Банки

Акт самовыражения творческой личности 10 букв. Терапия творческим самовыражением

Имидж является представлением о компании, которое создается у её конкурентов, партнеров и клиентов. Хороший имидж компании - важная составляющая её успеха. Он позволит:

  • привлечь в фирму хороших специалистов-работников;
  • привлечь больше клиентов;
  • увеличить конкурентоспособность фирмы;
  • привлечь новых партнёров;
  • увеличить стоимость организации в целом;
  • увеличить объем продаж.

Поэтому формирование имиджа компании просто необходимо для успешного продвижения бизнеса.

О том, как создать имидж компании, задумываются многие начинающие руководители. Некоторые из них также размышляют над тем, стоит ли этим заниматься на начальном этапе или подождать, пока компания встанет на ноги и начнет приносить прибыль. Ответ, с учетом перечисленных преимуществ хорошего имиджа, напрашивается сам: формировать имидж лучше на начальном этапе. Иначе процесс «становления на ноги» может затянуться.

Создать хороший имидж - задача не очень простая. Ведь имидж организации включает в себя много составляющих. Рассмотрим наиболее важные их них.

Руководство

Формирование имиджа компании начинается с её руководства. И имеется в виду не только профессионализм руководителя, но и другие моменты.

  1. Во-первых, руководящие компанией люди должны избрать такой стиль управления, который позволит сформировать благоприятную атмосферу в коллективе. Так, вряд ли «авторитарный режим» будет способствовать решению этой задачи. Работники компании - это тоже распространители информации о ней. Если они будут недовольны руководством, то непременно расскажут об этом третьим лицам, что уже скажется на имидже компании. Целесообразно установить систему мотивации работников, осуществлять мероприятия по сплочению коллектива (корпоративные мероприятия).
  2. Во-вторых, необходимо, чтобы в компании безусловно соблюдались права работников. Просто недовольный руководством работник пожалуется своим близким, а ущемленный в правах - еще и обратится в компетентные органы. Проверки прокуратуры и трудовой инспекции, судебные разбирательства - это точно может негативно повлиять на имидж компании.
  3. В-третьих, важную роль играет известность руководства. Если вы - руководитель компании и хотите сформировать ей отличный имидж, то не лишним будет почаще появляться на людях. Имеются в виду выступления в СМИ, а также различные профессиональные семинары, выставки, конференции.

Работники

Важный внутренний фактор, способный повлиять на образ организации - это её работники. Если работники неспособны выполнять надлежащим образом свои трудовые обязанности, небрежно выглядят, допускают хамство по отношению к клиентам и партнерам - задача формирования положительного имиджа компании будет провалена. Ведь зачастую конкретный сотрудник рассматривается как лицо компании. И именно по нему недовольный клиент или партнер будет судить о компании в целом.

Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки организации является впечатление, которое она производит, то есть ее имидж (образ). Независимо от желаний как самой организации, так и специалистов по связям с общественностью, имидж — объективный фактор, играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса Понятие «имидж» происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, означающего «имитировать». Согласно толковому словарю Вебстера, имидж — это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, целенаправленно формирующимся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды.

Имидж – это образ организации, существующий в сознании людей. Можно даже сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает и работают ли над ним вообще. В случае отпускания вопроса имиджа на самотек он сложится у потребителей стихийно, и нет никакой гарантии, что он будет адекватным и благоприятным для фирмы. формирование благоприятного имиджа для организации — процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа.

Исследователи уже давно утверждают, что создание псевдособытий, постоянная организация ПР-акций трансформировали саму жизнь, привычный порядок вещей.

Прежде чем перейти к рассмотрению основных этапов формирования имиджа организации, надо сказать, что степень, в которой успех зависит от имиджа, для разных организации различна. Условно объекты можно разделить на 3 категории:

3. Объекты, для которых колебания имиджа не являются решающим фактором их преуспевания. В основном это мелкие торговые организации. Их успех на рынке зависит в большей степени от качества предлагаемой продукции. Численность объектов данной категории значительно уменьшается с развитием культуры рынка.

Разница в сложности задач определяет различие в методах имиджмейкинга и каналах воздействия на аудиторию. Основными каналами воздействия (передачи информации) можно назвать устное сообщение, наглядную агитацию, периодические печатные издания, радио и телевидение. Набор каналов для всех категорий объектов остается неизменным и их выбор определяется целесообразностью и запросами заказчика. Методы, в отличие от каналов для каждой категории свои.

Принято считать, что основными составляющими имиджа фирмы как тотальной коммуникации являются:

    корпоративная философия;

    история-легенда компании;

    внешний облик корпорации;

    корпоративная культура;

    развитие отношений с обществом.

Однако данное описание составляющих имиджа как тотальной коммуникации являются, данное в Е.А Блажновым, кажется слишком общим. Ведь одна и та же организация может по-разному восприниматься (или стремиться к специфическому восприятию) инвесторами, госструктурами, местной и международной общественностью.

Можно сказать, организация имеет несколько имиджей: для каждой группы общественности – свой.

Корпоративный имидж – это восприятие организации группами общественности. Это то, какой видит организацию группа или группы. Корпоративный имидж возникает в результате восприятия общественностью комплекса коммуникационных сообщений, генерируемых организацией. Корпоративный имидж может базироваться на верованиях, так же, как и на фактах. Корпоративный имидж может быть позитивным, негативным, нечетким. Обычно различные группы неоднозначно, по-разному воспринимают организацию. Достижение благоприятного корпоративного имиджа и лояльности потребителей – основная цель управления корпоративной идентичностью.

Имидж – это не только средство, инструмент управления, но и объект управления. Позитивный имидж, так же, как и паблисити, создается основной деятельностью компании, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности. Эта работа осуществляется в значительной мере посредством маркетинговых коммуникаций (паблик рилейшнз, реклама, личные продажи, стимулирование продаж). Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно для каждой группы и различными средствами.

Создание имиджа бизнес-организации в рыночной среде ведется на основе стратегического подхода, с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций. Следует помнить, что каждое из средств маркетинговых коммуникаций имеет свои сильные и слабые стороны. Системная интеграция этих средств (по времени и последовательности использования, по распределению бюджета между ними) обеспечивает усиление преимуществ каждого из средств и нивелирует их недостатки.

Процесс управления корпоративным имиджем начинается задолго до разработки визуальных атрибутов организации (лого, фирменных бланков, интерьера, внешнего вида и манер сотрудников). Он начинается с формулировки видения, а затем миссии как социально-значимого статуса организации. Затем определяется корпоративная индивидуальность, или «личность» организации.

Это уже более конкретные характеристики, отражающие корпоративную культуру – ценности, суждения и нормы поведения.

Работа над корпоративной идентичностью столь важна, что нередко ведет к структурным изменениям, к смене управляющих или репозиционированию организации, стремящейся обслуживать другие рынки. Меняется сама «личность», или «индивидуальность» организации. Эти изменения более значимы и существенны для позитивного имиджа организации, чем косметический макияж интерьеров и раскраска фасадов потемкинских деревень. Сам факт существования понятий стратегической корпоративной идентичности, стратегической корпоративной индивидуальности свидетельствует об их стратегической значимости для успеха компании.

И только в результате работы над корпоративной идентичностью – и использования корпоративных коммуникаций (маркетинговых, в т.ч.), возникает корпоративный имидж.

Имидж можно создавать заново (для новой организации), изменять. Успешный процесс формирования имиджа требует управления (планирования, организации, контроля). Деятельность по формированию имиджа оценивается качественно (цели, структура, содержание, исполнители, технологии) и количественно (затраты, сроки, результаты, экономическая эффективность).

Научно обоснованная работа по управлению корпоративным имиджем должна вестись на основе моделирования имиджа.

