Кредитование

Какими показателями характеризуется грузовые и пассажирские перевозки. Основные показатели пассажирских перевозок

Железные дороги всегда были одним из основных видов транспорта при перевозке грузов в нашей стране, поскольку перемещение достаточно значимых объемов грузов на большие расстояния другими видами транспорта в России было попросту невозможно. Практически на протяжении всей истории сущест-вования они удерживали первенство по общему объему грузооборота среди других видов транспорта. Только на рубеже XXI в. в силу ряда обстоятельств трубо-проводный транспорт оттеснил железнодорожный на второе место, однако остальные конкуренты еще долго не смогут сравниться со стальными магистралями по объему выполненной работы на рынке грузовых перевозок (см. табл. 15.1).
Таблица 15.1
Грузооборот предприятий транспорта общего пользования, в % к общей сумме Вид транспорта Годы 1940* 1960* 1980* 1990** 1997** 2000** 2003** Железнодорожный 86,60 82,34 53,08 55,38 33,73 39,46 40,65 Трубопроводный 0, 78 3,49 27,97 27,22 56,74 55,07 55,36 Морской 5,13 7,20 13,09 11,15 6,40 2,87 1,58 Автомобильный 0,06 1,49 2,03 1,49 0,74 0,66 0,61 Внутренний водный 7,43 5,45 3,78 4,70 2,31 1,87 1,73 Авиационный 0,00 0,03 0,05 0,06 0,08 0,07 0,07 * - по СССР,
** - по РФ.
Внутри отрасли перевозки грузов также исторически являются основной работой. К концу XX в. на сети железных дорог РФ грузооборот примерно в 6 раз превышал пассажирооборот в количественном выражении. Такое положение вещей, безусловно, объясняется географическими условиями размещения производственной и сельскохозяйственной базы в экономике страны, климатическими и природными различиями ее районов, историей развития отдельных регионов и многими другими объективными причинами, поэтому можно пред- положить, что оно вряд ли кардинально изменится в течение нескольких последующих десятилетий.
Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте характеризуются не-сколькими показателями. Основными из них являются: количество отправок; количество перевезенных тонн груза; грузооборот; густота перевозок; средняя дальность перевозки; неравномерность перевозок. Количество перевезенных тонн на каждом обособленном подразделении железных дорог рассматривается более подробно с выделением отдельных элементов перевозки. Например, в количестве перевезенных тонн выделяются отправленные со станций данной дороги и принятые от соседних дорог грузы.
Количество отправок - специфический показатель железнодорожного транспорта. Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью). Одной отправкой может быть це-лый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю, а может быть и ящик с домашними вещами. В первом случае мы имеем дело с маршрутной отправкой, а во втором - с мелкой. Кроме названных, различают пова- гонные и контейнерные отправки, определение которых вытекает из названия.
Количество перевезенных тонн грузов - более общий показатель. Он характеризует продукцию железнодорожного транспорта, т.е. количество тонн грузов, перевезенных за определенный промежуток времени. Измеряется объем перевозок, как правило, на момент отправления, хотя казалось бы более логич-ным измерять перевозку по моменту прибытия. Разница между этими показателями составляет до 10%. Показатели грузовых перевозок несколько разнятся на сети железных дорог в целом и в ее подразделениях - на отдельных железных дорогах, в отделениях дорог и на линейных предприятиях. Это объясняется тем, что отрасль работает как единый механизм и выделение отдельных ее частей в самостоятельные хозяйственные единицы носит несколько условный характер. Так, общий объем перевозок по сети дорог (ХР) складывается из отправления грузов всеми 17-ю дорогами, приема грузов с заграничных дорог и с других видов транспорта:
Z
n _ х Р +Х Рзагр +Х Р в°днтр
/ і отпр / і прием / і прием
По дороге, которая работает не только с тем грузом, который сама грузит, но и с принятым ею от соседних дорог, объем перевозок грузов определяется как сумма отправления по всем станциям дороги и приема грузов с соседних дорог и других видов транспорта:
