров? Но, уверяю вас, у вас обязательно есть хотя бы один знакомый, у которого есть знакомый продюсер.

Будьте готовы встретить этого продюсера в любой момент. Говорят, в Лос-Анджелесе у каждого парикмахера лежит в кармане наготове сценарий, на случай, если в его парикмахерской захочет постричься какой-нибудь Клинт Иствуд. Если у вас нет парикмахерской – заглядывайте почаще в ЖЖ. Там точно есть продюсеры. В товарных количествах.

Александр Молчанов

ЗЫ. Да, чуть не забыл. Для того, чтобы стать сценаристом, нужно еще две вещи: талант и везение. До встречи на премьере!

В ожидании чуда

В настоящий момент можно наблюдать такую картину: сценаристы, окончившие профильный вуз, по заверениям знакомого режиссера, «торгуют картошкой на рынке», а те, кто пришел в мир кино со стороны, становятся востребованными. Почему? Соль в том, что те, кто не получил профильного образования, работали с самого первого дня, как стали сценаристами. Им пришла в голову идея — и они начали ее осуществлять. Для того, чтобы начать зарабатывать сценариями, достаточно одного-двух месяцев. Заходите в любую тематическую группу Вконтакте, пишите свое предложение «Пишу сценарии» либо ищите объявление о поиске сценаристов — и вуаля! У вас уже есть первый заказ. За полгода можно вырасти в достаточно умелого сценариста. Многие, кто писал сценарии по объявлениям VK, вырастают до сценаристов сериалов и даже кино.

Что делает студент, поступивший на первый курс? Правильно: он расслабляется. И это касается сценаристов, юристов, докторов — кого угодно. Студент, возможно, и слышал о конкуренции на профессиональном рынке. Но эти страшные слова коснутся его после пятого курса. Они далеко, где-то там. В итоге получается, что человек выходит из вуза с дипломом и в теории он — специалист. Но у свежеиспеченного кадра за плечами почти нет практики. Работы для вуза «по заданию» в расчет не принимаются, так как преподавателям платят за то, что они прочитают студенческие труды, разберут все ошибки, подскажут, что правильно, а что нет. Работодатели же не церемонятся, тем более в мире сценаристов, жестоком и беспощадном. Не жди, когда рак на горе свистнет.

В это время твой коллега продал еще один сценарий.

Креатив креативу рознь

Еще одна проблема, которая корнями уходит в высшее образование — «недокреативность». В вузах слишком много места отведено бюрократии. Творческих людей пытаются учить в общих рамках. Студенты жалуются на то, что система образования перерезает глотку их песне. Когда я училась в Женеве, то любила заглянуть в школу искусств и дизайна. Вход был похож на тоннель в пещеру гномов — он сверкал. На каждом кусочке стены что-то было: мозаика или фрески, статуэтки в стене или граффити. Каждое помещение в этой школе было уникальным, потому что администрация школы приняла интересное решение: сделать здание площадкой для творчества учеников. Не могу сказать, что это не пошло на пользу.

Креативность для сценариста очень важна, архиважна , ведь сценарий начинается с идеи, а идеи просто так не рождаются.

Чтобы сценарист фонтанировал идеями, а именно это качество помогает всегда иметь работу, мало событий, которые происходят в жизни. Вдохновение — полезная привычка, и как любую другую, ее нужно нарабатывать.

Часовой механизм

Срыв дедлайна для сценариста равносилен профессиональному самоубийству. Если постоянно не сдаешь сценарий для сериала вовремя, потом ты просто не найдешь работу. Мир киноиндустрии очень тесен. Если автор хорошо себя зарекомендовал, его передают буквально из рук руки , так как у продюсеров и режиссеров огромный голод на тех, кто достойно делает свою работу.

Если сценарист не присылает сценарий вовремя, не выходит на связь, а уж тем более берет предоплату за серию и исчезает, слухи о нем распространяются со сверхзвуковой скоростью. Это все равно что сделать себе татуировку на лбу «Дедлайны— для слабаков» . Воспитывайте в себе пунктуальность. Не опаздывайте на встречи с друзьями, заведите органайзер, делайте все вовремя.

