Закон и право

Деятельности на товарных рынках закон. С изменениями и дополнениями от

Ст. 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее: УК РФ) закрепила такой новый состав преступления, как манипулирование рынком. Формулировка соответствующей уголовно-правовой нормы представляют известные трудности для правоприменителя, поскольку для уяснения ее смысла ему требуется обращение к большому количеству нормативных правовых актов, составляющих предпринимательское законодательство (включая конкурентное, банковское, биржевое, о ценных бумагах и проч.). Проблема манипулирования рынком в уголовно-правовом аспекте является малоизученной. Комментарии к ст. 185.3 УК РФ весьма кратки, в юридической литературе данный вопрос освещается, как правило, фрагментарно и однобоко. Между тем исследование недобросовестных рыночных практик крайне необходимо в целях их эффективного пресечения и реального обеспечения такого принципа функционирования рынка, как информационная прозрачность. Последняя весьма важна для сохранения целостности рынка и доверия к нему инвесторов.

Обратимся к толковым словарям. Термин «манипулирование» имеет латинское происхождение (manus - рука). Когда-то так назывались специальные подразделения римской армии, - гибкие, подвижные, свободные в выборе форм и средств наступления. Постепенно термин «манипулирование» прижился в различных областях научного знания. Экономический словарь трактует данное понятие как «порождаемое с помощью рекламы распространение информации, слухов для воздействия на покупателей, потребителей с целью создать желаемую ситуацию на рынке». Как видим, в понятие «манипулирование» вкладывается отнюдь не положительный смысл. Манипулирование предполагает воздействие на покупателя (потребителя) в интересах манипулятора, которые, конечно же, не совпадают с интересами лиц, в отношение которых осуществляется воздействие (в том числе путем распространения ложной информации). Словарь телекоммуникационных технологий полагает, что это «совокупность операций, связанных с преобразованием, переработкой и передачей данных». Безусловно, при манипулировании основной инструмент - это информация, с которой совершаются различные действия, целью которых является заставить лиц, в отношении которых осуществляется воздействие, вести себя определенным образом. В Энциклопедическом словаре педагога говорится, что манипулирование - «гибкая тактика управления кем-либо или чем-либо, характеризующаяся как ловкость, граничащая с мошенничеством. Так, манипулирование общественным мнением состоит из спекуляций интересами, использования «слабых» мест, передергивания фактов и их подтасовки, подкупа людей, полуправды, игры на людских ожиданиях, заинтересованной расстановки фактов, искажения их смыслов, а также посредством использования психотропных веществ и приемов суггестивного программирования человеческого поведения». Манипулирование «опирается не на реальное положение вещей, а на мнимое, символическое или желаемое». Полагаем, данное толкование понятия «манипулирование» представляет значительный интерес. Манипулирование имеет своей целью управление, причем управление, которое включает в себя весьма негативные элементы - оно осуществляется с помощью ложной информации, в противном случае вряд ли было возможно заставить лицо действовать определенным, желательным для манипулятора способом.

В современном Толковом словаре русского языка говорится, что манипулирование «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями», «скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору одностороннее преимущество», «система способов и приемов идеологического и психологического воздействия на массовое сознание людей с помощью СМИ с целью внушения им каких-либо идей», «использование кого-либо или чего-либо в своих - обычно неблаговидных - целях». Таким образом, мы видим, что манипулирование - это воздействие на людей с помощью информации ложного характера в целях управления их поведением для получения манипулятором односторонних преимуществ. Манипулирование рынком можно определить как незаконное воздействие на субъектов рынка с помощью информации ложного характера в целях управления их поведением манипулятором из корыстной или иной личной заинтересованности. Отдельные характеристики манипулирования, предлагаемые в словарях, были использованы отечественным законодателем. Термин «манипулирование» - вполне юридический и не так уж редко встречается в действующем российском законодательстве. Термин «рынок» часто используется законодателем, однако нужно учитывать тот смысл, который вкладывается в данное понятие в том или ином случае.

Обратимся к нормативным правовым актам, в которых встречается словосочетание «манипулирование рынком».