УР = у Р + уР.
отпр прием
Объем перевозок грузов по отделению дороги (НОД) определяется так же, как и для дороги в целом.
Далее объем перевозок по дорогам и отделениям распределяется на при-бытие груза в пределах данного подразделения и сдачу на другие подразделения или иной вид транспорта:
у Р = у Р +у Р = у Р +у Р
/ і / і отпр / і прием / і приб / і сдача
Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по видам сообщений (см. рис. 15.1).
Транзит
К местному сообщению относятся перевозки в пределах одной и той же дороги, а к прямому сообщению - перевозки на участках двух и более дорог. В прямом сообщении выделяют:
вывоз, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;
ввоз, т.е. прибытие грузов со станций других дорог сети на данную дорогу;
417
транзит, т.е. перевозка грузов, поступающих с других дорог и следую-щих через данную дорогу на другие дороги сети.
Таким образом, объем перевозок по видам сообщений равен:
У Р = у Р + у Р + у Р + у Р.
ввоз вывоз транз местн
Прием груза можно рассматривать как сумму ввоза и транзита:
У Р = у Р +у Р,
/ j прием / і ввоз / і транз?
а сдачу груза - как сумму вывоза и транзита:
У Р = у Р +у Р.
/ J сдача / І вывоз / J транз
Отправление груза, в свою очередь, равно сумме вывоза и местного сообщения:
у Ротпр = у Рвывоз + у Рместн,
отпр вывоз местн
а прибытие - сумме ввоза и местного сообщения:
у Р = у Р + у Р.
/ J приб / J ввоз / j местн *
Из вышеприведенных формул видно, что показатели грузовых перевозок на дороге и отделении дороги образуют единую систему и могут быть взаимо- проверены.
Распределение перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета доходов и расходов дороги, так как каждая дорога выполняет раз-личное количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях. Только при перевозке в местном сообщении выполняется весь цикл перевозочных операций, тогда как при вывозе дорога не производит конечной операции, при ввозе - начальной, а при транзите - ни начальной, ни конечной.
По крупным грузовым станциям определяются размеры отправления и прибытия грузов в тоннах и в вагонах. При этом отправление в вагонах называется погрузкой, а прибытие - выгрузкой.
На узловых железнодорожных станциях производят развязку грузопотоков в виде так называемой косой таблицы (см. пример на рис. 15.2), в которой наглядно видно: откуда, куда и сколько проследует грузов через данный узел.
Фаянсовая
На Занозную 500
На Рославль 100 * от/на Сухиничи Рославль Брянск Занозная Узел Всего Сухиничи X Рославль X Брянск 300 100 X 500 400 1300 Занозная X Узел X Всего 300 100 500 400 1300 На Сухиничи
300 >
На Брянск
1300
Рис. 15.2. Распределение грузопотоков в железнодорожном узле Фаянсовая
Грузооборотом на транспорте называется работа по перемещению груза, определяемая по законам физики как произведение массы перемещенного груза на расстояние перевозки. Измеряется грузооборот в условно-натуральных единицах - тонно-километрах. Грузооборот нетто - это полезная работа транспорта, учитывающая перемещение лишь только груза, тогда как грузооборот брутто учитывает перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава. Соотношением грузооборота нетто и грузооборота брутто можно охаракте-ризовать коэффициент полезного действия железнодорожного транспорта. Как КПД любой технической системы, он не превышает единицу:
КПДжд = ZPl* /ZРібр Грузооборот нетто может быть тарифным и эксплуатационным. Тарифный грузооборот рассчитывается по так называемым тарифным расстояниям в таких перевозочных документах, как накладная и дорожная ведомость, с учетом фактически выполненных междудорожных переходных пунктов:
ZPl = RL + P212 + ... + Pl. + ...P l ,
/ і тар 11 2 2 г г n n ?
где Pi - количество тонн г-го вида груза;
/i- расстояние перевозки г-го вида груза, км.
Эксплуатационный грузооборот определяется по фактическому пробегу груза, из такого документа, как маршрут машиниста:
у Р1экс = Г А + Г2L2 + L + Г jLj + ГnLn , где Г - густота грузовых перевозок на j-м участке, т;
Lj - протяженность j-го участка, км (при этом учетным участком считается локомотивное плечо).
Как правило, эксплуатационный грузооборот больше тарифного, но бывают и исключения - там, где в Тарифном руководстве в расстояние целиком включены участки крупных железнодорожных узлов, таких как Москва, Санкт-Петербург. В этом случае используются так называемые виртуальные расстояния.
На отделении железной дороги тарифный грузооборот не выделяется, или считается, что тарифный грузооборот равен эксплуатационному, так как внутри отделения груз идет, как правило, по кратчайшему расстоянию и без кружностей.
На объем перевозок и грузооборот влияют:
объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции,
размещение производительных сил на территории страны,
степень специализации производства,
организация сбыта продукции и др.
Связь между объемом производства в экономике страны и показателями грузовых перевозок отражают коэффициент перевозимости и коэффициент транспортоемкости продукции. Первый из них - отношение объема перевозок /-го груза к объему его производства в целом:
кПерев=у Р/ / у а,
где ур - объем перевозок /-го груза, т;
УQi - объем производства /-го груза, т.
Коэффициент перевозимости, рассчитанный по одному виду транспорта, обычно меньше единицы, поскольку не все, что было произведено, поступит в перевозку. Так, для железнодорожного транспорта коэффициент перевозимости чугуна равен 0,1-0,14, а нефти - 0,3-0,4. С другой стороны, если груз специфичен и перевозится несколько раз, коэффициент будет больше единицы, например для рельсов он равен 2,3-2,5. Если же определять этот коэффициент по всем видам транспорта страны, он значительно превысит единицу, поскольку для российской экономики характерной является перевозка одного и того же груза различными видами транспорта.
Коэффициент транспортоемкости продукции, в свою очередь, выражает отношение грузооборота того же /-го груза к объему его производства в целом:
Ктр = у РІІ /у Q ,
где уРІі - грузооборот i-го груза, т-км.
Данные коэффициенты рассчитываются как для отдельных родов грузов, так и по самостоятельным видам транспорта. Чем выше значение коэффициентов, тем больший объем перевозок и на более далекое расстояние приходится осуществлять транспорту.
Густота грузовых перевозок - количество т груза, перевезенного через 1 км транспортной сети за единицу времени, например, год. Этот показатель характеризует интенсивность грузового потока отдельных участков и подразделений железных дорог. Средней грузонапряженностью называется расчетная средневзвешенная величина густоты перевозок для участка (линии).
На железнодорожном участке грузонапряженность грузовых перевозок определяется как сумма перевозок по направлениям «туда» и «обратно», т-км/км:
ГАБ = Габ + Гба.
В свою очередь, грузонапряженность перевозок по направлениям рассчитывается на основании межстанционной корреспонденции грузов графическим или табличным способом.
Графический способ наиболее нагляден, но может быть применим лишь на ограниченном полигоне сети железных дорог. Для его реализации на схему железной дороги наносятся грузопотоки с развязкой их в узлах с помощью специ-альных так называемых шахматных таблиц. Табличный способ используется более широко. В нем используются стандартные таблицы с тремя показателями в каждом направлении перевозок: густота на подходе к станции, прибытие грузов на станцию и отправление грузов со станции.
Средняя грузонапряженность грузовых перевозок по направлению, дороге или сети железных дорог в целом определяется как частное от деления грузооборота (уРІн) на соответствующую эксплуатационную длину (Ьэ):
Г = у РІн / Ьэ.
Кроме общей густоты перевозок всех грузов, определяется густота важнейших из них: угля каменного, кокса каменноугольного, нефтяных грузов, ру-ды всякой, черных металлов, лесных грузов, минеральных строительных мате-риалов, химических и минеральных удобрений, хлебных и прочих грузов.

