Нк рф

Мировоззрение человека. Основа и принципы мировоззрения

Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

«В каждой молодости,- писал И. А. Бунин,- есть некоторое особенное время расцвета ее, когда кажется, что это время есть лишь начало чего-то бесконечного, что будет еще множество времен, событий, встреч, и все замечательных». Человек в эти годы «все приготовляется к чему-то, хотя и не знает к чему - и странно - об этом мало заботится к чему, как будто совершенно уверен, что само найдется».

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Он часто оказывается в ситуации Алисы в стране чудес: «Ты... кто... такая?- спросила Синяя Гусеница.- Сейчас, право, не знаю, сударыня,- отвечала Алиса робко.- Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». Но, в отличие от Алисы, юноша склонен утверждать, что всегда говорил и думал одно и то же.

Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле - это нормальное свойство ранней юности. Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский (1972), потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,- одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориента-цию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу?

Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

Это не значит, конечно, что и самоанализ - «излишество» человеческой , от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно «данными» ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично, причем в постановке мировоззренческих проблем для нее характерно то же противоречие между абстрактным и конкретным, что и в стиле мышления.

Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально и на него ждут универсального, годного для всех ответа. «Столько вопросов, проблем мучают и волнуют меня,- пишет восьмиклассница.- Для чего я нужна? Зачем я появилась на свет? Зачем я живу? С самого раннего детства ответ на эти вопросы мне был ясен: «Чтобы приносить пользу другим». Но сейчас я думаю - что же такое «приносить пользу»? «Светя другим, сгораю сам». В этом, безусловно, и есть ответ. Цель человека «светить другим». Он отдает свою жизнь работе, любви, дружбе. Человек нужен людям, он не зря ходит по земле». Девочка не замечает того, что в своих рассуждениях по сути дела не продвигается вперед: принцип «светить другим» столь же абстрактен, как и желание «приносить пользу».

Трудности юношеской рефлексии о смысле жизни - в правильном совмещении того, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) - необходимая психологическая предпосылка постановки мировоззренческих проблем.

Но совмещение ближней и дальней перспективы дается человеку нелегко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности. Юность - прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность - вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие. «Вечный юноша», каким он известен по художественной литературе и психиатрической клинике, - вовсе не счастливчик. Гораздо чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не пустил глубоких корней в важнейших сферах жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость могут казаться привлекательными на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько неприкаянность. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать.

Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни - значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» (А. С. Макаренко) и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента , радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

Педагогу важно знать, представляет ли старшеклассник свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно - плохое или хорошее), что «само придет». За этими (обычно неосознанными) стоит целый комплекс социальных и психологических проблем.

С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.


Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т.д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания . Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства . Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности . Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.


Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.


Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в , природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.


Книги, меняющие мировоззрение человека

  1. Бразильский писатель Пауло Коэльо . Особые интерес представляют работы под названием «Алхимик», «Паломничество» .
  2. Книги, которые меняют мировоззрение, пишут многие знатоки психологии. Среди них Луиза Хей , которая многим помогла пережить негативные эмоции, изменить свое мышление и даже исцелиться от некоторых недугов, ведь что такое мировоззрение – это система ценностей, а ее можно поменять, если она ухудшает качество жизни.
  3. Еще один автор – Алекс Байхоу . Его труд «Привычка быть счастливым» является кратким курсом по саморазвитию, где рассказывается о том, как управлять своими привычками ради достижения такой цели, как счастье.
  4. В своей рукописи «Белая книга» Виктор Васильев приводит психологические приемы, которые предоставляют возможность изменить себя как личность, ведь что мировоззрение такое – это свое «Я», но если внести лишь некоторые штрихи к своему , можно изменить взгляд на жизнь.
Школа Юрия Окунева

Всем доброго времени суток! С вами снова Юрий Окунев.

Появлялось ли у вас хоть раз острое ощущение того, что что-то в вашей жизни нужно изменить? На каком-то подсознательном уровне вы чувствуете, что следуете не по тому пути, о котором мечтали?

Если это так, то вам чрезвычайно полезно будет узнать, как изменить свое мировоззрение, ведь именно оно зачастую не дает нам двигаться в намеченном направлении. В итоге, в какой-то момент мы оказываемся достаточно далеко от той чудесной жизни, которую видели во снах. И пока не поздно, эту ситуацию нужно менять!