Имидж имеет свою структуру, описывается параметрически и моделируется, так же, как и сам процесс его формирования. Учитывая то, что модель – отражение значимых сторон объекта, можно представить имидж набором различных его характеристик. Имидж можно описать, например, с помощью профиля восприятия и метода семантического дифференциала.

Характеристиками имиджа являются: группа восприятия, набор воспринимаемых и измеримых свойств организации, значения оценок свойств и их веса. Длительность существования, четкость и устойчивость имиджа, уровень позитивности/негативности, оптимальность, направления деятельности и затраты по созданию и поддержанию имиджа также являются характеристиками имиджа.

В основу систем мониторинга компонентов, составляющих имидж, положены информационные модели. Уже существуют базы данных и системы поддержки решений, используемые для оценки и оптимизации имиджа организации.

Построение модели имиджа, ее наполнение конкретной информацией об организации, четкая идентификация «целевого» имиджа организации для целевых групп общественности необходимы для результативности имиджевой работы. Только на основе и в результате моделирования имиджа может вестись успешная работа по созданию и оптимизации материальных и виртуальных носителей имиджа.

Моделирование имиджа и процесса управления корпоративным имиджем – основа профессионального имиджмейкинга. Такое моделирование, как и собственно управление корпоративным имиджем требует фундаментальных и системных знаний менеджмента и маркетинга.

Основные этапы формирования имиджа организации

Отдельных слов заслуживает понятие обратной связи в процессе построения имидж. Необходимо, чтобы между представлением, которое компания хочет создать о себе у потенциального клиента, и представлением о компании, которое существует у потенциального клиента.

Таким образом, в том, что составляет имидж компании есть две выраженные части: первая — активные действия компании по формированию и адекватному восприятию своего «лица»; вторая — собственно «отражение»» лица компании в «зеркале» клиента. При этом, естественно, представления компании о себе и представления клиента о компании могут не только не совпадать, но и быть крайне далеки друг от друга

Таким образом, наименее затратный путь достижения искомого равновесия заключается в том, чтобы помнить о некоторых следствиях.

    Следствие 1. Имидж компании должен соответствовать стратегии развития компании, опирающейся на удовлетворение определенных потребностей всего рынка или его сегмента. Народу это должно подаваться, как стремление компании удовлетворить потребности клиента и, соответственно, построение имиджа «от потребностей клиента».

    Следствие 2. Имидж компании соответствует уровню/этапу развития компании.

    Следствие 3. Внутренний имидж компании соответствует внешнему имиджу компании.

    Следствие 4. Имидж компании соответствует современному этапу развития общества, в котором существует компания.

В этом заключительном следствии есть скрытая часть: тот имидж компании, который открыто подается на рынок, безусловно, должен соответствовать данному этапу развития общества (дабы не раздражать клиента непонятностью оказываемых благодеяний), однако внутри компании должна постоянно проводиться работа по возможным трансформациям имиджа в соответствии с потенциальными изменениями условий рынка. При этом новые элементы имиджа должны постепенно вплетаться в старый, привычный рисунок, чтобы у постоянных клиентов было время привыкнуть к ним неосознанно, а новые клиенты могли оценить инновации компании в поисках чего-то нового.

Любая компания проходит в течение своей жизни четыре основных этапа:

    1 этап формирования компании с прицелом на определенный сегмент рынка;

    2 этап утверждения компании на захваченных позициях и более-менее стабильного существования;

    3 этап инновационной деятельности компании с целью расширения рынка при стабильно прочном положении на занимаемых позициях (кульминация существования компании – «золотой век»);

    4 этап трансформации компании, приводящий либо к отмиранию компании (быстрому — например, банкротству, медленному — стагнации), либо к очередному инновационному витку и возрождению.

    Очевидно, что каждому этапу должна соответствовать своя имиджевая политика, как внешняя, так и (возможно, в первую очередь) внутренняя, призванная обеспечить максимальную прибыль на данном этапе развития и подготовить «плацдарм» для благополучного прохождения следующего этапа. Успешность прохождения каждого последующего этапа определяется адекватностью имиджевой политики предыдущего этапа (см. Следствие 4).

    Исходя из вышеизложенного, кажется разумными следующие шаги по формированию и подтверждению имиджа (внутреннего и внешнего) компании в зависимости от этапа развития компании.

    1 этап. Компания находится в стадии становления, затраты на формирование имиджа и общую рекламу минимальны.

    Внутренний имидж компании на данном этапе также только формируется.

    Основные задачи, которые нужно решать в это время внутри компании (в аспекте создания имиджа, естественно):

    определение срочных и перспективных целей функционирования компании и составление планов деятельности,

    сегментирование рынка в соответствии с планами,

    создание товарного знака, логотипа компании

    подбор и расстановка сотрудников, адекватных занимаемому месту и общим целям компании,

    разработка общего стиля компании, концепции внешнего оформления офиса,

    проведение маркетинговых исследований и составление прогнозов развития компании с помощью разовых привлечений экспертов,

    создание начальной базы данных реальных и потенциальных клиентов.

    Внешний имидж в это же время, в силу минимальности затрат на рекламу, требует следующих действий:

    На первом этапе существования компании и создания ее имиджа важно строго следить за соблюдением соответствия обещаний и их реализации. Лучше, как нам кажется, пообещать скромные услуги, но достойно их реализовать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части обещанного. Репутация вновь создаваемой компании должна вполне соответствовать поговорке: «Береги честь смолоду», так как данный этап лишь готовит компанию к дальнейшей популярности.

    В соответствии с позитивной установкой должно формироваться и поведение персонала компании. Причем, на данном этапе компания еще может себе позволить роскошь отбирать персонал по поведению, а не насаждать правила деловой этики сопротивляющимся ветеранам компании, считающих себя вне общей канвы в силу заслуг в прошлом.

    Соблюдение принципов деловой этики весьма важно в процессе общения с клиентом, так как служит для него (клиента) наиболее достоверным подтверждением истинного имиджа компании. Первое впечатление от общения с сотрудниками компании весьма сложно (и дорого) исправить. Отсюда — особый подход к найму персонала, непосредственно общающемуся с клиентом.

    2 этап. Компания захватила определенную нишу на рынке и утвердилась в ней.

    Компания может позволить себе увеличить расходы на общую рекламу и на имидж-рекламу.

    Внутренний имидж компании в это время включает в себя работу над:

    Внедрением и укреплением традиций компании среди сотрудников для создания корпоративного духа — это весьма важная часть имиджа компании, которой, к сожалению, мало придается значения на постсоветском пространстве где привыкли к текучести кадров. Следует, однако, учесть, что для того, чтобы новый сотрудник осознал свои служебные обязанности и вышел «на рабочую мощность»требуется определенное время. Очевидно, что постоянная ротация кадров дорого обходится компании, которая никогда не сможет достичь оптимальной производительности труда и общей эффективности работы. Ценных сотрудников можно «закрепить» на местах высокой оплатой труда, но, во-первых, всегда может найтись другая компания, способная «перекупить» специалиста, а во-вторых, гораздо дешевле и надежней закреплять сотрудников (при разумной заработной плате) на ментальном уровне, что обеспечивается включением сотрудника в традиции компании, создание у работника психологической установки «общего дела». Человек, независимо от психотипа, существо общественное. Это стоит всячески использовать в целях укрепления коллектива компании. Наличие фирменных значков с торговым знаком у сотрудников (формы, в крайних вариантах), совместное отмечание праздников, во время которых раздаются премии наиболее успешным сотрудникам, гибкая система материальных и моральных поощрений, внимание к личным праздникам (дню рождения, например), выделение особых праздников компании (день основания, и т.д.) — все это позволяет сотруднику ощутить себя нужным в данном коллективе и, со своей стороны, заставит стремиться соответствовать этому коллективу. Уважительное отношение к клиенту вполне может быть одной из наиболее приветствуемых традиций компании.

