Форекс

Представляющие собой добровольные объединения людей. Потребительское общество – это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц

Государственное и муниципальное управление, а также управление в субъектах Федерации, территориальных автономных образованиях - это управление в территориальных коллективах на основе использования неодинаковой, но публичной власти. Вместе с тем в обществе существует множество других групп, основанных не на территориальном (по месту жительства), а на других признаках. Некоторые группировки складываются естественно, независимо от воли людей (например, деление на классы или социальные слои в обществе), другие создаются осознанно, заявляя о стремлении к общественному благу (например, политические партии), третьи отражают частные интересы своих членов или участников (например, союз охотников и рыболовов), четвертые возникают стихийно (например, толпа, бегущая в состоянии паники в одном направлении). В обществе возникают и антиобщественные группировки (банды преступников и т.д.).

Среди множества группировок выделяются добровольные объединения. Все добровольные объединения можно разделить на четыре группы: коммерческие объединения (товарищества, акционерные общества и др.), которые ставят своей целью извлечение прибыли; некоммерческие общественные объединения, которые имеют целью какие-либо общественные блага (профсоюзы, объединения женщин и др.); некоммерческие объединения, отражающие частные некоммерческие интересы своих членов (общества рыболовов, филателистов, нумизматов, объединения верующих и др.); общественно-хозяйственные объединения (разные формы кооперативов), занимающие промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими объединениями.

Выше уже говорилось о «внешнем» управлении объединениями граждан и других лиц со стороны государства и органов местного самоуправления, которое осуществляется путем принятия общих правил: законов и других нормативных актов. В данной главе речь идет о руководстве добровольными объединениями, «внутреннем» управлении в них. Такое управление имеет особый характер, обладает признаками коллективизма, публичности, самодеятельности. Это общественное корпоративное управление, управление в коллективе, представляющее собой реализацию не государственной власти и не власти местного самоуправления, а корпоративной власти, присущей коллективу.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в разных коллективах корпоративное управление хотя и является общественным по форме, но по сути имеет неодинаковый характер. В акционерном обществе его содержание иное, чем в профсоюзе, а в клубе футболистов - другое, чем в производственном кооперативе. В связи с этим важно различать публичное и квазипубличное, частное корпоративное управление. Первое существует в объединениях, ставящих целью общественные блага, второе - в объединениях, преследующих частные интересы. Члены последних преследуют свои собственные интересы, причем не обязательно только материальные (например, коллекционирование в объединении филателистов), и объединение рассматривают как инструмент для их реализации. И те и другие объединения разнообразны, неодинаково и общественное управление в них.

Хотя добровольные объединения имеют самый различный характер и формы, а управление в них неодинаково, все они обладают некоторыми общими признаками.

Во-первых, как свидетельствует само название, это добровольность объединения. Добровольные объединения создаются не «сверху», а по инициативе физических лиц - граждан России, иностранцев, лиц без гражданства или, напротив, с множественным гражданством. Люди объединяются в них в соответствии со своими убеждениями, интересами, по своей воле. Иногда добровольные объединения создаются по инициативе двух или более организаций, объединяющихся в одну.

Для вступления в объединение в ряде случаев достаточно совместной деятельностиразного рода общественных движениях), зачастую необходимо устное или письменное заявление о желании вступить в объединение, иногда нужно уплатить вступительный взнос (в кооперативе), уплачивать ежегодно или ежемесячно членские взносы (иначе в соответствии с уставом член объединения будет исключен из его состава), внести имущественный пай, приобрести акции и т.д. Члены объединения могут в любое время выйти из объединения по своему заявлению. Наличие имущественной задолженности перед объединением не препятствует выходу (взыскать задолженность можно после выхода в соответствии с нормами гражданского права).