Если вспомнить, что мировоззрение - это , то изменить эту систему можно, изменив ракурс, с которого вы смотрите на все происходящее вокруг и внутри вас. Сделать это крайне непросто. Особенно тем, кто уже выработал целый арсенал привычек, взглядов и мнений. Но если вы действительно хотите изменить жизнь к лучшему, то начать придется именно себя.

Например, нужно будет научиться воспринимать чужих людей более позитивно и дружелюбно. Или, допустим, побороть страх публичных выступлений. Быть может, придется отказаться от выжидательной тактики типа «посижу на берегу, подожду, пока проплывет труп врага» в пользу метода «сейчас пойду и отстою свою права». И так далее.

В результате, вы, как минимум, получите бесценный опыт. Ну, а в идеале - станете счастливым человеком, который живет так, как ему нравится. Заманчиво, правда?!

Механизм коррекции системы взглядов

Предлагаю некоторые общие правила, которые будут уместны абсолютно в каждом случае. Такая себе пошаговая инструкция для коррекции мировоззрения.

Шаг 1. Понять себя

Спрашиваете, можно ли изменить закоренелые взгляды? Еще как! Но для начала придется выяснить, что именно в текущем положении вас не устраивает. Почему вы вообще задумались о необходимости перемен? Что смущает, настораживает, огорчает? А теперь подумайте, почему именно.

Например, вам не нравится работа. У вас неплохая зарплата, приятный коллектив, вежливая понимающая администрация (да вы, уважаемый, везунчик!), но каждое утро вам приходится буквально заставлять себя тащиться в ненавистный офис. Возможно, вы мечтали работать совсем в другой сфере? Возможно, вам по душе более активный/пассивный график? Возможно, не хватает возможности выразить свои лидерские/творческие/организаторские способности?

Шаг 2. Список №1

После того, как вы примерно обрисовали суть проблемы, напишите список тех вещей, которые нужно изменить.

Если продолжим работать с уже взятым примером, у нас получится:

  • Изменить сферу работы.
  • Найти работу, где бы можно было целыми днями мотаться из одного конца города в другой/сидеть за столом, перебирать бумажки.
  • Найти должность, на которой можно было бы командовать/творить/работать спокойно.

Шаг 3. Список №2

Теперь вам нужно составить чек лист более конкретных задач, которые требуется решить для получения желаемого.

Например:

  • Изложить свои пожелания относительно желаемой работы своему начальнику. Возможно, решение проблемы будет более простым, чем вы ожидали.
  • Написать новое резюме с учетом новых требований к работе.
  • Разослать резюме.
  • Промониторить компании, которые могут быть потенциально интересными для вас.
  • Сделать адресную рассылку резюме.

Шаг 4. Список №3

Я буду безгранично рад, если ваши желания будут совпадать с вашими возможностями. Но так случается далеко не всегда. Поэтому, скорее всего, придется параллельно составить список того, что необходимо изменить в себе для достижения намеченного.

  • Побороть страх перемен.
  • Стать более активным и целеустремленным, уверенным.
  • Записаться на тренинги для управленцев/организаторов.
  • Пойти на курсы по повышению квалификации.
  • Обучиться новой профессии.

После того, как все пункты обозначены, вам ничего не останется, как неукоснительно придерживаться их. Не забывайте - теперь у вас начинается новая жизнь, а потому старые привычки, страхи, убеждения оставьте в прошлом.

Вспомогательные инструменты

Окажут очень мощную информационную и психологическую поддержку добротные фильмы, статьи и книги, ставящие целью мотивировать человека. Вам подойдут:

  • Биографии и мемуары людей, своими силами добившихся успеха: Франклин, Форд, Джобс, Акио Морита, Ричард Бренсон и др.
  • Работы о природе и механизмах нашей психики, источниках наших страхов, сомнений и вдохновения: Николай Козлов , Эрик Берн , Виктор Франкл , Рон Хаббард и многие другие авторы уже проделали в этом отношении колоссальную работу.
  • Исследовательские труды на тему развития и функционирования общества, здоровья, финансового благополучия.
  • Жизнеутверждающие книги, которые дарят мощный заряд оптимизма и надежду на лучшее. Из этого ряда «Чайка по имени Джонатан Ливингстон » Ричарда Баха, или «Как стать лучшей версией себя » Дена Вальдшмидта.
  • Следующие статьи, в которых я дам более полный список вдохновляющих и меняющих мировоззрение книг и фильмов.