Нарцисс был неправ

Практика показывает, что самомнение и профессионализм не в ладах. Успешный автор может запросто порвать сценарий и начать заново. У сценариста не должно быть ни капли сочувствия к проделанной работе! Писатель может себе позволить отстаивать свое видение, поэт может защищать свои стихи. Сценарист работает для людей, а не для себя. Его творчество призвано приносить пользу людям. Поэтому он должен сделать все для того, чтобы фильм или серия, снятые по его сценарию, зацепили некие струны в душе каждого. И если продюсер говорит, что эта сцена не цепляет, нужно послушаться продюсера и переписать сцену. Потому что написание сценария —это, прежде всего, работа в команде.

Горячие новости

Для того, чтобы быть востребованным, сценарист обязан быть в курсе последних событий. Нельзя жить в коробке. Просматривайте сайты, на которых анонсируются фильмы в работе — американские и отечественные. Во-первых, это позволяет избежать повтора, во-вторых, идеи рождают новые идеи. Читайте журналы, посвященные искусству, кино, театру, лучше на нескольких языках. Английский для сценариста очень важен: на этом языке написано значительно больше литературы и статей, нежели на русском, плюс знание языка дает возможность предлагать свои услуги на двух рынках труда — российском и международном, а значит, вдвое увеличивает шансы найти работу.

Команда

В любой момент будьте готовы предложить нужного специалиста — дизайнера, композитора, декоратора. И вы станете незаменимы! Профессионала отличает от новичка способность быстро решать проблемы. Клиент, обратившийся с просьбой написать спектакль, получит полный пакет услуг. Он запомнит, что его задачу выполнили намного быстрее, чем он ожидал. После написания сценария ему не пришлось искать декорации или подбирать музыку. Для клиента это удобно, для вас — тем более. Потому что, если вы находите заказы для своих друзей, вы — первый человек, имя которого они вспоминают , когда у друзей спрашивают, кто может написать сценарий. У меня уже есть ладно скроенная команда, и часто мы начинаем работу одновременно. Если у меня заказывают мероприятие или спектакль, мы с друзьями собираемся вместе и действуем, как единый организм.

Важные детали...

...которые совсем не детали. Портфолио, сайт, визитки и прочее, о чем часто забывают сценаристы — это ваш внешний образ. Мы столько внимания уделяем одежде, но забываем про одежду виртуальную. Сайт и группа Вконтакте должны помочь составить о вас правильное представление. Профессионально оформленное портфолио говорит о том, что клиент имеет дело с профессионалом. Визитки увеличивают коэффициент успешности в глазах окружающих в разы. Визитки — нечто из мира руководства, они есть у директора или известного фотографа. Не забывайте про подобные мелочи. Чаще всего разница между кремом из супермаркета и кремом из элитного магазина заметна только по упаковке, но крем из элитного магазина более желанен для большинства. И он стоит дороже.

Лежачий камень

Чтобы быть востребованным, необходимо постоянно расти. Ставьте цели и не застревайте на одном месте. Писать для сериалов — не предел мечтаний, хотя многие сценаристы и этим довольны. После удовлетворения потребностей финансовых обратите внимание на потребности в самореализации. Не задавайте себе стоп-вопрос «Вот получу я Оскар — и что дальше?». Получите — решение найдет вас само.

Когда мы забираемся на очередную ступень мастерства, нам открываются новые горизонты.

И следующие ступени.

Нужно быть невероятно талантливым и бесконечно терпеливым, чтобы стать выдающимся сценаристом. Вам понадобится немало времени, чтобы достичь понимания и успеха. Возможно, даже несколько лет. Известны сценаристы рекомендуют в начале иметь на всякий случай еще одну или даже две работы. А еще готов сценарий. Вы никогда не знаете когда и где встретите того, кто поверит в написанное вами. Может это произойдет через месяц, а может через пять лет.

Но если вы любите любые истории, окружающую действительность, тексты и, конечно, кинематограф, то не бойтесь круто изменить жизнь и стать сценаристом. Чем позже, тем лучше, потому что весь приобретенный опыт вам пригодится в создании сценариев. Команда также хочет помочь вам в этом, потому подготовила для вас несколько советов, которые помогут или хотя бы натолкнут на то, чтобы стать сценаристом.