Во-вторых, это явочный порядок создания объединения. Для его образования не требуется разрешение государственных органов или органов местного самоуправления. В России для этого достаточно инициативы, как правило, трех физических лиц, во Франции - двух. Некоторые объединения (например, производственные кооперативы в России) могут быть созданы пятью членами, объединения работодателей - двумя, общественные учреждения - одним лицом. Для создания политической партии в России необходима инициатива не менее 10 членов, которые образуют организационный комитет и готовят проведение съезда партии. Есть и ограничения: при создании партии членами организационного комитета могут быть только граждане России (только они могут состоять в партии), на частных предприятиях в некоторые случаях профсоюзы могут образовываться только с разрешения собственника.

В-третьих, законные цели создания и деятельности общественных объединений. В любом объединении у его членов есть какие-то свои интересы, но союз может быть создан лишь тогда, когда помимо частных интересов у его членов (участников) существуют общие цели и интересы, объединяющие их в коллектив. Эти цели должны соответствовать закону и найти обязательное выражение в уставе объединения, который представляется в государственный орган, принимающий решение о его регистрации и включающий объединение в государственный реестр юридических лиц. Объединение может не регистрироваться, но тогда оно не получает прав юридического лица и его деятельность фактически не проявляется вовне. Объединения, признанные судом (в некоторых странах - парламентом) незаконными, подлежат роспуску. В России Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Запрещение таких объединений в России возможно только в судебном прядке. Иск в суд вправе подать государственный орган, зарегистрировавший данную организацию, прокуратура. Кроме того, деятельность объединения может быть приостановлена (обычно на срок не более шести месяцев) судом, а в некоторых случаях политического экстремизма в России - также прокуратурой и регистратором. Это решение прокуратуры и регистратора добровольное объединение может обжаловать в суд.

В-четвертых, самоуправляемость добровольных объединений. Добровольные объединения действуют в соответствии с положениями закона, который определяет их статус в обществе, отношения с органами государства, субъектов Федерации, автономных образований, муниципальных образований. В своей внутренней жизни добровольные объединения, их члены руководствуются нормами, принятыми объединением, - корпоративными нормами, а деятельность организации направляют созданные ею органы (общее собрание, комитет, правление и т.д.).

Добровольные объединения в РФ создаются и действуют на основе законодательства об общественных объединениях в связи с реализацией гражданами права на объединение. Нормативной основой деятельности общественных объединений в РФ является:

· Конституция РФ (ст.30 предоставляет гражданам право на объединение);

· Федеральный Закон РФ "Об общественных объединениях" от 19.05.95 № 82-ФЗ (в ред. от 17.05.97 г.; 19.07.98 г.)//Собрание законодательства РФ. 1995. - № 21; 1997. - № 20; 1998. - № 30.

Указанный закон является базовым и предусматривает возможность принятия законов, регулирующих деятельность отдельных видов общественных объединений.

Право граждан на объединение включает в себя:

· Право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

· Право вступать в существующие общественные объединения;

· Право воздерживаться от вступления в них;

· Право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Понятие общественного объединения сформулировано в ст. 5 Закона об общественных объединениях.

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей).

Независимо от организационно-правовой формы и вида общественного объединения, все они образуются и действуют на основе одних и тех же принципов :

· Добровольность,

· Равноправие,

· Самоуправление,

· Законность.

Все лица, принимающие участие в деятельности объединения, могут быть подразделены на три группы:

· учредители – это лица, по инициативе которых создается объединение. Учредителями могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения. Учредители созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, а также формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы;

· члены общественного объединения – это лица, чья заинтересованность в решении задач общественного объединения и сама деятельность в нем оформляется документально (индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов объединения). Индивидуальное членство может быть оформлено различным образом: в одних организациях имеется лишь список ее членов, тогда как в других могут выдаваться членские билеты;



· участники общественного объединения – это лица, выражающие поддержку целям данного объединения и (или) его отдельным акциям и принимающие участие в его деятельности без обязательного документального оформления своего участия.

Законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы создания общественных объединений:

· общественная организация,

· общественное движение,

· общественный фонд,

· общественное учреждение,

· орган общественной самодеятельности.

Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на обязательном членстве. Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия. К общественным организациям относятся политические партии, профсоюзы, спортивные, молодежные (Российский Союз Молодежи), творческие (союзы писателей, художников, архитекторов и т. д.) и иные объединения.



Общественное движение – это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественнозначимой политической, экологической, социальной и иной проблемы. В РФ в качестве движений зарегистрированы такие формирования, как движение "Солдатские матери", Межрегиональное движение рабочих предприятий Всероссийского общества слепых, движение "Демократическая Россия", Всецерковное православное молодежное движение (братство).

Общественный фонд – это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи – накопление имущества для реализации социально-полезных целей и не нуждается в массовом членстве. Министерством юстиции РФ зарегистрированы в качестве фондов Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонд), российский благотворительный фонд им. Великой княгини Елизаветы Федоровны, Международный фонд А. С. Пушкина, Фонд международных обменов "Кокусай корю кикин", Экологический фонд России.

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность этого вида объединений состоит в том, что учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления. Примерами учреждений могут быть общественные музеи, стадионы, библиотеки и т. д.

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Например, родительские комитеты в школах, студенческие комитеты в вузах, уличные, дворовые, домовые комитеты, создаваемые населением по месту жительства и т. д.

Порядок создания общественного объединения . Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзах устанавливается законами об указанных видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения. Физические лица могут быть учредителями только по достижении 18-летнего возраста. Учредители созывают общее собрание (съезд, конференцию), на которых должны быть приняты следующие решения:

· решение о создании общественного объединения;

· утверждение его устава;

· формирование руководящих и контрольно-ревизионных органов объединения.

С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным. Требования к содержанию устава общественного объединения установлены законодательством (см. Закон об общественных объединениях ). Государственная регистрация является правом, а не обязанностью общественного объединения. Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции (в этом случае оно не приобретает прав юридического лица). Перечень документов, требуемых для регистрации в органах юстиции, установлен законодательством об общественных объединениях (см. подробнее Закон об общественных объединениях).

На территории РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной, социальной, классовой или религиозной розни.

Виды общественных объединений выделяются в зависимости от территориальной сферы их деятельности:

· общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

· межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

· региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ;

· местное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления.

Международное общественное объединение – это образованное в РФ общественное объединение, в соответствии с уставом которого в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство.

Законодательство отдельно выделяет политические общественные объединения, для которых установлен особый правовой режим.

Политическое общественное объединение – это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе. Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации. Законодательство устанавливает перечень требований, которым должно отвечать политическое общественное объединение.

Политические общественные объединения могут образовываться в форме общественной организации или общественного движения.

Приостановление деятельности общественного объединения . Деятельность общественного объединения может быть приостановлена в случае нарушения законодательства РФ по решению суда. Это делается по заявлению органа, регистрирующего общественное объединение, или прокурора соответствующего уровня. Срок приостановления деятельности объединения устанавливается судом. На этот период приостанавливаются права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации, другие мероприятия, принимать участие в выборах и совершать некоторые иные действия, оговоренные законодательством. Если в течение оговоренного судом срока нарушения устраняются, то объединение возобновляет свою деятельность. В противном случае органа, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности общественного объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации.

Ликвидация общественного объединения. Ликвидация общественного объединения может наступить в следующих случаях:

· по решению общественного объединения (самоликвидация);

· по решению суда (в случае нарушения законодательства в порядке и по основаниям, предусмотренным законом).

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Решение суда о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано.

Взаимодействие государства и общественных объединений выражается в том, что государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддерживает и, с другой стороны, контролирует их деятельность.

Защита прав и законных интересов объединений выражается в том, что они могут обращаться в суд, прокуратуру, иные органы в случае возникновения препятствий для их деятельности, для обжалования решений государственных органов и иных субъектов и т. д.