Цель: изучение технико-эксплуатационных показателей пассажирских перевозок, основных показателей выполнения графика движения поездов, учет выполнения графика движения пассажирских поездов

План:

1. Основные показатели пассажирских перевозок.

2. Учет выполнения графика движения пассажирских поездов.

3. Оперативное управление пассажирскими перевозками в прямом и местном сообщениях.

Для оценки объема выполненной работы и качества использования подвижного состава, а также для характеристики уровня обслуживания пассажиров используются следующие технико-эксплуатационные показатели, которые подразделяются на количественные, качественные и экономические.

Количественные показатели:

Отправление пассажиров (этот показатель характеризует объем работы сети, дорог или отделений по перевозке пассажиров; количество отправленных пассажиров определяется по числу проданных билетов);

Пассажирооборот (пассажирокилометры, сокр.пассю-км). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажирокилометры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пасс.-км – это перевозка одного пассажира на 1 км). Выполненные пассажирокилометры получают из отчетов билетных касс и группы учета и отчетности (на крупных станциях);

Работа подвижного состава (поездокилометры). Вычисляется умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность в километрах с последующим суммированием этих произведений;

Число используемых составов для обеспечения данного объема перевозок.

Качественные показатели:

Участковая скорость поездов (определяется делением поездокилометров на поездочасы, при этом в поездочасах учитывают и время всех стоянок поезда);

Маршрутная скорость – средняя скорость движения поезда по всему маршруту его следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении);

Населенность на вагон – это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый под перевозку пассажиров. Данный показатель исчисляется делением пассажирокилометров на вагонокилометры. Небольшая населенность (менее 60% вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест; населенность считается высокой при загрузке свыше 60% вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать;

Средняя дальность поездки пассажиров (определяется делением пассажирокилометров на число отправленных пассажиров. Этот показатель используется при планировании и анализе структуры пассажирооборота);



Среднесуточный пробег состава. Определяется делением общего числа поездокилометров (работа подвижного состава) на количество используемых составов.

Пассажирские перевозки характеризуются большой неравномерностью по направлениям и во времени, что ухудшает показатели использования вагонов, вызывает непроизводительные затраты. Особенно значителен прирост объема перевозок в июле и августе. Неравномерность перевозок характеризуется коэффициентом, который представляет собой отношение объема перевозок в максимальный месяц к среднемесячному за год. Особенно велик разрыв между объемом перевозок в летнее и зимнее время в прямом сообщении. Объем перевозок в июле в этом сообщении возрастает в 2 – 2,5 раза по сравнению с февралем.

Экономические показатели:

Себестоимость пассажирских перевозок. Характеризует затраты железных дорог на производство единицы продукции по пассажирским перевозкам в денежном выражении. За единицу работы принимают 10 пасс.-км. Себестоимость 10 пасс.-км определяют делением всех расходов по пассажирским перевозкам на объем выполненной работы;

Доходная ставка – это доход, приходящийся на единицу продукции (10 пасс.-км); получается от деления общей суммы доходов от перевозок пассажиров на общие выполненные пассажирокилометры и умножения полученного результата на десять;

Прибыль от пассажирских перевозок – это превышение общей суммы доходов от пассажирских перевозок над общей суммой затрат на эти перевозки. Кроме доходов, получаемых железными дорогами от перевозки пассажиров, багажа и почты, есть еще местные доходы, поступающие от комиссионных сборов, которые взимаются с пассажиров за оформление проездных документов, хранение ручной клади в камерах хранения, за оказание услуг носильщикам и т.п.;

Рентабельность пассажирских перевозок. Измеряется в процентах и определяется отношением прибыли к стоимости основных производственных и оборотных средств, отнесенных на эти перевозки. К основным средствам относятся вокзалы, пригородные павильоны, транспортно-уборочные машины и прочее оборудование стоимостью свыше 250 тенге, а оборотные средства включают, например, материалы, топливо, малоценный инвентарь стоимостью менее 250 тенге;

Производительность труда работников, занятых на пассажирских перевозках. Измеряется в пассажирокилометрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного штата.

Пассажирские перевозки имеют определенные особенности. Все объемные показатели работы подвижного состава в пассажирском движении рассчитываются несколько иначе, чем в грузовых перевозках. Работа подвижного состава в пассажирском движении связана с графиком и расписанием движения пассажирских поездов. При разработке расписания движения поездов учитываются объемы пассажиропотока по направлениям. Время отправления и прибытия поездов на наиболее значимые (по пассажиропотоку) станции в пути следования пассажирских составов устанавливается с учетом удобства для пассажиров и времени в пути следования.

Для того, чтобы оценить работу подвижного состава, а также своевременное выполнение всех его функций используют технико-эксплуатационные показатели, которые подразделяются на количественные, качественные и экономические.

Количественные показатели:

Отправление пассажиров (этот показатель характеризует объем работы сети, дорог или отделений дорог по перевозке пассажиров; количество отправленных пассажиров определяется по числу проданных билетов);

Пассажирооборот (пассажирокилометры, пасс.-км). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажирокилометры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пасс.-км - это перевозка одного пассажира на 1 км). Выполненные пассажирокилометры получают из отчетов билетных касс и группы учета и отчетности (на крупных станциях);

Работа подвижного состава (поездокилометры). Вычисляется умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность в километрах с последующим суммированием этих произведений;

Число используемых составов для обеспечения данного объема пассажирских перевозок.

Качественные показатели:

Участковая скорость поездов (определяется делением поездокилометров на поездочасы, при этом в поездочасах учитывают и время всех стоянок поезда);

Маршрутная скорость - средняя скорость движения поезда по всему маршруту его следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении);

Населенность на вагон - это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый под перевозку пассажиров. Данный показатель исчисляется делением пассажирокилометров на вагонокилометры. Небольшая населенность (менее 60 % вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест; населенность считается высокой при загрузке свыше 60 % вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать;

Средняя дальность поездки пассажиров (определяется делением пассажирокилометров на число отправленных пассажиров. Этот показатель используется при планировании и анализе структуры пассажирооборота);

Среднесуточный пробег состава. Определяется делением общего числа поездокилометров (работа подвижного состава) на количество используемых составов.

