Нк рф

Скачать презентацию свобода и ответственность обществознание 11. Презентация к уроку обществознания "свобода в деятельности человека"

Разделы: История и обществознание

Цели и задачи:

  • Обучающие: ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.
  • Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся.

Тип урока : формирование новых знаний.

Форма урока : урок-проблема с использованием мультимедийной презентации.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация урока в POWER POINT (Приложение 1), задания для групп (приложение 2), тесты (приложение 3).

Учебник:

  • Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2010.
  • Е. Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс (профильный уровень). М., «ВАКО» - 2010.

Ход урока

1. Организационный момент

Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники положили на правую сторону, ручку – на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно смотреть только на меня и т. п.

Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?

Издавна человек пытался приобрести свободу (?)

Докажите или опровергните фактами из истории.

Свобода во все времена воспринималась как святыня.

Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь сегодня.

Тема урока: (слайд 2) «Свобода в деятельности человека». Работа с эпиграфом (слайд 2). Мы рассмотрим следующие вопросы: (слайд 3).

  1. Почему невозможна абсолютная свобода?
  2. Свобода как познанная необходимость.
  3. Свобода и ответственность.
  4. «Свобода от» или «свобода для».
  5. Свободное общество.

2. Новый материал.

Свобода – сложный феномен. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Игра «Ассоциации». Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове «свобода» (слайд 4).

Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Проблемные задания для групп (работа с учебником, параграф 12) (приложение 2 ), (слайд 5).

(15 минут на подготовку заданий).

По ходу выступления групп может быть составлен опорный конспект (см. приложение 1).

Почему невозможна абсолютная свобода? (1 группа)

(Слайд 6, при составлении данного слайда использовала материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок»)

  1. Был ли человек когда- либо абсолютно свободен?
  2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?
  3. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. (слайд 7).
  4. Как вы поняли притчу о Буридановом осле.
  5. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …» (слайд 8)
  6. Согласны ли вы с данным принципом?

Свобода как познанная необходимость (2 группа).

  1. Как трактовали категорию свободы мыслители. (слайд 9)
  2. Как вы понимаете смысл их высказываний?
  3. Что в них больше, свободы или необходимости?
  4. Природа необходимости:
    а) сторонники абсолютного предопределения
    б) религиозные деятели другого направления
    в) философы, отрицающие фатализм.

Свобода и ответственность (3 группа).

  1. Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?
  2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?
  3. Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.
  4. Что такое «ответственность»?

«Ответственность – мера принуждения внешнего воздействия» или «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали» (слайд 10).
Свободное общество (4 группа).

  1. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободен, так как …»
  2. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?
  3. Почему они говорят, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть формула «Свобода для»?
  4. Роль государства в поддержании прав и свобод личности. (слайд 11)
  5. А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Первичное закрепление знаний : фронтальный опрос класса по заданиям к документу на с. 147. (слайд 12)

Обобщение и систематизация знаний может проводиться в форме тестирования (приложение 2), (слайд 13):

Самопроверка (слайд 14). Оценка работы обучающихся.

3. Итог урока.

К чему может привести неограниченная свобода выбора?

Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?

Роль государства в поддержании прав и свобод личности?

А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Домашнее задание (слайд 15):

§ 12, задания после §, эссе по заданию 2.


Из французской Декларации прав человека и гражданина (1789). Статья 1 Статья 1 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Статья 3 Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.












Проблемное задание: Каковы границы свободы в деятельности человека, чем они определяются?. Каковы границы свободы в деятельности человека, чем они определяются?. Обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами? Обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами?


«Буриданов осел» чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, и от самого себя. чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, и от самого себя. полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого. полная свобода одного ведет к полному произволу в отношении другого.


Задание: Сторонники первой позиции исходят из акта Божественного творения жизни на Земле. Остается ли при таком понимании необходимости место для свободной воли человека? Сторонники первой позиции исходят из акта Божественного творения жизни на Земле. Остается ли при таком понимании необходимости место для свободной воли человека?