Так, ст. 15.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как и ст. 185.3 УК РФ, именуется «манипулирование рынком», правда, кодекс не дает расшифровки данного понятия и устанавливает административную ответственность за указанное действие, если оно «не содержит уголовно наказуемого деяния», отсылая, таким образом, к уголовному закону. В ч. 1 ст. 185.3 УК РФ говорится, что манипулирование рынком - «умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере».

Таким образом, мы видим, что законодатель делает акцент на умышленный характер манипулирования (да и как можно манипулировать рынком без умысла на то?). Перечень действий, криминализируемых кодексом, не исчерпывающий, что в целом неплохо, поскольку позволяет законодателю периодически вносить изменения не в УК РФ, а в законодательство о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, которое, конечно, куда более чутко реагирует на общественные изменения и появление новых недобросовестных рыночных практик. К тому же состав преступления, исходя из формулировки уголовно-правовой нормы, является материальным - цена, спрос, предложение, объем торгов должны отклониться от уровня или поддерживаться на уровне, существенно отличающемся от такого, который бы сформировался, если бы не совершалось указанных в законе неправомерных действий. Вдобавок такие действия должны причинить крупный ущерб либо принести существенную выгоду правонарушителю в виде извлечения «излишнего дохода» или «избежания убытков в крупном размере». Интересно, что в странах Европейского Союза понятие «манипулирование рынком» является составной частью понятия «рыночное злоупотребление» и тоже раскрывается путем простого перечисления соответствующих действий, квалифицируемых как манипулирование. В законодательстве США единого понимания данного явления нет, поэтому, как и в Европе, законодатель предпочел установить перечень деяний, подпадающих под данный состав правонарушения. По этому пути пошел и российский законодатель. Однако Е.В. Емельянова подметила важную особенность российского законодательства о манипулировании рынком по сравнению с западным: в ст. 185.3 УК РФ имеет место указание на наступившие последствия совершения правонарушения. Только тогда его можно квалифицировать как преступление. Это, с одной стороны, позволяет сузить сферу уголовных запретов. Исследователи, впрочем, все же отмечают, что «метод перечисления» нельзя назвать удачным, и законодателю было бы лучше попытаться определить понятие «манипулирование рынком», а также указать конкретные критерии, которым должны отвечать действия, квалифицируемые как правонарушение.

Так, в уголовно-правовом смысле можно определить манипулирование рынком как уголовно наказуемое противоправное умышленное воздействие на субъектов рынка с помощью распространения информации ложного характера либо совершения иных противоправных действий, запрещенных законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в целях управления их поведением из корыстной или иной личной заинтересованности.

Как видим, данное определение понятия все равно будет чрезмерно общим и потребует конкретизации через перечисление способов воздействия на рынок и обращение к специальному законодательству. Но в то же время такое легальное определение поможет правоприменителю составить представление о сущности совершенного деяния без его излишнего загромождения дополнительными квалифицирующими признаками.

Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 5 путем перечисления определяет действия, относящиеся к манипулированию рынком:

  • 1) умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;
  • 2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
  • 3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
  • 4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
  • 5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;
  • 6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;
  • 7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации.

В части 3 указанной статьи закона говорится, что не являются манипулированием рынком действия, определенные пп. 2-6 ч. 1 настоящей статьи, которые направлены:

  • 1) на поддержание цен на ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом или лицом, обязанным по ценным бумагам;
  • 2) на поддержание цен в связи с осуществлением выкупа, приобретения акций, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов в случаях, установленных федеральными законами;
  • 3) на поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли.

Подводя итог, следует отметить следующее.

Четкий понятийно-категориальный аппарат ст. 185.3 УК РФ совершенно необходим для успешной деятельности правоприменителя, поскольку от этого зависит возможность реальной защиты прав добросовестных участников рынка (товарного, валютного, финансового). В настоящее время кодекс дает определение понятия «манипулирование рынком» через перечисление уголовно наказуемых действий, оставляя перечень не исчерпывающим и делая отсылку к специальному законодательству. Считаем возможным предложить общее легальное определение понятия «манипулирование рынком» - это уголовно наказуемое умышленное воздействие на субъектов рынка с помощью распространения информации ложного характера либо совершения иных противоправных действий, запрещенных законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в целях управления их поведением из корыстной или иной личной заинтересованности.