Пассажирские перевозки характеризуются большой неравномерностью по направлениям и во времени, что ухудшает показатели использования вагонов, вызывает непроизводительные затраты. Неравномерность перевозок характеризуется коэффициентом, который представляет собой отношение объема перевозок к максимальный месяц к среднемесячному за год. Особенно велик разрыв между объемом перевозок в летнее и зимнее время в прямом сообщении.

Экономические показатели:

Себестоимость пассажирских перевозок. Характеризует затраты железных дорог на производство единицы продукции по пассажирским перевозкам в денежном выражении. За единицу работы принимают 10 пасс.-км. Себестоимость 10 пасс.-км определяют делением всех расходов по пассажирским перевозкам на объем выполненной работы;

Доходная ставка - это доход (в коп.), приходящийся на единицу продукции (10 пасс.-км); получается от деления общей суммы доходов от перевозок пассажиров на общиевыполненные пассажирокилометры и умножения полученного результата на десять;

Прибыль от пассажирских перевозок - это превышение общей суммы доходов от пассажирских перевозок над общей суммой затрат на эти перевозки. Кроме доходов, получаемых железными дорогами от перевозки пассажиров, багажа и почты, есть еще местные доходы, поступающие от комиссионных сборов, которые взимаются с пассажиров за оформление проездных документов, хранение ручной клади в камерах хранения, за оказание услуг носильщиками и т.п.;

Рентабельность пассажирских перевозок. Измеряется в процентах и определяется отношением прибыли к стоимости основных производственных и оборотных средств, отнесенных на эти перевозки. К основным средствам относятся вокзалы, пригородные павильоны, транспортно-уборочные машины и прочее оборудование стоимостью свыше 50 руб., а оборотные средства включают, например, материалы, топливо, малоценный инвентарь стоимостью менее 50 руб.;

Производительность труда работников, занятых на пассажирских перевозках. Измеряется в пассажирокилометрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного штата.

Показатели транспортной работы определяют преимущества и особенности вида транспорта. Одни показатели характеризуют возможности транспорта, другие позволяют потребителю оценить и выбрать наиболее приемлемый вариант транспортного обслуживания. В работе железнодорожного транспорта все показатели использования подвижного состава взаимосвязаны, каждый имеет определенное влияние на результаты хозяйственной деятельности ждт. Главной проблемой в работе железной дороги является очень высокая стоимость эксплуатационных расходов, высокая себестоимость, большие капитальные вложения на сооружение постоянных и вспомогательных устройств, а также подъездных путей.

Экономически обоснованным является снижение эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.

Продукция транспорта определяется рядом показателей. Для оценки перевозочной работы используется ряд показателей. В качестве основного установлен показатель (P) объем перевозок (отправления) грузов, тонн, обычно за год. [Этот показатель обеспечивает лучшую сбалансированность (увязку) планов перевозок производства единым измерением – тоннами – по сравнению с показателем грузооборота, считавшимся основным до 1982 года]

Грузооборот в тонно-километрах представляет собой сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние (дальность) перевозки. Для уменьшения расходов на перевозки и ускорения доставки грузов план грузооборота должен выполняться за счет роста количества перевезенного груза, а не за счет увеличения дальности перевозки. Грузооборот является обобщающим показателем, планируемым на всех уровнях. Он используется для определения потребности в подвижном составе и ремонтной базе, затратах труда, топлива, электроэнергии т т.д.

К числу важнейших показателей относится и количество перевезенных пассажиров (A), обычно за год.

Пассажирооборот, в пассажиро-километрах, представляет собой сумму произведений числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки.

[Грузонапряженность ж/д характеризуется средним количеством выполненных тонно-километров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длинны.

Под эксплуатационной длиной понимают протяженность ж/д линий без учета путей: второго главного, станционных и т.д.]

Грузовые перевозки:

· Грузооборот

· Средняя дальность грузовых перевозок

· Средняя густота перевозок

· Средняя скорость доставки грузов

· Средняя продолжительность доставки грузов

· Коэффициент перевозимости грузов

· Коэффициент неравномерности

· Средняя доходная ставка по грузовым перевозкам

Пассажирские перевозки:

· Средняя дальность пассажирских перевозок (Определяется по видам сообщения и поясам дальности)

· Средняя густота пассажирских перевозок (интенсивность пассажиропотока)

· Коэффициент неравномерности



· Коэффициент подвижности

Для оценки объема выполненной работы и качества использования подвижного состава, а также для характеристики уровня обслуживания пассажиров используются следующие технико-эксплуатационные показатели, которые подразделяются на количественные, качественные и экономические.