Поддержка государства выражается в том, что государство оказывает содействие общественным объединениям, например, предоставляет помещения, выделяет льготы (налоговые), ссуды и др.

При этом государство контролирует общественные объединения на предмет соблюдения ими законодательства.

Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом или учредителем общественного объединения.

Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов (политические общественные объединения), могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правотворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства (в том числе и путем формирования общественного мнения). Таким образом, общественные объединения участвуют в политической деятельности.

8.4. Партии в политической системе: признаки, разновидности, соотношения партий и государства

Партии занимают особое положение в политической системе, они являются самым активным из звеньев политической системы. В отличие от многих неполитических образований, общественно-политических структур, партии выполняют чисто политические функции, они создаются специально для участия в политике как особой сфере общественных отношений. От всех иных видов общественных объединений партии отличаются прежде всего своим политическим характером, который выражается в том, что партия стремится стать правящей, завоевать государственную власть для проведения в жизнь своей программы.

Партия – это объединение людей одного политического направления, ставящее своей целью осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.

Современные политические партии, в собственном смысле слова, возникли с XIX в., первыми были партии тори и виги в Великобритании. В России первые партии появились в 1898 – 1903 гг. в результате политических реформ.

Признаки политической партии:

· Партия – это всегда носитель идеологии;

· Партия – это организация, т. е. достаточно длительно существующее устойчивое объединение людей на разных уровнях политики – от местного до международного.

· Цель партии – завоевание и осуществление государственной власти.

· Стремление обеспечить себе широкую поддержку населения (поддержка может быть различной: от участия в избирательной кампании до активного членства).

· Специфическое положение партии в государстве (выражается в связи партии с государственным аппаратом, в том, что члены партий входят в состав парламента, правительства).

Функции политической партии:

· Обеспечение связи между обществом и государством;

· Стимулируют активное участие граждан в политической жизни;

· Оказывают влияние на формирование государственной политики;

· Способствуют развитию политической культуры и политического сознания;

· Осуществляют выдвижение кандидатов на выборах в органы государства всех уровней.

Потребительское общество - это некоммерческая организация, которая создана для удовлетворения материальных потребностей всех ее членов. Устав ПО регламентирует, какие именно виды хозяйствования будут практиковаться в рамках конкретной организации. Любой доход, получаемый компанией, делится между состоящими в обществе людьми. Это принято именовать кооперативными выплатами. Если на общем собрании участники примут решение, что фонды потребительского общества следует тратить на иные нужды, тогда прибыль будет направлена туда.

Важные особенности

Создание потребительского общества всегда учитывает этап разработки документации, регламентирующей дальнейшее функционирование организации. Существует внутренний документооборот. В этих бумагах четко прописывают, каким образом возможна в обществе некоммерческая деятельность.

Вступить в подобное сообщество может всякий дееспособный гражданин страны, достигший совершеннолетия. Это доступно не только для резидентов государства, но и для нерезидентов. Сюда же могут принять и юридических лиц вне зависимости от того, какова их правовая форма. Важным упрощением является отсутствие требований со стороны налоговых органов уведомлять их об изменении количества членов, а также регистрироваться.

Несмотря на то что компания будет иметь уставной капитал, который корректнее называть складочным, его можно менять в ходе деятельности организации. Подобные действия государством допускаются без процедуры регистрации.

Справедливо ли?

Насколько честно работает потребительское общество, кооператив? В классическом случае здесь в идеале соблюдаются основополагающие принципы демократии. Более того, считается, что нет других коммерческих структур, соответствующих таковым принципам в большей степени. Почему? Вот основные характеристики потребительского общества:

  • взносы платят все, обязательно;
  • участие осуществляется по доброй воле;
  • один пай дает только один голос, при этом не важно, как много было внесено средств.

Как работает?