Также следует учитывать, что недобросовестные рыночные практики не статичны, а постоянно меняются, поэтому законодатель должен быть достаточно дальновиден и оперативно реагировать на появление новых видов манипуляционных действий. юридический экономический преступление

Для этого среди прочего необходимо внимательно отслеживать судебную практику применения ст. 185.3 УК РФ. Пока такой практики, к сожалению, нет, и о тенденциях говорить рановато.

Библиографический список

  • 1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
  • 2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА М, 1999.
  • 3. Невдяев Л.М. Телекоммуникационные технологии. М.: МЦНТИ, 2002.
  • 4. Безрукова С.В. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: УГППУ, 2000.
  • 5. Ефремова Т.Ф. Новый толковый словообразовательный словарь русского языка. М.: Дрофа, 2000.
  • 6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 02.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1.
  • 7. Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse) // Official Journal L 096, 12/04/2003. P. 0016-0025.
  • 8. Емельянова Е.А. Правовые последствия манипулирования информацией на рынках: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2013. С. 11-12.
  • 9. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 №224-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2010. №31. Ст. 4193.

В данной статье рассказывается про ст 185 ч 3 УК РФ. Что это за статья и какие могут быть последствия. Практически любое изменение и недостоверная поправка в проспекте ценных бумаг, где также могут быть якобы утверждающие или даже подтверждающие факты считаются уголовно-наказуемым делом в соответствии со Ст 185 ч 3 УК РФ.

Любая поправка в проспекте разных ценных бумаг, где могут быть внесены непроверенные информации, которые являются возможным утверждением недостоверных информационных данных, а также в виде уведомления об итоговых результатах. Все это будет приравниваться размещению ценных документаций, выпуск которых не смог пройти госрегистрацию. Но даже при этом деле есть свои исключительные моменты, особенно когда закон России, относительно ценных документов практически не предусматривается госрегистрация начального выпуска ценных бумаг, если даже все эти действия могут причинить особо большой урон всем гражданам, учреждениям и даже страну. Практически все это наказывается определенной суммой в виде штрафных выплат, или же в общем объеме трудовой деятельности или других вариантов уголовного наказания, которые могут быть назначены только судебными организациями. Здесь же может быть принято решение для определения срока на всю ответственность по Ст 185 ч 3 УК РФ.

Это все те же действия, которые осуществляются организованной группировкой людей по заранее подговоренному плану. Все члены данной преступной группировки понесут наказание в виде лишения свободы, или же выплатив крупную сумму штрафа избежать данной участи. Но в любом случае, любое наказание будет выбрано только через суд, к тому же именно здесь виновнику будет присуждено время, срок выплаты или отбывания наказания, а также общая сумма штрафа согласно со Ст 185 ч 3 УК РФ.

Примечание к Ст 185 ч 3 УК РФ

В виде большого урона, а также дохода в особо крупном размере предусматривается именно в статье 185 действующего законодательства, где также может быть признан урон, в общем объеме, который будет превышать 1 млн руб, но в качестве особо крупного объема в 2 млн руб.

Законодательные разъяснения к Ст 185 ч 3 УК РФ

В качестве непосредственных объектов преступного деяния считаются лишь общественные отношения, которые складываются на экономическом рынке ценных бумаг. Дополнительно ко всему данным объектом могут выступать только имущественные вопросы, интересующие всех граждан РФ, учреждений, стран.

Объективной частью преступного деяния могут быть охарактеризованы в альтернативном варианте и только по определенным действия, в виде крупного урона всем заинтересованным в этом лицам и основным признакам для создания связи между всеми деяниями, где также не исключаются последствия. В начальном пункте среди альтернативно-проявленных деяний закон предусматривает внесение в список проспекта ценных документов, где могли быть внесены недостоверные данные. Согласно с данным законодательством на экономическом рынке имеется дополнительно установленная Федеральным законом очередность деяний, которые также могут быть размещены в стат. No2.

Общий состав преступных деяний считается финансовым; преступление может быть признан законченным именно с того самого момента, когда будет причинено любое рассматриваемое деяние в особо крупном объеме, то есть, если общая сумма урона превышает одного миллиона рублей. Это же рассматривается в примечании Ст 185 ч 3 УК РФ. Под общим уроном в составе преступного деяния необходимо будет понимать совокупность действующего ущерба, который может быть понесен только при итоговом заключении различных сделок на экономическом рынке по отношению ценных документаций, выпуск которых обычно признается совершенно недействительным.