Кроме этого, мощную теоретическую подготовку и крепкую практическую поддержку вы найдете на моем

Это то, без чего человечество не достигло бы таких высот в современности, - до наших дней попросту бы не дошли познания предков, опыт которых передавался из поколения в поколение. Структура мировоззрения сама по себе достаточно сложна, она сочетает в себе совокупность информации о мире, окружающем человека, а также ее восприятие; отношение личности к своему "Я"; жизненные устои и принципы; мораль, этику и духовный мир каждого отдельного человека.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. На то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияют различные факторы:

  • Окружение человека с первых дней его жизни. Семейные традиции и то, как родственники общаются между собой, ребенок перенимает, считая нормой. Это первые ступени в образовании мировоззрения. Общение в детском саду, школе со сверстниками, а затем студенческая, взрослая жизнь даруют новый опыт и цели.
  • Местность, где человек появился на свет. Страна, в которой родился новый член общества, ее история, обычаи народа, населяющего данную территорию, - структура мировоззрения все это объединяет в единое целое, в будущие достижения человека.
  • Вероисповедание. Мировых религий достаточно много, и они значительно влияют на восприятие личностью происходящего вокруг. Каждая вера обогащает духовную жизнь человека, предохраняет от неправильных и опасных поступков. Каноны некоторых признанных религиозных организаций направлены на объединение людей, поддержку близких и нуждающихся.

"Подкормка" мировосприятия свежими эмоциями, историей, способствует быстрому формированию индивидуальности личности. В зависимости от факторов, воздействующих на повседневную жизнь человека и эмоций, испытываемых обществом и непосредственно им самим, видение мира может быть как оптимистичным, так и пессимистичным.

Пути формирования

Существует всего 2 варианта развития мировоззрения:

  1. Активный (осознанный) . Человек использует дополнительные возможности для получения информации, дабы создать свой собственный, индивидуальный взгляд на жизнь. В этом ему помогают различные исторические документы, психологические тренинги, философские издания. Индивидуум прилагает все свои внутренние силы, изучая особенности мировоззрения и разрабатывая для себя новые цели, устои и идеалы.
  2. Пассивный (стихийный) . Большая часть современного общества использует данный путь формирования мировоззрения, получая информацию из легкодоступных источников, подстраиваясь под окружающие их условия. Как итог - человек, избравший пассивный вариант роста восприятия мира, в стремлении стать таким, как все, теряет свою индивидуальность.

Структура

Структура мировоззрения - это несколько аспектов, взаимосвязанных между собой:

  • Знания . Данная часть включает в себя информацию, получаемую с первых моментов понимания окружающей обстановки. Знания играют важнейшую роль в жизни человека - именно благодаря им индивидуум легко ориентируется в пространстве. Чем больше объем усвоенной информации, тем тверже и устойчивей жизненная позиция. Знания, образующие мировоззрение, могут быть научными, практическими и профессиональными.
  • Эмоциональность . То, как реагирует человек на различные жизненные ситуации, также является компонентом мировосприятия. Отрицательные и положительные эмоции, а также нравственность и чувство долга впоследствии формируют у индивидуума собственный взгляд на окружающий мир.
  • Ценности . Отношение человека к происходящему вокруг него, согласно его пониманию собственных стремлений, потребностей, смысла жизни и интересов. Ценности в мировоззрении бывают трех видов: значимые (предметы, события и люди, вызывающие сильные эмоции); полезные (практическая сторона жизни, одежда, еда, кров, знания, навыки); вредные (негативное отношение к чему-либо или кому-либо, к поступкам, ситуациям, к примеру, к убийству, насилию).
  • Поступки . Осуществление человеком на практике собственных идей и взглядов. Могут быть как положительные (помощь людям, благотворительность), так и отрицательные (экстремизм, неприятие людей с физическими недостатками, военные действия, преступления разного рода).
  • Убеждения . Собственные взгляды индивидуума и общества на жизнь. Они объединяют людей и являются жизненно необходимыми для фанатиков, беспринципно следующих своим ценностям. Убеждения могут быть твердыми, истинными, не поддающимися каким-либо изменениям, а также волевыми, воодушевляющими, заставляющими бороться с препятствиями.
  • Характер . Структура мировоззрения также включает в себя личностные качества индивидуума, без которых формирование устойчивых взглядов на жизнь не представляется возможным. Черты характера, способствующие росту и развитию мировоззрения: воля (достижение поставленных задач), вера (уверенность в собственных силах, доверие к другим людям), сомнения ("самобичевание" в отношении новых знаний или ценностей).