Во многом коллективы, ведущие некоммерческую, коммерческую деятельность без специальной регистрации, стали столь популярны, поскольку ничем не ограничена география их деятельности. В этом плане потребительский кооператив намного удобнее обособленного подразделения. Он позволяет охватывать новые регионы без потерь, бумажной волокиты, взносов и налогов. Если некий пайщик имеет задолженность, иск против него не затронет пай в потребительском обществе, будь то хоть юридическое лицо, хоть частное. Значит, потребительский кооператив сохранит свои фонды вне зависимости от того, каковы кредиторские требования внешних структур.

Если пайщик требует возвращения сделанного им в общество взноса, такая процедура производится без уплаты дополнительных налогов, поскольку считается, что доход как таковой отсутствует. Общество имеет внутренние механизмы привлечения денег пайщиков к разным целям, вправе кредитовать заинтересованных, не получая для этого лицензий. Внести пай, вернуть себе средства можно не только деньгами, но и в материальном выражении, услугами, иными активами.

Потребительское общество - это широкие возможности

Различные общества могут вступать в контакт между собой. В частности, обмен имуществом между такими организациями не облагается налогом. Можно корректировать базу, с которой взымаются налоги: уменьшать на величину, равную членским взносам. Можно также сформировать неделимый фонд. Это в большей степени, нежели закон о потребительских обществах, помогает защищаться от недобросовестных вкладчиков.

Полномочия, которыми наделено потребительское общество взаимного страхования (и другие типы), довольно широкие. Можно формировать различные общества в области медицины, образования, науки и исследований, издательские. Потребительское общество - это организация, которая гарантирует направление средств, получаемых с предпринимательства, в «единый котел», а также обеспечивает членские взносы, уплачиваемые дочерним предприятием. Управление потребительским обществом подразумевает управление всеми объектами, транспортом, землей и жильем, входящими в собственность организации.

Если пайщики получают от общества материальную помощь, на нее необходимо уплатить НДФЛ. Так как члены организации - это не сотрудники, дополнительные налоги не взимаются.

Положительные аспекты

Преимущества, которыми обладает районное, областное потребительское общество (и другие типы):

  • прием юридических, физических лиц;
  • упрощенная система государственной регистрации и налогообложения;
  • сохранность имущества относительно кредиторов, рейдеров;
  • права собственности на различные объекты;
  • формирование фондов, распределяемых между участниками без налогового бремени;
  • формирование защитного неделимого фонда;
  • возврат пайщику денег без вычета налогов;
  • коммерческая деятельность может предполагать дележ прибыли между участниками;
  • отсутствие лицензирования при выдаче кредитов;
  • возможность оказывать пайщикам услуги без получения соответствующих лицензий;
  • возможность формирования кооперативных участков, что исключает регистрацию;
  • экономия на налогах и возврат средств в уставной капитал или непосредственно участникам;
  • целевые фонды могут обмениваться имуществом;
  • владелец располагает своим паем, имеет на это гарантии, работают механизмы управления и наследования;
  • налогообложение при правильно оформляемых бумагах отсутствует (то есть формируется «оффшорная зона»).

Конечно, союз потребительских обществ имеет и некоторые иные положительные аспекты, но они будут определяться индивидуальными особенностями конкретной организации.

Законы: ограничения

На территории Российской Федерации регистрация потребительского общества - не очень сложная задача, но она сопряжена с определёнными тонкостями. В частности, всякое юридическое лицо не может в своем названии использовать словосочетание «потребительское общество», а также соответствующий союз. Конечно, реальные кооперативы, которые основываются на соответствующем законе, могут применять такие словосочетания в наименованиях, но это касается только специализированных организаций. А вот некое юридическое лицо, которому, скажем, пришлось по вкусу звучание слов, взять их в качестве наименования права не имеет.

Как попасть в общество?

Потребительское общество - это такая организация, в которую могут попасть не только физические лица, но и компании, пожелавшие внести пай. Для этого нужно написать по установленной форме заявление, направить его руководителям общества и зарегистрировать по правилам документооборота. Если заявление оформляет частник, он указывает:

  • полное имя;
  • где проживает;
  • дату рождения.