Полюбите это дело
Без любви не бывает ничего. Делайте только то, что вам нравится. Работайте над тем, что приносит вам удовольствие. Прислушайтесь к себе и убедитесь быть ли сценаристом это именно то, для чего вы созданы. Вы любите слушать/читать/пересказывать разные истории? Искать во всем подтекст и анализировать причины различных ситуаций? Если так, тогда сценарное искусство для вас. Начинайте работать в этом направлении.

Много учитесь!
После того, как вы окончательно решили, что хотите быть сценаристом, необходимо выбрать для себя способ обучения. Оно может быть специализированное в учебном заведении (высшее образование, курсы, мастер-классы, частные уроки и т.д.) или же самообучения. Если в первом варианте важным является старания, то во втором - самодисциплина. Помните, что вы должны учиться систематически и много. Книги, видеоуроки, просмотр различных фильмов - поможет все. Читайте пьесы и сценарии разных фильмов (как хороших, так и плохих), которые
Также найдите себе круг критиков, которые постоянно будут читать ваши работы, говорить как они все воспринимают, что по их мнению не так. В идеале - иметь среди критиков сценариста, который уже работает в этой сфере. Ведь все же практику теорией не заменить.

Думайте о творчестве
Несмотря на все здесь главное творчество и отточенность ремесла. Не важно где вы учились - важно как! Конечно, профильное образование - это очень круто, но если, кроме диплома, у вас не получается писать ничего хорошего, то звание не поможет. Каждый сценарист, как и каждый человек, - уникальный, видеть все так как видит только он. Творчество очень субъективное, поэтому надо действительно много времени, чтобы найти единомышленников. Не огорчайтесь, если вашу работу не понимают, вы же творите, а творчество трудно понять, его надо чувствовать.

Много пишите
Как писатель должен писать много, так и сценарист. Это главное. Пишите заметки, синопсисы, тритменты и, конечно, сценарии. Придумывайте разные ситуации, разбирайте их к деталям и описывайте. Делайте это как можно понятнее, проверяйте доступно ли вы пишете на ваших критиках. Не надо ждать вдохновения, чтобы писать, это не та профессия. Вы должны быть готовы писать всегда и делать это систематически, независимо от желания.
Главное - создайте ваш идеальный сценарий. Он должен быть полностью готов. Ибо вы никогда не знаете где и когда встретите того, кто скажет: «Пришли мне вечером свои работы - я почитаю и может поработаем вместе». Это может произойти в любой момент и в совершенно неожиданных ситуациях. Конечно, через год или два он вам уже не будет казаться идеальным, тогда вы создадите ваш новый «звездный» сценарий.
Типичные ошибки:
. Проза вместо сценария . Режиссер ставит картину, обращаясь к зрению и слуху зрителей, поэтому при написании нужно отвергать описания размышлений, переживаний или оценок. Кстати, часто сценаристы неграмотны в письме, главное, чтобы то, что он написал понимал режиссер. Перед ним должно вырисовываться действие. Запомните: сценарий - это не литературный текст. Здесь не место метафорам или эпитетам, зритель их не прочтет.
. Затянутые диалоги. В сценарии все развивается на диалогах, откуда зрители узнают об изменениях в сюжете. Поэтому каждая реплика, каждое слово должно приближать к развязке, не надо писать разговоры на 3-5 страниц, если они не развивают истории. Длинные диалоги имеют место лишь для усиления действия и раскрытию фактов.
. Нет развития действия. Все, что описывается в сценарии, так же как и диалоги, должно развивать сюжет. Никто не любит долгих заскучавших сцен, если они не оправданы смыслом. Не надо описывать погодные условия, если они не имеют никакого отношения к рассказу. Выбрасывайте лишнее.

Выберите темы, о которых хотите писать
Подумайте над тем, какие темы вам интересны. Писать о том, что вам самому не нравится не принесет хороших результатов и не будет интересно другим. Это будет ощущаться. Нравятся отношения родителей и детей? Пишите о них! Любите детективные историй об убийствах? Так вперед - опишите убийцу своего сценария. В конце концов, выберите темы, о которых хотите писать. Интересно должно быть всем.