    активизация маркетинговых исследований, создание прогнозирующих и инновационных исследовательских структур при компании — необходимое условие перехода компании к следующему этапу развития.

    Внешний имидж компании в это же время направлен на следующее:

    постоянная связь (в т.ч. обратная — для анализа эффективности) с существующими клиентами — рассылки к праздникам, уведомления о создании новых направлений, список новых услуг и др.,

    Активное использование товарного знака, логотипа, слоганов компании во всех видах имиджевой деятельности,

    начало связей с общественностью компании — презентации, дни открытых дверей, благотворительные распродажи, и т.д.

    3 этап: «золотой век» компании.

    Расширение социальной рекламы. Положительный и благотворно воздействующий на клиентов имидж «отца нации», или лик «благодетеля» — что ближе, что больше соответствует внутреннему имиджу компании и ее задачам. При этом в имидже прослеживаются инновационные моменты, органично вписывающиеся в общий стиль, но несущие «зерно перемен» — подготовка к 4 этапу.

    Внутренний имидж компании связан с:

    открытием филиалов компании в регионах: требования к имиджу филиала соответствуют основным принципам имиджа центра, но учитывают местную специфику (далеко не все, что популярно в Москве, будет адекватно воспринято на периферии),

    в новаторских направлениях второго пути разработка имиджа идет по всем тем шагам, которые были обозначены выше (в данном случае, создание новаторского направления следует рассматривать, как открытие новой компании),

    постоянное поддерживание прямой и обратной связи с клиентами.

    Внешний имидж компании на этом этапе предполагает:

    активное участие в общественной жизни: публичные мероприятия различного уровня — уровень и направленность этих мероприятий соответствует стилю и имиджу компании,

    4 этап можно не рассматривать отдельно, поскольку, если компания развернулась в инновациях, то весь цикл запускается снова, но легче, поскольку есть база — опора на прежние традиции. Если же компания агонизирует, то можно попробовать сыграть на отрицательном имидже и попытаться превратить падение в возрождение.

    Таким образом, в данной работе рассмотрены основные элементы имиджа организации.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Алешина И.В. Корпоративный имидж // Маркетинг, 2000. № 1. С.50– 51 .

    Ахтямов Т.М., Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. №3.

    Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: Издательство «Питер», 2003.

    1. Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. Л.П. Шматько.–М,: КИЦ «Март», 2003.

      Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. – М.: Финансы и статистика, 2003.

admin

Каждый человек стремится к самовыражению. В наше время в обществе приходится играть какую-либо роль, ведь рабочие и учебные моменты диктуют собственные потребности. Людям приходится делать, что ожидают в конкретной ситуации. Данную тенденцию нельзя трактовать с единой стороны, ведь требования жизни желательно принимать. Потребность в самовыражении сохраняется, вне зависимости от обстоятельств, поэтому она заслуживает правильного, адекватного проявления.

Самовыражение – это источник положительных эмоций, хорошего настроения, вдохновения, желания самосовершенствоваться и достигать поставленных целей, способ разрядки и избавления от негативной энергетики.

Самовыражение происходит под влиянием жизненных обстоятельств, в различных направлениях, но в каждом случае человек находит шанс найти себя, понять истинное «Я», определиться с дальнейшим развитием. Психологи понимают необходимость предоставления помощи людям, в результате чего предлагает арт-терапию и танцевально-двигательную терапию для оказания психологической помощи. Самовыражение и психологические методики способствуют , пониманию перспектив развития, правильных схем взаимодействия с коллективом.

Каждый человек индивидуален, потому нужно ориентироваться на направления самовыражения, учитывая особенности характера. Не обязательно останавливать выбор на единственном способе, так как исследование возможностей приведет к получению достойных результатов.

Взаимосвязь свободы и страха самовыражения

Самовыражение, являющееся свободным, — это основа счастливой жизни, устранения сомнений и проблем. Почему желательно проявлять характер, заложенный потенциал?

Самовыражение приводит к получению радости и счастья, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.
Самовыражение – источник вдохновения, который дает разрядку от , нежелательной усталости.
Самовыражение способствует пониманию потенциала и пожеланий, самопознанию. При желании происходит развитие черт характера.
Самовыражение поднимает самооценку, придает уверенности в силах и наличии основы для развития.
Самовыражение – основа поиска единомышленников. Круг общения, соответствующий интересам и мировоззрению, делает взаимодействие с другими людьми полноценным.

Обстоятельства, которые приводят к скрытию потенциала и задатков, настоящего характера, делают человека зажатым и стеснительным, закомплексованным. Развитие ситуации в данном направлении приводит к опасениям относительно понижения самооценки. Человек не чувствует себя свободным и счастливым. По данной причине самовыражение играет важную роль для индивидуума. Какие возможности самовыражения значатся?

Самовыражение в профессии

Работа, имеющая связь с хобби и приносящая достойную зарплату, — это сокровенная мечта. Если вы выражаетесь в профессии, счастье становится неотъемлемой частью жизни. Работа не должна только приносить зарплату и служить источником питания, обеспечения жизнедеятельности. В большинстве случаев такое самовыражение достигается творческими людьми, прирожденными руководителями. Ориентируйтесь на хобби и заложенный потенциал, желая достигнуть реализации и открывать перспективы для продвижения вперед.

Самовыражение в творчестве

Самовыражение в творческой направленности обладает высоким уровнем эффективности, так как человек посвящает время тому, что нравится, реализует творческие задатки и навыки, одновременно получая признание. При желании результатами творческой работы наслаждайтесь в одиночку, так как от этого тоже будет польза.

Зная наклонности и шансы для реализации потенциала, приступайте к творческому воплощению задатков. К творчеству относятся сочинение музыки и написание уникальных текстов, прозы и поэзии, фотография, танцы. Занимайтесь хобби так часто, как можете, ведь это подарит счастье.

Если вы не открыли творческий потенциал, экспериментируйте и ищите направление. Попробуйте рисовать, реализовывать творческие образы в аэрографии, пишите стихи и прозу, фотографируйте, танцуйте. Любое направление подарит свободу в сердце и душе, поспособствует самовыражению, поиску «Я». После того, как удастся найти подходящее направление, развивайте открытые навыки. Преграды для продвижения отсутствуют, так как современные предложения восхищают разнообразием. Посещайте танцевальные клубы, ведите блог или сайт, участвуйте в дискуссиях, пишите прозу и стихотворения, публикуйте литературные произведения в интернете, представляйте людям поделки, вязаные игрушки, нарисованные картины и комиксы. Сделав правильный выбор, удовольствие появится в вашей жизни, подарит частицу счастья, поспособствует повышению самооценки. Не поддавайтесь чужому мнению и моде, так как самовыражение полезно, а подавление потенциала приведет к вреду.

Самовыражение во внешности

Данный способ выражения свойственен девушкам и женщинам. Психологи отмечают, что внешние атрибуты создают уникальный имидж, потому они способствуют проявлению характера, потенциала. Ориентируясь на внутренние ощущения, создавайте гардероб, делайте стрижки и прически, подбирайте аксессуары, и маникюр. Не гонитесь за модой, которая подавляет личность, не позволяет найти источник для выражения внутреннего мира.

Создавая подходящий образ, совпадающий с внутренними ощущениями, вы станете личностью. Выделяйтесь из толпы, помня о том, что одинаковых людей не бывает. Индивидуальность проявляется в имидже.

Татуировки и пирсинг популярны у молодых людей, но они позволяют отойти от стандартов, проявить себя. По данной причине вариант является подходящим для самовыражения.

Самовыражение с помощью вкусов

Хобби, вкусы в литературном, музыкальном и кинематографическом мире – основа самовыражения.