Юридическое лицо предоставляет информацию:

  • где находится;
  • регистрационный номер;
  • полное имя;
  • реквизиты в банке.

В районное потребительское общество вступает даже человек без легального регулярного дохода, пенсионер и лицо с государственными пособиями, стипендиальными выплатами. Если потенциальный участник коллектива относится к одной из этих групп, он должен при подаче заявления уведомить представителя общества.

А примут ли?

Зачастую потребительское общество - это довольно бюрократизированная структура, поэтому заявления на участие не всегда рассматриваются быстро. Закон дает таким организациям до тридцати дней. Бумагу направляют в совет, где руководители принимают окончательное решение. Если таковое оказалось положительным, человек превращается в пайщика, как только вносит вступительный взнос. Сразу придется заплатить и хотя бы часть паевого взноса. Насколько паевой взнос велик, какую часть нужно заплатить сразу и с чем можно потянуть, определяется уставом организации.

Это означает, что граждане создают общественные объединения и вступают в них на добровольной основе в результате свободного волеизъявления.

Принцип добровольности означает и то, что гражданин, не удовлетворенный по каким-либо причинам пребыванием в общественном объединении, может беспрепятственно выйти из него. К сожалению, не всегда в уставах общественных организаций данное условие отражается, и его несоблюдение является нарушением Конституции Республики Беларусь и ст. 1 Закона.

Общность интересов.

Статья 1 Закона выделяет именно то обстоятельство, что общественное объединение создается группой граждан для реализации и защиты общих интересов. Следовательно, оно может выступать только от собственного имени или от имени своих членов, а не от имени всех граждан или каких-то социальных слоев населения.

Совместная реализация гражданских, экономических, социальных и культурных прав предполагает наличие общей цели у объединения, ради которой и объединились его учредители. Наличие уставных целей - неотъемлемый признак любого общественного объединения, без которого создание организации невозможно.

Общественные объединения важный институт гражданского общества, необходимое условие существования демократического государства. Они создаются с разными целями, но все они выполняют одинаковые задачи в обществе:

1. Объединение граждан с определенными одинаковыми интересами (например, история, культура либо научные исследования).

2. Представление интересов групп граждан перед государством, государственными органами.

3. Обеспечение деятельности других институтов гражданского общества.

4. Представление интересов граждан в период между выборами.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь Об общественных объединениях общественные объединения действуют на основе принципов добровольности, самостоятельности, гласности. Кроме принципов, упоминаемых Законом, необходимо также добавить принципы законности и демократичности.

Любое общественное объединение подвергается (или должно подвергаться) контролю. Это обусловлено несколькими причинами. С одной стороны, каждое общественное объединение выступает как субъект права, такой же, как и все остальные субъекты права (граждане, коммерческие юридические лица, государственные органы). В связи с этим ему предоставляются определенные права и оно наделяется определенными обязанностями. Государство заинтересовано в том, чтобы общественные объединения (так же, как и остальные субъекты права) действовали в соответствии с законодательством. Для контроля за соответствием законодательству деятельности субъектов права в той либо иной деятельности создаются соответствующие государственные органы. Такой контроль называется внешним. Отличительной его особенностью является то, что проводится он государственным органом либо иным органом, не связанным организационно с общественным объединением.


С другой стороны, члены общественного объединения также заинтересованы, чтобы оно действовало надлежащим образом. Зачастую такое поведение не закрепляется актами законодательства, а устанавливается документами, принимаемыми самим общественным объединением (уставом, положениями, должностными инструкциями, решениями высших и руководящих органов и т. д.). Для контроля за выполнением положений, закрепленных в названных документах, в структуре общественного объединения формируются специальные органы. Контроль со стороны этих структур называется внутренним, поскольку проводится силами самого общественного объединения.