Фрагмент 1: из произведения Н. А. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». (Николай Александрович Бердяев () русский философ, в молодые годы увлекался марксизмом, затем перешел на позиции христианства. В 1922 г. вместе с группой философов был выслан из Советской России. Фрагмент 1: из произведения Н. А. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». (Николай Александрович Бердяев () русский философ, в молодые годы увлекался марксизмом, затем перешел на позиции христианства. В 1922 г. вместе с группой философов был выслан из Советской России.


Вопросы и задания к тексту 1. Разделяете ли вы вывод Бердяева о противоречивости природы человека? 1. Разделяете ли вы вывод Бердяева о противоречивости природы человека? 2. В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека? 2. В чем, на ваш взгляд, проявляется «царственная свобода» человека? 3. Что свидетельствует о его «рабской зависимости»? 3. Что свидетельствует о его «рабской зависимости»? 4. Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних этапах развития свободен или полностью находился во власти необходимости? Какие силы олицетворяли тогда для человека суровую и непреложную необходимость? 4. Был ли человек в своем изначальном существовании на ранних этапах развития свободен или полностью находился во власти необходимости? Какие силы олицетворяли тогда для человека суровую и непреложную необходимость?


Таким образом: Таким образом, уже здесь мы видим разграничение между свободой внешней, достигаемой путем ослабления всех форм социальной зависимости и «покорением природы», и внутренней, связанной с перестройкой всего миросозерцания человека. Таким образом, уже здесь мы видим разграничение между свободой внешней, достигаемой путем ослабления всех форм социальной зависимости и «покорением природы», и внутренней, связанной с перестройкой всего миросозерцания человека.


Проблемное задание: Фрагмент 2: из работы Э. Кассирера «Техника современных политических мифов». (Эрнст Кассирер () немецкий философ. Был ректором Гамбургского университета; с приходом к власти в Германии фашистов эмигрировал, последние годы преподавал в ведущих американских университетах. Фрагмент 2: из работы Э. Кассирера «Техника современных политических мифов». (Эрнст Кассирер () немецкий философ. Был ректором Гамбургского университета; с приходом к власти в Германии фашистов эмигрировал, последние годы преподавал в ведущих американских университетах.


Подумайте … 1. О каких смыслах понятия «свобода» рассуждает автор в этом отрывке? 1. О каких смыслах понятия «свобода» рассуждает автор в этом отрывке? 2. Как он относится к использованию лозунга политической свободы различными политическими партиями? Чем вызвано такое отношение? 2. Как он относится к использованию лозунга политической свободы различными политическими партиями? Чем вызвано такое отношение? 3. В чем смысл свободы как нравственно-этической категории? 3. В чем смысл свободы как нравственно-этической категории? 4. Какое утверждение точнее отражает авторскую трактовку сущности свободы: 4. Какое утверждение точнее отражает авторскую трактовку сущности свободы: человек рождается свободным; человек рождается свободным; человек становится свободным? человек становится свободным? 5. Как вы понимаете положение: тоталитарное государство уничтожает сам смысл свободы, освобождая при этом человека от личной ответственности? 5. Как вы понимаете положение: тоталитарное государство уничтожает сам смысл свободы, освобождая при этом человека от личной ответственности? 6. Как, по-вашему, связаны понятия «свобода» и «ответственность»? Можно ли нести ответственность в условиях «несвободы»? Бывает ли «безответственная» свобода? 6. Как, по-вашему, связаны понятия «свобода» и «ответственность»? Можно ли нести ответственность в условиях «несвободы»? Бывает ли «безответственная» свобода?


. «Я – свободный человек!» 1. Выбор и ответственность являются неотъемлемой частью свободного общества. 1. Выбор и ответственность являются неотъемлемой частью свободного общества. 2.Никто не может заставить человека жить определенным образом. 2.Никто не может заставить человека жить определенным образом. 3.Невозможно навязывать истины. 3.Невозможно навязывать истины. 4.Каждый может научится свободно выбирать. 4.Каждый может научится свободно выбирать.