Так как закон в этом случае может признать выпуск данных бумаг недействительным, если даже при этом предусматривается возможность без рискованного возврата потраченных на нее средств. Но в других ситуациях получивший урон можно будет определить в виде невозвращенных эмитентом ресурсы, помимо исключительных моментов.

Субъективная часть преступного деяния может быть охарактеризована только в качестве прямого умысла.

Субъективная часть преступного деяния в данном случае является специальным. Если же в проспект были внесены совершенно недостоверные данные и им при этом оказывается сотрудник эмитента, который непосредственно работает над этим проектом. При любом утвердительном вопросе содержимого в виде непроверенной информации указанного проспекта или же определенного уведомления, но все это будет равным размещению ценных бумаг, которые не были выпущены, так как по каким-то причинам не прошли регистрацию в госучреждении.

И только квалифицированный вариант состава преступного деяния могут быть охарактеризованы как совершение преступного деяния целой группой людей.

В этой статье вы узнали, что такое ст 185 ч 3 УК РФ. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Манипулирование является попыткой продавать ценные бумаги по ценам выше или ниже тех, которые установились бы в результате нормального взаимодействия спроса и предложения. Манипулирование можно понимать как процесс искусственного изменения рыночных курсов ценных бумаг. Ф Аллен и Д.Гэл предложили следующую классификацию методов манипулирования:

1) манипуляция, основанная на действиях (связана с проведением действий, которые изменяют реальную или оценочную стоимость активов корпораций);

2) информационная манипуляция (связана с распространением инсайдерской информации или ложных слухов, которые приводят к падению или росту стоимости корпорации);

3) торговая манипуляция (связана с проведением операций по покупке или продаже крупных пакетов ценных бумаг корпорации. Используя этот метод, манипулятор не изменяет стоимость корпорации, так же как и не распространяет ложную информацию, которая может повлиять на ее стоимость).

Манипулятор – это крупный оператор фондового рынка, чьи операции оказывают влияние на уровень цен. Манипулятор (трейдер) пытается повлиять на текущий курс ценной бумаги покупкой крупных пакетов данной ценной бумаги и дальнейшей их продажей. При этом он не предпринимает никаких действий, которые могли бы изменить стоимость компании, и не распространяет никакой ложной информации, которая могла бы повлиять на текущую цену, а значит не нарушает существующее законодательство (ФЗ «О рынке ценных бумаг», п.2, ст.51).

На первый взгляд подобная операция не может быть прибыльной. Ведь когда трейдер начинает покупать, то и цена покупаемых акций начинает идти вверх. И наоборот, как только он решает нажиться и продать недавно приобретенные акции по возросшей цене, то одна только новость об этом мгновенно снижает цену до прежнего уровня. Тем не менее, современные фондовые рынки, особенно в России, не обладают достаточной степенью эффективности и зачастую не в состоянии мгновенно реагировать на изменившуюся конъюнктуру (т.е. цены не мгновенно отражают всю существующую информацию). Поэтому торговая манипуляция все же может приносить прибыль.

Обычно корпорация манипулирует рыночной ценой своих обыкновенных голосующих акций, обращающихся на открытом фондовом рынке, с целью максимизировать благосостояние своих акционеров. Нужно разделять номинальное и реальное благосостояние. Номинальное благосостояние измеряется в текущих рыночных ценах. Реальное благосостояние определяется в терминах ликвидационной стоимости позиции акционера (сумма денежных средств, оставшихся на руках у акционера после продажи принадлежащих ему акций). На таких высоколиквидных фондовых рынках, как NYSE или NASDAQ небольшие по объемам заявки на покупку и продажу ценных бумаг действительно могут быть исполнены по превалирующей рыночной цене без какого-либо воздействия на текущий рыночный курс. В этом случае номинальное и реальное благосостояние акционеров составляют одну и ту же величину.

Чем медленнее корпорация изменяет структуру своего капитала, тем менее уязвимой она оказывается для различного рода манипуляторов.