Таким образом, основным отличием внешнего и внутреннего контроля является статус проверяющих субъектов: во внутреннем контроле это органы самого общественного объединения, а во внешнем иные, главным образом государственные, органы. Однако есть и другие отличия.

Так, внешний контроль должен осуществляться за соответствием деятельности объединения законодательству. Это обусловлено тем, что демократическому государству непременно важно, чтобы все субъекты права точно следовали предписаниям, предусмотренным законодательством. В рамках этих предписаний субъекты права вольны делать все, что им захочется.

Внутренний контроль осуществляется также и за соответствием деятельности внутренним правилам. Это обусловлено тем, что если для государства предельно важно только то, что субъекты права действуют в границах дозволенного законодательством, то для членов общественного объединения важно также и то, чтобы организация, в создании, деятельности которой они принимают участие, действовала определенным образом. Требования к такой деятельности утверждаются самими членами объединения и выступают в виде устава организации, положений об организационных структурах, должностных инструкций, решений высших и руководящих органов и т. д. Осуществление контроля за соответствием деятельности объединения внутренним правилам не исключает внутреннего контроля и за соответствием деятельности объединения законодательству. Это объясняется тем, что для членов объединения важно не только непосредственно деятельность объединения в соответствии с их представлениями, закрепленными определенным образом, но также и то, что эта деятельность будет осуществляться в соответствии с законодательством. Заметим, что подобное разделение полномочий внешнего и внутреннего контроля в нашем законодательстве закреплено не очень четко, поскольку Министерству юстиции Республики Беларусь (а так же Управлениям юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов) предоставлено право контролировать соответствие деятельности общественного объединения уставным документам.

Добровольные объединения в РФ создаются и действуют на основе законодательства об общественных объединениях в связи с реализацией гражданами права на объединение. Нормативной основой деятельности общественных объединений в РФ является:

Конституция РФ (ст.30 предоставляет гражданам право на объединение);

Федеральный Закон РФ "Об общественных объединениях" от 19.05.95 № 82-ФЗ (в ред. от 17.05.97 г.; 19.07.98 г.)//Собрание законодательства РФ. 1995. № 21; 1997. №20; 1998. №30.

Указанный закон является базовым и предусматривает возможность принятия законов, регулирующих деятельность отдельных видов общественных объединений.

Право граждан на объединение включает в себя:

Право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

Право вступать в существующие общественные объединения;

Право воздерживаться от вступления в них;

Право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Понятие общественного объединения сформулировано в ст. 5 Закона об общественных объединениях.

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей).

Независимо от организационно-правовой формы и вида общественного объединения, все они образуются и действуют на основе одних и тех же принципов:

Добровольность,

Равноправие,

Самоуправление,

Законность.

Все лица, принимающие участие в деятельности объединения, могут быть подразделены на три группы:

учредители - это лица, по инициативе которых создается объединение. Учредителями могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Учредители созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, а также формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы;

члены общественного объединения - это лица, чья заинтересованность в решении задач общественного объединения и сама деятельность в нем оформляется документально (индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов объединения). Индивидуальное членство может быть оформлено различным образом: в одних организациях имеется лишь список ее членов, тогда как в других могут выдаваться членские билеты;

участники общественного объединения - это лица, выражающие поддержку целям данного объединения и (или) его отдельным акциям и принимающие участие в его деятельности без обязательного документального оформления своего участия.

Законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы создания общественных объединений:

Общественная организация,

Общественное движение,

Общественный фонд,

Общественное учреждение,

Орган общественной самодеятельности.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на обязательном членстве. Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия. К общественным организациям относятся политические партии, профсоюзы, спортивные, молодежные (Российский Союз Молодежи), творческие (союзы писателей, художников, архитекторов и т. д.) и иные объединения.