Расскажите о себе
Пришло время заявить о себе! Конкурсы, фестивали, система питчингов - пробуйте все. Участвуйте во всем, что попадается на глаза. Если вы начинающий, то не бойтесь соглашаться на волонтерские предложения. Хорошее портфолио окупит себя.
Лучший путь к тому, чтобы ваш сценарий заметили, - найти независимого продюсера, который заинтересуется вашей работой и возьмет ее в роботу. Подумайте есть ли у вас такие знакомые или у кого-то из друзей есть такие знакомые? Не бойтесь спрашивать/искать/писать/звонить. А здесь уже что надо? Правильно! Нужно иметь готовый идеальный сценарий.
Главное - наберитесь терпения! Все будет.



Станьте режиссером!

Доказано, что если вы работали в сфере кино на каких-то других должностях, кроме сценариста, вы точно будете лучше понимать, как надо писать. Конечно, идеальный способ - хотя бы раз попробовать на себе роль режиссера, даже на несколько минутных короткометражках. Тогда вы будете видеть кадр глазами тех, кому отправляете свои работы и начнете прописывать необходимые детали.

Самое главное
Запомните, что сфера кино не терпит затворничества. Здесь все делается в команде. Вас могут не понять. Это не литература, а вы не писатель, поэтому ничего страшного, если ваш гениальный сценарий перепишут более 20 раз - все на съемочной площадке работают на один результат. Важен именно конечный продукт. Если же ваш сценарий критикуют, указывая на слабые стороны работы, - это бесценный урок, внимательно слушайте! Делайте выводы и работайте еще лучше.
Нужно быть невероятно талантливым и бесконечно терпеливым, чтобы стать выдающимся сценаристом. Сценарист фильмов «Игры детей взрослого возраста», «Бандитский Петербург», «Человек у окна» и др. Илья Тилькин убежден, что это лучшая работа в мире:

«Сценарист — самая прекрасная работа в кино. Провалилась ли картина по вашему сценарию, добилась ли признания — вы всегда на высоте. Ведь вашего сценария никто из критиков не читал. А потому, если фильм ругают: они испортили прекрасный сценарий. Если хвалят: такой блестящий сценарий не смогли испортить даже они. Нет, правда, это лучшая работа в кино. Если не в мире.
При этом сценарист — самая неблагодарная работа в кино. Режиссёров знают все. Сценаристов — никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», — уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста», — рассказывает сценарист в разговоре с «Look At Me» .

Вы тоже пишете сценарии? Тогда . Делитесь своими работами и обменивайтесь опытом с коллегами.

Любой кинопроект – результат работы команды. Режиссёров, а тем более – знают все. А вот авторы сценариев остаются за кадром в прямом и переносном смысле. Студентка «Московской школы нового кино» (МШНК) Фридерике (Рикке) Брин рассказала, как становятся сценаристами, так ли просто писать и что делать, если у тебя украли идею.

Кто идет в сценаристы

У всех разные пути в профессию. Кто-то со школьной скамьи знает, что ему нужно, а другие идут извилистыми дорогами. Рикке окончила факультет журналистики МГУ, успела поработать в Дании и выучить пять языков. До поступления в МШНК у нее уже был опыт написания сценариев.

«На самом деле мне просто нравится рассказывать истории. На протяжении жизни я сталкивалась с неординарными характерами и необычными судьбами», - объясняет Рикке. По её словам, сценаристом становится тот, кто любит и умеет рассказывать истории. А рассказчику всегда нужны слушатели. В отличие от , богатая фантазия авторов фильмов и сериалов более востребована на рынке труда. Дело в том, что кинопроизводство как флагман индустрии развлечений охватывает огромную аудиторию, которая только и ждет новых историй.

Работа не для слабаков

Кому-то может показаться, что писать сценарии несложно. Но это не так. Работа сценариста овеяна флером романтизма, который мешает разглядеть обывателю тяжелый труд и постоянную работу над собой. Некоторые говорят, что сценарист должен быть «одновременно и аутистом, и коммуникатором»: уметь совмещать свое особенное видение и чужой опыт. Но в этой профессии непрерывное генерирование идей должно сочетаться с крепкими нервами.