Уровни

Уровни мировоззрения, согласно интеллектуальному, духовному развитию человека, а также наличию у него логического и философского мышления, подразделяются на обыденное восприятие (уровень № 1), профессиональное (№ 2) и философское (№ 3).

Обыденное мировоззрение, оно же бытовое, формируется стихийно, за счет повседневной жизнедеятельности индивидуума. Люди, чье миропонимание "застряло" на первом уровне и не развивается дальше, обычно не в силах логически объяснить какое-либо явление, а также сдержать эмоции в конфликтных ситуациях, - в такие моменты чувства преобладают над здравым смыслом. Данный уровень является базовым, тогда как другие уровни мировоззрения считаются приобретенными. Образуется обыденное видение мира на традициях и обычаях, принятых в обществе, окружающем индивидуума, а также на опыте и инстинктах. Благодаря ему человек может свободно общаться, анализировать, учиться.

Профессиональное понимание мира представляет собой обретение навыков и опыта в определенной сфере деятельности: политике, науке, философии, творчестве, культуре. Человек, обладающий профессиональным мировоззрением, может делиться собственными идеями и мыслями - информация такого рода передается от индивидуума к индивидууму, из поколения в поколение. Стоит отметить, что многие известные политические фигуры, а также философы и деятели культуры имели данный уровень.

Философское (теоретическое) мировоззрение считается наиболее развитым этапом. Достигнув его, человек изучает, критикует, анализирует отношение, принятие/непринятие окружающего мира и своего "Я" как такового. Интересен тот факт, что лишь немногие могут достигнуть данного уровня - философское мировосприятие доступно лишь некоторым выдающимся теоретикам и философам.

Формы

Жизнедеятельность предыдущих поколений налагает свой отпечаток на современное общество. Формы мировоззрения впитали в себя опыт предков, их историю, мифы и легенды, моральные принципы и устои. То, во что верили наши праотцы, также повлияло на создание мировосприятия современных индивидуумов. Чувство и взгляды древних людей на окружающий мир продолжают жить, несмотря на значительные временные промежутки. На сегодня существуют такие формы мировоззрения: общественная, групповая, индивидуальная.

Типы

Существует несколько типов восприятия мира, каждый из которых присущ определенному человеку, с его уровнем развития взглядов, особенностями, эмоциями, поступками, ценностями, чувствами. Типы мировоззрения все без исключения затрагивают каждый жизненный аспект человека, его духовный мир, чувства и мысли. Все они помогают адаптироваться в той или иной ситуации, способствуют получению новых навыков и умений. В некоторых случаях один индивидуум может обладать сразу несколькими видами миропонимания - все зависит от его желания самосовершенствоваться.

Типы мировоззрения, различаемые в современном мире: житейское, мифологическое, научное, гуманистическое. Также выделяются философское и историческое. И еще один тип существует, который мы рассмотрим подробнее, - это религиозное мировоззрение.

Религия - неотъемлемая часть миропонимания

Издавна происходит незримая борьба между религией и наукой. Научные изыскания позволяют человечеству развиваться и побеждать болезни, тогда как религиозные познания обогащают внутренний мир, помогают пережить негативные жизненные моменты. Религиозное мировоззрение является одним из сильнейших и действенных типов восприятия мира. Это объясняется тем, что вера в сверхъестественное, сильное существо, обладающее безграничными познаниями, а также управляющее моральными, нравственными нормами, волей, знаниями и физическими возможностями человека, позволяет сбросить с плеч некоторую часть ответственности за свои поступки. Помимо этого, вера заставляет индивидуума бороться со сложностями и двигаться вперед, собирая группы единомышленников.