Количественные показатели:

· отправление пассажиров (этот показатель характеризует объем работы сети, дорог или отделений дорог по перевозке пассажиров; количество отправленных пассажиров определяется по числу проданных билетов);

· пассажирооборот (пассажиро-километры). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажиро-километры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пассажиро-километр − это перевозка одного пассажира на 1 км);

· работа подвижного состава (поездо-километры). Вычисляется умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность
в километрах с последующим суммированием этих произведений;

· число используемых составов для обеспечения данного объема перевозок.

Качественные показатели:

· участковая скорость поездов (определяется делением поездо-километров на поездо-часы, при этом в поездо-часах учитывают и время всех стоянок поезда);

· маршрутная скорость − средняя скорость движения поезда по всему маршруту его следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении);

· населенность на вагон − это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый под перевозку пассажиров. Данный показатель исчисляется делением пассажиро-километров на вагоно-километры. Небольшая населенность (менее 60 % вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест; населенность считается высокой при загрузке свыше 60 % вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать;

· средняя дальность поездки пассажиров (определяется делением пассажиро-километров на число отправленных пассажиров. Этот показатель используется при планировании и анализе структуры пассажирооборота);

· среднесуточный пробег состава . Определяется делением общего числа поездо-километров (работа подвижного состава) на количество используемых составов.

Пассажирские перевозки характеризуются большой неравномерностью по направлениям и во времени, что ухудшает показатели использования вагонов, вызывает непроизводительные затраты. Особенно значителен прирост объема перевозок в июле и августе. Неравномерность перевозок характеризуется коэффициентом, который представляет собой отношение объема перевозок в максимальный месяц к среднемесячному за год. Особенно велик разрыв между объемом перевозок в летнее и зимнее время в прямом сообщении. Объем перевозок в июле в этом сообщении возрастает в 2–2,5 раза по сравнению с февралем.

Экономические показатели:

· себестоимость пассажирских перевозок – характеризует затраты железных дорог на производство единицы продукции по пассажирским перевозкам в денежном выражении. За единицу работы принимают
10 пас-км. Себестоимость 10 пас-км определяют делением всех расходов по пассажирским перевозкам на объем выполненной работы;

· доходная ставка − это доход (в коп.), приходящийся на единицу продукции (10 пас-км), получается от деления общей суммы доходов от перевозок пассажиров на общие выполненные пассажиро-километры и умножения полученного результата на десять;

· прибыль от пассажирских перевозок − это превышение общей суммы доходов от пассажирских перевозок над общей суммой затрат на эти перевозки. Кроме доходов, получаемых железными дорогами от перевозки пассажиров, багажа и почты, есть еще местные доходы, поступающие от комиссионных сборов, которые взимаются с пассажиров за оформление проездных документов, хранение ручной клади в камерах хранения, за оказание услуг носильщиками и т. п.;

· рентабельность пассажирских перевозок – измеряется в процентах и определяется отношением прибыли к стоимости основных производственных и оборотных средств, отнесенных на эти перевозки. К основным средствам относятся вокзалы, пригородные павильоны, транспортно-уборочные машины и прочее оборудование стоимостью свыше
50 руб., а оборотные средства включают, например, материалы, топливо, малоценный инвентарь стоимостью менее 50 руб.;

· производительность труда работников , занятых на пассажирских перевозках – измеряется в пассажиро-километрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного штата.

Когда и кем в России построена первая железная дорога?

Первая в России железная дорога общего пользования, протяженно­стью 27 км, была построена в 1837 г. между Петербургом и Царским Се­лом (ныне г. Пушкин) с продолже­нием до Павловска. Ширина колеи составляла 1829 мм (в 1904 г. было завершено строи­тельство железнодорожной линии Царское Село–Дно, с переустрой­ством на колею 1524 мм), наиболь­ший уклон – 2 о / оо, наименьший ра­диус – 448 м. Дорога не имела су­щественного экономического значе­ния, однако показала возможность и целесообразность применения в России нового для того времени вида транспорта – железнодорожного.