«Мастер моей сценарной студии Мария Зелинская как-то сказала: «Сценарист – это тот, кто остаётся». И мне кажется, что это очень точные слова. Во время работы над проектом, тебя буквально колбасит: то эмоциональный подъем, когда ты написал хороший материал, то уныние и депрессия, когда тебя раскритиковал заказчик», - объясняет Рикке.

На деле идей или филигранного владения словом недостаточно – сценарист должен прожить за своего персонажа и побывать в его шкуре. Здесь много невидимой работы над образом: нужно понимать, как устроена человеческая психика. Написание сценария - это не только анализ других людей, но и самоанализ. Ради того, чтобы лучше понимать своих героев, Рикке пришлось ходить на курсы по психиатрии. «Часто возникают сложности, когда тебе нужно написать о человеке, который тебе неприятен. Ты, например, себя бы так не повел, а он действует и не краснеет. Но чтобы написать хороший сценарий, нужно принять его систему координат и думать, как он», - поясняет сценарист.

Прокрастинация, супервайзеры и ритуалы

Именно из-за сложности процесса сценаристы любят откладывать на потом. Поэтому у многих из них есть супервайзеры, чья работа заключается в том, чтобы напоминать автору, что он должен сдать сценарий в срок. «Главное сконцентрироваться на своих мыслях и идеях и не давать себе отвлечься. Важно уметь не только начать, но и завершить то, что ты делаешь», - поясняет Рикке.

Помимо этого практически у каждого сценариста есть свой собственный ритуал для того, чтобы приступить к работе над новым проектом. И пишут все тоже по-разному. Одни работают, закрывшись в комнате без еды, другие наоборот постоянно едят за клавиатурой. А некоторые спринтеры перекладывает всё на последнюю неделю, такое тоже допустимо. Ведь, в конечном счете, заказчика интересуют не ритуалы, а сценарий и соблюдение сроков.

Смотреть кино – это часть работы

Помимо этого всё свободное время сценарист восполняет недостаток жизненного опыта и идей общением с незнакомцами, чтением книг и просмотром фильмов. И последнее не менее важно. Если рядовой зритель в кино видит сюжет и картинку, то профессионал замечает и особенности монтажа, и постановку кадра, и работу оператора. «Это становится не столько развлечением, сколько напряжённой мыслительной деятельностью, - признаётся Рикке. - Ты постоянно думаешь, что ты можешь перенять или попробовать воплотить».

3 вопроса для сценариста

Перед тем, как сесть за ноутбук, нужно ответить на три вопроса. Во-первых, о чем ты будешь писать? Во-вторых, почему ты хочешь об этом писать? И наконец, почему именно ты можешь об этом рассказать? Важно разбираться в том, о чем ты пишешь на уровне профессионала. «У меня есть сценарий про и чтобы лучше понять, как работает герой, мне приходилось общаться с представителями этой профессии, - рассказывает Рикке. - Это было необходимо, чтобы лучше понять, как они работают: какая у них специфика, какое расписание, есть ли «профессиональные» шутки - все детали, которые обычные люди не знают. Потому что кино должно быть достоверным и интересным. Ведь кино не только развлекает, но и обучает».

Написал – и забудь

Примерно 30% успеха фильма зависит от качественно написанного сценария. Но большая часть ответственности за конечный продукт лежит на режиссере и операторе. «Для сценариста же важно научиться «отпускать» свои работы. Как говорится, написал сценарий – и забудь. Нужно смириться с тем, что фильм всё равно не будет похож на то, что ты себе представлял. Это сложно: отпускать своего малыша, чтобы дяденька режиссер перекроил его на свой вкус, - признаётся Рикке. - Поэтому для нас важно довести работу до конца и больше не думать о ней».

Бывает и так, что сценарист работает несколько лет, и все равно у него нет фильмографии. Поэтому, если сценарист поставил себе цель вырваться на экран, ему важно снять для начала хотя бы одну короткометражку. Но и это не гарантирует успеха: иногда проекты закрываются или просто перестают финансироваться. Здесь все зависит от удачи, веры в себя, труда и терпения. Ведь сценарист – это тот, кто остаётся. Возможно, потребуется несколько лет, чтобы нашелся тот самый режиссер или продюсер, который рассмотрит все достоинства работы.