Создайте коллекцию песен, книг, фильмов, учитывая свои предпочтения, мнения о произведениях, являющихся классическими и современными. Страсть к коллекционированию доставляет удовольствие от просмотра фильмов и прослушивания музыки, способствует становлению правильного круга общения, признания вкуса собеседниками.

Вкусовые предпочтения – это основа для проявления мировоззрения, мнения о разных жизненных ситуациях.

Место искусства в жизни людей: поиск себя

Самовыражение в искусстве – это задача, которая создается перед многими творческими людьми, задумывающихся о проявлении индивидуальности. Чем это объясняется?

Внутренний мир наполняют образы, ассоциации, которые не способны оставлять человека без эмоций, желания проявить эмоции. Обмен элементами внутреннего мира способствует эмоциональной коммуникации между людьми, проявлению бессознательного и нахождению внутренней гармонии. Творческие работы служат проявлением мнения об окружающем мире, происходящих обстоятельствах, а прямое проявление внутреннего мира откликается в душе зрителей. По данной причине самовыражение в искусстве – это задача творческих людей, которые развивают заложенный потенциал.

Рациональный человек отдаляется от самовыражения, подстраивается под стереотипы мышления, правила мегаполиса, потребности активной и успешной жизни. Такая ситуация не приносит настоящего счастья, приводит к разочарованию в жизни.

Творческие работы выполняют утилитарную, приспособительную функцию, регулируют жизнь. Для проявления «Я» требуется восстановление контакта между чувствами и разумом, создание целостной и гармоничной личности, понимание личностных смыслов. По данной причине психологи рекомендуют проявление характера не только во внешности, вкусовых предпочтениях, профессии, что является внешними атрибутами, но и в искусстве, в чем помогает арт-терапия.

Какой пользой обладает искусство?

Арт-терапия полезна для каждого человека. Творческие задатки проявляются по-разному, но в каждом случае искусство реализует заложенный потенциал, отношение к происходящим событиям, помогая найти правильное направление развития, обрести внутреннюю гармонию.

Самовыражение. Искусство способствует выражению переживаний словами, действиями. Глубинные слои бессознательного состояния человека находят место в сознательном мире. Самовыражение позволяет приобрести гармоничность, целостность. По данной причине искусство связывает человека с другими людьми. В сложных ситуациях, например, после или шока, арт-терапия становится способом установления контакта между пациентом, психологом или психотерапевтом.
Искусство и творчество. Человек разрабатывает и реализует определенные ассоциации через переживания, отношение к происходящим событиям. Креативность, творчество – это важные жизненные принципы. Творческий подход способствует успешному поиску решения в любой ситуации, так как он укрепляет контакт с бессознательной составляющей личностью, внутренними силами.
Творчество приносит удовольствие, расслабляет при кризисных ситуациях, устраняет боль. Переживания проявляются в искусстве, свидетельствуя о преходящей природе чувства. Любая физическая, моральная, душевная боль остается в прошлом после того, как человек проходит через самовыражение, говорит об ощущениях, эмоциях.
Искусство передает индивидуальный опыт, знания человека, накопленные чувства. Передача через творческие работы находит отклик у слушателей, которые настраиваются на соответствующую волну, становятся восприимчивыми. Человек проявляет себя, после чего получает шанс для преодоления этапа жизни, дальнейшего развития. Искусство не может претендовать на объективность и правильность, истинность, так как все люди различаются мировоззрением и характером, но опыт каждого человека полезен для других.
Современная жизнь, требования общества губят личность, потому присутствует необходимость поиска истинных чувств, возвращения к внутреннему миру. Многими взрослыми людьми творчество воспринимается в виде игры, что гарантирует пользу.

Самовыражение в эмоциях

Помните: вы – индивидуальная личность, потому ориентироваться на рекомендации и советы других людей нельзя. Перед проявлением эмоции определите ее, проявите объективное отношение, понимание ее природы. Не торопитесь с действиями, желая обернуть эмоцию во благо. Не подавляйте чувства, которые заслуживают проявления.

Основа самовыражения – поступки, проявление эмоций.

Многие люди прикладывают усилия для подавления эмоционального мира, понимая, что поступают не правильно, но не ищут иного выхода. Не бегите от эмоций и поступков, идущих от сердца. В то же время воспринимайте ответственность за каждое действие, которое проявляется в контакте с другими людьми. Принимая характер, эмоциональный мир, существующие поступки, вы не бежите от себя, не скрываетесь за масками, в результате чего происходит самовыражение.

Общество диктует много требований, но в каждом случае происходят действия, позволяющие понять, какими особенностями отличается характер, кем вы являетесь в действительности.

Самовыражение – это путь к истинному миру, поэтому позаботьтесь о проявлении настоящей личности, понимая особенности поступков и эмоций, отношения к происходящим событиям.

23 января 2014

В основе его лежат две идеи.

Первая заключается в том, что человек, страдающий психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего характера, своих расстройств, настроения.

Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно. Последнее не противоречит положению Фрейда о сублимации, в соответствии с которым люди искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезнь в творчество.

Однако кардинальное отличие методики Бурно от западной психотерапии в том, что терапия творческим самовыражением, развивая клинические подходы Эрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении: каждый характер заложен в человеке врожденно, и поэтому бесполезно и бессмысленно пытаться его менять, с ним бороться.

Терапия по методу Бурно строится с учетом особенностей каждого характера, а не из экзистенциального единства человеческой личности.

Для того чтобы человек, страдающий, скажем, хронической депрессией, мог понять особенность своей депрессии, своего характера, он на групповых занятиях в "психотерапевтической гостиной" вначале слушает рассказы своих товарищей о художниках, писателях, композиторах, философах, пытаясь постепенно проникнуть в основы характерологической типологии, отличить один характер от другого, примеривать на себя каждый из проходящих мимо него в череде занятий характер.

Чаще всего объектом анализа становятся художники, ибо вербальное знание о них легко подкрепить живой репродукцией, создавая тем самым стереоскопический образ характера.

Занятия терапией творческим самовыражением проходят в непринужденной обстановке, при свечах, за чашкой чая, под располагающую к релаксации классическую музыку. Постепенно пациенты сближаются, часто становятся друзьями, способными морально поддерживать друг друга.

В качестве методологического фона в начале занятия часто демонстрируются две противоположные картины, например синтонный "Московский дворик" Поленова и аутистичный, полный уходящих в бесконечность символов живописный шедевр Н. К. Рериха. Противопоставление реалистического, синтонного и аутистического начала присутствует в каждом занятии.

На этом фоне перед пациентами проходят синтонные Моцарт и Пушкин, аутисты Бетховен и Шостакович, эпилептоиды Роден и Эрнст Неизвестный, психастеники Клод Моне и Чехов, полифонические мозаичные характеры - Гойя, Дали, Розанов, Достоевский, Булгаков.

В основе каждого занятия лежит вопрос, загадка, поэтому каждый приход пациента в "психотерапевтическую гостиную" уже овеян творчеством: нужно определить трудный характер того или иного человека, понять, какой характер ближе самому себе. В основе проблемы не обязательно конкретный человек, это может быть абстрактная проблема - толпа, страх, антисемитизм, деперсонализация - все это рассматривается с характерологической точки зрения.

Пациент задумывается над тем, что творчество исцеляло великого человека, помогало ему в его нелегкой жизни, и если терапия творческим самовыражением показана пациенту, он может по своей воле начать жить творческой жизнью, которая проявляется в самых разнообразных формах - в переписке с врачом, в придумывании рассказов, создании картин, фотографировании, даже в коллекционировании марок.

Когда человек постигает свой характер, ему легче понять характеры окружающих, он знает, чего можно ожидать или требовать от того или иного человека, а чего нельзя. Он включается в социальную жизнь , и болезненные изломы его собственной души потихоньку смягчаются, вплоть до стойкого противостояния болезни.