1. Манипулирование рынком, то есть умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой или причинившие ущерб в особо крупном размере гражданам, организациям или государству либо сопряженные с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания.

1. Крупным ущербом, излишним доходом, убытками в крупном размере в настоящей статье признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере — пятнадцать миллионов рублей.

2. Излишним доходом в настоящей статье признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей.

3. Избежанием убытков в настоящей статье и статье 185.6 настоящего Кодекса признаются убытки, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Комментарий к Ст. 185.3 УК РФ

1. Содержание специальных терминов, используемых при описании признаков объективной стороны деяния, определено в Федеральном законе от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012) , а также в ряде иных федеральных законов.
———————————
СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4193; 2011. N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6728; 2012 N 31. Ст. 4334.

2. Понятие финансового инструмента дано в ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 25.11.2009) , понятие иностранной валюты — в п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , понятие товара — в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5731.

СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

3. Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ к манипулированию рынком относятся как прямо упомянутые в комментируемой статье распространение через средства массовой информации или любым иным способом заведомо ложных сведений, совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и т.д., так и целый ряд иных действий. В этой же статье указанного Закона определено, при каких условиях названные действия нельзя отнести к манипулированию рынком.

4. Понятия «распространение информации», «операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами» разъяснены в п. п. 2 и 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ. Исходя из строгого толкования текста комментируемой статьи, а также п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ, под распространением заведомо ложных сведений следует понимать распространение любых сведений, а не только тех, о которых говорится в ст. 3 указанного Закона. Главное, что такие ложные сведения распространяются с целью наступления названных в комментируемой статье последствий первого вида (см. далее п. 7 коммент.).

5. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 14.06.2011) ; здесь же дано определение периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограмм и др.). Понятие информационно-телекоммуникационной сети раскрыто в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» .
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3535.

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

6. Термины «цена», «спрос», «предложение», «объем торгов» в законодательстве не разъяснены, поэтому они понимаются в том значении, которое следует из их грамматического толкования, но с учетом содержания, в котором они используются в экономической практике. В частности, согласно Википедии объем торгов на фондовом рынке рассчитывается как число акций, переходящее от продавцов к покупателям, т.е. как торговый оборот внутри дня. Очевидно, данные категории будут разъяснены в соответствующем документе ФСФР России (см. далее п. 8 коммент.).
———————————
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/объем торгов.

7. Состав преступления материальный. На определение момента окончания преступления влияет то обстоятельство, что указанные незаконные действия преступны при наступлении последствий нескольких видов: 1) цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных незаконных действий; 2) причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству; 3) извлечение излишнего дохода или избежание убытков в крупном размере. Последствия последних двух видов альтернативны друг другу, т.е. для оконченного состава преступления достаточно, чтобы наступило лишь какое-то из них.

8. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов таким финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных данной статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Таким органом является ФСФР России, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (в ред. от 05.05.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2011. N 36. Ст. 5148; 2012. N 20. Ст. 2562. См.: информационное письмо ФСФР России от 27.01.2011 «О мерах по реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9. Понятия крупного ущерба, а также излишнего дохода и избежания убытков определены в примеч. к комментируемой статье. В примеч. 3 упоминается инсайдерская информация, понятие которой дается в п. 1 ст. 2 и других статьях Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ. См. также: коммент. к ст. 185.6.

10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом к последствиям первого вида. По отношению к иным последствиям умысел может быть и косвенным.

11. Исходя из описания в ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ незаконных действий, относящихся к манипулированию рынком, субъект большинства данных нарушений может быть только специальным, например, им является заключающий сделки участник организованных торгов. Однако умышленно распространять любым способом заведомо ложные сведения с целью, вытекающей из содержания комментируемой статьи, может всякое лицо, следовательно, в последнем случае субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

12. О совершении преступления организованной группой см. коммент. к ст. 35. Иные квалифицирующие признаки определены в примеч. 1 к комментируемой статье.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

С изменениями и дополнениями от:

24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля, 26 июля 2006 г.

Москва, Дом Советов РСФСР

Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Конкуренция определена как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

Закон запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

Органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции.

Не допускается недобросовестная конкуренция.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г.)


Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования


Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона


Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона


Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