Гуманистическое видение мира

Структура мировоззрения гуманистически настроенных личностей представляет собой обобщение принципов гуманизма, а именно человеколюбия:

  • Самое ценное в мире - человек.
  • Каждый индивидуум является самодостаточной личностью.
  • Все люди обладают безграничными силами для самосовершенствования, развития в любых отраслях жизни, а также имеют право проявлять свои возможности и таланты.
  • Любой индивидуум, являющийся частью общества, в состоянии самостоятельно изменить свое мышление, манеру общения, характер.
  • Каждый человек способен саморазвиваться и благоприятно воздействовать на окружающее его общество.

История - часть каждого из нас

Историческое мировоззрение включает в себя мифологическое, религиозное и философское восприятие мира, так как на каждом этапе их развития затрагивались отдельные моменты истории. Мифы, легенды, древние философы, и даже библейские рассказы - все это существовало много столетий назад, а значит, оставило свой след в миропонимании наших предков, так как понятие мировоззрения объединяет не только опыт праотцов, но и их историю.

Мифологическое восприятие

Данный тип видения подразумевает отсутствие разграничений между объективным и субъективным. Мифология позволяет разным поколениям взаимодействовать между собой, несмотря на временные преграды. Для людей, обладающих мифологическим мировоззрением, легенды и мифы народов считаются реальностью, они помогают формироваться моральным и этическим устоям человека.

Житейское видение мира

Житейское или обыденное восприятие базируется на информации об опыте близких родственников, передающейся из поколения в поколение. Образуется житейское понятие мировоззрения благодаря повседневной жизни, обозначению предметов и их роли в окружающем мире.

Научное восприятие

Данный тип полностью опирается на точные мысли, конкретику, факты, лишенные субъективности. Человек, которому присуще научное мировоззрение, рационален, расчетлив и холоден. Так сложилось, что наука, философия и история имеют неразделимую связь и многочисленные общие аспекты. Однако научный тип видения мира на каждое необъяснимое явление позволяет найти обоснованные ответы, в отличие от исторического, включающего в себя мифы и легенды.

Философские взгляды на жизнь

Философия и мировоззрение являются практически неразделимыми понятиями. Видение мира, согласно данному типу, базируется на теории, подкрепленной научными и природными обоснованиями, а также на логически объяснимых реальных (как личных, так и общественных) явлениях. И философия, и мировоззрение любого типа не имели бы место в современности, если бы они не были тесно связаны с историей. Философские учения гласят, что человек, обладающий таким видением, обязан посвятить свою жизнь изучению мира и бесконечному поиску истины.

Что собой представляет мировоззрение? Краткое определение

Обобщение поступков человека, его желания, отношение к людям, бесценный опыт предыдущих поколений, повседневная деятельность, работа над собой - все это включает в себя мировоззрение. Кратко описать своеобразное мировосприятие отдельного человека не представляется возможным, так как все личности индивидуальны, а значит, у каждого свое собственное, сложившееся понимание мира. Дословно мировоззрение расшифровывается как "взирать на мир", смотреть на него и испытывать определенные эмоции, принимать его таким, каков он есть, либо отвергать, создавая собственный внутренний мир.

Роль мировоззрения в существовании человечества

Перенимая опыт от поколений, ушедших в прошлое, никто не задумывается, как именно он усваивается и позволяет двигаться человеческому обществу дальше. Красивое слово "мировоззрение" для некоторых личностей является пустым звуком, а для многих данный термин обозначает одновременно историю, науку, внутренний мир человека, духовность, надежное подспорье в достижении поставленных целей.

Что же дает индивидууму мировоззрение? Сложившееся, устойчивое и здоровое мировосприятие позволяет человеку легко адаптироваться в социуме, самосовершенствоваться. Благодаря этому он не видит преград в решении задач, добивается повышения на службе, быстро находит объяснение происходящему. Мировоззрение дарит своему обладателю возможность правильно расставлять приоритеты и определять жизненные ценности. Видение мира - это нечто большее, чем просто взгляды одного человека. Мировоззрение - это мысли и возможности всего общества, "двигатель", толкающий эволюцию вперед.

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.