Терапия по методу Бурно имеет философский и гуманитарно-культурологический уклон. Она не просто способствует оздоровлению личности, но и делает людей образованней и нравственнее.

1. О существе лечебного творчества.
Творчество - "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью". В творчестве выражается личностное: только личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть собой всегда нечто качественно новое. В творчестве (в самом широком смысле слова) человек ощущает себя поистине самим собой во имя нравственных связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой в творчестве - есть вдохновение. Творчество обнаруживает и укрепляет самобытность творца, прокладывает ему дорогу к людям.

Бурно занимается лечением взрослых психопатов (психастеников, астеников, циклоидов, шизоидов, эпилептоидов) и малопрогредиентно-шизофренических пациентов, которые сами обращаются за помощью к врачам по поводу своих душевных трудностей и противоположны асоциально-агрессивным психопатическим натурам своей дефензивностью.

Дефензивность - это пассивная оборонительность, склонность к защите вообще, "тормозимость". Все дефензивные пациенты несут в себе астенический конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием, робость, неуверенность в себе, боязливо-инертную нерешительность, патологическую застенчивость, тревожную мнительность, житейскую непрактичность, ощущение ненужности и бесполезности.

Проблема лечения дефензивных психопатий весьма актуальна, поскольку такого рода патология в настоящее время широко распространена как среди взрослого населения, так и среди подростков и юношей, и нет разработанных достаточно эффективных методов лечения.

Значение глубокого контакта с людьми для дефензивного пациента трудно переоценить. Но и творческое углубление в себя само по себе действует здесь, как правило, терапевтически, вытесняя чувство неопределенности, "медузности", беспомощности, поддерживающее болезненную напряженность. Самое тягостное для многих клинических пациентов - чувство неопределенности в душевной напряженности, когда не знаешь, чего хочется, чего бояться, что любить. Когда же дефензивный пациент, обретающий в творчестве самого себя, осознает себя среди близких, товарищей, незнакомых людей, в своем народе, в человечестве как неслучайную, созидающую личность , проникается душевным светом, он уже не способен страдать так остро, как прежде. Поэтому в созданном пациентом творческом произведении нас должно интересовать не столько то, есть ли это истинное произведение искусства или науки, сколько то, как удалось в этом произведении пациенту выразить свою индивидуальность и как это лечебно ему помогло.

2. Общая характеристика метода.
Пациенты в обстановке душевной, человеческой заботы о них врача и медицинской сестры, в индивидуальных беседах с терапевтом, в групповых занятиях в раскрепощающей "немедицинским" уютом обстановке психотерапевтического кабинета (чай, слайды, музыка, свечи и т.п.), в домашних трудах над полученным заданием в течение 2-5 лет учатся понимать себя и других, выражать себя творчески сообразно своим клиническим особенностям. Конкретные методики терапии творчеством, составляющие содержательную сердцевину приема, сплетаются, растворяются друг в друге в этом методе на основе разъяснительно-воспитательного нравственно-творческого познания себя и других, вплоть до изучения известных характерологических радикалов, патологических расстройств, свойств (болезненные сомнения, тревоги, неуверенность, рефлексия, деперсонализация, ипохондрия, депрессия и т.д.), которые также нередко возможно научиться лечебно-творчески и с пользой для людей применять в жизни.

3. Отдельные методики терапии творчеством - это терапия:

1) созданием творческих произведений,

2) творческим общением с природой,

3) творческим общением с литературой, искусством, наукой,

4) творческим коллекционированием.

5) творческим погружением в прошлое,

6) ведением дневника и записных книжек,

7) домашней перепиской с врачом,

8) творческими путешествиями,

9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Суть его - по-своему, с привнесением в любое дело (служебное общение с людьми и домашнее приготовление салата) своего, индивидуального. Именно это индивидуальное есть истинный духовный путь к другим людям. Термин "творческий" уместен в названии каждой отдельной указанной методики еще и потому, что важно постоянное осознавание пациентом своей самобытности, например, и в художественной галерее, и при чтении художественной литературы, и в отношении всего того, с чем он знакомится в путешествии. Пациенты должны ясно осознавать то, что происходит с ними в процессе этого лечения.

Познание других душевных расстройств и других человеческих характеров;

Продолжение познания себя и других в творческом самовыражении с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой основе стойкого светлого мироощущения.

Суть терапии творческим самовыражением - в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии своей индивидуальности, своего места среди людей, в личностном, творческом самоутверждении.

Пациент пишет рассказ или рисует картину не только и не столько для того, чтобы увлечься самим процессом писания, сколько для того, чтобы развивать и обогащать творческую индивидуальность, чтобы жить и действовать в постоянном поиске своего самого общественно полезного смысла в жизни.

Отсюда вытекают цели и задачи подобной терапии.

1. Вызвать стойкое, необратимое улучшение у дефензивных пациентов, помогая им сделаться "самими собой", помогая им найти свой смысл жизни;

2. Открыть, привести в действие, раскрепостить скрытые резервы пациентов, которые помогут им значительно лучше адаптироваться к общественной и нравственной деятельности;

3. Помочь дефензивным пациентам на основе укрепленной творческой индивидуальности стойко и продуктивно войти в коллективы - трудовые, учебные, бытовые и т.п.

5. Индивидуальная и групповая формы работы по методу Бурно.

В практическом применении терапии творческим самовыражением Бурно выделяет две приемлемые формы работы - индивидуальные встречи и работа с открытыми группами в амбулатории. Индивидуальная форма дает возможность врачу войти в мир больного, узнать об его интимных переживаниях, уточнить с ним вместе вопрос о его самочувствии и настроении.

Групповая форма дает возможность пациенту наглядно увидеть себя, свой характер, свои духовные ценности, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей по группе. Пациент может убедиться в искренности интереса и уважения к нему со стороны товарищей, понять и принять иные образы переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно.

6. Немного о терапии созданием творческих художественных произведений.

Занимаясь групповой терапией со стационарными и амбулаторными больными, Бурно чаще всего использовал следующие конкретные виды терапии творчеством - писание рассказов и очерков, творческая фотография, графика и живопись. Как он указывает, это и есть тот минимум, которым должен овладеть врач в смысле собственного творчества. побуждающего пациентов к целебной работе. Важно при этом помнить, что врач не ставит своей целью сделаться писателей, фотографом или живописцем. Он только должен научиться раскрывать пациентам свою духовную индивидуальность, подавать им пример общения через творчество. Чем меньше мастерства в творчестве врача, тем, видимо, легче ему внушить пациентам смелость первого шага. Конечно, от врача требуется клинико-терапевтическое понимание всех видов творчества для дифференцированной терапии пациентов с различными личностными склонностями и способностями, то есть врач, занимающийся терапией творчеством, должен прежде всего быть хорошим клиницистом. Так, шизофреникам более близки абстрактная живопись, символизм в прозе и глубокое вчувствование в музыку. А психастеники с их "жухлой" чувственностью и врожденной основательностью понятнее язык реализма. Для них необходимо приоткрыть непосредственную радость бытия, яркие краски и звуки жизни. Дефензивным пациентам, неуверенным в себе и своих силах, часто важно подчеркнуть свободу, отсутствие рамок, для того, чтобы простимулировать творческий процесс.

Терапия графикой и живописью возможна без помощи уроков специалиста-художника, потому что цель ее - не в создании истинных произведений искусства, а в стремлении выяснить, подчеркнуть свою индивидуальность при помощи кисти, карандаша, фломастера и красок.