Общественное движение - это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественнозначимой политической, экологической, социальной и иной проблемы. В РФ в качестве движений зарегистрированы такие формирования, как движение "Солдатские матери", Межрегиональное движение рабочих предприятий Всероссийского общества слепых, движение "Демократическая Россия", Всецерковное православное молодежное движение (братство).

Общественный фонд - это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи - накопление имущества для реализации социально-полезных целей и не нуждается в массовом членстве. Министерством юстиции РФ зарегистрированы в качестве фондов Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонд), российский благотворительный фонд им. Великой княгини Елизаветы Федоровны, Международный фонд А. С. Пушкина, Фонд международных обменов "Кокусай корю кикин", Экологический фонд России.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность этого вида объединений состоит в том, что учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления. Примерами учреждений могут быть общественные музеи, стадионы, библиотеки и т. д.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Например, родительские комитеты в школах, студенческие комитеты в вузах, уличные, дворовые, домовые комитеты, создаваемые населением по месту жительства и т. д.

Порядок создания общественного объединения. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица -общественные объединения. Физические лица могут быть учредителями только по достижении 18-летнего возраста. Учредители созывают общее собрание (съезд, конференцию), на которых должны быть приняты следующие решения:

Решение о создании общественного объединения;

Утверждение его устава;

Формирование руководящих и контрольно-ревизионных органов объединения. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается

созданным. Требования к содержанию устава общественного объединения установлены законодательством (см. Закон об общественных объединениях). Государственная регистрация является правом, а не обязанностью общественного объединения. Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции (в этом случае оно не приобретает прав юридического лица). Перечень документов, требуемых для регистрации в органах юстиции, установлен законодательством об общественных объединениях (см. подробнее Закон об общественных объединениях).

На территории РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной, социальной, классовой или религиозной розни.

Виды общественных объединений выделяются в зависимости от территориальной сферы их деятельности:

общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ;

местное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления.

Международное общественное объединение - это образованное в РФ общественное объединение, в соответствии с уставом которого в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.

Законодательство отдельно выделяет политические общественные объединения, для которых установлен особый правовой режим.

Политическое общественное объединение - это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе. Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации. Законодательство устанавливает перечень требований, которым должно отвечать политическое общественное объединение.

Политические общественные объединения могут образовываться в форме общественной организации или общественного движения.

Приостановление деятельности общественного объединения. Деятельность общественного объединения может быть приостановлена в случае нарушения законодательства РФ по решению суда. Это делается по заявлению органа, регистрирующего общественное объединение, или прокурора соответствующего уровня. Срок приостановления деятельности объединения устанавливается судом. На этот период приостанавливаются права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации, другие мероприятия, принимать участие в выборах и совершать некоторые иные действия, оговоренные законодательством. Если в течение оговоренного судом срока нарушения устраняются, то объединение возобновляет свою деятельность. В противном случае орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности общественного объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации.

Ликвидация общественного объединения. Ликвидация общественного объединения может наступить в следующих случаях:

По решению общественного объединения (самоликвидация);

По решению суда (в случае нарушения законодательства в порядке и по основаниям, предусмотренным законом).

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Решение суда о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано.

Взаимодействие государства и общественных объединений выражается в том, что государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддерживает и, с другой стороны, контролирует их деятельность.

Защита прав и законных интересов объединений выражается в том, что они могут обращаться в суд, прокуратуру, иные органы в случае возникновения препятствий для их деятельности, для обжалования решений государственных органов и иных субъектов и т.д.

Поддержка государства выражается в том, что государство оказывает содействие общественным объединениям, например, предоставляет помещения, выделяет льготы (налоговые), ссуды и др.

При этом государство контролирует общественные объединения на предмет соблюдения ими законодательства.

Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом или учредителем общественного объединения.

Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов (политические общественные объединения), могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правотворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства (в том числе и путем формирования общественного мнения). Таким образом, общественные объединения участвуют в политической деятельности.

8.4. Партии в политической системе:


Похожая информация.