Первая в России железная доро­га с паровой тягой построена на Урале в 1834 г. механиком Нижне­тагильского завода Е.А. Че­ре­па­новым и его сыном М.Е. Черепано­вым. Кроме этого, ими был построен первый русский паровоз или, как его называли на Урале, «сухопутный пароход», который вез состав массой 3,3 т со скоростью около 15 км/ч по чугунной дороге длиной 854 м. Паровоз Черепановых по своей мощности превосходил стефенсоновскую «Ракету» и, кроме груза, мог перевезти до 40 пассажиров. Но эту дорогу не принято считать первой железной дорогой в России, так как она вскоре прекратила свое существование – хозяева предпочли гужевой транспорт .

План :

    Основные показатели грузовых перевозок.

    Структура перевозок грузов.

    Средняя дальность перевозок.

    Неравномерность грузовых перевозок.

Основные показатели грузовых перевозок

Железные дороги всегда были одним из основных видов транс­порта при перевозках грузов в нашей стране, поскольку перемеще­ние достаточно больших объемов грузов на дальние расстояния другими видами транспорта в широтном направлении (основном направлении грузопотоков в бывшем СССР) было попросту невозможно. Практически на протяжении всей истории существования они удер­живали первенство по общему объему грузооборота среди других видов транспорта.

Для железнодорожного транспорта перевозки грузов также ис­торически являются основной работой. В 2001г. на сети железных дорог Украины грузооборот примерно в 3,5 раз превышал пассажирооборот в количественном выражении. Такое положение вещей, безусловно, объясняется географическими условиями раз­мещения производственной и сельскохозяйственной базы в эконо­мике страны, климатическими и природными различиями ее райо­нов, историей развития отдельных регионов и многими другими объективными причинами, поэтому можно предположить, что оно вряд ли кардинально изменится в течение нескольких последую­щих десятилетий.

Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте характе­ризуются рядом показателей. Основными из них являются: объем перевозок; грузооборот; количество отправок; густота перевозок; средняя дальность перевозок; неравномерность перевозок и дру­гие качественные показатели. Количество перевезенных тонн на каждом обособленном подразделении железных дорог рассматри­вается более подробно с выделением отдельных элементов пере­возки, например, в количестве перевезенных тонн выделяются от­правленные со станций данной дороги, принятые от соседних до­рог грузы и др.

Объем перевозок грузов - характеризует продукцию железно­дорожного транспорта, т.е. количество тонн грузов, перевезенных за определенный промежуток времени. Измеряется объем перево­зок на момент отправления, поскольку через некоторый промежу­ток времени отправленные грузы становятся прибывшими, что позволяет с некоторой долей условности считать, что отправление равно перевозке.

Показатели грузовых перевозок несколько разнятся на сети же­лезных дорог в целом и на ее подразделениях - отдельных желез­ных дорогах. Это объясняется тем, что отрасль работает как единый механизм и вы­деление отдельных ее частей в самостоятельные хозяйственные еди­ницы носит несколько условный характер. Так, общий объем пе­ревозок по сети дорог (Р), т, складывается из отправления грузов всеми дорогами, приема грузов с заграничных дорог и с водного транспорта:

По дороге, которая работает не только с тем грузом, который сама грузит, но и принятым ею от соседних дорог, объем перевозок грузов, т, определяют как сумму отправления по всем станциям до­роги и приема грузов с соседних дорог и водного транспорта:

Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по ви­дам сообщений

К местному сообщению относятся перевозки в пределах одной и той же дороги, а к прямому сообщению - перевозки на участках двух и более дорог. В прямом сообщении выделяют:

    вывоз, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;

    ввоз, т.е. прибытие грузов со станций других дорог сети на данную дорогу;

    транзит, т.е. перевозка грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.

Таким образом, объем перевозок, т, по видам сообщений:

Прием можно рассматривать как сумму ввоза и транзита, т:

а сдачу - как сумму вывоза и транзита, т:

Отправление, в свою очередь, равно сумме вывоза и местного сообщения, т:

а прибытие - сумме ввоза и местного сообщения, т:

Из вышеприведенных формул видно, что показатели грузовых перевозок на дороге образуют единую систе­му и могут быть взаимопроверены.

Распределение перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета доходов и расходов дороги, так как каждая дорога выполняет различное количество операций, связанных с пе­ревозками грузов в разных сообщениях. Только при перевозке в ме­стном сообщении выполняется весь цикл перевозочных операций, тогда как при вывозе дорога не производит конечной операции, при ввозе - начальной, а при транзите - ни начальной, ни конечной.

По крупным грузовым станциям определяют размеры отправ­ления и прибытия грузов в тоннах и в вагонах.