Бурно выделяет такие механизмы терапии графикой и живописью:

Рисование может быть так же доступно в любом месте пациенту, как и запись в книжку, и оно приносит нередко такое же мгновенное симптоматическое смягчение душевной напряженности, как и ведение дневника;

Постоянно рисующий пациент невольно, по привычке уже, приглядывается к краскам и линиям вокруг, и таким образом постоянно целебно выясняет свою духовную индивидуальность и "привязывается" к окружающему;

Писание красками, смешивание красок, рисование пальцами и ладонями на большом листе обостряет, "поджигает" блеклую чувственность дефензивных пациентов и способствует еще большему "привязыванию" их к жизни;

Лечебно-творческий рисунок в группе на заданную тему, например, "Дом моего детства", дает возможность сразу же, через несколько минут рисования, в выставленных вместе рисунках увидеть каждого члена группы и яснее - самого себя через сравнение с другими.

Врач и медицинская сестра прежде всего должны сами показать в группе, как это просто - нарисовать свое. Для этого требуется только вдохновенное стремление передать свое переживание, не задумываясь над тем, как это сделать. Смысл и рефрен при этом- мы рисуем (пишем, фотографируем) для того, чтобы лучше видеть мир и себя в нем. Бурно рекомендует делать все это со снисходительно-теплым отношением к неумелости рисовальщиков, кратко, но серьезно поддерживать робких пациентов, заглушаемых стыдливым малодушием ("Где уж мне!" , "У меня нет воображения" и т.д.)

Темы для рисунков и картин, равно как и темы для рассказов и эссе, могут быть самыми разнообразными. Главное - выразить себя. Это могут быть "Пейзажи моего детства", "Цветок, который мне нравится", "Животное, которое мне по душе", "То, что мне неприятно" и пр.

Целесообразно рассматривание в группе альбомов по древнегреческому, древнеегипетскому, древнеримскому искусству, чтобы пациенты могли сориентироваться, что им созвучнее, куда каждый из них ближе по собственной своей характерологической манере рисунка.

Нередко приходится помогать пациентам выбираться из формалистических "клеток", в которые они прежде уже заперли свою духовную индивидуальность. Например, дефензивные в отличие от нравственно-пустых психопатов, выхолощенно-манерных шизофреников наполнены переживанием неполноценности, нравственными заботами, им есть что сказать людям тепло, от души. Однако, боясь раниться, некоторые из них уходят в стихийном творчестве в эстетски-холодноватую формалистичность изображения, копирование чужих картин, и эти заборы-маски не столько прячут от людей их муки, сколько усугубляют душевную напряженность, затрудняют общение с людьми. В таких случаях, нужно помочь пациенту работать именно по-своему, искренне, проще. одухотвореннее, рассказывая именно о своих собственных сокровенных переживаниях.

Иногда пациента необходимо "выводить" в рисование или писание из его особенных, живых интересов. Так, к примеру, пациент, охваченный древнеисторическими размышлениями, начинает рисовать мамонтов среди первобытной природы.

Нередко потянуться к графике или живописи помогает чтение литературы о видах и жанрах изобразительного искусства, о технике исполнения и материалах. Та, нелюбопытный, рассеянный дефензивный пациент, узнав, что духовно близкие ему картины написаны пастелью, разглядев в группе впервые пастельные мелки, пробует порисовать ими и увлекается.

Психастеникам без музыкального слуха и интереса к музыке показано сочетать слушание музыки с рисованием картин, с просмотром художественных слайдов, созвучных данному музыкальному произведению. Ведь психастенику свойственно конкретно представлять, что там, "в музыке", происходит. Творческие образы, которые при этом возникают, не просто интересны - они целительны. Также помогает пониманию музыки и вчувствованию в нее и чтение мемуарной литературы о композиторах.

Дефензивные шизоиды часто воспринимают музыку без всяких представлений - так звучит как бы сама душа. Шизоиду, напротив, параллельные занятия будут мешать слушанию музыки, отвлекать и даже раздаржать.

Исходя из собственного опыта, Бурно предлагает следующую систематику музыкального созвучия в зависимости от клинических групп пациентов:

Дефензивным циклоидам обычно созвучны Моцарт, Глинка, Россини, Штраус, Римский-Корсаков, Шуберт, Кальман, Равель, Стравинский.

Дефензивным шизоидам - Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Бетховен, Паганини, Лист, Григ, Шопен, Вагнер, Чайковский, Верди, Шостакович.

Психастеникам - Вивальди, Глинка, Сен-Санс.

Дефензивным эпилептоидам - Мусоргский, Бородин, цыганские романсы.

Пациенты, более склонные к музыке, обычно и более расположены к поэзии. Однако, Бурно советует время от времени в любой лечебной группе слушать музыку с одновременным чтением вслух специально подобранных к мелодиям стихов, пытаясь усиливать таким образом целебно-музыкальное переживание поэтическим.

7. О показаниях и противопоказаниях к терапии творческим самовыражением.

Этот терапевтический прием показан широкому кругу дефензивных пациентов.

Абсолютным противопоказанием считается глубокая психотическая депрессия с суицидальными мотивами. Пребывание таких больных в группе творчески самовыражающихся людей может усугубить чувство депрессивной безысходности, выключенности из жизни и подтолкнуть к суициду (в том числе и через продуманную с помощью записей в дневнике подготовку к уходу из жизни).

Противопоказанием считается также дефензивные малопрогредиентно-шизофренические случаи, когда пациенты упорно сообщают, что становятся в процессе лечения все более "хрупкими", ранимыми, лечение будит радостные надежды - и только больнее от всего этого "удары жизни". Дома так плохо, так серо, холодно-равнодушно. "Лучше бы и не знать этого контраста!"

Противопоказанием (относительным) служит бредовая и сверхценная настроенность больных с тенденцией к бредовой интерпретации учения о типологии характеров во вред больному и окружающим его людям. А также различные психопатологические состояния, противоположные по своему содержанию дефензивности: истерическая и эпилептоидная психопатия с агрессивными тенденциями без всякого чувства неполноценности.

Отдельные моменты терапии творческим самовыражением Бурно советует использовать в работе участкового психиатра и любого врача-лечебника.

Терапия творческим самовыражением имеет и свои психогигиенические формы в здоровой повседневности. Это вполне актуально при современном уважении ко всякому творчеству, при нынешней распространенности субклинических, в том числе и дефензивных, расстройств, при необходимости массовой творческой увлеченностью предупреждать разнообразные душевные расстройства, алкоголизацию, наркотизацию, токсикоманию подрастающего поколения.

Из терапии творческим самовыражением по методу Бурно можно немало почерпнуть для психологии и педагогики с существенной выгодой для общества в целом.

Таким образом, мы рассмотрели одно из современных направлений отечественной психотерапевтической школы, базирующееся на глубоком анализе лечебно-коррекционных механизмов, проявляющихся в ходе изобразительной и иной творческой работы, а также в ходе обсуждения созданных произведений в группе или с терапевтом. Мы увидели, что за счет подключения интеллектуальных и творческих операций происходит облегчение психотерапевтического контакта и доступа врача к психопаталогическим переживаниям пациента, что в свою очередь помогает ассоциативно-коммуникативной адаптации пациента, его наибольшей вовлеченности в жизненный процесс, пониманию и принятию себя и окружающих, а, следовательно, и всему лечебному процессу в целом.

Гениальность проявляется вдруг не при потугах изобретений "сюжетов", целенаправленном «делании искусства», а в смелом следовании своему внутреннему голосу – самовыражении.
Самовыражение, на мой взгляд, - основной авторский "прием" Лермонтова, Есенина, и в лучших вещах у Пушкина. Именно в моменты полного внутреннего раскрепощения и сосредоточения, одновременно, и появлялись их гениальные произведения.