Украсть идею проще всего

Часто начинающие не понимают, что готовый сценарий важнее самой гениальной идеи. Потому что идея не имеет авторского права. «Многие жалуются, что воруют не сам текст, а идеи, - рассказывает Рикке. - К примеру, объявляют сценарный конкурс, ты присылаешь идею, а потом через год или два видишь фильм, с сюжетом ужасно похожим на твой синопсис. Но ты не можешь предъявить претензию – это же всего лишь идея. Но это не повод «закрываться» от коллег. Мы в команде не боимся делиться своими мыслями и впечатлениями, потому что любой может написать сценарий по заданной теме. Но это всегда будет разный текст. И каждый такой сценарий обладает авторским правом, несмотря на то, что все писали об одном и том же». Поэтому лучший способ сохранить свою идею – это записать её.

Чаще всего у продюсера уже есть основная идея. Сценаристы получают тезис и каждый из них пишет свой вариант развития событий. Заказчики читают все работы и решают, кто «попал». Если рассматривать небольшой формат, то над сценарием обычно работают три-пять человек. Если это более крупный проект, то к написанию сценариев подключается сразу несколько команд. К примеру, к «Доктору Хаусу» приложили руку более сорока сценаристов.

При работе над небольшим форматом обычно остаются три человека, которые совместно перерабатывают все версии в одну. Так получается первая серия. То же самое делают и со второй серией. То есть конечный сценарий отдельно взятой серии – это комбинация разных взглядов на ситуацию.

Проект начинается с проработки персонажей. Работают сообща по той же схеме: каждый описывает свое видение характера героя, его уклад жизни, привычки, его историю, особенности поведения и манеру говорить, а потом «сливают» всё в один образ.

Сотрудничать с коллегами непросто – очень тяжело принять, что твоя идея не будет использована. Но такая работа помогает видеть достоинства других, стимулирует работать и предлагать новые идеи. Ведь в «авторской комнате» идеи каждого равнозначно важны и интересны. Решения по поводу доминирующей линии сюжета принимает продюсер, режиссер или сам заказчик. Очень редко на доработку поступает авторский сценарий, тогда последнее слово остается за «ведущим» сценаристом.

Как выйти из творческого застоя

Естественно, если сценарист будет сидеть и молчать, его заменят на другого, как перегоревшую лампочку. Но бывает и так, что вся команда впадает в ступор. Для таких случаев есть специальные сценарные игры. Одна из самых занимательных – «15 почему». Есть фраза, к которой нужно придумать историю. К примеру, женщина пришла в паспортный стол, чтобы забрать свой паспорт, но ей его не выдают, говоря, что хозяйка документа мертва. И ты спрашиваешь себя: «Почему её считают мёртвой?». И начинаешь фантазировать. К примеру, это не героиня, а её однофамилица. Тогда почему героиню приняли за другого человека? Потому что внешне они очень похожи. Почему они похожи? Потому что на самом деле они сёстры-близнецы. Почему героиня не знает о сестре? Потому что их разлучили в роддоме. Таким образом, сценаристы могут уйти очень далеко от изначальной идеи про паспорт, но придумать какую-то интересную историю, немного разрядить мозги и увидеть другие варианты поворотов сюжета.

Сколько получает сценарист сериалов

Оплата труда сценариста напрямую зависит от компании и того, чем он конкретно занимается. Минимальная зарплата – 50 тысяч рублей. Но на некоторых каналах сценаристы могут получать в пять раз больше минимального гонорара – все зависит от проекта и его рейтинга.

Реально ли научиться писать сценарии самостоятельно? Будет очень сложно. Ведь сценарист – это отдельная профессия, требующая не только эрудиции и умения писать. Есть много тонкостей, в которые невозможно вникнуть при самостоятельной работе. В мастерских к каждому студенту прикрепляют специалиста, который выслушивает их идеи, дорабатывает, объясняет и поправляет, а главное – следит, чтобы начатое было доведено до конца. Это самое настоящее второе высшее образование: лекции, семинары, задания, встречи со специалистами и даже летняя практика у потенциальных работодателей. Поэтому если вы решили, что нашли свое призвание, главное не останавливаться и не забывать записывать идеи.