5.Свободный человек осознает ответственность за свое здоровье. 5.Свободный человек осознает ответственность за свое здоровье. 6.Необходимо активно участвовать в политической жизни общества. 6.Необходимо активно участвовать в политической жизни общества. 7.Анализировать критически осмысливать информацию СМИ. 7.Анализировать критически осмысливать информацию СМИ.




СВОБОДА- главная ценность цивилизованного общества. СВОБОДА- главная ценность цивилизованного общества.... Свободное общество Нет вмешательства государства в личную жизнь. Нет вмешательства государства в личную жизнь. Свободный человек 1. Уважает свободу других 1. Уважает свободу других 2. Имеет свободу выбора 2. Имеет свободу выбора 3. Чем больше свободы, тем больше ответственности. 3. Чем больше свободы, тем больше ответственности.




Page 2 «Свободные установления тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина». (Ф.М.Достоевский) «Свобода есть право делать все, что дозволено законом». (Ш.Монтескье) «Свобода есть право делать все, что дозволено законом». (Ш.Монтескье) «Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой». (Ф.М.Достоевский)


Page 3 Свобода в истории философии Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм понимает свободу как осознанную необходимость. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.


Page 4 Этапы развития идеи свободы 1.Определение свободы как осознанной необходимости. 2.Возможность и способность выбирать. 3.Когда все существующие варианты выбора человека не устраивают, и он обладает силами создать, сотворить новую возможность, до этого не существовавшую.


Page 5 Свобода – это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Что значит быть свободным? Существует ли абсолютная свобода? Каковы границы свободы, чем они определяются? Откуда идут принуждение или необходимость?


Page 6 Абсолютная свобода «Буриданов осёл». «Мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от предвиденья Божьего» (М.Лютер) «Свобода есть осознанная необходимость» (Гегель) Быть свободным – значит познать объективные законы и принимать решения на основе и с учетом этого знания.




Page 8 Человеческая деятельность не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.


Page 9 Свобода человека – основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод граждан. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.


Page 11 Меня не интересует, свободен ли человек вообще, я могу ощутить лишь свою собственную свободу. У меня нет общих представлений о свободе, но есть лишь несколько отчетливых идей. Проблема «свободы вообще» не имеет смысла, ибо так или иначе связана с проблемой Бога. Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у него господин. Эту проблему делает абсурдной то, что одно и то же понятие и ставит проблему свободы, и одновременно лишает ее всякого смысла, так как в присутствии Бога это уже не столько проблема свободы, сколько проблема зла. Альтернатива известна: либо мы несвободны и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ. 1. Что Камю считает основным критерием в определении свободы человека? 2. Как вы понимаете сформулированную автором альтернативу? 1. Что Камю считает основным критерием в определении свободы человека? 2. Как вы понимаете сформулированную автором альтернативу?



Свобода и ответственность личности Подготовила Протасова С.И. Понимание свободы Последствия Если всё однозначно необходимо, если практически нет случайностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе Последствия

  • Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых связей
Свобода – познанная необходимость Свобода- это возможность поступать так как тебе хочется Свобода Свобода- это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира Свобода и ответственность Свобода и ответственность- две стороны сознательно деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Ответственность
  • Ответственность- социально- философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований
Ответственность
  • Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков
  • Только свободная и ответственная личность может полностью реализовать себя в социальном поведении тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени
  • Свобо́да (личности) - способность человека совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами и идеалами. Свобода человека выражается в возможности выбирать и воплощать в жизнь решение в той или иной ситуации.
  • Свобода - один из основных компонентов мирового стандарта демократии и критерий общественного прогресса (свобода слова , собраний , печати ; религиозная свобода , свобода совести и т. п.). Свобода необходима человеку для реализации его социального предназначения.
  • В истории общественной мысли категория свободы всегда занимала важное место. Стремление к обретению свободы сопровождалось поисками устойчивого равновесия между свободами и интересами всех членов общества . Во Всеобщей декларации прав человека говорится, что при осуществлении своих прав и свобод человек должно подвергаться только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других людей.
  • Деятельность человека ограничена природными условиями и социальными нормами , объективно обусловленным ходом развития событий. Необходимость подчиняться им наполняет понятие свободы дополнительным смыслом.
  • Волюнтаризм и фатализм - два типа мировоззрения, в которых в крайней форме выражены два противоположных взгляда на соотношение свободы и необходимости. Волюнтаризм рассматривает волю человека как первооснову всего сущего, которая главенствует над необходимостью, объективными историческими и социальными процессами. Фатализм - абсолютизация необходимости, которая господствует над всеми процессами в мире и предопределяет действия человека, лишая его возможности выбора.
  • Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы. (Д.Б. Шоу)
О. Мальдештам
  • О свободе небывалой
  • Сладко думать у свечи.
  • - Ты побудь со мной сначала,-
  • Верность плакала в ночи,-
  • Только я мою корону
  • Возлагаю на тебя,
  • Чтоб свободе, как закону,
  • Подчинился ты, любя...
  • - Я свободе, как закону,
  • Обручен,и потому
  • Эту легкую корону
  • Никогда я не сниму.
  • Нам ли, брошенным в пространстве,
  • Обреченным умереть,
  • О прекрасном постоянстве
  • И о верности жалеть!
  • Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер)
  • Свобода - это право делать всё, что дозволено законом. (Шарль Монтескье)
  • Не хочу моей свободы, Совесть на мечты менять: Гладки воды, коль погоды Их не могут колебать. Власть тогда моя высо́ка, Коль я власти не ищу».
  • - Гавриил Державин, «Свобода», 1803

Свобода – основанная на позиции необходимости свобода выбора и деятельность с учетом этой необходимости.

Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям.

Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.


Свободу И. Кант понимает как независимость человека от принуждающего произвола кого бы то ни было. Поскольку свобода может быть совместима со свободой каждого другого человека, соответствующей всеобщему нравственному закону, она должна рассматриваться как единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду.


Высшим началом для

И. Фихте является абсолютная свобода, которую должен реализовать в своей деятельности человек.

Человек в своей деятельности абсолютно свободен,но должен действовать в соответствии с принципом долга.


Свобода воли Г. Гегеля означает не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.

Свобода, следовательно, состоит в основанном на познании необходимостей природы, господстве над нами самими и над внешней природой.


Понимая человека, людей как часть Природы, подчиненной ее закономерностям, Спиноза считал, что человек должен смиренно переносить все, что выпадает на его долю, т. к. не в силах ее изменить. «Не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать».Человек тем более свободен, чем более он руководствуется разумом, познающим необходимость природы.


Свобода – это демократия, равенство всех перед законом.

Определяющими в развитии общества Руссо считал духовную жизнь, просвещение, ум, сознание. Он настаивал на необходимости замены общественного неравенства новым состоянием равенства, отличным от прежнего.


Свобода личности

определяется

Субъективные причины

Объективные причины

Связаны с индивидуальными

качествами личности:

Приспособление человека к

социально-экономическим

условиям;

Приспособление к социальным

Успешное усвоение ролевых

функций и т.п.

Связаны со свободой общества:

С господством людей над силами

природы, что характеризуется

уровнем развития производительных

Господство людей над своими

собственными отношениями, что

определяется характером

производственных отношений


СВОБОДА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

СВОБОДА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ

  • наличие гражданских прав, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность;
  • справедливое национально-государственное устройство;
  • всеобщее избирательное право и т.д.
  • свобода от эксплуатации;
  • равноправные экономические отношения;
  • свобода экономического действия и т.д.

СВОБОДА

ДУХОВНАЯ

СВОБОДА

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ

  • свобода как способность человека

действовать на основе познания

закономерностей природного и

социального мира.

  • свобода выбора мировоззрения;
  • свобода выбора вероисповедания;
  • свобода выбора идеологии;
  • свобода духовной пропаганды.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его

ответственность за пользование этими свободами


Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.


Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности :

  • историческая, политическая, нравственная, юридическая
  • индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

«Люди страшатся свободы» (Э.Фромм)

«Человек выбирает себя. Человек делает самого себя, постепенно обретает свою сущность. Нет заданной человеческой природы, индивид создает себя сам» (Ф.Достоевский).