«Искусство» вообще понятие ложное. Интересно и важно самовыражение личности, а не «искусство». Не даром «искусство» и «искусственное» слова однокоренные. Всякие искусственные произведения только заморачивают людям головы. Нужно писать без какой-либо заданности – идеологической, религиозной, партийной, профессиональной…

«Искусство» всегда «служит» кому-то. Самовыражение, по природе своей, не продается и не покупается.

Искусство и народ – понятия несовместные. Искусство – искусственное, народ – натурален.
Лично я – вместе с народом, а не вместе с «искусством».
Только самовыражение на почве народности живет и остается в веках. Все искусственное отпадает и забывается за ненужностью.

Человек – шедевр материи ею созданный для дальнейшего саморазвития. Занимаясь «искусством», человек уходит от своего основного предназначения – органичного творения мира.
Творчество – самовыражение, созидание себя и окружающего.
Искусство – копирование, подражание, все искусственное.

«Разница между искусством и человеком»?
Это – из разных понятийных рядов. Все равно, что сравнивать творца с кисточкой.

«Искусство и самовыражение»

Очень верно заметили, у слов есть несколько смыслов. Под «самовыражением» (не «выражением» от «выражаться») я понимаю именно «воплощение», себя воплощение, проявление и запечатление. Именно эти смыслы, процессы считаю для себя главными.
«Искусство» - более расплывчатое понятие. Под «творческой художественной деятельностью» можно понимать очень много чего - начиная от ремесленничества на фабриках детских игрушек до профессионального графоманства и, в общем, чего угодно. Значение «отрасль» из словаря в контексте миниатюры вообще не причем. «Система приемов, мастерство»? Это не цель, а средство - опять-таки для самовыражения. «Сноровка и ловкость» - все для того же…
Спасибо за попытку подойти к вопросу академически. Но не могу с Вами здесь согласиться по существу.
Мне кажется, высказанная мной мысль довольно принципиальна. Не слишком ли много в нашей жизни «искусства» в смысле - «искусственного»? И чересчур мало настоящего самовыражения, личностей неповторимых?
В словаре, по сути, дается понятие «массового искусства» и ничего не говорится об искусстве быть человеком и в качестве жизненной цели своей добиваться именно самовыражения, а не какой-то расплывчатой «творческой художественной деятельности».
Может, я не достаточно ясно выразился… Думаю над этим вопросом. Еще раз спасибо за проделанную работу.

Рецензии

Здравствуйте, Виталий!

Меня лично глубоко "тронуло" Ваше философское эссе. Именно, так я воспринял Ваш Текст, как философские размышления о творчестве. Наверное, потому меня так "задело за живое" в Ваших размышлениях, что сам лично много размышлял над теми же религиозно-философскими размышлениями. Как, например, "что есть творческий дар в человеке?", "что есть творческий акт человека?" или "что есть творчество само по себе, как не только процесс во времени, но и как некое действие внутри "экзистенциального времени"?"...

На все или почти все вопросы, которыми задается человек для самого себя и самому себе, есть ответы у профессионалов-ученых (как, например, по вопросам воображения и свободы, в проблеме сублимации и профанации, и т.д.

Но как Вы верно заметили в своих размышлениях (здесь я перефразирую Ваши мысли), что человек из народа, выучившись "искусству" мыслить и научившись изящному стилю у профессоров-ученых, все же не найдет у них того ответа на свой сокровенный вопрос о самом себе, как "почему и для чего я творю?". Потому что ученые говорят о многом и объясняют многое в жизни, в том числе и в жизни "искусства", но и они не затрагивают самое главное в человеке-творце, а именно, вИдеть его, как живую личность. Поэтому человек, чувствующий нечто в себе, обращается к тем, кого называют "одинокими мыслителями", например, к таким как Лев Толстой, В.В. Розанов, Лев Шестов и Николай Бердяев, которые пишут о какой-либо проблематике не потому, что "так нужно" и "так требуется: обществом, положением, обстоятельствами", а потому, что сам горит вопрошанием про последние вопросы существования самого себя, как "откуда я и куда иду?"...

Над вопросом, что Вы здесь, Виталий, размышляете, размышляли многие мыслители и по-своему "разрешали" эти "последние вопросы" "творческого существования"... Интересные мысли в эссе Л.Толстого "Что такое искусство?" или в книге Николая Бердяева "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики", которые в своей проблематике во многом пересекаются с теми вопросами, что Вы здесь рассматриваете... И еще до Л.Толстого и Н.Бердяева вопрос о творчестве ставил А.С. Пушкин в маленьких трагедиях, как "Моцарт и Сальери"... И ведь Пушкин в стихах и поэтически изобразил, обрисовал и в своем изображении поставил вопрос о подлинном творчестве (или вопрос о гениальности) и об ремесленничестве "искусства" (вопрос о Сальери)...

Ваше утвердительное размышление о существе и критерии подлинного творчества во многом отвечает на вопросы и такую проблематику, как, например, "что считать за подлинную поэзию" и "кто Есть подлинный поэт?"... И вопросы эти не просто риторические, а глубоко историософские... Например, в интеллигентских кругах до сих пор любят профанировать то, что вышло не из их "кружка", и восхвалять лишь свое, "традиционное", "стилистическое". И говорю сейчас, конкретно, про В.Высоцкого или И.Талькова, В. Цоя или Б.Гребенщикова и мн. др., которые по заверениям некоторой "интеллигенции" (которые признают только таких как Бродский и других, вышедших из их "кружка") вовсе и якобы совсем не являются поэтами. И вот вопрос: а какова мера и кто определяет уровни и степени этой меры, чтобы решать, что вот этот человек есть поэт, а тот вот так себе посредственность"...
Сколько я знаю из истории литературы, то поэты и писатели всегда друг друга "поносили" и умаляли значение другого. Поэтому некоторые "интеллигентские круги" так схожи с каким-нибудь таинственным орденом, который решает, что вот этот будет называться "поэтом", а вот тот нет, ибо, по их словам, "стилистика не та, да и просто посредственность"...
А ведь сколько же творческих талантов эти "судьи" от "интеллигенции" загубили и задушили в зачатках, не дав человеку созреть и развернуться творчески???
И в вопросе "подлинного творчества" я с Вами, Виталий, согласен, как в утверждении критерия - непосредственности самовыражения. Именно, в этом и суть творчества таких творцов, как Моцарт, Пушкин, Высоцкий и Цой, в отличии, например, от таких "типов" людей, как Сальери, которые лишь заботятся о совершенстве стиля, формы искусства, и в этом отношении для "людей искусства" само "искусство" есть некая забава, игра в слова, софистика, или "искусство только для и ради искусства", то есть, другими словами, самый смысл "искусства" для них лишь в совершенстве продукта "искусства", как лишь создание совершенного "продукта культуры", как "объекта искусства", оторванного от живой жизни самого человека-творца... Вот в чем вопрос, над которым размышляли Гоголь, Достоевский, Толстой, Бердяев, Франк, Вышеславцев, как в вопросе о подлинном критерии истинного творчества...

Ваше утверждение вызывает во мне некие близкие, синтезующие чувства, но и, одновременно, нечто отталкивающее, а именно в том, что Вами сказано:

"Искусство и народ - понятия несовместные. Искусство - искусственное, народ - натурален. Лично я - вместе с народом, а не вместе с "искусством"... Только самовыражение на почве народности живет и остается в веках. Все искусственное отпадает и забывается за ненужностью..." (Виталий Иванов).

Я бы не стал делать таких резких разграничений, как между "искусством и народом", ибо всё намного сложнее, чем кажется нам и представляется. Именно, эту дихотомию, как духовную болезнь общества и в обществе, и пытался преодолеть через творчество Федор Михайлович Достоевский. Но проблема очень глубока и очень опасно для общества ставить границу-стену между народом и искусством, если под "искусством" разуметь интеллигенцию. Ибо Достоевский всю свою творческую жизнь и направлял к тому "желанному Синтезу-образу", в котором непосредственно, на началах любви соединятся "народность-самовыражение и интеллигенция-искусство" в своем служении образам и ценностям Возвышенного, Всевышнего... Но как мы знаем, что именно над этой "желанной мечтой" Достоевского, что ("Мир красотой спасется"), и смеются со всех сторон, как над "идиотом", и умаляли и умаляют значение "мечты" Достоевского. И доумалялись, досмеялмсь до революций социальных и до братоубийств...