На узловых железнодорожных станциях производят развязку грузопотоков в виде так называемой "косой" таблицы, в которой наглядно видно, откуда, куда и сколько проследует гру­зов через данный узел.

Грузооборотом на транспорте называется работа по перемеще­нию груза, определяемая как произведение массы перемещенного груза на расстояние перевозки. Измеряется грузооборот в услов­но-натуральных единицах - тонно-километрах.Грузооборот нет­то - это полезная работа транспорта, учитывающая перемещение лишь только груза, тогда какгрузооборот брутто учитывает перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава. Со­отношением грузооборота нетто и брутто можно охарактеризовать коэффициент полезного действия (КПД) грузового железнодорож­ного транспорта. Как КПД любой технической системы, он не пре­вышает единицы:

Обратное соотношение показывает превышение общей работы транспорта над полезной работой и всегда больше единицы:

Грузооборот нетто может быть тарифным и эксплуатационным. Тарифный грузооборот рассчитывается по так называемым "тариф­ным" расстояниям в таких перевозочных документах, как наклад­ная и дорожная ведомость:

,

где количество тоннi-го вида груза;

тарифное расстояние перевозкиi-го вида груза.

Эксплуатационный грузооборот определяют по фактическому пробегу груза на основе маршрута машиниста:

,

где густота грузовых перевозок наj-м участке;

протяженностьj-го участка.

Как правило, эксплуатационный грузооборот больше тарифно­го, но бывают и исключения, там, где в тарифном руководстве в расстояние целиком включены участки крупных железнодорожных узлов.

На объем перевозок и грузооборот влияют:

    объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции;

    размещение производительных сил на территории страны;

    степень специализации производства;

    система организации снабжения и сбыта и др.

Связь между объемом производства в экономике страны и пока­зателями грузовых перевозок отражают коэффициент перевозимос­ти и коэффициент транспортоемкости продукции. Первый из них - отношение объема перевозокi-го груза к объему его производ­ства в целом:

,

Коэффициент перевозимости, рассчитанный по одному виду транспорта, обычно меньше единицы, поскольку не все, что было произведено, поступает в перевозку данного вида транспорта. С другой стороны, если груз специфичен и пере­возится несколько раз, коэффициент будет больше единицы. Если же определять этот коэффициент по всем видам транспорта страны, он будет больше единицы, поскольку значительная часть грузов перевозится несколькими видами транспорта.

Коэффициент транспортоемкости продукции, в свою очередь, выражает отношение грузооборота того же i-го груза к объему его производства в целом:

Данные коэффициенты рассчитывают как для отдельных родов грузов, так и по самостоятельным видам транспорта. Чем выше значение коэффициентов, тем больший объем перевозок и на бо­лее далекое расстояние приходится осуществлять транспорту.

Количество отправок - специфический показатель транспор­та.Отправкой называется партия груза, оформленная одним пере­возочным документом (дорожной ведомостью). Выделяют мелкую, повагонную, контейнерную и маршрутную отправки.

Густота грузовых перевозок - количество тонн груза, переве­зенного через один километр транспортной сети за единицу време­ни, например, год. Этот показатель характеризует интенсивность грузового потока отдельных участков и подразделений железных дорог, поэтому часто называетсягрузонапряженностью.

На железнодорожном участке густота грузовых перевозок оп­ределяется как сумма перевозок по направлениям "туда" и "обрат­но", т-км/км:

В свою очередь, густоту перевозок по направлениям рассчиты­вают на основании межстанционной корреспонденции грузов гра­фическим или табличным способом. Графический способ наибо­лее нагляден, но может быть применим лишь на ограниченном по­лигоне сети железных дорог. Для его реализации на схему желез­ной дороги наносят грузопотоки с развязкой их в узлах с помощью специальных так называемых "шахматных" таблиц. Табличный способ используется более широко: это стандартные таблицы с тремя показателями в каждом направлении перевозок: густота на подходе к станции, прибытие грузов на станцию и отправление грузов со станции.

Среднюю густоту перевозок по направлению, дороге или сети железных дорог в целом определяют как частное от деления грузо­оборота на соответствующую эксплуатационную длину, т-км / км.

Кроме общей густоты перевозок всех грузов, определяют гус­тоту важнейших из них: угля каменного, кокса каменноугольного, нефтяных грузов, руды всякой, черных металлов, лесных грузов, минеральных строительных материалов, химических и минераль­ных удобрений, хлебных и прочих грузов.