Как Вы говорите:
"Искусство" всегда "служит" кому-то...". Но вот в том-то и вопрос, что КОМУ "служит" "искусство", человек-творец?..

И верно, по Вашему слову, что "самовыражение, по природе своей, не продается и не покупается...". Но весь вопрос в том, что какова творческая "природа" человека, как и его творческая свобода???
И еще маленькое замечание, как: творчество-самовыражение не только есть "созидание себя и окружающего", но и преображение себя и мира с помощью Божьей, ибо без Бога человек не "творец", а разрушитель, "и творити ничего не может", но только разрушать и губить, профанировать...

Ибо как по слову С.Л.Франка:
"Где нет творчества, там нарастает ненависть"...
С уважением,

Спасибо за Вашу рецензию!
Большинство из указанных Вами художественных произведений, критики, источников я читал. Но не имею постоянной практики свободного оперирования цитатами, именами… и, как вы, думаю, поняли, всегда предпочитал - и не изменяю здесь своих предпочтений – излагать свои мысли, а не чужие, своими словами. Хотя понимаю, конечно, нет ничего абсолютно нового под Нибирой:) Наверняка я с кем-то пересекаюсь и… тем не менее. :) Всё-таки и в неосознанных компиляциях, представляется мне, таковым образом я выражаю себя в большей степени, нежели сознательно идти от источников, ссылок на других авторов, подборе цитат.
И в смысле именно самовыражения в противопоставлении искусству такой путь предпочтительнее. :)

Самовыражением, а не искусством, если вдуматься – спасибо Вам за наводку на мысль! – является и вся страница моя. Потому как до искусства ей далеко, безусловно. :) А вот самовыражения – более чем. :)

И, видимо, верный путь – начинать с самовыражения, а потом переходить к искусству оформления его для потребленья другими. Вот на это, увы, времени у меня не всегда хватает. Сложилось так, что поэзия, философия, литература, являясь главными для моего разума приоритетами, по жизни не являются основными моими занятиями – у меня техническое образование, специальность и возможности зарабатывать. :)
Впрочем, это даёт мне некоторую независимость. От искусства. :)

Я не противопоставляю народ и интеллигенцию. Да и что значит мнение одного человека? Навязать его невозможно. Я же не Президент. :)
Я – не отделяю себя от народа и не противопоставляюсь кому-то. Противопоставляются те, порой, кто занимается «искусством» - так называемые, сами себя иногда называющие «выходцами из народа». Куда они вышли? К кому? :)

Вынужден на этом пока закруглиться. Однако вернусь. Вы поставили несколько интересных вопросов, и, может быть, я попробую ответить на них, в меру своего разумения. :)
С уважением,

Под творчеством, безусловно, можно понимать довольно-таки разные вещи, состояния, действия, действа. :)
В одну группу можно свести всё, что называется вдохновением, озарением, прозрением. Свободный поток сознания, неотягощенный никакими внешними ограничениями, соображениями. При этом выдающий некий результат позитивный – гениальные наброски художественных произведений в поэзии, музыке, где угодно, новые вИдения, мысли, идеи…
Вторая группа – всё, что касается технологии создания нового, последовательное, целенаправленное художественное оформление, ремесло, доведение продукта до общепринятых канонов в искусстве, науке, культуре.
И всё это – творчество.
Второе возможно без первого, но интереса не представляет ни для кого – Мира, Бога и человечества.
Плоды вдохновения и озарения надо доводить до ума, т.е. до приемлемой формы общепринятых восприятий. Иначе, они потеряются.

Что касается самовыражения, выражения своего «я»…
А может быть, мы не себя выражаем, а через нас мир себя выражает? Через нас разговаривает материя, высказывает, выдает сокровенные тайны свои. Через поэта, композитора, художника и даже любого человека, по сути. Но! Человека как бы забывающего о своем «я», о своем эго, не думающем о том, что надо сказать, а говорящего совершенно свободно. :)
Ничего больше не надо. Если стоит проблема, надо её решить, и не важно кто ты, что с тобой будет, что подумают окружающие, насколько поступок твой, действие будет вписываться в общепринятые каноны. Ты – инструмент материи в познании и развитии мира, ничего более. Высший уровень в иерархии самосознания мира.
То же самое, полагаю, происходит и когда конкретной проблемы, казалось бы, нет. Но! Видимо есть некий в информационном поле накопленный потенциал, который миру надобно раскрыть. И вот тогда открывается «окно» к небу, мировой душе, общим информационным полям, в ноосферу – назвать можно как угодно. Через человека готового быть посредником. Именно что не думающем о своем «я». И чем больше степень отрешенности от своего «я», тем чище канал и гениальнее произведенье на выходе. Заготовка произведения.

А выражать своё «я»… а что там, собственно, выражать? :) То, что в тебя вложила Природа, цивилизация? Нет, ты не цель, только средство.
Конечно, при оформлении произведения искусства, чего угодно накладываются индивидуальные особенности этого «средства». Так же, как карандаши или ручки пишут по-разному, но не более. :)

Вот пока несколько соображений.
Спасибо Вам за параллели между моими неоформленными должным образом размышлениями и высказываниями классиков, великими именами. Это дорогого стоит. Приятно и мне весьма интересно. Не скрою:)

С уважением,

Материя, составляющая вселенную, в вечном движении и взаимодействии сама в себе создает новое. И, в том числе, - новое в человеке. Мы с удивлением ощущаем таинственную творческую силу, выпирающую из нас, желающую прорваться наружу. Мы должны дать ей осуществиться, раскрыть оболочку нашего "я", презреть собственные границы, дабы изнутри нас, как из своего самого совершенного органа, свободно творила Вселенная.
Можно было бы сравнить "я" со скорлупой, из под которой проклевывается птенец. Или множество "я" - с множеством разноцветных воздушных шариков: внутри и вовне их - в общем, одно и то же. А может быть, "я" - упаковка сложнейшего из приборов: раскройте ее и включите прибор!..
Таких образных аналогий можно найти множество. Однако главное - не забывать, что наличие "я" - необходимая форма развития множественности, самораскрывающегося творческого функционирования все более сложного единого Целого. Поэтому, нельзя разрушать свое "я", но надо делать его как бы прозрачным для мощной творческой силы, бурлящей внутри человека.
"Я" должно служить тончайшей мембраной, пропускающей во внутренний мир все необходимое для его плодотворной работы и, наоборот, из внутреннего мира вовне - все созданные сокрытым внутри чудом сокровища.
Под личиною "я" - то же, что и везде, всеобъемлющее, объективно свободно идущее сквозь него всеединство. Мир един внутри и вовне человека. Однако внутри нас - наиболее развитая, сложная его часть. Наличие "я" - одно из граничных условий жизнедеятельности и развития наиболее сложных форм многообразного мира, оно - инструмент их самозащиты. Эти динамичные формы несут в себе мощный творческий потенциал, именно через них происходит саморазвитие и самопознание Вселенной сегодня. Надо суметь сохранить свою форму, свое "я". Но, повторю, надо сделать его прозрачным, открыть окна сердца и разума свободным потокам творческих сил. От преобладания эгоизма, подавляющего все лучшее в человеке, перейти к преобладанию альтруизма, осознав наше полное единение с миром - единство с ним, но не растворение в нем!
28.03.2013 21:09 Заявить о нарушении

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.